Катя Огонек была настоящей королевой шансона. Она активно гастролировала по России и другим странам, а ее песни неизменно становились хитами. Именно поэтому, когда артистка внезапно скончалась в 2007 году, это стало шоком для многих ее поклонников.

Тогда возникали разные версии по поводу причины смерти. Официально сообщалась, что звезда умерла из-за отека легких и острой сердечной недостаточности, вызванных циррозом печени. Однако по другой версии, смерть наступила из-за приступа эпилепсии.

В эфире программы «Сегодня вечером» появилась дочь артистки Валерия. Когда Катя Огонек скончалась, девочке было всего шесть лет, и поэтому она до сих пор тяжело переживает утрату.

«Это был очень сложный период. Я тогда решила для себя, что не буду прощаться с мамой навсегда. Внушала себе мысль, что она на гастролях, что скоро вернется. Я и сейчас так думаю, и от этого становится легче», - поделилась Валерия.

Сейчас наследнице певицы 17 лет. Девушка довольно долго увлекалась бальными танцами, и даже завоевала несколько серьезных наград. Однако от выступлений пришлось отказаться из-за проблем с деньгами. По словам мамы Кати Огонек, у них нет возможности покупать бальные костюмы за 25 тысяч рублей и оплачивать поездки на соревнования.

В последние несколько лет дочь артистки начала активно строить музыкальную карьеру. Она взяла псевдоним Лера Огонек и даже записала несколько шлягеров. Одну из песен девушка посвятила матери.

«Нам очень помогает Ирина Круг. Она поддерживает нас финансово. Плюс есть интерес со стороны публики. Лера очень похожа на Катю характером и внешностью, да и петь она начала с раннего возраста», - рассказала мама легенды шансона.

Валерия признается, что плохо помнит родительницу, ведь они редко виделись. Катя Огонек много гастролировала и общалась с дочерью в перерывах между концертами. Однако девушка испытывает исключительные теплые чувства по отношению к матери.

Воспитанием наследницы звезды занимались бабушка и дедушка. Сейчас они всячески поощряют творческие начинания Валерии.

Звезды шансона, присутствовавшие в студии программы «Сегодня вечером», отметили, что Валерия обладает неплохими вокальными данными. Они посоветовали девушке и дальше развивать музыкальный талант, чтобы когда-нибудь повторить мамин успех.

Однажды в студию Вячеслава Клименкова пришла 18-летняя девушка, которую тут же поставили перед микрофоном и попросили спеть каторжанскую песню «Белая тайга». И она спела, хотя никогда не была на зоне и никак не могла знать про вышки, колючки и одиночество! Так в России появилась еще одна звезда - Катя Огонек. Кати нет уже более десяти лет, но в той же самой студии снова поет девочка. Это ее дочь Лера. А мечта у Леры одна: чтобы песни ее мамы продолжали звучать, а воспитавшим ее бабушке с дедушкой стало хоть немного легче. «Шторм» поговорил с певицей, чтобы узнать, как она жила все эти годы и почему тоже выбрала шансон.



Лера, недавно Вы записали композицию «Песни мамы моей». Можно ли считать ее заявлением, что дело Кати Огонек будет продолжено?

Именно так. Эта песня очень символична: записывая ее, я хотела сказать, что мою маму до сих пор помнят и поют, и я ее тоже помню и очень люблю! Мне кажется, мы с ней даже похожи. Не знаю, насколько внешне, но по характеру - один в один.

- Какая она была?

Честная и справедливая! Она очень не любила вранье и, если понимала, что человек ее обманывает, могла сразу поставить его на место. Никому не лгала, за глаза ничего не говорила. Порой была строгой, но это всегда было чем-то оправдано. Например, если она не хотела брать меня на гастроли, то только из-за того, чтобы ничего не случилось, пока она на сцене. Я ж была совсем маленькой, бегала за ней хвостиком, а какие дети во время концертов? Но иногда мама оттаивала и говорила: «Ну, ладно, поедем!»

- Какой концерт запомнился больше всего?

Не помню, где это было, но на том выступлении кто-то из поклонников подарил маме мягкую игрушку, и она прямо со сцены сказала мне: «Лерка, иди сюда!» - а потом отдала ее мне. Это был плюшевый медвежонок. Столько лет прошло, а я помню этот момент, как будто это было только вчера.



- Скучали по ней, когда приходилось оставаться дома?

И скучала, и ревела, и истерики закатывала. Где мама? Хочу к маме! Верните мне ее обратно! Я настолько привыкла, что она постоянно в разъездах, что, видя ее, первым делом спрашивала, какие подарки она мне привезла, а потом - когда ей лететь обратно. Иногда самолет был уже через два часа.

И вот еще про подарки... Она привозила мне их целыми мешками! Красивая яркая одежда, игрушки - ей хотелось, чтобы у меня было все. Такие же мешки мама отвозила в детские дома. Она говорила, что, когда смотрит на брошенных детей, ей хочется плакать из-за того, что они совсем одни. Они думают, что родители вот-вот придут и заберут их домой, но никто не приходит.


Скриншот из передачи

Когда Кати не стало, Вас забрали бабушка и дедушка. Как они отреагировали, узнав, что Вы тоже хотите стать певицей? Не отговаривали?

Наоборот. Услышав, как я пою (мне тогда, наверное, было лет двенадцать), дедушка сам отвез меня в студию Вячеслава Клименкова, с которым у него сохранились хорошие отношения. До этого Вячеслав продюсировал мою маму. Помню, что мне было очень страшно: она была профессионалом, а кто я? Маленькая девочка, которая почти ничего не умеет! Но, когда мы записали песню «Ветерок», поняли, что это мое и надо продолжать.



Успешных певиц, которые поют шансон, можно пересчитать по пальцам: Успенская, Ваенга, Тишинская. Не хотелось взяться за что-нибудь более молодежное?

Пока для меня существует только шансон. Тем более что в этом году меня ждет большое событие: участие в фестивале «Ээхх, Разгуляй!». Может быть, когда-нибудь мне и захочется поэкспериментировать, но пока я решила пойти дорогой своей мамы и никуда не сворачивать. Мне 17, я хочу петь про романтику, а не гоняться за тем, что модно.

Некоторые артисты шансона, например группа «Бутырка», в погоне за популярностью придумывали легенду, что они сидели на зоне. Вам такого не предлагали?

Мне кажется, что того шансона уже и не осталось. Это раньше артисты оценивались с позиции - сидел или не сидел, и считалось круто, если ты поешь про зону или криминал. Сейчас все песни в этом жанре в основном про любовь или одиночество. Поэтому мне придумали другой миф: что я пошла в шансон против воли родителей. Якобы они очень этого не хотели, а я все равно бежала в студию и записывала песни. По крайней мере, это было правдоподобнее - в то, что 12-летняя девочка уже отсидела на зоне, никто бы не поверил.



Фото из архива героя публикации

- Катя Огонек пела про сибирские метели, деток-малолеток, конвой. О чем будет петь ее дочка Лера?

Пока все мои песни либо о разбитой любви, либо о разлуках, а что будет дальше...

А никогда не хотелось исполнить ту же «Белую тайгу»? Песню, которую мама исполняла примерно в Вашем возрасте, придя к Клименкову?

- «Тайгу» - пока нет, но у нас уже были мысли записать песни композитора Александра Морозова «Вишневый туман», «Мичман» и «Колечко обручальное», которые мама исполняла в свои 16-17 лет. Мне кажется, ее поклонникам будет интересно услышать их в новом звучании, а заодно увидеть, какой стала ее дочка - та маленькая Лерка в платьишке и с косичками, смотрящая на сцену из-за кулис.

- А у Вас самой есть кумиры? Я имею в виду, в шансоне. Может быть, Александр Розенбаум или Михаил Шуфутинский?

Скорее, есть те, с кем я очень хорошо общаюсь. Например, Екатерина Голицына, Жека, жена Михаила Круга - Ирина. Актриса и певица Людмила Шаронова очень меня поддерживает, она близкий человек для нашей семьи. Все они были знакомыми моей мамы, и я рада с ними лишний раз увидеться и поговорить. Обычно это происходит на каких-то общих концертах.

Возможно, очень личный вопрос, но кто Вам помогал? Мамы не было, остались только бабушка и дедушка... Как Вы жили все эти годы?

Из шансона - почти никто. Моей семье помогала лишь Елена Бейдер, которая знала маму близко, а теперь стала моим директором. Она меня очень любит и почти ничего не запрещает. А так... мы были одни. И нам было очень тяжело.

- А что особенно?

Когда мамы не стало, мне было всего шесть, и родителям нужно было меня как-то поднимать...



Лера Огонек с дедушкой и директором Еленой Бейдер

- Родители - это Вы про бабушку с дедушкой?

Про них. А я же девочка, мне хотелось и красивую одежду, чтобы не отставать от других ребят в классе, и какие-то сладости, однако денег на это не было. Раньше дедушка работал в ресторанах, но потом у него начали болеть ноги, и он уже не мог этого делать. Все легло на бабушку. Если бы не мои гонорары, ей бы и сейчас приходилось одной содержать всю нашу семью.

- Наверное, именно поэтому Вам так хочется поскорее начать взрослую жизнь?

Да, потому что мне очень хочется им помочь! Я очень переживаю, что пока мало что могу им дать, но - все в моих руках. Я говорю им: «Потерпите хотя бы годик. Я все сделаю, у нас еще все будет! Я завалю вас подарками, как это делала мама, когда была жива. Всем, чем только можно!»



- В таком случае обычно придумывают какую-нибудь мечту и делают все, чтобы ее воплотить.

А она уже есть: увезти их в Испанию. Когда-то мама мечтала купить там домик, но у нее не получилось: она умерла. Так вот я первым делом сделала бы именно это: забрала бабушку и дедушку туда, где солнце и море, и мы бы с ними уже никогда не тужили. Бабушка в это верит. «Ну, ты же нам сказала, что у нас все будет, - говорит она. - Значит, и правда будет». А я отвечаю: «Я сделаю все, чтобы вы больше не горевали!»

Кстати, параллельно с занятиями музыкой я учусь в колледже. Буду следователем. Творчество творчеством, а еще одна профессия не помешает. К тому же это очень интересно - распутывать, узнавать, пытаться объяснить цепочку событий.

- Лера, а вот когда Вам бывает грустно, к кому Вы идете первым делом?

Конечно, к родителям, потому что они всегда выслушают и поймут. А еще у меня дома стоит фотография мамы. Я смотрю на нее, включаю ее песни - и понимаю, что на самом деле она всегда со мной!



Кристина Пенхасова родилась 17 мая 1977 года в Туапсинском районе Краснодарского края в городе Джубга.

Ее мать была танцовщицей, а отец - музыкантом. Позже семья переехала в Кисловодск, где Кристина окончила девять классов средней школы, там же окончила музыкальную и хореографическую школы. О своем детстве певица рассказывала: «Честно скажу, я должна была мальчиком родиться. Вечно приходила чумазая, фартук порванный, портфель сзади волочится. Зимой, если кто снежком, не дай Бог, залепит, все! Постоянные разборки».

Ее отец дружил с известным поэтом-песенником Александром Шагановым, который приезжал к нему в гости, и однажды папа Кристины уговорил друга написать песню для дочери. Потом был записан альбом, где певица исполнила песни непрокуренным детским голоском. Альбом оказался никому не нужен, но опыт работы Кристине пригодился, когда она переехала в Москву.

Об этом периоде своей жизни певица рассказывала: «В 16 лет я переехала в Москву. Именно Москва научила меня курить и пить вино, сделала взрослой. Приехала я к дальним знакомым, но прожила у них буквально три дня. Собственно говоря, никого, кроме Саши Шаганова, который и позвал меня в столицу, я не знала. С Сашей же мы в свое время вместе работали в группе «10 А». Стала снимать квартиру. Последующие несколько лет я работала с Шагановым, мы писали песни, выпустили альбом, что по тем временам было уже неплохим результатом. Поскольку Саша писал песни не только для меня, а еще для порядочного количества исполнителей, в том числе для людей очень даже тогда уже известных, естественно я втянулась во всю эту тусовку, познакомилась с «Любэ», сдружилась с Оськой - Старом Кушинашвили. Пела я тогда попсу, хотя уже в то время начала «приглядываться» к русскому шансону. Но мне было лет 20, жанр достаточно взрослый, да и многие отговаривали, мол, гонимый жанр, никуда ты не пробьешься. У меня было иное мнение: шансон вечный, прикрыть его ни у кого не получится».

Некоторое время Кристина работала в группе Михаила Танича «Лесоповал». Об этих трех месяцах она рассказывала: «Меня просто выжили оттуда. На концерте мне несут цветы: Катя, Катя… Это их обижало! Они меня сразу невзлюбили. Я знала, что «Лесоповал» - легендарная группа. Хотя для меня, честно вам скажу, гением всегда был покойный Сережа Коржуков, такие рождаются раз в сто лет, царство ему небесное. Почему Бог распоряжается, что такие люди рано уходят?.. Я как дурочка приходила на каждую репетицию, выкладывалась. А ребята относились ко мне не как к женщине, а как к мужчине, который у них чего-то там отнимает… Ну, раз поругались, два. А потом я подумала: зачем мне эти скандалы? Они - уже известный коллектив, у них есть своя ниша. А мне еще петь и петь, у меня свое будущее. И я не стала лезть на рожон, а просто сама тихо-спокойно ушла. Танич мне сказал: «Катя, не обращай внимания на ребят. Ты пойми, главный здесь я». Да, главный - он, я не спорю. Но ребята есть ребята. Я сказала: Михал Исаевич, извините меня, ради бога. Зачем я буду напрягать всех?».

Ей были записаны альбомы под псевдонимом Маша Ша: «Миша+Маша=Ша!!!» и «Маша-ша — Резиновый Ванюша», в сотворчестве с Михаилом Шелегом, который в этих альбомах взял себе псевдоним «Миша Ша».

В 1998 году певица сменила псевдоним на Катя Огонёк, изменила основную тему в своём исполнительском творчестве, и в дальнейшем к «эротическому юмору» не возвращалась.

О новом этапе своей творческой карьеры она рассказывала: «Так сложилось, что в 1995-1996 гг., «Союз Продакшн», точнее Слава Клименков, готовил к выпуску проект, где уже был определен жанр и песни, но не было исполнителя. Не хвалясь говорю, что конкурс исполнителей для данного проекта был огромным, я была одной из тысяч. Пришла, спела. Мне ничего не сказали, пообещали позвонить. Звонок раздался уже на следующее утро. Сразу был заключен 3-х-летний контракт. Жанр проекта: русский шансон. Сначала было очень тяжело, песни надо не только петь, но и исполнять, «проживать». Причем некоторые песенные истории связаны с моей судьбой, и я могу в них «жить», а другие песни совершенно «не про меня», значит надо играть. Все песни со смыслом, нет текстов, типа: «Ты беременна - это временно...» Вот ведь автор строк как мучился, должно быть, не знал, куда талант деть. Работа началась, мы записали первый альбом. Данный проект был одним из первых в это время. Понравится народу или нет - никто не знал. Мы стали ждать хоть какого-то результата. И тут как пошло! Если б дело происходило за рубежом, то статус «платинового» альбома был бы у меня в кармане. Миллионные тиражи... только не подумайте, что я тут же стала супербогатой девушкой. В нашей стране все можно делать за «спасибо». Потом записали следующий альбом, начали расти, точно определились с подбором песен под меня, Слава Клименков уже хорошо знал, какая песня мне нужна, какая нет. Творческий процесс пошел быстрее, появился профессионализм. Через 3 года, после выполнения условий по договору, я перестала работать с Клименковым. Появились другие продюсеры, другие люди, тоже талантливые. Славе я до сих пор очень благодарна, он действительно много для меня сделал, мой «второй папа», я и сейчас пою некоторые его песни».


Песни из альбомов «Белая тайга I» и «Белая тайга II» относятся к жанру, который стал основным в творчестве Кати Огонёк. Многие из них - тюремные, но есть и песни о любви и разлуке, верности и печали, одиночестве человека перед жизнью. Катя Огонёк смогла их спеть по-женски проникновенно. Герои и героини этих песен - зрелые люди с большим и нелёгким жизненным опытом. В них нет женских истерик по пустякам, нет нагромождения пустых фраз и банальностей, «высосанных из пальца».

Все, кто знал Катю Огонек, отмечали ее скромность. Владимир Окунев рассказывал: «Катя не так уж много зарабатывала. Жила она в Москве на съемной квартире, содержала родителей. Катя была простой русской бабой (хотя у нее были и еврейские корни) и никто не замечал за ней никакой звездности. Я не был ее близким другом, но она всегда пускала меня в гримерку. И не выгоняла оттуда никого, когда делала концертный макияж. Это большая редкость. Помню такую забавную историю, связанную с Катей. Дело было в Петербурге. За пятнадцать минут до начала ее выступления у нее началась икота. И никак не проходила. Кто-то посоветовал ей встать в позу прачки и в таком положении пить минералку. Икота прошла. Не знаю, от этого или просто так. Выступала она всегда с огоньком, так что сценический псевдоним полностью оправдывала».

Диск Кати Огонёк вышел в 1999 году в серии «Легенды Русского Шансона». В нём не было новых песен, только вышедшие ранее в альбомах «Белая тайга I» и «Белая тайга II», но в других аранжировках. А следующий альбом «Звонком из зоны» состоял целиком из музыкальных премьер. Потом снова вышел альбом ремиксов, а в 2000 году она записала альбом «Через года». Герой из песни «Жиган», как говорила Катя Огонёк в одном из интервью, стал для неё любимым героем её песен.

Певица рассказывала, что у нее очень мало друзей. И она не считала нужным их заводить. Она рассказывала: «Те люди, которых я могу назвать друзьями, их очень мало и это безумно давние и близкие мне люди. В нашей компании не принято, чтобы кто-то называл меня Огонек или чтобы я пела. Эта тема автоматически закрыта. Мы просто отдыхаем, разговариваем о машинах, собаках и так далее. Это очень узкий круг людей и мне больше никто не нужен. Подруг у меня нет, мои друзья все мужского пола. Есть одна приятельница, но больше я доверяю мужчинам».

К 2000 году Катя стала очень популярной исполнительницей, и в 2000 году с Катей начинает работать продюсер Владимир Черняков, и под чьим руководством ей было записано 8 альбомов.

Ее растущая популярность позволила концертному отделу «Русского радио» решиться на поступок, который многие поначалу сочли безрассудным: объявить сольники Кати Огонек в петербургском ДК Горького в зале на 2500 мест. Однако еще за неделю до назначенногоконцерта билеты были раскуплены. «Ух, как вас много!» - воскликнула Катя, оказавшись на сцене. И с помощью своих друзей - авторов-исполнителей Владимира Чернякова и Андрея Большеохтинского певица показала программу, воспринятой публикой на ура.

Основным источником заработка Кати были заказные частные концерты. О своих доходах певица рассказывала: «Я безумно люблю тратить. Появится у меня какая угодно сумма денег (от очень большой - до очень маленькой) - ровно через час, будьте уверены, ни копейки не останется. На такси, на метро будет не хватать. Но зато буду выглядеть как конфетка - в классных ботинках, вся с иголочки. И папочка с мамочкой у меня всегда одеты, обуты, накормлены. Часто дарю подарки друзьям, причем даже тогда, когда на гори-зонте нет никакого праздника, - просто так. Может быть, это даже мой порок, моя болезнь. Но такая вот я транжирка».

В 2001 году у певицы родилась дочь Валерия. В Москве Катя чувствовала себя неуютно, считая столицу очень сложным городом, и предпочитала сидеть дома с мужем. Или же просто гуляла с дочкой в зоопарк или на аттракционы.Городской шум, пробки и машины ее раздражали.

О своем муже Катя рассказывала: «Ой, это очень интересная история. Я тогда была замужем. Первый муж был в армии, служил здесь, в Москве. И я везла ему покушать. Была тогда совсем девчонкой: стройнее, красивее. Иду с сумками, и вдруг подъезжает «Мерседес», черный весь, включая стекла. По тем временам это было очень круто. И не дает мне пройти! Я туда, а он сюда: улочка короткая. Я жутко испугалась, думаю, сейчас в машину закинут… и на Северный Кавказ. Открывается окно наполовину, и оттуда … две такие рожи. У Левана брат тоже спортсмен, два метра ростом. Я очень раздраженно: «Дайте мне пройти, в конце концов!». Они уехали. А в 8 утра у меня дома раздался звонок. Я подняла трубку: «Здрасте. Какой Леван?» Я аж присела: откуда он мой номер узнал? Потом выяснилось, что мы жили через дом, друг друга никогда не видели, а друзья общие. Он даже знал моего бывшего мужа. Так что такой индийский сериал получился. У него тоже была семья. Буквально за три дня он собрал вещи и ушел ко мне. Говорит: «Разводись со своим мужем, ничего не знаю!» Вот просто пришел с вещами. Мои родители были в шоке. «Пап, мам, я замуж выхожу!» - «Ты же недавно вышла!» А все, любовь! Короче, оба мы развелись и живем много-много лет. Все друзья были в шоке. А когда я дочку родила, так все вообще упали. Так что я своего принца дождалась. Правда, приехал он не на белом, а на черном коне. А потом дефолт сожрал все: и бизнес, и машины. Начались такие времена, что нечего было покушать. Продавали золото, серебро. Сначала родители поддерживали, потом житье в долг началось. А потом нашлись люди, очень талантливые, хорошие, которые помогли по жизни. Мой муж, Леван Коява, - бывший боксер. Когда мы познакомились, он меня многому учил. И наша маленькая дочка занимается айкидо. У нас такая спортивная семья».

Недалеко от ее дома был лес и конюшня, в которой содержалась ее лошадь. В доме было полно кошек и собак. В свободное время Катя любила кататься на лошади и ходить в бассейн. О своем характере Катя рассказывала: «Я не люблю ругаться с кем-либо, хотя характер у меня сложный. Тяжелый. Но в душе я очень добрый человек. Это я только с виду выпендриваюсь. Бывает, конечно, могу и поскандалить - ненавижу хамство и не люблю, когда начинают надоедать, раз скажу спокойно, два, а потом могу и ударить».


Слушатели писали ей огромное количество писем. Певица рассказывала: «На первой кассете был оставлен мой адрес, и теперь я получаю мешки писем. Пишут с зоны, присылают стихи, из которых я хочу составить отдельный альбом. Просят прислать сигарет, недавно собрала посылку и отослала в отряд. В ответ получаю подарки, недавно из-под Воркуты прислали шикарную икону-триптих. Ножи дарят, кресты, игрушки, которые зеки лепят из черного хлеба, у меня дома можно открывать музей тюремного творчества. Заключенные - очень благодарная аудитория, поэтому я с удовольствием и достаточно часто перед ними выступаю. Это не ресторан, официанты не мельтешат, никаких пьяных выкриков, в зале никто даже не чихнет, так внимательно слушают. В момент концерта я забываю, за что они попали за решетку, - это люди, которые хотят слушать песни. Мне их жалко. Может, за мое такое мнение и получаю столько писем и подарков от зеков. Бывают дни когда забираю из студии «Союз» по тридцать-сорок писем. А то и пятьдесят-шестьдесят, Я дома каждое письмо читаю, на некоторые даже отвечаю, хотя мне говорят специалисты, что этого делать не надо. Мол, пишут в основном шизофреники. Но я-то знаю, что это не так. Хотя, конечно, писем странных хватает: «Катя, пришли мне 180 тысяч рублей, мне нужно квартиру купить». А один дядя, из тех, кому я ответила, после досрочного освобождения прямиком ко мне рванул (откуда он узнал мой адрес?): «Катя будем жениться! Из зоны пишут только мужчины. Женщины не пишут. Вообще, на женской зоне проблем еще больше, чем на мужской. И там конфликты бывают жестче. Вот у нас недавно сорвался один концерт на зоне только потому, что женщины там устроили дебош и их никак и ничем не могли успокоить».

Кати Огонек была популярна не только в России, но и за рубежом. Однако даже популярность певицы не спасала порой от казусов. Американское посольство дваждыотказало ей в рабочей визе, в тот момент, когда были проданы все билеты на концерты певицы в залах Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Майами, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Сорвалось восемь концертов, устроители потеряли около 25 тысяч долларов. Ей сказали в посольстве: «Вы не звезда». Она предъявила компакт-диски и плакаты, но ей сказали, что это все можно легко подделать, стоит недорого.

Как и о любом исполнителе, о Кате ходило много слухов. На вопрос - «Какие небылицы она про себя слышала, певица отвечала: «То, что я наркоманка, алкоголичка и вообще конченый человек. Сначала меня это сильно обижало, я спорила, что-то доказывала, а потом подумала - да какая разница! Главное, людям нравится, как я пою, и сильно сомневаюсь, что так смогла бы спеть алкоголичка-наркоманка. С наркотиками у меня никаких дел нет и не было, водку почти не пью, предпочитаю красные грузинские вина».

На вопрос о своих музыкальных предпочтениях Катя отвечала: «Люблю слушать Эла Джерола, Стива Вандера, Эллы Фитцджеральд… Их композиции я пела в молодости. И в тоже время обожаю Лидию Русланову. Вообще люблю на эстраде сильных людей, яркие личности. Слабые обычно растворяются в этой жизни. А значит, надо быть сильной».

В ее планах был выход очередного альбома «Ты в сердце моем», для которого Катя успела записать несколько песен. Но у самой певицы было с детства слабое здоровье. «В больницу Катя попала после приступа - она с детства страдала эпилепсией, - рассказал Владимир Черняков. - Я всегда думал, что от этого не умирают. Пять дней она провела в клинике, три из них - в реанимации. Вроде бы начала поправляться...» Но 24 октября 2007 года Катя Огонёк скоропостижно скончалась в реанимации от отёка лёгких и острой сердечной недостаточности.


Похоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

В ряде ранних интервью певица утверждала, якобы отбывала наказание в местах лишения свободы, но Владимир Черняков опроверг эту легенду после смерти певицы.


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru

Материалы сайта «Википедия»

Материалы сайта www.ogonek.su

Материалы журнала «Русский Шансон»

Текст интервью «Катя Огонек - «Я - не кабацкая!», автор Р.Грибанов

Текст Интервью Катя Огонек Журналу «Шансонье», автор Н.Насонова

Текст статьи «Огонек, погасший навеки…», автор Е.Колесников

Материалы сайта www.chanson.ru

Материалы сайта www.shanson-e.tk

Материалы сайта www.butirka.ru

Текст статьи «Катя Огонек: «Обидно сидеть в клетке с бомжами», автор М.Максимов

Известная российская певица Катя Огонек, причины смерти которой поразили многих, прославилась своим исполнением русского шансона.

Родилась Екатерина в 1977-м году в курортном поселке Джубга, что в Краснодарском крае. Росла она в семье творческих людей. Ее мать была профессиональной танцовщицей, работала в Национальном заслуженном академическом ансамбле танца Украины имени Павла Вирского. Ее отец занимался музыкой, работал со многими известными ансамблями, включая знаменитых «Самоцветов».

В 6-летнем возрасте Катя с семьей переехала в Кисловодск, где поступила в общеобразовательную школу, а также в хореографическую и музыкальную. Другом ее отца был известный поэт Александр Шаганов, который написал для Кати песню оказал помощь в записи демоверсии песни на местной студии звукозаписи. Это был первый опыт для Кати.

В 16-летнем возрасте девушка отправилась в Москву, где стала участницей поп-коллектива «10-а», созданного продюсером Александром Кальяновым и поэтом Шагановым. В нем она выступала с псевдонимом Кристина Пожарская. Некоторое время артистка выступала в известной группе Танича «Лесоповал», была в ней солисткой и бэк-вокалисткой.

В 1995-м году на студии «Союз» проводился кастинг для нового музыкального проекта в стиле русского шансона. Катя поучаствовал в нем и стала победительницей. На студии прошли записи нескольких ее альбомов с псевдонимом Маша Ша. Тексты песен с этих альбомов были с эротической тематикой, их писал Михаил Шелег. Затем артистка решила кардинально сменить репертуар и псевдоним на Катю Огонек.

В 1997-м году она стала сотрудничать с композитором Клименковым, который помог ей записать альбом с названием «Белая тайга». Он вышел через год. Еще через год вышел второй альбом Огонек «Белая тайга-2». Все эти альбомы были записаны в стиле русский шансон, которого Катя придерживалась до конца своих дней. Пела она о любви, разлуке, одиноких людях и тюремной жизни. В то время Катя была одной из немногих женщин, поющих «тюремный шансон», что стало ее несомненной «фишкой».

В 2000-м вышло сразу 2 новых альбома Кати и несколько сборников ее лучших песен. С 2001-го года Огонек выпускала новые альбомы ежегодно. Последний ее альбом вышел в 2006-м году. Огонек удалось завоевать славу не только в России и на территории бывшего СССР, но и в других странах, включая США, Германию и Израиль. В 2007-м году Катя писала новые песни, но не успела выпустить новый альбом. Тем не менее, он вышел в 2008-м году в качестве посмертного памятника артистке.

Замужем Огонек была 1 раз. В брак вступила в 19-летнем возрасте с другом детства, которого дождалась с армии. Однако вместе они были лишь 2 года, после чего развелись. После этого у Кати было несколько гражданских браков. Последним ее избранником стал боксер Левон Коява, которому Катя в 2001-м году родила дочь по имени Валерия. Девочка позже написала песню памяти матери. Кроме музыки Огонек занималась единоборствами и женским боксом.

Не стало Кати в октябре 2007-го года. Официальной причиной смерти артистки стала острая сердечная недостаточность и отек легких. Врачи установили, что все началось с цирроза печени. При этом госпитализировали певицу с приступом эпилепсии. Похоронили Огонек в Москве. В 2010-м году был организован благотворительный концерт памяти Кати, средства от которого пошли на установку памятника на ее могиле.

В 2013-м году был организован еще один памятный концерт, средства от которого были направлены семье Кати Огонек. В мае 2016-го года был проведен концерт памяти Огонек в честь ее дня рождения. Его организовала певица Людмила Шаронова. На нем дочь покойной артистки Валерия спела композицию памяти матери с названием «Пожелай».

1249 Просмотров
Катя Огонёк (настоящее имя Кристина Евгеньевна Пенхасова) - российская певица, исполнительница русского шансона.

Первый альбом - от Александра Шаганова

Кристина Пожарская (Пентхасова) родилась в посёлке Джубга Туапсинского района Краснодарского края. Родители: мать - Тамара Ивановна, танцовщица (танцевала в студии Вирского), отец - Евгений Семёнович, музыкант (работал с ансамблем «Самоцветы»). Окончила 9 классов средней школы, а также музыкальную и хореографическую школы в Кисловодске.

Ее отец дружил с известным поэтом-песенником Александром Шагановым, который приезжал к нему в гости, и однажды папа Кристины уговорил друга написать песню для дочери. Потом был записан альбом, где певица исполнила песни непрокуренным детским голоском. Альбом оказался никому не нужен, но опыт работы Кристине пригодился, когда она переехала в Москву.

Русский шансон

В 16 лет уехала в Москву, начала петь в жанре поп-музыки. Некоторое время работала в группе Михаила Танича «Лесоповал». Однако отношения с коллективом, несмотря на поддержку самого Танича, не сложились.

В 1995 году «Союз Продакшн» начал готовить проект в жанре русского шансона. Был объявлен конкурс среди исполнителей, Кристина выиграла конкурс и стала выступать в проекте. С тех пор она выступала с песнями в этом жанре (первоначально под псевдонимом Маша Ша, затем - Катя Огонёк), много гастролировала, выпустила несколько альбомов.

Маша Ша

Сначала были выпущены диски с «жёстким» юмором под псевдонимом Маша Ша: «Миша+Маша=Ша!!!» и «Маша-ша - Резиновый Ванюша», в сотворчестве с Михаилом Шелегом, который в этих альбомах взял себе псевдоним «Миша Ша».

Эти альбомы резко отличаются от последующего творчества своей акцентуацией на сексуальной тематике и грубой стороне отношений между мужчиной и женщиной.

«Любовь бывает разная: с эротикой и без,
Прекрасная, несчастная, а также просто секс.
Презервативов парочку найдёте Вы везде,
И грех не „кинуть палочку",
Коль есть, кому и где!»

«Сижу одна в своей избушке,
Пью самогон четыре дня,
Я расскажу бутылке, как подружке,
Что нет любви хорошей у меня»

«Я Маша Ша, собою хороша,
Я Маша Ша, весёлая душа
… есть у меня вино и анаша…
есть у меня шалаш для балдежа -
пойдём в шалаш со мною, Миша Ша?..»

Вот несколько цитат из первых двух альбомов, выдержанных в таком духе. Песня «Доктор Дракула» посвящена странному влечению женщины к вампиру, а песня «Мой муж» - лесбийской любви.

Но в том же 1998 году певица сменила и псевдоним, и основную тему в своём исполнительском творчестве, и в дальнейшем к жанру «жёсткого эротического юмора» не возвращалась.

Тюремная лирика

Песни из альбомов «Белая тайга I» и «Белая тайга II», созданых в сотворчестве с Вячеславом Клименковым, уже относятся к тому жанру, к тому направлению русского шансона, которое станет основным в творчестве Кати Огонёк на годы вперёд.

Многие из них - это тюремные, каторжанские песни, но есть и песни о простом, человеческом - о любви и разлуке, верности и печали, одиночестве человека перед жизнью. В 90-е годы XX века песни такого жанра были весьма востребованы и популярны.

Большинство их исполнителей были мужчинами. Катя Огонёк смогла их спеть по-женски, проникновенно. Герои и героини этих песен - как правило, зрелые люди с большим и нелёгким жизненным опытом. В них нет женских истерик по пустякам, нет нагромождения пустых фраз и банальностей, «высосанных из пальца», как во многих популярных песнях той поры.

«Я зажгу для тебя огонёк
В этой Богом забытой глуши
Я зажгу для тебя огонёк
На обломках усталой души»

Этой песней заключённой женщины, сохранившей вопреки всему любовь и надежду на лучшее, начинается значимая тема в её творчестве.

Две песни из этих двух альбомов спеты В. Клименковым: «Костерок» и «Заболела душа». Песни «Вор», «Чёрное, чёрное море» Вячеслав Клименков и Катя Огонёк совместно исполняют, остальные - Катя Огонёк.

Музыка из песни «Хакинск» до сих пор звучит (как фоновая музыка) в каждом выпуске радиопередачи для заключённых «Калина красная», еженедельно выходящей в эфир на «Радио России»

В серии «Легенды Русского Шансона» в 1999 году вышел и диск Кати Огонёк (том 5). В нём новых песен не было, только уже вышедшие в альбомах «Белая тайга I» и «Белая тайга II», разве что в немного других аранжировках. Зато следующий альбом «Звонком из зоны» состоял целиком из музыкальных премьер. Потом опять вышел альбом ремиксов, потом снова новинки в альбоме «Через года» (2000 г.) с песней «Жиган», герой которой, как говорила Катя Огонёк в одном из интервью, стал для неё любимым героем её песен.

Уже к 2000 году Катя заслужила у слушателей и коллег по сцене бешеную популярность. В 2000 году бард Леонид Сергеев выпустил пародийный альбом «Катя Фитилек». В 2000 году с Катей начинает работать продюсер Владимир Черняков. Под его руководством записано 8 альбомов.

Легенда о тюремном сроке

В ряде ранних интервью певица утверждала, якобы отбывала наказание в местах лишения свободы:

"Если честно, я не хотела бы об этом в деталях рассказывать. Тяжело вспоминать. Я была осуждена по статье 211-й, часть вторая (потом мне изменили её на часть третью). В принципе ничего страшного нет в этой статье, просто случилась неприятная история, связанная с машиной. В общем, нечаянная ситуация. Провела в местах отдалённых два с небольшим года. Попала под амнистию - УДО, скорей даже не за примерное поведение, а за хорошее пение"

Эта версия разошлась по многим СМИ. Впоследствии певица перестала упоминать о «тюремном опыте», а продюсер В. Черняков окончательно опроверг эту легенду уже после смерти певицы.

Простая русская баба

Все, кто знал Катю Огонек, отмечали ее скромность. Владимир Окунев рассказывал: "Катя не так уж много зарабатывала. Жила она в Москве на съемной квартире, содержала родителей. Катя была простой русской бабой (хотя у нее были и еврейские корни) и никто не замечал за ней никакой звездности.

Была замужем, на момент кончины официально разведена. Однако до конца жизни состояла в гражданском браке с бывшим боксёром Леваном Коява. В 2001 году у певицы родилась дочь Валерия.

Кати Огонек была популярна не только в России, но и за рубежом. Однако даже популярность певицы не спасала порой от казусов. Американское посольство дважды отказало ей в рабочей визе, в тот момент, когда были проданы все билеты на концерты певицы в залах Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Майами, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Сорвалось восемь концертов, устроители потеряли около 25 тысяч долларов. Ей сказали в посольстве: «Вы не звезда». Она предъявила компакт-диски и плакаты, но ей сказали, что это все можно легко подделать, стоит недорого.

Как и о любом исполнителе, о Кате ходило много слухов. На вопрос - "Какие небылицы она про себя слышала, певица отвечала: «То, что я наркоманка, алкоголичка и вообще конченый человек. Сначала меня это сильно обижало, я спорила, что-то доказывала, а потом подумала - да какая разница! Главное, людям нравится, как я пою, и сильно сомневаюсь, что так смогла бы спеть алкоголичка-наркоманка. С наркотиками у меня никаких дел нет и не было, водку почти не пью, предпочитаю красные грузинские вина».

На вопрос о своих музыкальных предпочтениях Катя отвечала: «Люблю слушать Эла Джерола, Стива Вандера, Эллы Фитцджеральд… Их композиции я пела в молодости. И в тоже время обожаю Лидию Русланову. Вообще люблю на эстраде сильных людей, яркие личности. Слабые обычно растворяются в этой жизни. А значит, надо быть сильной».

Увлекалась единоборствами, в частности, женским боксом.

Внезапная смерть

Катя Огонёк умерла утром 24 октября 2007 года от отёка лёгких и острой сердечной недостаточности, вероятно, вызванных циррозом печени. Похоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Попытка разобраться. Программа Андрея Малахова "Пусть говорят"

Гости программы Андрея Малахова «Пусть говорят» от 13 ноября 2007 года попытались разобраться в причинах скоропостижной гибели 30-летней звезды шансона Кати Огонек. По официальной версии, у певицы остановилось сердце.

Дискуссия в студии во время записи телепрограммы была бурной, диалоги доходили до прямых оскорблений. К финалу передачи страсти накалились до такой степени, что маме Кати Тамаре Ивановне пришлось вызывать врача. Выяснилось, что не только смерть Огонек вызывает много вопросов.

Увидев, в каких условиях жила королева шансона, многие из присутствовавших лишились дара речи. В простонародье такую квартиру называют бомжатником. Будучи востребованной певицей, Катя не смогла не только купить себе жилье, но даже отремонтировать съемную квартиру. Как такое возможно? Во всем перечисленном, как и в смерти Огонек, родители певицы обвиняют ее гражданского мужа Левона, от которого Катя родила дочь Валерию.

По словам Тамары Ивановны, Левон и сам злоупотреблял спиртным и не сдерживал свою жену. Левон постоянно ездил с Огонек на гастроли и не был в состоянии контролировать бесконечные банкеты Кати, куда певицу приглашали с завидной регулярностью, пишет газета «Московский Корреспондент».

Не лучше обстояли дела и на финансовой почве. Гонорары певицы куда-то таинственным образом испарялись. Кроме того, часто Огонек работала за гораздо меньшие деньги, чем ей полагалось.

«Ее постоянно обманывали», – подтвердил гость программы Вилли Токарев. А могло ли быть иначе, если финансовыми делами певицы ведал человек, неимеющий к шоу-бизнесу никакого отношения и совершенно не разбирающийся в концертной деятельности? Это привело к тому, что звезду шансона не на что было похоронить. Собирали, как говорится, с миру по нитке. «Левон не хотел работать, а из Кати все соки выжимал», – в сердцах воскликнула мама Огонек.

Но куда более шокирующим было другое признание родителей. Уже когда Катя находилась в реанимации, Левон попросил лечащего ее врача как можно скорее поставить певицу на ноги. Через пару дней Кате надо было ехать на концерты, предоплату за которые уже получил Левон. Цинично, но факт.

Накануне этих концертов Катя умерла. В беседе с корреспондентом газеты родители певицы рассказали, что Огонек лечил врач, с которым много лет дружил гражданский супруг певицы. Поначалу было подозрение на цирроз печени, а затем Катю положили в кардиологическое отделение. Когда Тамара Ивановна увидела покойную дочь, ее удивила ужасная отечность лица Кати.

«Больше похоже на асфексию, чем на остановку сердца», – со слезами на глазах сказала мама Кати. А отец Евгений Семенович исступленно повторял: «Этот подонок убил ее. Я обязательно во всем разберусь. Они лишили нас дочери».

Все гости Малахова сошлись во мнении, что Катю погубила концертная гонка и нездоровый образ жизни. Пытаясь хоть как-то оправдаться, Левон заявил коллегам Огонек: «Да каждый из вас когда-то поднес ей рюмку». И это произнес человек, без которого Катя якобы и шагу ступить не могла.

Откровенно говоря, всю творческую жизнь Катя просто плыла по течению. По большому счету никто ей толком не занимался. Сначала она пыталась стать поп-певицей и выступала под псевдонимом Кристина Пожарская, оставив свое настоящее имя. На разных этапах ей пытались помочь композиторы Александр Морозов, Александр Шаганов и ряд других. Но с попсой не сложилось.

Зато в шансоне Катя Огонек засверкала – да так, что сумела подвинуть с пьедестала общепризнанную королеву Любовь Успенскую. Правда, почему-то Огонек выступала не на достойных площадках, а преимущественно блистала перед заключенными. Катю три раза приглашали в Кремлевский дворец съездов на сборные концерты шансона, но каждый раз в последний момент ее фамилию вычеркивали.

Двум королевам тесно в одном концерте или это просто стечение обстоятельств? Вопрос, конечно, риторический. Тем не менее на съемки программы Малахова певица Любовь Успенская почему-то не приехала, хотя ее приглашали.

Чуть позже до Кати вообще дошли слухи, что Люба затаила на нее обиду. В общем, сарафанное радио сделало свое дело. Катя, конечно, была правдорубом и не стеснялась говорить все, что думает. Но в адрес Успенской ни одного дурного слова она никогда не сказала. Да и соревноваться с певицей Катя не собиралась.

Кристина Пинхасова вжилась в образ Кати Огонек и несла его не только со сцены, но и в обычной жизни. Комфортно ли ей было в этом образе? Кто-то считает, что да, а другие склонны думать, что она, несмотря на успех, чувствовала себя потерянной в мире шансона и даже друзей толком не имела.

Определенно можно сказать только одно. Королева шансона умерла нищим и действительно одиноким в душе человеком, единственной радостью которого была сцена и дочь. Поговорить по душам Огонек было не с кем и некогда. Своим здоровьем ей тоже было заняться некогда. Даже когда во время последнего тура Катя пожаловалась своей приятельнице Ирине Круг, что у нее все болит, та не придала словам Огонек особого значения.