Здравствуйте! Сегодня поговорим про рентабельность, что это такое и как ее рассчитать. направлено на получение прибыли. Оценить правильность работы и эффективность применяемых методов менеджмента можно с помощью некоторых параметров. Один из наиболее оптимальных и информативных – это рентабельность предприятия. Для любого предпринимателя понимание этого экономического показателя – возможность оценить правильность расхода ресурсов на предприятии и скорректировать дальнейшие действия во всех направлениях.

Зачем рассчитывать рентабельность

Во многих случаях финансовая рентабельность предприятия становится ключевым показателем анализа деятельности бизнес-проекта, который помогает понять насколько хорошо окупаются вложенные в него средства. Правильно рассчитанные показатели по нескольким факторам и статьям используются предпринимателем для , при ценообразовании на услуги или товары, для общего анализа на рабочем этапе. Они высчитываются в процентах или используются в форме числового коэффициента: чем больше число, тем выше рентабельность работы предприятия.

Кроме этого, рассчитывать коэффициенты рентабельности предприятия необходимо в следующих производственных ситуациях:

  • Для прогноза возможной прибыли, которую предприятие сможет получить в следующем периоде;
  • Для сравнительного анализа с конкурентами на рынке;
  • Для обоснования больших инвестиционных вложений, помогая потенциальному участнику сделки определить прогнозируемую отдачу от будущего проекта;
  • При определении реальной рыночной стоимости фирмы во время предпродажной подготовки.

Расчет показателей нередко используется при кредитовании, получении займов или участии в совместных проектах, освоении новых видов продукции.

Рентабельность предприятия

Отбросив научную терминологию, можно обозначить понятие:

Рентабельность предприятия как один из главных экономических показателей, который хорошо характеризует прибыльность от труда предпринимателя. Его расчет поможет понять насколько выгодным является выбранный проект или направление.

В процессе производства или продаж используется множество ресурсов:

  • Трудовые (наемные работники, персонал);
  • Экономические;
  • Финансовые;
  • Природные.

Их рациональная и правильная эксплуатация должна приносить прибыль и постоянный доход. Для многих предприятий анализ показателей рентабельности может стать оценкой эффективности работы за определенный (контрольный) промежуток времени.

Простыми словами, рентабельность бизнеса – это соотношение между затратами на процесс производства и полученной в итоге прибыли. Если по прошествии периода (квартала или года) бизнес-проект дал прибыль, то его называют рентабельным и выгодным для владельца.

Для проведения правильных расчетов и прогнозирования показателей в дальнейшей деятельности необходимо знать и понимать факторы, в разной степени влияющие на рентабельность. Специалисты делят их на экзогенные и эндогенные.

Среди экзогенных выделяют:

  • Налоговую политику в государстве;
  • Общую конъюнктуру рынка продаж;
  • Географическое расположение предприятия;
  • Уровень конкуренции на рынке;
  • Особенности политической ситуации в стране.

Во многих ситуациях на рентабельность и показатели прибыли предприятия влияет его географическое положение, близость к источникам сырья или клиентам-потребителям. Огромное воздействие оказывает ситуация на фондовом рынке и колебания валютных курсов.

Эндогенные или внутренние производственные факторы, которые сильно влияют на рентабельность:

  • Хорошие условия труда для персонала любого уровня (что обязательно сказывается положительно на качестве продукции);
  • Эффективность логистики и маркетинговой политики фирмы;
  • Общая финансовая и управленческая политика руководства.

Учет таких тонкостей помогает опытному экономисту сделать уровень рентабельности максимально верным и реалистичным.

Факторный анализ рентабельности предприятия

Для определения степени влияния любых факторов на уровень рентабельности всего проекта, экономисты проводят специальный факторный анализ. Он помогает определить точную сумму дохода, полученную под влиянием внутренних факторов, и выражается простыми формулами:

Рентабельность = (Прибыль от реализации продукции/Себестоимость продукции) * 100%

Рентабельность = ((Цена продукции — Себестоимость продукции)/Себестоимость продукции)) *100%

Обычно при проведении такого финансового анализа пользуются его трехфакторной или пятифакторной моделью. Количество обозначает число факторов, используемых в процессе подсчета:

  • Для трехфакторной берется прибыльность производимой продукции, показатель фондоемкости и оборачиваемости основных средств;
  • Для пятифакторной необходимо учитывать трудоемкость и материалоемкость, амортизацию, оборачиваемость всех видов капитала.

В основе факторного расчета лежит разделение всех формул и показателей на количественные и качественные, которые помогают изучить развитие компании с разных сторон. Он показывает определенную взаимосвязь: чем выше прибыль и фондоотдача от производственных фондов предприятия, тем выше его рентабельность. Он показывает управленцу взаимосвязь между нормативами и результатами хозяйственной деятельности.

Виды рентабельности

В различных производственных сферах или видах бизнеса используются специфические показатели рентабельности предприятия. Экономисты выделяют три значимые группы, которые применяются практически повсеместно:

  1. Рентабельность продукции или услуг : за основу берется соотношение полученной чистой прибыли от проекта (или направления в производстве) и затраченных на него расходов. Его можно рассчитать как для целого предприятия, так и для одного конкретного товара;
  2. Рентабельность всего предприятия : эта группа включает множество показателей, которые помогают охарактеризовать все предприятие в целом. Ее используют для анализа работающего проекта потенциальными инвесторами или владельцами;
  3. Рентабельность активов : довольно большая группа разнообразных показателей, которые показывают предпринимателю целесообразность и полноту использования определенного ресурса. Они позволяют определить рациональность применения кредитов, собственных финансовых вложений или других важных активов.

Анализ рентабельности предприятия должен проводиться не только для внутренних нужд: это важный этап перед крупными инвестиционными проектами. Он может быть затребован при предоставлении кредита, а может стать отправной точкой для укрупнения или сокращения производства.

Реальную полную картину о состоянии дел на предприятии можно получить при расчете и анализе нескольких показателей. Это позволит увидеть ситуацию с разных сторон, понять причину снижения (или увеличения) расходов по любым статьям. Для этого может понадобиться несколько коэффициентов, каждый из которых будет отражать определенный ресурс:

  1. ROA – рентабельность активов;
  2. ROM – уровень рентабельности продукции;
  3. ROS – рентабельность продаж;
  4. ROFA – рентабельность основных средств;
  5. ROL– рентабельность персонала;
  6. ROIC– рентабельность инвестиций в предприятие;
  7. ROE – рентабельность собственного капитала.

Это только небольшое количество самых распространенных коэффициентов. Для их расчета достаточно цифр из открытых источников – баланса и приложений к нему, текущих отчетов по продажам. Если необходима предполагаемая оценка рентабельности бизнеса для запуска , данные берутся из маркетингового анализа рынка подобной продукции или услуг, из доступных в общем обзоре отчетов конкурентов.

Расчет рентабельности предприятия

Наиболее крупным и обобщенным показателем является уровень рентабельности предприятия. Для его расчета используется только бухгалтерская и статистическая документация за определенный период. В более упрощенном варианте формула рентабельности предприятия выглядит как:

Р= БП/СА*100%

  • Р – это основная рентабельность предприятия;
  • БП – показатель балансовой прибыли. Он равен разнице между полученной выручкой и себестоимостью (включая организационные и управленческие затраты), но до вычитания налогов;
  • СА – суммарная стоимость всех оборотных и внеоборотных активов, производственных мощностей и ресурсов. Она берется из бухгалтерского баланса и приложений к нему.

Для расчета будет необходима среднегодовая стоимость всех материальных активов, амортизация которых применяется в формировании отпускной цены на услуги или товары.

Если оценка рентабельности предприятия будет невысокой, то должны приниматься определенные управленческие меры для улучшения ситуации. Возможно, потребуется корректировка производственных затрат, пересмотр методов руководства или рациональности расхода ресурсов.

Как рассчитать рентабельность активов

Полный анализ показателей рентабельности предприятия невозможен без расчета эффективности использования различных активов. Это следующий важный этап, который помогает оценить, насколько полно используются все активы, понять их влияние на прибыль. При оценке этого показателя обращают внимание на его уровень. Низкий свидетельствует, что капитал и другие активы недостаточно работают, а высокий подтверждает правильную тактику управления.

Практически показатель рентабельности активов (ROA) обозначает для экономиста денежную сумму, которая приходится на одну единицу активов. Простыми словами, он показывает финансовую отдачу бизнес-проекта. Расчет по всем видам активов необходимо проводить с регулярностью. Это поможет своевременно определить объект, не приносящий отдачу или пользу, чтобы реализовать его, передать в аренду или модернизировать.

В экономических источниках формула расчета рентабельности активов выглядит как:

  • Р – прибыль за весь анализируемый период;
  • А – средняя величина по видам активов за это же время.

Этот коэффициент входит в тройку самых показательных и информативных для руководителя. Получение значения меньше нуля свидетельствует о работе предприятия в убыток.

Рентабельность основных средств

При расчете активов отдельно выделяют коэффициент рентабельности основных средств. К ним относят различные средства труда, которые непосредственно или косвенно участвуют в производственном процессе без изменения первоначальной формы. Срок их использования должен превышать год, а сумма амортизации входит в себестоимость услуг или продукции. К таким основным средствам можно отнести:

  • Любые здания и сооружения, в которых располагаются цеха, офисы, лаборатории или склады;
  • Оборудование;
  • Большегрузные машины и погрузчики;
  • Офисная и рабочая мебель;
  • Легковые автомобили и пассажирский транспорт;
  • Дорогостоящий инструмент.

Подсчет рентабельности основных фондов покажет управленцам, насколько эффективна экономическая деятельность бизнес-проекта и определяется по формуле:

R = (ЧП/ОС) * 100%

  • ЧП – чистая прибыль за определенный период;
  • ОС – стоимость основных фондов.

Этот экономический показатель очень важен для коммерческих производственных предприятий. Он дает представление о доле прибыли, которая приходится на один рубль вложенных основных средств.

Коэффициент напрямую зависит от прибыльности и не должен быть меньше нуля: это означает, что предприятие работает с убытками и нерационально использует свои основные средства.

Рентабельность реализованной продукции

Это показатель является не менее важным для определения уровня доходности и успешности фирмы. В международной экономической практике он обозначается как ROM и высчитывается по формуле:

ROM=Чистая прибыль/себестоимость

Полученный коэффициент помогает определить эффективность от реализации произведенной продукции. Фактически это соотношение доходов от продаж и затрат на ее изготовление, фасовку и реализацию. Для экономиста показатель наглядно демонстрирует, сколько в процентном выражении принесет каждый потраченный рубль.

Более понятным для новичков может быть алгоритм расчета показателя рентабельности реализованной продукции:

  1. Определяется период, в котором необходимо проанализировать показатель (от месяца до целого года);
  2. Просчитывается общая сумма прибыли от продаж путем сложения всех доходов от реализации услуг, продукции или товаров;
  3. Определяется чистая прибыль (согласно бухгалтерского баланса);
  4. Проводится расчет показателя по вышеприведенной формуле.

Хороший анализ будет включать в себя сравнение рентабельности реализованной продукции за несколько периодов. Это поможет определить спад или повышение доходов предприятия в динамике. В любом случае можно провести более глубокое рассмотрение по каждому поставщику, группе товаров или ассортименту, проработать клиентскую базу.

Рентабельность продаж

Маржа или рентабельность продаж является еще одной существенной характеристикой при ценообразовании продукции или услуги. Она показывает, сколько процентов в общей выручке приходится на прибыль предприятия.

Существует формула, которая помогает вычислить этот вид показателя:

ROS= (Прибыль / Выручка) х 100%

Как основание для расчета, могут применяться разные виды прибыли. Значения специфичны и различаются в зависимости от ассортимента продукции, направления деятельности компании и других факторов.

Иногда специалисты называют рентабельность продаж нормой прибыльности. Это связано со способностью показывать долю удельного веса прибыли в общей выручке от реализации. Ее также рассчитывают в динамике, чтобы проследить изменения за несколько периодов.

В краткосрочном периоде более интересную картину может дать операционная рентабельность продаж, которую легко рассчитать по формуле:

Операционная рентабельность продаж = (Прибыль до налогообложения / Выручка) х 100%

Все показатели для расчетов в этой формуле берутся из «Отчета о прибыли и убытках», который прилагается к бухгалтерскому балансу. Новый показатель помогает понять предпринимателю, какая реальная доля выручки содержится в каждой денежной единице его выручки после уплаты всех налогов и сборов.

Такие показатели можно высчитывать для небольшого предприятия, одного отдела или целой отрасли в зависимости от поставленной задачи. Чем выше значение этого экономического коэффициента, тем лучше работает предприятие и больше получает прибыли ее владелец.

Это один из наиболее информативных показателей, который помогает определить, насколько прибыльным является бизнес-проект. Без его расчета невозможно составить бизнес-план, проследить затраты в динамике или оценить прибыльность в целом по предприятию. Ее можно рассчитать по формуле:

R=ВП/В , где:

  • ВП – валовая прибыль (рассчитывается как разница между полученной выручкой от продажи товаров или услуг и себестоимостью);
  • В – выручка от продажи.

В формуле часто используется показатель чистой прибыли, который лучше отражает состояние дел на предприятии. Сумму можно взять из приложения к балансу.

Чистая прибыль уже не включает в себя налог на прибыль, различные коммерческие и накладные расходы. В нее входят текущие операционные затраты, различные неустойки и уплаченные кредиты. Для ее определения проводится расчет общей выручки, которая была получена от реализации услуг или товаров (с учетом скидок). Из нее вычитаются все расходы предприятия.

Необходимо тщательно выбирать промежуток времени в зависимости от задачи финансового анализа. Для определения результатов при внутреннем контроле расчет рентабельности прибыли проводится в динамике регулярно (помесячно или поквартально). Если целью является получение инвестиций или займа, берется для сравнения более долгий период.

Получение коэффициента рентабельности прибыли дает для управленческого персонала предприятия много информации:

  • Показывает соответствие реальных и плановых результатов, помогает оценить эффективность бизнеса;
  • Позволяет провести сравнительный анализ с результатами других компаний-конкурентов на рынке.

Если показатель низкий, предпринимателю необходимо задуматься о его улучшении. Этого можно достичь путем повышения объема получаемой выручки. Как вариант – увеличить продажи, немного повысить цены или заняться оптимизацией расходов. Начинать следует с небольших нововведений, наблюдая в динамике за изменениями коэффициента.

Рентабельность персонала

Одним из интересных относительных показателей является рентабельность персонала. Практически все предприятия, вне зависимости от формы собственности, давно учли важность эффективного управления трудовыми ресурсами. Они влияют на все направления производства. Для этого необходимо отслеживать численность персонала, его уровень подготовки и мастерства, повышать квалификацию отдельных служащих.

Определить рентабельность персонала можно по формуле:

  • ЧП – чистая прибыль предприятия за определенный промежуток времени;
  • ЧШ – численность штата сотрудников разного уровня.

Кроме этой формулы, опытные экономисты применяют более информативные:

  1. Просчитывают соотношение всех затрат на содержание персонала к чистой прибыли;
  2. Персональную рентабельность одного сотрудника, которую определяют путем деления затрат, связанных с ним, на долю прибыли, принесенную в бюджет предприятия.

Такой полный и подробный расчет поможет определиться с производительностью труда. На его основе можно проводить своеобразную диагностику рабочих мест, которые могут быть сокращены или нуждаются в расширении.

Не стоит забывать, что на величину рентабельности персонала может повлиять некачественное или старое оборудование, его простой или другие факторы. Это может снижать показатели и давать дополнительные издержки.

Одним из неприятных, но порой необходимых методов зачастую становится сокращение численности работников. Экономисты должны просчитать рентабельность для каждого типа персонала, чтобы выделить наиболее слабые и уязвимые места.

Для небольших предприятий регулярный просчет этого коэффициента необходим, чтобы скорректировать и оптимизировать свои расходы. При маленьком коллективе проводить вычисления легче, поэтому результат может быть более полным и точным.

Порог рентабельности

Для многих торговых и производственных предприятий большое значение имеет расчет порога рентабельности. Он означает минимальный объем продаж (или реализации готовой продукции), при котором полученная выручка перекроет все расходы на производство и доведение до потребителя, но без учета прибыли. Фактически порог рентабельности помогает предпринимателю вывести количество продаж, при которых предприятие сработает без убытков (но и не получит прибыли).

Во многих экономических источниках этот важный показатель можно встретить под названием «точка безубыточности» или «критическая точка». Он означает, что получать доход предприятие будет только при преодолении этого порога и повышении коэффициента. Реализовать товары необходимо в количестве, которое превышает объем, получившийся по формуле:

  • ПР – порог (норма) рентабельности;
  • ПЗ – постоянные затраты на реализацию и производство;
  • Квм – коэффициент валовой маржи.

Последний показатель рассчитывается предварительно по формуле:

Квм=(В – Зпр)*100%

  • В – выручка предприятия;
  • Зпр – сумма всех переменных затрат.

Основные факторы, влияющие на коэффициент порога рентабельности:

  • Цена товара за одну единицу;
  • Переменные и постоянные расходы на всех этапах производства и реализации этого товара (услуги).

При малейшем колебании значений этих экономических факторов меняется и значение показателя в большую или меньшую сторону. Особое значение имеет и анализ всех расходов, которые экономисты делят на постоянные и переменные. К первым можно отнести:

  • Амортизацию за основные объекты и оборудование;
  • Арендную плату;
  • Все коммунальные расходы и платежи;
  • Заработную плату сотрудникам управления предприятия;
  • Административные расходы на их содержание.

Они легче поддаются анализу и контролю, могут отслеживаться в динамике. Более «непредсказуемыми» становятся переменные затраты:

  • Заработная плата всего рабочего состава предприятия;
  • Комиссии за обслуживание счетов, кредитов или переводы;
  • Расходы на покупку сырья и комплектующих (особенно, при колебаниях валютных курсов);
  • Оплата затраченных на производство энергоресурсов;
  • Транспортные расходы.

Если фирма хочет оставаться стабильно доходной, ее руководство должно контролировать норму рентабельности, анализировать расходы по всем статьям.

Любое предприятие стремится развиваться и наращивать мощности, открывать новые направления деятельности. Инвестиционные проекты также нуждаются в подробном анализе, который помогает определить их эффективность и скорректировать вложения. В отечественной практике чаще используются несколько основных методик расчета, дающих представление, что такое рентабельность проекта:

  1. Методика расчета чистой текущей стоимости: она помогает определить чистую прибыль от нового проекта;
  2. Методика расчета индекса доходности: необходима для получения дохода на одну единицу затрат;
  3. Способ расчета маржинальной эффективности капитала (внутренняя норма рентабельности). Он применяется для определения максимально возможного уровня капитальных затрат в новый проект. Внутренняя норма рентабельности чаще всего рассчитывается по формуле:

ВНР= (чистая стоимость текущая/сумма первоначальных инвестиций текущая)*100%

Чаще всего такие расчеты используются экономистами в определенных целях:

  • При необходимости определить уровень расходов в случае разработки проекта за счет привлеченных средств, займов или кредитов;
  • Для подтверждения рентабельности и документального подтверждения выгоды от проекта.

Если будут банковские кредиты, расчет внутренней нормы рентабельности даст максимально допустимую процентную ставку. Ее превышение в реальной работе будет означать, что новое предприятие или направление будет невыгодным.

  1. Методика расчета окупаемости вложенных инвестиций;
  2. Более точная модифицированная методика расчета внутренней нормы рентабельности, для просчета которой берется средневзвешенная стоимость авансированного капитала или инвестиций;
  3. Методика бухгалтерской нормы прибыли, которая применяется для краткосрочных проектов. В этом случае рентабельность будет рассчитываться по формуле:

РП=(ЧП + амортизация/сумму инвестиций в проект) * 100%

ЧП – чистая прибыль от нового бизнес-проекта.

Полный расчет разными способами делается не только перед разработкой бизнес-плана, но и во время работы объекта. Это необходимый набор формул, которым пользуются собственники и потенциальные инвесторы, стараясь оценить возможную выгоду.

Пути повышения рентабельности предприятия

Иногда анализ дает результаты, которые требуют принятия серьезных управленческих решений. Для определения способа повышения рентабельности необходимо разобраться в причинах ее колебания. Для этого изучается показатель за отчетный и предыдущий период. Обычно за базисный берется прошедший год или квартал, в котором была высокая и стабильная выручка. Далее следует сравнение двух коэффициентов в динамике.

На показатель рентабельности может повлиять изменение отпускной цены или себестоимости, увеличение затрат или стоимости сырья у поставщиков. Поэтому необходимо обращать внимание на такие факторы, как сезонное колебание спроса покупателей товара, активность , поломки или простои. Решая проблему как повысить рентабельность и , необходимо использовать различные способы увеличения прибыли:

  1. Повысить качество продукции или услуги, ее упаковки. Этого можно достигнуть путем модернизации и переоснащения своих производственных мощностей. Возможно, на первое время это потребует серьезных инвестиций, но в дальнейшем с лихвой окупится экономией ресурсов, снижением количества сырья или более доступной для потребителя ценой. Можно рассмотреть вариант ;
  2. Улучшить свойства своей продукции, что поможет привлечь новых потребителей и стать более конкурентоспособной фирмой на рынке;
  3. Разработать новую активную маркетинговую политику для своего бизнес-проекта, привлечь хороший управленческий персонал. Большие предприятия зачастую содержат целый отдел маркетинга, который занимается анализом рынка, новыми рекламными акциями и поиском прибыльной ниши;.
  4. Разными способами снизить себестоимость, чтобы составить достойную конкуренцию на подобный ассортимент. Это не должно идти в ущерб качеству товара!

Управленцу необходимо найти определенный баланс среди всех методик, чтобы добиться стойкого положительного результата и удержать показатели рентабельности предприятия на должном уровне.

Понятие рентабельности предприятия складывается из нескольких оценок, которые нужно подсчитать по специальным формулам и проанализировать полученные показатели. Исходя из коэффициентов рентабельности, можно сделать вывод, насколько компания правильно использует имеющиеся у нее ресурсы. Если по расчетам получились неутешительные результаты, необходимо пересмотреть схему управления компанией.

Самая простая оценка рентабельности

Общая рентабельность предприятия рассчитывается очень просто. Формула в этом случае применяется следующая:

Р = П/З × 100%.

Расшифровывается она так:

  • Р – рентабельность;
  • П – прибыль за отдельно взятый отрезок времени;
  • З – затраты за этот же период.

Для начала определите для себя период, за который вы хотите получить данные об эффективности. Это может быть квартал, год или шесть месяцев.

Для оценки деятельности лучше всего выразить рентабельность в процентах. Таким образом, будет понятно, насколько выгоден ваш бизнес. Вы узнаете, какую прибыль получили на каждый затраченный рубль.

Можно использовать иную формулу, при которой расчеты ведутся на основе балансовой отчетности:

Р = Бп/Са × 100%.

Чтобы провести расчет, вам потребуется взять текущий бухгалтерский баланс и отчетные документы. Расшифровывается приведенная формула следующим образом:

  1. Р – общая рентабельность.
  2. Бп – прибыль по балансу. Эту величину вы можете взять из отчета по форме № 2 в ячейке с кодом «2300». Также можно рассчитать ее самостоятельно. Для этого нужно взять выручку за отчетный период и вычесть из нее себестоимость продукции, управленческие и организационные расходы. Обратите внимание, что налоговую нагрузку вычитать не нужно.
  3. Са – стоимость активов в сумме. Она имеется в форме № 1 бухгалтерского баланса. Отражает эта сумма общую стоимость производственных фондов, средств в обороте и вне его.

Однако полученной информации будет недостаточно для оценки реального положения дел компании. Чтобы точно знать, что производство товаров или услуг успешно, необходимо рассчитать отдельно каждый его сегмент. Так, вы сможете найти слабое звено своей фирмы и усилить его. Лучше всего сравнивать показатели в динамике, то есть сначала провести расчет рентабельности по сегментам за предыдущий отчетный период, а затем за только что завершенный. Это поможет вам определить, насколько успешно предприятие, есть ли прогресс в его развитии и необходимо ли что-то менять в деятельности компании.

Как оценить эффективность компании с помощью понятия рентабельности производства

На базе этого расчета вы сможете оценить текущее состояние производственных процессов, после чего разрешается внести корректировки в работу предприятия.

Расчет ведется по следующему алгоритму:

  1. Загляните в бухгалтерский баланс и выпишите из него строку о прибыли (Бп).
  2. Вычислите сумму основных фондов, берите значения по состоянию на каждый месяц.
  3. Сложите стоимости фондов на начало и конец года, после чего поделите полученную цифру пополам.
  4. Результат по предыдущим пунктам поделите на 12, так вы получите средний показатель (Оф) за месяц в отчетном периоде.
  5. Возьмите данные из баланса предприятия, чтобы получить среднюю стоимость оборотных средств (Ос) за год.
  6. Вычислите рентабельность производства по формуле: Рпр = П/ (Ос+Оф).

Этот вид расчета более трудный, но полученные данные позволят вам узнать, какую прибыль вы получаете с каждого затраченного рубля на производственные расходы. Если полученная цифра вас не удовлетворяет, то необходимо составить план мероприятий для увеличения эффективности производственных процессов.

Рассмотрим на примере. После оценки рентабельности на предприятии А, были получены неудовлетворительные результаты: при огромных финансовых затратах прибыль остается на минимальном уровне. В этом случае можно сократить затраты на производственные процессы, а также провести мероприятия по рационализации использования ресурсов на предприятии, что позволит при затратах, зафиксированных на уровне прошлого отчетного периода, увеличить выпуск продукции.

Оцениваем работу вложенного капитала

При расчете эффективности работы активов нельзя дать однозначную оценку, что они выполняют свою роль «хорошо» или «плохо». Если вы получили неудовлетворительный результат, это означает, что вложения капитала не работают и постепенно начинают таять. При этом высокий результат по рентабельности опять нельзя назвать хорошим, ведь часть средств нужно обязательно отправлять в резерв на случай кризиса.

Итак, для расчета рентабельности активов вам потребуется сделать следующее:

  1. Определить отрезок времени и узнать информацию об объеме продаж, который был произведен в этот период. Проще всего это сделать через бухгалтерию, ведь именно в ней должны храниться данные об оплате продукции или ее отгрузке клиентам.
  2. Рассчитайте себестоимость продукции.
  3. Подсчитайте сумму постоянных издержек за этот период.
  4. Узнайте сумму налоговых платежей
  5. Вычислите чистую прибыль. Для этого сложите постоянные издержки, себестоимость и налоговую нагрузку. Полученную сумму вам нужно будет вычесть из объема продаж.
  6. Поднимите бухгалтерскую отчетность и узнайте стоимость активов компании. Для этого вам нужно из собственного капитала вычесть долговые обязательства перед банками и прибавить сумму средств, которые передали другим компаниям на временное пользование.
  7. Разделите чистую прибыль на стоимость активов, чтобы получить данные о рентабельности.

Не стоит на свой страх и риск определять, какую часть активов отправлять в резерв. Это требует провести серьезный анализ экономических показателей, который могут выполнить только профессионалы.

Пошаговая оценка рентабельности продаж

Следующий алгоритм мы приведем для оценки продаж. Этот расчет просто необходимо делать в случаях, если общая рентабельность предприятия оставляет желать лучшего, а производственные показатели и работа активов получили высокие оценки.

  1. Определитесь с интересующим периодом. Лучше всего анализировать тот же срок, что и в предыдущих расчетах.
  2. Вычислите общую выручку от реализации ваших услуг или товаров.
  3. Уточните в бухгалтерских отчетах прибыль, оставшуюся на балансе предприятия после уплаты налогов.
  4. Для получения рентабельности разделите чистую прибыль на выручку от реализации.

Лучше всего делать расчет рентабельности за два периода. Это поможет понять, насколько эффективна ваша маркетинговая стратегия по показателям динамики продаж. Рост выручки нельзя назвать положительным результатом, ведь ее соотношение к прибыли может, наоборот, быть в стагнации.

При снижении показателя рентабельности понадобится провести более тщательный анализ. Например, вам необходимо будет проследить динамику по продажам отдельному клиенту или сделать расчет по товарным группам. По результатам детального анализа для увеличения рентабельности пересмотрите ассортимент продукции или проведите работу над клиентской базой.

Обратите внимание, что на продажи могут влиять внешние факторы, такие как финансовые кризисы, изменение курса валют и уровня благосостояния населения.

Расчет безубыточности

Составить стратегию развития бизнеса вам поможет расчет точки безубыточности компании. Он представляет собой уровень рентабельности, при котором объем продаж и производства позволит предприятию получать прибыль, а не терпеть убытки. В этой точке доходы компании покрывают полностью ее расходы.

Вычисления проводятся по формуле:

Пр = Пз/Квм

Расшифровывается формула следующим образом:

  • Пр – порог рентабельности;
  • Пз – сумма постоянных затрат за определенный период;
  • Квм – коэффициент маржи валовой.

Коэффициент маржи можно вычислить, вычтя из выручки размер переменных затрат. Полученную цифру разделите на выручку.

Для получения стабильной прибыли компании необходимо придерживаться такого курса, чтобы объем продаж был выше точки безубыточности, а переменных издержки при этом находились на прежнем уровне. В противном случае фирма будет терпеть убытки.

Рентабельность - характеристика финансового состояния компании, позволяющая оценить способность приносить прибыль на вложенные средства. Рентабельность вычисляется как прибыль, приходящаяся на единицу вложенных средств.

Рентабельность является обобщающим показателем деятельности предприятия с точки зрения соотношения затрат и результатов. На конечный результат влияют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние рыночные условия. Первая составляющая включает в себя изменения производительности труда, технических характеристик производства, способа его организации, т. е. все то, что зависит от самого предприятия. Вторая составляющая включает в себя, с одной стороны, цены на ресурсы (рабочую силу, сырье, материалы, топливо, энергию и т. п.), которые предприятие использует для производства/реализации продукта, а с другой - цены на изготовляемый/приобретаемый продукт, которые могут изменяться от соотношения спроса и предложения на рынке.

При анализе стоимости произведенной/реализованной продукции в текущем году следует учитывать как изменение объема прироста произведенной/реализованной продукции, так и изменение цен на нее, а также изменение ассортимента выпускаемой продукции. В затратах (издержках производства) следует учитывать: изменение объемов производства, изменение цен на ресурсы, изменение норм расходования ресурсов на производство единицы продукта и изменение ассортимента выпускаемой продукции. В качестве основного показателя экономической эффективности текущих издержек (потребления ресурсов) можно использовать показатель затрат на 1 руб. произведенной или реализованной продукции.

В качестве факторов, влияющих на уровень и динамику показателя издержек, могут быть выделены и частные показатели использования (применения) ресурсов живого труда и средств труда. Рост и развитие предприятия тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности.

Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя важнейшими показателями: ускорением товарооборота, уменьшением массы издержек, увеличением нормы рентабельности путем повышения цен. На западном рынке считают, что долгосрочная рентабельность компаний зависит от значительно большего числа факторов (более 30), характеризующих состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производителя, текущей экономической конъюнктуры и т.д. Поэтому важно в процессе анализа рентабельности не упустить из виду и ряд других важных факторов: капиталоемкость, относительное качество продукции (услуг), долю предприятия на рынке, производительность труда.

Между целями развития предприятия и факторами, их определяющими, существует тесная связь. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер рентабельности. Если цель — обеспечение устойчивого положения предприятия, то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы товара) и достаточного размера рентабельности. Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, то важнейшими факторами, обеспечивающими ее достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, а также размер рентабельности.

Если предприятие в качестве первоочередной цели определяет обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают издержки обращения, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения, минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), уровень рентабельности.

Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в тесной взаимосвязи. Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту рентабельности (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия. При анализе рентабельности рассчитываются следующие коэффициенты:

. Рентабельность реализации - это отношение прибыли от реализации к сумме выручки от реализации за период.

  • прибыль от реализации за период = стр.050 Формы № 2,
  • сумма выручки от реализации за период = стр.010 Формы № 2,
  • сумма себестоимости за период = стр.020 Формы № 2.

Норматив для торговли:- 0 - 0,3
Норматив для промышленности:- 0 - 0,4

При анализе коэффициентов рентабельности необходимо проанализировать структуру выручки организации и себестоимости ее продукции. На величину выручки влияют объективные и субъективные факторы.

Объективные делятся на внутренние и внешние. Внутренние - это объём производства, уровень издержек, качество продукции, ритмичность выпуска, ассортимент (в производстве), ритмичность отгрузки, своевременное оформление документов, оптимальные формы расчётов (в обращении). Внешние - ситуация на рынке сырья, материалов, полуфабрикатов, объём производства в своей компетенции, качество по сравнению с аналогами других предприятий, ритмичность поставок (в производстве), сроки документооборота, соблюдение условий договоров, оптимальность формы расчётов (в сфере обращения). Кроме того, могут быть дополнительные расходы, вызванные: нарушениями сроков поставки материалов и других ресурсов, ошибками в транспортном обеспечении, несвоевременной оплатой.

К субъективным факторам относятся: факторы морального плана, политическая обстановка на рынке, сфера деятельности и заказанная в правильном агентстве реклама - рекламный-код.рф . Как правило, выручка от реализации продукции основана на объёме реализации продукции исходя из цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, без таможенных пошлин и тарифов.

Затраты на производство и реализацию продукции состоят из стоимости используемых в производстве продукции сырья, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, прочих расходов по эксплуатации, и внепроизводственных затрат. Затраты на производство и реализацию продукции объединяются в пять групп: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты.

. Рентабельность активов - это отношение чистой прибыли за период, к величине активов за период.

Для вычисления используются показатели:

  • чистая прибыль за период = стр.190 Формы №2,
  • активы за период (валюта баланса) = стр.300 Формы №2.

Рентабельность активов показывает способность активов компании генерировать прибыль. Другими словами, это индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Кроме того, рентабельность активов (капитала) показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.

Норматив для торговли - 0 - 0,05
Норматив для промышленности - 0 - 0,1

. Рентабельность оборотных активов - это отношение чистой прибыли за период к оборотным активам за период.

Этот показатель отражает эффективность использования оборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в оборотные активы предприятия. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

Норматив для торговли - 0 - 0,08

. Рентабельность инвестиций - это отношение чистой прибыли за период к собственным средствам и долгосрочным пассивам за период.

Для вычисления используется:

  • среднее значение собственных средств и долгосрочных пассивов по данным за период = Собственные средства (стр.490 Формы №1) + Долгосрочные пассивы (стр.590 Формы №1) за период.

Норматив для торговли - 0 - 0,07
Норматив для промышленности - 0 - 0,16

. Рентабельность собственных средств (собственного капитала) - это отношение чистой прибыли за период к собственным средствам за данный период. Показывает отдачу на инвестиции акционеров, с точки зрения учетной прибыли.

Норматив для торговли - 0 - 0,06
Норматив для промышленности - 0 - 0,2

Комментарии

В настоящее время остается спорным вопрос, какие показатели принимать в расчет рентабельности от реализации - выручку или себестоимость, чистую прибыль или выручку. Если исходить из того, что порог рентабельности (Вгеак-еvеn Роint) - это объем операций, при котором совокупный доход равен совокупным издержкам, т.е. это точка нулевой прибыли или нулевых убытков, а прибыль уже заложена в выручке от реализации, то целесообразно считать рентабельность от реализации как отношение прибыли от реализации не к выручке, а к себестоимости, в целях избежания занижения показателей рентабельности. Кроме того, целесообразно включать в расчет не чистую прибыль, а прибыль после налогообложения, так как в чистую прибыль может быть включена прибыль не только от основной деятельности, но также от внереализационной и от операционной.

Пример

Исходные данные:
Выручка = 100 млн руб.
Себестоимость = 70 млн руб.
Коммерческие расходы = 1,2 млн руб.

Расчет:
Прибыль от реализации = 100-70-1,2 = 28,8 млн руб.
Рентабельность от реализации = Прибыль/Выручка = 28,8/100 = 0,288 = 28,8%.
Рентабельность от реализации = Прибыль/Себестоимость = 28,8/70 = 0,41 = 41%.

Как видно из примера, в первом случае рентабельность получается ниже, чем во втором, так как в выручку уже включена прибыль от реализации.

Расчет рентабельности заслуживает особого внимания в российских условиях. В связи с высокой ставкой налога на прибыль (по состоянию на 01.09.2009 г. налог на прибыль составляет 20%), налогоплательщики занимаются оптимизацией налогообложения. Кроме того, в ряде случаев прибыль увеличивается за счет необоснованного увеличения цен. В результате, невозможно оценить эффективность деятельности заемщика только на основании того, что показывает рентабельность. Дополнительные показатели эффективности деятельности организации рассмотрены далее.

Для оценки доходности компании целесообразно:

  • проследить динамику соотношения себестоимость/выручка;
  • проанализировать, за счет чего получена чистая прибыль (за счет основной деятельности или за счет прочих доходов);
  • проанализировать структуру управленческих, коммерческих, операционных, внереализационных и прочих расходов;
  • сопоставить выручку с кредитовыми оборотами по 62 счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» и поступлениями на 51 счет;
  • очистить выручку от доли взаимозачетов при расчете рентабельности от реализации;
  • проанализировать, за счет чего происходит снижение/увеличение рентабельности от продаж. Слишком высокая рентабельность продаж может возникнуть в связи с большой наценкой на товар/услугу или установление необоснованно высокой цены товара, что является негативным фактором при оценке платежного риска. Рост рентабельности продаж является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия.

Пример расчета рентабельности

Как же определить, насколько рентабельный бизнес? Во-первых, нужно понимать, что если компания не работает в таких отраслях как газ, нефть, драгоценные камни или строительство бизнес-центров, рентабельность будет в диапазоне 15 до 35% годовых.

Такая отрасль, как грузоперевозки, в принципе, подвержена «убыткам». Торговые компании получают маржу в 10-15%. Производство тоже не снимает больших сливок - до 25% годовых.

Приведем пример расчета рентабельности компании, которая занимается лесопереработкой, а именно - производством доски.

Для начала разделим затраты на постоянные и переменные. Далее определим максимальную мощность оборудования, количество смен и рабочих. Расходы считаем производственных мощностей:

Одна смена - 8 часов - 15 человек.
Стоимость 1 куб. сырья - 6 тыс.руб.
Мощность распиловочного станка - 3000 куб./мес., из них 50% отходов. Из 3000 куб. получается 1500 куб./мес. готового сырья.
Мощность сушки - 750 куб./мес. Цикл сушки 14 дней. Итого 1500 куб./мес.
Цена реализации - за 1 куб. сушеной доски 15 тыс. руб.

Расходы:

Закупка сырья

переменные

6 000 * 3 000 = 18 000 000

Исходя из максимальной загрузки

Аренда офиса

постоянные

Аренда базы

постоянные

Заработная плата

постоянные

При сдельной системе оплаты труда рассчитывается исходя из загрузки. Включая «серую» з/п.

Налоги с минимального фонда оплаты труда (10 т.р. в месс.)

постоянные

10 000*43%*15=64 500

13% - подоходный налог
30% - ФСС, ПФ и т.д.

Коммуникации

переменные

Исходя из максимальной загрузки

постоянные

Расчетно-кассовое обслуживание

Заточка фрез

переменные

Запасные фрезы

постоянные

переменные

На 1500 куб.

постоянные

ИТОГО

18 754 500

Доходы:

1500 * 15 000 = 22 500 000,00 руб.

Чистая прибыль:

22 500 000- 18 754 500=3 745 500 руб. - 749 100 (налог на прибыль 20%) = 2 996 400 руб.

Рентабельность:

2 996 400/18 754 500 = 16%

При расчете рентабельности не следует забывать про влияние факторов сезонности, снижения спроса, простоя оборудования, брака.

Рентабельность продаж может сказать о том, какой является деятельность организации по реализации ее продукции: прибыльной либо убыточной.

Понятие рентабельности продаж (РП или ROM)

  • РП – показатель, отражающий способность руководителей организации контролировать всевозможные издержки. Данный показатель выражается в процентном отношении дохода и выручки.
  • Коэффициент РП – показывает, какая часть прибыли приходится на одну заработанную условную единицу.

Предположим, что финансовая эффективность предприятий практически одинакова. У предприятий с наименьшим производственным циклом рентабельность продаж будет ниже, чем у предприятий с долгосрочным циклом.

  • Если РП менее нуля, то можно сделать вывод о работе предприятия себе в убыток, так как в этом случае себестоимость превышает выручку.
  • Рентабельность нулевая – знак того, что организация затрачивает на производство ровно столько же, сколько приобретает после продажи.
  • Положительная рентабельность продаж означает, то что проект является прибыльным. Чем больше показатель, тем лучше для предприятия.

Понятно, что показатель рентабельности очень зависит от сферы деятельности предприятия. Например, в банковской деятельности этот показатель способен достигать 100%, а в тяжелой промышленности – и 3%.

Увеличение рентабельности продаж

Увеличение РП, несомненно, положительный фактор для любой компании.

Об увеличении рентабельности можно говорить если:

  • При анализе выяснилось, что темп роста дохода больше темпа роста издержек.

На это могло повлиять следующее:

  • Увеличился объем продаж.
  • Изменился ассортимент выпускаемой продукции.

При увеличении потребности на товар со стороны покупателей, позже наблюдается и увеличение количества продаваемой продукции. Следовательно, вследствие работы производственного рычага доход растет быстрее издержек. Руководство компании в силах достигнуть роста выручки путем поднятия цен на определенный товар либо вовсе помять его ассортимент.

  • При анализе выяснилось, что темп снижения доходов гораздо меньше, чем темп снижения издержек.

К этому, как правило, может привести:

  • поднятие цен на произведенную продукцию;
  • внесение изменений в структуру ассортимента продаж.

Эти события считаются не совсем положительными для предприятия, и руководство должно это осознавать. Ведь показатели рентабельности выглядят лучше, но размер дохода при этом уменьшается.

Рост выручки и уменьшение затрат. Это достигается, если:

  • внесены изменения в ассортименте продаж;
  • были изменены уровни затрат;
  • повышены цены.

Эта ситуация, бесспорно, является положительной для организации.

Её уменьшение

Об уменьшении РП можно говорить в следующих случаях.

Темп роста издержек больше, чем темп роста дохода

На это могут оказывать влияние следующие причины:

  • уменьшение цен;
  • изменение в сторону увеличения уровня затрат;
  • изменения в структуре ассортимента товара.

Такая ситуация не является положительной тенденцией. Чтобы улучшить ситуацию, важно подумать о ценообразовании в организации, а также о том, как ведется контроль затрат.

Темпы снижения доходов быстрее темпов снижения издержек

Эта ситуация, как правило, возникает только по одной причине:

  • Уменьшение объемов продаж. Она вполне нормальна, если организация по той или иной причине решает сократить свое производство на определенном рынке. Затраты снижаются гораздо медленнее, чем выручка, вследствие действия производственного рычага.

Рост затрат и уменьшение выручки

Причины, которые могли повлиять на этот факт:

  • были снижены цены;
  • было решено внести изменения в структуру ассортимента товара;
  • увеличены нормы затрат.

В этой ситуации также желательно провести анализ образования цен на предприятии, уделить внимание контролю затрат.

Примечание: Если рынок стабилен, то доход, как правило, изменяется быстрее издержек лишь только под влиянием производственного рычага.

Формула

На самом деле, РП несложно посчитать, используя цифры, которые Вам уже известны. Для этого Вам потребуется выбрать подходящую формулу из трех ниже перечисленных и подставить свои значения. Если же Вы не располагаете конкретными цифрами, то их всегда можно найти в балансе.

Расчет формулы рентабельности продаж

В общем виде формула РП выглядит следующим образом:

РП = прибыль (убыток) от продаж / выручка от продаж * 100%

Однако принято также рассчитывать валовую, операционную и чистую РП. Все способы в вычислении будут отличаться числителем, а знаменатель всегда остается неизменным.

Формула 1: расчет валовой РП

РП = валовая прибыль: выручка от продаж * 100%

Данный показатель отражает долю прибыли в каждой денежной единице, заработанной предприятием.

Формула 2: расчет операционной рентабельности (рентабельности продаж по EBIT)

РП = прибыль (убыток) от налогооблажения: выручка от продаж * 100%

Показатель отражает долю прибыли от продаж перед уплатой налогов и процентов в каждой денежной единице, заработанной предприятием.

Формула по балансу

Согласно новой форме баланса выше перечисленные формулы рентабельности продаж будут выглядеть соответственно следующим образом:

Общая формула:

РП = стр.2200: стр.2110 * 100%,

Формула 1:

РП = стр.2100: стр.2110 * 100%,

Формула 2:

РП = стр.2300: стр.2110 * 100%,

Формула 3:

РП = стр.2400: стр.2110 * 100%.

Согласно старой форме баланса эти же формулы выглядят иначе:

Общая формула:

РП = стр.050: стр.010 * 100%,

Формула 1:

РП = стр.029: стр.010 * 100%,

Формула 2:

РП = стр.140: стр.010 * 100%,

Формула 3:

РП = стр.190: стр.010 * 100%,

где: РП – рентабельность продаж;

Важно! Актуальная (новая) форма отчетности утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н.

Примечание: С 01.01.2013 г. отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах.

Коэффициент РП и его формула

Как уже говорилось выше, коэффициент рентабельности отражает долю прибыли организации, приходящуюся на каждую условную единицу заработка. Это, в общем, и есть рентабельность. Коэффициент рассчитывается по уже представленным формулам, только не в процентном выражении.

Как же следует рассчитывать коэффициент рентабельности продаж:

К РП = прибыль (убыток) от продаж / выручка от продаж

Упомянутый коэффициент также можно посчитать, используя баланс. Его также возможно рассчитывать не только в общем, но и по каждому отдельному товару либо услуге. Это имеет смысл, если необходимо проанализировать экономическую деятельность любого предприятия.

Как же интерпретировать рассчитанные значения

К примеру, рассчитанная рентабельность РП составляет 25%. Это говорит о том, что на каждые 100 денежных единиц предприятия приходится 25 единиц прибыли. Также можно пояснить ответ следующим образом: на каждый рубль приходится 25 копеек прибыли.

Примечание: Рассчитывая коэффициент рентабельности, мы получаем факты. Но получив конкретное значение, мы никогда не сможем сказать: выгодны те или иные вложения капитала или нет. Для этих целей рассчитываются, к примеру, показатели активов.

Пример расчета

Выручка от продаж предприятия ОАО «Иволга» за 2013 год составила 10 млн. рублей, а в 2014 году она увеличилась до 12 млн. Операционная прибыль (до налогообложения) в 2013 году составляла 3 млн. рублей, а в 2014 году она возросла до 3,8 млн. Как изменилась операционная РП?

Решение:

Рассчитаем операционную рентабельность продаж в 2013 году:

РП 2013 = 3млн./10млн.*100% = 30%.

Рассчитаем этот же показатель за 2014 год:

РП 2014 = 3,8млн./12млн.*100% = 31,7%.

Рассчитаем изменение рентабельности продаж:

∆ РП = 31,7% – 30% = 1,7 %.

Вывод: В 2014 году рентабельность продаж по прибыли до налогообложения увеличилась на 1,7%, что, бесспорно, является положительной тенденцией для предприятия ОАО «Иволга».

Замечание: Коэффициент рентабельности продаж рассчитывают по показателям отчетного года. Соответственно, плановый эффект от долгосрочных капиталовложений он отражать не может.

Нет ничего более важного для руководства предприятия, как максимизация доходов. В связи с этим, рекомендуется периодически проводить расчеты и анализировать рентабельность продаж, а затем сравнивать показатели с предшествующими периодами, выявлять значимые факторы и делать для себя значимые выводы на будущее.

Инструкция

Формула рентабельности (общей эффективности) предприятия выглядит так: R = (P / E)*100%, где
P – полезные конечные результаты в денежном выражении;
E – затраты на достижение этого результата в денежном выражении.
Следует заметить, что применительно к предприятию или деятельности частного предпринимателя рентабельность вычисляется за определенный промежуток времени – чаще всего это месяц, квартал или год. В этом случае конечные результаты и затраты за выбранный промежуток времени точно соответствуют показателям баланса за соответствующий период (доходу и расходу соответственно). Это же правило справедливо относительно группы и даже отрасли в целом. Правда, в таком случае придется часто прибегать к статистическим оценкам и погрешностям.

Возьмите для примера маленькое агентство, которое продает билеты на концерты и спектакли. Необходимо вычислить его квартальную рентабельность. Условия задачи таковы, что агентство выступает как посредник и не имеет необходимости свои билеты. В нем работают: директор, бухгалтер, 12 штатных и 70 внештатных распространителей билетов, и 4 водителя со своим автотранспортом. Время от времени агентство прибегает к помощи юридических консультантов. Также агентство собственным офисом продаж.

Предприятия, изготавливающие продукцию, самостоятельно определяют размер рентабельности и цену продукции, исключение составляют только некоторые виды деятельности: оказание ритуальных услуг, различные виды перевозок. По этим видам деятельности государственные органы установили уровни рентабельности.

При установлении уровня цен в условиях рынка предприятия вынуждены ориентироваться на рыночные цены в том случае, если производитель не является монополистом. Поэтому возможности в определении рентабельности ограничены.

Чтобы увеличить количество произведенной и реализованной продукции, необходимо в цену закладывать низкую , тогда уровень цены будет меньше, чем у конкурентов. И в таком случае предприятие-изготовитель получает дополнительное преимущество на рынке, и рост сбыта резко увеличивается. Да и при увеличении масштаба деятельности снижается средняя себестоимость благодаря распределению постоянных на увеличенное количество изделий. В итоге большая масса прибыли образовывается за счет более быстрой оборачиваемости средств.

Обратите внимание

К снижению рентабельности приводит невыполнение поставленного по прибыли плана и увеличение производственных фондов.

Полезный совет

Самым сложным моментом во время ценообразования является обоснование и определение рентабельности продукции, которая закладывается в цену изделия. С одной стороны, рентабельность должна обеспечить компании желаемый размер прибыли, а с другой - позволить выступить на рынке полноправным участником.

Источники:

  • размер рентабельности

Совет 7: Как рассчитать рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала – это важнейший показатель эффективности деятельности предприятия. Как и другие показатели рентабельности, он является относительной величиной и определяет доходность акционерного капитала.

Инструкция

Показатель рентабельности собственного капитала характеризует объем прибыли, который получают собственники предприятия на вложенный ими капитал. Он рассчитывается как отношение прибыли, оставшейся в распоряжении компании, умноженной на 100, к объему собственного капитала (III раздел баланса). Динамика данного показателя виляет на уровень котировок и показывает качество управления авансированным капиталом.

Видео по теме

Совет 9: Как рассчитать рентабельность основной деятельности

При помощи расчета нескольких финансовых показателей на основе анализа балансовых данных вы можете частично оценить финансовое состояние предприятия. С другой стороны, используя представленные ниже расчеты, любое предприятие может провести оценку частичную финансового состояния собственных контрагентов, которым производится поставка продукции.

Инструкция


Один из ключевых бизнес-индикаторов, который показывает успешность и эффективность работы любой компании - это показатель рентабельности ее основной деятельности. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность работы компании. Наряду с другими коэффициентами финансового анализа, рентабельности рассчитываются на основе данных балансовых отчетов. К ним бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и ряд других документов. Однако для расчета рентабельности основной деятельности вполне достаточно этих двух.

Коэффициент рентабельности основной деятельности (ОД) показывает количество чистой , полученной компанией из 1 рубля, затраченного на производство продукции. При эффективно организованном бизнес-процессе данный показатель должен с течение времени расти. Чтобы его, разделите показатель прибыли от реализации из отчета о прибылях и убытках на величину затрат на производство продукции. Для удобства используйте формулу, привязанную к форме №2:

Коэффициент рентабельности ОД = прибыль от реализации / затраты на производство продукции.
Коэффициент рентабельности ОД = стр.050 / (стр.020 + стр.030 + стр.040).

Другим важным показателем финансового состояния компании является коэффициент . В от коэффициента ОД он показывает количество чистой прибыли, которую приносит компании каждый 1 выручки. Рост данного коэффициента увеличение прибыльности основной деятельности и улучшение финансового состояния предприятия. Чтобы рассчитать коэффициент рентабельности продаж, используйте формулу (на основе формы № 2):

Коэффициент рентабельности продаж = прибыль от реализации / от реализации.
Коэффициент рентабельности продаж = стр.050 / стр. 010.

Наряду с показателями рентабельности деятельности в финансовом анализе применяются и другие коэффициенты. К примеру, коэффициенты деловой активности, которые отражают эффективность использования компанией . К ним относятся коэффициент оборачиваемости (показатель эффективности использования всех имеющихся в распоряжении предприятия средств), оборачиваемость запасов (скорость реализации товарно-материальных ценностей в днях) и другие показатели.

Видео по теме

Источники:

  • основные коэффициенты рентабельности

Рентабельность капитала представляет собой такое его использование, когда организация полностью покрывает свои затраты и получает прибыль. Показатель рентабельности позволяет оценить эффективность использования капитала. Этот относительный коэффициент в меньшей мере подвержен влиянию инфляции, чем абсолютные показатели, поскольку выражается в соотношении прибыли и авансированных средств.

Инструкция

Обобщающим показателем, выражающим эффективность всего капитала предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала. Данный показатель определяется оп формуле:
RK = (Р + П) х 100% / К, где
Р – расходы, связанные с привлечением заемных источников,
П – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
К – величина , используемого на предприятии ( баланса).

При анализе рентабельности капитала рассчитывают рентабельность инвестированного и собственного капитала. Рентабельность инвестированного капитала определяется как отношение чистой организации за вычетом к среднегодовой стоимости инвестированного капитала.

Под инвестированным понимается капитал, вложенный в основную деятельность фирмы. Иными словами, это сумма оборотных средств в деятельности, основных средств и прочих активов. При ином способе расчета под инвестированными средствами подразумевают сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств организации.

Главное, что следует учитывать при расчете инвестированного капитала – в расчет должен быть включен только тот объем капитала, который идет на получение прибыли. Иногда расчет ведется по всей деятельности предприятия, не выделяя основную. Погрешность в таком случае будет зависеть от того, какова будет величина операционной прибыли фирмы и каков размер инвестиций в неосновную деятельность. В связи с этим рентабельность инвестированного капитала можно найти следующим образом: (операционная прибыль х (1- ставка налога))/ (долгосрочные