Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting . Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия , Видение , ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас - для краткосрочных целей. Положение в будущем - для долгосрочных целей - которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

Быть самым безопасным большим городом Америки

Самым процветающим городом для каждого его жителя

Стать городом впечатляющих небоскребов

Первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

Быть эко-городом.

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей - Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC -концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Мотивация в целеполагании

Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Целеполагание отражается на работе всей организации и эффективности сотрудников. Как внедрить систему, чтобы достичь желаемого результата, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое целеполагание

Целеполагание - это определение, постановка и достижение целей. В менеджменте под термином понимают основной этап бизнес-планирования. Различают краткосрочные, долгосрочные цели компании во внешней и во внутренней среде, связанные с персоналом и производством. Исходными пунктами для постановки задач выступают: миссия, видение, ценности организации, принцип отношений с конкурентами, проблемы и потребности фирмы.

Скачайте документы по теме:

Отправной точкой в постановке задач считается видение компании:

  • «здесь и сейчас» - для краткосрочных целей;
  • «в будущем» - для долгосрочных целей.

Целеполагание и планирование увеличивает эффективность организации . Коллектив стремится достичь запланированного результата, поэтому вкладывает больше сил и энергии. С помощью целеполагания мотивируют персонал, но в случае нескольких неудач сотрудники перестают проявлять активность. Чтобы этого избежать, ставьте достижимые задачи, ориентируйте персонал.

Постановка задач и формирование целеполагания

Учитывайте не только преимущества, но и проблемы целеполагания. Организация представляет собой общность индивидов, каждый из которых имеет личные цели, которые не всегда совпадают с задачами организации. Сложности могут возникать на любых этапах построения системы.

Этапы целеполагания включают: анализ текущего состояния организации, ее миссии и целей. Только после этого ведется разработка системы, в которой основные цели структурированы. Она должна включать механизмы согласования целей заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования служат цели и стратегия - на основе общности долгосрочных идей формируется мотивация к сотрудничеству.

Верхний уровень целей - идеалы, основанные на миссии. Он определяет смысл того, чем занимаются работники. Так как у сотрудников главная задача заключается в заработке денег, они не всегда разделяют миссию организации.

Стратегические намерения - видение будущего компании. В отличие от миссии, оно связано с определенным промежутком времени, дает выразительную картину будущего. Стратегические намерения должны притягивать сотрудников, вдохновлять их работать лучше. Видение распространяет и формирует лидер. Если он не наделен способностью вовлекать, интересовать других, в системе целеполагания происходит сбой. Организация продолжает функционировать, но невозможно прогнозировать ее деятельность. Проводите тренинги, обучайте менеджеров приемам вовлечения персонала в общие идеи.

Стратегические цели фиксируют стратегическое видение , определяют систему координат для компании. Долгосрочные приоритеты необходимы для планирования - они обеспечивают основу для согласования целей всех подразделений. Чем четче определены цели, тем легче их достичь. Определите, чего нужно добиться компании, чтобы выйти на новый уровень развития, занять более выгодные позиции на рынке, найти квалифицированный персонал. Не только зафиксируйте желаемый результат, но и разработайте модель поведения.

Стратегические проекты необходимы для достижения поставленных целей. Мало определить цель, нужно понять, как ее достичь. Если руководитель не может управлять движением персонала к целям, обратитесь за помощью к сторонним специалистам, которые подготовят план действий.

Оперативный контроллинг - уровень целеполагания, который формируется в процессе годового планирования . Он включает ряд показателей: финансово-экономических, бизнес-процессов, деятельности организации на рынке и другие.

KPI относятся к той части системы целеполагания, которая направляет сотрудников к личным целям, согласованным с целями предприятия. Индивидуальные показатели подразумевают результативность каждого работника. Чтобы добиться максимального эффекта, связывайте их с вознаграждение. Главное, чтобы показатели KPI играли стимулирующую и направляющую роль. Разрабатывайте их с учетом цели организации, ее миссии.

Система целеполагания включает цели, стратегию, структуру, идеологию и процессы. Все элементы тесно взаимосвязаны. Если происходит сбой в системе, она теряет смысл. Разрабатывайте ее только после детального изучения деятельности компании. Учитывайте, чего вы хотите достичь. Цели организации не должны идти вразрез с интересами сотрудников, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принцип построения системы целеполагания

Для построения системы в менеджменте используйте известный прием целеполагания - дерево целей, напоминающее пирамиду потребностей Маслоу . Вершина - общая цель организации. Формирование уровней складывается так, чтобы обеспечить достижение целей, находящихся на уровень выше. Каждый уровень дерева описывает не способ достижения целей, а конкретный результат, выраженный показателями. Иерархия целей связывается со структурой организации и с ее особенностями.

Процесс целеполагания может основываться на методике сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (ССП). Ее применяют организации любого размера и сферы деятельности. Если вы хотите использовать ее, четко сформулируйте цели с учетом миссии и стратегии организации. Они выглядят следующим образом:

  1. Стать самой крупной компанией.
  2. Выпускать новую линейку товаров или расширить спектр услуг.
  3. Принять в штат конкретных работников: известного менеджера, технолога и т.д.

Перед вами практическая пошаговая инструкция по созданию эффективной системы оплаты труда и мотивации, учитывающей специфику конкретной компании, особенности ее корпоративной культуры и работающей на достижение ее стратегических целей. Вы не только научитесь правильно формировать постоянную и переменную части заработной платы сотрудников, но и узнаете, как достичь баланса системного и индивидуального подходов, добиться истинной лояльности сотрудников и превратить их способности в капитал, приносящий высокий доход.

Когда решаете, какие области охватят цели, ограничьтесь одним направлением, а не несколькими. Независимо от специфики сферы, для которой ставите задачу, учитывайте некоторые особенности. Это поможет избежать ошибок, вызывающих дисбаланс в системе целеполагания.

  1. Цели затрагивают верхушку предприятия: если руководство не имеет ясных целей, нижние уровни теряют направление, а люди начинают считать, что постановка целей неважна.
  2. Цели имеют четкую формулировку. Все члены компании знакомы с ними. Нередко подчиненные не имеют представления о целях - это ведет к тому, что миссия становится второстепенной. Напоминайте людям ключевые цели, задавая наводящие вопросы. Мнение коллектива о том, для чего все работают, важно. Учитывая его, корректируйте план действий.
  3. Каждый человек, единица в организации или рабочая группа имеют одну ясную цель. Не назначайте больше, чем 6–9 целей сразу. Перегрузка подчиненных рассеивает усилия и подрывает эффективность .

Не ставьте перед собой и сотрудниками невыполнимых целей. Если вы не знаете, чего должна достичь организация, проведите детальный анализ деятельности, сравните этапы развития за последние годы, изучите рынок и предложения других фирм. Подумайте, какие методы целеполагания уместны на данном этапе развития.

Диагностика целеполагания

Правильность поставленных целей проверяйте методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely), ССП-BSC (Balanced Scorecard). Выполняйте анализ целеполагания регулярно, чтобы не упускать из вида процесс. Например, сотрудники могут еженедельно отсчитываться о том, на каком этапе на пути к достижению целей они находятся, что планируют сделать.

SMART подразумевает, что цели должны быть определены, описаны, приняты сотрудниками. Оценивайте их сложность перед тем, как ограничивать по времени. Распределяйте между руководителями ответственность за их достижение. Эта технология целеполагания не требует долгой подготовки, поэтому предпочтительна в подавляющем большинстве случаев.

Если вы решили использовать концепцию переноса целей для планирования деятельности и контроля их достижения, организуйте оценку KPI. Устанавливайте конкретные показатели, понятные персоналу организации. Учитывайте временные затраты, ведь разработка системы отнимает около двух месяцев.

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример : Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

Лариса Маланина
«Целеполагание». План-конспект урока в X классе

Тип урока : урок овладения учащимися новыми знаниями с элементами тренинга.

Цель : сформировать у учащихся представление о цели, потренировать ставить перед собой наиболее важные и достижимые цели.

Задачи :

1. Знакомство учащихся с понятием «цель» , «целеполагание » .

2. Формирование навыка построения жизненных целей и путей их достижения.

3. Развить у ребят умение делать правильный выбор между важными и срочными целями и всегда доводить до конца задуманное.

4. Воспитать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Средства обучения : по 10 маленьких листочков для каждого ученика для проведения элементов тренинга.

Форма работы на уроке : групповая

Первый этап – теоретическая часть (первичное ознакомление с материалом)

Второй этап – практическая часть (обобщение и систематизация знаний, упражнение по ранжированию жизненных целей , потренировать учащихся из множества целей выбирать наиболее важные и видеть пути их достижения).

План лекции :

1. Определение «цели» и близких к нему понятий

2. Виды целей

3. Процесс постановки целей – целеполагание

4. Изучение навыка целеполагания у учащихся

Ход урока:

Теоретическая часть :

1. Организационный этап (отметить в журнале отсутствующих, узнать причину их отсутствия) . Привлечь внимание учащихся к предстоящей теме. Сообщить тему и цель занятия. – 5 минут

2. Вводное слово – 5минут.

У многих ли людей есть цель в жизни? - Нет, у единиц. Почему? Потому что, в отличие от мечтаний, цель в жизни предполагает большой труд, ежедневную работу для движения к твоей цели. Если ты каждый день думаешь о том, что тебе важно, и делаешь для этого что-то - у тебя цель в жизни есть. Если ты не знаешь, что тебе на самом деле важно, или в разные дни ты думаешь об этом по-разному, либо много думаешь, но мало что делаешь - у тебя цели в жизни пока нет. Так что же такое цель?

Цель - желаемый результат (предмет стремления) . То, что человек намерен осуществить. Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.

3. Основная часть – 30 минут

Цель можно связать с такими понятиями как :

Мотивы - внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив - это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.

Интересы - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Мечта - Мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. (Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.) В США популярно клише «американская мечта» . Иногда мечте приписывают цвет - «голубая мечта» , «розовая мечта» .

Желанье - Внутреннее стремление к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Стремленье – настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; решительная устремленность к чему-нибудь. Желание, укрепленное волей.

Намеренье - мотивационная - основа деятельности -, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей - и при наличии достаточного личностного контроля.

Какие бывают цели. Несколько видов целей :

1. Долгосрочные цели;

2. Краткосрочные цели;

3. Усложненные цели;

4. Облегченные цели;

5. Заведомо невыполнимые цели;

6. Цели, которые не зависят от нас.

Долгосрочные цели

Цели, на выполнение которых должно уйти большое количество времени. Как правило, цели считаются долгосрочными, если срок их выполнения превышает 6 месяцев. (пример : стать дипломированным специалистом, выучить английский язык, выйти замуж и т. д.)

Краткосрочные цели – это цели, на выполнение которых требуется меньше 6 месяцев. Их, как правило, используют для того, чтобы разбить крупный план на более мелкие составляющие. (пример : стать дипломированным специалистом, но сначала – поступить в институт, пройти успешно обучение, написать диплом, защитить диплом – цель достигнута.)

Усложненные цели

Данный вид целей чаще всего ставят люди, которые любят преодолевать какие-либо препятствия или хотят добиться значительного результата за малый срок. От исполнителя требуется максимум его духовных и физических ресурсов. (пример : поступить в институт, усложнив цель выбирая более престижный, куда поступить сложнее, чем в остальные.)

Облегченные цели используют или ленивцы, или люди, у которых нет времени заниматься этой целью. Облегченные цели не бывают важными. Как правило, это задачи, которые могут улучшить что-то второстепенное. (пример : прочитаю до конца книгу «Война и мир» - это входит в обязательную программу по литературе, такая цель стоит у каждого ученика 10 – 11 класса .)

Заведомо невыполнимые цели

«Достану звезду с неба» . Это чисто физически невозможно, так как звезда находиться за много миллионов световых лет, весит неимоверно много и имеет собственную орбиту.

Цели, которые не зависят от нас

Выводы :

Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.

Цели связаны с намереньем.

Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.

Цели связаны с волей и сознанием.

Процесс постановки целей – целеполагание .

Целеполагание процесс творческий , и тем более творческий, чем выше уровень целей . Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. (википедия)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ- это определение , построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Собственные цели не всегда понятны человеку.

Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели. В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели» .

Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми (в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей ).

Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным) .

4. Заключительная часть – 15 минут

Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это : хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение.

Смысл целеполагания :

1. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность;

2. Сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет сценарий других событий.

Методы постановки целей и принципы целеполагания :

1. целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей (с помощью свободных дискуссий в группе) ;

2. ключевые сферы жизни человека : Семья, Учеба, Я сам, Друзья и т. д. ;

Подобный анализ предоставляет возможности для коррекции и изменения.

На этапе анализа ценностей и базовых сфер жизни можно использовать создания текстовых описаний, что поможет четче зафиксировать и осознать свои ценности и основные направления жизни.

Практическая часть. -30 минут

Применение методики и упражнения с элементами тренинга на постановку жизненных целей .

Методика ранжирования ценностей разработанная М. Рокичем.

Цель исследования : получить информацию о системе целей жизни человека .

Упражнение с элементом тренинга «Построение жизненных целей »

Направлена на развитие навыка целеполагания .

Оборудование : Карандаш или ручка, 10 полосок бумаги на каждого учащегося.

Обсуждение : Какие обычно цели ставят перед собой люди? Связанные с деньгами, успехом, славой, семьёй…Для постановки целей хорошо помогает следующее упражнение.

Инструкция : Возьмите 10 полосок бумаги и на каждом напишите цели, которых хотели бы достичь в ближайшие пять лет. Затем перетасуйте бумажки, и разложите на столе надписями вверх. Возьмите первую в руки и расскажите как у вас получилось добиться выполнения этой цели. Перейдите на второй лист – и объясните выполнение следующей цели, причём, свяжите это с предыдущим рассказом, и так далее.

Итоги по проведённому упражнению :

В ходе упражнения девушки проявляли себя более активно, охотно рассказывали о своих целях и свободно находили пути их достижения. У 2х участниц были цели направленные не только на успехи в учёбе и карьере, но и на семейное благополучие. Также ученицам присуще самосознание, которое предполагает знание своих желаний и возможностей, умение их соотносить и согласовывать между собой для построения планов адекватных поставленным целям, то есть рациональность этих планов и их реалистичность . Что же касается мужской половины, то у них наблюдается большая закрытость, порою с применением защитных механизмов. Цели в основном относятся к ближайшему будущему : месяц, год. У юношей также хорошо развито определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо приобрести. В итоге можно предположить, что данное упражнение помогает проанализировать возможные пути достижения своих целей , но проводить его лучше с малознакомыми людьми (учащимися из разных школ, чтобы избежать смущения детей перед одноклассниками .

1. Правило первое : цель должна быть сформулирована позитивно. Пишите о том, чего хочется, что должно присутствовать в вашей жизни, а не наоборот;

2. Правило второе : цель должна быть конкретной. Представьте себе, что вы уже достигли желаемого, почувствуйте свои эмоции представьте себя в том времени, когда вы уже достигли своей цели. Здесь же определите для себя критерии, по которым вы сможете понять, что цель достигнута;

3. Правило третье : цель должна касаться вас, а не кого-то другого. Вы не можете управлять другими людьми, желая, чтобы они изменились или предприняли какие-либо действия. Объект вашего внимания – вы сами, поэтому все цели должны касаться вас и ваших действий;

4. Правило четвертое : цель должна быть экологична. Если вы хотите купить автомобиль и ездить за рулем, но боитесь сложных ситуаций на дороге, то велика вероятность, что автомобиль вы купите еще очень нескоро;

5. Правило пятое : вы должны верить в достижимость своей цели. От вас требуется немного – уверенность в успехе. Просто поверьте! И не забудьте воспользоваться теми возможностями, которые вскоре откроются перед вами, тем самым вы покажете, что цель важна для вас, и вы готовы предпринимать шаги к ее осуществлению.