За последнюю четверть века волновая активность Чёрного моря выросла на 15 процентов, а максимально возможная высота волн увеличилась с 15 до 20 метров. Впрочем, волны и куда более скромного размаха в прошлом не раз приносили серьёзные беды.

Созданная в 1850 году картина Айвазовского «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I

Унесённые волной

В крымских газетах столетней давности, пожалуй, можно было бы завести отдельную рубрику, посвящённую штормам, ведь сообщения такого рода появлялись там регулярно. Вот, к примеру, лишь несколько подобных новостей 1913 года:
В Балаклаве сильным порывом ветра была оторвана от берега и унесена в море лодка с шестью рыбаками. Все считали несчастных рыбаков погибшими. Однако на днях шедший в Ялту пароход «Гурзуф» заметил близ «Профессорского уголка» лодку со злополучными рыбаками. Несчастные, пробывшие несколько суток в море, находились в ужасном состоянии.
В Евпатории греческий пароход Amphitrita всё ещё продолжает стоять на мели у маяка. Несмотря на выгрузку значительного количества зерна, снятого на несколько парусных судов, и помощь двух буксирных пароходов, гигантское судно не удаётся никак стянуть с косы. Последним непродолжительным штормом его занесло песком фута на три.

В Алуште более чем двухнедельное спокойствие моря нарушилось сильным штормом. С утра уже волны начали заливать Набережную. В вечеру же, вследствие довольно сильного юго-восточного ветра, волнение ещё больше усилилось, и седые гребни громадных морских валов начали перекатываться через казённую пристань.
Жуткие штормы бушевали и в 1907, и в 1909, и в 1912 годах. Особенно свирепым море было зимой 1911 года. Тогда пресса сообщала, что «кроме пароходов «Штурман» и «Эльфтонис», на Чёрном море во время последних штормов погибли ещё 2 греческих парохода, 15 судов потерпели аварию».

К слову

Ударная сила

Даже небольшие черноморские волны могут обладать огромной ударной силой: во время шторма 19 января 1931 года на Южном берегу Крыма, близ Симеиза, скала Монах была разбита волнами на три куска.

Нечеловеческие жертвы

Жертвами штормов становились не только люди. Так, зимой 1907 года свирепствовавшим несколько дней штормом были «уничтожены сивашские сооружения, где добывается и выволакивается соль; работы приостановлены, образовался большой контингент безработных, солепромышленники терпят убытки».

Зимой 1914-го в Евпатории «пристань получила серьёзные повреждения вследствие наскочившей на неё во время шторма с необыкновенной силой баржи, на которой обычно выгружаются с пароходов грузы. Ремонт пристани обойдётся в 600 руб.».


В Севастополе зимой 1911-го из-за сильного шторма в окнах аквариума были полностью выбиты стёкла, и некоторые его обитатели замерзли, хотя их и отогревали буржуйками. Ещё один мощный шторм обрушился на аквариум уже в 2007-м. Тогда набережная оказалась разбита вплоть до стен аквариума, и под одной из них образовалась промоина глубиной почти метр. Камнями выбило одно из окон в помещении для сотрудников аквариума, всё было обесточено, компрессоры для подачи воздуха не работали, один из залов аквариума залило морской водой. К счастью, большинство обитателей аквариума не пострадало, хотя две тропические рыбы всё же погибли.

Жертвой шторма (и человеческой глупости) в 1967-м стала коктебельская набережная. После того как в начале 1960-х с восточной части коктебельского пляжа для строительных нужд было вывезено около полутора миллионов тонн песка, баланс между морем и сушей нарушился – море начало разрушать берег, бетонную набережную, валить стоящие на ней фонари. Ну а после зимнего шторма в 1967-м произошёл полный размыв пляжа (чтобы укрепить берег, его пришлось засыпать завезённым строительным щебнем).

Как в кино

Обледеневший пароход

Газетное сообщение о пароходе, попавшем в шторм в декабре 1902 года, сегодня читается, как сценарий остросюжетного зрелищного фильма: «Вышедший из Ялты пароход русского общества пароходства и торговли «Великий Князь Алексей», застигнутый в море сильным штормом, два дня находился в неизвестности; лишь после отчаянной борьбы с яростной стихией пароход достиг Севастополя, превратившись в сплошную глыбу льда. Пассажиры переживали крайне тревожное состояние и, входя в Севастополь, со слезами на глазах крестились и благодарили Бога, отвратившего явную для жизни опасность».

Татьяна Шевченко, «

Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с опаской и тревогой смотрит на разгул стихии. Айвазовский на своем полотне «Буря» изобразил нам бурю, шторм, которые мучают бедный кораблик.

Картина написана в темно-синих и серых тонах, которые показывают всю трагичность ситуации. Обилие серых тонов с проблесками синевы показывает, что буря обосновалась надолго. Кораблик на фоне таких туч и волн кажется беззащитным и крошечным, поэтому ему никак нельзя совладать со стихией. Немного в стороне мы видим скалы, на которые и наткнулось судно, а люди успели забраться на камни. К сожалению, никто не знает, сколько продлиться буря, поэтому судьба людей еще неизвестна.

Над кораблем упорно кружат чайки, которые слышат добычу и надеются неплохо поживиться во время бури. Немного поодаль виднеется легкая тень от другого корабля, который тоже старается противостоять стихии. На заднем плане сквозь тучи и волны проступают очертания большого города, но до него еще нужно добраться.

Картина производит сильное впечатление, которое надолго останется со мной. Айвазовский показал нам, что со стихией бороться бесполезно. К сожалению, от капризов природы порою не могут нас защитить ни высотные здания, ни крепкие стены. В такой ситуации человек может только дожидаться, когда буря утихнет.

Похожие материалы:

Сочинение

Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с опаской и тревогой смотрит на разгул стихии. Айвазовский на своем полотне «Буря» изобразил нам бурю, шторм, которые мучают бедный кораблик.

Картина написана в темно-синих и серых тонах, которые показывают всю трагичность ситуации. Обилие серых тонов с проблесками синевы показывает, что буря обосновалась надолго. Кораблик на фоне таких туч и волн кажется беззащитным и крошечным, поэтому ему никак нельзя совладать со стихией. Немного в стороне мы видим скалы, на которые и наткнулось судно, а люди успели забраться на камни. К сожалению, никто не знает, сколько продлиться буря, поэтому судьба людей еще неизвестна.

Над кораблем упорно кружат чайки, которые слышат добычу и надеются неплохо поживиться во время бури. Немного поодаль виднеется легкая тень от другого корабля, который тоже старается противостоять стихии. На заднем плане сквозь тучи и волны проступают очертания большого города, но до него еще нужно добраться.

Картина производит сильное впечатление, которое надолго останется со мной. Айвазовский показал нам, что со стихией бороться бесполезно. К сожалению, от капризов природы порою не могут нас защитить ни высотные здания, ни крепкие стены. В такой ситуации человек может только дожидаться, когда буря утихнет.


Сочинение по картине Айвазовского "Буря на Черном море"


Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с опаской и тревогой смотрит на разгул стихии. Айвазовский на своем полотне "Буря" изобразил нам бурю, шторм, которые мучают бедный кораблик.
Картина написана в темно-синих и серых тонах, которые показывают всю трагичность ситуации. Обилие серых тонов с проблесками синевы показывает, что буря обосновалась надолго. Кораблик на фоне таких туч и волн кажется беззащитным и крошечным, поэтому ему никак нельзя совладать со стихией. Немного в стороне мы видим скалы, на которые и наткнулось судно, а люди успели забраться на камни. К сожалению, никто не знает, сколько продлиться буря, поэтому судьба людей еще неизвестна.
Над кораблем упорно кружат чайки, которые слышат добычу и надеются неплохо поживиться во время бури. Немного поодаль виднеется легкая тень от другого корабля, который тоже старается противостоять стихии. На заднем плане сквозь тучи и волны проступают очертания большого города, но до него еще нужно добраться.
Картина производит сильное впечатление, которое надолго останется со мной. Айвазовский показал нам, что со стихией бороться бесполезно. К сожалению, от капризов природы порою не могут нас защитить ни высотные здания, ни крепкие стены. В такой ситуации человек может только дожидаться, когда буря утихнет.

Сочинение по картине И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".
Полотно "Буря на Черном море"; является истинным доказательством таланта Ивана Константиновича Айвазовского. На картине художник изобразил разгул стихии, уносящей жизни людей, стихии тревожной и пугающей для ее зрителя. Айвазовский написал маленький кораблик, тонущий в пучине волн.
"Буря на Черном море"; написана в темных тонах: синем, сером, зеленом. Художник не зря выбрал именно такую гамму. Эти цвета передают трагичное, безысходное положение матросов. Обилие серых и синих красок показывают, что буря ещё не скоро кончится.
Кораблик под тяжестью серых туч представляется совсем маленьким и беззащитным, ему уже не справиться с бушующими волнами. Справа на картине написаны скалы, о которые потерпел крушение корабль. На больших камнях люди, которые успели выплыть. Их судьба неизвестна, так как буря может продлиться ещё долго.
Возвышаясь над тем, что осталось от некогда большого корабля, кружит стая чаек. Утопающие люди привлекают их своими криками. Чайки летают над ними в предвкушении легкой добычи. Вдалеке виднеется слабый силуэт другого корабля. Ему также не повезло попасть в бурю, но корабль держится из последних сил, пытаясь остаться на плаву.
На заднем плане, совсем далеко, видны очертания большого города. Он может стать спасением для несчастных людей, но матросам нужно добраться до него, а бушующая буря отрезала им путь к городу. Кругом только бесконечное небо и море. Картина впечатляет своим простором. Серые небеса становятся продолжением бездонного моря.
Картина "Буря на Черном море"; безусловно, производит неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего её впервые. Чувства и переживания, испытанные при взгляде на картину, остаются с человеком на всю его жизнь.
Художник, мастер своего дела, показал зрителям, что стихия всегда сильнее человека. К несчастью, от бушующих сил природы не могут защитить ни новые технологии, ни самые крепкие стены, выстроенные с помощью лучшей техники. В ситуациях, когда человека настигает буря, его единственной надеждой остается время, ожидание спасения. Всем нам нужно помнить о силе стихии.

Описание картины И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".
Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире. Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением уловить изменчивый, капризный характер морской стихии.
Творчество Айвазовского отличается чувством грандиозного, величественного, чарующего. Всю свою жизнь художник посвятил созданию произведений, воспевающих мощь и величие, могучую силу моря. Своеобразие его стиля заключалось в способности в романтическое манере изобразить необъятные морские просторы, буйство огненных закатов, неповторимую красоту лунного света, играющего переливами на волнах.
В 1881 году мастер написал одно из самых значительных своих полотен - полную величия и силы картину " Черное море". Произведение довольно простое по сюжету и в то же время действительно неповторимое по силе и выразительности чувств. Крамской с огромным восторгом писал о "Черном море" Айвазовского: "Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю." Первоначальное название картины - "На Черном море начинает разыгрываться буря". Но это название не могло удовлетворить ее создателя, так как говорило только о состоянии природы. А художник вкладывал в свое произведение более глубокий смысл - он стремился (и ему это удалось) создать многогранный, величественный образ Черного моря.
Художник всегда ощущал морскую стихию в тесной связи с жизнью людей. Потому на многих своих полотнах ("Чесменский бой", "Наваринский бой", "Синопский бой", "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами" и многих других) он часто изображал выдающиеся морские сражения, воспевал героизм и мужество моряков. На картине "Черное море" море изображено в сумрачный, серый, ветреный день. Все небо затянули тяжелые облака. Они низко нависают над морским простором, как будто небо хочет поспорить и помериться силами с морской стихией. А от самого горизонта мчатся, набирая силу и мощь, быстрые волны. Они движутся одна за другой и своим мерным чередованием придают всей картине особый, величественный строй, говоря о том, что море готово принять вызов неба. Вот-вот грянет буря и две мощные силы столкнутся в равном бою! Небо и волны уже готовы слиться в этой свирепой битве.
Мы словно ощущаем порывы стремительного ветра, налетающие с моря. Но легкие лучи солнца, беспощадно закрытого неприступными тучами, кое-где бросают блики на гребни высоких волн. И где-то вдалеке горит яркая полоска, в которой, еле уловимой точкой, виднеется одинокий парус. И тут же приходят на ум знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.." Да и общая атмосфера картины перекликается с мятежным духом стихотворения великого русского поэта. Какие страсти кипели в душе художника? Какие чувства вызывало бушующее море в его сердце? Восторг и преклонение перед этой непобедимой силой? Тревожное ощущение неминуемой бури? Или ожидание этой бури?
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
Суровой простоте и величественной красоте содержания картины Айвазовского полностью отвечает цветовая гамма, построенная на сочетании теплых серовато-лиловых тонов неба и глубокого, зеленовато-синего цвета воды. Художник пользуется тонкими нюансами светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света.
Картина "Черное море", как и многие другие произведения Айвазовского, свидетельствует о том, что художник умел видеть красоту близкой ему стихии не только в эффектных ее проявлениях, когда она бросала вызов мужеству и стойкости людей (" Буря у мыса Айя ", "Радуга", "Кораблекрушение", "Девятый вал"), но и в строгом ритме ее движения, в ее скрытой, потенциальной мощи. С особой изобразительной яркостью и художественной правдой мастер сумел передать в своей картине мерное чередование черноморских волн и сообщить ему неотъемлемое от этого образа впечатление, ассоциирующееся с музыкальным ритмом.
Значение творчества И. К. Айвазовского трудно переоценить. Его насыщенные, эмоциональные, по-настоящему живые картины многим из нас помогают глубже почувствовать море, помогают узнать и полюбить эту могучую стихию, учат глубже познавать природу.

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Буря на Чёрном море»

Выдающийся русский художник-маринист Иван (Ованес) Константинович Айвазовский создал мно­жество картин, на которых изображено море. Все произведения великого художника завораживают, за­ставляют забыть обо всём, проникнуться величием и силой грозной морской стихии.

Картина «Буря на Чёрном море» была создана в 1873 году. Мы видим страшный шторм. Огромные волны, грозовое небо, затянутое тучами. Морская стихия не на шутку разыгралась. И от этого становится страшно. Невольно задумываешься, насколько безза­щитен человек перед силой грозной стихии. Главной темой картины является разыгравшаяся стихия.

Мы видим корабль, который гибнет в волнах. И это только усиливает впечатление от ярости стихии, её натиска. Каждая деталь картины подчинена основному замыслу художника. Человек бессилен перед неисто­вой стихией. Люди совершенно беспомощны в море, у них практически нет шансов, чтобы спастись. Вот-вот корабль скроется в пучине волн. При взгляде на картину создаётся впечатление, будто отчётливо слы­шен гул ветра. Айвазовский был очень убедителен, когда показывал столь драматическую сцену.

Трагизм художнику удалось подчеркнуть мрачны­ми тонами - серыми, чёрными, синими, зелёными. Такие цвета как нельзя лучше символизируют бурю. На фоне огромных волн корабль кажется таким ма­леньким, хрупким. Творение человеческих рук никак не может соперничать с силой природы. Где-то далеко виднеется город. Он стал бы спасением для людей. Но добраться до города нет никакой возможности.

Мрачное небо кажется продолжением моря. Море и небо словно слились воедино. И от этого карти­на кажется ещё более страшной и величественной одновременно.

Картина «Буря на Чёрном море» не может оста­вить зрителя равнодушным. Айвазовскому было свой­ственно создавать удивительно реалистичные и од­новременно романтичные произведения. Необъятные морские просторы на его полотнах приобретают осо­бый характер. Море может быть спокойным, мирным и безмятежным или, наоборот, грозным, суровым, безжалостным.

Картина «Буря на чёрном море» поистине гран­диозна. Сила и мощь природы противопоставляется слабости и уязвимости человеческой жизни. На мой взгляд, в картине есть мистическая составляющая. Море кажется разумным существом, которое по какой- то причине возненавидело людей на корабле, хочет их уничтожить. Силы людей и моря неравны. Поэтому люди обречены на неминуемую гибель.