Пракситель - древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
"Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

"Афродита Книдская", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

Пракситель, древнегреческий скульптор

Пракситель (Praxitйles) (около 390 до н. э. - около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор . Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах . Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов (оригиналом является, возможно, группа "Гермес с младенцем Дионисом", около 340 до н. э., Музей , Олимпия). В ранних работах Пракситель следует в основном традициям Поликлета. Впоследствии вырабатывает новый, более утончённый идеал красоты, отвечающий художественным веяниям эпохи. Созданные Праксителем образы богов, стройные и гармоничные по пропорциям, полны мечтательной задумчивости и созерцательности. С помощью виртуозной обработки мрамора скульптор достигает осязаемой чувственности и гибкой пластичности изображений, тончайшей светотеневой игры (мягкое перетекание скульптурной поверхности создаёт, например, в его статуях эффект "влажного взгляда"), К числу нововведений Праксителя относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость ("Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр). Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и

Художник Никий.

Биография

Пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля Кефисодота , родился в Афинах около 390 г. до н. э. Самое позднее упоминание имени Праксителя связано с его работами в Эфесе , которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в Малой Азии появился Александр Македонский .

Есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве Праксителя среди известных нам произведений статую Сатира , наливающего вино. Статуя была сделана из бронзы. К раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи Эрота , выполненные для Феспий и Пария. По мнению большинства исследователей, копией феспийского Эрота является статуя, найденная на Палатине и теперь хранящаяся в Лувре . К скульптуре, сделанной для Пария, возможно, восходит статуя Эрота Боргезе.

Более поздней работой скульптора является статуя Аполлона Сауроктона , выполненная в бронзе.

Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Согласно источникам, к образу Афродиты скульптор обращался несколько раз. Первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для Феспий. Исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в Лувре Афродита из Арля . Богиня изображена полуобнажённой. Какими были две следующие Афродиты, мы не знаем. Известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в Риме , была сделана из бронзы. Наибольшая слава досталась двум последним Афродитам Праксителя - Косской и Книдской. От Косской Афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. Из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.

Оригинал Книдской Афродиты был сделан из мрамора. Составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. На монетах богиня изображена совершенно обнажённой. Её одежда брошена на стоящую слева гидрию . Обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако Пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. Предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.

Развитый стиль Праксителя проявился в статуе Гермеса , вероятный оригинал которой был найден при раскопках в Олимпии в 1877 году. Праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. Найденная статуя Гермеса сделана из мрамора - материала, из которого Пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. По стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м годам IV века до н. э. Статуя изображает остановившегося для отдыха Гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким Дионисом .

К периоду расцвета стиля Праксителя относится оригинал статуи отдыхающего Сатира. Скульптура находилась в Риме. Вероятно, она была сделана из мрамора.

Несколько раз Пракситель изображал Артемиду . В её святилище около города Антикиры находилась созданная Праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. Больше известно о статуе Артемиды Брауронии, помещавшейся в афинском святилище богини. Известна точная дата создания этой скульптуры - 345 год до н. э. Высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в Лувре Артемида из Габий. По времени создания статуя Артемиды Брауронии близка к олимпийскому Гермесу.

Вероятно, к позднему периоду деятельности Праксителя относится третья из созданных им скульптур Артемиды. Эта статуя находилась в святилище Лето, в Мантинее, вместе со статуями Аполлона и Лето. Ни одной копии её до сих пор найти не удалось. Однако удалось найти часть базы этих статуй. На одной из трёх найденных в Мантинее её рельефных плит изображён сидящий Аполлон с лирой, напротив него - Марсий , играющий на флейтах, между ними - скифский раб, готовый покарать Марсия за вызов богу. На каждой из двух других плит изображены по три музы - судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. Предполагается, что рельефы выполнены кем-то из помощников Праксителя по его эскизам.

Источники сообщают, что Праксителем были созданы две портретные статуи гетеры Фрины . Возможное время их создания - между 345 и 338 годами до н. э.­

    Satir-coper-Louvre.jpg

    Сатир, наливающий вино

    Eros - Le Génie Borghèse - MR 140 Ma545.jpg

    Эрот («Гений Боргезе»)

    Artemis Gabii Louvre Ma529 n2.jpg

    Артемида из Габий

    Apollon & Marsyas.jpg

    Аполлон и Марсий на рельефной плите из Мантинеи

    NAMA 3 Muses.jpg

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

    MANA 217 Mantineia base.JPG

    Музы.
    Рельефная плита из Мантинеи

Память

Напишите отзыв о статье "Пракситель"

Примечания

См. также

Литература

  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., «Наука», 1972. - С. 247 - 254.

Ссылки

  • Соколов Г. Искусство Древней Эллады.
  • Ю. Колпинский.
  • // Masterpieces of Greek Sculpture: A Series of Essays on the History of Art By Adolf Furtwängler, Eugenie Strong. - Cambridge University Press, Aug 26, 2010 - Art - 552 pages. - ISBN 978-1-108-01712-1

Отрывок, характеризующий Пракситель

Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Жил в V веке до н.э. в Афинах, где, по всей вероятности и родился. Он был сыном скульптора Кефисопота и отцом двух сыновей Кефисадота и Тимарха, которые тоже были скульпторами.
Павсаний сообщает, что время расцвета творчества Праксителя приходится на время около 340 года до н.э. К середине четвёртого века до н.э. относится и его связь с гетерой Фриной, которая много раз позировала для его работ. Связь Праксителя с Фриной, а также поездка в малую Азию были по видимому, ключевыми событиями в его жизни, поскольку связаны непосредственно и решительным образом с его художественным творчеством. Не исключено, что Фрина была натурщицей для статуй Афродиты.

Творчество Праксителя

Хотя Пракитель известен более своими работами в мраморе, однако с не меньшим успехом он работали в бронзе. Искусству ваяния во мраморе и литью бронзовых статуй, научился у своего отца. При раскраске мрамора он сотрудничал с художником Никием.
Число работ Праксителя, упоминаемое в античных и средневекaных источниках, весьма высоко — около семидесяти. Однако признаны из них с той или иной степенью уверенности только немногие. Оригиналами считаются статуя Гермеса с младенцем Дионисом из Олимпии, найденная в мае 1877 года при раскопках Олимпии, рельефные плиты статуй аполлоновой троицы из Мантинеи и бронзовая статуя эфеба, найденная в море близ Марафона .


Все другие произведения Праксителя дошли до нас в копиях и были признаны, как работы Праксителя на основании главным образом манеры исполнения. Многие произведения Праксителя изображают нимф, менад, кариатид, а другие являются аллегориями, однако большинство-изображения богов. Наиболее значительными произведениями Праксителя являются скульптурная группа Лето, Аполлона и Артемиды в Мантинее, Аполлон Савроктон, Афродита Книдская (Книд — полуостров в малой Азии, Отдыхающий Сатир, Эрот в Феспиях и др.


Пракситель работал во многих городах Греции и Малой Азии, поэтому его произведения оказались разбросаны по всему греческому миру, где вызывали у современников такое сильное восхищение, что иногда оно кажется преувеличенным. Античные писатели превозносят мастерство Праксителя и ставят его рядом с Фидием и Поликлетом, восхищаются тем, как скульптор изображает красоту человеческого тела. Особенно женскую красоту, поэтому праксителевских статуй Афродины и было так много.
Эститический идеал Праксителя юная красота, далекая от всякой порывистой страсти. Праксителя интересовало больше изображение отдельных образов,а не большие композиции. Отрешившись от величественных и впечатляюших традиций фидиевского искусства и «хиазма» Поликлета. Пракситель избегает подчеркивания мышц тела и вводит в греческую скульптуру изображение богов нежным телом, впервые полностью обнажяет Афродиту, изображает Эрота и сатиров как прекрасных меланхолических и мечтательных юношей. Лица Праксителя почти уникальны в греческой скульптуре благодаря отличающим их нежности, мягкости и спокойствия.

Классическую позу атлетического тела, заменяет теперь очень естественная поза тела, которое беззаботно опирается о какой- нибудь предмет, обычно о ствол дерева, подчёркнуто изогнувшись в талии таким образом, что вертикальная ось тела образует в итоге линию «S».
Таким образом, становится создателем изящного художественного стиля, который способен выразить не только совершенство человеческого тела, но также чувство и душевный склад изображённого человека.
Влияние Праксителя на последующих скульпторов было огромно.

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Спиртные напитки в Греции

    Традиционные спиртные напитки – это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

    Как одевались древнегреческие воины

    Моря Греции

    Для многих туристов важны не сами греческие курорты или острова, на которые они планируют отправиться, а моря, омывающие территории зон отдыха. Греция чуть ли не единственная страна, которая богата разными морями, правда, почти все они входят в Средиземное, но имеют свои характерные особенности, и отличительные черты. Основных морей три. Помимо Средиземного, это - Эгейское и Ионическое. Они отмечены на всех картах

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.