Отец - Александр Николаевич Вырыпаев преподает в Иркутском педколледже № 1, награжден медалью «Патриот России».

Супруги и дети:

От первого брака сын Геннадий

Вторая жена (2003-2007), актриса театра Петра Фоменко, Полина Агуреева. Сын Пётр (р.2005).

Третья супруга - польская актриса Каролина Грушка.

В 1995 году Иван окончил Иркутское театральное училище, после окончания один сезон проработал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году Иван Вырыпаев основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске. В том же году Иван становится студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучаясь заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999-2001 годах Иван Вырыпаев преподаёт мастерство актёра в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

Иван Вырыпаев получил широкую известность и популярность в Европе, как театральный драматург, режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на польский, немецкий, болгарский, румынский, английский, французский языки.

Работает в Москве, живёт как в Польше, так и России.

Творчество

Отношение к исламу

Иван Вырыпаев признается в любви к арабскому миру и исламу: «Мы побывали в семи странах. На меня произвела впечатление Сирия, Дамаск в особенности. Вообще арабский мир для меня - одно из самых сильных откровений. Я очень люблю его культуру, Ислам, как-то стараюсь это изучать. Для меня это источник вдохновения»

Фильмография

  • 2006 - Эйфория
  • 2008 - Кислород
  • 2009 - Короткое замыкание
  • 2006 - Бумер. Фильм второй
  • 2006 - Бункер, или учёные под землёй
  • 2006 - Эйфория
  • 2007 - Лучшее время года
  • 2008 - Кислород
  • 2006 - Бункер, или учёные под землёй - Гвидон
  • 2006 - Бумер. Фильм второй

Драматургия

  • 1999 - «Сны»
  • 2000 - «Город, где я»
  • 2001 - «Валентинов день»
  • 2002 - «Кислород»
  • 2004 - «Бытиё 2»
  • 2006 - «Июль»
  • 2008 - «Объяснить»

Книги

  • Вырыпаев И. 13 текстов, написанных осенью. - М.: Время 2005. - 240 с. ISBN 5-9691-0082-X

Признание и награды

  • Лауреат молодежной премии «Триумф» 2004
  • Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»
  • Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия)
  • Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спекталь «Бытие 2»)
  • Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» (за фильм «Эйфория»)
  • Приз независимого молодежного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»)

«Кислород» уже назвали самой скандальной премьерой года. О новом фильме, восприятии творчества и о смысле жизни – режиссер Иван Вырыпаев.

Иван Вырыпаев

Иван Вырыпаев, 35лет, режиссер, драматург, сценарист

Герой моего новогофильма текст . Задача в том, чтобы он прозвучал. Все остальныекомпоненты фильма – актеры, декорации, костюмы, страны – работали нато, чтобы текст попал в зрителя. Не просточтобы был им услышан, а чтобы попал в него эмоционально. Принцип такой: тыслышишь и ты видишь. По этой причине «Кислород» невозможно показатьиностранному зрителю. Его нельзя субтитром дублировать – он перестает работать.Его можно только дублировать реплика в реплику. Это минус.

Здесь нет сюжета как такового, а есть сама тема, и сюжет складывается из текста. Когдая делаю фильм, всегда представляю себя на месте зрителя. И никогда по-другому.И для нас всех, для всей команды, нет такого фильма, который бы мы сделали, апотом показали зрителю: мы сразу самиявляемся зрителями. И привлекаем с собой мысленно других людей.

Если бы у нас небыло уверенности , что наш текст можно прослушать, ни за что бы наэто не решились. Мы руководствовались тем, что однажды этот текст уже слушали,пускай и в театре. И все, что нужно сделать,– это найти язык кино, который позволил бы другими способами добиться того жерезультата.

Когда мы играли натеатре, текст попадал в зрителя с помощью игры актера,непосредственно здесь и сейчас, с помощью его пота, его слез. В кино этаистория не работает: здесь работают сюжеты. Так что способом стал сам ритмтекста, монтаж и видеоизображение. Поэтому сам фильм создавался из зрительного зала.

Для поклонниковспектакля «Кислород» фильм не будет представлять особого интереса: онсделан для человека, который в первый разслышит этот текст. Ведь большинство людей в нашей стране не видели спектакль, им будет интересно.

Мы хотим, чтобыфильм породил эмоциональный вопрос, не простоинтеллектуальный. Чтобы человек мог сказать: да, меня это волнует, эта историяпро меня. Вот из этой серии. Чтобы сердце зрителя как-то откликнулось.

Я снял фильм так,как хотел . Фильм выходит на суд зрителя таким, каким я его хотел сделать. Еслион не получился, это моя вина. Не на что свалить.

Иван Вырыпаев

У меня, простогочеловека, нет ответов на глубокие вопросы , связанныес десятью заповедями, убийством, смертью, жизнью. Когда мне было 28 лет и я только приехал в Москву, меня раздирали этивопросы, я просто их зафиксировал – как обычный человек, который живет в этомгороде. Это просто та энергия, зафиксированная. Она и послужила успехуспектакля, потому что она подлинная.

Все люди, которые участвуютв войне , виноваты. Моя позиция, позиция группы и авторапьесы очень простая: в войне нет правых. Именно мысль, что в войне есть правые,приводит нас к следующей войне. Здесь все виноваты, погибают люди, нет правил.Можно взрывать женщин и детей, стариков, насиловать женщин – потому что война.И единственный способ избежать этого – это избежать войны. До тех пор, пока мыне придем к такой точке зрения, война будет продолжаться.

Мы впутываемрелигию в войны . Согласитесь, террористы взрывают свои домапо-настоящему, конечно, не из-за бога. Но формально их причина – религия.Значит, это не религия плохая, а те люди, которые вмешивают великое учение,например ислам, иудаизм или христианство,в свои социально-политические мотивы. Вот этивопросы задаются в фильме. И это проблема, о которой мы должны сегодняговорить. Только один фильм в мире можно снимать – антивоенный. Нельзя сниматьфильм ПРО войну.

Когда мы слышимзаповеди , мы больше не воспринимаем их как настоящее. Онипревратились для нас в рутину, риторику. Мы слышим все время: «Не убий!» – и все. А почему «не убий»? Почему нельзяубивать? Мы убиваем коров, едим эскалопыиз свинины. Почему нельзя убить человека? Пожалуйста – берите ружье. Почемунельзя воровать? Иди воруй. Если нельзя –надо задуматься об этом. Почему нельзя так делать? Каждый философ и каждыйхудожник, живущий на этой земле, вынужден постоянно заново напоминать нам обэтом, а мы должны снова для себя оживлять эти заповеди.

Бог – это воздух , это то, без чего нельзяжить, а не просто то, что может быть или не быть. Это не проповедь повоскресеньям. Это жизнь. Попробуйте убрать воздух – что будет? Вот о чем речь.Это не скандал, а изучение.

Сейчас я делаюспектакль о смерти . Собираю материалы, разговариваю о ней с разнымилюдьми. С теми, кто болеет раком или СПИДом, или просто с пожилыми людьми. Длячеловека, который умирает, вопрос «что будет на том свете?» не являетсяфилософским. Он больше не философский. Это вопрос конкретный. Что со мной будетчерез две недели? А не вообще, есть ли богна Марсе или что-то еще. И вот эта конкретика,его жизнь в эти последние две недели,стоят всей его жизни. Вот самое главное и интересное в жизни. Болезнь тожедается нам Богом. Потому что это очень сильная, важная вещь в твоей жизни. Этопомогает понять то, что ты не можешь всилу своей лени осознать за всю своюжизнь. Ты наполняешься этой духовностью здесь и сейчас. И понимаешь, для чегоживешь.

Иван Вырыпаев

Я не являюсьпримером для подражания , потому что нестабилен в своемдуховном пути. И, наверное, меня нельзя вынести как пример: вот смотрите, какоймолодой герой. Я даже так скажу: я не являюсь героем своего произведения. Геройв «Кислороде» более симпатичный, чем я. И он гораздо устремленнее. Конечно, раз я написал пьесу, меня волнуютэти проблемы. Но сказать, что я – такой Чацкий, я не могу. Хотя Чацкие нужны, инужны декабристы, которые совершают вроде бы странный поступок и потомпогибают. Нужен такой человек, как Прометей. Я не являюсь таким человеком. Номогу написать про такого человека. У каждого своепредназначение.

Когда я сам игралэтот спектакль , мне было 28, 29, 30. Спектакль шел четыре года,игрался много. Когда мне стало 32 года, я уже понял, что как-то не могу большеиграть в нем. Я и в 28 лет не очень походил на героя, а в 32 у меня уже точноне было того максимализма. Та искренность, максимальная искренность, она у меняесть, конечно, но ее недостаточно. Да и потом,я плохо выглядел, потолстел. И вообще куда-то провалился.

Как-то я сам просебя сказал, что я человекбез совести: трудно сказать серьезно осовести. В общем, тогда я перегнул палку. Нет, с совестью у меня все в порядке.Я избавился от этого комплекса – осуждать себя.

Мне неизвестнаревность , я вообще неревнивый человек. Согласитесь, этонеправильно – ревновать. Ты же не можешь любить человека и одновременно думатьпро него нехорошо. Это очень странно. То есть я люблю человека, которого считаюхорошим, и мне не придет в голову что-то подобное думать о нем.

Я был женат три раза , и все мои жены были прекрасными женщинами, и подумать о них хотя бычуть-чуть плохо невозможно. Они самые лучшие на земле и остаются такими. Тутнадо разобраться с ревностью. Когда человек ревнует, надо подумать: значит,что-то внутри не то.

Меня кто-тоназывает пророком. Я не чувствую себя в роли пророка. Этот фильм неможет быть пророчеством. Что это вообще значит – пророчество, и кто эти пророки– неизвестно. Просто удалось написать актуальный текст. Это не значит, что онкакой-то там великий. Просто он написан в поэтической манере, а это делает егоактуальным, потому что только возвышенное остается. Всегда нужен такойсовременный текст.

Я раньше думал, чтонадо быть предельно понятным , чтобы тебя всепоняли и не обвиняли. Потом я понял, что это, к сожалению, невозможно. Всеравно кто-то скажет, что я пропагандирую наркотики. Кто-то скажет, что,наоборот, не хватает. Тебя всегда будут обвинять. Так устроено.

-
-
-

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Его отец был преподавателем Иркутского педагогического колледжа, а мать имела образование в области торговли, она трагически погибла. Вырыпаев окончил Иркутское театральное училище, после чего недолго проработал актером в Магаданском театре, а затем уехал на Камчатку и еще два сезона был актером Театра драмы и комедии. В 1998 году Вырыпаев поступил в Высшее театральное училище им. Щукина, где обучался заочно по специальности «Режиссер драматического театра». В том же году он основал свою театральную студию «Пространство игры» в родном Иркутске.



Иван Вырыпаев - Фильмы

Вырыпаев выступает как театральный режиссер, сценарист, автор пьес, а с 2006 года и как кинорежиссер. Он получил международную известность как театральный деятель: его постановки и спектакли по его произведениям идут в Польше, Англии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, Канаде и, конечно, в России. В 2006 году он стал арт-директором московского театра «Практика», а так же дебютировал как кинорежиссер с картиной «Эйфория», которая получила признание критиков на Венецианском фестивале. В 2009 году вышел фильм по собственной пьесе Вырыпаева «Кислород», а также он принял участие в киноальманахе «Короткое замыкание». В 2012 году режиссер выпустил ленту «Танец Дели» - своеобразную серию из семи короткометражных фильмов, объединенных общей идеей. В 2013 году Вырыпаев стал художественным руководителем театра «Практика», в 2015 году вышел его фильм «Спасение» о католической монахине Анне, которую отправляют в миссию в Гималаи, и она сталкивается с незнакомой культурой Тибета.



Иван Вырыпаев - «Эйфория»

Дебютный кинофильм Вырыпаева 2006 года. Действие картины разворачивается в донской степи, где живет Вера (Полина Агуреева) со своим мужем Валерием (Михаил Окунев) и дочерью. На свадьбе друзей она знакомится с Павлом (Максим Ушаков) и между ними возникает влечение. Они встречаются вдвоем в степи, но не находят общего языка. Вернувшись домой, Вера узнает, что ее дочь укусила за палец собака, и девочку нужно везти в больницу. Пока она бегает к соседям за помощью, Валерий отрезает дочери пораненный палец, поит ее водкой и убивает собаку. Вера хоронит пса в степи вместе с Павлом. Фильм получил приз «Золотой львенок» на Венецианском кинофестивале и специальный диплом жюри на фестивале «Кинотавр».



Иван Вырыпаев - «Кислород»

В 2009 году Вырыпаев экранизировал собственную пьесу «Кислород», отражающую авторское представление о грехах, десяти заповедях и любви. В обычный летний день Саня () гуляет по городу и рассматривает окружающих: хип-хоп танцоров, скейтбордистов, целующиеся парочки. И вдруг он видит прекрасную девушку Сашу (Каролина Грушка) - яркую, рыжеволосую, свободную, и влюбляется в нее. Она становится для него самим кислородом.


Иван Вырыпаев - «Танец Дели»

В 2012 году Вырыпаев выпустил серию из семи короткометражных картин, образующую единое художественное целое. Серия рассказывает о знаменитой танцовщице (Каролина Грушка), создавшей «Танец Дели», и через ее историю раскрывает идею воплощения человеческих страданий в искусство. Действие фильмов разворачивается в больнице, где герои встречаются, влюбляются, сталкиваются со смертью близких, ищут гармонию и счастье.



Иван Вырыпаев - Личная жизнь

С 2003 по 2007 год Вырыпаев был женат на актрисе , в 2005 году у них родился сын Петр. На сегодняшний день женат на польской актрисе , у них есть общая дочь. Большую часть времени семья проживает в Польше.

Кто такой Иван Вырыпаев? Человек, объяснивший миру проблему «кислородного голодания». Режиссёр, который сумел показать любовь, сильную как смерть. Автор множества пьес, талантливый актёр и сценарист. Иван Вырыпаев - обладатель множества наград: в его копилке Гран-при различных театральных конкурсов, дипломы кинофестивалей, он даже признан лучшим драматургом Германии.

Биография

На свет Иван появился в Иркутске 3 августа 1974 года. Его отец, Александр Николаевич, преподавал в Иркутском педагогическом колледже, мать, Вера Тимофеевна, получившая высшее образование в сфере торговли, трагически погибла. Сразу после окончания школы Иван поступил в Иркутское театральное училище на актёрское отделение. В 1995 году Вырыпаев окончил училище и переехал в город Магадан. Здесь он целый сезон работал актёром магаданского театра, преподавал сценическое мастерство студентам местного училища искусств.

В 1996 году молодой актёр переехал на Камчатку. В Театре драмы и комедии Иван работал на протяжении двух сезонов. После этого он вернулся в родной Иркутск, где открыл Театр-студию под названием «Пространство игры». Тогда же, в 1998-м, Иван Вырыпаев поступил в Высшее театральное училище имени Щукина. Обучался он на отделении «Режиссёр драматического театра» заочно. Параллельно Иван преподавал - он обучал актёрскому мастерству учеников Иркутского театрального училища. На курсе Вячеслава Кокорина Вырыпаев трудился вплоть до своего переезда в Москву в 2001 году.

Спектакли Вырыпаева

Первый спектакль, который Иван поставил по своему собственному сценарию, носил название «Сны». Актёры со сцены говорили о самых важных вещах в жизни человека: о Боге и красоте, любви и свободе. Начало спектакля вызывало у зрителей довольно противоречивые чувства - первые монологи казались несвязным бредом, лишённым логики и смысла. Однако погружение в атмосферу странного сна расставляло всё на свои места.

Потом на сцене появились «Город, где я» и «Валентинов день». Первая пьеса была написана в 2000 году. Постановка повествует о вере во Всевышнего, в человека, в самого себя. Главная идея этого спектакля известна уже несколько тысячелетий: всё в жизни - не важно, плохое или хорошее - нужно заслужить, выстрадать.

«Валентинов день» - это продолжение широко известной пьесы Михаила Рощина. Популярна она была в семидесятые годы прошлого столетия. В произведении «Валентин и Валентина» автор рассказывал историю о практичных родителях, которые сумели отвадить от примерной девочки Вали влюбленного в неё сына проводницы, тоже Валю.

История, которую рассказывает Вырыпаев, трагична. Девочка Валя - уже и не девочка вовсе: ей исполнилось шестьдесят. Однако сильные чувства с годами не прошли. Валентин же женился на другой женщине, по имени Катя. Иван Вырыпаев рассказывает о случайной встрече в метро, метаниях мужчины, его смерти. О том, как Валентина 20 лет живёт с той самой Катей под одной крышей, ненавидит её и вспоминает о нём.

2001 год ознаменовался для Вырыпаева не только переездом в столицу России. Здесь он стал режиссёром в уникальном Центре новой пьесы «Театр.Doc» и обрёл невероятную популярность. Причиной тому стал новый спектакль «Кислород». Карьера нестандартного театрального режиссёра стремительно набирала обороты. В 2005 году началось сотрудничество с театром «Практика», где Вырыпаев поставил спектакли «Июль» и «Бытие № 2». Тогда же, в 2005-м, Иван Александрович открыл агентство творческих кино- и театральных проектов, литературы. Талантливый мистификатор, новатор - всё это Иван Вырыпаев. Пьесы его и сегодня ставят во всём мире! В списке театральных работ Вырыпаева спектакли: «Объяснить», «Танец Дели», «Иллюзии», «Комедия», «Женитьба», «Борис Годунов» и другие.

Парадоксы и ритмы: «Пьяные»

Какой режиссёр способен приучить отечественный театр к словесным философским танцам? Ответ один - Иван Вырыпаев. «Пьяные» - новая пьеса, написанная для театра в Дюссельдорфе, полная парадоксов и музыки, юмора и размышлений. Диалоги героев шокируют своей прямотой. Они говорят о страхе и вере, любви и смерти, Боге и счастье. Возможность размышлять на эти темы с максимальным, буквально обезоруживающим простодушием появляется у героев только потому, что драматург решил их напоить.

Дебютная «Эйфория»

Первый фильм, снятый этим режиссёром в 2006 году, рассказывает историю любви, которая сильнее смерти, и историю ревности, которая оказывается страшнее преисподней. Обычная на первый взгляд ситуация - любовный треугольник - предстаёт перед зрителями в совершенно непривычном свете. Эта киноработа была удостоена разных наград. Например, «Малого золотого льва» на Венецианском международном кинофестивале и Специального диплома жюри «Кинотавра».

«Кислород»: спектакль и фильм

История этой постановки началась в 2002 году. Тогда Иван Вырыпаев впервые поставил спектакль на иркутской сцене. Из декораций - два стула, из актёров - два рассказчика. Успех спектакля превзошел все ожидания - его перевели практически на все европейские языки и поставили в различных европейских театрах. Критики говорили, что секрет этой постановки кроется в понятных словах и качественном тексте, слушать и пропускать через себя его так же важно, как дышать.

75 минут гипноза - так можно охарактеризовать фильм, который снял по этой пьесе Иван Вырыпаев. «Кислород» вышел на экраны 30 июля 2009 года и сразу же покорил сердца ценителей арт-хауса. Эта лента - авторское представление о десяти заповедях. Показаны они на фоне современных молодых людей и их безнравственности. Главные роли исполнили Алексей Филимонов, Каролина Грушка и Варвара Воецкова.

В истории двух возлюбленных из совершенно разных миров цитаты из Библии соседствуют с жаргоном и нецензурной лексикой, мелодии танцпола перекрывает ритм молитвы. Девушка-кислород, "некислородная" жена, гопник Санёк - герои этого фильма - пытаются ответить на вопросы, связанные с религией, жизнью и смертью.

«Спасение»

Не только «Эйфорией» и «Кислородом» славится Иван Вырыпаев. «Спасение», вышедшее на экраны в 2015 году, можно назвать первым нетеатральным фильмом режиссёра. Эта полуторачасовая история начинается в Варшаве, где монахиня Анна садится в автобус, следующий до аэропорта, летит в Гималаи, заселяется в отель и обнаруживает, что ее горная католическая миссия, ради которой она и приехала, откладывается на неопределенный срок из-за размытых дорог. Несколько дней девушка проводит в небольшом буддистском городке, болея горной болезнью, общаясь с туристами, меняя свой головной убор на стильную шапку и находя Бога.

Иван Вырыпаев, фильмы которого обычно наполнены кислородом, неожиданно для зрителей и критиков снял кино, полное молчаливых длинных пауз, искушений и удивительных пейзажей.

Награды

Наверное, главное для любого драматурга и режиссёра - признание. Как критиков, так и зрителей. Иван Вырыпаев - обладатель множества престижных наград. Его спектакли и фильмы завоёвывают Гран-при различных фестивалей. Иван Александрович - обладатель таких наград, как молодёжная премия «Триумф», премий «Надежда русской драматургии», «Новая драма», «Золотая маска». Ему принадлежат Гран-при фестивалей «Новая драма» (2005 и 2007 гг.) и «Контакт». А в 2009 году Иван Вырыпаев был признан лучшим драматургом Германии.

Иван Вырыпаев - режиссёр, который добился наибольшей известности сначала за границей: он получил приз Венецианского кинофестиваля за драму «Эйфория», снятую в 2006 году. После этой победы вспомнились и его немалые заслуги как актёра, театрального и кино - режиссёра и драматурга в родной стране. В РФ Вырыпаев сделал заметные успехи не только как постановщик кино, но и как сценарист, продюсер и художественный руководитель театра «Практика» в Москве до 2016 года.

Так получилось, что знаменитый режиссёр был трижды женат на снимавшихся у него актрисах и имеет двоих сыновей от первых браков. Его первой женой была Светлана Иванова-Сергеева, от которой у Вырыпаева есть сын Геннадий, 1994 года рождения. В 2005 году у него родился ещё один сын Пётр от брака с Полиной Агуреевой.

В настоящее время его жена Вырыпаева - польская актриса Каролина Грушка, с которой они проживают в Польше. Каролина начинала свою кинематографическую деятельность ещё на родине, где участвовала в передачах ТВ и нескольких фильмах. В возрасте 18 лет её пригласили сниматься в российский фильм «Русский бунт» по повести Пушкина «Капитанская дочка» на роль Маши Мироновой. Потом были ещё роли в России и Польше, зарубежном кино и учёба в Варшавской Театральной академии им. Зельверовича, работа в труппе Национального Театра Варшавы.

С Вырыпаевым они познакомились на украинском кинофестивале «Молодость» в 2007 году. Сначала, как вспоминает Вырыпаев, это «были взаимоотношения художников», оценивших творчество друг друга, переросшие в любовь. Поженившись в 2007 году, эта пара теперь не расстаётся надолго. Сначала Каролина работала вместе с мужем над ролью Саши в его фильме «Кислород», затем - новый общий фильм - «Танец Дели». В августе 2012 года у четы Вырыпаев - Грушко родилась дочь. В их семье свято соблюдаются принципы вегетарианства и умеренности.

Вырыпаев уехал жить в Варшаву, но иногда возвращается работать в России. У него налажены тесные творческие контакты в Польше и других европейских странах, где он проявил себя и как талантливый драматург. Грушка успешно снимается как в отечественном, так и зарубежном кино: в России и европейских странах. По мнению специалистов, она привлекает режиссёров и зрителей не только прекрасными внешними данными и талантом, но и как «воплощение абсолютной женственности на экране» вслед за многими польскими кинозвёздами.