Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: «Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Цель. Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи.
Задачи.
Образовательные. Учить понимать содержание пейзажа, красоту природы, которую изобразил художник. Закрепить представление о цвете, как выразительном средстве.
Речевые. Побуждать передавать в речи свои впечатления о картине, высказывать оценочные суждения.
Развивающие. Развивать творческие способности детей.
Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Выставка пейзажной живописи русских художников.
Слушание произведения П.И. Чайковского «Времена года».
Знакомство с пословицами, поговорками о природе; приметами.
Просмотр слайдов из серии «Весна».
Знакомство с биографией художника А.К. Саврасова.
Рассказ о русском народном празднике – Дне Герасима-Грачевника.
Экскурсии в природу.

Оборудование.

Мольберт с репродукцией картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», указка.
Макет деревенской избы, русские национальные костюмы, печеные «жаворонки» на палочках.
Проигрыватель, пластинка с записью голосов птиц, музыки П.И. Чайковского «Времена года»: «Март»; А. Вивальди «Времена года».

Дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель.

Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!

Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!

Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.

Дети водят хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П. И. Чайковского.

Воспитатель.

Ребята, вспомните и назовите приметы, поговорки, пословицы, относящиеся к этому празднику.Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.

Воспитатель.

Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.

Воспитатель.

Правильно, ребята. Удивительный мир окружает нас – это мир природы. В нем много разных жильцов: деревья, травы, насекомые, птицы, звери и цветы. В природе надо быть осторожным, чтобы не раздавить или не повредить ее маленьких обитателей. Нужно внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Оно всегда рядом с нами. Теперь мы можем отправиться на прогулку в природу.
Дети подходят к картине.

Воспитатель.

Посмотрите, что это за птицы? Грачи.

Воспитатель.

Правильно, это грачи. Прислушайтесь, что вам слышится?
Включает пластинку с записью голосов птиц. Птичий гомон, шум ветвей деревьев, которые колышет ветер, скрип их стволов.

Воспитатель.

Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)

Воспитатель.

Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.

Воспитатель.

Эти уголки природы дарили нам много радости. Такую же радость мы испытали, глядя на картину Саврасова и как-будто слышали его слова: «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!» Чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, реки, природу надо беречь и охранять. И художник призывает не только любоваться природой, но и говорит, передавая ее красоту: «Любите и берегите ее!» Я думаю, что мы последуем его совету.
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и вы станете художниками. Нарисуйте то, что считаете характерным для этого времени года. Приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.
Дети рисуют под музыку.
Когда работы высохнут, они самостоятельно относят их к красному (те, кто считает, что его работа выполнена аккуратно и заслуживает, чтобы ее поместили на выставке) и зеленому (те, у кого есть недостатки в paбoтe) флажкам.

Воспитатель.

Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

Гулюса Арнаутова
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы.

Программное содержание : Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы,

эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; способствовать художественному видению картины , стимулировать желание внимательно её рассматривать ; продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Материалы и оборудование : Репродукция картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » , репродукции картин русских художников : портрет, натюрморт. Приготовить тесто для булочек, изюм мелко нарезать для глаз. Фартуки, косынки,нож (под присмотром воспитателя)

Методические приемы :

Художественное слово;

Напоминание;

Вопросы;

Беседа по картине ;

Помощь в составлении рассказа

Образец педагога;

Поощрение;

Физминутки;

Словарная работа :

а) обогащение : грачи , гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация : слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п : слова - определения : радостные, шумливые, старая корявая береза , ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, посмотрите на картины . На какие группы их можно разделить (Пейзаж, портрет, натюрморт) .

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах » .

Если видишь на картине Если видишь на картине

Нарисована река, чашку кофе на столе.

Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,

или сад и облака или розу в хрустале,

или снежная равнина, или бронзовую вазу,

или поле и шалаш, или грушу, или торт

обязательно картина Или все предметы сразу

называется (пейзаж) . Знай, что это (натюрморт) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто–нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном ,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Артур, ваш сосед,

Обязательно картина

Называется (портрет) .

Ребята, сегодня, я приглашаю вас на выставку картин знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова .

Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы , дети и вам предстоит рассказать гостям об одной очень известной картине . (На доску выставляется репродукция картины ) . Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели .) (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

свое название картины .)

Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка. А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах ) Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину . Посмотрите внимательно на картину , что интересного увидел и изобразил художник на своей картине ? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей ) .

Что изобразил художник на переднем плане картины ? (деревья, берёзы) .

- Расскажите о деревьях на картине , какие они? (Деревья корявые, большие, старые , ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей )

- Расскажите о грачах , какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

Что делают грачи ? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку , держит её в клюве)

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

Какие деревья выбрали грачи для гнёзд ? (Грачи выбрали старое , кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

Вспомните, как называется место, где живет грачи ? (Грачовник )

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)

Посмотрите, есть ли на картине солнце ? (Нет)

Как вы поняли? (На небе тучи) .

Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине ? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна! Ну, что ж, вы вполне готовы быть экскурсоводами. Но прежде чем начать экскурсию мы намного отдохнём.

Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать , Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля . (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону )

Птички начали спускаться, На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

А сейчас дорогие экскурсоводы, кто расскажет гостям об этой замечательной картине ? (Опрашивается три – четыре ребёнка) Молодцы, хорошие экскурсоводы. Наша галерея закрывается, ждём вас в гости ещё.

А сейчас я приглашаю вас за стол и предлагаю самим слепить из теста грачей . 17 марта по народному календарю –день Герасима -грачевника . В этот день наши пра –пра бабушки пекли птичек –грачей и считали , что такой горячей выпечкой приблизят наступление теплых дней. Вот и мы с вами возьмемся за дело и будем печь грачей .

Сначала вспомним наши правила :

Вымыть руки;

Надеть передник;

Заправить волосы под косынку.

Способ приготовления булочек-грачей . Готовое тесто раскатываем «колбасками» . «Колбаски» разрезаем на равные кусочки, которые снова раскатываем на более тонкие «колбаски» . Получившиеся тонкие колбаски завязываем в узелок. Таким образом, сам узелок –это фигура грача . Смазываем противень маслом и выкладываем узелки на противень. Уже на нем дорабатываем заготовки. Чуть оттягиваем одну сторону узелка- голова птицы. Вставляем изюминки – глазки. В нижней части узелка опять оттягиваем тесто-хвостик. Хвостик надрежем ножом, чтобы получить перышки. Смазываем булочки крепко заваренным чаем или взбитым яйцом. Оставляем на 10 -15 минут на противне.

А затем уносим на кухню в духовку. Когда булочки приготовятся, за общим столом проводится чаепитие.

Галина Манухова
Конспект НООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

«Составление описательного рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

1. Программное содержание :

1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

2. Дать энциклопедическое понятие, кто такой «грач » .

3. Уточнить, когда именно, в каком весеннем месяце прилетают грачи , приметы весны.

4. Развивать речь детей , расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий

2. Методы и приёмы.

1. Вопросно-ответное упражнение (беседа) .

2. Д/и «Узнай по описанию » .

3. Игра «Подбери слово» (существительное в согласовании с прилагательным в роде и числе ).

4. Д/и «Кто больше назовёт действий.

5. Чтение рассказа «Прилетели грачи » по Г. Скребицкому.

6. Составление рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Материал : картина А . Саврасова «Грачи прилетели » , сюжетные картинки о разных периодах весны (ранняя, поздняя) .

Ход занятия.

Дети подходят к картине , рассматривают её , а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель : Какое время года изобразил на картине художник ?

Дети : Весна

Воспитатель : Какая это весна?

Дети : Это ранняя весна

Воспитатель : Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети : Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель : Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети : Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель : Какая земля?

Дети : Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель : Какой месяц изображён на картине ?

Дети : Март

Воспитатель : Как называют его в народе?

Дети : Протальник

Воспитатель : А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети : Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель : игра «Узнай по описанию » .

Воспитатель : Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети : Грач .

Воспитатель : Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Дети : Соловей.

Воспитатель : У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети : Береза

Воспитатель : Расскажите о березах , которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети : Старые, изогнутые

Воспитатель : Что творится на берёзах?

Дети : Грачи устраивают гнёзда .

Воспитатель : игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель : Что делают грачи ?

Дети : Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г . Скребицкого «Прилетели грачи » .

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели . Выберут грачи себе парк или рощу . Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить .

Грачата - ранние птенцы . На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель : игра «Подбери слова»

1) Чёрный, крикливый (грач )

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата )

Воспитатель : Что ещё изображено на картине ?

Дети : Дома

Воспитатель : Что виднеется вдали за берёзами?

Дети : Колокольня

Воспитатель : Что больше всего понравилось в этой картине ? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель : Мы рассмотрели картину , а теперь давайте составим рассказ по картине . Воспитатель рассказывает один из вариантов , затем просит детей рассказать самостоятельно .

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит весна не за горами.

Итог занятия.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Публикации по теме:

Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине Л. А. Фаттахова «Сабантуй» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка» Конспект непосредственной.

Конспект НОД в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Ваня не боится мороза» МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Составление описательного рассказа.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. . Программное содержание: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить.