Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) - американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.

Краткая биография

Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» - меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.

Сейчас или никогда

28 апреля 2001 года - день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму - 20 миллионов долларов США.

Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.

И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».

В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).

Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.

Палки в колеса

Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.

Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.

В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.

Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.

Восемь месяцев в Звездном городке

Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.

В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.

По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.

Воплощение мечты

Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.

Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.

Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни - все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.

Деннис Тито - космический турист

Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.

В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание - космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.

Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.

Жесткая посадка

Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.

Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3-7 м/с и температура - около 20 °C.

После приземления

После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.

Бывший американский сенатор и астронавт назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.

Опасения НАСА

Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель "Оскара", который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.

Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.

Угроза безопасности?

Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.

Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.

Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.

Черная работа

Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.

Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.

Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.

Не было бы счастья

Но недостаточно финансируемая контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.

Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.

В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.

28 апреля 2001 года на МКС отправился первый космический турист Деннис Тито. После его возвращения на Землю стало понятно, что гостил на станции не «денежный мешок», способный легко расстаться с парой десяткой миллионов, но яркая личность с интересной биографией.

1. Дитя космической эпохи

Деннис Энтони Тито был немолод. Он родился 8 августа 1940 года Нью-Йорке в семье бедных итальянских эмигрантов. Окончание школы совпало по времени с фурором, который произвели в умах запуски Советским Союзом и США первых искусственных спутников Земли. Вот этим он и решил заняться в будущем, для чего поступил в инженерный колледж при Университете Нью-Йорка. Окончил его в 1962 году с дипломом бакалавра астронавтики и аэронавтики в кармане.

На достигнутом Тито решил не останавливаться, став два года спустя магистром инженерных технологий, выйдя из Политехнического института Ренсэллера. При этом учебу совмещал с работой в знаменитой Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL NASA), куда поступил в 1963 году на должность инженера по аэрокосмической технике.

В круг его обязанностей входили баллистические расчеты для межпланетных станций «Маринер», направляемых к Венере и Марсу.

2. Коррекция траектории

К тридцати годам Тито понял, что гораздо больших результатов в развитии отечественной космонавтики он сможет добиться, если подкорректирует свою профессиональную деятельность. То есть начнет заниматься космическим бизнесом. Тогда это уже становилось актуальным, поскольку Аэрокосмическое агентство начинало работать не только с монстрами промышленности, такими, как, например, «Боинг» или «Локхид», но и присматривалось к энергичным малым компаниям, стартапам. А они, чтобы встать на ноги, должны первое время «питаться» инвестициями, поступающими от бизнес-ангелов.

И Тито, окончив школу менеджмента при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, получил степень кандидата финансовых наук.

В 1972 году он основал компанию Wilshire Associates в Санта-Монике, штат Калифорния, став ее президентом. Компания занялась инвестиционным бизнесом, оценивая риски не так, как это было ранее, когда опирались исключительно на опыт и чутье экспертов рынка ценных бумаг. Тито начал разрабатывать математические модели финансовых процессов и обсчитывать их на компьютере. В чем, несомненно, сказался приобретенный им в NASA опыт.

Количество клиентов новоиспеченной фирмы постоянно возрастало, поскольку Тито предлагал им варианты вложения денег с низкими рисками и высокой доходностью. Вскоре Wilshire Associates начала не только обслуживать крупный «непотопляемый» бизнес, но и работать с венчурными фондами, имеющими повышенные риски в связи с инвестированием в новые компании — стартапы. При этом, как Тито и предполагал, основывая компанию, значительные объемы проходящих через него инвестиций направляются в космическую отрасль.

В конце концов, Wilshire Associates стала крупнейшей инвестиционной и консалтинговой компанией, с активами, превышающими $ 7 млрд. А ее клиенты, разбросанные по всему миру, в сумме владеют состоянием в $ 8 триллионов.

Имя Тито широко известно в деловых кругах еще и потому, что предложенный им в 1974 году индекс Wilshire 5000 широко используют на рынке ценных акций. Его называют «барометром американской экономики».

3. К звездам

В 90-е годы Тито «заскучал» в отлаженном бизнесе, работающим, как часовой механизм, решив потрудиться в департаменте по водоснабжению и энергетике Лос-Анджелеса. Затем переключился на реализацию проекта по предохранению калифорнийского озера Моно от сброса вредных отходов.

И, наконец, узнав о возможности посетить советскую орбитальную станцию «Мир» в качестве туриста, подал заявку в Роскосмос. Однако пока он осенью 2000 года проходил трехмесячную предполетную подготовку в Звездном городке, было принято решение о затоплении станции.

Но отступать от намеченного плана Тито был не намерен. Через две недели он подписал с Роскосмосом новый контракт стоимостью в $ 20 млн. На сей раз Тито должен был полететь уже на МКС в апреле 2001 года совместно с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным на корабле «Союз ТМ-32».

Подготовка к полету в общей сложности продолжалась почти 8 месяцев. Она включала в себя не только физические тренировки, но и подробное изучение систем корабля и станции. Во время предполетного экзамена он даже выполнил на тренажере ручную стыковку «Союза» с МКС.

Стартовав 28 апреля, Тито пробыл в космосе 7 дней 22 часа и 4 минуты. Несмотря на всестороннюю подготовку, он все же испытал два неприятных момента. Во время старта у него возникли небольшие проблемы с сердцем. И на орбите, не рассчитав собственную траекторию в невесомости, рассадил кожу на голове, ударившись о люк.

Несмотря на эти мелочи, Тито был от полета в восторге. «Это величайшее приключение в моей жизни, — сказал он, вернувшись. — Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к испытаниям. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

4. Не останавливаясь на достигнутом

В 2013 году Тито начал финансировать собственную космическую программу Inspiration Mars. Она предполагает полет к Марсу семейной пары с облетом планеты на безопасной траектории без захода в атмосферу и возвращение на Землю через 501 день. Старт намечен на 5 января 2018 года.

Именно в этот день в Солнечной системе будет наблюдаться такое расположение планет, благодаря которому полет до Марса и обратно можно будет совершить за столь короткий срок. Причем корабль будет лететь как бы «по прямой». То есть не потребуется совершать никаких маневров после запуска, все автоматически сделает «небесная механика».

Такая уникальная орбитальная возможность посещения Марса за 501 день представляется раз в 15 лет.

Помимо пропагандирования космонавтики проект преследует и научные цели. В частности, в процессе полета могут быть получены ценные результаты в области психологии и физиологии. Разумеется, семейная пара будет отбираться в результате конкурса. Предварительно она будет досконально проинформирована относительно того, с какими рисками придется столкнуться в полете. Правда, Тито убежден в том, что эти риски не связаны с угрозой для жизни.

Предполагается, что для полета будет создан специальный 10-тонный космический корабль, оснащенный всеми необходимыми средствами жизнеобеспечения. На время полета «марсонавты» снабжаются 1,5 тоннами сублимированных продуктов. Объем жилого помещения корабля составляет 27 куб.м.

Стоимость проекта оценивается в 1 — 2 млрд. долларов. На период первых двух лет все затраты берет на себя Тито, намереваясь истратить 100 млн. долларов. Впоследствии финансирование будет производиться за счет спонсорских вложений.

Фото Сергея Казака (ИТАР-ТАСС)

Идея полета человека в космос в качестве туриста появилась в 1967 году, но, так как сама специальность космонавта еще была недостаточно знакомой и освоенной даже для летчиков-профессионалов, космический туризм был отложен до лучших времен. И только к концу XX века, когда тандем коммерции и космоса стал активно развиваться, а старты в космос стали привычным делом, к этой идее вновь вернулись. И одним из людей, осуществивших эту идею, стал Деннис Энтони Тито.

С чего все начиналось

В 1984 году Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) приняло решение о запуске на орбиту Земли обычного американца. С этой целью был организован конкурс «Учитель в космосе». Уже к лету 1985 года были отобраны две претендентки: 37-летняя Кристи Маколифф (основная) и 34-летняя Барбара Морган (дублер).

28 января 1986 года шаттл «Челленджер» стартовал с Маколифф и экипажем на борту. На первой минуте взлета произошел взрыв внешнего топливного бака. В результате внештатной ситуации все астронавты погибли.

Судьба Барбары Морган оказалась более счастливой: в 2007 году она все же побывала в космосе.

В 1990 году в космосе побывал гражданин Японии: журналист телекомпании TBS Тоёхиро Якияма. В космосе он пробыл семь дней, выполняя функции космонавта-исследователя.

Однако все эти полеты нельзя трактовать как туризм: они оплачивались солидными корпорациями, а сами участники отбирались по конкурсу. И только Тито Деннис, выложивший в 2001 году свои 20 млн $ ради удовольствия 128 раз облететь планету на борту Международной космической станции (МКС), по праву может считаться первым гражданским космическим туристом.

Биография Денниса Тито

Тито Деннис, биография которого стала известна в 2001 году всему миру, появился на свет 8 августа 1940 года в одном из нью-йоркских районов в семье итальянских иммигрантов. Его родители были бедными: отец трудился в типографии, а мать работала швеей, что не приносило серьезных доходов в семейный бюджет.

Из своего детства Деннис извлек хороший урок: только наличие цели и упорный труд для ее достижения способны принести желаемое. Таким желанием для юноши был полет в космос. С этой мыслью Деннис Тито в 1962 году поступает в инженерный колледж, который находился при Нью-Йоркском университете.

По окончании в 1964 году университета он получает степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году решает продолжить обучение в университете Андерсена (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес).

В 1972 году Тито создает компанию Wilshere Associates Inc в штате Калифорния, которой управляет до настоящего времени.

Был женат, но в настоящее время живет один, в доме, где когда-то жила его семья – жена и трое детей.

Тито Деннис, интересные факты из жизни которого могут стать отличными примерами для молодых людей, чего и как можно добиться обычному человеку, имея цель перед собой, в 1963 году, продолжая учебу, уже трудился инженером по аэрокосмической технике NASA. Он принимал участие в реализации полетов межпланетных космических аппаратов Mariner, занимался расчетами траекторий их полетов к Марсу и Венере.

Полученное хорошее образование способствовало успешной работе его компании. Деннис создал суммарный рыночный индекс Wilshere 5000, занимающий сегодня лидирующие позиции на рынке ценных бумаг. В результате компания находится среди ведущих поставщиков услуг в сфере управления, консалтинга и технологии инвестиционной деятельности.

Несмотря на смену профессии в 1972 году, Тито оставался преданным своей мечте о полете в космос. И теперь, будучи уже мультимиллионером, он все-таки не мог осуществить свое желание. Причиной тому была политика NASA: гражданские лица на американские космические корабли не допускались ни под каким видом.

Неожиданная помощь Тито пришла от извечного соперника США в космосе - России: ему было предложено посетить советскую станцию «Мир». Однако истекший срок ее эксплуатации стал причиной для закрытия этого проекта. И все же российская компания «Энергия» и агентство по космонавтике предложили Деннису Тито посетить МКС с миссией «Такси».

Против этого полета выступили США, Япония, Канада и Европейское космическое агенство, мотивируя это тем, что своим присутствием Тито Деннис осложнит работу экипажа МКС, что может создать угрозу ее безопасности. Американские СМИ также негативно оценили планы Тито по космическому путешествию. Но Росавиакосмос все же пошел навстречу американскому гражданину, предоставив ему российскую часть станции. Началась подготовка космического туриста к путешествию на орбиту Земли.

Подготовка к «восхождению» на МКС

После того как все необходимые документы были подписаны обеими сторонами проекта, началась подготовка к полету. Длилась она чуть более месяца. Подготовка включала в себя обучение и практику работы в условиях космоса. О том, как проходили тренировки, расскажет позже сам Тито Деннис. Интересные факты из его воспоминаний могут оказаться полезными будущим космическим туристам.

Ему пришлось тренироваться в адаптации к перегрузкам и невесомости, в проведении аварийно-спасательных операций, а также познавать особенности жизни на МКС. Вскоре Тито требовалось всего 25 секунд, чтобы надеть скафандр. На «отлично» сдавались все зачетные дисциплины, потому что космический турист – это нечто другое, чем то, что ассоциируется с этим словом на Земле. От его подготовки зависит очень многое.

Накануне старта была заложена первая традиция для всех будущих космических туристов: через соломинку, проткнувшую дольку апельсина, «опустошался» стакан с налитым на 5 мм коньяком.

"Я побывал в раю"

Российский корабль «Союз ТМ-32», на котором находились Тито и космонавты Юрий Батурин, Талгат Мусабаев, пристыковался к МКС 30 апреля 2001 года. Те шесть дней, проведенные на борту станции, Деннис вспоминает как «потрясающее ощущение», хотя вначале его слегка мутило.

Первым чувством, которое испытал при взгляде на Землю из космоса Тито Деннис (фото тому лучшее подтверждение), было благоговение.

Как и полагается туристу, в путешествие на орбиту Деннис прихватил фотоаппарат с 30 фотопленками, видеокамеру и диктофон. Естественно, что Тито собрал много фото- и видеоматериала.

Общее впечатление от путешествия на орбиту Земли Тито сравнил с посещением рая.

"Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю", - заявил Тито после приземления.

Туризм в космосе неизбежен

Космический турист Тито Денис своим примером вызвал в США небывалый интерес к новому направлению в туриндустрии.

Компания Virgin Galactic уже сейчас имеет 450 человек, желающих посетить космос в качестве туристов, а Blue Origin объявила о намерении в 2018 году организовывать суборбитальные путешествия для частных лиц.

Туризм осваивает космос окончательно и бесповоротно.

В 1972-м Деннис Тито основал компанию "Wilshire Associates"; со временем его детище стало ведущим поставщиком консультационных, инвестиционных и технологических услуг в Санта-Монике (Santa Monica, California).


Родился Тито в Куинсе, Нью-Йорк (Queens, New York); окончив школу, он поступил в Нью-Йоркский Университет (New York City), где в 1962-м получил степень бакалавра космонавтики и воздухоплавания. Позже Тито поступил в Политехнический Институт Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute) в Хартфорде, Коннектикут (Hartford, Connecticut) – там ему вручили диплом магистра. Уже 18 мая 2002-го Тито получил почетную докторскую степень – во все том же Институте Ренсселера.

В 1972-м Деннис Тито основал компанию "Wilshire Associates"; со временем его детище стало ведущим поставщиком консультационных, инвестиционных и технологических услуг в Санта-Монике (Santa Monica, California). На данный момент Тито работает с большим количеством крайне "дорогих" клиентов; общее состояние его подопечных оценивается в 12.5 триллионов долларов. Занимается компания количественным анализом, активно используя сложные математические инструменты; методики, которые Тито использует в оценке рисков и выгод, во многих отношениях схожи с техниками, использующимися при расчете направления движения космических судов.

В 90-х Деннис Тито был назначен в лос-анджелесский департамент по водоснабжению и энергетике; в 1994-м департамент Тито оставил, дабы поддержать проект по предохранению озера Моно (Mono Lake) от сброса вредоносных отходов.


Несмотря на то, что основной доход Деннису Тито принесла отрасль деятельности вполне земная и с космосом не связанная, интерес к астронавтике Деннис не утратил. Долгое время мечта побывать в космосе казалась несбыточной; помогли Тито, как ни странно, русские – и запущенный ими проект космического туризма. Федеральное космическое агентство кандидатуру Денниса одобрило; интересно, что в NASA проект раскритиковали вдребезги – так, Дэниэл Голдин (Daniel Goldin) открыто заявил, что туристов в космос брать просто недопустимо. Позже Тито даже было отказано в возможности потренироваться на американских площадках; впрочем, и это пыл будущего космического туриста не охладило.

28 апреля 2001-го Деннис Тито на корабле "Союз ТМ-32" отправился в главное путешествие своей жизни. В космосе Тито пробыл 7 дней, 22 часа и 4 минуты; за это время он успел 128 раз обогнуть земной шар. Известно, что одним лишь наблюдением за космическими пейзажами в иллюминаторы Деннис не ограничивался – Тито проделал на станции несколько научных экспериментов (показавшихся ему потенциально полезными для его основной работы). Кое-какие трудности в полете возникли – на этапе взлета у Денниса прихватило сердце, а уже в космосе миллионер умудрился разбить себе голову об один из люков; впрочем, в общем и целом полетом Тито остался более чем доволен. В общей сложности поездка обошлась Деннису в 20 миллионов долларов.

Сравнительно недавно стало известно, что одним космическим путешествием Деннис свою "неземную" деятельность ограничивать не собирается; 23 февраля 2013-го Тито официально заявил о своем желании организовать "частный" полет на Марс. По словам мультимиллионера, все необходимые технологические ресурсы у него уже имеются; единственная проблема заключается в человеческих ресурсах – вынести 501-дневное путешествие будет очень и очень нелегко как физически, так и психологически.

Известно, что Деннис Тито активно (хотя и на любительском уровне) увлекается уфологией; по его словам, наиболее надежным способом выискивать инопланетные корабли является использование тепловизоров.