Вокруг этого древнего символа скопилось много легенд и домыслов, поэтому кому-то может быть интересно почитать об этом древнейшем солярном культовом символе.


На самом деле и у меня, выросшего в СССР к свастике было предвзятое отношение, как к фашистскому знаку. Но так ли это на само деле? Свастика — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся у многих народов мира. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства.

У многих людей в настоящее время Свастика ассоциируется с фашизмом и Гитлером. Это вбивалось в головы людей последние 70 лет. Пора исправить ситуацию.
В современных школах, да и в лицеях и гимназиях России современной детям озвучивают достаточно бредовую гипотезу, что Свастика это немецко-фашистский крест, составленный из четырех букв "Г", обозначающих первые буквы руководителей нацистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса (иногда его заменяют Гессом). Ну и вариации на эту тему, Германия Гитлер Геббельс Гимлер. При этом мало кто из детей задумывается над тем, что в немецких фамилиях: HITLER, HIMMLER, GERING, GEBELS (HESS), нет русская букв "Г". Не знаю, что выдают за правду в школах западных, но более чем уверен, что и там свастика в первую очередь фашистская символика. К сожалению истинное значение данного рунического символа за последние 70 лет было затерто этим стереотипом. При этом испокон веков свастика была неотъемлемой частью славянского орнамента.

Более того, не желая заглядывать в глубь веков можно найти более доходчивые примеры. Не многие помнят, что на советских деньгах в период с 1917 по 1923 годы изображена была Свастика как узаконенная государственная символика; не сразу заметна, но сам факт. Она в центре.

Как видите уже Советская власть, 18 год.

Не сомневайтесь, до звёзд она была не менее популярна.

Да и не только на российских деньгах она была. Вот литовские пять литов.

Забыли и то, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период тоже была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы Р.С.Ф.С.Р. Да и как помнить, когда с тех пор минуло уже почти 100 лет. То есть надо не помнить, а знать.

Существует такая гипотеза, что Золотую Свастику-Коловрат как партийный символ Адольфу Гитлеру подарил сам товарищ И. В. Сталин в 1920 году. Но это уже может быть и придумано, не уверен.

Ну и для равновесия Американские войска 30 годов. 45 пехотная дивизия.

И знаменитая лётная дивизия Ляфайет.



А ещё были финские, польские и латвийские нашивки со свастикой. При наличии интереса можно самостоятельно отыскать их все в интернете.

Человек вдумчивый и не глупый всегда отличит намалёванную на могиле ветерана свастику от свастики в этническом орнаменте.

Выходки неофашистов и просто ублюдков, рисующих черные кресты на надгробиях Старого Еврейского кладбища в Риге, никак нельзя отнести к этническим ритуалам. И все же, при всем моём бескомпромиссном отношении к фашизму и итогам войны и досточно предвзятому отношению к свастике, я решил покопать информацию на эту тему. Но раз уж коснулись самой известной на сегодня интерпретации этого символа, то поговорим и о самом фашизме.
Термин Фашизм происходит от латинского «фашио» связка, пучек. Врусском языке аналогичное слово фашина - связка веток, прутьев. Фашина символизирует собой нечто крепкое, надежное созданное из слабого,хрупкого. Вспомните притчу о пальцах, которые каждый по себе слаб, а будучи сжатым в кулак представляет собой силу. Или исторический пример, когда легко можно переломить каждую стрелу, но невозможно это сделать с целым пучком.

"Первыми фашистами стали себя называть римские солдаты Юлия Цезаря,завоевавшие Египет. (во многом и методы у них были достаточно фашистские в современном понимании) По образу Меджаев, римляне полагали, что они несут в варварскую страну порядок и закон. Символом власти императора считался боевой топор, обложенный пучком прутьев и перевитый лентами,который и назывался фашина. Символика состоит в том, что вокруг сильнойвласти (топор), путем небольших ограничений (лента), будут крепнуть народы (прутья)." (с) Но вернёмся к знаку свастики руническому солярному символу.

К символике третьего рейха мы ещё вернёмся ближе к концу публикации. А пока давайте рассмотрим свастику без содрогания и предрассудков. Попробуем избавиться от презрительного взгляда на этот древний символ вечного вращения.

Я решил отстраниться от подачи этой темы новорусскими проповедниками. Нельзя отрицать тот факт, что древнеславянские традиции использовали солярный знак свастики, но уж очень у них подход навязчивый. Что бы не скатываться в противоположную сторону заблуждений взглянём на свастику несколько шире.

Учитывая то, что длинные тексты не все осиливают, решил показать собранные примеры, для реабилитации самого знака. Просто давайте обратим внимание на всё многообразие свастик в культурах разных народов. Для понимания сути этого должно быть достаточно.

Начнём, пожалуй, со вселенной. Найдите Большую медведицу, и левее от нее увидите созвездие в виде Свастики. Не знаю правда ли это, но ныне оно исключено их атласов звёздного неба. Так утверждают в статьях. Сам не проверял, это не так уж важно.


Не правда ли похоже на спиральную галлактику.?
А вот и рунические символы пращуров. Их тоже множество примеров, и вариантов интерпретации.

И индия, где свастика очень распространена.

Даже среди джунглей можно найти свастику.

Как вы думаете, что на картинке? Это фрагмент одеяния православного священника высшего церковного сана.

Вы все ещё верите, что свастику придумали фашисты нацистской Германии?

А в этой картинке никого не узнаете? Российский император спешит к своему автомобилю.

Но вы не на царя смотрите, а на капот машины. Нашли? Появление свастики при дворе последнего русского царя связано с именем его жены, Александры Федоровны. Возможно, здесь проявилось влияние на императрицу врача Петра Бадмаева. Бурят по происхождению, ламаист, Бадмаев проповедовал тибетскую медицину и поддерживал связи с Тибетом. Известны изображения гамматического креста на рисованных открытках Государыни.

"Левосторонняя свастика имела в царской семье особый смысл и использовалась как оберег, и как символическое отображение личности царя. Перед казнью бывшая императрица начертала на стене дома Ипатьева свастику и что-то написала. Изображение и надпись сфотографировали, а затем уничтожили. Обладателем этой фотографии был лидер белого движения в эмиграции генерал Александр Кутепов. Кроме того, Кутепов хранил икону, найденную на теле бывшей императрицы. Внутри иконы была запись, в которой поминалось общество «Зеленый дракон». Странные телеграммы подписанные «Зеленый» получал из Швеции Григорий Распутин. Общество «Зеленых», родственное обществу Туле, находится в Тибете. Перед приходом Гитлера к власти в Берлине жил тибетский лама, прозванный «человеком в зеленых перчатках». Его регулярно навещал Гитлер. Лама трижды без ошибок сообщал газетам, сколько нацистов пройдет на выборах в рейхстаг. Посвященные называли ламу «держателем ключей от королевства Агарти». В 1926 году в Берлине и Мюнхене появляются пока еще малочисленные колонии тибетцев и индусов. Когда нацисты получили доступ к финансам Рейха, они начали отправлять в Тибет большие экспедиций, эта живая связь не прерывалась до 1943 года. В день, когда советские войска закончили битву за Берлин, среди трупов последних защитников нацизма было найдено около тысячи тел добровольцев смерти, людей тибетской крови.(с)

В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика - "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна.

Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её"фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских традициях - оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...(с)

А на этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди , в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.

География расширяется.
В Индии Свастика является символ эзотерического буддизма. По преданию, она была запечатлена на сердце Будды за что и получила название «Печать Сердца».

Заглянём в историю распространения свастики.
""Вместе с одной и ветвей индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов.
Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива - III тысячелетие до н.э.) - на мисках, где она размещалась в самом центре композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю.
Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

При желании можно даже найти сочетание в орнаменте свастики и шестиконечной звезды Магендовида.

С этой же волной индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, но приобрела мистический смысл.

В самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где основатели буддизма оставили свои вехи.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал ее своим символом."

Вместе с буддизмом из Индии свастика проникла в Тибет и Японию. В Японии свастичный символ называется мандзи (Manji). Изображение мандзи можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев.

Наряду с Северной Америкой и восток Евразии отмечен солярным знаком и японец в украшенном мандзи шлеме.

Японская гравюра 18 века

Японская крыша

Вот украшенный свастикой фасад здания в Катманду.

А вот и сам Будда.

На этом месте можно было уже ставить точку. Для общего понимая того, что в самой по себе свастике нет ничего плохого этих примеров уже хватает. Но мы посмотрим ещё несколько. Восток вообще более бережно хранит свою историю и соблюдает традиции. Башня пагоды с золотой свастикой, солярным знаком.

Ещё один Будда
Это ли не пример того, что солярный коловрат не просто орнамент украшательного характера, а символ священный, имеющий глубокий сакральный смысл. Потому же мы её можем видеть на буддийский мандале.

И на священной ступе

Современный Непал

Коловрат-свастика запечатлен еще на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге легендарный князь Святослав ходил на Константинополь, бил хазар. Этот лучезарный символ использовался языческими волхвами (жрецами) в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские,
вологодские рукодельницы.

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа, ее часто можно было встретить на православных иконах. Как пример, свастика на головном уборе Божьей Матери иконы, именуемой"Державная". Помните орнамент на праздничном одеянии православного священника выше? Оттуда же.


По легенде, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. В самой старой синагоге Израиля на полу изображена Свастика, хотя считается, что иудеи чуть ли не единственное племя не считающее свастику священным символом.

Вновь Свастика стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке. Она повсеместно стала использоваться в орнаментике, как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Появилась даже трактовка, что символ Свастики необходимо понимать, как аббревиатуру из четырёх слов, начинающихся с латинской буквы «L»: Light — Свет, Солнце; Love — Любовь; Life — Жизнь; Luck — Судьба, Удача, Счастье.Это уже её современная трактовка, без признаков языческого культа.


А вот очень старый "ископаемый" пример свастики.


В настоящее время свастика изображена на президентском штандарте Финляндии.


И её можно найти на карте современной Америке...

Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев - индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан , ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.

Что же означала свастика? Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с алтарём - местом слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие под Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.

В середине 20-го века свастика стала одним из основных инструментов в противостоянии цивилизаций. И это отразилось не только в массовом использовании символа как «маркера» определённых сил, но и в активной эзотерико-мистической технологии применения. Этим аспектом занимались специальные сообщества 3 рейха, в первую очередь Аненербе. Свастику использовали как универсальный инструмент контактного и дистанционного психического кодирования отдельных лиц и групп, волевой проекции на географический регион, формирования событий (будущего заданного типа) и т.п. Далеко не все манипуляции со свастикой дали ожидаемый эффект, однако степень эффективности и характер использования не являются общеизвестной информацией. Эта сторона 2-й мировой войны ещё хранит свои тайны.
Вообще свастик великое множество.

Но как же свастика стала олицетворением фашизма?

Созданная в 1921 году по эскизам Адольфа Гитлера партийная символика и флаг NSDAP (Национал-социалистической Германской Рабочей Партии) впоследствии стали государственными символами Германии (1933-1945). Возможно, что Гитлер при выборе свастики в качестве эмблемы руководствовался теорией немецкого геополитика Карла Хаусхофера, который считал, что свастика - символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов.

Именно Хаусхоферу принадлежит выражение: «Пространство как фактор силы», которое у него позаимствовал Гитлер. В представлении самого Гитлера, свастика символизировала «борьбу за торжество арийской расы». К этому времени Свастику уже активно использовали австрийские антисемитские организации.

Тогда же было принято нацистское приветствие «Зига». «Зига» («sieg» - победа) - это жест приветствия Солнца: от сердца к Солнцу дорогой правой руки, ладонь левой руки при этом лежит внутренней стороной на животе, образуя зиг-руну. После 1933 года свастика окончательно стала восприниматься как нацистский символ, в результате чего, была исключена из эмблематики скаутского движения. Киплинг убрал свастику с обложек своих книг.

"В современном мире, как и раньше, широко используется специальный инструментарий - графическая символика - для целенаправленного воздействия на чувства, мысли и желания людей. История использования символов столь же глубока как и история человека разумного. И в этой истории особое место занимает идея поиска некого универсального ключа, магического знака, овладев которым становится возможным управлять не только человеком, но и целыми народами. Насколько реальна эта идея?
Ответ связан с ответом на другой вопрос: из чего состоит мир, в котором мы живём? Тысячи лет им задавались выдающиеся мыслители, актуальным он остаётся и в современном мире. В эпоху античности была популярна идея о скрывающихся за многообразием предметов и явлений лишь нескольких фундаментальных начал - стихий: огня, воды, земли, воздуха, и квинтэссенции этих стихий - эфира. Согласно античным учениям из этих субстанций образуются все известные предметы и явления, а системообразующим процессом является взаимодействие мира идей и мира стихий. Мир идей в данном случае похож на «грандиозное программное обеспечение» для Вселенной. Такая трактовка строения мира допускает материализацию идей в некие монады посредством особой субстанции - субстанции чистой информации - способной видоизменять в вещественном мире любой предмет. Может именно так следует понимать смысл загадочного «философского камня».
В данном случае мы определяем информацию как одно из первичных начал, своеобразную стихию. Что же собой представляют элементы мира идей, отражённые в форме субстанции? Как будет воспринимать их сознание человека? По всей видимости, в виде символов и знаков. Вероятно, внутреннее психическое пространство человека возможно представить в виде живых символов, объединённых в тексты. Имея в своей основе одну природу - единого во Вселенной мира идей, люди независимо от расы, эпохи, языковой культуры, среды обитания, имеют в своей психической структуре одни и те же первичные символьные конструкции. Такая точка зрения позволяет понять, почему на протяжении известной нам истории цивилизации людей существуют схожие и даже полностью идентичные символы, используемые практически во всех регионах планеты у самых разных народов."(с)

И если интересно музей свастики

ВИДЕО И на последок фотографии друга. Свастика в Сингапуре.


(с)
В публикации использовался материал с десятка статей и публикаций.

Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях, хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.

В мире о свастике написаны тома, и лишь российские авторы о ней умалчивают. А ведь это наша история! Напомним, что арии жили когда-то в современных областях восточной Европы (там, где сегодня расположены Молдавия, Белоруссия, западная часть России) и потом, под натиском неблагоприятного климата, они перекочевали к Уралу и на юг в сторону Индии. Их символы и традиции передались позднее обосновавшимся здесь скифо-сарматам и славянам-русичам.

На Руси крест с изгибами имел даже русское название - «коловрат ». Подобно термину «суасти», его корни переводятся как «Солнце» и «вращение», или «солнцеворот».

Свастика — быть прекрасному

Судя по звучанию именно от «суасти» и произошло название «свастика». На санскрите «суасти» означает:

  • СУ — прекрасный, добро
  • АСТИ — быть, то есть «БЫТЬ ДОБРУ! «

или «БЫТЬ ПРЕКРАСНОМУ ! »

То есть название такое пришло в мир из индийской культуры, хотя не эта культура дала миру этот символ. Когда-то солнечные символы пришли в Индию (хотя тогда она так не называлась) от северных народов — от ариев. А вот откуда он у ариев — это предмет споров. Версии есть разные.

По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики, как религиозного, так и культурно-бытового символа является Россия - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастичных символов, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта и храмы. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели четкую форму Свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Великого Скифского царства (изображен сосуд из Скифского Царства 3-4 тыс. до н.э.)

Свастика и Свастичные символы являлись главными и, можно даже сказать, почти единственными элементами древнейших славянских орнаментов . Свастику находили в Мальте, в Тибете, в России, в Германии, в Китае, в Японии, на острове Крите, в древних государствах кельтов, в Индии, в Греции, в Египте, в Скандинавии, в Риме, у ацтеков, на тканях времен инков , и в других государствах.


Свастика у ацтеков

Существует интерпретация названия «Свастика» через руны. Автор данной публикации не обладает достаточными знаниями в области рун, и может лишь передать найденное в иных источниках. В данной версии слово СВАСТИКА переводили как ПРИШЕДШИЕ С НЕБЕС, ДВИЖЕНИЕ НЕБЕС.

  • Руна СВА означала небеса,
  • С — руна направления,
  • руна ТИКА — движение, пришествие, течение.

До сих пор существует слово ТИКать, то есть бежать. Такие слова как мисТИКа, АркТИКа образованы от этой же руны. Древние религии описывают ее как скопление знаков удачи.

Свастику пытались освоить даже сами евреи. До Второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (штат Коннектикут, США) . Евреи использовали левостороннюю собирательную Свастику. Но она использовалась в единичных случаях. Евреям запрещено преклоняться перед Солнцем. Только в иудаизме поклонение Солнцу — это страшный грех.

Свастика в движении звезд

Встречается и объяснение происхождения свастики астрономического характера. Правда в этой версии объясняется именно сама форма знака, но не название, а также взята временная точка отсчета — рубеж пятого - четвертого тысячелетия до н.э., как время возникновения знака.

В это время северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды А (альфа) созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадет с этой звездой.

Жрецы древней трипольской культуры наблюдая за ночным небом, зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза за год: осенью, зимой, весной и летом. В интересующее нас время северный небесный полюс, как мы знаем, находился вблизи звезды Тубан («Дракон»). Направление на полюс задается линией, проведенной через звезды g (гамма) и h (эта) созвездия Малой Медведицы. Теперь зарисуем положение Малой Медведицы ровно в 10 часов вечера в один из дней октября, января,апреля и июля. Соединим плавными линиями, проходящими через центр вращения - небесный полюс - часть звезд малого ковша и рукоятки. В результате получим хорошо знакомый символ - свастику, - означающий годовой цикл изменения времен года.

К сожалению, в XX веке этот древнейший символ приобрел негативный смысл. Его связывают с нацистами . Именно поэтому летом 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, по специальному приказу НКВД уполномоченные на местах изымали в российской глубинке одежду, домашнюю утварь с орнаментом в виде свастики. Хотя, конкретно в России, эту символику запрещали еще ранее, после заметки Луначарского в газете в 1924 году.

И все же для для славян наиболее близким и правильным скорее является название коловрат — зачем нам эти импортные названия .

Четырехлучевая свастика представляет собой двадцатиугольник, с осевой симметрией 4-го порядка. Правильная -лучевая свастика описывается точечной группой симметрии (символика Шенфлиса). Эта группа порождается вращением -ого порядка и отражением в плоскости, перпендикулярной оси вращения - так называемой «горизонтальной» плоскости, в которой лежит рисунок. За счет операции отражения свастика ахиральна и не имеет энантиомера (то есть «двойника», полученного отражением, который не может быть совмещен с исходной фигурой каким-либо вращением). Вследствие этого в ориентированном пространстве право- и левовращающая свастики не различаются. Право- и левовращающая свастики различаются только на плоскости , где рисунок имеет чисто вращательную симметрию. При четном появляется инверсия , где - вращение 2-го порядка.

Можно построить свастику для любого ; при получится фигура, подобная знаку интеграла. Например, символ борджгали (см. ниже) является свастикой с . Свастикоподобная фигура вообще получится, если взять любую область на плоскости и размножить ее вращением раз относительно вертикальной оси , не лежащей в вертикальной плоскости симметрии области .

Происхождение и значение

Иллюстрация из ЭСБЕ.

Слово «свастика» - составное из двух санскритских корней: सु , су , «добро, благо» и अस्ति , асти , «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие» . Есть и иное название свастики - «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον ), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ).

Свастика - символ Солнца, удачи, счастья и созидания. В западноевропейской средневековой литературе имя бога Солнца древних пруссов Свайкстикса (Svaixtix) впервые встречается в латиноязычных памятниках -начала XVII века : «Sudauer Buchlein» (сер. XV в.), «Episcoporum Prussiae Pomesaniensis atque Sambiensis Constitutiones Synodales» (1530), «De Sacrificiis et Idolatria Veterum Borvssorvm Livonum, aliarumque uicinarum gentium» (1563), «De Diis Samagitarum» (1615) .

Свастика - один из древних и архаичных солярных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части - четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее - и годовое движение Солнца.

Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян» , дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой - женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

О значении свастики Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. пишет следующим образом:

Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII - XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» (crux gammata ), христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.

Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть - и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик - они воспринимались в единстве.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.

Использование в религии

Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Буддизм

Другие религии

Широко используется джайнистами и последователями Вишну . В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.

Использование в истории

Свастика - сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита . Символ встречается в культуре многих народов. Украина , Египет , Иран , Индия , Китай , Мавераннахр , Россия , Армения , Грузия , государство Майя в центральной Америке - вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.

В Древнем мире

Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры . Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 лет до нашей эры.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков - закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики - квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.

В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ , которое существовало во II-III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика нередко встречается на оберегах славян , немцев , поморов , куршей , скифов , сарматов , мордвы , удмуртов , башкир , чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.

В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали , выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян» . В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников - финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно А. Оссендовскому , Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин . Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии .

Свастика в Индии

Свастика в России (и на её территории)

Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте Андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы).

Ромбо-меандровый свастический орнамент в Костёнковской и Мезинской культурах (25-20 тыс. лет до н. э.) изучал В. А. Городцов . Пока нет достоверных данных о том, где впервые стали использовать свастику, но самое раннее её изображение зарегистрировано не на Руси .

Свастика использовалась в обрядах и строительстве, в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах . Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах . Вышитая на одежде, свастика могла иметь определённое обережное значение.

Символ свастики использовала как личный знак и символ-оберег императрица Александра Фёдоровна . Изображения свастики встречаются на рисованных открытках императрицы . Один из первых таких «знаков» был поставлен императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной ею рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден .

Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам (“свастика”), выдумываю всегда новое

Свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства 1917 г. и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках , имевших хождение с 1918 по 1922 гг. .

В ноябре 1919 г. командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан , в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики . Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая - «вихрь», «жизненную энергию» .

Также, изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т. н. «Город мёртвых»). В доисламский период свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).

Свастика и цензура в СССР

На территории современного Израиля изображения свастики обнаружены при раскопках в мозаиках древних синагог . Так, синагога на месте древнего поселения Эйн-Геди в районе Мертвого моря датируется началом II века, а синагога на месте современного кибуца Маоз Хаим на Голанских высотах действовала в между IV и XI столетиями.

В Северной, Центральной и Южной Америке свастика встречается в искусстве Майя и Ацтеков . В Северной Америке племена навахо , теннесси и огайо использовали символ свастики в ритуальных захоронениях.

Тайское приветствие Сватди! происходит от слова сватдика (свастика).

Свастика в качестве эмблемы нацистских организаций

Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста.

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду её распространенности в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 г. во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта (здесь, возможно, было влияние Прибалтики, так как многие бойцы Добровольческого корпуса сталкивались со свастикой в Латвии и Финляндии) . Уже в 20-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом ; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны (хотя в декоративных целях, разумеется, применялись, в том числе и нацистами, и другие варианты).

Собственно, нацисты для обозначения служившей их символом свастики использовали термин Hakenkreuz («хакенкройц» , дословно «крюковый крест» , варианты перевода также - «кривой» или «паукообразный» ), что не является синонимом слова свастика (нем. Swastika ), также имеющего хождение в немецком языке. Можно сказать, что «хакенкройц» - такое же национальное название свастики в немецком языке, как «солнцеворот» или «коловрат» в русском или «хакаристи» в финском, и употребляется обычно именно для обозначения нацистского символа. В русском переводе это слово было переведено как «мотыгообразный крест» .

На плакате советского графика Моора «Все на „Г“» (1941) свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы написанных по-русски фамилий лидеров Третьего рейха - Гитлер , Геббельс , Гиммлер , Геринг .

Географические объекты в виде свастики

Лесная свастика

Лесная свастика - лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае, как правило, используется сочетание хвойных (вечнозелёных) и лиственных (листопадных) деревьев.

До 2000 года лесная свастика существовала к северо-западу от поселения Церников, в районе Уккермарк , в земле Бранденбург на северо-западе Германии.

На склоне холма недалеко от деревни Таш-Башат, в Киргизии , на границе с Гималаями находится лесная свастика «Эки Нарин» (41.447351 , 76.391641 41°26′50.46″ с. ш. 76°23′29.9″ в. д.  /  41.44735121 , 76.39164121 (G) ).

Лабиринты и их изображения

Здания в форме свастики

Комплекс 320-325 (англ. Complex 320-325 ) - одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо (англ. Naval Amphibious Base Coronado ), в заливе Сан-Диего , Калифорния . База находится под управлением военно-морских сил США и является центральной тренировочной и операционной базой специальных и экспедиционных сил. Координаты 32.6761, -117.1578.

Здание Комплекса было построено между 1967 и 1970 годами. Оригинальный проект представлял собой два центральных здания для котельной установки и зоны релаксации и троекратное повторение поворотом под углом в 90 градусов к центральным зданиям L-образного здания казарм. Законченное здание получило форму свастики, если смотреть на него сверху.

Компьютерный символ свастики

В таблице символов стандарта Unicode есть знаки китайских иероглифов 卐 (U+5350) и 卍 (U+534D), являющихся свастиками.

Свастика в культуре

В испанском сериале "Чёрная лагуна" (Русский вариант "Закрытая школа") нацистская организация, разрабатывающая в недрах секретной лаборатории под интернатом, имела герб, в котором была зашифрована свастика.

Галерея

  • Свастика в европейской культуре
  • Свастика в римской мозаике 2 века н.э.

  • Свастика в культуре других народов
  • Свастика на статуе Будды.

    Свастика на обломке кувшина в музее истории города Еревана.

    Левая свастика на корейском храме

    Индейская баскетбольная команда, 1909

См. также

Примечания

  1. Р. В. Багдасаров. Радиопередача «Свастика: благословение или проклятие» на «Эхо Москвы».
  2. Кораблёв Л. Л. Графическая магия исландцев. - М.: «Велигор», 2002. - С. 101
  3. http://www.swastika-info.com/images/amerika/usa/cocacola-swastika-fob.jpg
  4. Городцов В. А. Археология. Каменный период. М.; Пг., 1923.
  5. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1985.
  6. Тарунин А. Прошлое - Коловрат в России .
  7. Багдасаров, Роман; Дымарский Виталий, Захаров Дмитрий Свастика: благословение или проклятие . "Цена Победы" . "Эхо Москвы ". Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 7 апреля 2010.
  8. Багдасаров, Роман. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки . - М .: М., 2001. - С. 432.
  9. Сергей Фомин. Материалы к истории Царицына Креста
  10. Письма Царской Семьи из заточения. Джорданвилль, 1974. С. 160; Dehn L. The Real Tsaritsa. London, 1922. Р. 242.
  11. Там же. С. 190.
  12. Николаев Р. Советские «кредитки» со свастикой? . Сайт «Бонистика» . - статья также пубиковалась в газете «Миниатюра» 1992 №7, с.11.. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 24 июня 2009.
  13. Евгений Жирнов. Право ношения свастики присвоить всем красноармейцам // Журнал «Власть». - 01.08.2000 г. - № 30 (381)
  14. http://www.echo.msk.ru/programs/victory/559590-echo/ Интервью с историком и религиоведом Романом Багдасаровым
  15. http://lj.rossia.org/users/just_hoaxer/311555.html ЛЮНГТН
  16. Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. - М.: 1926.
  17. У.Ширер. Взлёт и падение Третьего рейха
  18. цитата из книги Р. Багдасарова «Мистика огненного креста», М., Вече, 2005
  19. Обсуждение терминов Hakenkreuz и Swastika в сообществе Живого Журнала «Linguaphiles» (на англ.)
  20. Адольф Гитлер , «Майн Кампф»
  21. Керн Германн. Лабиринты мира / Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 432 с.
  22. Azerbaijani Carpets (англ.)
  23. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь Фалунь Дафа

Литература

На русском языке

  1. Уилсон Томас. Свастика. Древнейший известный символ, его перемещение из страны в страну, с наблюдениями о перемещении некоторых ремёсел в доисторические времена / Перевод с англ.: А. Ю. Москвин // История свастики с древнейших времён до наших дней. - Нижний Новгород: Изд-во «Книги», 2008. - 528 с. - С. 3-354. - ISBN 978-5-94706-053-9 .
    (Это первая публикация на русском языке лучшего фундаментального труда по истории свастики, написанного куратором отдела доисторической антропологии Национального музея США Томасом Уилсоном, и изданного впервые в сборнике Смитсоновского института (Вашингтон) в 1896 году).
  2. Акунов В.

В учебниках мировой истории, документальных фильмах о Второй Мировой войне мы видим знак, который несет в себе идеологию фашизма. Пугающий знак нарисован на нарукавных повязках эсэсовцев, на фашистском флаге. Им отмечались захваченные объекты. Кровавого символа боялись многие страны и, конечно, никто не задумывался, что означает фашистская свастика.

Исторические корни

Вопреки нашим предположениям, свастика - не гитлеровская придумка. Свою историю этот символ начинает еще далеко до нашей эры. В процессе изучения различных эпох археологи видят этот орнамент на одежде и разных предметах быта.

География находок обширна: Ирак, Индия, Китай и даже в Африке найдена погребальная фреска со свастикой. Однако, самое огромное количество подтверждений использования свастики в повседневной жизни людей собрано на территории России.

Само слово переводится с санскрита - счастье , благоденствие . Знак вращающегося креста по некоторым догадкам ученых символизирует путь солнца по куполу небес , является символом огня и домашнего очага. Оберегает дом и храм.

Первоначально в бытовой жизни знак вращающегося креста стали применять племена белых людей, так называемой Арийской расы. Однако, арийцами исторически являются индоиранцы. Предположительно, коренной территорией является Евразийское приполярье, район Уральских гор, а значит и тесная связь со славянскими народностями вполне объяснима.

Позднее эти племена активно переселялись на юг и осели в Ираке и на территории Индии, принеся с собой культуру и религию в эти земли.

Что означает немецкая свастика?

Возродился знак вращающего креста в XIX веке благодаря активным археологическим действиям. Тогда он применялся в Европе в качестве оберега, приносящего удачу. Позже появилась теория об исключительности немецкой расы, и свастика приобрела статус символа многих ультраправых немецких партий .

В своей автобиографической книге Гитлер указал, что придумал эмблему новой Германии самостоятельно. Однако по сути это был уже давно всем известный знак. Гитлер изобразил его черным, в белом кольце, на красном фоне и назвал Хакенкройцем , что по-немецки означает «крюковой крест ».

Кроваво-красное полотно было предложено сознательно для того, чтобы привлечь внимание советского народа и с учетом психологического влияния такого оттенка. Белое кольцо - это знак национального социализма, а свастика - знак борьбы Арийцев за свою чистую кровь.

По гитлеровской задумке крюки - ножи, подготовленные для евреев, цыган и нечистых.

Свастика славян и фашистов: отличия

Однако, при сравнении с фашистской идеологической эмблемой обнаружен ряд отличительных особенностей:

  1. Славяне не имели четких правил по изображению знака. Свастикой считалось достаточно большое количество орнаментов, все они имели свои имена и обладали особой силой. В них встречались пересекающиеся линии, частые разветвления или даже изогнутые кривые. Как известно, в гитлеровской эмблеме существует только четырехгранный крест с острыми загнутыми кончиками в левую сторону. Все пересечения и изгибы под прямым углом;
  2. Индоиранцы рисовали знак красным цветом на белом фоне, однако другие культуры: буддистская и индийская использовали синий или желтый;
  3. Арийский знак был мощным благородным оберегом, который символизировал собой мудрость, семейные ценности и самопознание. По их задумке, немецкий крест - оружие против нечистой расы;
  4. Предки использовали орнамент в предметах обихода. Украшали им одежду, ручники, салфетки, расписывали им вазы. Фашисты применяли свастику для военных и политических целей.

Таким образом, нельзя ставить оба эти знака в одну линейку. Они имеют достаточно много отличий, как в написании, так и в использовании и идеологии.

Мифы о свастике

Выделяют несколько заблуждений , касающихся древнего графического орнамента:

  • Направление вращения не имеет значения. По одной из теорий направленность солнца в правую сторону означает мирную созидательную энергию, а если лучи смотрят влево, то энергия становится разрушительной. Славяне в том числе использовали левосторонний орнамент для привлечения покровительства предков и увеличения силы рода;
  • Автор немецкой свастики не Гитлер. Впервые мифический знак на территорию Австрии привез путешественник - настоятель монастыря Теодор Хаген в конце XIX века, откуда она распространилась на немецкой земле;
  • Свастика в виде военного знака применялась не только в Германии. РСФСР с 1919 года использовала нарукавные значки со свастикой для обозначения калмыцких военных.

В связи с тяжелыми событиями войны свастический крест приобрел резко негативную идеологическую окраску и по решению послевоенного трибунала был запрещен .

Реабилитация арийского символа

Различные государства сегодня по-разному относятся к свастике:

  1. В Америке некая секта активно пытается реабилитировать свастику. Там даже существует праздник реабилитации свастики, который называют Всемирным и отмечают 23 июня;
  2. В Латвии перед хоккейным матчем во время показательного флешмоба танцующие развернули большую фигуру свастики на ледовом катке;
  3. В Финляндии свастика используется на официальном флаге военно-воздушных войск;
  4. В России все еще кипят горячие споры на предмет восстановления знака в правах. Есть целые группы свастикофилов, которые приводят различные положительные аргументы. В 2015 году Роскомнадзор говорил о допустимости демонстрации свастики без ее идеологической пропаганды . В тот же год Конституционный суд запретил использовать свастику в любом виде, в связи с тем, что это аморально по отношению к ветеранам и их потомкам.

Таким образом, отношение к арийскому знаку разное во всем мире. Однако всем нам нужно помнить, что означает фашистская свастика, так как она явилась символом самой разрушительной идеологии в истории человечества и ничего общего с древнеславянским знаком по смысловой нагрузке не имеет.

Видео про значение фашистского символа

В данном ролике Виталий Державин расскажет про еще несколько значений свастики, как она появилась и кто первый начал использовать этот символ:

08.04.2011

У многих людей Свастика ассоциируется с Фашизмом и Гитлером. Это мнение вбивалось в головы людей последние 60 лет. Мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была Свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы РСФСР. Существует даже такое мнение, что Свастику Гитлеру подарил сам товарищ И. В. Сталин в 1920 году.

История свастики уходит своими корнями в глубину тысячелетий…

История свастики

Свастичный символ представляет собой вращающийся крест с загнутыми концами, направленными по или против часовой стрелки. Как правило, сейчас во всем мире все Свастичные символы называют одним словом - СВАСТИКА, что в корне неверно, т.к. каждый Свастичный символ в глубокой древности имел свое собственное название, предназначение, Обереговую Силу и Образное значение.

Свастичная символика, как самая древняя, наиболее часто встречается при археологических раскопках. Чаще других символов ее находили в древних курганах, на развалинах древних городов и поселений. Кроме того, свастичная символика изображалась на различных деталях архитектуры, оружии, одежде и бытовой утвари у многих народов мира. Свастичная символика повсеместно встречается в орнаментике как знак Света, Солнца, Любви, Жизни.

Старейшие археологические артефакты с изображением свастичной символики ныне датируются приблизительно 4-15 тысячелетием до н.э. (справа изображен сосуд из Скифского Царства 3-4 тыс. до нашей эры). По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастики как религиозного, так и культурно-бытового назначения символа является Россия. Ни Европа, ни Индия, ни Азия не могут сравниться с Россией в изобилии свастичных символов покрывающих русское оружие, стяги, национальные костюмы, домашнюю утварь, предметы повседневного быта и сельскохозяйственного назначения, а также дома и храмы. Раскопки древних курганов, городов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские города имели четкую форму Свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Это видно на примере Аркаима, Вендогарда и других.

Свастика и свастично-солярные символы являлись главными элементами древнейших праславянских орнаментов.

Свастичная символика в различных культурах

Но не только Арии и Славяне верили в мистическую силу свастичных узоров. Такие же символы были обнаружены на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастичные символы в левовращательнои и правовращательнои форме встречаются в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н. э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей красуется Свастика.

Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, прекрасные ковры, сотканные персами и кельтами. Рукотворные пояса, сотворенные коми, русскими, сами, латышами, литовцами и другими народами, также наполнены свастичной символикой, причем в настоящее время даже этнографу трудно разобраться, к какому из народов отнести данные орнаменты. Судите сами.

Свастичная символика с древнейших времен была основной и главенствующей почти у всех народов на территории Евразии: славян, германцев, марийцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей, индусов, исландцев, шотландцев и многих других.

Во многих древних Верованиях и религиях Свастика является самым важным и самым светлым культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме Свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. (Словарь "Буддизм", М., "Республика", 1992); в тибетском ламаизме - охранный символ, символ счастья и талисман.

В Индии и Тибете Свастика изображается повсеместно: на стенах и воротах храмов, на жилых зданиях, а также на тканях, в которые заворачивают все священные тексты и таблички. Очень часто свастичными орнаментами обрамляют священные тексты из Книги Мертвых, которые пишутся на погребальных покровах, перед кродированием (кремацией).

Изображение множества Свастик, вы можете наблюдать как на старинной японской гравюре XVIII века, так и на безподобных мозаичных полах в залах Санкт-Петербургского Эрмитажа.

Но об этом вы не найдете никаких сообщений в средствах массовой информации, ибо они понятия не имеют о том, что такое Свастика, какой древнейший образный смысл она несет в себе, что она значила на протяжении многих тысячелетий и означает сейчас для Славян и Ариев и множества народов, населяющих нашу Землю.

Свастика у славян

СВАСТИКА у славян - это «Солярная» символика, или другими словами «Солнечная» символика, что означает вращение Солнечного круга. Так же слово Свастика означает «Небесное Движение», Сва - Небеса, Тик - Движение. Отсюда и имена славянских богов: птицу Матерь Сва (покровительницу Руси), бога Сварога и наконец Сварга - место обитания светлых богов славянских мифов. Свастика в переводе с санскритского языка (под одной из версий Санскрит - Древнерусский Славянский язык) «Свасти» - Приветствие, пожелание удачи.

В свастику верили как в талисман, "притягивающий" удачу. На Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье. В Ипатьевском доме, где расстреляли семью последнего русского императора Николая II, императрица Александра Федоровна изрисовала все стены этим божественным символом, но против безбожников свастика не помогла. В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию. Кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой.

При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт священным символом. В начале ХХ века свастика стала самым распространенным обереговым символом в России, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской, учений Гвидо фон Листа и т.п. Простой народ на протяжении тысячелетий использовал свастичные орнаменты в бытовом обиходе, а в начале нынешнего столетия интерес к свастичным символам появился и у власть имущих. В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-Восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р. внутри.

После свержения самодержавия Свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы с изображением Коловрата (Свастики) на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II.

Начиная с 1918 года, большевиками в обращение вводятся новые купюры достоинством в 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а целых три. Две поменьше - в боковых вязях и крупная Свастика - посредине. Деньги со Свастикой печатались большевиками и были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.

Свастичные символы

Свастичные символы несут в себе огромный тайный смысл. В них заложена огромная Мудрость. Каждый свастичный символ открывает пред нами Великую картину мироздания. Древняя Славяно-Арийская Мудрость гласит о том, что наша галактика имеет форму Свастики и называется СВАТИ , а система Ярилы-Солнца, в которой совершает свой путь наша Мидгардъ-Земля, находится в одном из рукавов этой небесной Свастики.

На Руси насчитывалось 144 вида свастичных символов: Свастика, Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Свасти, Сваор, Солнцеврат, Агни, Фаш, Мара; Инглия, Солнечный Крест, Солард, Ведара, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Свати, Раса, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. Можно было бы еще перечислять, но лучше рассмотрим далее кратко несколько солярных свастичных символов: их начертание и Образное значение.

КОЛОВPAT - Символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный, символизирует Возрождение; Небесный - Обновление; черный - изменение.

ИНГЛИЯ - Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия - символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

СВЯТА ДАР - Символизирует Древнюю Священную северную прародину белых народов - Даарию, называемую ныне: Гиперборея, Арктида, Северия, Райская земля, которая находилась в Северном океане и погибла в результате Первого Потопа.

СВAOP - Символизирует нескончаемое, постоянное Небесное Движение, именуемое - Свага и Вечный Круговорот Жизненных Сил Вселенной. Считается, что если Сваор изображен на предметах домашней утвари, то в доме всегда будет достаток и Счастье.

СВАОР-СОЛНЦЕВРАТ - Символизирует постоянное Движение Ярилы-Солнца по Небосводу. Для человека использование данного символа означало: Чистоту Помыслов и Деяний, Благость и Свет Духовного Озарения.

АГНИ (ОГЪНЬ) - Символ Священного Огня Жертвенника и Домашнего Очага. Обереговый Символ Вышних Светлых Богов, Охраняющий жилища и храмы, а также Древнюю Мудрость Богов, т.е. Древние Славяно-Арийские Веды.


ФАШ (ПЛАМЕНЬ) - Символ Защитного Обережного Духовного Огня. Сей Духовный Огонь очищает Дух человеческий от эгоизма и низменных помыслов. Это символ мощи и Единства Воинского Духа, победы Светлых Сил Разума над силами Тьмы и невежества.

ПОСОЛОНЬ - Символ заходящего, т.е. уходящего на покой Ярилы-Солнца; Символ завершения Созидательного Труда на благо Рода и Великой Расы; Символ Духовной Стойкости человека и Покоя Матери Природы.

ЧАРОВРАТ - Является Обереговым символом, охраняющим человека или предмет от наведения на него Черных Чар. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста, считая, что Огонь уничтожает темные силы и различные чары.

БОГОВНИК - Олицетворяет Вечную силу и покровительство Светлых Богов человеку, ставшему на Путь Духовного развития и совершенства. Мандала, с изображением этого символа помогает человеку осознать Взаимопроникновение и Единство Четырех Первоэлементов в нашей Вселенной.

РОДОВИК - Символизирует Светлую Силу Рода-Породителя, помогающей народам Великой Расы, оказывает постоянную поддержку Древних Многомудрых Предков людям, которые трудятся на благо Рода своего и созидая для потомков Родов своих.

СВАДЕБНИК - Мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным).


Д УНИЯ - Символ соединения Земного и Небесного Живого Огня. Его предназначение: сохранять Пути Постоянного Единства Рода. Поэтому все Огненные Жертвенники для кресения Безкровных Треб, принесенных во славу Богов и Предков, строились в виде данного символа.

НЕБЕСНЫЙ ВЕПРЬ - Знак Чертога на Сварожьем Круге; Символ Бога-Покровителя Чертога - Рамхата. Этим знаком обозначают соединение Прошлого и Будущего, Земной и Небесной Мудрости. В виде Оберега, эта символика использовалась людьми, вставшими на Путь Духовного Самосовершенствования.

ГРОЗОВИК - Огненная символика, при помощи которой становилось возможным управление Природными Стихиями Погоды, а также Грозовик использовался как Оберег, защищающий от непогоды жилища и храмы Родов Великой Расы.

ГРОМОВНИК - Небесный Символ Бога Индры, охраняющего Древнюю Небесную Мудрость Богов, т.е. Древние Веды. Как Оберег, изображался на воинском оружии и доспехах, а также над входами в Хранилища, дабы входящий в них со злыми помыслами поражался Громом (инфразвук).

КОЛАРД - Символ Огненного Обновления и Преображения. Этот символ использовали молодые люди, вступившие в Семейный Союз и ожидающие появления здорового потомства. На Свадьбу невесте дарили украшения с Колардом и Солардом.

СОЛАРД - Символ Величия Плодородия Матери Сырой Земли, получающей Свет, Теплоту и Любовь от Ярилы-Солнца; Символ процветания земли Предков. Символ Огня, дающий достаток и процветание Родам, созидающим для своих потомков, во Славу Светлых Богов и Многомудрых Предков.


ОГНЕВИК - Огненный Символ Бога Рода. Его изображение встречается на Куммире Рода, на наличниках и "полотенцах" по скатам крыш на домах и на ставнях оконцев. Как Оберег его наносили на потолки. Даже в Храме Василия Блаженного (Москва), под одним из куполов, можно видеть Огневик.

ЯРОВИК - Данный символ использовался как Оберег для сохранности собранного Урожая и во избежание падежа скота. Поэтому его очень часто изображали над входом в амбары, подклети, овчарни, риги, конюшни, коровники, овины и т.д.

СВАСТИКА - Символ вечного круговорота Вселенной; она символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак люди использовали как Оберег, который охранял существующий Закон и Порядок. От незыблемости их зависела сама Жизнь.

СУАСТИ - Символ движения, круговорота Жизни на Земле и вращения Мидгард-Земли. Символ четырех сторон света, а также четырех северных рек, разделяющих древнюю Священную Даарию на четыре "области" или "страны", в которых изначально жили четыре Рода Великой Расы.

СОЛОНЬ - Древний Солнечный символ оберегающий человека и его добро от темных сил. Изображался как правило, на одежде и предметах бытового назначения. Очень часто изображение Солони встречается на ложках, горшках и другой кухонной утвари.

ЯРОВРАТ - Огненный Символ Яро-Бога, управляющего яровым цветением и всеми благодатными погодными условиями. В народе считалось обязательным, для получения хорошего урожая, рисовать сей символ на орудиях сельскохозяйственного труда: плугах, серпах, косах и т.д.


ДУШЕВНАЯ СВАСТИКА - использовалась для концентрации Высших Сил Исцеления. Душевную Свастику имели право включать в орнамент одежды только Жрецы, поднявшиеся на высокий уровень Духовно-Нравственного совершенства.

ДУ ХОВНАЯ СВАСТИКА - пользовалась наибольшим вниманием у Кудесников, Волхвов, Ведунов, она символизировала Гармонию и Единство: Телес, Души, Духа и Совести, а также Духовную Силу. Волхвы использовали Духовную Силу для управления Природными Стихиями.

КОЛЯДНИК - Символ Бога Коляды, который совершает на земле Обновления и перемены к лучшему; это символ победы Света над тьмой и Светлого Дня над ночью. Кроме того, Колядник использовался как мужской Оберег, дающий мужам силы в созидательном труде и в битве с лютым ворогом.

КРЕСТ ЛАДЫ-БОГОРОДИЦЫ - Символ Любви, Гармонии и Счастья в семье, в народе его называли ЛАДИНЕЦ. Как Оберег его носили в основном девушки, дабы иметь защиту от "дурного глаза". А чтобы сила мощи Ладинца была постоянной, его вписывали в Великий Коло (Круг).

ОДОЛЕНЬ ТРАВА - Данный символ был главным Оберегом для защиты от различных болезней. В народе считалось, что болезни на человека насылают злые силы, а двойной Огненный знак способен сжечь любую хворь и болезнь, очистить тело и Душу.

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА - Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы.


СОЛНЕЧНЫЙ КРЕСТ - символ Духовной Силы Ярилы-Солнца и процветания Рода. Использовался как нательный Оберег. Как правило, Солнечный Крест наибольшей силой наделял: Жрецов Леса, Гридней и Кметей, которые его изображали на одежде, оружии и культовых принадлежностях.

НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ - Символ Небесной Духовной Силы и Силы Родового Единства. Использовался как нательный Оберег, охраняющий того, кто его носит, даруя ему помощь всех Предков его Рода и помощь Рода Небесного.

СВИТОВИ Т - Символ вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, которые готовятся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивали этот Оберег на платьях и сарафанах, чтобы рождались здоровые дети.

СВЕТОЧЬ - Данный символ олицетворяет соединение двух великих Огненных потоков: Земного и Божественного (Внеземного). Это соединение порождает Вселенский Вихрь Преображения, который помогает человеку раскрыть суть Многомерного Бытия, через Свет Познания Древних Основ.

ВАЛЬКИРИЯ - Древний Оберег, охраняющий Мудрость, Справедливость, Благородство и Честь. Этот знак особо почитаем у воинов защищающих Родную землю, свой Древний Род и Веру. Как охранный символ использовался Жрецами для сохранности Вед.

СВАРГА - Символ Небесного Пути, а также символ Духовного Восхождения, через многие гармоничные Миры Духовного Совершенства, через многомерные Местности и Реальности расположенные на Золотом Пути, к конечной точке странствования Души, которую называют - Мир Прави.


СВАРОЖИЧ - Символ Небесной Силы Бога Сварога, сохраняющий в первозданном виде все многообразие форм Жизни во Вселенной. Символ оберегающий разные существующие Разумные формы Жизни от Душевной и Духовной деградации, а также от полного уничтожения как Разумного вида.

РОДИМИЧ - Символ Вселенской Силы Рода-Породителя сохраняющий во Вселенной в изначальном виде Закон Преемственности Познания Мудрости Рода, от Старости к Младости, от Предков к Потомкам. Символ-Оберег, который надежно сохраняет Родовую Память из поколения в поколение.

РАСИЧ - Символ Единства Великой Расы. Вписанный в Многомерник Знак Инглии, имеет не один, а четыре цвета, по цвету ириса глаз Родов Расы: Серебренный у да"Арийцев; Зеленый у х"Арийцев; Небесный у Святорусов и Огненный у Рассенов.

СТРИБОЖИЧ - Символ Бога управляющего всеми Ветрами и Ураганами - Стрибога. Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.

ВЕДАМАН - Символ Жреца-Хранителя, который хранит Древнюю Мудрость Родов Расы Великой, ибо в этой Мудрости сохраняются: Традиции Общин, Культура взаимоотношений, Память о Предках и Богах Покровителях Родов.

ВЕДАРА - Символ Жреца-Хранителя Древней Веры Первопредков (Капен-Инглинга), который хранит Сияющую Древнюю Мудрость Богов. Данный символ помогает познать и использовать древние Знания на благо Процветания Родов и Древней Веры Первопредков.


СВЯТОЧ - Символ Духовного Возрождения и Озарения Великой Расы. Этот символ объединял в себе: Огненный Коловрат (Возрождение), движущийся по Многомернику (Жизнь человеческая), который соединял воедино Божественный Золотой Крест (Озарение) и Небесный Крест (Духовность).

СИМВОЛ РАСЫ - Символ Вселенского Единого Союза Четырех Великих Народов, Ариев и Славян. Народы Ариев объединяли воедино Роды и Племена: да"Арийцев и х"Арийцев , а Наро ды Славян - Святорусов и Рассенов . Это единство Четырех Народов обозначалось Символом Инглии Солярного цвета на Небесном Пространстве (Синий цвет). Солярную Инглию (Раса) пересекает Серебреный Меч (Совесть) с Огненной рукоятью (Чистые Помыслы) и направленным острием клинка меча в низ, который символизирует Сохранение и Защиту Древей Божественной Мудрости Великой Расы от различных сил Тьмы (Серебренный Меч, с направленным острием клинка в низ, означает защиту от внешних врагов)

Искоренение свастики

Во второй половине XX века, в Америке, Европе и СССР стали решительно искоренять этот Солярный символ, и искореняли его точно так же, как ранее искореняли: древнюю народную Славянскую и Арийскую Культуру; древнюю Веру и народные традиции; истинное, неискаженное правителями Наследие Предков, да и сам многострадальный Славянский народ, носитель древней Славяно-Арийской Культуры.

Да и сейчас пытаются запретить любые виды вращающихся Солярных крестов во многом те же самые люди или их потомки, но используя уже другие предлоги: если раньше это делали под предлогом классовой борьбы и антисоветскими заговорами, то сейчас это борьба с проявлением экстремистской деятельности.

Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, но до той поры, пока Народ помнит о своих Древних Корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет свою Древнюю культуру и символы, до того времени Народ ЖИВ и будет ЖИТЬ!

Для тех читателей, кто желает получить больше информации о Свастике, мы рекомендуем Этнорелигиоведческие очерки Романа Владимировича Багдасарова "Мистика огненного креста" и др.


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на