1. Куинджи работал над картиной «Лунная ночь на Днепре » около полугода. Еще за несколько месяцев до завершения работы по Петербургу разнеслись слухи о невероятной красоте этого произведения. Под окнами его мастерской выстраивались длинные очереди. Каждый хотел хотя бы глазком взглянуть на это произведение искусства. Куинджи пошел навстречу петербуржцам и приоткрыл завесу тайны. Каждое воскресенье художник растворял двери своей мастерской для всех желающих ровно на 2 часа.

2. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С.Тургенев , Д.И. Менделеев , Я.П. Полонский , И.Н. Крамской, П.П.Чистяков . В одно из воскресений к художнику зашел скромный морской офицер и поинтересовался стоимостью картины. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Но офицер ответил: «Хорошо. Оставляю за собой.». Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.

3. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Важно, что это была первая в России выставка одной картины. И люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так стали называть Куинджи поклонники его творчества.

4. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам - сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Многие из них заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить автора в шарлатанстве. Но её не было.

5. В этой картине Куинджи удалось показать всю красоту природы спокойной и безмятежной украинской ночи – величественный Днепр, ветхие мазанки и холодное сияние лунного света. И.Е. Репин вспоминал, как десятки людей стояли перед полотном «в молитвенной тишине» со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

6. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии . Завистники с презрением утверждали, что рисовать ими – большого ума не надо. Суеверные вовсе обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой.

7. Секрет «художника света» заключался в фантастическом умении художника играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом Куинджи помогал его близкий друг – Д.И.Менделеев.

8. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. И.С.Тургенев пришёл от этого в ужас. Он писал Д.В.Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина…вернется совершенно погубленной.». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Краска потрескалась и поблекла. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

9. Картина имела огромную популярность. Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре». Они были написаны спустя 2 года – в 1882. Первая хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве , другая – в Ливадийском дворце в Ялте .

10. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «...художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

11. Музей-квартира талантливого мастера находится в знаменитом «доме художника» в Биржевом переулке. С инициативой создания музея-квартиры выступил ученик Куинджи – Николай Рерих . К сожалению, открыть экспозицию удалось лишь в 1991 году – к 150-летию художника.

СПРАВКА КП

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Там он подружился с В.М.Васнецовым и И.Е.Репиным, познакомился с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского . С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов , Н. Рерих, К. Богаевский. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

Сюжет

Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».

«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)

Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.


«После дождя», 1879. (wikipedia.org)

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.

Контекст

Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.

Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.


«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)

Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого. Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.

На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.

Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.

Судьба художника

Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.


Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)

Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.

Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.», — говорил Куинджи.

Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.

(1841-1910) — великий российский художник греческого происхождения. Является непревзойдённым пейзажистом, картины которого находятся в самых известных музеях и являются по-настоящему бесценными. Одной из самых известных картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре».

Картина «Лунная ночь на Днепре » была написана в 1880 году, холст, масло. 105 × 144 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие. Событие стало настоящей сенсацией. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

На картине представлено широкое пространство с рекой и луной. Равнину пересекает лента реки, которая выглядит зеленоватой от фосфоресцирующего света луны. Луна на картине излучает завораживающий и таинственный свет.

Во времена Куинджи его подозревали в использовании каких-то необычных красок, а иногда и в связях с нечистой силой, которая помогает ему создавать то, что никому и никогда не удавалось. Однако секрет великого художника состоит в поисках такой композиции, которая бы позволяла максимально реалистично выразить свет, а также в тщательном подборе малейших изменений цветовых и световых соотношений. И в этом деле равных Куинджи просто нет.

Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено. Чтобы убедиться в том, что одна картина — это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».

Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Успех был огромный, и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Первая копия находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а вторая копия — в Ливадийском дворце в Ялте. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).

В 1880 году в Петербурге открылась одна необыкновенная экспозиция . У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть в выставочный зал. Прождав на улице несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.

Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «». Совсем небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.

Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр, а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем, посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя , воспевавшего красоту украинской ночи.

Певец света

По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи , ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.

Этот серебристо-зеленый свет на картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта. Поговаривали, что картина написана не мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским светом.

Конечно, грамотно подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи , действительно, на самом деле были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории немало часов, используя даже специальные приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.

Процесс создания картины был у него длительным - Куинджи долго подбирал краски, долго обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.

Краски или чувства?

Но все же главное в его полотне - это не особенные краски, а умение передать с их помощью все великолепие природы, ее настроение . Он смог передать простор, тишину и поэзию теплой украинской ночи. И именно поэтому люди подолгу стояли у картины, не в силах оторвать от нее свой взгляд. Многие даже уходили из зала со слезами на глазах, такое сильное впечатление оказывало на них это произведение Куинджи .

Публика была в восторге. Об этой выставке писала тогда вся пресса, репродукции картины разошлись огромными тиражами по всей стране. Вдохновленный этим произведением поэт К. Фофанов создал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже положили на музыку.

Сама картина за огромные деньги была куплена Великим князем Константином Константиновичем, который настолько дорожил ею, что не желал расставаться с шедевром, даже отправляясь в морское путешествие. К сожалению, морской воздух оказал на полотно пагубное влияние, и краски несколько потемнели, но не потускнел лунный свет, поэтому и сейчас люди не устают восхищаться этим выдающимся произведением искусства.

Подари мне красоту этого мира…

Куинджи разработал и мастерски применял свою, доселе невиданную систему декоративной пластики, придумал необычные изобразительные приемы со световыми эффектами, интенсивными тонами и острыми композиционными ракурсами.

Но главный секрет полотен Архипа Ивановича Куинджи в том, что он умел в своих работах передавать и доносить до зрителей чувства . И если в другом его знаменитом пейзажеБерезовая роща ») главное - это радость, которая буквально разлита в воздухе, то здесь это и покой, и гармония, и восхищение необычайной красотой природы.

В своих картинах живописец создавал свой идеальный мир, где жизнь и окружающее нас пространство воспринимается как благо, несущее людям добро, красоту и радость впечатлений.

И.Е. Репин писал, что А. Куинджи «вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира».

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Когда я впервые увидела эту картину, то встала при входе в зал Русского Музея как вкопаная. Я не могла отвести взгляд от небольшой картины на стене, как будто светящейся и оттого манящей. Вокруг нее толпились люди и бурно обсуждали эффект.

Вроде бы ничего особенного. Сюжет как сюжет. Ночь, река, луна, лунная дорожка. Но тот самый эффект внутреннего источника света просто сводил с ума. Я долго ее не могла забыть, а год назад, будучи в Питере, долго искала в Русском Музее. А нашла в родной Москве в Третьяковке.

Репродукция, фото не дадут такого эффекта. Надо ее смотреть живьем.

Да, конечно, мы изучали творчество этого художника.

Он жил в эпоху передвижных выставок, даже поучаствовал в одной из выставок, но с какого то момента держался несколько особняком. Выйдя из Товарищества, но не испортив с ним отношений, Куинджи устроил в 1880 году впервые в России выставку одного художника, да притом ещё не цикла произведений, а только одной картины. Это было смелое, пожалуй даже дерзкое, нововведение. Была выставлена много нашумевшая «Лунная ночь на Днепре». Слухи ходили по городу ещё до выставки. Сначала картину можно было увидеть в мастерской Куинджи, куда он пускал публику по воскресеньям на два часа. Затем картина была выставлена в Обществе поощрения художеств, и весь просвещённый Петербург целыми днями осаждал его помещение. Большего триумфа для художника трудно представить. Об этой картине писали не только критики, но и учёный Д.И. Менделеев, поэт Я.П. Полонский. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи!.. Этакий молодец — прелесть...» - восхищался И.Н. Крамской. Полотно приобрёл прямо из мастерской Великий князь Константин Константинович.

Его учеником был Николай Рерих. Неудивительно, правда же? Тот же стиль локальных заливок цветом, тот же внутренний мистицизм казалось бы незатейливого сюжета.

В Мархи мы изучали другую его картину как наиболее точно передающую его стиль. Это "Березовая роща". И до сих пор, оказавшись среди берез в яркий солнечный день, я вижу перед собой ту картину. Стволы деревьев, залитая солнцем зеленая лужайка, тоненький ручеек. Ничего особенного. Но волшебство как в том и состоит, когда в обычных вещах начинают проступать необычные явления.

Вернемся на десяток лет до появления картины с мистической луной.

Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Дважды в начале 1860-х голов пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, и его не приняли Лишь в 1868 году стал вольослушателем


Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

Многочисленные обвинения в упрощении полотна, аляповатости цветов - вот с чем он столкнулся. Как любая творческая личность, следующая своим собственным путем.нослушателем. Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

В области жизненных задач Куинджи оставил русским художникам важные заветы. Примером всей своей жизни Куинджи призывал к обереганию себя от всяких пленений, звал служить, - как сам служил всю жизнь, - свободному искусству, звал отстаивать свободу творчества.