Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, во время Первой мировой войны, к которой писатель относился крайне негативно. В этом рассказе отразился трагизм жизни и отчаяние автора, который не в силах был что-либо изменить. Бунин не приемлет тот мир, в котором живет, и дает в рассказе почувствовать резкую отрицательную характеристику современной ему цивилизации.

В рассказе автор использует интересные приемы обобщения и осуждения социального зла, воплотившегося в образе главного персонажа, в нем высвечены те черты личности, которые типичны для людей, особенно состоятельных. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») наряду с философской линией разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида - полулегендарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути. Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке. В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил. Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. В скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений в рассказе мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды. Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Жена господина из Сан-Франциско была потрясена случившимся, но, скорее, внезапностью его, чем самим фактом. Обе женщины - и жена и дочь господина провели ночь после его смерти в слезах, но нельзя сказать, что потеряв своего господина, его семья потеряла смысл жизни. Являясь частью того высшего общества, подноготную которого обнажает Бунин в своем рассказе, можно говорить о том, что семья из Сан-Франциско в большей степени сожалела лишь о том, что закрылся бесперебойный источник материальных благ для них. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом. Богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности. Гроб в трюме в финале рассказа является своеобразным приговором безумно веселящемуся обществу, напоминанием о том, что и богатые люди, стоящие «на вершине мира» отнюдь не всесильны, далеко не всегда определяют свою судьбу и являются никчемными перед высшими силами. «Господин из Сан-Франциско» повествует о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензиях на господство в этом мире, о непознаваемости Вселенной и цивилизации, которая неизбежно движется к собственному финалу, о котором никогда не стоит забывать. И движется корабль нашей цивилизации, руководимый гордым сознанием своей человеческой избранности, к самонадеянно поставленной мечте, а в ушах все отчетливее предупреждающий свист сирены: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».

Иван Алексеевич Бунин - замечательный писатель, создающий в своих произведениях тонкие психологические характеристики, умеющий детально вылепить персонаж или окружающую обстановку.

Его проза имеет несколько отличительных черт. При несложном сюжете поражает богатство мыслей, образов и символики, которые присущи художнику.
В своем повествовании Бунин несуетлив, обстоятелен и лаконичен. И если Чехова называют мастером детали, то Бунина можно назвать мастером символа. Этим искусством превращать незаметную деталь в кричащую характеристику Бунин владел в совершенстве. Кажется, весь окружающий мир вмещается в его небольшие по объёму произведения. Это происходит благодаря образному и четкому слогу писателя, тем типизациям, которые он создаёт в своём произведении.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» не служит исключением, в нем писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие цену личности («Смерть Ивана Ильича»). Наряду с философской линией в рассказе разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

По свидетельству жены писателя В.Н. Муромцевой-Буниной, одним из биографических источников мог быть спор, в котором Бунин возражал своему попутчику, утверждая, что если разрезать пароход вертикально, то мы увидим, как одни отдыхают, а другие работают, черные от угля. Однако мышление писателя намного шире: социальное неравенство для него есть лишь следствие гораздо более глубоких и гораздо менее прозрачных причин. При этом все же глубина бунинской прозы во многом достигается и содержательной стороной.

Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида – полулеген-дарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути.

Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Следует отметить, что эта проблема осмыслялась на протяжении всего творчества, назначение этого «проклятого вопроса» особо понималось писателем.

По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, ко-торому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке.

В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил: «До 58 лет его жизнь была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги».

Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, «где одни с азартом придаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые – голубям, которые очень красиво взвиваются из над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тот час стукаются комочками о землю…».
В данном скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды.

Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом.

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности.
Возвращение господина в трюме корабля подчеркивает истинное положение вещей. Прием противопоставления в описании жизни «вещной» и вечной, любовная линия в повествовании о дочери господина – все это вскрывает проблему цивилизации и места человека в ней, которая так и не находит разрешения.

Хозяином земного мира остался Дьявол, следящий с «каменистых ворот двух миров» за деяниями нового человека со старым сердцем. Проблема человека и цивилизации в рас-сказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» приобретает социально-философское звучание.


БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33»

Г. НАЗЫВАЕВСКА

по литературе

«Осуждение бездуховности существования в рассказе

«Господин из Сан - Франциско»

Подготовила,

г. Называевск

Конспект урока литературы

Тема урока: Слайд 1

осуждение бездуховности существования в рассказе и. а.бунина «Господин из Сан – франциско»

Цель:

Обучающие цели:

· проанализировать текст, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа “Господин из Сан-Франциско”;

Развивающие цели:

· развитие речи обучающихся через устное высказывание, творческое задание;

· формирование умений применять полученные знания на практике.

Воспитательные цели:

· формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям в обществе.

Задачи:

· Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.

· Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа “Господин из Сан-Франциско”.

· Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: презентация, тексты художественного произведения

И. А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

1. Оргмомент (Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы.)

2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):

На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.

Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.

Обучающиеся:

Преподаватель литературы: Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».

3. Новый учебный материал

Учитель литературы:

Весной 1910г. посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь - полгода на Капри, с декабря 1913г. (или - география путешествий временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри.)

Слайд 2

https://pandia.ru/text/79/292/images/image002_197.gif" width="322" height="243 src=">

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?

Слайд 4 (связь с историей)

color:black">Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира.

Слайд 6

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая , неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Слайд 7 (связь с обществознанием)

DIV_ADBLOCK28">

Слайд 8

(Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся.) Проверка правильности по слайду №8. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.

Слайд 9

DIV_ADBLOCK29">

Сообщение обучающейся, которая провела исследование (или обобщение) материала

Предполагаемый ответ обучающейся:

n Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).

n Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души.

n Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации.

n Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.

n Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе.

n Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.

n Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.

n Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.

n Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.

n Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования.

Преподаватель литературы:

Анализ рассказа.

- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? (Могут быть как собственные выводы, так и подтверждение текстом произведения)

Предполагаемые ответы обучающихся:

1) На верхних этажах корабля, похожего « на громадный отель со всеми удобствами»: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, с винными погребами – размеренно, праздно протекает жизнь богатых, достигших полного благополучия.

Пассажиры корабля представляют безымянные сливки общества: « Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, … был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюблённая пара, … и наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито...». Здесь всё предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Кругом царит роскошь, уют и спокойствие.

Слайд 11

Предполагаемый ответ обучающегося:

Чтение текста художественного произведения

2). Предложение: «…жизнь на нём протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном ; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, ещё более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая; в пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его…»

Какой вывод можно сделать, судя по данному предложению?

Предполагаемый ответ обучающегося: здесь автор ещё раз подчёркивает обезличенность, тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально, и кажется, нужно только для очередного возбуждения аппетита. Они не слышат даже злобного воя сирены, его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнасти­ку, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чаяТакой же распорядок дня и в Неаполе. И главная цель всего существования, венец его – опять обед в празднично залитой огнями зале.

Преподаватель (если обуч-ся не скажут): Замкнутый круг: еда и сон .

Преподаватель литературы:

В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:

Что значит человек,

Когда его заветные желанья –

Еда и сон? Животное - и всё.

Наверно, тот, кто со­здал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”

Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.

Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.

Слайд 12.

Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».

Преподаватель: Какой мотив начинает звучать в этих строках?

(-В этих строках звучит мотив гибели.)

Слайд 13

Преподаватель литературы:

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намёк на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого «сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно натянута». И сирена на корабле захлёбывается в «смертной тоске», суля недоброе, музеи «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …

- Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.

(Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;

2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;

3 Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;

4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.

5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.)

Преподаватель литературы:

И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.

За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно.

Слайд 14

Какое впечатление на вас произвела смерть господина из Сан-Франциско?

1). - Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.

2). Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.

3). Жизнь продолжалась, про него забыли.

4). В этом обществе вас помнят, пока вы живы и богаты.

Преподаватель:

Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии . Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Задание: Устная работа обучающихся. (Варианты ответов)

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Преподаватель: (Рефлексия)

Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

(Ответы обучающихся.)

Слайд 14

Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Оценивание.

Домашнее задание

Творческое задание:

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. (.)

Список источников информации

1.www. *****

2. www. *****

3. *****

4. www. *****

5. *****

6. uzverkms.

7. www. *****

8. nnm. me

9. *****

11. lib. *****

12.

13. www. *****

14. www. *****

15. vipbook. info

16. alindomik.

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина.

Методические приемы : аналитическое чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. И. А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 - весной 1911 гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол»(1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Повесть «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности («Поликушка», 1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей, «кого некогда взял себе за образец».

I I . Беседа по рассказу

Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

(Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 19I2 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода,- символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего... на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско- олицетворение человека буржуазной цивилизации.)

Чтобы яснее представить характер соотношения «Атлантиды» и океана, можно применить «кинематографический» прием: «камера» сначала скользит по этажам корабля, демонстрируя богатое убранство, детали, подчеркивающие роскошь, основательность, надежность «Атлантиды», а затем постепенно «отплывает», показывая громадность корабля в целом; двигаясь далее, «камера» все удаляется от парохода до тех пор, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане, заполняющем все пространство. (Вспомним завершающую сцену кинофильма «Солярис», где, казалось бы, обретенный отчий дом оказывается лишь воображаемым, данным герою силой Океана. Если есть возможность, можно показать эти кадры в классе).

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

(Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе знаменитой «Атлантиде». Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Она предстает обществом, разделенным на верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше - «великое множество» - тех, кто работает на них «в поварских, судомойнях» и в «подводной утробе» - у «исполинских топок».)

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

(Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, непосильное напряжение»; «сияние... чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах» и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.)

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

(Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили... с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».)

Почему главный герой лишен имени?

(Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждал его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: « Go away ! Via !». («Прочь!»).)

(Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова», сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.)

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

(«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть...». «Умерший», «покойный», «мертвый» - так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.)

Как показано общество в рассказе?

(Пароход - последнее слово техники - является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы - слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия». Эта жизнь обозначается длиннейшим неопределенно-личным предложением, занимающим почти страницу: «вставали рано, ... пили кофе, шоколад, какао, ... садились в ванны, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку...». Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель,- его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра».

Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, ... был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара...» Пара изображала влюбленность, была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рой, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.

«Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Отметим тревожный колорит и угрожающую звукопись этого описания.)

Как решается конфликт между человеком и природой?

(Общество лишь похоже на отлаженную машину. Природа, кажущаяся древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и... любовью молоденьких неаполитанок», напоминает об иллюзорности жизни в «отеле». Он «громадный», но вокруг него - «водяная пустыня» океана и «облачное небо». Извечный страх человека перед стихией заглушен звуками «струнного оркестра». О нем напоминает «поминутно взывающая» из ада, стонущая «в смертной тоске» и «неистовой злобе» сирена, но ее слышат «немногие». Все остальные верят в незыблемость своего существования, охраняемого «языческим идолом» - командиром корабля. Конкретность описания сочетается с символикой, что позволяет подчеркнуть философский характер конфликта. Социальный разрыв между богатыми и бедными - ничто по сравнению с той пропастью, что отделяет человека от природы и жизнь от небытия.)

Какова роль эпизодических героев рассказа - Лоренцо и абруццских горцев?

(Эти герои появляются в конце рассказа и никак не связаны с его действием. Лоренцо - «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам. «С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццские горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем...» Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены «прекрасному струнному оркестру» парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской…». Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».)

Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

(Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» - разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.)

III. Слово учителя

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

I V . Анализ композиции и конфликта рассказа

Материал для учителя

Композиция повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести - посещение «Старого Света» - помимо конкретного, имеет и обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире. Приезд героев в Неаполь, на Капри открывает возможность для включения в текст авторских описаний «чудесной», «радостной, прекрасной, солнечной» страны, красоту которой «бессильно выразить человеческое слово», и философских отступлений, обусловленных итальянскими впечатлениями.

Кульминацией является сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» но мере «нижнего коридора».

Это событие только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие» («не будь в читальне немца», вырвавшегося оттуда «с криком», хозяину удалось бы «успокоить… поспешными заверениями, что это так, пустяк...»). Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», безумное существование, быстро возвращаясь к миру и покою». Их не может пробудить к жизни не только пример одного из их современников, но даже воспоминание о том, что случилось «две тысячи лет назад» во времена жившего «на одном из самых крутых подъемов» Капри Тиберия, бывшего римским императором при жизни Иисуса Христа.

Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обреченное на «тяжкий» путь преодоления «мрака, океана, вьюги», замкнутое в «адской» общественной машине, человечество подавлено условиями своей земной жизни. Только наивным и простым, как дети, доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям». В повести возникает образ «двух абруццских горцев», обнажающих головы перед гипсовой статуей «не порочной заступницы всех страждущих», вспоминая о «благословенном сыне ее», принесшем в «злой» мир «прекрасное» начало добра. Хозяином земного мира остался дьявол, следящий «с каменистых ворот двух миров» за деяниями «Нового Человека со старым сердцем». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало,- это вопрос, на который повесть дает «подавляющий… душу» ответ. Но развязка становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о Человеке, чья «гордыня» превращает его в третью силу мира. Символом этого является путь корабля сквозь время и стихии: «Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».

Художественное своеобразие повести связано с переплетением эпического и лирического начал. С одной стороны, в полном соответствии с реалистическими принципами изображения героя в его взаимосвязях со средой на основе социально-бытовой конкретики создается тип, реминисцентным фоном для которого, в первую очередь, являются образы «мертвых душ» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души», 1842), При этом так же, как у Гоголя, благодаря авторской оценке, выраженной в лирических отступлениях, происходит углубление проблематики, конфликт при обретает философский характер.

2. Подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой и языковыми и образными особенностями.

Дополнительный материал для учителя 1

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть предельно эстетизирована, живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются и садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». (Для Бунина вообще характерна эстетизация вещей обычно неприглядных, которые должны скорее пугать, чем привлекать наблюдателя, - ну кто, кроме него, мог написать о «чуть припудренных нежнейших розовых прыщиках возле губ и между лопаток» у дочери господина из Сан-Франциско, сравнить белки глаз негров с «облупленными крутыми яйцами» или назвать молодого человека в узком фраке с длинными фалдами «красавцем, похожим на огромную пиявку!») Затем намек на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого, однако, «сквозили, как у мертвого», а кожа на лица была «точно натянута». И си на корабле захлебывается в «смертной тоске», суля недоброе, и музеи холодны и «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

  • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

Учитель обществознания:

Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Учитель литературы:

Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1916г.).

Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию

Учитель обществознания:

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

Учитель литературы.

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

  • “Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.
  • “Нет имени у господина” - олицетворение человека буржуазной цивилизации
  • “Океан, ходивший за стенами” парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
  • “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. (слайд на доске)

Анализ рассказа.

Обратимся к содержанию рассказа.

Прослушайте отрывок из произведения “Господин из Сан-Франциско”.

А.Бунин “Господин из Сан-Франциско” (презентация, слайд 6)

Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто - “господин”. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”)

Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”, “золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цель-стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась. Но он не стал от этого счастливее).

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым).

Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный рай, залитый теплом и музыкой)

Учитель обществознания:

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Творческое задание.

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. Л.Н.Толстой.