Все мы с вами когда-то были маленькими и начинали изучать этот мир. Каждый делал это по-разному. Сначала, при первой встрече ребёнка с незнакомым предметом у малыша возникает к нему интерес и огромное желание его изучить. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наших маленьких граждан интересует абсолютно все. Чтобы ребёнок познавал этот мир, эму крайне важно постоянно узнавать что-то новое для себя и сопоставлять эту информацию с уже освоенным. Ведь детское восприятие мира постоянно меняется и сравнивается с тем, как воспринимают его самого.

Познание мира через игру

В раннем возрасте малыш познаёт мир через игру, поэтому очень важно научить его играть. Играя с новой игрушкой, ребёнок прежде всего проверит её вкус и прочность. Таким образом, он будет воспринимать и запоминать что можно делать с этой игрушкой, а отчего она сломается. Наблюдая за поведением и привычками взрослого, ребёнок начинает копировать его действия. Со временем, когда дитя подрастает и начнёт говорить, родители должны правильно ответить на все детские вопросы. Очень важно научиться разговаривать с ребёнком на одном языке, чтобы рассказать ему обо всём в доступной для его понимания форме. С детьми нужно много общаться, используя эмоции и жесты, ведь малыш будет учиться воспринимать мир именно через вас. Дети начинают относиться к вещам так, как вы относитесь к ним вы сами. Пугая ребёнка чем-то, вы формируете его подсознательно негативное восприятие к этому. Со временем дети смогут оценивать самостоятельно, поэтому не стоит навязывать своё мнение, а лучше интересуясь мнением ребёнка, стимулировать его восприятие и мышление. Этот способ максимального общения значительно укрепит его собственную самооценку как личности.

Как дети мыслят?

Дети мыслят по-другому, ведь научно доказано, ведь они воспринимаю то, что услышали с замедлением в 7 секунд. Для ребёнка время идёт очень медленно, так как у него намного больше энергии. Бытует мнение, что дети младше 8 лет учатся воспринимать окружающий их мир с помощью только одного из органов чувств. Эти чувства поочерёдно сменяют друг друга долей секунды, но вместе одновременно не работают. В результате ребёнок, принимает решение, полагаясь на тот орган чувства, который дал ему больше информации.

Часто дети одухотворяют не живые предметы. Это связано с тем, что у них богатое воображение. Чтобы разобраться во всём происходящем вокруг, ребёнок может наделять неживое всеми качествами живого. Так «дождь идёт», а в сказках животные умеют говорить. Да и сами родители часто внушают ребёнку, что игрушки разговаривают и чувствуют.

Памятка родителям

Не торопитесь изменить детское восприятие мира, ведь для ребёнка - это возможность хоть как-то понять непонятные для него вещи. Когда он подрастёт, разберётся что к чему, а может быть, и вам придётся эму помочь. Главная задача родителей – это воспитать достойного, умного и полноценного члена общества. Все мы социальные изначально и наши дети станут воспринимать окружающий мир под влиянием социума. Уделяйте больше времени общению со своими малышами и со временем вы удивитесь, насколько они восприимчивы и открыты.

К каким драматичным последствиям могут привести, казалось бы, совсем незначительные отклонения в традиционном образе отца? На что стоит обращать повышенное внимание жене, а чем можно пренебречь? Должен ли ребенок бояться отца? Должен ли отец играть с ребенком? В прежней семье ответы на эти вопросы казались очевидными. А теперь?

«Просто пап» не бывает

Во все времена образ отца был неотделим от какой-нибудь профессии. Даже на заре человечества в наскальных рисунках мужчины изображались в той или иной профессиональной роли: охотников, рыболовов, шаманов, воинов. Это был, так сказать, признак, сцепленный с полом. Признак сверхустойчивый, сохранявшийся на протяжении тысячелетий.

Очень часто профессии передавались из поколения в поколение, возникали целые династии кузнецов, горшечников, купцов, возниц. Зная, что им предстоит заниматься тем же самым, мальчики рано начинали интересоваться работой отца, подражали ему, перенимали разные профессиональные навыки.

Одновременно на протяжении тысячелетий отец оставался главой семьи. Оставался, прежде всего, потому, что был кормильцем, добытчиком. Но не приносил корм неизвестно откуда, «в клювике», а добывал в поте лица на виду у семьи.

Поэтому в подсознании современных детей, хотим мы того или не хотим, накрепко засела связь этих трех понятий: «отец» - «глава семьи» - «та или иная профессия». И размывание последнего понятия пагубно отражается на первом и втором. Отец перестает восприниматься как глава семьи. Ну, а «просто пап» в природе не бывает, это противоестественно. Значит, и от понятия «отец» остается пустое место.

Идеальный потребитель

Что происходит с образом отца, когда акцент с содержания работы переносится на заработанные деньги? Даже в оптимальном варианте, при условии, что денег достаточно много, отношение ребенка к отцу меняется в худшую сторону. Вместо интересной личности, занятой важным, сложным делом, он превращается для ребенка в орудие добывания денег, то есть фактически в нечто неодушевленное. Чувствуете разницу? Деньги же необходимы ребенку для удовлетворения каких-то своих потребностей. Иначе говоря, отношение к отцу становится потребительским - не случайно именно эта жалоба сейчас все чаще звучит из уст родителей.

Рассказы же о том, как тяжело даются деньги, зачастую вызывают у детей не сочувствие, а новый прилив раздражения. Взрослым кажется, что это именно их ребенок такой жестокосердный, а дело тут не столько в его человеческих качествах, сколько в привитых ему установках. Естественно, родителям становится обидно. Чем больше развиваются в ребенке потребительские инстинкты, тем труднее его любить. Особенно отцу, который не так пуповинно связан с детьми, как мать. В результате проигрывают все - семья может распасться.

Надо учесть и вот какое обстоятельство. Психология мужчин такова, что им для счастья мало одной только семейной жизни. Для мужчины крайне важно состояться как члену общества. Поэтому любимая работа нередко заменяет им практически все, никаких других интересов и хобби у них нет. И если содержание работы оказывается дома за скобками, ребенок видит какого-то скучного, серого человека, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване с газетой или сидит, уставившись в телевизор. Хорошо еще, если отец не найдет на стороне более заинтересованное общество, более теплую компанию!

Мамы склонны винить в этой внутрисемейной атомизации отца: дескать, он ребенком не занимается, не играет с ним и потому сын или дочь к нему равнодушны. У мужчины же снова копятся обиды, он справедливо считает, что им не интересуются, что он как человек семье не нужен.

Можно, конечно, сваливать вину друг на друга и до бесконечности выяснять, «кто самее». Но что толку? В таких случаях порочный круг обычно размыкается одним-единственным способом: уходом отца из семьи. Проигрывают опять-таки все, и прежде всего, ребенок. Ведь сколько ни убеждай себя, что ничего страшного в неполной семье нет, вон, мол, сколько детей растет без отца, факт остается фактом: в неполной семье гармоничное развитие ребенка практически невозможно.

Вот к каким драматичным последствиям могут привести, казалось бы, совсем незначительные отклонения в традиционном образе отца.

Жена в роли Пигмалиона

В современном обществе очень многое из того, что раньше давалось людям без особого труда, теперь дается ценой немалых усилий. Раньше дети в массе своей легко понимали, что надо уважать старших. Это было нормой, они с детства видели вокруг пример почтительного отношения к отцу и матери, к бабушкам и дедушкам. Кое-где в деревнях до недавнего времени мать с отцом принято было называть на "вы". Теперь же многие детско-подростковые журналы, книги, фильмы, старшие братья и сверстники дают нашим детям прямо противоположные образцы. Аналогичная трансформация произошла и с образом отца.

В традиционном обществе специально формировать образ отца было не нужно. К примеру, отец не по своей прихоти "назначал" себя на роль главы семьи, а становился главою в силу объективных причин: без него семья зачастую обрекалась на голодную смерть. Теперь же прожить без отца материально трудно, но вполне возможно. Что доказывает высокий процент матерей-одиночек.

В наши дни, когда мужские и женские роли зачастую смешиваются и перепутываются, идеальный образ отца нужно создавать. Сам по себе он у ребенка может не сформироваться. И здесь очень многое зависит от жены. Ведь ребенок прислушивается, прежде всего, к мнению своей матери, именно ее отношение к папе он перенимает.

На что, как мне кажется, стоит обращать повышенное внимание жене, выступающей в роли нового Пигмалиона, а чем можно пренебречь?

Отец - опора и защита

Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, - это чувство защищенности. В младенчестве его создает в основном мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят похваляться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих.

Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа - самая главная опора, самая главная защита вашей семьи. Даже если это не соответствует действительности!

Вы скажете: "Зачем? Ведь ребенок все равно увидит, что это не так". Однако взрослые сильно преувеличивают детскую проницательность. Мы часто приписываем детям "правильное", взрослое понимание событий и явлений, забывая о том, что ребенок в силу своей природы достаточно долго живет в мире, где очень много вымышленного, мифического, ирреального. Эта особенность детского восприятия, пожалуй, наиболее ярко проявляется в увлечении сказками.

В детях ярче проявлено коллективное бессознательное, они ближе к тому, что называется архетипическими, древними представлениями об основах бытия. А согласно этим представлениям, отец как раз является опорой, защитой, главой семьи. Поэтому ваши слова о папиной силе падут на взрыхленную почву. И наоборот, доказательства обратного даже самые веские - настолько нарушают архетипические представления о роли отца в семье, что будут только невротизировать ребенка. Ну, а в конечном итоге рикошетом ударят по вам.

Кроме того, ребенку отец, какой бы он ни был, все равно кажется сильным, ведь маленький ребенок по определению гораздо слабее взрослых. Так что вы в любом случае не погрешите против истины, подчеркивая папину силу.

К вопросу о «профпригодности»

О работе отца надо говорить как можно чаще и уважительнее (независимо от вашего реального к ней отношения!). Причем делать упор не на заработке или каких-нибудь сопутствующих благах типа льготных путевок, а на содержании, смысле того, чем занимается муж. Поскольку для ребенка пока все в новинку, ему любая работа может казаться очень интересной и важной. Надо только уметь ее правильно преподнести.

Помимо укрепления уважения к отцу, рассказ о профессиях выполняет еще одну важнейшую воспитательную функцию: дети учатся видеть не только внешние, но и внутренние, содержательные признаки взрослости. А какое впечатление о мужчинах складывается у нынешних ребят? Что можно почерпнуть из современной рекламы, телепередач, кинофильмов? Взрослые дяди курят, пьют пиво и водку, имеют большие мускулы, забористо ругаются, обнимаются с красивыми тетями, а всем остальным чуть что - дают в челюсть или стреляют в лоб.

Конечно, по сравнению со столь ярким художественным образом отец, работающий скромным научным сотрудником, да еще занимающийся каким-то совершенно непонятным делом типа исследования почв, будет проигрывать. Но если доходчиво рассказать ребенку, какие опыты он ставит, на какой сложной аппаратуре работает, какое важное направление науки разрабатывает и для чего это все нужно, ситуация в корне изменится. А если потом еще привести сына или дочь на работу и показать что-нибудь интересное! Такие вещи запоминаются на всю жизнь и оказывают огромное воспитательное воздействие.

Какие еще мужские качества важно подчеркивать, воспитывая у ребенка уважение к отцу?

Чтобы понять это, зададим себе вопрос: какие качества традиционно ценятся у нас в представителях мужского пола? Вопрос культурных традиций здесь очень важен. Скажем, в иудейской или протестантской культуре очень ценится бережливость, а в России такие мужчины не пользуются особой популярностью. Их считают скупыми. Или есть народы, высоко ценящие в мужчинax воинственный пыл, азарт, любовь к риску. Вспомните кавказскую джигитовку - в ней ярко отражены именно эти представления.

У нас же в мужчинах ценились и ценятся сих пор такие качества, как доброта и благородство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстность, готовность прийти на помощь другим, верность, стойкость, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Естественно, многие из этих качеств котируются и у других народов. Тут дело в сочетаниях, в нюансах, которые определяют народный характер.

Да, конкретные люди часто бывают далеки от идеала, но, согласитесь, какие-то из этих черт можно найти у каждого мужа. И, указывая в беседах с сыном или дочкой на папины достоинства, очень важно подчеркивать, что это не просто его личные особенности, а качества настоящих мужчин. Тогда у детей постепенно сформируются представления, которые впоследствии помогут им и в устройстве личной жизни.
Должен ли ребенок бояться отца?

Разумеется, отец не должен быть этаким букой, которым пугают малых детишек. Когда ребенок боится отца до дрожи в коленках, в этом нет ничего хорошего.

Сейчас, пожалуй, чаще встречается другая крайность: отец ведет себя чересчур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит. Причем матери даже порой считают это плюсом и с гордостью говорят: "У мужа с сыном прекрасные отношения. Знаете, муж у меня такой мягкий, покладистый, сын из него веревки вьет".

Им кажется, что мальчик развивает свои лидерские наклонности, а на самом деле ребенок лишается психологической опоры в лице отца и может вырасти своенравным, неуравновешенным, истеричным. Такой человек неспособен не то чтобы стать настоящим лидером - он даже не приучен умерять свои капризы. И, конечно, при малейшем столкновении с реальностью за стенами своего дома будет страдать. В подростковом возрасте, привыкнув всегда настаивать на своем, своенравный ребенок вообще может пойти вразнос. Практически в каждой семье возникают ситуации, когда удержать подростка от опрометчивого шага можно только силой родительского - в первую очередь, отцовского - авторитета. А если авторитета нет, и не было?

Поэтому побаиваться отца ребенок, по-моему, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безусловно, стоит стремиться, нужно, чтобы ребенок боялся отцовской грозы. Гроза же должна быть справедливой и разражаться не по пустякам, а только в крайних, критических случаях. Иначе она станет привычной.

Ребенку необходимо понимать, что на него, если он ведет себя плохо, есть управа. И лучше, если это родной, близкий человек, который наказывает любя. Ведь раньше или позже, но управа все равно найдется. Только она будет далеко не такой милостивой.

Должен ли отец играть с ребенком?

Многие жены считают это одной из важнейших отцовских обязанностей и выражают недовольство, если супруг норовит от нее уклониться. Однако мне такая постановка вопроса не кажется правильной. Начнем с того, что ребячьи игры - психологически нелегкое занятие для взрослых.

Многим людям это настолько тяжело, что они предпочли бы полдня перетаскивать мешки с картошкой, чем полчаса перекатывать с места на место игрушечные машинки, загоняя их в гараж. Когда их заставляют этим заниматься, им становится так скучно, что они начинают на ходу засыпать.

С возрастом почти все люди утрачивают свежесть мировосприятия, присущую детям. Как правило, ее удается сохранить лишь талантливым людям искусства. Примерно то же происходит и со способностью к детской игре. Обычно ее сохраняют те, в ком до конца жизни остается много ребяческого, кто любит дурачества, клоунаду, розыгрыши. Но вот незадача! Эти черты достаточно редко сочетаются с тем, чего ждут от мужей их требовательные жены: с серьезностью, основательностью, ответственностью.

Очень точно связь серьезности, даже суровости, и хозяйственности уловил русский помещик А. Н. Энгельгардт, хорошо знавший народную жизнь на Смоленщине. Рассказывая, какие качества в идеале должен иметь глава семьи, называемый "большаком", он писал: "Чем суровее большак, чем деспотичнее, чем нравственно сильнее, чем большим уважением пользуется от мира, тем больше хозяйственного порядка, тем зажиточнее двор. Суровым деспотом-хозяином может быть только сильная натура, которая умеет держать бразды правления силою своего ума, а такой умственно сильный человек непременно вместе с тем есть и хороший хозяин".

Конечно, раньше и жизнь была суровее. Небрежное ведение крестьянского хозяйства в средней полосе России, без преувеличения, было чревато для членов семьи голодной смертью, так что характер "большака" не на пустом месте сформировался. Сейчас жизнь существенно облегчилась (хотя мы считаем, что живем неимоверно трудно), и требования к главе семейства тоже смягчились. Однако общий принцип остался прежним.

Вы скажете: "Да где ж такого взять?" Но у любого взрослого, даже у самого необразованного, знаний больше, чем у ребенка. И больше жизненного опыта, который подчас ценнее книжных знаний. Только не надо требовать, чтобы его интересы совпадали с вашими. Это даже лучше, если вы, допустим, будете приобщать ребенка к театру, а муж - к технике, спорту, рыбалке. И, повторяю, хорошо, чтобы он побольше говорил с ребенком. Многие взрослые (не только отцы) вообще недостаточно беседуют с детьми, предпочитая изъясняться в форме инструкций и нравоучительных монологов. А если и разговаривают, то в основном на бытовые темы: что ел, какие оценки получил в школе, что задали по такому-то предмету. Сперва им кажется, что дети слишком малы, а затем дети подрастают, но у них уже нет потребности разговаривать с родителями, они привыкли удовлетворять жажду общения на стороне. В результате люди живут "рядом, но не вместе", и возможность влиять на детей очень ограничена.

Еще недавно в основе государственной политики лежал принцип: "Искусство не должно опускаться до уровня толпы; наоборот, толпу, массу нужно поднимать до уровня высокого искусства". И люди в массе своей читали не бульварные романы, а хорошую литературу, которая издавалась огромными тиражами; ездили из поселков в город, чтобы побывать в театре, посещали разные лекции, интересовались вещами, которыми в других странах интересуется лишь горстка высоколобых интеллектуалов. Теперь ориентиры переменились, и результат налицо. Мне кажется, взаимоотношения детей с отцом должны строиться по тому же принципу равнения вверх. Не отцу надо опускаться на четвереньки и ползать вместе с малышом. Пусть лучше малыш становится на цыпочки, стремясь дотянуться до отца.

Вообще, когда речь заходит о семейных ролях, очень полезно поинтересоваться традиционным раскладом: как было раньше. Ведь человечество существует не одну тысячу лет, и семьи до недавних времен отличались очень большой устойчивостью. Значит, и роли в семье не случайно распределялись определенным образом - правильность такого распределения подтверждалась многовековой практикой. Так вот, малые дети, конечно, играли всегда, на то они и малыши. Но руководили игрой тоже дети, только постарше. Никому и в голову не приходило привлекать к ребячьим забавам отца. У него имелись дела поважнее.

А если отец слабовольный?

Конечно, ситуация не из приятных. Но ведь жены часто сами стремятся верховодить, а когда мужчина уступает им бразды правления, начинают жаловаться. И потом, далеко не всегда то, что женщина считает слабоволием, действительно является таковым. Покладистый муж может в каких-то вопросах вдруг оказаться тверд, как кремень. Жена сочтет это блажью, ослиным упрямством, а дело-то совсем в другом. Дело в том, что она путает кротость со слабоволием. Кроткий человек уступает другим не из слабости, а наоборот, чувствуя свою силу. Он может возвыситься над множеством вещей, пренебречь самолюбием просто потому, что не считает это важным. Он избегает ссор, мирится первым, готов признать свою вину. Но если что-то для него принципиально, тут его никакими силами не сдвинешь с занятой позиции.

Кроме того, в последние годы некоторые женщины начали считать признаком безволия неумение зарабатывать деньги. Но ведь мужчины не виноваты, что государство поставило их в ситуацию, когда за честный труд платят гроши. На самом-то деле это гражданский подвиг - оставаться работать на оборонном предприятии, где люди порой годами не получают зарплату, потому что "оборонку" решили задавить. Да, конечно, семье приходится трудно. Но кто сказал, что быть хорошим человеком легко? И почему тогда детей мы нацеливаем на учебу, а не на воровство? Ведь воровать легче и прибыльнее.

Самое главное, конечно, не заработок, а нравственный авторитет главы семьи. Сейчас как раз такое время, когда человеческие качества проходят серьезную проверку на прочность. И далеко не всегда люди, которые оказываются в наши дни на коне, могут служить детям хорошим примером.

Ну, и напоследок несколько слов о семейной солидарности. Думаю, вы со мной согласитесь, что жены склонны жаловаться чужим людям на своих мужей чаще, чем мужья на жен. Не знаю, с чем это связано. Наверное, со слабостью прекрасного пола. Хотя дети - а ведь они еще слабее - на родителей чужим почти не жалуются. Даже когда у них на то есть веские основания.

Во всяком случае, я давно заметила, что в семьях с более традиционным укладом жизни (например, у кавказцев) жена о муже слова худого чужаку не скажет, даже если в семье кромешный ад. Специалистам, конечно, с такой семьей работать труднее, поскольку о многом приходится лишь догадываться, но для детей воспитательное значение такой семейной солидарности огромно. Ведь и у нас еще недавно считалось неприличным выносить сор из избы. А прежде чем обвинять мужа в слабоволии, пожалуй, имело бы смысл вспомнить другое мудрое изречение - насчет бревна в своем глазу и соринки в чужом.

Татьяна Шишова

Клуб Родителей

(отрывок из книги Г. Стар «Гороскоп вашего ребенка»)

При помощи гороскопа ребенка можно выяснить, каким образом он воспринимает своих родителей. Эти ощущения играют важную роль в реакции ребенка на своих родителей.
Мы воспринимаем наш личный универсум изнутри. Если мы уравновешены и счастливы, то мир выглядит дружественным. Окружающих мы воспринимаем как людей, готовых помочь и поддержать. Однако, если мы страдаем от эмоциональных ран и биологических спадов или испытываем какие-либо другие проблемы, то наше восприятие омрачается. Мир предстает перед нами темным и холодным, а другие люди могут казаться настроенными враждебно и недружественно.

Так чувствуют, в первую очередь, дети. Если ребенок физически или эмоционально чувствует себя плохо, то от этого страдает также его поведение и реакции. Как дети, так и взрослые в отношениях с другими людьми переносят на них свои чувства и восприятия.
Многие части целого живут в нашем внутреннем мире. На очень глубоком фундаментальном уровне у нас есть восприимчивая женская сторона (анима) и мужская сторона, стремящаяся наружу (анимус). Понимание этих обеих сторон жизни можно развить только путем идентификации себя с другими людьми.

Эта концепция анимы и анимуса была разработана К. Г. Юнгом и внесла большой вклад в объяснение способа функционирования человеческих отношений. Женская сторона вначале идентифицируется с матерью, а мужская - с отцом. Поэтому, при изучении гороскопа ребенка мы можем описать женский способ восприятия через Луну (мать) и Венеру (женщину), а мужской способ восприятия - через Солнце и Сатурн (отца), а также Марс (мужчину).

Ребенок познает себя самого, перенося (проецируя) свои потребности на других людей из своего окружения. От родителей ему необходимы совершенно определенные вещи для выработки достаточно сильного чувства своего собственного "я".
Солнце, представляющее первоначальную, мужскую энергию в гороскопе, соответствует чувству своего собственного "я". Это чувство личной самобытности сильно связано с первыми взаимоотношениями с отцом и позднее - с общением с другими важными лицами мужского пола.
Солнце оказывает сильное влияние на то, каким образом ребенок познает своего отца. Если отец готов оказать помощь и надежен, то ребенок воспринимает свою индивидуальность как стабильную и надежную основу собственного развития.
Мать зачастую берет на себя роль обоих родителей ребенка. В этом случае энергия отца (Солнце) проецируется на мать или на других мужчин, играющих в какой-то мере важную роль. Эта мысль еще будет развита и углублена в данной главе при изучении различных вариантов положения планет.

Способ восприятия отца ребенком определяется его внутренним миром. Я наблюдала это при оказании консультаций семьям, имеющим несколько детей. В одной такой семье каждый ребенок имеет одинаковый знак Зодиака. Все эти дети описывали отца при помощи одинаковых понятий. Однако в другой семье, имеющей четверых детей разного возраста, знаки Зодиака были разными. Каждый из этих детей описывал своего отца по-своему.
Потребность во внутренней уверенности тесно связана с Луной, которая является проекцией матери. При помощи Луны мы находим смысл эмоционального самовыражения и изначальных женских аспектов своего собственного "я". Отношения с матерью и женщинами символизируются при помощи Луны. То, в чем совершенно конкретно нуждается ребенок для того, чтобы чувствовать себя самым, описывается через знаки Зодиака и положение Луны созвездии. Данная потребность после этого переносится на мать.
Существуют и отцы-одиночки. В этом случае энергия Луны переносится на отца. Другие личные планеты также показывают, что нужно ребенку от своих родителей.

Меркурий показывает, какие потребности в общении имеет ребенок, какой поучительный опыт является наиболее подходящим, и каким образом духовно проявляется свое собственное "я".
Венера, выражающая искусства и любовь, является женским аспектом собственного "я". Это можно узнать, изучив способ восприятия любви ребенком и его чувство Прекрасного.
Телесное самовыражение символизируется Марсом, который показывает, какую физическую активность ребенок Хотел бы разделить со своими родителями. Марс является одним из мужских начал в гороскопе.

Юпитер сообщает нам определенные сведения о позициях ребенка в области философии и морали. Такие позиции сначала, прививаются родителями и учителями, а затем - обществом. Сатурн показывает, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, упорядоченность и последовательность, и сколь велика его потребность в них. Сатурн является также фактором, связанным с отцом, поскольку отец первоначально брал на себя роль строгого учителя и был движущей силой в семье. В связи с тем, что в настоящее время эти семейные структуры изменяются, многие матери обеспечивают энергию Сатурна.

Внешние планеты Уран, Нептун и Плутон познаются на более глубоком психологическом уровне. Такие энергии связны с уровнями сознания вне личности. Большинство детей имеют еще менее выраженное ощущение этих трансперсональных энергий, за исключением случаев, когда это связано с личными планетами или с Юпитером или Сатурном. Если родители не олицетворяют эти более высокие начала, то ребенок ощутит их только в случае формирования им чувства собственного достоинства вне пределов влияния родителей.

Восприятие матери

Созвездие, в котором находится Луна, описывает способ восприятия ребенком своей матери. Не имеет значения, видит ли сама мать себя в этом свете или нет - ребенок просто воспринимает ее таким образом, поскольку переносит на нее свои собственные потребности в ощущении спокойствия. Когда ребенок станет взрослым, именно эти ощущения будут определять, каким образом этот человек возьмет на себя роль кормильца.

Если Луна находится в знаке Овна , мать воспринимается как весьма независимая и энергичная.
Если Луна находится в знаке Тельца , то мать кажется стабильной, консервативной, властной, расчетливой и физически крепкой.
Если Луна находится в знаке Близнецов , то мать воспринимается как духовно активная, разговорчивая, непостоянная и иногда неопределенная.
Если Луна находится в знаке Рака , то мать кажется кормильцем, защитником, а иногда - человеком, подавляющим окружающих его людей.
Если Луна находится в знаке Льва , то мать производит впечатление человека властного, с сильной волей и довольно величественного.
Если Луна находится в знаке Девы , то мать выглядит придирчивой и аккуратной, вечно озабоченной вопросами здоровья и правильного поведения. То, что делает она, является образцом совершенства!
Если Луна находится в знаке Весов , то мать воспринимают как женщину, которую интересует только своя внешность, и которая в своих действиях постоянно должна опираться на кого-то. Ребенку "с Луной Весов" мать может казаться особенно прекрасной и представляться идеалом подлинной красоты.
Если Луна находится в знаке Скорпиона , то ребенок подспудно ощущает власть, исходящую от матери. Она являет понимание, но порой производит угрожающее впечатление.
Мать обычно считают высоко духовным человеком - проекцией Святой Богини.
Если Луна находится в знаке Стрельца , то ребенок воспринимает мать как учителя духовной истины. Она может казаться очень независимой и иногда ненадежной.
Если Луна находится в знаке Козерога , то человек что его мать придерживается целого ряда строгих правил поведения. Она выражает контроль, организованность, решительность и настойчивость.
Если Луна находится в знаке Водолея , то ребенок считает свою мать практически недоступной и очень непривычной женщиной. Мама кажется ему человеком свободных взглядов, любящим новое и весьма интеллектуальным.
Если Луна находится в знаке Рыб , то мать предстает воплощением идеала. Возможно, она кажется ребенку ангелом, успокаивающим его и производящим мистическое впечатление. Ему может быть трудно понять ее, поскольку Она не всегда кажется совершенно реальной.
Знак Луны символизирует тему, которая лежит в основе женской сущности ребенка. Это переносится на мать. Положение других планет относительно Луны оттеняют эти ощущения. С Помощью гармоничных аспектов ребенок может легче противостоять психологическим травмам первых лет своей Жизни и получать при этом более эффективную поддержку.

В противном случае он будет иметь дело с последствиями эмоционально тяжелых ситуаций лишь тогда, когда повзрослеет и будет поглощен самоанализом.

Луна и Меркурий
Если Луна и Меркурий благоприятно расположены по отношению друг к другу) то каналы коммуникации между матерью и ребенком являются свободными. Ребенок воспринимает мать как общительного человека. С учетом напряженного аспекта общение позднее зачастую означает разногласия и споры!

Луна и Венера
В зависимости от положения Луны и Венеры мать и ребенок взаимно оказывают друг другу помощь в области искусства. Красота и мать являются для ребенка синонимами. Если расположение планет неблагоприятно, то возможно, что мать будет пытаться заставить ребенка пережить за нее свои собственные художественные фантазии.

Луна и Марс
Если Луна и Марс связаны друг с другом в гороскопе ребенка, то ребенок, возможно, воспримет свою мать как воинственную женщину, готовую защищать свои собственные права и свою веру. При напряженном аспекте гнев ребенка зачастую переносится на мать. Иногда эти дети имеют легко возбудимый темперамент, и пример матери им нужен для того, чтобы дать положительные установки на то, чтобы научить их справляться с такими ситуациями. Если матери трудно совладать с яростью и гневом, то ребенок внутренне будет испытывать глубокое чувство расстройства из-за своего собственного чувства гнева.

Луна и Юпитер
При благосклонном расположении Луны и Юпитера мать, которая помогает ребенку одеться и умыться, может показаться чрезмерно заботливой. ("Съешь все, ничего не оставляй на тарелке!"). Духовные ощущения ребенка также подчинены этому стремлению к экспансии и формируются в зависимости от матери.

Луна и Сатурн
Аспекты Луны и Сатурна зачастую могут вызывать чувство отчужденности в отношениях с матерью. Такое расположение планет я часто наблюдала в гороскопах первенцев, чьи матери только начали понимать ответственность и ограничения, которые неизбежно несет с собой материнство. Эти дети часто чувствуют, что им по сравнению с другими детьми приходится очень быстро взрослеть и раньше брать на себя ответственность.
Очень важно, чтобы мать не внушала ребенку, что он должен быть совершенным. Она должна разрешать ему иметь свои собственные достоинства, а также собственные недостатки. Эти дети иногда ощущают, что мать не удовлетворяет их фундаментальные потребности, и ищут замены тому, чего им недостает. При неблагоприятном расположении планет ребенок воспринимает мать как чрезмерно осуждающего его человека. Он может испытывать чувство вины, если не сможет выполнить те строгие требования, которые, как ему кажется, предъявляет к нему мать.

Луна и Уран
Дети "Луна-Уран" считают свою мать единственной в своем роде. Такая уникальность может быть для ребенка полезной, однако он может и подумать: "Моя мать - сумасшедшая. " При напряженных аспектах планет ребенок воспринимает свою мать ненадежной при кормлении, защите и оказании помощи. В течение одного дня мама уравновешенна и доступна, а на другой день она недосягаема. Столь же противоречиво ее поведение относительно степени независимости ребенка. Мать должна стремиться действовать в гар-монии с ребенком. Ребенок считает маму интуитивным существом, и то, как она использует эту интуицию, оказывает огромное влияние на его способность правильно реагировать в будущем на свои интуитивные ощущения. Когда ребенок достигает школьного возраста, мать может казаться ему принципиально отличающейся от других матерей. Если мать уверена в понимании своей индивидуальности, то ребенок не будет иметь с этим проблем. Однако, если она действовала непредсказуемо и без чувства собственного достоинства, то ребенку нелегко разобраться в своих чувствах по отношению к ней.

Луна и Нептун
При гармоничных аспектах Луны и Нептуна ребенок воспринимает мать довольно непонятным, сверхчувственным или труднодоступным человеком. В большинстве случаев мать кажется ему возвышенной или, возможно, интересующейся духовными сторонами жизни, которые являются труднодоступными для его понимания.
При гармоничных аспектах планет это ощущение легче усваивается и принимается.
Мать должна воплощать собой идеал совершенства. Если ей это не удается, ребенок может испытать чувство горького разочарования, и в дальнейшей жизни ему будет трудно сформировать правильное отношение к женскому началу своего собственного "я" и к другим женщинам.
Мать может создать для ребенка ложные иллюзии. Например мать - алкоголичка или когда она пытается уйти от реальности каким-либо иным способом. Иногда ребенок испытывает трудности при отождествлении себя с матерью или он, возможно, думает, что его действительно оставил перед дверью в дом какой-то незнакомец.

Луна и Плутон
При благоприятных аспектах Луны и Плутона ребенок может думать, что у его матери есть глаза и на затылке. Она является могущественной, все понимающей и воспринимается "всезнающей". Ребенок может испытывать чувство, что его мать имеет власть над жизнью и смертью. При неблагоприятном расположении планет это может отрицательно сказаться на его развитии, если такому ощущению не будет оказано решительное противодействие.
Мать, возможно, кажется человеком с ярко выраженным стремлению к осуждению. Возможно, что от нее ожидают, что она будет "супер женщиной", которая прекрасно готовит и, кроме того, может перепрыгнуть одним единственным прыжком огромный дом. Такая проекция происходит из глубинных слоев психики, в которых ребенок ощущает, что мать должна быть неким сверхчеловеком.
В некоторых случаях мать является настолько могущественной, что ребенок чувствует себя поглощенным ею и теряет всякое ощущение своего собственного "я". Чувства ребенка являются интенсивными и зачастую болезненными. Возможно, что мать воспринимается как тяжелый человек, подавляющий ребенка своей собственной эмоциональностью.
Мать может помочь ребенку, попытавшись установить с ним открытое общение. Она должна давать ему возможность узнать и применять его собственную силу еще в ранние годы.
Если мать завладеет детским ощущением личной силы, ребенку впоследствии будет трудно найти себя и достичь эмоциональной открытости. Если мать посылает сигналы типа "Ты не должен это чувствовать", то могут возникнуть серьезные проблемы. Иногда это проявляется в тех случаях, если Луна связана с Плутоном. Ребенок думает: "Со мной что-то не в порядке, если я испытываю такое чувство". Или: "Если я расскажу об этом маме, она оторвет мне голову".

Восприятие отца
Ощущения ребенка, связанные с отцом, в сильной степени символизируются энергией Солнца в гороскопе. Взаимное расположение Юпитера, Сатурна и внешних планет придают этим ощущениям особенный оттенок. И, конечно, качественные характеристики созвездий отражают специфические характеристики, которые дополняют эти ощущения.

Солнце и Юпитер
При аспектах между Солнцем и Юпитером отец является великим добытчиком, который иногда в качестве компенсации за недостаточно уделяемое ребенку время представляет множество материальных вещей. Его можно рассматривать как оптимиста или энтузиаста. При напряженном аспекте Солнца и Юпитера ребенок иногда чувствует, что отец ждет от него слишком многого. Если это так, то возможно, что ребенок постоянно "расширяет" правду о своих успехах, чтобы услышать от отца слова признания и похвалы.

Солнце и Сатурн
Астрологи полагают, что аспекты между Солнцем и Сатурном означают тяжелые взаимоотношения между отцом и ребенком. Ограничивающее, тормозящее и разделяющее влияние Сатурна в коллизии с динамической силой воли Солнца не способствует миролюбию и гармонии!
Ребенок может чувствовать, что отца у него нет. Он может быть физически недосягаемым из-за смерти, развода или профессии, которая заставляет его полностью выкладываться. Какими бы ни были причины, ребенок очень четко ощущает отсутствие отца. Из этого следует, что он реагирует неадекватно, если чувствует, что папа относится к нему слишком критически или слишком требовательно. Если отец отсутствует, ребенок может почувствовать себя брошенным. Это может привести к интенсивному ощущению вины: "Я был настолько плохим, что папа ушел".
Подобные чувства могут привести к заторможенному самовыражению. Это может проявиться в том, что недоверие будут вызывать все люди и все авторитеты. Таким детям нужно, чтобы отец и другие мужчины, занимающие важное место в их жизни, нежно, терпеливо и заботливо направляли их действия.

Солнце и Уран
Аспект Солнца и Урана может вызвать ощущение исключительности отца.
Это может также привести и к тому, что ребенок будет воспринимать отца как слишком невыдержанного человека, ненадежного и необязательного. Иногда ребенок считает отца единственным в своем роде существом, которым он сам никогда не сможет стать. Он видит своего отца по ту сторону всяческих общественных границ и структур, откуда тот предлагает ребенку отличающиеся от нормы точки зрения на жизнь. Если ребенок получит возможность показать отцу свою уникальность, он будет меньше испытывать чувство изолированности от общества:

Солнце и Нептун
Аспекты Солнца и Нептуна являются особенно неблагоприятными в детстве, поскольку уклончивая природа Нептуна с трудом позволяет ребенку увидеть "настоящего" отца. Папа сверх идеализируется, он даже может исчезнуть. Я часто наблюдала напряженные аспекты Солнца и Нептуна в гороскопе у детей, отцы которых оставили семью, когда дети были совсем маленькими. Такое расположение планет часто встречается и у детей, отцы которых - алкоголики или наркоманы. Солнце, находящееся под двенадцатым знаком Зодиака, может также свидетельствовать об аналогичных соответствиях.
Даже более благоприятное расположение планет создает энергию, из-за которой ребенок видит только "воображаемого", а не настоящего отца. Это может привести к проблемам в самоощущении ребенка, поскольку ролевая модель видится через розовые очки. Возможно, что ребенок видит отца почти что святым, и испытывает разочарование, когда понимает, что это не так. При таком расположении планет необходимо, чтобы отношения между родителями и ребенком были откровенными.

Солнце и Плутон
Аспекты Солнца и Плутона схожи с ощущениями, связанными с Луной-Плутоном. Ребенок видит в своем отце супергероя. Вы знаете этот тип. Внешне он выглядит совершенно обычно, а внутри преображается в супермена. Ребенок, вероятно, считает своего отца всезнающим и всемогущим, а это может блокировать способность реализации своих личных сил.
При различных вариантах расположения Солнца и Плутона, особенно при напряженных аспектах, ребенок может воспринимать отца бесцеремонным и безжалостным.
Иногда отец вообще не проявляет эти качества. Они возникают в фантазии ребенка благодаря наблюдениям за жизненными ситуациями.
У ребенка, стоящего под знаком взаимоотношения между Солнцем и Плутоном, может очень легко развиться чувство, что отец не хочет, чтобы он жил. Отцы таких детей должны постоянно напоминать им, что они их действительно любят и ценят.

Сатурн и отец
Положение Сатурна в гороскопе позволяет легче понять, в каком образе отец предстает перед ребенком. Сатурн приносит организованность, форму и прочность. Энергия Сатурна часто ощущается осуждающей и ограничивающей, особенно в детстве. Многие дети совсем не радуются перспективе быть "ответственными" - это то, чего ожидают от взрослых, а не от детей!
Положение Сатурна символизирует не только физического отца, но и также авторитетных деятелей общественной жизни. Отец обычно является моделью, которая дает ребенку уроки авторитета. Созвездие и знак Зодиака, под которым находится Сатурн, а также их аспекты описывают, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, ответственность и порядок. В этих областях влияние отца, по-видимому, является очень сильным.
Несмотря на то, что мы не всегда можем определить, какими видят себя сами родители, мы можем понять, как видит ребенок своих родителей. Это может помочь родителям понять взаимоотношение потребностей ребенка со своими собственными потребностями. Родители склонны проецировать ребенка на себя самих, а некоторые дети признают такие отражения труднее, чем другие. Сами дети также проецируют определенные качества и позиции на своих родителей.
Такой процесс отражения может без ограничения идти в обе стороны, пока родители не начнут давать ребенку возможность познать отражение своего собственного "я". Чем активнее протекает сознательный обмен между родителями и детьми, тем значительнее могут быть мощные процессы изменения в жизни ребенка. Делая это, мы можем начать преодолевать пропасть между родителями и детьми.

Мама по знакам Зодиака

Ректор Академии Астрологии, доктор астрологии М. Левин
Как-то на астрологическом семинаре один практикующий астролог сказал, что большинство родителей - эгоисты. - "Почему?" - "На консультации обычно спрашивают о работе, о деньгах, о любовных делах, о здоровье, а если и задают вопрос о детях, то лишь в самом конце". Я тогда подумал, что, возможно, дело не в эгоизме. Может быть, родители просто не знают, что спросить о детях у астролога. Вскоре после этого разговора мне пришлось делать доклад на конференции в Вологде. Организовали конференцию местные врачи и психологи, и пригласили астрологов из столицы, чтобы как-то наладить контакты между такими близкими науками. Ведь и медицина, и психология, и астрология занимаются человеком. Я подготовил доклад по астрологии раннего детства - чем может помочь астролог родителям в первые недели и месяцы жизни ребенка. И после доклада ко мне выстроилась целая очередь мам - все хотели что-нибудь узнать о своем ребенке.
Запомнился тогда один случай. Молодая мама, 21 года, подозревает, что у сына психическое заболевание. Мальчику два с половиной года, физическое и умственное развитие нормальные. Поведение, в общем, тоже нормальное и вдруг без видимых причин мальчик начинает плакать и набрасывается на мать с кулаками. Она не может понять, в чем причина, но это ее очень пугает.
Время рождения ребенка мать знала точно, гороскоп мальчика я рассчитал на компьютере за несколько минут, и, взглянув на гороскоп, удивился. По гороскопу вполне нормальный ребенок, правда, очень эмоциональный, со слабой нервной системой. В дополнение к этому, сенситивен, то есть сильно чувствует эмоциональную атмосферу и настроение окружающих. Никаких признаков психических отклонения я не увидел. Только напряженное положение Марса и Венеры показывало, что мальчик плохо владеет своими эмоциями.
Я решил, что надо посмотреть карту матери. Построил гороскоп (астрологи говорят "построить гороскоп", а не "вычислить"). Из гороскопа было видно, что она - человек, погруженный в себя, в свои переживания. Эмоции сильные, но плохо организованные. В общем, в эмоциональном отношении она сама еще ребенок.
Начал ее спрашивать о семье, о семейных отношениях. Выяснилось, что муж дома бывает очень мало. Сама она не работает, сидит дома с ребенком, и зачастую чувствует себя очень одинокой. И вдруг во время разговора я увидел, что женщина как бы "пропала" куда-то. Конечно, она оставалась здесь, напротив меня, но очень сильно ушла в себя, задумалась, перестала воспринимать окружающее. Контакт оборвался, и произошло это внезапно. - "Скажите, я часто у Вас бывают такие состояния?" - "Часто". - "А Вы не замечали, истерики Вашего ребенка связаны с этими состояниями?" - "Да, когда я так задумываюсь, он начинает кричать, плакать, и бросается на меня с кулаками".
Все сразу стало на свои места. Так бывает, когда складываешь картинку из отдельных деталей. Живут они одни. Муж дома бывает мало. Ребенок большую часть времени видит только мать. Мама занята, в основном, собой. Сына она, конечно, любит, но по своим эмоциям она сама еще не очень взрослая, и ребенок для нее зачастую игрушка, иногда эмоциональная опора, а иногда обуза. Она начинает активно возиться с ребенком, чтобы ослабить чувство одиночества, а потом вдруг уходит в себя. А ребенок у нее эмоциональный, увлекающийся, и при этом чувствительный, остро реагирует на ее состояния. Сначала он втягивается в контакт с матерью, а потом, когда она замыкается в себе, у него возникает ощущение, что его бросили, он в шоке, и набрасывается на мать, потому что это она его так обидела.
Удивительно - мать рядом, а ребенку кажется, что его бросили. Но дети воспринимают мир немного иначе, чем взрослые. Они не умеют еще отделять внешнего от внутреннего, для них эмоциональное ощущение присутствия так же реально, как и физическое присутствие. Мы взаимодействуем друг с другом не только на физическом плане. Каждое наше слово и каждый жест сопровождаются психической энергией. И мы постоянно обмениваемся ей друг с другом. В разговоре обмен энергией иногда важнее слов, поэтому так важны для нас разговоры вроде бы ни о чем - они дают нам ощущение близости и энергетический контакт. Если собеседник отвлекся, чувствительный человек сразу же ощущает это, чаще подсознательно, и старается опять привлечь внимание. Энергетический обмен происходит на подсознательном уровне, но от этого он не менее реален, чем контакт физический. И дети это чувствуют значительно сильнее взрослых. Объективное мышление у них пока не очень развито, интуиция еще не подавлена. И энергетический уход матери ребенок ощущает как уход физический. Конечно, все дети разные. Одному достаточно только присутствия матери, другой вообще спокойно играет в одиночестве. Но в данном случае ребенок очень эмоционален, ему нужен более интенсивный контакт.
У этой проблемы два решения. Либо мать начнет заниматься сыном всерьез, либо надо найти кого-нибудь, кто сможет дать ребенку полноценное эмоциональное общение, например, приходящая няня. Иначе у ребенка может совсем расшататься нервная система.
Поэтому любой матери полезно знать особенности своего взаимодействия с ребёнком. Эти особенности можно описать, если учесть зодиакальный знак матери. Конечно, подобное описание даёт только самые общие черты поведения матери, поскольку, как мы уже писали в предыдущих номерах, кроме Солнца есть и другие планеты, и ещё восходящий знак. Конкретно ваше поведение в роли матери может отличаться от описания. Но всё равно, прочтите. Может быть, вы обратите внимание на то, чего не замечали ранее.
Солнце мамы в земном знаке. Эти матери очень заботливы, в первую очередь в материальном отношении. Дети хорошо накормлены, одеты, ухожены. Они даже чрезмерно опекают своих детей, что детей со слабой индивидуальностью совсем лишает самостоятельности, а у детей с сильной индивидуальностью вызывает протест и желание поскорее сбежать из дома.

Кроме этого мама-Телец стремиться привязать ребёнка (чаще дочь, чем сына) к себе и контролировать его жизнь даже и после брака. Зато эмоционально Тельцы дают ребёнку очень много.

Мама-Дева очень заботлива и готова поддерживать ребёнка всю жизнь, но она выражает свои чувства больше делом, а ребёнку зачастую не хватает просто ласки.

Мама-Козерог слишком организована. Чрезмерно серьёзное отношение к правильному режиму и порядку в доме может вызвать у ребёнка чувство несвободы. Правда это уравновешивается уважением к личности ребёнка. При этом дети Козерогов развиваются быстрее в интеллектуальном плане. Им так же, как и детям Дев, не хватает ласки. Сдержанность Дев и Козерогов в проявлении любви - причина их медленного эмоционального развития.
Солнце мамы в водном знаке. Эмоциональная атмосфера в доме даже чересчур интенсивна. Дети этих мам не испытывают недостатка в родительских эмоциях. Оборотная сторона этого - чрезмерное беспокойство о детях и тревожность. У детей это понижает устойчивость нервной системы. Кроме того, слишком интенсивное эмоциональное развитие детей под влиянием родительских чувств.
Мама-Рак тепла и любвеобильна, но слишком серьёзно относится к воспитанию детей и их учёбе. Зато их дети вырастают очень семейными и домашними. Правда, раннее эмоциональное развитие под влиянием маминых чувств создаёт в дальнейшем детям проблемы в сердечных делах.

Мама-Скорпион постоянно создаёт детям эмоциональные стрессы. Она склонна вмешиваться во все ситуации в жизни ребёнка, сама переживая их очень остро. Им хочется постоянно держать детей в поле своего контроля. При этом, конечно, ограничивая самостоятельность ребёнка в эмоциональной жизни, она оказывает ему очень сильную поддержку.

Мамы-Рыбы не умеют чётко провести границу между собой и детьми, Они ощущают детей продолжением самих себя, Поэтому дети зачастую посвящены в такие подробности их жизни, которые им рано знать. Это способствует более раннему становлению ребёнка в эмоциональной и сексуальной жизни, но лишает их прочной этической опоры.

Солнце мамы в воздушном знаке. Эти мамы строят отношения с детьми "на равных", постепенно переходя от родительской опеки к дружескому общению. Это очень хорошо для социального становления детей. Но их детям зачастую не хватает родительского авторитета. Это в большей степени относится к мамам Близнецам и Весам.

Мамы-Близнецы легки в общении со своими детьми, но поверхностны. Поэтому дети очень рано перестают обращаться к ним за советом, даже когда мама реально могла бы помочь. Но дружеские отношения с детьми сохраняются на всю жизнь.
Мама-Весы для своего ребёнка скорее подруга, чем мама. Особенно это относится к дочери. Когда дочка подрастает, то они не как мама - дочь, а как две подруги. Такое воспитание очень помогает детям в их дальнейшей сердечной и семейной жизни. Но если мама одинока, она ожидает от ребёнка, что он восполнит ей недостающего партнёра, тем самым, навязывая ему свою эмоциональную жизнь. Если же у них бурный роман, то они могут вообще забывать про своих детей.

Мама-Водолей самая авторитарная из всех воздушных знаков. Поэтому дети с сильной индивидуальностью вырастают у них бунтовщиками. Детей со слабой индивидуальностью они могут совершенно подавить и на всю жизнь привязать их к себе. В большей степени это касается дочерей. Сыновья же мам-Водолеев часто становятся мужьями-"подкаблучниками".
Солнце мамы в огненном знаке. Их дети в социальном отношении взрослеют раньше и более самостоятельны, поскольку им изначально предоставлено больше свободы. Но и внимания им уделяют меньше. Дети не успевают достаточно побыть детьми, поэтому в дальнейшем им не хватает эмоциональной устойчивости при хорошо развитых волевых качествах.

Мама-Овен слишком рано начинает считать своих детей взрослыми. Её дети вырастают свободными и самостоятельными, но у них укороченное детство. На них рано возлагают ответственность за дом. При этом мама, сама того не замечая, организует жизнь в доме так, как ей удобнее, не учитывая детских потребностей. Поэтому у детей ослаблено "чувство дома", что в дальнейшем кладёт отпечаток на их семейную жизнь.

Мама-Лев лучше видит себя, чем детей. Она любит поговорить о детях с подругами, но внимание уделяет в основном внешней стороне. Дети у неё выглядят хорошо и красиво одеты, но их внутреннему миру уделяет недостаточно внимания.

Мама-Стрелец более внимательна к ребёнку, чем Лев и Овен, помогает ему в интеллектуальном развитии. Но в эмоциональной жизни дети слишком рано предоставлены сами себе. Поэтому их личная жизнь складывается "как повезёт".

Как часто вы задумываетесь о том, что именно вы влияете на формирование у вашего ребенка того или иного отношения к жизни?

Если нет, то попробуйте выработать у себя некое цельное понимание того, что ваше воспитание должно заложить основы ответственности и бескорыстности у ребенка. А для этого необходимо задать себе три ключевых вопроса:

1. Как мой ребенок воспринимает то, что уже узнал в процессе познания жизни?

2. Что больше всего влияет на отношение моего ребенка к окружающему миру?

3. Каким образом я влияю на познание моим ребенком окружающего мира или подвожу его к определенному восприятию?

Прежде чем стремиться реализовать какие-то воспитательные методы стоит детально разобраться в данных вопросах и тогда станет ясно, что именно нужно делать и почему происходит так, а не иначе.

У детей, в отличии от взрослых, положение весьма невыгодно. Не только потому, что они ещё малы и целиком зависимы от нас, родителей. Но также и потому, что общество не воспринимает их истинный личностный потенциал. И чтобы глубже вникнуть в то, что же на самом деле влияет на ребенка, необходимо взглянуть на мир его глазами. Это убережёт нас, родителей, от многих ошибок и заблуждений, которые частенько приводят либо к недооценке своих способностей, либо к их переоценке.

Банальный пример с плачущим ребенком, который просит игрушку. И наша реакция здесь может быть как и соответствующей ситуации, так и не соответствующей ситуации. Можно игнорировать плач ребенка, тем самым усиливая его беспомощность. А можно сделать сверх того, что от нас требуется: принести и вручить малышу игрушку в руки. Тому и лишних движений делать не придётся.

Но и первый и второй варианты не совсем правильны. Почему? Задача родителей состоит в том, чтобы научить своё чадо самостоятельности и развить чувство уверенности в собственных силах. Поэтому правильнее будет положить игрушку в такое место, которое ребенок найдёт сам и заберёт игрушку.

Немного терпения и умения проследить за ребенком, чтобы понять что он может делать, а что еще нет. И с каждой новой попыткой уверенность в собственных способностях у малыша будет только расти. Именно эти ранние зачатки уверенности в собственных силах, умении принять решение, позволят к моменту совершеннолетия вырастить из вашего дитя ответственную и уверенную в себе личность. На протяжении всего периода взросления ребенку необходимо избавляться от родительской зависимости, которая была изначально, в самом маленьком возрасте.

Родителям необходимо сформировать в ребенке убеждение в собственной силе и уверенности. И успех этого метода не зависит от наших добрых побуждений. Он значим лишь от того, как именно ребенок воспринимает себя и окружающий мир вокруг. Собственно, это восприятие и есть тот самый показатель вашего взаимодействия с ним. Именно поэтому, применяя метод переориентации, так важно задавать себе вопрос: "Как мой ребенок может воспринять это?"

Слова обладают огромной силой. Могут причинить более сильные страдания нежели физическая боль. И в тоже время, слово может сделать вас счастливейшим человеком на земле. Поэтому нужно очень аккуратно относиться к тому что и как ты скажешь.

Малыш вначале не понимает значения ваших слов. Скорее он будет воспринимать интонацию, с которой вы будете произносить слова. Даже если это и будет «горе ты моё луковое».

Но очень скоро ваш малыш начнет понимать вас и тогда надо контролировать то, что вы ему говорите. Поэтому задумайтесь над тем, что и как вы говорите своему ребёнку. Часто, мы вкладываем в наши слова один смысл, а малыш воспринимает их по-другому.

Особенно аккуратным со своими словами надо быть маме ребенка. Потому как малыш и мама связаны друг с другом на эмоциональном уровне и из-за этого мамины фразы обладают гипнотическим действием. Они формируют сознание малыша. Именно от мамы зависит то на сколько ваш ребенок будет успешен в жизни, способен преодолевать препятствия или же он вырастет неуверенным в себе неудачником.

Если мама несколько раз на день произносит, что у него «ничего не получается, за что бы он не взялся, всё портит» или что «я тебе повторяю одно и то же, а ты меня не хочешь слышать». То ребенок на самом деле буквально будет следовать именно таким вашим словам. И чем больше вы на него кричите, тем более закрывается от вас ребенок. Он попросту перестаёт вас слышать, игнорирует вас.

Потому как поорав на малыша, мы сдаёмся и делаем сами то, что просили сделать ребенка и он понимает, что слушать вас было совсем необязательно. Либо, закатываем скандал. И ребенок опять делает свой вывод: делать что-либо нужно только тогда, когда накричат, а до этого шевелиться не обязательно.

Что в такой ситуации делать?

Для начала, убедитесь в том, что ребенок вас действительно слышит. Не кричите с просьбой сделать что-либо из другой комнаты. Подойдите к ребенку и спокойно озвучьте ему свою просьбу. Если ребенок ещё маленький, то его можно даже приобнять. С более старшим ребенком следует хотя бы установить зрительный контакт. То есть, в начале убеждаемся в том, что ребенок обратил на вас внимание и уже потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

Главное, понимать, что, возможно, ребенок вас игнорирует не специально. Дети до 14-ти лет не всегда могут замечать то, что происходит вокруг них. Яркий пример моя дочь (которой уже 11 лет): говорю ей, чтоб она сделала что-то. Она даже в ответ что-то положительное отвечает. Через какое-то время спрашиваю, сделала ли она то, что я у нее просила? На что получаю ответ: «Мам, ты мне такого не говорила!» То есть, ребенок, когда я ее просила, даже не включился в разговор.

По последним научным данным доказано, что когда дети чем-то увлечены (игры, чтение или просто задумались), то не обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Именно поэтому перед тем как что-либо говорить своему ребенку, надо убедиться в том, что он вас слышит.

А иногда ребенок может намеренно игнорировать вас. Такое бывает, когда ребенок проверяет вас «на прочность», на то, что он может себе позволить или нет. Подобные «тесты» являются вполне нормальной стадией развития личности ребенка. Далее. Когда вы убедитесь в том, что ребенок вас услышал, скажите ему то, что собирались. И подождите результата. Если таки ребенок выполнил вашу просьбу, то отлично. Если нет… читаем дальше. Повторите просьбу еще раз и объясните причину её выполнения.

Ребенок должен понять важность выполнения задачи. Что это не просто какая-то ваша прихоть. Это мотивирует его быть послушным. Не всегда, конечно, это помогает. Но есть высокая вероятность того, что ребенок таки выполнит ваше поручение. Пример: «Убери пожалуйста у себя в комнате. Должны гости прийти. Ведь ты не хочешь, чтоб они увидели как у тебя грязно?» Дайте ребенку ощутить последствия невыполнения вашей просьбы.

Пример из моей жизни: дочка предупредила, что ей на следующее тренировке нужно быть в определенном купальнике (на танцах). Я ее попросила этот купальник достать у себя из вещей и принести на стирку (она его накануне выпачкала). Она этого не выполнила. Соответственно, в нужной форме для тренировки она не пошла. За что и получила «выговор» от тренера. Не надо бежать и самой выполнять за ребенка все его задачи. Пусть научится самостоятельности и ответственности. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку последствия невыполнения вашей просьбы. «Если ты сейчас не соберешься на улицу (а ребенок, например, засел за компьютер), то мы меньше будем гулять и не успеем покататься на тех аттракционах, что ты хотел»

Поверьте, подобный способ работает даже с маленькими детьми. Вы предоставляете ребенку выбор. Либо он подчиняется правилам, либо он их нарушает. И в последнем случае он должен понимать последствия его ослушания. Будьте последовательны в выполнении ваших обещаний. Если вы пообещали покататься на аттракционах, то обязательно покатайтесь. Потому как в дальнейшем ребенок вас не послушается, так как вы всё равно не выполните своё обещание.

И еще: всегда говорите своему ребёнку, что он самый лучший. На самом деле верьте в это! Если вы не будете верить, то и малыш не сможет поверить в ваши слова. Убедите его в том, что у него получится что-либо выполнить. Он поверит в себя. Не забывайте хвалить ребенка. Программируйте ребенка и себя на позитив. И тогда у вас обязательно вырастет самодостаточный, уверенный и довольный жизнью человек, который сможет выполнять обещания и будет твёрд в своих решениях.