Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Год издания книги: 1930

Книга «Петр Первый» Толстого впервые увидела свет в 1930 году. Над произведением писатель работал на протяжении шестнадцати лет, однако закончить его так и не успел. По мотивам романа «Петр Первый» Толстого было снято несколько художественных фильмов. Последний из них вышел на экраны в 1980 под названием «В начале славных дел».

Романа «Петр Первый» краткое содержание

В избе у крепостных Бровкиных холодно и дымно. Дети слезают с печи, чтобы провести отца в дорогу. Ивашка Бровкин направляется в Москву по делам. Всю дорогу он рассуждал о том, насколько тяжела жизнь у простого мужика. Уже много лет его семья едва сводит концы с концами. Из-за этого он вынужден был отдать своего сына Алешку в кабалу к боярину Василию Волкову. Так ехал Иван и думал о своем горе. По дороге он встретил Цыгана и одного из крепостных Волкова. Вместе они продолжили путь в поместье боярина. Приехав туда, они узнали, что на следующий день им предстоит отвезти в Москву ратников. Тут же Ивашка видит сына Алешку. Он просит его выполнить поручение Волкова, поскольку сам хочет немного отдохнуть с дороги.

Алешка соглашается и утром снаряжает коня в поездку. Не без труда ему удалось все-таки добраться до площади, на которой происходил смотр ратников. Поскольку возвращение домой в ближайшее время не предвиделось, мальчик решил купить себе немного еды. За то время, что он отлучился, у него украли коня и сбрую. Цыган сказал, что отец мальчика будет недоволен тем, что произошло. Он предложил Алешке отправиться к Даниле Меншикову и одолжить у него хотя бы коня для того, чтобы можно было вернуться домой. Мальчик пошел по указанному адресу, однако до вечера так и не вернулся.

Тем временем, как подтверждается в , умирает царь Федор Алексеевич. Подле него находится его молодая супруга – семнадцатилетняя Марфа Матвеевна. Недолго ей судилось быть царицей – в царскую семью ее приняли около двух месяцев назад. В той же комнате, что и Федор Алексеевич, находились все члены его семьи. Перед ними встал сложный выбор – кого же назначить царем. На тот момент существовало всего два претендента на эту роль – Петр и Иван. Многих смущало то, что оба они были еще маленькими мальчиками, не способными держать в своих руках власть. Но выбор сделать нужно. После переговоров было решено выбрать Петра, поскольку Иван был хилым, а государству нужен сильный правитель. После того, как царь умер, к толпе, стоявшей у дворца, вышел патриарх. Он спросил, кого люди видят новым государем и народ единогласно крикнул, что Петра.

Далее в романе Толстого «Петр Первый» читать можем о том, как Алешка нашел-таки дом Данилы, но застал мужчину за ссорой с сыном. Меншиков прогнал незнакомого мальчика и вернулся в дом. Позже маленький Бровкин знакомится с сыном Степана по имени Алексашка. Тот рассказывает Алешке, что его мама умерла, а отец постоянно его бьет. Мальчики решают сбежать вместе. Они разрабатывают план, по которому этой ночью должны будут покинуть дом Степана. Утром они выбрались в город. Мальчики были голодны, поэтому Алексашке пришлось просить милостыню у незнакомой женщины.

Через некоторое время они увидели избитого мужчину. Он не мог шевелиться и плакал прямо посреди улицы. Мальчишки предложили ему свою помощь. Они взяли незнакомца под руки и проводили до его дома. По дороге они узнали, что избитого зовут Федя Заяц. Он торгует пирожками на площади. Мужчина хотел как-нибудь отблагодарить мальчиков за помощь. Тогда Алексашка попросился заночевать у Феди. На утро Заяц понял, что из-за сломанных ребер он не сможет выйти на улицу. Он сказал Алексашке, что тот может продавать пирожки вместо него. Мальчик согласился. Он настолько быстро смог сбыть весь товар, что Федя нарадоваться не мог его работой.

Так они прожили несколько месяцев. Алексашку и Алешку все устраивало: их кормили, поили и не били. Правда чуть позже произошла ситуация, которая в корне поменяла отношения мальчишек к Феде. Подозревая детей в воровстве денег, Заяц замахнулся на Алексашку. Вечером мальчик сказал другу, что хочет сбежать отсюда. Они решили, что как только завтра продадут все пирожки, заберут выручку и убегут.

Далее в романе «Петр Первый» Алексея Толстого читать можем, что царевна Софья, которая временно правит государством до совершеннолетия Петра, влюбляется в боярина Василия Голицына. В то же время она узнает, что представитель наследника Матвеев хочет подавить бунт стрельцов и посадить на трон мать Петра до его совершеннолетия. Также он грозится убить Голицына. Софья решает бороться до конца. Она обещает стрельцам повышение и хорошее жалованье, если они помогут ей занять престол. Они приняли ее предложение и за недолгое время смогли изгнать нескольких бояр и князей. Им дали денег, еды, а самое главное – пообещали отменить смертную казнь за бунт. Однако средства закончились и все вернулось на свои места.

Позже стрельцы пришли к царевне Софье за помощью, но девушка не приняла их просьбу. Тогда разъяренные мужчины стали крушить все на своем пути – дома, кабаки, магазины. Несколько месяцев, как в , продолжался бунт, и в конце стрельцы не придумали ничего лучше, чем убить царевну и двоих царевичей – Петра и Ивана. Но все они уже спрятались по разным городам. В конце, чтобы подавить восстание, было принято решение вернуть смертную казнь.

Алексашка и Алешка жили свободно, а потому счастливо. Хоть бывали дни, когда одному из них приходилось надевать рваную одежду и идти просить милостыню по улицам. Иногда местные жители разрешали им переночевать в своих домах. Однажды они увидели мальчика, который сидел возле реки. Они познакомились и поняли, что перед ними наследник Петр. Тогда Алексашка показал новому знакомому фокус. Его суть заключалась в том, что мальчик протащит сквозь щеку иглу, не пролив ни капли крови, взамен на деньги. Петр согласился, даже попросил научить его делать так же. После этого мальчики распрощались.

Как-то раз Алексашка увидел своего отца. Тот начал гнаться за ним, грозясь побить. Мальчик успел запрыгнуть на какую-то карету и уехал прочь. Уже позже он выяснил, что повозка принадлежит немцу Лефорту. Когда мужчина увидел Алексашку, мальчик попросился к нему на работу. Недолго думав, Лефорт согласился. Однажды немец встречает Петра и зовет его к себе в гости. Там пятнадцатилетний наследник знакомится с Анной Монс, которая обладает изумительным голосом. Юноша не может оторвать от нее глаз. К тому же ему нравится то, как немцы проводят свободное время – они устраивают праздники и пиры, в то время, как у него во дворце постоянно только и разговоров, что о деньгах и торговле.

Царевич часто захаживает к Лефорту. Однажды во время бала он приглашает Анну на танец и после целует ее. Девушка в растерянности убегает. Петр не может ее найти, помогает ему Алексашка, который говорит, куда отправилась Анна. Но Монс не хочет видеть наследника и просит его покинуть дом. Алексашка готовит Петру коня, но тот просит проводить его до дома. Так юноши подружились, и наследник решил назначить товарища постельничим.

Позже Алексашку повысили до денщика. Петр очень любил своего нового друга, да и все вокруг понимали, что он далеко пойдет. Однажды Лефорт привел наследнику Алешку и представил его как прекрасного барабанщика. Петр тут же зачислил его в первую роту. Вместе с тем наследник со своим верным другом проводят много времени в имении Лефорта. Петр безумно влюблен в Анну, что очень не нравится его матери. Тогда она задумывает женить сына на Евдокии Лопухиной. Девушка происходила из достойной семьи и сразу же понравилась царице.

Приезжает брат Василия Голицына — Борис. Побыв недолго у Софьи, он отправляется в гости к Петру. Мальчик ему сразу понравился, видно было, что из него выйдет достойный правитель. Софья забеспокоилась. Она поняла, что вот так незаметно из ребенка Петр стал ей противником. Борис вместе с наследником проводят вечера, обсуждая военные стратегии и мать Петра понимает, что правлению Софьи приходит конец. Она сообщает сыну, что хочет женить его на Евдокии, но тот, поглощенный политикой, заявляет, что ему все равно.

Ивашка Бровкин приезжает к Волкову, чтобы доставить ему оброк. Но тот не доволен качеством продуктов, из-за чего хочет избить холопа. За Ивана вступается его сын Алешка. Он грозит Волкову царем и тот просит прощения. Позже младший Бровкин дает своему отцу немного денег. Тот покупает на них овец, поросят, немного земли. Все соседи теперь уважают и даже побаиваются Ивашку из-за того, что его сын – приближенный царя.

Петр рвется в поместье Лефорта хотя бы на несколько часов, чтобы повидать Анну. Девушка недавно осталась сиротой и находится на попечительстве у старого немца. Алексашка пытается отговорить друга от этой затеи, потому что его свадьба уже не за горами. Сама церемония венчания Петра и Евдокии прошла довольно скромно, без большого количества гостей.

Через пару месяцев после свадьбы наследник отправился с войском к Переяславскому озеру. Ежедневно он получал письма от жены и матери. Свекруха сердилась на девушку и обвиняла ее в том, что Петр сразу же после свадьбы уехал в походы. Тем временем Петр встречается со своим дядей. Он рассказывает о том, что на наследника готовится покушение – возле его дома уже расположились стрельцы. Царевичу ничего не остается, как вернуться назад.

Проходя по городу, он заметил злые взгляды на себе. Петр понимал, что Софья окончательно решила отомстить ему. Для этого она предприняла несколько попыток, последней из которых было подмешивание яда в квас царевича. Однажды ночью Петра разбудил Алексашка. Он привел двух стрельцов, которые утверждали, что на город надвигается войско. Наследник быстро ускакал, но тревога оказалась ложной – Софья так и не смогла созвать всех стрелков.

Василий Голицын наблюдает за тем, как отчаянно Софья пытается сохранить власть. Он пишет письмо брату Борису с просьбой помирить наследника со своей возлюбленной. Однажды народ взял силой всех сторонников царевны. С ними жестоко расправились, а ее вывезли из города и заперли в монастыре. После этого смута немного стихла и настроение масс улучшилось.

Алешку повысили до бомбардира. Теперь семейство Бровкиных зажило на широкую ногу. Ивашка замечал, как подросла его старшая дочь Санька и какой красавицей она сделалась. Однако выдавать восемнадцатилетнюю девушку замуж он не торопился.

Петр после того, как подавил мятеж, начал веселиться. По городу то и дело шествовали шуты и музыканты во главе с наряженным царем. Проводились балы и маскарады, организовывались пиршества. Как-то раз пришлось ему поехать в Архангельск. Там Петр увидел огромные суда, и его впечатлила их мощь. Приехав домой, он тут же рассказал обо всем Лефорту. К тому времени немец уже сделался советчиком царя. Франц советует Петру купить несколько кораблей и начать строить свои. Также Лефорт подталкивает правителя отвоевать часть морей.

Мать Петра слегла от боли в сердце. Несколько дней женщину выхаживали, и наконец она почувствовала себя намного лучше. Царь отправился в Преображенское, где проживала его жена и сын. Его приезд был настолько неожиданным, что его сынишка Алексей расплакался. Через несколько дней становится известно, что мать Петра умерла, и теперь он – единственный правитель. Евдокия тут же почувствовала власть, даже накричала на мужа. Но в глубине души женщина понимала, что между ними огромная пропасть. Она ревновала его к Анне Монс и даже обращалась к ворожке, чтобы убрать соперницу.

Петр в Преображенском усиленно готовится к войне и строит корабли. И если долгое время все думали, то это шутка, весной о завоевании моря заговорили открыто. Кто-то хотел идти войной к Черному морю, кто-то в Балтику.

Далее в произведении Алексея Толстого «Петр Первый» рассказывается о том, что Ивашка Бровкин добился значительного повышения. Он познакомился с Лефортом, который позволил ему поставлять овес и сено войскам. Уже давно он смог откупиться от Волкова и зажил самостоятельной жизнью. Однажды к нему приехали царь с Алешкой. Они велели позвать Саньку, чтобы сосватать ее. Ивашка посмотрел на жениха и удивился – перед ним стоял Волков. Девушка очень понравилась боярину, и в тот же день они обручились.

Петр задумывает пойти отвоевать Азов у татар. Он собирает армию и отправляется в путь. Однако осада длится слишком долго, и царь понимает, что без помощи ему не обойтись. Он обращается к казакам. Вместе они стараются захватить город штурмом, но, как в , терпят поражение. Еще долго татары гонят армию. В итоге полегло более трети войска. Неудача не сломила Петра, а наоборот, придала ему еще больше сил. В Воронеже он строит верфи галеры и корабли. Народ упирается из-за тяжелой работы, некоторые даже наносят себе увечья, чтобы не идти под Воронеж. Мало кто доволен реформами царя. Однако уже через пару лет после повторного более продуманного нападения на Азов, татары сдались и отдали город.

После этого начинается еще более активная постройка судов и каналов. Петр понимает, что после взятия Азова ему не избежать войны с Турцией. Он решает просить помощи у правителей Европы. Перед его отъездом случился небольшой бунт казаков, который удалось быстро подавить. В Европе Петр пишет письмо королю Фридриху. В нем он просит о личной встрече. Во время аудиенции Фридрих говорит Петру, что Балтика намного выгоднее Черного моря.

Петр проводит много времени в Европе, где изучает кораблестроительство и знакомиться с новыми людьми. В Голландии он нанимает талантливого капитана. Да и вообще со всей Европы в Москву стало приезжать много людей по настоянию царя. Народу эти нововведения совершенно не нравились.

Тем временем на Москву снова надвигается бунт под руководством Софьи. После долгой битвы, стрельцов удается оттеснить, однако никто из них не выдает зачинщицу. И только через несколько месяцев после долгих пыток один из стрельцов признался в том, что они получили письмо от Софьи, в котором она обещала им денег за взятие Москвы. Далее в романе Толстого «Петр Первый» краткое содержание рассказывает, что Евдокия также была заподозрена в измене. Стало известно то, что она хотела убить Петра, чтобы посадить на трон своего сына Алексея. Женщину выслали в монастырь.

Во время одного из празднований Лефорт серьезно заболел. Жар держался несколько дней и привел к смерти немца. Многие радовались тому, что, возможно, теперь Петр перестанет тесно взаимодействовать с Европой. Царь приехал из Воронежа, чтобы проститься со старым другом. Он прекрасно видел, что бояре радовались смерти Лефорта.

Петр часто стал заезжать в гости к Анне Монс, бывало, даже ночевал в ее доме. Он дарил девушке дорогие подарки, уделял ей много времени. Анне это все было приятно, но в душе она понимала, что не любит Петра. Более того, девушка признавалась, что иногда даже боится его. Однажды к ней пришел саксонский посланник. Он начал рассказывать девушке о Версале и приглашал ее в Европу. Анна слушала все эти речи, но понимала, что боится Петра, поэтому не сможет сбежать. Посланник предлагает девушке свою дружбу. Приехав к своей фаворитке, император замечает, что саксонец зачастил к его избраннице в гости.

Петру говорят, что из-за того, что в Европе идет борьба за испанский трон, там происходит бардак. Сейчас самое время отвоевать у шведов Балтику и стать полноценной морской державой. Благодаря этому порту можно вести торговлю со всеми странами Европы. Тем более семнадцатилетний царь Швеции Карл еще недостаточно опытен, чтобы противостоять такому сильному сопернику.

Александра Волкова взяла на себя обустройство дома Ивашки. Теперь там были четыре спальни для отца семейства и его детей и одна гостевая комната. Иван понимает, что все его сыновья выросли, и пора бы устраивать их личную жизнь. Санька предлагает сосватать одного из своих братьев Артамона за княжну Буйносову. Сам царь одобрил эту свадьбу, поэтому венчание состоялось довольно скоро.

Далее из «Петр Первый» романа Толстого узнаем, что царь принял указ о том, чтобы праздновать наступление нового года не осенью, а зимой. Весь январь на улицах стоял шум и гам. Стреляли пушки, играла музыка, народ пускался в пляс.

Семья Буйносовых была приглашена в Воронеж на спуск корабля на воду. По дороге их обогнала карета, в которой сидела Анна Монс. Возле нее был саксонский посланник. Буйносовы тут же стали обсуждать неверную возлюбленную царя. После спуска корабля начался бал. Однако веселье было прервано появившемся Волковым. Он рассказал о том, что король Август готовиться к осаде Риги.

Царю удалось-таки подписать мирный договор с турками, не лишившись при этом Азова. Он уже полным ходом готовился к войне со шведами. Войска уже были готовы. За порядком в роте лично следил Алексей Бровкин. Солдаты уже двинулись в путь и с каждым днем были все ближе к цели. Как-то раз к ним приехал царь и сказал, что нужно идти осадой на Нарву. Первый день взятия крепости прошел успешно. Царское войско смогло разбить противника, чему Петр был несказанно рад. Однако уже скоро пошли сильные дожди. Солдаты, которые сутками стояли в окопах начали сильно болеть. Когда ударили первые морозы, в распоряжение к царскому войску поступили пушки. Все было готово для того, чтобы отбить шведов. Однако армия Карла оказалась гораздо сильнее и уже скоро русские вынуждены были бежать.

Царь отдал приказ еще серьезнее готовиться к войне со шведами. Однако он понимал, что денег на содержание войска у него категорически не хватает. Он встречается с кесарем Ромодановским, который говорит, что в Кремле есть комната, в которой покойный царь хранил золото и дорогие ткани. Вместе они отправляются туда и взламывают замок. Петр рад тому, что теперь сможет обеспечить армию всем необходимым. Со временем русским войскам удается взять Мариенбургскую крепость. Борис Шереметьев заметил, что во время того, как местное население покидало крепость, какой-то солдат силой тащил с собой молоденькую девушку. Он выкупил ее из жалости. Позже он узнал, что девушку зовут Екатерина и она вдова. Борису она очень понравилась. Он пообещал купить ей платья и устроить экономкой.

Если произведение Толстого «Петр Первый» кратко читать, то узнаем, что однажды к Ивашке Бровкину приехала вся его семья – Алешка, который уже успел стать полковником, Гаврила, вернувшийся из Голландии, Артамоша с беременной женой. Не было только Саньки, которая теперь жила в Гааге и вела активную светскую жизнь.

Петр узнал, что Монс изменяет ему с саксонским посланником. Он не желает больше видеть ее. Алексашка рассказывает царю о молодой девушке, которую недавно нашел Шереметьев. Ему самому нравилась Екатерина, но жениться на пленнице он не хотел. Тогда царь просит познакомить его с девушкой. Молодые люди понравились друг другу. Позже Катерина познакомилась с сестрой Петра Натальей. Вместе девушки проводили много времени в Измайловской дворце, куда Петр часто присылал письма своей новой возлюбленной.

Сам же царь снова задумал идти на Нарву. Он не хотел ждать нападения шведов, поэтому решил собирать армию. Но дела шли все хуже и хуже – не хватало денег, еды и одежды. Многие солдаты и работники умирали от холода и голода. Из последних сил они обступили крепость и готовились к сражению. Меншиков предложил напасть с хитростью – переодеть несколько отрядов в одежду цвета шведской армии, вводя тем самым противников в заблуждение. Его план сработал и, хоть взять крепость так и не удалось, русские войска смогли дать достойный отпор врагу.

В Измайловский дворец прибывает Гаврила. Чтобы отдать письмо царю. Там он знакомится с сестрой Петра Натальей. Молодые люди влюбляются друг в друга и весело вместе проводят время. А недалеко от Нарвы намечается финальная битва. После больших потерь русским солдатам все-таки удается отвоевать город. Петр приказывает посадить в тюрьму шведского генерала Горна, а сам подумывает о возвращении домой.

Книга «Петр I» на сайте Топ книг

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый»

Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) -- преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных -- хороших, хотя ничем не выдающихся -- людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.

В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман -- «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).

В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине -- повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.-с.136

Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, Д.С.Мережковский и другие. Оценка Петра Первого, его преобразований неоднозначна как в оценке историков, так и в художественной литературе.

Если Ломоносов и Пушкин воспринимали петровские деяния как подвиг (хотя Пушкин видел и недостатки царя-преобразователя), то Л.Н.Толстой отнесся к нему отрицательно. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Подобная оценка дана Петру и в романе Д.С.Мережковского «Петр и Алексей» (1905).Без преувеличения можно сказать, что едва ли не на протяжении всей жизни, начиная с 1917 года, словно магнит притягивала к себе эпоха Петра и А.Н.Толстого.

«На Петра я нацеливался давно,- писал Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), пьеса «На дыбе» (1928), ставшие как бы увертюрой к роману о Петре. Они показывают, что отношение Толстого к личности Петра менялось.

Рассказ «День Петра» (1917) глубоко пессимистичен. Показывая деятельность Петра, направленную на преобразование государства, писатель показывает всем ходам повествования бесплодность этих мероприятий Петра. Царь показан в рассказе жестоким гордецом, одиноким и страшным: «… сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивая землю».В трагедии «На дыбе», в отличие от рассказа, дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Но он опять одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел», и народ против преобразователя, и стихия. Обреченность дела Петра звучит в его же словах: «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел… Много крови пролил. Умру - и они как стервятники кинутся на государство». А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» - М.: Худож. лит.,1982.-с.110

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. Первая книга «Петра» была закончена 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава, завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1934 года и успел довести ее до шестой главы. Но смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца.

Приступая к работе над романом, Толстой определяет главные проблемы. Во-первых, это «прежде всего книга о русском характере, его ведущих чертах». Во-вторых, изображение исторической личности, ее становление. В-третьих, изображение народа как движущей силы истории. Решению этих проблем подчинена и композиция произведения. В композиции романа нашел отражение правильно понятый писателем ход русской истории на рубеже XVII и XVIII столетий. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.126

Три книги романа воссоздают три важнейших периода развития петровской России.

В первой книге изображена отставшая Московская Русь, юность Петра, борьба с Софьей за власть, первые петровские реформы, стрелецкий бунт и казнь восставших. В первых главах, которые являются экспозицией романа, Петра еще нет. Автор через авторские отступления, через изображение жизни всех сословий допетровской России, через показ классовых противоречий помогает ощутить историческую необходимость преобразований. «Мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»; от нестерпимых даней и поборов посадские люди «выли на холодном дворе»; разорялся, «худел» мелкопоместный дворянин, «стонало» мелкое купечество; «кряхтели» даже бояре и именитые купцы. «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Первая книга заканчивается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Сам Толстой указывал, что вторая книга более монументальна. Она рассказывает о том, как «сдвинулась с места Русь». Здесь меньше исторических событий, но все они очень важные, показывающие строительство новой России: подготовка к Северной войне, «нарвская конфузия», строительство заводов, основание Петербурга… во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Третья книга романа создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. Главное в ней - изображение творческого труда русского народа, великих подвигов русского солдата. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.102

«Третья книга, - писал А.Толстой, - самая главная часть романа о Петре…»Это книга о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. Особенно ярко показан в ней образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность, обилие действующих лиц, географическая широта изображаемого - позволили автору показать Русь в бурном потоке исторических событий. Однако сам Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра Первого». Он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008.-с.87

А.Н.Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой показывает, как события формируют Петра - преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам. В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный темп жизни указывают и удачно найденные Толстым слова, подчеркивающие полнейший застой, господствовавший во дворце: « Царица лениво поднялась и пошла в опочивальню. Там… на покрытых сундуках сидели злющие старухи приживалки… Из-за кровати выползла карлица с гноящимися глазами… прикорнула у государыних ножек… - Сны, что ли, рассказывайте, дуры бабы, - сказала Наталья Кирилловна. - Единорога никто не видел? Оканчивался день, медленно ударил колокол…»

Заслуга Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра, как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь. Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь

бегства в Троицу. Поведение Петра на первом заседании боярской думы ясно показывает, что юноше-царю не хватает твердости, решительности: «…жутко было и смолоду пуган. Выжидал, щурил глаза». Иным возвратился он из азовских походов. Борьба за Азов - первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он учится воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей. Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам, солдатам. Настойчивость, непреклонность его впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем, как на жерди. Шутки бросил». Он сам решает вести осаду и разрабатывает ее план, заставляет всех людей работать с большим напряжением и проводит вместе с солдатами все дни на земляных работах, с ними и ест простую солдатскую пищу. Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты. Если раньше при взрыве бомб «побледневшие войны только крестились», то при последней осаде Азова солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнули веры Петра в возможность взять Азов, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, наоборот, «неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит». Еще в Архангельске Петр почувствовал, что враг, который мешает расстаться России с ее нищетой и убожеством, «невидим, не охватим, враг - повсюду, враг - в нем самом». Этот «враг - в нем самом» - равнодушие к государственному делу, к судьбе страны, беспечность, наконец, его невежество. Пребывание в Архангельске, участие в азовском походе повернули Петра лицом к государству, к его нуждам. Присущие ему энергия, сила воли, организаторские способности и, главное, настойчивость в исполнении поставленной цели сделали свое дело: воронежский флот ценой жизни многих сотен русских рабочих был построен.

Самовластным государем, твердо уверенным в полезности и нужности проводимых им мероприятий и не считающимся теперь с мнением бояр, показывает Толстой Петра на втором заседании боярской думы. Теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга - Дон. С трона он уже не говорит, а « жестоко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется и без думы. Еще отчетливее становятся для Петра задачи, стоящие перед государством: «В два года должны флот построить, из дураков стать умными».

Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!» - с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумается Петр над причинами такого обнищания России, такой невежественности. «… отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие…» Выход из этого положения Петр видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. Стремление Петра ликвидировать экономическую отсталость страны проявляется, прежде всего, в строительстве фабрик, заводов, мастерских. Для укрепления мощи России нужен был свой, русский чугун, свое железо, чтобы не покупать втридорога за границей. Он хочет, чтобы русские занялись разработкой железных руд, строительством лесопильных заводов, а не иноземцы. «Почему свои не могут?» - говорит Петр, обращаясь к купечеству. И потому с радостью, не задумываясь, Петр дает деньги для развития рудного дела предприимчивому тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал». Так по инициативе и при поддержке Петра строятся и растут отечественные заводы, дающие для армии чугун и железо. Он приветствует почин братьев Бажениных, Осипа и Федора, построивших водяную пильную мельницу самостоятельно, без помощи заморских мастеров, их желание строить корабли и яхты и на них вывозить доски и другие русские товары за море. Видя «счастье страны» в успехах морской торговли, Петр всеми силами поощряет ее развитие. Первому «навигатору» Ивану Жигулину Петр отдает в полное распоряжение три корабля, чтобы тот вез за море ворвань, тюленьи кожи, семгу и жемчуг. Но Петр прекрасно понимает, что широкое развитие торговли возможно лишь в том случае, если русские будут иметь выход в Балтийское море. Но не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, за развитие культуры, науки, искусства. Как «растолкать людей, продрать им глаза», приобщить их к культуре, вселить любовь к учению? «От богословия нас вши заели… Навигационные, математические науки. Рудное дело, медицина. Это нам нужно…», - говорит Петр в Преображенском генералам Паткулю и Карловичу.

При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей «подлого» звания (что очень важно) учились литью, математике, фортификации, истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды - сажень ростом» учились грамоте. «С чего приходится начинать: аз, буки, веди…», - с возмущением говорит он. Зато, какой радостью блестят глаза Петра, когда он встречает грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли грамоте, отвечает по-немецки, по-французски, по-голландски, Петр приходит в восторг: «Петр Алексеевич стал его целовать, хлопал ладонью и тащил на себя, тряс. - Ну, скажите! Ах, молодчина…»

Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, а знания прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку. С восхищением и удивлением смотрит Петр на искусный рисунок Андрея Голикова. Не голландский, а свой, русский, иконописец изПалехи на простой стене, не красками, а тонким углем нарисовал взятие русскими на абордаж двух шведских кораблей. «Петр Алексеевич присел на корточки.

Ну и ну! - проговорил… - Эдак я тебя, пожалуй, в Голландию пошлю учиться».

Необходимо отметить дальновидность Петра, его государственную мудрость, настойчивость в достижении поставленных целей, наконец, его простоту, проявляющуюся как в обращениях с людьми, так и в привычках, манерах, вкусах.

Государственная мудрость Петра проявляется в его умении правильно оценить создавшуюся политическую обстановку и выбрать наиболее подходящие стратегические моменты для начала войны со шведами. Если Карл видит в войне игру, развлечение и «с упоением» слушает звуки боя, то Петр, как пишет Толстой, считает войну «делом тяжелым и трудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной». Сам Петр не раз подчеркивает, что эта война со шведами не имеет в виду захвата чужих земель, - это война за бывшее отечество свое. «Отечества отдать нам не мочно», - говорит он солдатам. Азовские походы многому его научили. Время, когда Петр не учитывал силы противника и не понимал причин поражения русских (не хватало пороха, ядер, пушек, продовольствия), не учитывал настроения своих солдат, давно миновало. Так, под Нарвой он сразу понимает, что русские, несмотря на двухгодичную подготовку к войне, воевать еще не научились: «Чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить». Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.144

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в Преображенском кафтане, или в «холщевой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

В третьей книге романа Толстой рисует тридцатилетнего Петра. Именно в этой книге раскрывается его полководческий талант, мудрость государственного деятеля и преобразователя. С годами все более крепнет вера Петра в силы и способности русских людей, в мужество, героизм и выносливость русских солдат, для которых «все проходимо».

Петр изменился сам, научился сдерживать порывы гнева. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые «шумства». Петр в романе Толстого не только сын своего века, но и человек, воплотивший лучшие черты русского национального характера. Однако, отметив прогрессивный характер реформ Петра и их историческую закономерность, Толстой показывает их классовую ограниченность, ибо преобразовательская деятельность Петра покоилась на укреплении крепостнического строя. Базанова А.Е., Рыжкова Н.В. Русская литература XIX и XX веков - М.: Юристъ - 1997.-с.212

Уже первые главы романа дают нам почувствовать, что это повествование не только о Петре, но и обо всей стране, о жизни и судьбе народа в одну из переломных эпох русской истории. Целая галерея людей из народа нарисована Толстым в романе, среди них - участники разинского восстания: смелый, решительный пегобородый Иван и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костяной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов, русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, палехский живописец Андрей Голиков, смелый бомбардир Иван Курочкин и другие. И хотя каждый из этих героев участвует в двух-трех эпизодах, мы постоянно ощущаем присутствие народа на страницах романа. Площади и улицы старой Москвы, шумный кабак, военный лагерь под Нарвой - вот где развертывается действие массовых сцен. Каждая массовая сцена имеет большое значение в романе еще и потому, что в ней устами народа дается оценка того или иного события, положения в стране. «Мучение народное» чувствуется и в отдельных репликах людей из толпы, и в авторской речи, выражающей голос народа. Жестокая эксплуатация крестьян, бесчисленные налоги, нищета и голод не маскируются Толстым: он показывает крепостническую действительность Петровского времени глубоко и всесторонне. Но ограничиться изображением людей, задавленных крепостным правом, терпеливо выносящих кабалу, Толстой не мог - это значило бы исказить действительность. Исторические документы и исследования показали Толстому, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо. Одни выражали свой протест бегством от помещиков на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе.

Но не только свободолюбие русского народа изображает Толстой. Русский народ талантлив, трудолюбив. Эти качества писатель раскрывает в образах Кузьмы Жемова, Андрея Голикова… Кузьма Жемов, талантливый изобретатель - самоучка, с творческим отношением к труду, «дерзким умом»,чувством собственного достоинства, настойчивостью в достижении целей. Судьба Кузьмы Жемова типична для русского талантливого изобретателя из народа в условиях царской крепостнической России. Образом искусного кузнеца Жемова Толстой утверждает необычайную одаренность простого русского человека, его духовное богатство. Жемов - хороший кузнец, его работу знают за пределами Москвы, о чем говорит он сам: «Кузнец Жемов! Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала…» Кузьма твердо уверен в том, что даже здесь, в этих каторжных условиях, созданных для русских рабочих, отметят его мастерскую работу. «Узнают они Кузьму Жемова…», - говорит он. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.97

Еще один интересный образ человека из народа - образ палехского иконописца Андрея Голикова - привлекает нас одаренностью, любовью к искусству, к красоте, умением понимать и чувствовать природу, стремлением вырваться из мрака жизни. «Казалось бы, - пишет автор, - животному не вынести того, что за короткую жизнь вытерпел Андрюшка, - уничтожали, били, мучили, казнили его голодной и студеной смертью», и тем не менее он сохранил глубокую веру в то, что где-то есть «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь».

Народ в романе, особенно в третьей книге, показан как творец истории, и, хотя он не осознал своей исторической роли, он осознал свою силу.

толстой роман народ творческий

Пётр I Романов (1672-1725) правил с 1682 по 1725 годы. Взошёл на престол как царь всея Руси в 10-летнем возрасте. В 1721 году Сенат и Синод постановили именовать русского царя императором по аналогии с Древним Римом. Государь этот титул принял и стал первым российским императором, а страна превратилась в Российскую империю.

Пётр I Романов в 1717 году

Царь-реформатор, каковым принято считать Петра, отличался нервным и импульсивным характером. В 1682 году он стал свидетелем кровавой расправы над его родными во время стрелецкого бунта . На глазах у мальчика разъярённая толпа стрельцов убила близких ему людей. Всё это, естественно, отразилось на психике.

Юный правитель стал испытывать страх и ненависть к старой Москве и вообще "старине". Отлаженный веками быт начал казаться ему отсталым, косным и враждебным. Отсюда и произошла тяга ко всему иноземному, а исконно русское ассоциировалось с чем-то дремучим и невежественным, таящим смертельную угрозу.

Ситуацию усугубила узурпация власти царевной Софьей . Юноша на протяжении 7 лет не чувствовал себя царём. Жил он вместе с матерью в селе Преображенском, где завёл себе потешное войско. Достигнув подросткового возраста, стал встречаться с иностранцами и пристрастился к спиртному.

Всё это вызвало тревогу у матери цари, и молодого человека поспешно женили. В жёны выбрали тихую и спокойную девушку Евдокию Лопухину (1669-1731), дочь царского стольника. Но свадьба юношу не остепенила. Он продолжал встречаться с иностранцами и вести разгульный образ жизни.

В начале августа 1689 года обострились отношения с правительницей Софьей. В этом противостоянии победил молодой Пётр. На его сторону перешли бояре, воеводы, стрельцы. Царевну сослали в монастырь, а юный царь наконец-то стал полноправным самодержцем. Другим соправителем считался царь Иван, но он был больным и слабым человеком, поэтому не мог составить конкуренцию физически крепкому и напористому брату. Иван фактически был отстранён от власти и умер в 1696 году.

Политическая и реформаторская деятельность
Петра I Романова

Россия противостояла Османской империи и Крымскому ханству. Два крымских похода осуществил князь Голицын во время правления царевны Софьи, но они закончились ничем. Теперь настала очередь молодого царя проявить себя на этом поприще. Однако молодой правитель отказался от похода в крымские степи. Он организовал азовские походы (1695-1696), выбрав ареной боевых действий Азовское море.

Морское сражение возле крепости Азов

Военная компания окончилась вполне успешно для России. Была захвачена сильная в военном отношении крепость Азов, началось строительство порта Таганрог. Однако выхода к Чёрному морю Московское царство не получило. Зато началось строительство и формирование азовской флотилии.

Царь понимал, что у него и его приближённых очень мало технических знаний. Поэтому 1697 и 1698 годы самодержец провёл за границей , набираясь уму разуму. Выехал он в западные земли в составе Великого посольства, возглавляли которое царский фаворит из немцев Ф. Лефорт, генерал Ф. Головин и П. Возницын. Сам же государь числился в посольстве в звании урядника.

Он посетил Австрию, Голландию, Кёнигсберг, Ригу, Бранденбург и Англию. При этом молодой государь изучал кораблестроение, военное дело и другие науки. Поработал плотником на строительстве морских кораблей. Но главной задачей была вербовка специалистов-кораблестроителей. Было также закуплено много военного оборудования.

Летом 1698 года произошёл второй стрелецкий бунт в Москве . Царь приехал в белокаменную, когда бунтовщиков уже разогнали. Новая смута напомнила Петру Алексеевичу первый страшный и кровавый бунт, поэтому к стрельцам он проявил патологическую жесткость. Одновременно были казнены 800 стрельцов. А после этой массовой казни лишили жизни ещё около тысячи бунтовщиков. Их ловили и убивали вплоть до апреля 1699 года.

Молодой царь пробыл за границей почти полтора года и многому научился. Со второй половины 1698 года началась реформаторская деятельность, которая безжалостно ударила по старославянскому образу жизни. Подданные начали бриться и носить европейские одежды. Был отменён русско-византийский календарь и введён юлианский календарь. Государь обязал всех граждан страны праздновать Новый год .

Пётр Алексеевич лично участвовал во многих сражениях

В 1700 году началась Северная война со Швецией . Продолжалась она вплоть до 1721 года и закончилась подписанием Ништадтского мира. По нему Россия получила выход к Балтийскому морю. В этот период была кардинально реформирована армия. Был построен военный флот. На отвоёванной у шведов территории царь заложил город Санкт-Петербург .

Его строительство началось в 1704 году и непрерывно продолжалось вплоть до 1717 года силами работных людей, которых привлекали к работам на основе трудовой повинности. Это были крепостные крестьяне, работавшие вахтовым методом. Отработавшие 3 месяца уходили домой, а на их место пригоняли других. Платили этим людям по 1 рублю в месяц. С 1717 года начали нанимать уже вольнонаёмных рабочих. В общей сложности за 13 лет на строительстве побывало примерно 300 тыс. крепостных крестьян.

Помимо северной столицы были построены сотни мануфактур и металлургических заводов. Центром оружейного производства стал город Тула. А возглавили оружейное дело промышленники Демидовы. Также при Петре I Романове подверглись преобразованиям государственное управление и судопроизводство.

Были построены новые типографии, а русский язык пополнился новыми словами, которых насчитывалось около 4 тыс. В 1700 году открылась школа навигационных и математических наук. С 1701 по 1721 годы открылись медицинская, инженерная и артиллерийская школы, а также морская академия. Первая гимназия увидела свет в 1705 году. Для солдатских детей открыли гарнизонные школы и создали целую сеть духовных школ. В 1724 году первый русский император утвердил устав Академии. Открылась она в 1725 году уже после смерти самодержца.

В 1710-1713 годах шла война с Турцией . Для России она закончилась неудачно. В 1711 году был заключён Прутский мирный договор, а в 1713 году враждующие стороны подписали Адрианопольский мирный договор. По нему все земли, завоёванные во время азовских походов, были Россией потеряны.

После завершения Северной войны важным военным мероприятием стал персидский поход 1722-1724 годов . Военные действия проходили на западном берегу Каспийского моря. Туда было направлено крупное воинское подразделение по просьбе персидского шаха: Персия страдала от междоусобиц и нуждалась в помощи.

Русские отряды заняли Дербент, Баку, Рештом, Астрабад. Но дальнейшее продвижение могло обострить отношения с Османской империей. В сентябре 1723 года был подписан договор с Персией. По нему к Российской империи отошли западное и южное побережье Каспийского моря. В 1724 году Турция признала территориальные приобретения России. Ради справки следует заметить, что после смерти царя-реформатора все эти завоёванные территории были утеряны.

Личная жизнь Петра I Романова

Как уже говорилось, в 1689 году Пётр I Романов женился на Евдокии Лопухиной. В 1690 году у венценосной пары родился сын Алексей Петрович (1690-1718). Он стал законным наследником престола. После этого Лопухина родила ещё 2-х детей: Александра и Павла. Но оба мальчика умерли во младенчестве.

Семейная жизнь у Петра и Евдокии не сложилась. В 1698 году царь заточил законную супругу в Суздальский монастырь. Поводом для этого стало надуманное участие в стрелецком бунте.

В 1703 году самодержец всея Руси увидел 19-летнюю Марту Скавронскую (1684-1727). Попала она в плен к русским в результате взятия шведской крепости Мариенбург. Вначале девицу использовали простые солдаты для своих естественных нужд, затем её подобрал фаворит царя А. Меншиков. У него царь и увидел эту повидавшую всякое даму. Он забрал её к себе и сделал любовницей.

Девица приняла православие и стала именоваться Екатериной. В 1704 году она родила мальчика, которого назвали Петром. Всего же родила от царя 8 детей. Все они кроме Анны и Елизаветы умерли во младенчестве. В 1712 году государь официально обвенчался с Екатериной, а в 1724 году та была коронована как императрица.

Царевич Алексей

Очень плохо складывались отношения царя со старшим сыном Алексеем . С 8 лет тот жил без матери, терзался обидой и болью за неё. Отец не стал для него близким человеком. Сам же самодержец вообще не занимался воспитанием сына. Вскоре мальчика окружили люди, которые ненавидели реформатора. На наследника они смотрели с надеждой, надеясь, что он вернёт старые и добрые русские времена. Повзрослев, старший сын стал врагом отцу.

Конфликт обострился в 1715 году, когда у царевича Алексея родился сын, названный Петром. Через 2 недели Екатерина тоже родила сына, и ему также дали имя Пётр. Самодержец отдал предпочтение ребёнку Екатерины и потребовал от старшего сына, чтобы тот отрёкся от престола и постригся в монахи.

Алексей бежал за границу, надеясь спастись там от происков своего отца. Но посланные царём агенты выследили наследника и уговорили его вернуться в Россию. Они пообещали от имени государя прощение и безопасность.

Однако царевича коварно обманули. Когда весной 1718 года он оказался на территории России, то был тут же арестован. Его силой заставили отречься от престола, а затем обвинили в государственной измене. К молодому человеку были применены пытки, в которых принимал участие родной отец. Алексея приговорили к смерти и удушили в тюремной камере.

В 1719 году заболел и умер Пётр Петрович, рождённый Екатериной. В результате этого император российский остался без наследника. Он короновал жену, но не решился завещать ей трон династии Романовых.

В январе 1725 года Пётр I Романов скончался в Санкт-Петербурге, так и не оставив завещание. Причиной смерти стало заболевание почек. А на престол при поддержке Меншикова, опиравшегося на гвардейские полки, взошла жена почившего императора, получившая имя Екатерина I .

Алексей Стариков

Алексей Толстой

Петр Первый

Роман

Книга первая

Глава первая

1

Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик. Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка. — Дверь, оглашенные! — закричала мать из избы. Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала: — Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, — батя коня запрягает... На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемьиче, — так звала его мать, а люди и сам он себя на людях — Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, — высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого Покрова... Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось... Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом. — Балуй, нечистый дух! Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил: — Ничаво, на печке отогреемся... Иван Артемьич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: — «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь...» Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут. — Бегите в избу, я вас! — крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова. — Ой, студено, люто, — сказала Санька. Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный: — конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подпольи... — Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась... У порога — сор, а на сору — веник... Я гляжу с печки, — с нами крестная сила! Из-под веника — лохматый, с кошачьими усами... — Ой, ой, ой, — боялись под тулупом маленькие.