1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответы вопросы капитанская дочка
  • почему гринёва можно назвать прарочеством во 2 главе
  • капитанская дочка развязка
  • смысл эпиграфа к повести капитанская дочка
  • капитанская дочка сочин на тему описания героя

Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, т. е. жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внимание автор? Как вы поняли главу «Искусство открывает нам большой мир!»?

Ответы:

Д.С. Лихачев, известный публицист, рассуждает в своих статьях об очень серьезных вещах. В статье «Молодость - это вся жизнь» автор пишет о том, что круг его друзей нужно формировать в детстве, потому что во взрослой жизни друзей приобретать трудно. Да и характер человека тоже нужно формировать в молодости. И то, что приобретено в юности, нужно хранить до самой старости. В статье «Искусство открывает нам большой мир» автор размышляет о том, что мир искусства нужно так же учиться понимать, как и окружающий мир, и искусствоведы должны быть нашими проводниками в мире искусства. Особое внимание автор уделяет русскому языку, который он знал и любил. Особые требования к себе должен предъявлять тот человек, который публично выступает (в устной ли письменной форме). Влияние слова на человека велико, поэтому он и должен говорить грамотно, лаконично и содержательно.

В 1836 году Александром Сергеевичем Пушкиным была написана повесть «Капитанская дочка», которая явилась историческим описанием пугачевского восстания. В своём произведении Пушкин основывался на реальных событиях 1773-1775 годов, когда под предводительством Емельяна Пугачева (Лжецаря Петра Фёдоровича) яицкие казаки, взявшие себе в услужники беглых каторжников, воров и злодеев, начали крестьянскую войну. Петр Гринёв и Мария Миронова – персонажи вымышленные, но в их судьбах очень правдиво отражено горестное время жестокой гражданской войны.

Свою повесть Пушкин оформил в реалистичной форме в виде записок из дневника главного героя Петра Гринева, сделанных через годы после восстания. Лирика произведения интересна подачей – Гринев пишет своё дневник в зрелом возрасте, переосмыслив всё пережитое. На момент восстания, он был молодым дворянином, верным своей Императрице. На бунтовщиков он смотрел, как на дикарей, которые с особой жестокостью воюют против русского народа. В ходе повествования видно, как бессердечный атаман Пугачёв, десятками казнящий честных офицеров, со временем волею судьбы завоевывает расположение в сердце Гринева и обретает в его глазах искорки благородства.

Глава 1. Сержант гвардии

В начале повести главный герой Петр Гринев рассказывает читателю о своей молодой жизни. Он – единственный выживший из 9 детей отставного майора и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Воспитанием молодого барина фактически занимался старый слуга. Образование Петра было низким, поскольку отец его, отставной майор, нанял в качестве гувернера французского парикмахера Бопре, ведущего аморальный образ жизни. За пьянство и развратные действия его выгнали из имения. А 17-летнего Петрушу отец решил по старым связям отправить на службу в Оренбург (вместо Петербурга, куда он должен был пойти служить в гвардию) и прикрепил к нему для присмотра старого слугу Савельича. Петруша расстроился, ведь вместо гулянок в столице его ждало унылое существование в глуши. Во время остановки в пути молодой барин завел знакомство с повесой-ротмистром Зуриным, из-за которого под предлогом обучения втянулся играть в бильярд. Затем Зурин предложил играть на деньги и в результате Петруша проиграл целых 100 рублей – большие деньги на то время. Савельич, будучи хранителем барской «казны», против того, чтобы Петр платил долг, но барин настаивает. Слуга возмущается, но деньги отдаёт.

Глава 2. Вожатый

В конце концов, Петр стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги. Впереди их ждёт длинная дорога, и слуга прощает барина. Но из-за неблагоразумия Петруши они опять попадают в беду – надвигающийся буран не смутил молодца и он приказал ямщику не возвращаться. В итоге они сбились с пути и чуть не замерзли. На удачу им повстречался незнакомец, который помог заблудившимся путникам выйти к постоялому двору.

Гринёв вспоминает, как тогда ему, уставшему с дороги, приснился в кибитке сон, названный им пророческим: он видит свой дом и мать, которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж. Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не трогает.

Они подъезжают к постоялому двору, напоминающему воровское пристанище. Незнакомец, замерзший в стужу в одном армяке, просит у Петруши вина, и тот угощает его. Между мужиком и хозяином дома состоялся странный разговор на воровском языке. Петр не понимает смысла, но всё услышанное кажется ему очень странным. Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик. На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости.

Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость – ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире.

Глава 3. Крепость

Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но заправляла всем фактически его жена - Василиса Егоровна. Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось. В крепости (которая оказалась простой деревушкой) Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.

Глава 4. Поединок

По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру. Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек.

В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила. Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина. Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.

Глава 5. Любовь

Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо.

Со Швабриным Гринев помирился. Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости. В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ – о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж. На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.

Глава 6. Пугачевщина

В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. Емельян Пугачев, назвавший себя Петром III, бежал из под стражи и наводил ужас на окрестности. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду. Рассчитывать на победу с 4 офицерами и армейскими «инвалидами» не приходилось. Встревоженный слухами о захвате соседней крепости и казни офицеров, капитан Миронов решил отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург, где крепость крепче. Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся.

Глава 7. Приступ

У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя. Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение. Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва.

Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу. Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих. Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва. Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника. Атаман приказал убить её.

Глава 8. Незваный гость

Сердце Гринева не на месте. Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи. Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный. Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.

Глава 9. Разлука

Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.

Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял.
Маша слегла и лежала в бреду.

Глава 10. Осада города

Приехав в Оренбург Гринев сразу доложил о деяниях Пугачева в Белгородской крепости. Собрался совет, на котором все кроме Петра проголосовали за оборону, а не нападение.

Начинается долгая осада – голод и нужда. Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Швабрин желает на ней жениться и держит в плену. Гринёв идёт к генералу с просьбой дать пол роты солдат на спасение девушки, на что получает отказ. Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую.

Глава 11. Мятежная слобода

По дороге в крепость Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос. Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах смутьяну и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно. Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить офицера, но тот говорит, «миловать, так уж миловать».

Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу. Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет.

Глава 12. Сирота

Швабрин держит девушку на воде и хлебе. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша – дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности.

Глава 13. Арест

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Глава 14. Суд

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

Одну из глав черновой редакции «Капитанской дочки» А. С. Пушкин не включил в окончательный её текст. По первоначальному замыслу она должна была располагаться в конце главы XIII . Главный герой «Капитанской дочки», Гринёв, носит в этом раннем варианте фамилию Буланин, а Зурин именуется Гринёвым. Ниже приводится краткое содержание «Пропущенной главы», но с привычными для читателя именами: Гринёв называется Гринёвым, а Зурин – Зуриным.

На нашем сайте вы можете прочесть и полный текст «Пропущенной главы» .

Вступив в отряд Зурина, Петруша Гринёв стал вместе с ним гоняться за пугачёвцами . Постоянно перемещаясь, отряд этот достиг берегов Волги, невдалеке от того места, где находилось поместье отца Гринёва.

В поместье жили тогда не только родители Петруши, но и отосланная им туда ранее возлюбленная – капитанская дочка Маша. Гринёв горячо жаждал увидеть их всех. В одну из ночей он нанял у волжских рыбаков лодку с двумя гребцами и поплыл в ней на противоположный берег реки. На середине Волги глазам Петруши предстал ужасный плот с тремя повешенными пугачёвцами, пущенный по течению усмирителями восстания.

На другом берегу Гринёв нанял тройку и в одиночку, без спутников поехал в родную деревню. Но прибыв туда, он узнал, что местные крестьяне присоединились к бунту Пугачёва, схватили его родителей и Машу и заперли их в хлебном амбаре. Подбежав к амбару, Гринёв повелительно велел мужикам открыть его, вошёл туда и радостно обнялся с родными. Однако крестьяне в это время затворили дверь, и Петруша оказался под замком вместе с прочими.

Около полудня узники услышали на улице шум и набат. Подбежавший к амбару верный слуга Савельич известил сквозь узкую щель, что в деревню вошёл пугачевский отряд во главе с заклятым ненавистником Петруши и Маши – Швабриным. Гринёв просил Савельича, чтобы он немедленно послал кого-нибудь с лошадью на ту сторону Волги сообщить Зурину об их несчастье.

Когда Савельич ушёл, заскрипел открываемый замок двери. В амбар попытался войти деревенский голова, но Гринёв отрубил ему голову саблей и закрылся изнутри.

Швабрин, крича снаружи, потребовал, чтобы узники добровольно сдались. Получив отказ, он приказал зажечь амбар. Огонь стал охватывать брёвна, и семейство Гринёвых решилось на вылазку. Впереди пошёл отец Петруши. Распахнув дверь, он выстрелил из пистолета и ранил Швабрина. Дворянская семья выбежала из горящего амбара и была схвачена крестьянами. Раненый Швабрин, сидя на траве, приказывал вешать Гринёвых. Но как раз в этот момент в деревню въехал гусарский эскадрон, посланный на выручку Зуриным, до которого успел добраться Савельич.

Гринёвы были спасены. Отец Петруши простил взбунтовавшихся по дурости крестьян. Швабрина схватили и отправили под конвоем в Казань. На другой же день Петруша Гринёв, попрощавшись с родителями и капитанской дочкой, ушёл с полком подавлять остатки мятежа.

IУ. Написание сочинения в чистовике.

Уроки 87-88

Тема: ДМИТРИИ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906-1999).

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Цель: комментированное чтение статей, деление на абзацы, определение главной мысли; составление простого плана; тренировка выразительности чтения.

Методические приемы: чтение текста, его объяснение, запись основной мысли.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «друзья познаются в беде», «Одному не под силу - зови друзей».

Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество? (По статье учебника, с. 196.)

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о Д. С. Лихачеве с цитированием предисловия «От автора» из книги «Земля родная».

1) Дмитрий Сергеевич Лихачев - специалист по древней русской литературе.

2) Ценности земли - пейзаж города, памятники искусств, традиции народного творчества, трудовые навыки.

3) Земля - это сокровищница хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга.

2. Комментированное чтение статей, деление на абзацы, составление и запись.

Молодость - это вся жизнь.

1) Вступление в новый, «взрослый» мир со школьными и университетскими товарищами.

2) Круг самых лучших, самых близких друзей формируется в молодости.

3) Настоящие друзья помогут разделить горе и радость, чтобы она не испортила человека и дала ему настоящее душевное богатство.

4) Храните молодость души до самой старости.

5) «Береги честь смолоду»: от репутации школьных лет уйти нельзя, а изменить ее можно, но трудно.

Искусство открывает нам большой мир.

1) Русская культура - открытая культура, добрая, смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая.

2) Суть культуры в ее интернационализме, терпимости.

3) Ценность замечательных художников в том, что они «разные».

4) Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.

5) Художники, картинные галереи должны развивать и развивают нашу духовную восприимчивость, наш вкус.

Учиться говорить и писать.

1) Учиться говорить и писать нужно все время.

2) Язык - самая большая ценность народа, на котором он думает, говорит и пишет, который формулирует наши мысли.

3) «...Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». (И. С. Тургенев.)

4) Язык - важнейший показатель умственного развития человека, показатель культуры народа.

5) «Встречают по одежде - провожают по уму». (Пословица.)

6) Слова - «пленки».

7) Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

8) Говори так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

9) Выступая перед слушателем, во-первых, следите за временем, во-вторых, за тем, чтобы ваше выступление было интересно и чтобы в нем была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.

10) Уметь хорошо писать надо всем!

11) Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде; чтобы научиться писать, надо обращать внимание на свою речь, на речь других, писать письма, дневники, которые будут вашим своеобразным отчетом самому себе о том, что вы делаете, как делаете, то есть даете оценку своим собственным словам, поступкам.

Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость - сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель. Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни.

Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?

Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?

Домашнее задание: задание по группам:

I группа - используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края».

II группа - сформулировать манифест «В защиту родной природы».

Урок 89

Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ

ХХ ВЕКА О ПРИРОДЕ.

В. БРЮСОВ, И. БУНИН, Ф. СОЛОГУБ

Цели: познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению; воспитывать заботливое отношение к природе.

Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

2. Слово учителя.

С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе - взаимообусловленные чувства.

Во все времена человек находил в природе отдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.

Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий край.

Вспомните слова Тараса Бульбы о том, что мы без родной земли - «сирые», а без нас «сирая так же, как и мы, земля наша».

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства и в душе художников слова.

Но «любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна». Объясните, как вы понимаете эти слова Константина Георгиевича Паустовского.

(Мало видеть и любоваться, нужно беречь ее, приумножать.)

Что мы можем сделать и должны делать, чтобы земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?

Как понимаете 1 и 2-й абзацы в учебнике, с. 213.

3. Экскурсия по выставке «Тихая моя родина...» проводит библиотекарь или подготовленный ученик: демонстрируются картины Саврасова, Левитана, Репина, Крымова, Ромадина и др. под музыку из цикла «Времена года» Чайковского.

4. Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег» учащимися.

5. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег».

В. Брюсов (1873-1924) - прозаик, драматург, критик, переводчик. Но когда называют имя В. Брюсова, то, в первую очередь, имеют ввиду его поэзию. Поэт Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь и нам. Вот стихотворение «Первый снег». Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах... Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.

Все вокруг видится призрачным как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет - символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью, очарованием. Тема природы, трепетного отношения к ней. Эпитетов мало, но сколько слов торжественной лексики! (Грезы, призраки, волшебство, озарены, воплощение, очарование.)

6. Имя Ивана Алексеевича Бунина вам уже знакомо из предыдущих уроков. Продолжат это знакомство еще 2 стихотворения. Чтение стихотворения «Не пугай меня грозою...» подготовленным учеником.

7. Анализ указанного стихотворения.

Автора не пугает гром, молнии весенней бури, потому что после нее светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг, омытое и освеженное дождем, молодеет «в блеске новой красоты» и цветы ароматнее и пышнее. Первая строфа пронизана радостью обновления, уверенностью, что впереди у тебя целая жизнь, наполненная счастьем и красотой.

Грусть, уныние звучат во второй строфе. Автора страшит затяжное ненастье, которое навевает печальные мысли: счастье пройдет стороной «в суете дневных забот», увянут «жизни силы без борьбы и без труда», и сырая туманная пелена навсегда скроет солнце (солнце - свет, радость, надежды, мечты). Автор воспользовался антитезой, чтобы противопоставить душевное состояние человека во время летних бурь и в осеннее ненастье. Прекрасна жизнь, если «печаль мимолетна, как гроза». Но если жизнь - «затяжное ненастье», то это грустно, печально.

8. На фоне пьесы из цикла «Времена года» Чайковского учитель читает стихотворение «Туча растаяла».

9. Анализ стихотворения «Туча растаяла».

Это стихотворение Бунина дышит спокойствием, умиротворением. Туча растаяла, весенняя ночь над селом, легкий ветер приносит запах ароматных весенних цветов. Алый закат солнца не предвещает ненастья. Туман, как воздушное покрывало, стелется над рекой. Сквозь туман мерцают огни. Природа засыпает, иногда только слышится падение капель с ветвей. Последняя строка с многоточием создает впечатление незаконченности повествования, потому что все постепенно затихает, все замирает и... Картины стихотворения удивительно спокойны. Метафоры («веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»), сравнения («туман... фатой»), мягкие, успокаивающие.

10. Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой...» с последующим анализом.

В первом сборнике стихов поэта, прозаика, переводчика «Пламенный круг» говорится о несоответствии мечты и действительности, о тоске и одиночестве, которые он пытается преодолеть.

В стихотворении «Забелелся туман за рекой» тоже говорится об одиночестве: «И теперь я совсем одинок». Но перед нами предстают картины далекие от пессимизма (от уныния). Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, - и завижу вдали огоньки...» Огоньки - надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора.

Домашнее задание (по рядам): выучить стихотворение одного из авторов: I ряд - Есенин; II ряд - Заболоцкий, III ряд - Рубцов; художникам - иллюстрации о природе.