Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Государственный исторический музей приглашает детей от 6 лет на занятия в музейных кружках.

Кружок «Жар-птица» (1-3 классы)

30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2 и 16 декабря, 13 и 27 января, 10 февраля, 3 и 24 марта, 7 апреля

Участники кружка познакомятся с работой художников разных эпох. На экспозиции музея ребята увидят подлинные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства давних времен и создадут по их мотивам собственные работы.
Стоимость: школьник – 4200 руб., школьник + взрослый – 5400 руб.

Кружок «Жар-птица» (4-5 классы)
по субботам в 12.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3 и 17 февраля, 17 и 31 марта, 14 апреля

В 2017/2018 учебном году темой занятий в старшей группе станет история русского театра — от выступлений скоморохов до постановок Большого театра. Участники создадут композиции по мотивам театральных представлений разных времен.

Кружок «Путешествие в историю: путешествие в Древнюю Русь» (2-4 классы)
по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
22 сентября, 6 и 20 октября, 10 и 24 ноября, 8 и 22 декабря, 12 и 26 января, 9 февраля, 2, 9 и 23 марта, 6, 20 и 27 апреля

На занятиях кружка дети младшего школьного возраста в доступной форме узнают историю Древней Руси, особенности жизни, быта и верований восточных славян. Об этом периоде расскажут разнообразные памятники: одежда и украшения, книги и монеты, утварь и оружие, представленные в залах музея.
Стоимость: школьник – 5600 руб., школьник + взрослый – 7200 руб.

Кружок «Исторический театр кукол» (4-7 классы)
по субботам в 16.00 (два раза в месяц)
7 и 21 октября, 11 и 25 ноября, 9 и 23 декабря, 20 января, 3, 17 и 24 февраля, 10, 17 и 31 марта, 14 апреля

В кружке будет поставлен спектакль по финно-угорскому эпосу «Кудым Ош». В процессе подготовки спектакля кружковцы научатся самостоятельно изготавливать кукол, шить костюмы, писать декорации. Каждый из них получит отдельную роль и примет участие в выступлении.

Кружок «Старинное рукоделие» (3-11 классы)
по субботам в 14.00 (два раза в месяц)
30 сентября, 14 и 28 октября, 18 ноября, 2, 16 декабря, 13, 27 января, 10 февраля, 3, 24 марта, 7 апреля.

На занятиях кружка ребята освоят некоторые традиционные виды рукоделия разных регионов России: изготовят владимирскую лоскутную куклу «столбушку», украшения воронежского костюма – «грибатки», выполнят нижегородскую «крестецкую строчку» и другое.
Стоимость: школьник – 5400 рублей, школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Традиционные виды резьбы по дереву» (5-11 классы)
по воскресеньям в 14.30 или 16.00 (три раза в месяц):
8, 15, 22, 29 октября; 12, 19, 26 ноября; 10, 17, 24 декабря; 14, 21, 28 января; 11, 18, 25 февраля; 11, 18, 25 марта; 8 апреля.

На занятиях кружка участники изучают историю и технологию резьбы по дереву. Ребятам объяснят символику резных орнаментов, историю их появления и особенности их применения в быту.
Стоимость: школьник – 9000 руб., школьник + взрослый – 11000 руб.

Кружок «Военная история народов мира» (5-10 классы)
по воскресеньям в 10.30 (два раза в месяц):
Стоимость: школьник – 6300 рублей, школьник + взрослый – 7700 рублей.

Кружок «Военная история средневековой Руси» (5-10 классы)
по субботам в 16.00
23, 30 сентября; 14, 28 октября; 18 ноября; 2, 16 декабря; 13, 27 января; 10 февраля; 3, 17, 31 марта, 14 апреля

В кружке учащиеся познакомятся с военной историей нашей страны IX – XVII веков. Занятия будут посвящены изучению политических предпосылок военных конфликтов, их ходу и последствиям, выдающимся отечественным полководцам, в их числе князьям Святославу Игоревичу и Александру Невскому.
Стоимость: школьник – 6300 руб., школьник + взрослый – 7700 руб.

Кружок «Юный краевед» (5-9 классы)
Младшая группа: по пятницам в 15.30 (два раза в месяц)
29 сентября, 13, 27 октября;17 ноября; 1, 15 декабря; 19 января; 2, 16 февраля; 16, 30 марта; 13 апреля
Старшая группа: по пятницам (два раза в месяц), 16.30 – 18.00:
6, 20 октября; 10, 24 ноября; 8, 22 декабря; 26 января; 9 февраля; 2, 23 марта; 6, 20 апреля

В программе кружка – изучение истории древней Москвы, ее улиц и переулков, путешествие по заповедным зонам старой Москвы, знакомство с историей своих районов и дворов. Курс дополняется знакомством с экспозицией Исторического музея и его филиалов.
Стоимость: школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «История с географией» (6-11 классы)
по понедельникам в 16.00 (два раза в месяц)
18, 25 сентября; 09, 23 октября; 13, 27 ноября; 11, 25 декабря; 15, 29 января; 12, 26 февраля; 12, 26 марта; 09, 23 апреля

участники кружка узнают о многих ключевых фигурах российской истории X-XVII веков. Знакомясь с предметами из богатейшей коллекции музея, кружковцы не только наглядно представят, в каких условиях жили люди этого времени, но и узнают, как различались их представления о географии, соседних странах и мире в целом.
Стоимость: школьник – 7200 руб., школьник + взрослый – 8800 руб.

Кружок «Тайны нумизматики» (7-11 классы)
по средам в 16.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 08, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Специалисты отдела нумизматики Исторического музея расскажут об истории монет в различных уголках земного шара с самых древних времен до наших дней.
Стоимость: школьник – 5250 руб., школьник + взрослый – 6750 руб.

Кружок «Как жили люди в древности» (2-4 классы)
по четвергам в 16.30, по воскресеньям в 12.30
5, 19 октября; 2, 16, 30 ноября; 14 декабря; 11, 25 января; 8 февраля; 15, 29 марта; 12 апреля; 1, 15, 29 октября; 12, 26 ноября; 10, 24 декабря; 21 января; 4, 18 февраля; 4, 18 марта

На занятиях кружка ребята познакомятся с далеким прошлым нашей родины, начиная с появления каменных орудий и заканчивая образованием государств железного века.
Стоимость:школьник – 5400 руб., школьник + взрослый – 6600 руб.

Кружок «Столетье безумно и мудро. XVIII век» (6-8 классы)
по воскресеньям в 12.15 (два раза в месяц)
8, 22 октября; 5, 19 ноября; 3, 17 декабря; 14, 28 января; 11, 25 февраля; 11, 25 марта; 8 апреля

Учащиеся познакомятся с государственными деятелями и писателями, полководцами и педагогами, книгами и бытовыми предметами «безумного и мудрого» XVIII века.
Стоимость: школьник – 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «Славяно-русская археология» (7-11 классы)
по понедельникам в 16.15 (два раза в месяц)
2, 16, 30 октября; 20 ноября; 4, 18 декабря; 22 января; 5, 19 февраля; 5, 19 марта; 2, 16 апреля

На занятиях кружка старшеклассники изучают проблемы археологии и истории России IX - XIV вв., в период зарождения и становления государства.
Стоимость: школьник - 5850 рублей, школьник + взрослый - 7150 рублей.

Кружок «Археология Великой Степи» (5-11 классы)
по четвергам в 16.15 (два раза в месяц):
28 сентября, 12, 26 октября; 9, 23 ноября; 7, 21 декабря; 18 января; 1, 15 февраля; 1, 22 марта; 5 апреля

В кружке «Археология Великой степи» учащиеся познакомятся с историей Восточной Европы от первых веков нашей эры до образования Древнерусского государства IХ в.
Стоимость: школьник - 5850 руб., школьник + взрослый - 7150 руб.

Кружок «История древнейших цивилизаций Средиземноморья» (5-11 классы)
по средам в 15.30 (два раза в месяц)
27 сентября; 4, 25 октября; 1, 8, 29 ноября; 6 декабря; 17, 24 января; 14 февраля; 7, 14 марта; 4, 11, 18 апреля

Расскажите, пожалуйста, что это за кружок и чем он будет заниматься?

Наталия Игнатович: Мы долго готовились к появлению на свет церковно-исторического кружка. В прошлом году после успешной защиты итоговых работ, подготовленных на кафедре церковно-исторических дисциплин, выпускники долго не хотели расходиться и в спонтанной беседе выпускников и преподавателей родилась мысль о создании кружка. Нам хотелось, чтобы возникла живая научная среда, в которой объединились бы уже сложившиеся исследователи в области церковной истории и те, кто делает только первые шаги в этом направлении. Конечно, это важно для взаимного обучения и помощи, для творческого общения, но дело не только в этом. В какой-то момент стало понятно, что поодиночке мы не можем достигнуть тех целей, которые перед собой ставим – в изучении и исследовании истории общин и братств, опыта новомучеников и исповедников Российской церкви в XX веке, духовного сопротивления советской власти. Слишком необъятны эти темы и слишком малы наши силы, поэтому нужно объединять усилия.

Не все выпускники бакалавриата смогут пойти учиться дальше. Но многие за время написания диплома приобрели вкус к работе в архивах, к написанию научных текстов. Многие говорили: я хочу продолжать этим заниматься, но не знаю, куда это желание приложить. Замечательно, что рождение кружка было инициировано самими выпускниками и поддержано членами кафедры. Мы надеемся не только продолжать свои церковно-исторические исследования, но и вместе профессионализироваться, и помогать студентам СФИ, выбирающим для своих выпускных работ темы по церковной истории. Нам дорого благословение отца Георгия Кочеткова , ректора СФИ, и его пожелание нам не только трудиться во славу Божью и Его Церкви, но и помнить, что без прошлого нельзя понять настоящее и будущее.

Кстати говоря, кружки историков были довольно распространенным явлением в Российской империи до революции. Вот, например, кружок известного историка Сергея Фёдоровича Платонова объединял до тридцати человек. Они собирались один-два раза в месяц по средам на квартире у Платоновых. Вначале ждали, пока все подойдут, потом переходили в столовую, где был накрыт стол с самоваром, бутербродами, печеньем. За чаем беседовали на научные и житейские темы, Сергей Фёдорович рассказывал о своих поездках по городам, по монастырям в поисках древних рукописей. Это был небольшой дружеский круг. И таких кружков было достаточно много. В учебных диспутах, в чтении научных рефератов на встречах этих кружков по сути формировались основы исторической науки рубежа XIX-XX веков.

Это говорит об амбициях – у вас такие же задачи?

Наталия Игнатович: Наши цели значительно скромнее. Хотя, конечно, можно и помечтать о формировании определённой научной исторической школы – почему бы и нет? Но если серьезно, мы не думаем о себе слишком многого. Нам хотелось бы стать таким дружеским кругом, сама атмосфера которого вдохновляет на дальнейшие труды на церковно-историческом поприще.

Какие темы интересуют участников кружка в первую очередь?

Наталия Игнатович: История Русской церкви в ХХ веке во многом еще не проявлена, в ней слишком много еще «белых пятен», и вот этим мы и хотели бы заниматься. В ближайший год нашими приоритетными темами станут те, что связаны со 100-летними юбилеями: 100-летие русской революции, Поместного Собора 1917/18 годов и возрождения братского движения.

Как стало возможным, что наша страна встала в 1917 году на путь большевизма и сопряженного с ним террора и разрушения? Почему не смогли победить силы, сопротивлявшиеся этому? Нам хотелось бы размышлять об этом, тем более что вопросы эти и по сей день остаются дискуссионными.

Вторая тема, о Соборе 1917/18 годов, до сих пор изучена совершенно недостаточно. Можно назвать лишь несколько замечательных исследований, посвященных этой теме – Елены Владимировны Беляковой , Александра Геннадьевича Кравецкого, протоиерея Николая Балашова и еще несколько. Из источников изданы пока только Деяния Собора, отражающие ход общих соборных заседаний. Сейчас еще выпущено 5 томов из 34-томного издания Новоспасского монастыря, а когда выйдут остальные еще неизвестно. Да и все ли материалы туда войдут? Вот, например, знаете ли вы, что во время работы Собора было образовано Братство членов священного Собора? Будут ли изданы эти материалы? Фонд Собора в ГАРФе включает 660 дел, в каждом из которых от нескольких архивных листов до 600 с лишним! Представляете, какой это объем? Не изданы до сих пор материалы работы отделов Собора, а это важнейшие документы, дающие представление о реальной работе и о подходах к решению наболевших церковных вопросов членов Собора, многие из которых потом станут исповедниками и новомучениками российскими. Дай Бог, чтобы проект Новоспасского монастыря был доведен до конца, это очень важная и нужная работа! Мы же ставим перед собой задачу делать точечные исследования, а также изучать и обсуждать то, что уже издано.

Изучение истории братств всегда было приоритетным для нашей кафедры. Но сейчас у нас есть особый повод для ее осмысления: после октябрьской революции 1917 года в нашей церкви родился новый тип братств, связанный с необходимостью защищать церковь в условиях гонений за веру. Инициатором в этом деле стал сам Святейший патриарх Тихон. Его призыв к верующим сплотиться и образовать из своей среды союзы и братства звучит уже в послании о вступлении на патриарший престол от 31 декабря 1917 года. В начале 1918 года этот призыв повторяют и сам Святейший, и Синод, и Собор. Церковь ответила на эти призывы образованием братств в Москве, Петрограде, Пензе и многих других городах. Однако мы мало что об этом знаем! О московских и петроградских братствах мы знаем благодаря исследованиям наших студентов, а вот история братств в других регионах нами еще почти не освоена.

Если же говорить более широко, то нам хотелось бы для начала собрать те исследования и наработки, которые были сделаны до нас, внимательно их изучить и обсудить. В сентябре мы планируем провести первый семинар, на котором рассмотрим известные нам дореволюционные и современные работы о российских православных братствах 1864-1905 годов.

Чем еще вы планируете заниматься?

Наталия Игнатович: Мы бы хотели помогать музейно-выставочному отделу Культурно-просветительского фонда «Преображение» в поиске необходимых материалов для выставок. Частью работы по изучению истории братств должно стать формирование картотеки братств – существенного подспорья для всех нас в дальнейших исследованиях. Кроме того, сейчас важно направить усилия на собирание личных свидетельств, пока, слава Богу, живы еще свидетели веры и жизни церкви в ХХ веке.

Нужно думать и о том, как повышать свой профессиональный уровень. Мы бы хотели приглашать известных ученых с лекциями, да и сами мы можем знакомить друг друга с тем, чем мы занимаемся. У каждого есть свой профессиональный интерес, и мы можем взаимно обогащать друг друга.

Кружок собирается раз в месяц. Мы успели встретиться три раза. Пока что мы лишь нащупываем формы общения и совместных трудов. Но что меня не перестает удивлять – что, мягко говоря, не слишком свободные люди выкраивают время в своем жизненном графике для кружка. Казалось бы – зачем им это? Но кружковцы говорят мне, что их это вдохновляет. И сердце наполняется благодарностью Богу за это неравнодушие и вдохновение!

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12