На углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара . Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста .

Благодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода , перестроенному зданию Адмиралтейства . В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию , ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона . Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров . Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа .

Деятельность с 1977 года

Конногвардейский манеж (статуя диоскура на портике)

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки », «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10» »)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Выставки

1977
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября
1978
  • «Интерпрессфото - 77». Международная выставка фотографии 1978
  • Персональная выставка А. А. Пластова. Живопись
  • Выставка молодых художников Ленинграда к 60-летию ВЛКСМ
  • Персональная выставка Н. М. Ромадина.
  • «Художники России - детям»
1979
  • XVIII дипломная выставка выпускников художественных ВУЗов СССР
  • Искусство Советской Эстонии
  • Из фондов Центрального военно-морского музея
  • «Человек труда в произведениях ленинградских художников»
  • 8-я выставка ленинградской книжной графики
  • «Наш современник».
  • Выставка произведений ленинградских художников
  • «Оформление Ленинграда к Олимпиаде - 80»
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября
  • Охрана и реставрация памятников архитектуры Ленинграда
  • «Мы строим БАМ». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка*
1980
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников»
  • Выставка произведений ленинградских художников к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина
  • IV Всероссийская выставка плаката
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в изобразительном искусстве»
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура
  • Искусство Советской Грузии
1981
  • Искусство Ярославля XIII-XIX веков
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников, посвященная XXVI съезду КПСС
  • «Боевому карандашу - 40 лет»
  • Искусство Советского Казахстана
  • «Мы строим коммунизм». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «КПСС в борьбе за мир». Выставка плаката, посвященная 75-летию со дня рождения Л. И. Брежнева
1982
  • Русская графика XVIII-XX веков. Из собрания Я. Е. Рубинштейна и И. В. Качурина
  • Портреты русских и советских художников первой половины XX века. Из собрания Я. Е. Рубинштейна
  • Новые открытия советских реставраторов
  • Кукрыниксы. Политическая сатира
  • Выставка произведений ленинградских художников к 60-летию СССР и 50-летию ЛОСХа. Живопись, скульптура
  • Выставка произведений И. Н. Масленниковой. Графика
  • Выставка произведений Н. С. Кочукова. Скульптура
  • Выставка произведений А. М. Герасимова. Живопись
  • Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов
  • Искусство Советской Украины
  • «По родной стране». Республиканская выставка
1983
  • Искусство Финляндии (1900-1960). Финляндия строит (1976-1981)
  • «Монументальное искусство в градостроительстве». Выставка ленинградских художников-монументалистов
  • «Человек и природа в современной живописи и графике». ФРГ
  • Новые открытия советских реставраторов
  • «На страже завоеваний социализма». Всесоюзная художественная выставка
  • Искусство Советской Латвии
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1984
  • «Битва за Ленинград». К 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
  • «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». По материалам всесоюзной выставки
  • Персональная выставка В. К. Нечитайло. Живопись, графика
  • «Отстоим мир». Выставка ленинградских художников
  • «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве». Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина
  • Реставрация художественных ценностей в СССР
  • Искусство Советской Армении
1985
  • «Наш Ленинград». Выставка работ ленинградских художников
  • «40 лет великой Победы». Выставка работ ленинградских художников
  • «Люди». Ю. Рост. Фото
  • «Аранжировка русского народного лубка» (А. Максимов, Н. Воронков, Л. *Курзенков). Графика
  • Выставка М. и Ф. Примаченко. Живопись
  • Выставка Т. Юфа. Книжная графика
  • «Мир и молодежь». Выставка молодых ленинградских художников, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи в Москве
  • Выставка проекта и модели памятника Октябрьской революции
  • Искусство Советского Узбекистана
  • Зональная выставка, посвященная XXVII съезду КПСС
1986
  • Русское искусство XVIII - начала ХХ веков из частных собраний Ленинграда
  • «Юный художник». Выставка детского творчества
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Театр. Образы и реликвии». Из фондов Театрального музея
  • Персональная выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников
  • Персональная выставка Ю. Н. Тулина. Живопись, графика
1987
  • Из фондов Русского музея. Живопись, декоративно-прикладное искусство
  • «А. С. Пушкин и его современники». Межмузейная выставка
  • «Я славлю тебя, земля Ленинградская». Выставка творчества самодеятельных художников
  • «Искусство Костромской земли»
  • Выставка произведений Б. В. Щербакова. Москва. Живопись
  • Всесоюзная выставка филателии
  • «Художники Ленинграда». К 70-летию Великого Октября
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
1988
  • Выставка конкурсных проектов монумента в честь Великой Октябрьской социалистической революции
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания *Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
  • «Реставрация и исследования произведений искусства». Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
  • «Спасенные фрески». Реставраторы Грековы. Новгород
  • Выставка произведений Ю. П. Кугача. Москва. Живопись, графика
  • Русское театрально-декорационное искусство из коллекции Никиты и Нины *Лобановых-Ростовских
  • Современный текстиль и текстиль племен Индии с показом моделей одежды
  • Выставка произведений Е. А. Николаева. Скульптура, графика
  • «Уорлд Пресс Фото - 88»
  • IX Всесоюзная выставка молодых художников
  • Выставка И. С. Глазунова . Живопись, графика
1989
  • «Современное искусство Ленинграда». Выставка ленинградских художников
  • Русская живопись и графика конца XIX - начала XX веков. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы XVIII-XIX веков из собрания И. М. Эзраха
  • «Музыкальный Петербург - Петроград - Ленинград»
  • «Милан с утра до вечера». Мода и товары повседневного спроса. Милан в проектах
  • Выставка произведений А. Шилова. Живопись
  • Основные направления итальянского искусства. Рим, 1947-1989 годы
  • «Американский дизайн»
1990
  • «Мир Пушкина». Межмузейная выставка
  • Выставка М. Кулакова. Италия - СССР. Живопись
  • «Забытые шедевры». Западноевропейская живопись XV-XVIII веков. Из музеев СССР
  • «Забытые шедевры». Сто лет русского искусства (1889-1989). Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • «Забытые шедевры». Русская и советская живопись (1900-1930). Из фондов Музея изобразительного искусства Киргизской ССР
  • «Забытые шедевры». Николай Мыльников и Федор Тулов - русские портретисты XIX века
  • «Забытые шедевры». Плакаты первых лет революции. Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Живопись, графика, скульптура
  • «Финляндия сегодня». Живопись, графика, скульптура
  • Современная скульптура ФРГ
  • Выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • Фестиваль ленинградских галерей. («Анна», «Ариадна», «Дельта», «Палитра», «Современное искусство», «10-10», Ассоциация «Мир», ЛТСХ «Невский 20», Фонд Ленинградская галерея)
  • «10 + 10». Советско-американская молодежная выставка. Живопись
  • «Небо и твердь». Выставка ленинградских художников. Живопись, скульптура, ДПИ
  • «Юный художник». Выставка детского творчества

Конногвардейский манеж заинтересует туристов архитектурными особенностями здания, его историей и современным наполнением.

Большой дом с портиком, поддерживаемым восемью огромными колоннами, был построен знаменитым архитектором Д. Кваренги – сторонником стиля классицизм в архитектуре. Манеж стал последней работой в карьере великого мастера. Строительство объекта продолжалось с 1804 по 1807-ой годы.

Здание предназначалось для Императорского конного полка. Гвардейцы использовали манеж для выучки лошадей, отработки парадных построений, обучения новичков верховой езде. В осеннее и зимнее время в огромном помещении проводились парады, смотры и награждения особо отличившихся всадников.

Само предназначение здания не позволяло архитектору создать шикарные интерьеры: внутри манеж выглядел строго и просто.

Долгое время в народе ходили слухи, что манеж и Зимний дворец соединяет высокий подземный ход, по которому всадники смогут примчаться на помощь царю, если таковая потребуется.

Впоследствии фасад манежа был украшен статуями героев древнегреческого эпоса об аргонавтах. Скульптуры, изготовленные П. Трискорни, представляют собой точные копии монументов из Квиринальского дворца в Риме.

Во времена СССР здание использовалось в качестве гаража НКВД. В 1977 году был создан Центральный выставочный зал «Манеж», который и сейчас располагается в доме на Конногвардейском бульваре.

В «Манеже» проходят выставки, мастер-классы, исторические и просветительские лекции, встречи с творческими личностями, перформансы. Выставочное пространство зала в 4,5 тыс. кв. м. делает его самой большой экспозиционной площадкой Города на Неве.

В постоянной экспозиции «Манежа» - свыше 3 тысяч картин отечественных и зарубежных художников. Основное направление деятельности этого культурного учреждения – современное искусство. Кураторы «Манежа» ищут таланты по всей России, помогая живописцам с организацией выставок в Северной столице.

В выставочном зале регулярно проходят концерты классической музыки.

Также в здании находится книжный магазин, в котором можно приобрести современные и антикварные издания.

Короткий видеоролик про Конногвардейский манеж:

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге – это монументальное строение, созданное для прославленного лейб-гвардии Конного полка. Историческое здание расположено рядом с Исаакиевским собором и Александровским садом. Посещая эти достопримечательности Санкт-Петербурга , Вы, несомненно, обратите внимание на здание с колоннами, это Конногвардейский манеж, главным украшением и символом которого являются две скульптурные группы юношей и коней.

Молодежи это место знакомо по клипу группы Ленинград «В Питере пить» - именно здесь ГИБДДшник пересаживается на коня.

В Конногвардейском манеже проходили занятия по верховой езде солдат Конного полка. Конногвардейский полк был одной из самых привилегированных частей российской гвардии, его шефами являлись правящие императоры и великие князья. Полк был создан ещё в петровские времена и участвовал в войнах с Турцией, Швецией и в войне с Наполеоновской армией 1812 года. Царские особы часто присутствовали на занятиях в манеже. Согласно одной из легенд, от Зимнего дворца сюда был прорыт подземный ход.

Конногвардейский манеж построен в строгом классическом стиле по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги в 1804-1807 годах. Широкая лестница ведет к глубокому портику, украшенному восемью мощными колоннами. На фронтоне над входом Вы увидите барельеф, выполненный скульптором Давидом Иенсеном, с изображением сцен спортивных конных состязаний в античном цирке.

Справа и слева от лестницы на высоких пьедесталах установлены две скульптурные композиции. Их герои - Кастор и Полидевк, юноши-близнецы Диоскуры, укрощающие своих вздыбленных коней.

Согласно древнегреческому мифу, Кастор и Полидевк были близнецами, их родила Леда, супруга спартанского царя Тиндарея. Отцом Кастора был сам Тиндорей, а отцом Полидевка – Зевс, бог неба, грома и молний, соблазнивший Леду, обратившись в лебедя.

Полидевк, сын Зевса, был бессмертен, обладал огромной силой и никто не мог тягаться с ним в кулачном бою. Кастор славился как искуснейший возничий боевой колесницы, но он был смертен и погиб в одном из сражений.

Братья были дружны и неразлучны. С разрешения Зевса, бога неба, Полидевк разделил с братом свое бессмертие: теперь они проводили один день с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

Скульптуры выполнены в Италии Павлом Трискорни (Triscorni Paolo) в 1810 году и привезены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме . Скульптурные группы у Конногвардейского дворца – это уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме. На одной из композиций Вы прочтете надпись «1810 год, Паоло Трискорни, Каррара».

Интересно, что по настоянию духовенства Исаакиевского собора с 1844 по 1954 год статуи обнаженных героев были перенесены на противоположную от храма сторону манежа, где они и находились вплоть до 1954 года.

Как выставочный зал Конногвардейский манеж стал использоваться с 1850 года, когда Николай I распорядился провести в нем сельскохозяйственную выставку. Интересно, что в 1886 году знаменитый композитор Штраус выступил здесь на благотворительном концерте, он дирижировал оркестром, исполняющим его произведения, в том числе прозвучал и Конный марш, написанный к этому мероприятию.

В 1973-1977 годах проведена реконструкция исторического здания, в результате которой облик Конногвардейского манежа максимально приближен к его первоначальному историческому виду. Внутри появились просторные экспозиционные залы.

В настоящее время – Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге является крупнейшим выставочным залом в центре Санкт-Петербурга. Здесь проходят художественные выставки, лекции и мастер-классы, семинары по вопросам искусства и культуры, кинопоказы и концерты. Также работает кафе-кондитерская и книжный магазин.