Анастасия Аллахвердян
Конспект занятия по сказкотерапии для детей 5–6 лет «Сказка о мальчике, который ушел далеко»

Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну , в которой узнаем о приключениях мальчика Вани .

Для начала давайте поиграем в "солнечного зайчика" и поздороваемся друг с другом, передавая искорку. Отлично, искорка вернулась к нам. А теперь давайте присядем и послушаем сказку .

В одной сказочной , а может быть, в самой обычно стране, жил-был мальчик , и звали его Ваня.

Ему было 5 лет, и он жил в красивом доме вместе со своими мамой и папой. Вместе с мамой они часто проводили время вместе, ходили в парк, читали книги. Мальчик Ваня очень любил проводить время с папой : гулять и смотреть фильмы.

Каждое утро вся семья просыпалась, одевалась и шла на работу, а Ваню отводили в детский сад. В детском саду у него было много друзей, и группа была большая. Среди нее были и мальчики , и девочки. Девочки очень любили прыгать со скакалкой и играть в куклы. А мальчики играли в машинки , танки, догонялки.

Но однажды в детском саду появился новый мальчик . Он был очень непослушным, и звали его Петя. Петя всегда баловался, иногда даже потрошил шкафчики без разрешения. Воспитатель часто наказывал Петю за то, что он брал чужие вещи, но это не помогало. И еще Петя очень любил командовать. Он придумывал игры и хотел, чтобы другие дети играли вместе с ним.

Однажды вся группа отправилась на площадку. Петя играл с Ваней, Лешей, Сережей и Мишей. Сначала они бегали, догоняли друг друга, а потом Петя предложил новую игру. Он захотел поиграть в шпионов и проследить, кто ходит мимо калитки детского сада. Все отправились за ним и подкрались к выходу из детского сада. За калиткой росли березы и липы, цвели цветы, стоял яркий солнечный день. Изредка проходили тети и дяди, но никто не заходил в детский сад. Ребятам было очень весело, придумывать, кто из них кто и сочинять истории. Им было интересно прятаться, их никто не замечал. И тут Петя скомандовал :

Теперь мы идем туда! – и показал на улицу, к тропинке, которая вела к магазину . – Там будем следить за прохожими и искать шпионов, которые ходят в вон тот синий магазин.

Дети переглянулись : они знали, что это опасно, и воспитательница может поругать. Кроме того, Ваня помнил, как мама рассказывала , что дети на улицу не ходят без взрослых, потому что там есть нехорошие люди, которые крадут детей .

Сначала дети хотели отказаться. Когда Сережа сказал , что он не пойдет, Петя топнул ногой и крикнул :

Тогда я не буду с тобой дружить! И вами – тоже!

Ваня очень переживал. С одной стороны, играть в шпионов было очень интересно, он как раз недавно с папой смотрел про них фильм. С другой стороны, воспитательница могла начать их искать и потом могла поругать, за то, что они вышли из сада. Ванне очень хотелось, чтобы все мальчики с ним дружили , даже Петя. А Петя сказал , что не будет дружить с теми, кто не пойдет. А еще Ваня очень волновался, потому что мама и папа говорили, что без взрослых ходить на улицу опасно. Он думал-думал, так и не успел ничего придумать, как Петя отворил калитку, и дети вышли со двора. Ваня тоже пошел.

Но тут приехала полицейская машина. Из нее вышел офицер и обратился к ребятам.

Так, так. Кто это тут ходит без взрослых? Нам как раз нужны такие дети. Мы ищем беспризорников и тех, кто потерялся, забираем в полицейский участок, чтобы выдать родителям, когда они начнут искать вас. Запрыгивайте в фургон!

Ванне стало очень страшно. А вдруг мама и папа будут его искать? А вдруг воспитательница их не найдет, когда позовет на ужин?

Мы больше не будем! – хором ответили Сережа, Миша, Леша, Ваня. А Петя решил удрать. Он пустился со всех ног в сторону магазина. Полицейский поймал его и чуть не забрал в участок, но тут вышла воспитательница и сказала : «Дети, я ищу вас! Идите ужинать!» Воспитательница накормила их ужином, но поставила в угол. Дети больше никогда не убегали. Даже если они играли в шпионов, то только внутри детского сада.

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? Правильно, она учит нас не уходить далеко без взрослых .

Давайте возьмем карандаши и нарисуем тот момент из сказки , который понравился вам больше всего.

На этом наше занятие заканчивается , до свидания!

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от , а также фобий. Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны. Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой. При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры сказкотерапии для детей

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Сказку применяют в своей практике психологи, врачи, педагоги и каждый находит тот ресурс, который позволит ему осуществлять его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная проблемная история может начинаться так: «жил был ребенок, который был очень похож на тебя…». Таким образом, возможно, моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, которые угнетают и пугают его. Эффективны такие приемы при первых визитах в детский сад, боязни темноты, стрессах, проявлениях страхов.

Сказкотерапия в возрасте 5-ти лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающейся в совместном придумывании, когда формирование сюжета идет по кусочку, каждым участником по очереди. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми детьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. Из своей сказочной истории каждый ребенок берет индивидуальное решение проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие будет в том, что от детей не требуют анализировать и делать выводы о происходящем и вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит детям с

Для освобождения от напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подойдут страшные сказочные истории с нечистой силой. Многократно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают напряжение. Для повышения стрессоустойчивости необходимо рассказывать страшилки в группе детей 6-ти лет. Соблюдая при этом два правила: историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки обязательно должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказкотерапии для приобретения жизненной мудрости выступают волшебные сказочные истории. Для детей 6-ти лет они являются наиболее увлекательными. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После прорабатывания сказочных смыслов, которые связаны с жизненными реальными ситуациями, можно в практике использовать также и другие формы работы, например, рисование, изготовление кукол, драматизацию, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно использовать сказочную историю Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история нацеливает, что за свое здоровье, жизнь необходимо бороться до последнего, поскольку у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, стоящими на пути. Использование дидактических сказок эффективно во время выполнения учебных заданий, например, малыши в виде дидактических сказочных заданий учатся переписывать заданные на дом математические примеры. В этих сказках решение примера выступает прохождением испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Для того чтобы сказочная история приобрела силу, а также оказала помощь, следует придерживаться определенных правил:

— она должна быть идентичной проблеме малыша, однако не иметь прямого сходства с его историей;

— она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сказочного сюжета должно идти в последовательности: «жили-были» — это начало, далее встреча с ее героями.

Психологам рекомендуют детям 3-х лет делать главных героев из игрушек, животных, маленьких человечков, а начиная с 5-ти лет вводить принцесс, фей, солдат, волшебников, принцев. С 5-ти — 6-ти лет дети предпочитают волшебные истории. В зависимости от решаемых проблем в сказкотерапии используют, как народные русские сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки – это «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки — «Золушка», «Госпожа Метелица», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годэн считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам, переживающих кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется при проблеме инцеста, «Мальчик с пальчик» эффективно применить с брошенными малышами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением. Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей. Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам. Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов. Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

Что же кроет в себе такое интересное понятие — «сказкотерапия»? С малых лет мы привыкли воспринимать чтение сказок как элемент игры, но никак не способ лечения. Но все же, как выяснилось, сказки могут не только многому научить малыша, но и стать «палочкой-выручалочкой» в избавлении от комплексов и решении проблем уже во взрослой жизни.

Главное в статье

Что такое сказкотерапия для детей?

Сказкотерапия используется, чтобы скорректировать модель поведения ребенка или избавить его от существующих фобий с помощью сказок. Существует даже целое направление в психологии, посвященное этой тематике.

Из поколения в поколение родители рассказывали своим детям разнообразные истории и притчи, которые помогали тем формировать свою точку зрения, понять, как отличить добро от зла и позабыть о своих страхах.

Такую методику можно использовать, если ребенок провинился. Критика и физическое наказание не всегда приносят желаемый результат, а вот выдуманная на ходу история, то есть сказка, запомнится положительными или отрицательными персонажами. Тогда кроха сможет подключить логическое мышление и провести параллели между своим, не очень хорошим поступком, и рассказом.

Но современные родители не часто прибегают к такому способу развития малыша, а напрасно. Когда ребенок посвятит вас в интересные моменты своей любимой сказки, подумайте, может именно в ней кроются мечты, предпочтения или страхи любимого чада, это поможет лучше его понять и проникнуться его жизнью.

С возрастом вкусы ребенка меняются, а соответственно и любимые сказки будут другими. Не пропустите эти изменения.


Функции сказкотерапии: кому полезна терапия сказками?

Сказкотерапия используется для работы не только с детьми, но и со взрослыми. Отличие только в том, что с детьми все происходит в игровой форме, а со взрослыми – в проведении беседы, где полно рассуждений. В жизни практически не существует ситуаций, где бы не пригодилась терапия сказками.

Полезные свойства сказкотерапии:

  1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
  2. Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
  3. Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
  4. Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
  5. Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
  6. Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
  7. Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
  8. Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
  9. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.

Методы сказкотерапии

Метод «Сочинение и проговаривание сказки»

Важно именно рассказать сказку, а не прочесть ее. Так устанавливается зрительный контакт и можно следить за изменениями в человеке. Психолог и малыш могут менять содержание сказки, сочиняя дополнительные моменты в ней. Это позволит ребенку проявить свои эмоции наружу.

Допустим, если малыш перебивает педагога, торопиться изменить конец сказки, спешно бормочет слова, взволнован – все эти проявления могут послужить оценкой прохождения ребенком теста, и говорить о неустойчивом состоянии нервной системы.

Метод «Рисование сказки»

После рассказа определенной сказки будет не лишним воплотить ее в рисунке, аппликации, лепке из пластилина. Таким образом, человек выплескивает наружу свои впечатления от прослушанного. Это своего рода избавление от негативных чувств. Не имеет значения, насколько аккуратно выполнена поделка. Если история произвела достаточно сильное влияние, то в работах могут присутствовать темные цвета, изображение чудищ или других ужасающих образов. При этом, если попросить ребенка изобразить эту же сказку повторно, то композиция будет выглядеть уже в более спокойных тонах. Так и проявляется эффективность данного метода.

Метод «Изготовление кукол»

По утверждению психологов, изготовление куклы – это расслабление, своего рода медитация. Она позволяет направить свою энергию на конкретный объект – куклу, и заняться размышлением в процессе рукоделия. Для детей такой метод особенно важен, он развивает мелкую моторику рук.

Метод использования карт «Мастер сказок»

Автором и разработчиком этих карт является сказкотерапевт Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Это колода из 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название и значение, к ним прилагается инструкция по применению.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Этот метод предусматривает проведение диагностики психоэмоционального состояния ребенка с помощью кукол. Родителям можно и не присутствовать на таком занятии.

Метод «Песочная терапия»

Песочная терапия при помощи сказок – это один из интереснейших видов психологического подхода, она помогает визуализировать проблему и с помощью тактильного контакта избавиться от нее. Такая медитация бывает нужна не только ребятне, но и взрослым людям.

Метод «Кататимный подход в сказку»

По этой методике предусматривается несколько фаз. Это процесс «погружения» в сказку, знакомство с героями, обсуждение и «выход» из сказки.

Как применять сказкотерапию: алгоритм действий

Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:

  • Предварительная беседа. Специалист узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
  • Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
  • Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
  • Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, дают задание на дом изобразить рисунок, а на следующем занятии его обсуждают.

Какие сказки подходят для сказкотерапии?

Истории, используемые в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребенок – одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно использовать народные сказки, можно и авторские.

Для маленьких это могут быть такие сказки:

Для взрослых же материал нужно подбирать такой, который избавит от внутреннего смятения и тревоги. Когда будет определено чувство или эмоция, с которыми нужно «бороться», будет подобрана соответствующая литература.

Если после занятия в глубине души появится чувство, что сказанное зацепило «за живое», значит вы на правильном пути, и совсем скоро удастся избавиться от неудач и достигнуть желаемого результата.

Как сочинить сказку для сказкотерапии?

В сказке должны быть прямые намеки на те трудности, с которыми столкнулся малыш, но все должно быть завуалировано.

В вымышленной истории должен присутствовать новый способ решения проблемы, который дитя сможет применить на собственном опыте.

Сюжет должен следовать определенному алгоритму:

Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для более старших ребят – это притчи, легенды, поучительные истории.

И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями, схожими с проблемой ребенка.

Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается, как герои с этим справляются.

Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все преграды.

Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.

Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях, после чего их жизни меняются в лучшую сторону.


Сказкотерапия для дошкольников

Использование сказкотерапии в дошкольном возрасте — самое эффективное, когда можно помочь ребенку правильно сформировать моральные ценности.

Подсказки для достижения положительного результата с малышами:

  • Определите любимое занятие крохи и включите его в процесс лечения.
  • Заинтересуйтесь сказкой сами, тогда у вас получится заинтересовать рассказом ребенка.
  • Излагайте историю эмоционально, читайте выразительно.
  • Исходите из настроя маленького клиента, если он не в духе, то лучше перенести занятие.

Организационные моменты в работе с дошкольниками:

  • Подбирайте материал, который дитя сможет понять в силу своего возраста.
  • Не нагружайте малыша слишком интенсивно, все должно быть в меру.
  • Занятия должны проходить в непринужденной обстановке, не давите на ребенка.
  • Обсудите пройденное, проведите анализ и поинтересуйтесь, все ли понравилось маленькому пациенту.

Книга Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапии

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна – доктор психологии, является автором научных работ, тренингов и проектов в области сказкотерапии. Проводит работы с общественностью в области психологии, принимает активное участие в реабилитации правонарушителей, не достигнувших совершеннолетия. Разработала методики, которые опубликованы в ее книгах о сказкотерапии. Таких книг множество, невозможно выделить какую-то одну. Вот краткий обзор книг Зинкевич – Евстигнеевой Т.Д., посвященных сказкотерапии.

«Практикум по сказкотерапии». В доступной форме описываются разновидности сказок и то, как их можно применить в воспитательной работе с детьми. Рассказывается о том, как сочинять сказки, помогающие скорректировать напряженное поведение ребенка в состоянии стресса.

«Проективная диагностика в сказкотерапии». В книге проводится анализ способности человека к составлению основных видов сказок, которые его касаются. Это научное пособие, помогающее психологу спрогнозировать дальнейший ход проведения занятий с определенным клиентом.

«Тренинг по сказкотерапии». Это комплекс программ, позволяющий закалить в ребенке силу воли, избавить от существующих комплексов, от появившихся проблем. В книге приведены сценарии и примеры занятий.

Именно сказки стали предметом изучения и действенным инструментом в руках известнейших мировых психологов, врачей, педагогов и многих других. Благодаря их многолетним трудам у нас с вами, неопытных родителей, есть уникальная возможность проводить сложные психотерапевтические занятия с ребенком в домашних условиях, не травмируя его психику и не тратя огромного количества денег.

Если вовремя рассказать ребенку правильную сказку, эффект будет таким же, как у взрослого, прошедшего психологическую консультацию у опытного психолога.

Главное отличие состоит лишь в том, что ребенку не придется вслух анализировать и делать соответствующие выводы о том, что происходит в его жизни. У ребенка работа будет проходить на подсознательном уровне, внутри.

Многие уважаемые психологи отмечают огромное значение сказкотерапии, которая является не просто направлением в психотерапии, а результатом синтеза педагогики, психологии, психотерапии и философии многих мировых культур.

Методика сказкотерапии: структурирование сказок по проблемам

Сегодня совершенно не обязательно придумывать отдельные сказки в зависимости от проблем малыша – все они уже существуют, причем в очень удобном для родителей виде.

Все сказки можно структурировать по типу проблем, имеющихся у ребенка:

  • Сказки для работы с детскими страхами (страх медицинского кабинета, страх темноты и прочие страхи).
  • Сказки для работы с гиперактивными детьми.
  • Сказки для работы с проявлением агрессии у детей.
  • Сказки для детей, имеющих расстройство поведения, которое проявляется физически: отсутствие аппетита, энурез (проблемы с мочевым пузырем) и пр.
  • Сказки для работы с детьми, страдающих от проблем в семье (развод родителей, рождение братика/сестрички, мечта о новой семье, где к ребенку, по его мнению, будут лучше относиться).
  • Сказки для работы с детьми, которые потеряли близких людей или любимых домашних питомцев.

Популярные жанры сказок, используемых в методике сказкотерапии

Сказкотерапия – это совершенно не обязательно рассказывание одних лишь сказок. К этому методу лечения относится работа с любыми видами литературных жанров – басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты.

Всегда можно использовать и более современные жанры литературы – фэнтези, детективы, любовные романы и пр. До начала работы следует индивидуально подойти к подбору оптимального жанра для того или иного ребенка или взрослого, который будет интересен.

Главное – не то, в каком виде вы преподнесете мораль (в виде сказки или в виде приключенческой истории о пиратах), а то, насколько действенную метафору вы подберете, потому что именно она должна лежать в основе любой рассказываемой истории и только она будет определять эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом каждый из вышеназванных жанров имеет свою терапевтическую функцию. Остановимся более подробно на двух наиболее действенных жанрах – на сказках и притчах.

Методика сказкотерапии: функция притч и историй

В притче скрыта глубинная философия жизни. В этом типе рассказов мораль не завуалирована, как во многих других, а сформулирована прямо, так что ее не придется искать. Как правило, в одной притче заключен один жизненный урок, не больше.

Этот литературный жанр прекрасно подходит не только при работе с детьми, но и с подростками и даже взрослыми.

Нередко специалисты дополняют этот жанр, рассказывая афоризмы, истории, сказки, метафоры, анекдоты.

Например, истории могут иметь разное воздействие на людей – как терапевтическое, так и воспитательное. В каждой истории заключен смысл, который может быть интерпретирован по-разному – это будет зависеть от образа мышления каждой отдельной личности.

Правильно подобрав притчи и истории, вы поможете ребенку посмотреть на свои проблемы и страхи на оптимальной дистанции, на которой он также сможет увидеть и способы разрешения всех своих проблем.
Кроме того, история хороша тем, что она имеет продолжительное терапевтическое воздействие на человека. Даже после окончания сеанса сказкотерапии история будет иметь свое действие, работать независимо от участия взрослого в лечении.

Методика сказкотерапии: особенности работы с детьми

Задача сказки – помочь ребенку приобрести необходимые знания, которые помогут ему решить его конкретную проблему.

Здесь огромное значение имеет непосредственное общение между ребенком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определенное эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа.

Если вы решили самостоятельно провести сказкотерапию, вы должны соблюдать ряд условий, без чего добиться необходимого эффекта будет крайне сложно:

  • При рассказывании сказки взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.
  • Во время рассказа необходимо расположиться самому таким образом, чтобы ребенок мог наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым.
  • Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы.

Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации . Нужно соблюдать следующие условия :

  • В ситуации должен использоваться принцип «открытости», то есть не должно содержаться готового ответа на решение проблемы.
  • В ситуации должна описываться актуальная проблема ребенка, которая будет зашифрована в сказочной метафоре, в образном ряде сказки.
  • Сама ситуация и вопрос должны быть сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог иметь возможность самостоятельно построить и проследить причинно-следственную связь.

В любом случае, начинать следует с того, чтобы сказка обязательно подходила по возрастному признаку .

Помните о том, что в 2 года ребенок может удержать в памяти лишь самые простые действия сказочных героев, у него только начинает проявляться интерес к сказке как таковой. Прекрасно подходят такие сказки, как «Репка» , «Колобок» , «Теремок» .

Умение четко разделять сказку от действительности появляется у детей лишь к 3,5-4 годам.

Примеры известных сказок для сказкотерапии

В зависимости от детских проблем можно использовать многочисленные сказки, известные нам с самого детства. Это могут быть как русские, так и зарубежные сказки известных авторов или народные сказки.

Для девочек подходят сказки, в которых главный герой – женщина или девочка. Например, «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Госпожа метелица», «Спящая красавица» и др.

Для мальчиков нужно выбирать соответствующие сказки. Несмотря на то, что во многих сказках улавливается женский путь и решение проблемы, действующим лицом должен быть мужчина, например, сказка «Царевна-лягушка» . В некоторых особых случаях используется сказка «Серая шейка» .

Многие психологи сходятся во мнении, что произведения Ш. Перро подходят для конкретных жизненных ситуаций. Например, если ребенок находится в кризисе, можно прочесть ему «Спящую красавицу» . Если ребенок испытывает проблему инцеста, прекрасно подходит сказка «Ослиная шкура» . Брошенным детям может помочь сказка «Мальчик с пальчик» .

Терапевтическое значение могут иметь и такие сказки, как «Баба Яга» , «Волк и семеро козлят» , «Гуси-лебеди» и пр.

Уважаемые родители! Рассказываете ли вы своим детям сказки собственного сочинения? О чем ваши сказки, какие проблемы с их помощью вам удалось решить? Поделитесь опытом и советами для начинающих. Ждем комментариев.