Михаил Веллер, писатель, философ:

Жажда идеала

Человек самоидентифицируется на двух уровнях - личностном и групповом. Человеку потребен не только идеал личного процветания - ему потребен идеал великого государства. Ему потребно знать, что он гражданин великой страны. Могущест-венной, славной, уважаемой. Стремление быть гражданином великой страны, стремление иметь эту великую страну - эти чувства в определённые периоды обретали форму национальной идеи. И смысл жизни (так думали мы в эпоху СССР) заключается в том, чтобы ощутить свою причастность к свершению великих дел, нужных для страны и для всего человечества. Это то, что движет человеком в эпоху исторического оптимизма (таковой была хрущёвская оттепель) и чего лишена нынешняя эпоха потребительства. Тогда, в 1950-е, люди делали сверх своих возможностей, жили в нищете, тяжело, но при этом у них было чувство великого удовлетворения прожитой жизнью.

За что боремся?

В новые времена мысль о национальной идее возникла ещё в 90-е годы - нужно было создать что-то великое впереди, куда мы пойдём. Прошло 20 лет. Национальная идея не сформирована. Очевидно, что её нельзя сконструировать - её можно только увидеть, когда она есть.

Разумеется, российскому народу (говорю «российскому», потому что соборный народ собрался из многих) желательно наличие национальной идеи. Потому что привычки к упорному, ежедневному, непрестанному труду в России в силу исторических обстоятельств никогда не было. Но вот когда клевал жареный петух, то здесь действительно иногда показывали чудеса - и выносливости, и самоотверженности, и работоспособности. Так что сплотить народ воедино национальной идеей, поднять на великие свершения и вообще взбодрить - мысль прекрасная.

Другой вопрос, что сегодня такой идеей может быть. Перечень национальных идей во все времена и у всех народов был до крайности ограничен. Это борьба за независимость своего народа или своей страны; борьба с врагами; расширение, укрепление, подъём своего государства, своей империи.

Слава богу, независимости России ничего сегодня не угрожает. Но живётся нам сейчас трудно. Для простоты обозначим это словом «кризис»: экономические и культурные перспективы весьма туманны, производительность труда низка, продукта, который делается при помощи своих мозгов и своих рук, страна производит до крайности мало.

В чём может быть наша цель, наша идея? Жить в процветающей стране. Свободными, успешными, сытыми и умными. В России есть - и это говорили миллионы раз - огромные территории, масса полезных ресурсов. Есть много не только талантливых и умных, но и работящих, честных, энергичных людей. Но, как только эти работящие, энергичные, порядочные люди начинают разворачивать какое-то дело, к ним мгновенно, как мошкара, на лету превращающаяся в пиявок, слетаются чиновники, высасывают всё досуха. Отбирают бизнес, если он выгоден. Душат бизнес, если он мешает чьим-то личным доходам. И на этом кончаются процветание и рабочие места. Это наша главная беда.

Что требуется? Чтобы люди, которые могут, умеют и хотят работать хорошо и честно, могли работать, могли обогатить себя и создать рабочие места для окружающих, обогатив этим страну в целом.

Как это обеспечить? Требуется честный, объективный, независимый суд, куда они могут обратиться в случае любых притеснений. Абсолютно независимый парламент, который будет издавать законы, нужные для процветания народа и государства, а не для элиты. И независимая пресса, от которой не сможет укрыться ни один казно-крад, ни один нечестный чиновник, ни один продажный судья. И каждый, кто попытается в любой форме надавить на независимые суд, парламент, прессу, карается как государственный изменник, узурпирующий права народа и государства. Всё! Представьте, что это произошло, и через полгода страну будет не узнать. Люди будут работать. И богатеть они будут вместе со страной. Не вместо неё, не за её счёт, а вместе. Создание такого государства и может быть российской национальной идеей.

На территории России проживает более сотни народов. Для многих из них взаимовыручка и сплоченность были едва ли не важнейшим условием сохранения этноса. Они готовы прийти на помощь соплеменнику и сегодня.

Буряты

Поддержка нуждающихся соплеменников была всегда присуща монгольским народам. Причем она оказывалась не только членам рода, но и совершенно незнакомым людям. Этот незыблемый закон степи был зафиксирован в Ясе Чингисхана и с тех пор не менялся. Как писал историк Лев Гумилев, «Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких-либо компромиссов».

Со временем положения Ясы вошли в монголо-ойратский Устав, который обязывал всех без исключения предоставлять религиозным или гражданским посланникам лошадей, давать им еду и ночлег. Одна из статей Устава прямо говорит об ответственности за отказ дать путнику возможность утолить жажду.

Взаимовыручка была органичной частью и монгольского воинского быта. Если ехавший впереди воин терял лук или стрелы, то следовавший за ним всадник обязан был поднять оружие и вернуть его владельцу. А неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям и могло повлечь смертную казнь.

Все эти нормы взаимопомощи впитали и буряты, как представители монгольской народности. Так в этнографических сведениях о западных бурятах за 1822 год было зафиксировано: «В обхождении между собой буряты дружелюбны и снисходительны, один над другим без причины никогда не сделает ни злоречия, ни посмеяния, а если найдется такой невежа, то призывается на суд и публично ему делается выговор. Считалось за священную обязанность сделать кому добро, ту или иную помощь».

Даже современные буряты, многие из которых далеки от своих исконных традиций, соблюдают кодекс взаимовыручки и солидарности. Не так давно в одном из торговых центров Улан-Уде пожилая бурятка вежливо попросила продавца киргиза обменять купленную у него куртку. Торговец отреагировал на это крайне болезненно. Когда женщина еще раз напомнила о своем праве вернуть деньги за некачественный товар, продавец разразился в адрес покупательницы нецензурной бранью.

Женщина заметила, что употреблении ненормативной лексики неуместно, и обвинила его, как представителя киргизской диаспоры в Республике Бурятия в неэтичном и непристойном поведении. В ответ, как отмечают свидетели инцидента, киргиз «в циничной форме унизил честь и достоинство женщины, как и весь бурятский этнос в ее лице», дословно заявив: «Да, вы все буряты, проститутками пропахли». И в завершении бурного диалога швырнул женщине деньги в лицо.

Очень быстро весть о происшествии донесли до представителей организации «Боевое братство Бурятии». Но отправившись в магазин, «бурятские братья» не нашли зачинщика скандала. Дальше их путь лежал в центр Улан-Удэ к «Дому дружбы народов» для встречи с представителем киргизской диаспоры. На площади в тот день собралось до 200 решительно настроенных бурят, и только действия сотрудников МВД смогли погасить назревающий конфликт.

Чеченцы

В чеченской среде есть такое понятие как «нохчалла» – кодекс чести, включающий в себя моральные, нравственные и этические нормы, которых должен придерживаться каждый вайнах. Неотъемлемой составляющей «нохчалла» является взаимовыручка, без которой не выжить в условиях гор. Кавказцы понимали, что непринятый в дом путник мог замерзнуть, потерять силы, пасть жертвой разбойника или погибнуть от дикого зверя.

Взаимопомощь среди представителей чеченского этноса – само собой разумеющееся явление. При встрече с членом своего тейпа чеченец обязательно спросит: «Как дела? Все ли живы, здоровы? Испытывает ли он в чем-либо нужду?». И это не просто дань вежливости: проявляющий внимание к собеседнику обязательно окажет посильную помощь.

Истоки взаимоподдержки у чеченцев можно проследить в особенностях их трудовой деятельности. Так, скашивая траву на опасных горных склонах, крестьяне связывались одной веревкой, чтобы избежать случайного падения. Всем селом вайнахи отвоевывали у гор земли под посевы. Если вайнахская семья внезапно теряла своего кормильца, заботу об ее обеспечении на себя брало также все селение. К примеру, мужчины–соседи не могли сесть за стол, пока часть еды не будет отнесена в семью лишившуюся кормильца.

Любое горе соплеменника каждый вайнах воспринимал как свое собственное, сообща они делили и радости. Это чувство коллективизма чеченцы пронесли чрез всю свою историю. «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», – так говорит чеченская мудрость.

Тейповое сознание чеченцев породило не только традиции взаимопомощи, но и обычай кровной мести, который не смогла вывести ни Российская империя, ни Советская власть. В 1980-х годах в Чечено-Ингушетии произошло резонансное событие. Во время открытого процесса по делу об убийстве в зал суда вошел чеченец и выстрелом в сердце убил подсудимого.

Стрелявший спокойно положил пистолет в карман и покинул помещение. Его не остановили даже милиционеры. Разбираться в происшествии была послана специальная комиссия из Москвы. Однако куда бы ни отправились следователи, никто не собирался выдавать мстителя. Наконец они обратились к овдовевшей жене застреленного.

«Вы то, наверное, хотите, чтобы поймали убийцу вашего мужа. И вам, скорее всего, известно его имя. Назовите!», – умоляли москвичи. «Да, я его знаю, – ответила чеченка, – но не скажу. До сих пор на моих сыновьях была кровь человека, который был убит их отцом. Теперь мы квиты с этой семьей, и мои сыновья могут жить спокойно, не скрываясь».

Манси

Суровая природа заполярного Урала выковала у народа манси смелость, терпеливость и взаимовыручку, без чего на Севере не выжить. Даже в глухой таежной чаще можно встретить охотничий домик манси, где путник найдет себе ночлег и пропитание. Воспользовавшись гостеприимством, постоялец обязан запасти новых дров и оставить что-нибудь из еды.

Манси придерживались взаимовыручки не только в быту, но и на войне. Новгород и Москва, пытавшиеся покорить Север, испытали на себе всю силу сплоченности этого воинственного народа. В 1446 году новгородские воеводы Василий Шенкурский и Михаил Яковль с ратью из 3000 человек предпринял масштабный поход в Югру. Заложив там острог, они стали совершать регулярные вылазки в мансийские селения, захватывая пленных и выпрашивая за их освобождение выкуп.

Вогульские князья не бросили своих и приступили к переговорам с новгородцами, обещая богатый ясак. Пока воевода Яковль совершал очередной набег на югорскую деревню, манси тем временем «удариша на острог, и много людей, детей боярских и удалых людей, избиша – человек на восемьдесят». Как пишет летописец, при виде разоренного острога, «а своих побитых, а иных разбегшихся», новгородцы с трудом собрали остатки отряда и спешно отправился восвояси.

В освобождении заложников принимал участие знаменитый пелымский князь Асыка, который впоследствии доставил немало проблем московскому войску. За своих мстил жестоко, неоднократно разоряя пограничные русские селения. Только в 1465 году Асыка был взят в плен московским воеводой Василием Скрябой.

Задавая этот вопрос, невольно вспоминаются известные строки из песни. Русские, Русские, не спокойная судьба. Ну зачем чтоб быть сильней, нам нужна беда…..

На протяжении всей Истории Русь умела сплотится, перед лицом общего врага. Что же происходит сейчас? Почему Русские стали беспомощными и уже не чувствуют себя хозяевами в своей родной стране?

Националисты утверждают, что во всём виноваты евреи, иммигранты, кавказцы. Вот когда выгоним их всех тогда и заживем ай люли малина. Только во главе таких псевдонационалистических движений всегда стоят евреи.

Основные проблемы Русского народа в следующем:

1) Разобщенность и безразличие друг другу.

2) Отсутствие самоорганизации.

3) Рабская психология русского человека, которая привита со времен христианизации.

4) Инфальтильность и доверчивость.

5) Мы забыли свои исторические и родовые корни.

6) Пассивность действий.

7) Одиночество и утрата института семьи.

Сегодня Русский народ находится в спячке и очень пассивный в своих действиях. Как говорится, моя хата с краю ничего не слышу и не знаю. Но зато в решении того или иного вопроса каждый суслик огранном! Я сам сусам!

Поэтому Мы не видим и не слышим друг друга. Отсюда вытекает общая разобщенность.

Сегодня Русским людям нужен здоровый дух Русского национализма! И для этого необязательно вскидывать зиги и состоять в каких либо националистических движениях, которыми руководят засланные евреи. Необходимо Русским стать националистами по крови и по духу во всем и везде. Русским кредо должен стать лозунг: Русский помоги Русскому! Всё, другого быть не может. Иначе придет забвение Русского народа и нас постигнет судьба индейцев в Америке. Не важно какую веру Русский исповедует, будь то христианин, православный, старовер, старообрядец и т д. Всем нам надо лишь знать одно, что мы Русские!

В настоящее время вместо помощи друг другу мы с пенную рта доказываем друг другу свои взгляды на те или иные события, мировоззрения, по сути навязываем друг другу свое мнение. В большей части руководствуемся самомнением вместо того что бы созидать и больше общаться, перенимать друг у друга тот или иной опыт. Живое общение это лучший ключ к пониманию. Об этом надо помнить.

На информационном поле сегодня царит каша и неразбериха. Взять, например обычные комментарии на тех же форумах: Ведь посмотрите что происходит готовы друг другу глотки виртуально перегрызть, дабы потешить свое эго. А вот главного не усваиваем. А что главное? Да то, что по ту сторону монитора, с тобой общается быть может нормальный Русский человек, которому небезразлична судьба его Родины. Да, пусть он в чем то и заблуждается. Но не надо делать этого слона. И вообще не надо ограничиваться интернет общением. Сегодня Интернет нужно лишь использовать как средство оповещения, но не как поле для баталий и словесных перепалок.

Та Русская молодежь, которая это уже понимает, давно уже в подполье и занимается в подвальных спортивных секциях, закаляя свой дух и тренируя физическую силу, воспитывает семью, занимаются охотой и рыбалкой. Организуются в Русские общины, находят единомышленников среди других полноценных семей и дружат семьями и т. д. такое вот понимание и действие это ключ к самоорганизации Русского народа.

Так же в плане самоогрганизации нужно брать пример с кавказцев, как это не противно будет кому осознавать. Но вот они в этом плане молодцы! А представьте если Русские так самоорганизуются в масштабах всей страны.

Для тех, кто состоит в тех или иных националистических движениях хочу сказать что своего лидера или организатора нужно знать не только в лицо. Кроме того, нужно самому обладать организационными методами. Приобретать навыки и если Вы видите, что вами управляют «псевдопатриоты» доносить это до простых Русских молодых людей. Не позволяйте собой управлять. Учитесь думать, мыслить, рассуждать.

Иными словами, каждый Русский человек должен знать друг не только в лицо, но и его внутреннюю составляющую. Кто его мама, папа, кто его родственники, откуда произошел его род, чем они занимаются. Все должно быть прозрачным и по совести.

Но вместо прозрачности Русская молодежь слепо и бездумно идет за какими то сомнительными лидерами.

Начните действовать наконец, прежде всего с себя начать надо, со своей семьи Задайте себе вопрос: Смогу ли я организовать встречу родственников, родных близких, и сделать это традицией.

А сколько у вас хороших и честных друзей? Дружите ли Вы семьями?

Вот вам и ключ добрые Русичи.

Всем здравия и благоденствия!

С уважением Ceisy.

Задавая этот вопрос, невольно вспоминаются известные строки из песни. Русские, Русские, не спокойная судьба. Ну зачем чтоб быть сильней, нам нужна беда…..

На протяжении всей Истории Русь умела сплотится, перед лицом общего врага. Что же происходит сейчас? Почему Русские стали беспомощными и уже не чувствуют себя хозяевами в своей родной стране?

Националисты утверждают, что во всём виноваты евреи, иммигранты, кавказцы. Вот когда выгоним их всех тогда и заживем ай люли малина. Только во главе таких псевдонационалистических движений всегда стоят евреи.

Основные проблемы Русского народа в следующем:

1) Разобщенность и безразличие друг другу.

2) Отсутствие самоорганизации.

3) Рабская психология русского человека, которая привита со времен христианизации.

4) Инфальтильность и доверчивость.

5) Мы забыли свои исторические и родовые корни.

6) Пассивность действий.

7) Одиночество и утрата института семьи.

Сегодня Русский народ находится в спячке и очень пассивный в своих действиях. Как говорится, моя хата с краю ничего не слышу и не знаю. Но зато в решении того или иного вопроса каждый суслик огранном! Я сам сусам!

Поэтому Мы не видим и не слышим друг друга. Отсюда вытекает общая разобщенность.

Сегодня Русским людям нужен здоровый дух Русского национализма! И для этого необязательно вскидывать зиги и состоять в каких либо националистических движениях, которыми руководят засланные евреи. Необходимо Русским стать националистами по крови и по духу во всем и везде. Русским кредо должен стать лозунг: Русский помоги Русскому! Всё, другого быть не может. Иначе придет забвение Русского народа и нас постигнет судьба индейцев в Америке. Не важно какую веру Русский исповедует, будь то христианин, православный, старовер, старообрядец и т д. Всем нам надо лишь знать одно, что мы Русские!

В настоящее время вместо помощи друг другу мы с пенную рта доказываем друг другу свои взгляды на те или иные события, мировоззрения, по сути навязываем друг другу свое мнение. В большей части руководствуемся самомнением вместо того что бы созидать и больше общаться, перенимать друг у друга тот или иной опыт. Живое общение это лучший ключ к пониманию. Об этом надо помнить.

На информационном поле сегодня царит каша и неразбериха. Взять, например обычные комментарии на тех же форумах: Ведь посмотрите что происходит готовы друг другу глотки виртуально перегрызть, дабы потешить свое эго. А вот главного не усваиваем. А что главное? Да то, что по ту сторону монитора, с тобой общается быть может нормальный Русский человек, которому небезразлична судьба его Родины. Да, пусть он в чем то и заблуждается. Но не надо делать этого слона. И вообще не надо ограничиваться интернет общением. Сегодня Интернет нужно лишь использовать как средство оповещения, но не как поле для баталий и словесных перепалок.

Та Русская молодежь, которая это уже понимает, давно уже в подполье и занимается в подвальных спортивных секциях, закаляя свой дух и тренируя физическую силу, воспитывает семью, занимаются охотой и рыбалкой. Организуются в Русские общины, находят единомышленников среди других полноценных семей и дружат семьями и т. д. такое вот понимание и действие это ключ к самоорганизации Русского народа.

Так же в плане самоогрганизации нужно брать пример с кавказцев, как это не противно будет кому осознавать. Но вот они в этом плане молодцы! А представьте если Русские так самоорганизуются в масштабах всей страны.

Для тех, кто состоит в тех или иных националистических движениях хочу сказать что своего лидера или организатора нужно знать не только в лицо. Кроме того, нужно самому обладать организационными методами. Приобретать навыки и если Вы видите, что вами управляют «псевдопатриоты» доносить это до простых Русских молодых людей. Не позволяйте собой управлять. Учитесь думать, мыслить, рассуждать.

Иными словами, каждый Русский человек должен знать друг не только в лицо, но и его внутреннюю составляющую. Кто его мама, папа, кто его родственники, откуда произошел его род, чем они занимаются. Все должно быть прозрачным и по совести.

Но вместо прозрачности Русская молодежь слепо и бездумно идет за какими то сомнительными лидерами.

Начните действовать наконец, прежде всего с себя начать надо, со своей семьи Задайте себе вопрос: Смогу ли я организовать встречу родственников, родных близких, и сделать это традицией.

А сколько у вас хороших и честных друзей? Дружите ли Вы семьями?

Вот вам и ключ добрые Русичи.

Всем здравия и благоденствия!

С уважением Ceisy.

Объединить народы внутри и вокруг РФ может только идея потребления и совместного процветания: эксперты

Премьер-министр России Владимир Путин написал статью по национальному вопросу для «Независимой газеты». «Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, „всемирной отзывчивостью“, по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет „нацменов“, а принцип распознания „свой-чужой“ определяется общей культурой и общими ценностями», — подчёркивает в статье кандидата в президенты.

В состоянии ли русский народ сегодня выполнять эту миссию? Во времена Достоевского русскому народу в этом помогало государство. Православие было той идеей, которую должно было нести с собой русское государство, и включение в него новых и новых земель означало расширение пределов православного мира и увеличение численности православного народа. Таким образом, парадигмы религиозные и государственные сливались: государственная мощь империи связывалась с могуществом православия, а последнее выражалось посредством державного могущества, таким образом, происходила сакрализация государства.

Какая идея может сплотить многонациональное население России и постсоветского пространства?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Главный кандидат в президенты в очередной раз поднял столбовую для России тему — межнациональную. Однако теперь каждую инициативу Путина будут встречать одним и тем же лобовым вопросом: «А почему это не сделано Вами в предыдущие 12 лет?» Эти издержки нового старого срока рубят на корню все путинские проекты.

Если не говорить об открытой вооружённой экспансии, то сегодня русский народ и русское государство могут объединить (или удержать) вокруг себя другие народы только в том случае, если предъявят миру такой пакет:

— свежие русские лидеры и русская политическая элита, не связанная, по своей биографии, с развалом СССР или персонально с теми, кто его разваливал;

— безусловные, а не иллюзорные, экономические и сырьевые преференции для тех народов, которые потенциально готовы вновь подружиться с Москвой;

— технологические сверхцели, завораживающие, замутняющие постороннее общественное сознание (в сфере космоса, аграрного изобилия и т.п.);

— огромные квартиры, дома для всех граждан и семей Российской Федерации за символическую цену, чтобы эта визуальная картинка давила и давила на психику окружающих.

Когда Россия могла объединять, у неё были великие писатели, великие изобретатели, другие мировые величины во всех сферах человеческой деятельности. Сегодня придётся заново найти аналогичных специалистов, и только потом, лет через 100, претендовать на новые объёмы влияния. Другая проблема — сначала вычистить русский язык от всей лингвистической грязи, которая опустила этот мощнейший инструмент на дно, не позволяя ему не только выходить за пределы страны, но и выживать внутри самой России.

Религиозный аспект, к сожалению, таких целей достичь не позволит. Он не завораживает, по-хорошему не заводит, поэтому акцент, сделанный на нём, только забирает у России драгоценное время, остающееся для запуска центростремительных тенденций. Ошибка и в том, что кто-то путает клерикализм с национальной идеей. Это крайне опасное заблуждение, которое в итоге окончательно разорвёт федеративную ткань России.

Россия сегодня никого не может подломить, подогнать под себя, однако она сохраняет потенциал центра по следующим признакам: а) огромный размер территории и запасов сырья; б) культура и язык, которые однажды уже доказали свою глобальную притягательную силу. К примеру, китайцы никогда не смогут объединить вокруг себя другие народы только по той причине, что китайские иероглифы, эти крайне запутанные и пугающие языковые коммуникации, будут всегда стоять на пути внешней китайской экспансии.

Таким образом, России нужна идея, состоящая из двух неразрывных частей: высокое и насущное, цель и еда с жильём. Одно без другого не сработает никогда. Не надо бояться нацелить россиян и на потребительство. Кому как не им, обладающим всеми возможностями природы, начать, наконец-то, жить «как в Европе», которая не обладает ничем? Не надо забывать, что все народы стремятся в Европу — как раз по причине того, что она и является царством потребления.

Лариса Бельцер-Лисюткина , культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Текст напомнил Третий Рейх, первая половина ХХ-го века. Время проходит мимо российской политической элиты. Они выдают заявления, которые по всем стандартам выглядят дико, пещерно. По сути, выражение «Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию...» — это преступное заявление. После неоколониального дискурса употреблять такие выражения в политических манифестах не просто неуместно, но и запрещено культурным кодом. Такого себе не позволяют представители других стран, например, турки в отношении курдов. Или китайцы в отношении тибетского меньшинства. Доминирующие нации, конечно, кроваво подавляют эмансипационные потуги своих меньшинств, но никто при этом не говорит о «великой миссии» китайского/турецкого/нигерийского народа.

На вопрос «Какая идея может сплотить многонациональное население России и постсоветского пространства?» уже давно очевиден ответ: Никакая. Народы, нации и социальные группы удерживают вместе общие интересы — экономические, политические, культурные. А время «миссий» одних народов по отношению к другим безвозвратно прошло.

Очень неловко и досадно из-за таких невежественных заявлений политического руководства. Путин остался военным, полковником ФСБ/КГБ, и время от времени он выдаёт такие высказывания, что можно от стыда сгореть. За державу обидно.

Леонид Савин , политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:

Я не думаю, что эта идея устарела. Проблема в том, что после распада СССР Россия и другие регионы, которые исторически можно отнести к ареалу русской цивилизации, подвергались системному давлению как идеологическому, так и политическому (в том числе с раздуванием конфликтов). Теперь вопрос в том, как вдохнуть новую жизнь в идею русскости. И, конечно же, государство будет играть в этом далеко не последнюю роль, хотя многие считают, что эпоха государств, как международных актёров закончилась. Плюс, идея евразийства при правильном и адекватном наполнении может стать как раз фундаментом для объединения народов постсоветского пространства. Однозначно, ни западноевропейская идентичность, ни либерально-демократические ценности не подходят данному региону, который имеет свой уникальный цивилизационный тип и народы которого вполне могут вместе творить историю, что уже неоднократно случалось. Если ранее Британская Империя всячески подрывала узы народов Евразии, сталкивая их между собой, то сейчас такую роль играют США с их многочисленными инструментами влияния. Избавиться от этого влияния — задача минимум. А далее — творить собственную судьбу!

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

Идея, которая может сплотить постсоветское пространство, а также великороссов и меньшинства в самой России — это совместное процветание. Она может сочетаться с православием (или, скажем, коммунизмом), а может — и нет. Других успешных идей в наше кризисное время и быть не может.