Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссена.

На выставке, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка стала событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna...» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».


Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», который прежде никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век).

Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.


Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.


Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

Evgeniy Elfimov отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 22

Был сегодня на выставке Roma Aeterna. Сначала о плюсах. Организаторам выставки удалось добиться главного: они сумели передать самый дух Ватикана. Скученность людских толп в маленьком пространстве, невозможность нормально рассмотреть картины, вынужденный обзор поверх голов – как это до боли напоминает Ватиканские залы… Второй огромный плюс – это электронные билеты. Если у вас есть электронные билеты, вы спокойно проходите внутрь без каких-либо серьезных затруднений. Браво! Еще год назад казалось, что в ГТГ это невозможно. Но терпением и трудом всего можно добиться, особенно того, что уже давно опробовано в больших и малых музеях мира. Третий плюс, и это заслуга ватиканской стороны, - все картины в превосходном состоянии. Очевидно, что они все были отреставрированы. Если чего-то не хватает, то только тех фрагментов, которые были утеряны навсегда. Четвертый плюс – освещение. Оно есть! Правда настроено так, что осматривать картины нужно издалека, то есть поверх нестройных шеренг отечественных любителей прекрасного.
Минусов у выставки практически нет. Единственный серьезный минус, что смотреть практически нечего. Особенно отчетливо понимаешь это в третьем зале. Думаю, что бодро шагая по музеям Ватикана, вряд ли остановишься у тех картин, которые были привезены в Москву. Занятно наблюдать, как посетители стремятся пробиться к Рафаэлю. Пытаются в полутьме разглядеть малоформатное творчество великого мастера. На выставке не покидает такое чувство, будто Пуссен наматывает кишки бедного Эразма. Медленно, нудно и неприятно.
Вывод: на выставку стоит пойти только в том случае, если вы никогда не покидали пределов родного отечества и не бывали в хороших музеях.
Лайфхак для утомленных. Если вам станет грустно, то спуститесь этажом ниже и посмотрите чудесные картины русских художников 19 века. Портрет императора Александра III прекрасен. Венецианский вид чудесен. Русская девушка завораживает.
P.S. Справедливости ради отмечу, что Святой Франциск Маргаритоне дʼАреццо интересен, ангелы Мелоццо да Форли вне конкуренции в своей категории.

Natalia Safronova отзывы: 25 оценок: 203 рейтинг: 30

Позор Третьяковке за такую организацию. Все билеты проданы якобы на 1,5 месяца вперед, по ним пускают макс 80 чел в полчаса. Без билетов из очереди пускают по 10 человек в полчаса - это не шутки. Люди мерзнут на улице с детьми. Отвратительная организация.

Svetlana Fishman отзывы: 112 оценок: 121 рейтинг: 334

Были вечером в пятницу 2го декабря. К организации претензий нет вообще. Все чётко и точно, никакой давки в залах, смотреть можно совершенно в своем удобном режиме. Даже если у какой-то картины собирается человек 5-6 - это ненадолго, и через минуту уже можно смотреть на нее тет-а-тет. Очень дозированно впускают в порядке живой очереди - 10 человек 1 раз в полчаса, поэтому сами можете оценить, когда пройдёте, если всё-таки решитесь постоять. Сразу скажу, что я бы не стала это делать зимой, ради посещения конкретно этой экспозиции.
Объясню почему. Да, выставлено 42 произведения (хотя первоначально заявлялось 47), есть "изюминки", но как такового "хэдлайнера", "гвоздя программы" в принципе нет. Заканчивается осмотр и вовсе очень странным решением - один зал - одна картина, но это не тот финал, которого ожидаешь. Что касается Рафаэля - есть две работы, но сразу предупрежу, что это не полотна, а очень небольшие деревянные части росписи алтаря.
Ощущение сравни тому, что испытываешь, когда в ресторане принесли аперитив, а потом оказалось, что это и есть весь ужин. Для возбуждения аппетита вполне подходит, но на выходе вы остаетесь с чувством неутолённого голода.
Кто ответственен за это, я не знаю, пожадничала ли итальянская сторона, или что-то с нашей не смогли согласовать или прогарантировать, но факт остаётся фактом - полноценной выставки итальянских мастеров мы не увидели. Поэтому жди нас, Италия!

Вероника Анина отзывы: 25 оценок: 21 рейтинг: 152

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Wikimedia Commons Караваджо. Положение во гроб. Ок. 1602-1603

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д"Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Wikimedia Commons Никола Пуссен. Мучение святого Эразма. 1628

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Wikimedia Commons Мелоццо да Форли. Ангел с лютней

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

Wikimedia Commons Паоло Веронезе. «Сон святой Елены». 1580

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.

В этой выставке много беспрецедентного. Это и 42 экспоната из постоянной экспозиции (на открытии говорилось, что в Государственную Третьяковскую галерею приехало едва ли не 10% Ватиканской пинакотеки), редко покидающих родные и почти буквально намоленные стены. Это и политическая составляющая, патронирующая нынешние художественные гастроли на самом высоком государственном уровне (Третьяковке и удалось привезти в Москву почти все заказанные в Ватикане работы, из-за чего чреда религиозных сюжетов оборачивается практически непрерывной историей развития стилей в итальянском искусстве с XII по XVIII век). Это и особое сценографическое решение выставочной территории — с огромным, изнутри подсвеченным логотипом и фальшстенами, меняющими привычную геометрию залов на третьем этаже Инженерного корпуса Третьяковской галереи (оформление «Roma Аeterna» и Агнии Стерлиговой ). Один из них, подобно архитектурному плану храма Святого Петра, имеет восьмиугольную форму, а другой, подобно площади перед главной ватиканской базиликой, — округлую.

Свод правил

Не имеют аналогов также и строжайшие правила аккредитации и фотографирования на выставке. На пресс-показе журналистов неоднократно предупреждали (и даже заставили подписать особую расписку о ненарушении требований, выставленных руководством Ватиканских музеев), что картины нельзя снимать целиком или тем более по частям. Можно только в интерьере, на фоне стены, а еще лучше, чтобы в кадр попадало сразу несколько полотен. Телевизионщикам запретили наезжать на произведения телекамерами и брать живопись крупными планами. Это, впрочем, и само по себе достаточно проблематично из-за специфического экспозиционного оформления двух главных залов, доверху обшитых деревянными панелями. Для того чтобы уберечь картины от посетителей, дизайнеры сделали плавные, но высокие плинтусы, отодвигающие экспонаты на расстояние чуть больше вытянутой руки. Из-за чего все они приобретают дополнительную ауру («даль близкого», если вспомнить определение Вальтера Беньямина ), окончательно превращаясь в сакральные объекты религиозного поклонения.

Свет и цвет

В итоге к шедеврам особенно не приблизишься — за исключением разве что крошечных гризайлей Рафаэля , выставленных в отдельной витрине, и астрономического цикла болонца Донато Крети . Его восемь картин показывают в дополнительном, достаточно освещенном третьем зале. Меньше повезло картинам барочных времен, занявших самый большой зал, где царит полумрак.

Экспозиционное освещение, которым музейщики постоянно играют на привозных проектах, создает дополнительные сложности восприятия. Конечно, крайне эффектно, когда световые лучи, направленные на картины, превращают их в окна горнего мира. Однако у такого подхода есть много недостатков, связанных с непобедимыми бликами и расползающимися внутри рам слепыми пятнами. ( перестает работать с экспонатами небольших размеров, рассказывающими какие-то особенно сюжетные истории с массой миниатюрных деталей.) На нынешней выставке, помимо проторенессансных и ренессансных картин Пьетро Лоренцетти , Алессо ди Андреа , Мариотто ди Нардо , Джованни ди Паоло , это особо относится к горизонтально вытянутой двухметровой композиции «Чудеса святого Винченцо Феррера» болонского мастера Эрколе де Роберти , занявшей отдельную выгородку.

В первом зале, где освещение нормальное, расположены самые старые — и даже древние — экспонаты. Именно здесь показывают две работы Перуджино , большие композиции Джованни Беллини (пинакль «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной») и люнетта Карло Кривелли , а также еще более ранних Фра Беато Анджелико , Джентиле да Фабриано и Маргаритоне д’Аррецо , чей «Святой Франциск Ассизский» XIII века еще не самая ранняя работа на выставке (эпиграфом к ней вывешен весьма византиеподобный «Христос Благословляющий» римской школы XII века). Однако самым заметным украшением первого зала являются три фрагмента фрески Мелоццо да Форли с ангелами, играющими на музыкальных инструментах (в Ватиканской пинакотеке таких отдельных эпизодов, некогда единой росписи «Вознесение Христа», хранится 14 штук). Это именно их изящные эмблематические лики вынесены на афиши, билборды, баннеры и обложку каталога.

Экспликации внизу и именные билеты

Теперь, когда пресс-показы прошли и залы Третьяковки заполняют обычные посетители, будет интересно посмотреть, как сработают надписи и экспликации, расположенные на плинтусах: будут ли они видны в густом зрительском потоке? И наконец, совершенно новая ситуация возникла с продажей билетов, позволяющих проходить на третий этаж Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке. Онлайн-продажи билетов на ватиканскую выставку попросту нет, об этом написано на сайте музея . Обычные, бумажные, билеты раскуплены до 31 декабря этого года. С 15 декабря кассы Третьяковской галереи начнут продавать билеты на сеансы 2017 года (выставка продлится до 19 февраля). И эти билеты будут именными, так как, во время проведения предыдущих , сопровождавшихся большими очередями, музейщики столкнулись с многочисленными перекупщиками, предлагавшими билеты по ценам, завышенным в несколько раз.

Перед нами предстанут работы, ранее не покидавшие Италию

Рафаэля много не бывает. Третьяковка решила повторить подвиг ГМИИ им. Пушкина и привезти работы Мастера, которые до сих пор не покидали Италию. Но она бы не была главной российской галереей, если б не придумала, чем отличиться – Рафаэля сопроводят Караваджо, Беллини, Веронезе, Пуссен... 42 полотна будут доступны посетителям 25 ноября.

Привезут шедевры XII–XVIII веков из Пинакотеки, раздела музеев Ватикана. Развесят их в комнатах Инженерного корпуса, дизайн которых разрабатывает известный архитектор Сергей Чобан (среди его проектов «Ледовый дворец», новое здание Московской городской думы и музей архитектурного рисунка в Берлине).

– Сергей нашел решение, как подчеркнуть уникальность каждого полотна и вместе с тем подчинить их общей идее, – объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. – Зал с живописью Средневековья и раннего Возрождения он делает в форме восьмиугольника, как и главное пространство в самой Пинакотеке. Зал с высоким ренессансом и барочной живописью решен в форме римской площади у собора Святого Петра. Его же стильный план мы решили разместить у входа, хотя обычно на таких проектах развешиваются фотографии. Нам важно, чтобы отправная точка задавала идею выставки «ROMA AETERNA», которая - о вечности Рима и его достояний.

Нам из них предстанут «Вера» и «Милосердие» раннего Рафаэля, писавшего еще во Флоренции. Работы, где юную красавицу по сторонам оберегают ангелы, взята из алтаря на вилле Боргезе. «Снятие с креста» Караваджо и «Святого Эразма» Пуссена часто противопоставляют, но здесь их повесят рядом, чтобы посетители прочувствовали внутреннюю связь мастеров, изображающих мучеников. Широко представят Беллини и второго главного художника венецианского ренессанса Карло Кривелли.


«Снятие с креста» Караваджо.

Будет много икон римской школы ХII века, близкой к византийской и русской иконописям. Главное достояние – Христос Вседержитель. Не обойдется и без образа святого Франциска Ассизского кисти Маргарито ди Маньяно (прозванный д"Ареццо), «Апостола Матфея с ангелом» Гвидо Рени, «Рождества» Mариотто ди Нардо. О чудесах святого Винсента Феррера поведают трехметровые, с трудом доставленные в Москву полотна Эрколе де Роберти...

– Мы получили все, о чем мечтали, – признается директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Я дама почтенная, но мне захотелось прыгать на одной ножке и кричать от радости, что мы покажем самые выдающиеся вещи Пинакотеки. В чем-то, конечно, нам было отказано, но этим работам нашли достойную замену. Мы понимаем, что экспозиция вызовет огромный интерес у зрителей в России, поэтому постараемся опереться на опыт посещения двух наших последних выставок – Серова и Айвазовского.

Что касается технических моментов, то вводят систему сеансов, которые будут запускаться каждые полчаса. Аудиогид уже готов – озвучивает его актер Вениамин Смехов. Стоимость билетов вслед за ГМИИ повышают до 500 рублей.


«Вера» Рафаэля.

– С билетами после выставки Серова у нас проблема, – продолжает г-жа Трегулова. – Ими приторговывали несколько сотрудников галереи, тут же были уволены. Как-то раз я ловила перекупщиков у входа в галерею и сдавала в полицию, но без толку: нет ни одной статьи в законодательстве, по которой они бы могли пройти. Так что через два часа после задержания ребята снова возвращались на рабочее место. Но мы за гигантской посещаемостью не гонимся, и вы это поймете по этой выставке, куда мы будем дозированно принимать посетителей. Необходимо не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами.