Онегин и Ленский - две ключевые фигуры бессмертного творения Пушкина. И осознать авторскую концепцию, уяснить замысел поэта невозможно, если не обратиться к анализу этих персонажей. Цитатная и Ленского - цель данной статьи.

«Мы все учились понемногу»

Каково было воспитание главных героев? Начнем с Евгения, который рос без матери, был поручен гувернерам и получил типичное образование для аристократии позапрошлого века. Он «совершенно по-французски мог изъясняться», тогда как глубокое знание русского, родного, языка в те времена было необязательным. Евгений умел вести себя в свете, который признал, что «он умен и очень мил». Пушкин не без иронии говорит о некой неупорядоченности образования главного героя. Онегин «знал довольно по-латыни», дабы подписывать письмо и разобрать парочку эпиграмм. Читал античных классиков, однако «не мог он ямб от хорея... отличить». В то же время он был образованней своих современников. Евгений читал труды Адама Смита, а значит, интересовался политэкономией. И хотя он был восемнадцатилетним философом (как свидетельствует ироническая цитатная характеристика Онегина), его критическое восприятие действительности выгодно отличало его среди юношей, ограничивающихся «джентльменским набором» книг для чтения.

«Хандра его ждала на страже»

Цитатная характеристика Онегина из первой главы доказывает: характер у пушкинского героя был сложен, неоднозначен. Евгений, как и большинство современников, проводили свое время на балах, в поисках любовных приключений, пытаясь заполнить чем-то свою «тоскующую лень». Онегину не чуждо было притворство («как рано мог он лицемерить»), лесть, однако противника Евгений был способен обдать холодом едких эпиграмм. Но вскоре он понимает тщетность окружающего мира. Как говорил лирический герой одного стихотворения Лермонтова: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка».

Кстати, цитатная характеристика Онегина и Печорина из «Героя нашего времени» обнаруживает немало общего между двумя персонажами, включая их особое отвращение к человеческому существованию («Жизнь не стоит того, чтобы о ней так... заботиться»). Роднит героев и стремление найти себя в каком-то деле. Только если у Григория Печорина выливается в практически демонические эксперименты над судьбой отдельных людей, то Евгений действует по-другому. Сначала он обращается к творчеству, однако «ничего не вышло из-под пера его». Во второй главе герой даже пробует себя в практической деятельности, но также безуспешно: упорный труд вызывает в нем чувство отвращения.

Иное дело - Ленский, который не успел увянуть от «хладного разврата света». Он очень открытый, искренний человек. В то же время и его фигура небезупречна: повествователь подмечает, что «цель жизни... для него была загадкой». То есть, как показывает цитатная характеристика Онегина и Ленского, в характере и судьбе молодых людей было много общего. И тот, и другой не имели твердой почвы под ногами, дела, которому могли бы посвятить всю жизнь.

«...Глядим в Наполеоны»

На идеалы Онегина косвенно указывает описание его комнаты с изображением Наполеона и портретом Байрона. Оба деятеля были властителями умов молодого поколения той эпохи (вспомним хотя бы Андрея Болконского из романа-эпопеи Толстого). В их упоминании можно усмотреть некое своеобразное прощание повествователя с уходящей, романтической эпохой.

Ленский же остается верен вечным ценностям - любви и дружбе, ведь герой считал, что «душа родная соединиться с ним должна». Истинные приятели же, по мнению Владимира, способны «за честь его приять оковы».

«Поклонник Канта. И поэт»

Из всего вышесказанного вытекает отношение героев к поэзии. Приведенная выше цитатная характеристика Онегина о ямбе и хорее показывает, что Евгений, если и собирался приступить к написанию литературного шедевра, точно не обратился бы к стихотворной форме. Поэзии он не чуждался, хотя и вряд ли понимал ее истинное предназначение. Что же касается Владимира, то повествователь слово «поэт» использует в качестве характеристики и даже пророчит ему судьбу, связанной с этой

«Тому уж нет очарований...»

Цитатная характеристика Онегина продолжается. Особое внимание привлекают отношения героя с противоположным полом, и не только потому, что история Евгения и Татьяны является для сюжета романа стержневой. Оценка главным героем этого великого чувства оказывается прямым свидетельством того, насколько пусто было его существование. Автор в первой главе упоминает, что «тверже всех наук» Онегин знал «науку страсти нежной». В амурных делах Евгений считался инвалидом и подходил к отношениям с большой долей прагматизма. Ради очередной любовной победы он использовал различные уловки: взгляд, который был «быстр и нежен, шутки и лесть. Однако вскоре «в красавиц он уж не влюблялся» и их «оставлял без сожаления», об этом повествует цитатная характеристика Онегина. И Татьяны чувства, такие нежные, наивные, пусть даже возникшие под влиянием сентиментальных тронули.

Ответом же на письмо девушки стал отказ возлюбленного (страшное «Я вас люблю любовью брата») и даже более того - проповедь с его стороны. «Учитесь властвовать собою», - снисходительно, дидактично изрекает он, не думая, насколько жестокими являются его слова. Конечно, если любви не существует, из-за нелепой шутки разрешено убить друга на дуэли, а семья только в тяжесть, могут ли чувства совсем юной девушки считаться чем-то подлинным? И совсем по-иному в любовных делах проявляет себя Владимир, который «любви послушный». Он находится постоянно со своей избранницей, гуляет с ней и даже готов писать ей оды, да только Ольга «не читает их».

Заключение

Цитатная характеристика Онегина и другого персонажа, Ленского, подходит к концу. В качестве заключения остается добавить, что принцип контрастности в построениях этих образов не случаен (помните: «Они сошлись, волн и камень» и т.д.). При наличии большого количества общих черт - оба помещики, оба в какой-то степени являются «лишними людьми» - Онегин с Ленским являются полными противоположностями. И это обусловлено спецификой метода Пушкина. Если Владимиру присущи черты исключительно романтического героя, то образ Евгения свидетельствует о новом методе - реализме.

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё мо-лодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел

Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёр-ные до плеч.

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл чело-века, перед которым можно исповедываться, не боясь насме-шек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени са-мостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, со-всем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав-тор недаром пишет:

Меж ними всё рождало споры И к раз-мышлению влекло...

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский . Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он ро-мантически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Ев-гения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Оль-гой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтиче-скими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ниче-го лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения ста-ла ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась ко-кетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скоро-го отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю при-чудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности. Материал с сайта

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал...»

Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бес-полезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильней-шее разочарование, которое закончилось бы или самоубийст-вом, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Вла-димир Ленский.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»

В своем романе « » Пушкин затрагивает и раскрывает множество проблем того времени, того устоявшегося мира. Он не просто повествует читателям историю героев, он наполняет их жизни и судьбы каким-то смыслом.

Главным героем романа является прогрессивный молодой человек – Евгений, который уже вдоволь насытился светской жизнью и начал искать какой-то другой жизненный путь. Он переезжает в тихое местечко, где и знакомится с Владимиром Ленским.

В ходе развития сюжета, мы наблюдаем, как эти два человека сдружились и стали прекрасными товарищами. Образ Ленского яркий, динамичный, подвижный. Он необычайно искренний человек, с прекрасными душевными качествами.

Из строк романа мы узнаем о том, что Владимир был достаточно красивым и привлекательным молодым человеком. Он был образованным и воспитанным. Свое детство Ленский провел в Германии. Там он получил образование и стал великолепный поэтом – романтиком. Свои мечтательные настрои он выкладывал в форме стихотворных строк.

Светские вечеринки и балы были для него чужими, он не принимал их вовсе. Среди окружающих людей он не мог выбрать близкую душу, близкого человека. И вот однажды, Владимир встречает и между ними зарождается настоящая, мужская дружба.

Несмотря на свои постоянные споры и разногласия, молодые люди были симпатичны друг другу. Ленский нуждался в поддержке Онегина, он вел с ним беседы на все волнующие его темы.

Ленский создал свой мир, со своими переживаниями и эмоциями. Он был легкомысленным романтиком. Именно эта черта характера позволила ему влюбиться в . Он приукрасил ее значение в своей жизни, придал девушке слишком большой смысл. Но, девушка была не особо предана любви. Ведь после смерти Ленского, она не долго грустила и сразу же сменила свои любовные ориентиры.

Вспыльчивость Ленского приводит его к трагическим событиям. Вызывая на дуэль Онегина, он преувеличил значение шутливых слов Евгения.

Только столкнувшись с реальной жизнью, такая ранимая и романтичная натура, как Владимир Ленский, принимает первый жизненный удар. И не справляется с ним. Смерть забирает его, оставляя лишь память про молодого человека в сердцах его друзей.

Читая роман «Евгений Онегин», восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени - это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.

А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Давайте узнаем этого героя поближе. Это был

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем». Ленский - поэт-романтик, «от хладного разврата света еще увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяновых, петушковых и харликовых:

Ему не нравились пиры,
Бежал он их беседы шумной.

Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, доброй зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:

Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника.

Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. «Сердцем милый невежда», герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь «глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...» По словам Белинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». Да, так оно и есть. Но он любил:

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…

Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. «Не в силах снесть обмана», Ленский вызывает Онегина на дуэль, «решась кокетку ненавидеть».
И вот:

Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет».

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть - это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.
А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

В отличие от Онегина, Ленский не испорчен столичной жизнью. Детские годы его прошли в провинциальной усадебной глуши, в близости к природе, в окружении патриархальных помещиков с их простодушием, хлебосольством, искренним доброжелательством. Еще в отроческие годы он испытал первые проблески любовного чувства, лишенные светской театральности, столичного жеманства:

Чуть отрок,
Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.

Объективируя, отделяя от себя характер Ленского, Пушкин реже прибегает к описанию внешних обстоятельств жизни героя, как это было с Онегиным. Он чаще изображает душевный мир Ленского, создавая реалистический образ его романтического миросозерцания. Стихи Ленского автор пронизывает изнутри добрым юмором или легкой иронией: «Паду ли я стрелой пронзенный»;

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень»
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной» и т. п.

Возникает независимый от автора живой образ романтического поэта. Умелой рукою реалиста Пушкин типизирует романтический стиль с его вычурными перифразами, с его пристрастием к архаическим деталям: романтическая стрела вместо прозаической пули, «дева красоты», «ранняя урна», усложненная синтаксическая инверсия. Исследователь реалистического стиля Пушкина Г. А. Гуковский говорит, что «Ленский совмещает в себе признаки обоих течений русского романтизма пушкинского времени - и психологического, «идеального» романтизма Жуковского и его школы, и гражданского романтизма декабристского типа. Объясняется это, конечно, тем, что суть образа Ленского - вообще «романтизм», как единый принцип культуры».

К этому можно еще добавить, что романтизм Ленского - вообще романтизм, как универсальная и вечная примета юношеского мироощущения. В Ленском Пушкин создает образ юного, поэтически одаренного молодого человека, еще не нашедшего себя, но обладающего богатыми потенциальными возможностями. Как лепестки цветка в неразвернувшемся бутоне, они еще не раскрылись в нем, но, в случае своей реализации, они могут повернуть характер Ленского в самые разные стороны. С этой точки зрения и весь роман Пушкина напоминает собой еще не распустившуюся, не лопнувшую почку, заключающую в себё будущий цвет и плод русской жизни, все листочки и лепестки которой с присущей им жизненной энергией еще не развернулись, но уже готовы к самораскрытию.

Именно туда в заманчивое, многообещающее, но и таинственное будущее, устремлена у Пушкина «даль свободного романа». В сердцевине этой почки еще не состоявшаяся, но уже созревающая любовь Онегина и Татьяны, символизирующая далеко разошедшиеся в послепетровский период, но теперь устремившиеся к соединению коренные силы и стихии русской жизни: «кипящая в действии пустом» интеллектуальная вершина русского общества и остающаяся верной преданиям и святыням тысячелетней России его провинциальная глубина.