Рассказчик вспоминает, как стал писателем. Вышло это просто и даже непредумышленно. Теперь рассказчику кажется, что он всегда был писателем, только “без печати”.

В раннем детстве нянька называла рассказчика “балаболкой”. У него сохранились воспоминания раннего младенчества – игрушки, ветка березы у образа, “лепет непонимаемой молитвы”, обрывки старинных песенок, которые пела нянька.

Все для мальчика было живым – живые зубастые пилы и блестящие топоры рубили во дворе живые, плачущие смолой и стружками доски. Метла “бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала”. Половую щетку, похожую на кота на палке, наказывали – ставили в угол, и ребенок ее утешал.

Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, – о, какие чудесные!

Заросли лопухов и крапивы в саду казались рассказчику лесом, где водятся настоящие волки. Он ложился в заросли, они смыкались над головой, и получалось зеленое небо с “птицами” – бабочками и божьими коровками.

Однажды в сад пришел мужик с косой и выкосил весь “лес”. Когда рассказчик спросил, не у смерти ли мужик взял косу, тот посмотрел на него “страшными глазами” и зарычал: “Я теперь сам смерть!”. Мальчик испугался, закричал, и его унесли из сада. Это была его первая, самая страшная встреча со смертью.

Рассказчик помнит первые годы в школе, старенькую учительницу Анну Дмитриевну Вертес. Она говорила на других языках, из-за чего мальчик считал ее оборотнем и очень боялся.

Что значит “оборотень” – я знал от плотников. Она не такая, как всякий крещеный человек, и потому говорит такое, как колдуны.

Потом мальчик узнал о “столпотворении вавилонском”, и решил, что Анна Дмитриевна строила Вавилонскую башню, и языки у нее смешались. Он спросил у учительницы, не страшно ли ей было, и сколько у нее языков. Та долго смеялась, а язык у нее оказался один.

Потом рассказчик познакомился с красивой девочкой Аничкой Дьячковой. Она научила его танцевать, и все просила рассказывать сказки. Мальчик узнал от плотников множество сказок, не всегда приличных, которые очень нравились Аничке. За этим занятием их застала Анна Дмитриевна и долго бранила. Больше Аничка к рассказчику не приставала.

Чуть позже об умении мальчика рассказывать сказки узнали старшие девочки. Они сажали его на колени, давали конфеты и слушали. Иногда подходила Анна Дмитриевна и тоже слушала. Мальчику много чего было рассказать. Народ на большом дворе, где он жил, менялся. Приходили со всех губерний со своими сказками и песнями, каждый – со своим говором. За постоянную болтовню рассказчика прозвали “Римским оратором”.

Это был, так сказать, дописьменный век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и “письменный”.

В третьем классе рассказчик увлекся Жюлем Верном и написал сатирическую поэму о путешествии учителей на Луну. Поэма имела большой успех, а поэт был наказан.

Затем наступила эра сочинений. Рассказчик слишком вольно, по мнению учителя, раскрывал темы, за что был оставлен на второй год. Это пошло мальчику только на пользу: он попал к новому словеснику, который не препятствовал полету фантазии. До сих пор рассказчик вспоминает о нем с благодарностью.

Затем наступил третий период – рассказчик перешел к “собственному”. Лето перед восьмым классом он провел “на глухой речушке, на рыбной ловле”. Рыбачил он в омуте у неработающей мельницы, в которой жил глухой старик. Эти каникулы произвели на рассказчика такое сильное впечатление, что во время подготовки к экзаменам на аттестат зрелости он отложил все дела и написал рассказ “У мельницы”.

Я увидал мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда… Живые, – они пришли и взяли.

Что делать со своим сочинением, рассказчик не знал. В его семье и среди знакомых почти не было интеллигентных людей, а газет он тогда еще не читал, считая себя выше этого. Наконец рассказчик вспомнил вывеску “Русское обозрение”, которую видел по дороге в школу.

Поколебавшись, рассказчик отправился в редакцию и попал на прием к главному редактору – солидному, профессорского вида господину с седеющими кудрями. Он принял тетрадь с рассказом и велел зайти через пару месяцев. Затем публикация рассказа отложилась еще на два месяца, рассказчик решил, что ничего не выйдет, и был захвачен другим.

Письмо из “Русского обозрения” с просьбой “зайти переговорить” рассказчик получил только в следующем марте, уже будучи студентом. Редактор сообщил, что рассказ ему понравился, и его опубликовали, а затем посоветовал писать еще.

Я не сказал ни слова, ушел в тумане. И вскоре опять забыл. И совсем не думал, что стал писателем.

Экземпляр журнала со своим сочинением рассказчик получил в июле, два дня был счастлив и снова забыл, пока не получил очередное приглашение от редактора. Тот вручил начинающему писателю огромный для него гонорар и долго рассказывал об основателе журнала.

Рассказчик чувствовал, что за всем этим “есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное”, к чему он только прикоснулся. Он впервые ощутил себя другим, и знал, что должен “многое узнать, читать, вглядываться и думать” – готовиться стать настоящим писателем.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Краткое содержание рассказа Шмелева “Как я стал писателем”

Другие сочинения по теме:

  1. Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему. Мальчик слышит, как...
  2. По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и...
  3. Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон...
  4. Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его...
  5. Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в...
  6. Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже...
  7. Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный...
  8. Ы Это было давно, в той жизни, которая “не вернется уже вовеки”. Рассказчик шел по большой дороге, а впереди, в...
  9. Рассказчик любит лошадей, которым живется очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их...
  10. Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик...
  11. Недалеко от Парижа летом по утрам поют дрозды и скворцы. Но однажды вместо их пения раздается мощный и звонкий звук....
  12. Произведение Е. Суворова “Уехала”, написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника “Иркутский рассказ” Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991...
  13. По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В...
  14. Ы Отец-шахтер отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик “упрямо и слезливо” пытается сопротивляться, но...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Г. Барнаула

Конспект урока по литературе
в 8 классе

Иван Сергеевич Шмелёв.

Как я стал писателем”

подготовила

учитель русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

Иван Сергеевич Шмелёв . Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем ». Рассказ о пути к творчеству.

Цели урока : кратко ознакомить с личной и творческой биографией Шмелёва; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; познакомить с лабораторией писателя

Методические приёмы : рассказ учителя; выразительное чтение текста; элементы анализа текста.

Оборудование : Презентация, аудиозапись рассказа

Ход урока

І. Рассказ учителя о Шмелёве. Родился 21.09 (3.10) 1873 г. в Замоскворечье, купеческом районе Москвы.

Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда, Московской губернии - поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, а также держал банные заведения.

Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия », — вспоминал писатель. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодарное влияние на формирование нравственного мира мальчика.

Зато – «во дворе было много ремесленников – бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределённых чувствований и опыта ».

Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой.

Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. В 1884 году Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию.

Окончив гимназию, в 1894 г. Шмелёв поступил на юридический факультет Московского университета.

Увлечения Шмелёва были разнообразными. Он интересовался ботаническими открытиями Тимирязева.

Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 г. Осенью 1895 г. совершил поездку в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его книга - очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897 г.

После окончания университета в 1898 г. в течение года проходил военную службу, затем восемь лет служил чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерний помощником присяжного поверенного и налоговым инспектором. Эти годы позволили Шмелёву узнать деревню, по собственному его признанию, «провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». Вот откуда широчайший тематический диапазон книг Щмелёва, масштабность его видения России. В 1907 г., имея за плечами не одно опубликованное произведение, Шмелёв решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. До отъезда в эмиграцию он издал 53 книги и 8-томное СС.

Во время Первой мировой войны сборники его рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917), в котором появился рассказ «Забавное приключение», заметно выделялись на фоне казённо-патриотической беллетристики своей искренностью.

Февральскую революцию встретил восторженно, Он совершает много поездок по России, выступает на собраниях, митингах.

К Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей , офицер добровольческой армии генерала Деникина, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян.

В конце 1922 г., после недолгого пребывания в Москве, Шмелёв вместе с супругой Ольгой Александровной уехал в Берлин по приглашению И. А. Бунина, затем в Париж, где жил в эмиграции. Приходит тоска по родине. «Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Всё – чужое », — напишет он позднее.

Создавал рассказы, в которых глазами очевидца описал нравы новой власти - «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925).

Первым произведением Шмелева иммигрантского периода стало «Солнце мертвых» — трагическая эпопея. Впервые «Солнце мертвых» было опубликовано в 1923 году, в эмигрантском сборнике «Окно».

«Солнце мертвых» — это первое в русской литературе глубокое проникновение в суть российской трагедии.

В «Лете Господнем» перед нами в череде православных праздников «является» как бы душа русского народа.

«Богомолье» — это поэтический рассказ о хождении в Троице-Сергиеву Лавру.

Из Франции, чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и отчётливостью видится Шмелёву старая Россия. Из потаённых уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье», «Лето Господне», совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.

Жизнь готовила писателю новое испытание. 22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена писателя — Ольга Александровна, как никто не понимающая его. Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений он сорвал несколько цветов.

Последние годы проводит в одиночестве, испытывая тяжёлые физические страдания.

ІІ. Выборочный пересказ «Как я стал писателем»

ІІІ. Беседа по вопросам учебника

Дополнительные вопросы:

1) Прокомментируйте начало рассказа. (1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.

2) О каком произведении напоминают описания вещей?: «живые доски», «живая метла», «живая половая щётка»? (Ещё в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М. А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется приём олицетворения)

3) Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

4) Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелёва? Баталин изображён иронически, сатирически

Образ Баталина

Способы создания образа

1. Социальный статус

Инспектор

2. Портретная характеристика

Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Прием иронии и сатиры.

3. Речевая характеристика

«Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! — ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка.

Шмелёву повезло с другим преподавателем.

Образ Цветаева

Способы создания образа

Средства художественной выразительности, приемы

1. Социальный статус

Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев».

2. Портретная характеристика

Эпитеты, сравнения: «незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал» .

3. Речевая характеристика

Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?

(Противопоставление .)

(Баталин это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, — предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нёс Шмелёв плакал, когда хоронили учителя.)

    Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? В его мыслях и действиях. Он наделён незаурядной фантазией, он независим, он увлечён литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своём учителе, который навсегда «в сердце»

    Сцена с первым рассказом «У мельницы». Проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель чувствовал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться, думать …», чтобы стать писателем.

    Итог: задумались, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего худож. произ –я. Шмелёв показал, как начинался его путь, как подошёл писатель к своему 1-му рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над сочинением.

Мы знаем, как работали другие писатели, как любил сокращать свои произведения Чехов, как переделывал свои тексты множество раз Л. Толстой

    Д. з. Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение»

Использованная литература:

    Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 класс», Москва, «ВАКО», 2007стр. 244 – 246

    В. Я. Коровина, И. С. Збарский «Методические советы» Литература. 8 класс «Просвещение», 2003

    festival.1september.ru articles/605479/

Глазина Е. А. Страница 7

Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа, что делает изучение данного материала еще более интересным.

Шмелев всегда был писателем, только первое время он не печатался. Еще в раннем детстве няня называла его выдумщиком. В каждом предмете, в каждой неодушевленной вещи он видел живое. Мальчик мог разговаривать с досками, игрушками, стружками от дерева, со всем, что видел. Именно за это, учась в гимназии, он получил прозвище "римский оратор". Когда маленький Шмелев ходил в третий класс, он увлекался чтением романов Ж. Верна. Именно в этот период времени и было написано его первое стихотворение. За этот поступок его наказал учитель - словесник, который был довольно строгого нрава.

Похожие попытки автор предпринимал, учась и в пятом классе, но снова был не понят учителями. Но вскоре, строго учителя заменил другой педагог, который позволил мальчику раскрыть свой талант и писать. За это он даже ставил хорошие оценки Шмелеву. Таким наставником стал Федор Владимирович Цветаев. Он был довольно свободного нрава. Мог в любой момент вдруг начать читать Пушкина, и делал он это так, что даже равнодушные к литературе дети слушали его, открыв рот. Цветаев занял в сердце маленького Шмелева особое место. Только с этим учителем он поддерживал отношения, а когда его хоронили, мальчик горько плакал.

После того, как гимназия была окончена, автор отнес в издательство свое первое официальное произведение "У мельницы". Редактор Анатолий Александров попросил Шмелева прийти через два месяца. За это время мальчик стал студентом, и его заняли совершенно другие заботы. Однако, через некоторое время пришел конверт с просьбой явиться в редакцию. Рассказ, который предложил начинающий писатель, оказался тяжелым для восприятия и прочтения. Тем не менее он был принят в публикацию, а автору выписали гонорар. Именно тогда, после выпуска произведения, Шмелев понял, что у него началась совершенно новая жизнь - жизнь писателя. Но он еще долго не мог привыкнуть к тому, что его фамилия фигурирует на обложке книги.

В произведении "Как я стал писателем" Шмелеву удалось восстановить события уже прошедших лет. Автор позволил себе такую слабость, как вновь поддаться тем чувствам, которые он тогда испытывал. Это время стало решающим в его жизни. Данный рассказ призван показать читателям тот нелегкий переломный момент, когда ключевое предназначение личности подверглось существенным изменениям.

Картинка или рисунок Как я стал писателем

Другие пересказы для читательского дневника

    Шестилетний мальчишка заболевает страшной болезнью полиомиелитом. У него отнимаются ноги. После сложной операции, многочисленных испытаний мальчик не теряет надежду вновь ходить.

  • Краткое содержание Абрамов Жила была семужка

    В одной северной реке в маленькой веточке-протоке жила пестрая рыбка. Звали ее Красавка.Она была ещё совсем маленькая. Она отличалась от самых нарядных рыбок этой реки своей большой головой, поэтому они к ней в гости не заплывали

  • Краткое содержание Еврипид Ипполит

    Когда-то Тесей жил в Афинах, он был героем, он совершил много подвигов, даже убил чудовище. Царь должен был жениться на царевне, которая ему как-то помогла, но он отдал её в жены богу. Афродита разгневалась на царя.

  • Краткое содержание Рассказ о семи повешенных Андреев

    Министру сообщили, что на него готовиться покушение. Чиновник встретил это известие спокойно, полиции известно место и время нападения. Только ночью он понял, как это страшно знать время своей смерти.

  • Краткое содержание Казаки Лев Толстой

    Произведение начинается с момента, когда главный герой Дмитрий Оленин рано утром направляется по месту службы в звании юнкера. Дмитрий Андреевич, беспечный молодой человек, сирота, в настоящее время нигде не обучался и не проходил службу

Это было 5 лет назад. Я тогда был наивным и глупым мальчиком, который верил в сказки. Люди которых считал друзьями, были лицемерными гиенами, которые готовы на всё, что бы спасти свои шкуры. А родной матери было на меня наплевать. Вне зависимости от моих косяков она наказывала меня по всей строгости. Одной из излюбленных её наказаний было выгонять из дома. Во время каждого такого наказания или когда мне становился совсем плохо я убегал за город в своё любое место. Там был небольшая речка с дубом у оврага. Из-за крутого обрыва и сильной заросшей дороги туда никто не ходил. Большой, роскошный дуб, росший, рядом скрывал своими ветками всё уродство человеческой натуры, оставляя маленький зазор на середину этой речки. Шёл декабрь месяц. Снег заметал всё вокруг, будто накрывая одеялом из снежинок. В один из прекрасных дней, на уроке математики, получил двойку. После занятия я подошёл к учительнице спросить:

Почему мне поставили эту двойку. В ответ я получил лишь с диким отвращением крылатую фразу: "Что б жизнь малиной не казалось".

Во время остальных уроков у меня не выходила эта фраза из головы. После я пошёл домой, с матом бросил свой портфель в стену продолжая думать насчёт этого. Учебники от удара разлетелись по всей комнате. Спустя пару часов вернулась моя мама с работы. Она была очень уставшей. Поэтому без сильных раздумий сказала:

Давай сюда дневник. Продолжая обдумывать, как истукан отдал ей свой дневник лежащий у неё ног. С уставшим лицом она посмотрела на меня, вздохнув спросила:

Ты что не смог решить пару примеров?

Закричав как маленький ребёнок я ей ответ:

Я сделал всё правильно. Мать со спокойным голосом сказала:

Не ори. И ты так и не ответил почему?

Что б жизнь малиной не казалось, сказала она мне.

Мне надоело твоё враньё. Поэтому поживёшь три дня на улице.

После этих слов я побежал в своё место для размышлений. Мне было плевать на холод и свою никчёмную жизнь. Тогда в голове у меня была лишь одна мысль: Если я умру, то умру где меня не пошлют на смерть. Приятный холодок лишь согревал моё сердце. Чем ближе я подбирался к тому месту, тем сильнее мне хотелось спать. Оно и неудивительно. В домашних дырявых штанах и майке в -30 это нормально. Прибежав туда в полусонном состоянии, я увидел разбросанные бутылки, потухнувший костёр и кучу мусора. В предсмертном состоянии оперившись спиной на дуб, я посмотрел на речушку. В середине стояла маленькая и очень красивая девочка. Она была словной маленький ангел. Белые волосы, платьице и босые ноги. Я был уже готов умереть. Идя по воде, она постоянно говорила моё имя. Подойдя почти впритык ко мне, она взяла из кучи мусора, которая лежала вокруг меня зелёную бутылку вина. После чего протянула её двумя руками с искренней улыбкой.

Выпей это, если хочешь исцелить свою душу.

Хорошо. Каждый глоток этого напитка словно переворачивал мой взгляд на мир.

Будто кто возвращает мне мои глаза. Все воспоминания начиная с 3 лет начали пролетать над моими глазами.

Исполни своё предназначение писатель. Повернувшись к ней, я задал самый логичный вопрос:

А ты кто?

И в этот момент она ещё раз улыбнулась и растворилась в воздухе. После этого я уснул. Проснувшись меня, тяжело было узнать. Внешне я выглядел как обычно, а внутри себя чувствовал разбитым стариком прожившим не один десяток жизней. Было уже темно, поэтому я решил вернуться домой. В коридоре за дверью стояла моя мама. Она была злой. Сквозь зубы она спросила меня:

Где я был три дня?

Смешно. Ты сама меня выгнала на три дня. А теперь удивляешься.

Не хами матери. После этих слов она замахнулась правой рукой, что бы дать пощёчину, но по воле случая я её поймал со словами:

Ещё раз попробуешь поднять на меня руку, сломаю. После она замахнулась левой рукой, но попала в мой блок.

Зря. Вывихнув её правую руку, сказал я.

Её жуткий крик от боли для меня ничего не значил. Будто так и должно быть.

Я же говорил.

Скотина. Вызывай скорую.

Сейчас только выпью и вправлю тебе руку.

Я сейчас вызову скорую и натравлю на тебя ментовку маленький идиот. Взяв с кухни вишневку, которая стояла под столом, увидел как она дозвонилась в скорую.

Алё скорая у меня рука... .

После этих слов я подошёл к ней впритык, взялся за её вывихнутую руку и мастерски вправил её.

Ай. Забрав у неё телефон сказал:

Извините за беспокойство. Просто у моей мамы небольшое растяжение, а она сильно разволновалась.

Взяв меня за плечи, мама начала смотреть мне в глаза, будто чудо увидела.

Ты как это сделал? С диким страхом в глазах спросила.

Мне почём знать.

После этого она начала ходить в коридоре из стороны, в сторону думая, что со мной случилось.

Это невозможно.

Возможно. Только сначала сядь и выпей со мной.

Точно надо выпить.

Усевшись на кухне, она поставила стаканы на стол, налила себе целый стакан вишнёвки и сразу же выпила её залпом.

Кто ты такой?

Сам не знаю.

Ладно. Давай сделаем так. Ты пока поживёшь здесь, а потом мы решим, что с тобой делать.

На следующий день я снова побежал на своё место и увидел сидящей рядом с обугленными вчерашними дровами ту самую девочку.

Я ждала тебя.

Что за чертовщина тут происходит?

Я исцелила твою душу, что бы ты исполнил своё предназначение.

Какое на хрен предназначение?

Быть писателем. Хихикнув ответила девочка.

Какой из меня писатель.

Великий.

Это был не вопрос.

Я знаю. Ты напишешь три книги, которые изменят мир, после чего умрёшь.

Как я напишу эти книги, если, я не умею их писать?

Учитель, который тебя научит находиться в Магадане.

После этих слов она исчезла и больше никогда не появлялась. В школе меня начали считать чудиком. Оно и неудивительно. Видя всех насквозь я начал отвергать людей которые мне когда были дороги. Результат не заставил себя ждать. Спустя три месяца решил отправиться в Магадан в поисках учителя. Матери перед прощанием сказал два слова:

Мне пора.

Удачи. Денег на самолет у меня не было, поэтому пришлось ехать на поезде. Плацкарт под водочку и дурачка может закрыть глаза на всё. Спустя неделю я уже был в Магадане. Тогда стояло хорошее солнышко. Сильное предчувствие говорило мне, что надо идти к порту. Подойдя к милиционеру на вокзале, я спросил:

Где тут порт?

На что он мне ответил:

Иди, прямо не сворачивая.

Благодарю.

Придя в порт, я посмотрел на море у причала и увидел ту самую девочку. Находясь в начале порта, она показала рукой на другой конец порта. Шёл я туда не спеша. Гигантские корабли и не приветливые, мрачные люди окружали меня. Вдруг меня толкает в плечо какой-то чумазый мальчишка со словами:

С дороги.

За ним гнался нарядный милиционер с кожаной папкой крича:

Стой. Стрелять буду.

Подойдя почти к средине этого порта, среди гигантских крейсеров стоял маленький рыбацкий кораблик со странным названием "Адмирал". На стареньком пластиковом лежаке лежал старик очень похожий на старика Хемингуэя в солнцезащитных очках, рыбацком костюме и чёрной бандитской шапочке. Рядом с ним появилась эта загадочная девочка и начала показывать на него. Подойдя к нему впритык, он медленно повернул голову на неё и резко крикнул:

Брысь отсюда.

А вы её видите?

Ага. Присев он взял бутылку портвейна из-под лежака с отвращающим лицом посмотрел на меня. После чего, сказал.

Цель: Проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Создание мотивации.

Сегодня мы познакомимся с еще одним великим мастером русского слова и образа. Вы уже встречались на уроках литературы с отдельными страницами творчества и некоторыми фактами его биографии.

Сейчас я прочитаю несколько отрывков из его произведения.

… Кап-кап…кап-кап-кап…кап-кап…

Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.

Я просыпаюсь под это тартанье, и первая моя мысль: взялась! Конечно, весна взялась.

… Зажмурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки.

А смотреть в форточку приятней.

Стоят воробьи на ветках, мокрые все, от капель, качаются. А в небе видна черная каша галок.

(Отрывок из главы «Мартовская капель» повести «Лето Господне» И.С. Шмелева)

По каким признакам вы догадались?

(Языковые приметы: описывает предметы и явления простым языком, использует свойственные только ему эпитеты, метафоры: «тартанье капели, суетятся золотинки, черная каша галок»).

Итак, назовите тему урока.

(Запись на доске и в тетради.)

На экране телевизора появляется портрет писателя (приложение 1).

Рассмотрите И.С. Шмелева.

Какие детали во внешности писателя привлекают ваше внимание? (серьезные грустные глаза, но ласковая улыбка )

Не только вы, но и те, кто был знаком со Шмелевым, отмечали именно эти детали в его внешности.

Какими чертами характера мог обладать человек с подобными чертами лица?

Какие факторы могут влиять на формирование характера человека, его мировоззрения?

Скажите, а важно ли знать, в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему? (Время накладывает отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения; могут звучать темы в творчестве писателя ).

Исходя из темы урока, и того, что вы сейчас сказали, определите цель урока, используя следующие опорные слова: проследить, какое… оказало… эпоха на… и… писателя.

III. Узнаем новое

(Работа в тетрадях . )

Разделите тетрадный лист на 2 равных столбика

Сформулируйте в виде вопросов, что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве И.С. Шмелева.

Составление ОТ

Второй столбик дети заполняют самостоятельно (каждый ребенок получает распечатку с биографией писателя – приложение 2), затем осуществляется проверка.

Походу чтения дети должны отметить:

+ – новое знание;

! – то, что удивило.

Вывод

Какое влияние оказала историческая эпоха на формирование личности писателя? (Ответ дети дают письменно).

Путь Шмелева в литературу был долгим и нелегким. О трудностях становления писателя повествует рассказ «Как я стал писателем».

IV. Анализ рассказа «Как я стал писателем».

Прочитайте начало рассказа. Какова его роль?

(Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)

Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

(Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)

О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски», «живая метла», «живая половая щетка»?

(Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)

Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

(Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.).

Какие способы создания образа литературного героя вы знаете?

(Социальный статус, портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).

В рассказе изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев. Какую роль они сыграли в судьбе мальчика?

Работа в группах.

Класс делится на 4 группы по 5-7 человек. В каждой группе есть координатор, который организует, направляет работу. 1-2 группы – образ Баталина, 3-4 – словесник Цветаев.

Каким образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева?

Образ Баталина

Образ Цветаева

Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?

(Противопоставление.)

(Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль.)

Какими качествами «на ваш взгляд» должен обладать учитель?

Как проявляется в рассказе характер самого автора?

(В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр. 138 зачитать цитату)

V. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа проводится в виде теста (приложение 3).

VI. Подведение итогов.

Какая тема урока?

Чему учились?

На каких предметах вы можете пользоваться полученными знаниями?

VII. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке: я закрою глаза и задам вам один вопрос. Если вы считаете, что работу выполнили хорошо, качественно, то покажите вот так (сжав кулак оттопырить большой палец вверх), если так себе, то (сжав кулак оттопырить большой палец вниз).

VIII. Домашнее задание.

Написать рассказ на тему: «Как я написал свое первое сочинение?».