Краткосрочный проект

«Турецкий марш»

Вольфганга Амадея Моцарта

Разработала и провела

музыкальный руководитель

Каргальская Н.К.

2017год.

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель.

Актуальность : Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Цель : Приобщение детей к мировой классической музыке. Повышение интеллектуально-культурного уровня детей.

Задачи:

1) Формировать устойчивый интерес к классической музыке.

2) Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости на произведения.

3)Учить детей не только слушать, но и «слышать» музыкальное произведение.

4)Обеспечить развитие умения передавать ритмический рисунок, темп и характер музыки игрой на музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

I этап (подготовительный)

Выбор музыкального произведения.

Подбор видеоматериала и иллюстраций к проекту.

Составление перспективного плана проектной деятельности.

Написание конспектов бесед.

Подбор музыкального материала к беседам.

II этап (основной)

Знакомство с творчеством композитора.

Определение характера и строения произведения.

Знакомство с историей создания произведения.

Знакомство с разновидностями маршей.

Слушание «Турецкого марша» в разном исполнении.

Знакомство с музыкальными инструментами-клавикордом и клависином.

Проведение бесед и развивающих игр.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижерами.

III этап (заключительный)

Исполнение концертного номера «Музыкального оркестра» на выпускном вечере (Алиса в стране чудес)

Календарно-тематический план

Работа по данному плану ведётся в рамках НОД (1 раз в неделю)

Число

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом.

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением».

3)Слушание различных отрывков музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестре.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром».

3)Показ иллюстрации «Музыкальные инструменты турецкого войска».

1)Беседа об истории создания «Турецкого рондо».

2)Показ видео «История клавикорда».

3)Слушание «Турецкий марш в фортепианном исполнении».

1)Показ видеоролика «Турецкий марш» В.А. Моцарта.

2) Беседа «Рондо в турецком стиле».

3)Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо».

1)Беседа о маршах.

2)Слушание маршей

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш».

1)Слушание «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

2)Показ видео «Турецкий марш» Л.В. Бетховена

3)Музыкальная игра «Дирижёр».

1) Показ видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» с хореографической зарисовкой.

Концертный номер «Сражение дирижёров» на выпускном вечере в подготовительной группе №5 (Алиса в стране чудес)

1)Беседа «Знакомство с композитором В.А. Моцартом»

Сегодня мы познакомимся с великим композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом , который родился в г. Зальцбурге – в Австрии в 18 в.

Он очень рано, в 3 года, усаживался у клавесина и мог подолгу подбирать, искать красивые созвучия, а потом радостно их повторять. Уже в 4 года Вольфганг замечательно запоминал музыку – и мелодию и аккомпанемент, мог повторить музыкальную пьесу без ошибок как взрослый музыкант. А в 5 лет сочинял маленькие пьесы и проигрывал своему отцу, и тот записывал их в нотной тетрадке. Мальчик проявлял удивительные способности и уже в раннем возрасте его называли «чудо-ребенком» гением. И при этом он был похож на всех мальчишек : мог скакать по комнате верхом на палочке, играть с любимой кошкой, шалить как все дети.

С 6 лет Моцарт стал выступать перед слушателями, которые восхищались его необыкновенными способностями. Он играл на клавесине, скрипке, органе. Он мог играть, сочиняя на ходу так долго, как пожелает публика, и при этом оставаться скромным мальчиком, который от похвалы может расплакаться.

Какую великолепную музыку сочинял Моцарт. Он написал много симфоний, опер, танцев, маршей. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Его так и называли «солнечный маэстро» .

2)Показ презентации «Знакомство с маленьким гением»

3)Слушание различных «отрывков» музыкальных произведений В.А. Моцарта.

1)Беседа о турецком войске и его оркестра.

Раньше, Турция была огромной страной и называлась она империей, в которой правил император-Султан. А большой была страна, потому, что турки много воевали и завоёвывали разные страны. И было у них войско очень большое. Это войско все боялись, как вы думаете почему?

Дети (ответы)

Правильно, потому, что оно было непобедимым. А впереди Турецкого войска всегда шёл оркестр, для устрашения противника. Издалека все слышали, что идёт турецкое войско. Оркестр играл перед боем, во время боя и после боя-празднуя победу.

2)Показ видеоролика «Турецкое войско с оркестром»

Какие музыкальные инструменты вы здесь увидели?

Дети (ответы)

Конечно барабаны-большые и малые, тарелки, турецкие медные трубы, огромные литавры, дудочки, турецкие флейты, «чевген»-(турецкий инструмен, представляющий из себя палку-увешанную множеством колокольчиков»).

А большой барабан, до сих пор называют «Турецким».

Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 человек до 300.

3)Показ иллюстраций «Музыкальные инструменты турецкого оркестра».

1)Беседа: «История создания Турецкого рондо»

Однажды турецкое войско проходило, прям под окнами дома, в котором жил В. А. Моцарт. А жил он в маленьком городке Зальцбург в Австрия. Он как обычно сидел за своим клависином….Ребята, а вы знаете, что такое клависин? давайте поговорим с вами об этом инструменте!

2)Знакомство с музыкальными инструментами:

клавикордом и клависином (XV-VVI век)

Клавикорд и клависин это предшественники фортепиано.

Звук у клавикорда извлекался с помощью штырька, который касаясь струны извлекал звук. Звук был очень нежным и певучим. Но при всей своей красоте звучания у клавикорда был недостаток- он играл очень тихо.

У клависина, звук извлекался уже щипком язычка, который цеплялся за струну. Звук у клависина был громче, чем у клавикорда, но менее красивым. Клавикорд и клависины были предметом роскоши того времени, располагались они в гостиных и были нарядно украшены. Ещё инструменты отличались размером. А подробнее, мы узнаем, посмотрев видео.

3)Показ видео «История клавикорда».

4)Показ видео «История клависина»

И так, продолжаем: Однажды, сидев за клависином, Моцарт сочинял очередную мелодию, но услышал чарующие звуки турецкого оркестра, вышел на балкон. Он очень был поражён красотой звучания этого оркестра. А когда оркестр завернул за угол, то Моцарт тут же сел за инструмент и подобрал мелодию «Турецкого марша».

5)Слушание «Турецкого марша» в фортепианном исполнении.

1)Показ видеоролика «Турецкий войско с оркестром»

2)Беседа «Рондо в турецком стиле».

Ребята, кто-нибудь услышал из вас, сколько частей в этой музыки?

Дети (ответы)

Конечно, III части. А скажите, все части одинакового характера?

Дети (Ответы)

Какая музыка в I части? Это и есть главная мелодия-рефрен «Турецкий марш» совсем не похожая на привычный нашему слуху марш.

Дети (задорная, радостная, праздничная, весёлая, звонкая, изящная)

А какого характера II часть-эпизод?

Дети (бодрый, торжественный, строгий)

А какая музыка в III часть-эпизода?

Дети (мелодичная, спокойная, нежная, быстрая, игривая, лёгкая, струящаяся)

Ребята, а как вы думаете что такое рондо? (ответы детей)

Рондо это музыкальная форма. Слово рондо это - то же самое, что хоровод или круговой танец. Основная мелодия-повторяется как бы образуя замкнутый круг, а в промежутках основной темы звучат эпизоды.

Ну, почему же «в турецком стиле» ? Двести лет назад, когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали неизвестную тогда турецкую музыку, в которой большую роль играли разные ударные

инструменты, особенно большой барабан, изобретённый на Востоке. Шумные удары этого барабана Моцарт очень остроумно и воспроизвёл в своём турецком рондо. А ещё это произведение называют турецким маршем. Хотите попробовать пройти маршем, с барабанами изображая оркестр и с саблями изображая турецкое войско?

3) Перестроение с саблями, барабанами и платочками под «Турецкое рондо». (Iчасть-ходьба с саблями, II часть-игра на барабанах, III часть-танец с платочками.)

1)Беседа о маршах.

Ребята уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению какого марша?

Дети (ответы)

Правильно, «Турецкому маршу».

А какие бывают марши?

Дети (Спортивный,

Похоронный,

Детский,

Сказочный,

Военно-строевой,

Свадебный,

Походный и др.)

2)Слушание маршей.

3)Музыкальная игра «Угадай, какой звучит марш?

4)Домашнее задание: Нарисовать «Турецкий оркестр»

1)Слушание отрывков «Турецкого марша» в разных стилях и вариациях.

«Турецкий марш» в рок обработке.

«Турецкий марш» в хоровом исполнении.

«Турецкий марш» в классическом оркестровом звучании.

«Турецкий марш» в исполнении бас гитар.

«Турецкий марш» в исполнении аккордеона.

Ребята, а вы знаете, что ещё один композитор написал музыкальное произведение с таким же названием. Сейчас мы посмотрим видео и внимательно послушаем «Турецкий марш» Л.В. Бетховена.

2) Показ видео «Турецкий марш» Людвига Вана Бетховена.

3) Музыкальная игра «дирижёр».

Ребята, всем известно, что оркестром руководит дирижёр. А для чего он нужен? Разве оркестр не может играть без дирижёра? (Ответы детей)

Конечно, без дирижёра оркестру не сыграть, ведь он показывает когда вступать и заканчивать каждой оркестровой партии (каждой группе инструментов), какую динамику играть.

Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт детям любые музыкальные инструменты, дети встают по партиям. Педагог выступает в роли дирижёра.

(При желании ребёнок тоже может выступать в роли дирижёра)

1) Просмотр видео клипа «Эстрадная песня на мелодию Турецкого марша» в исполнении трио, с шоу-балетом»

2)Разучивание концертного номера «Сражение дирижёров»

Этапы разучивания:

Распределение музыкальных инструментов.

Разучивание отдельных фрагментов по партиям.

Работа над динамикой, над чистотой исполнения.

Разучивание сценки – пантомимы между двумя дирижёрами.

Соединение отдельных фрагментов в целостное произведение.

Работа над ансамблевым строем.

Вот и подошёл наш цикл занятий к концу, я надеюсь, что вам понравилось это гениальное произведение В.А. Моцарта и вы с лёгкостью его узнаете, услышав на улице, в театре, по телевизору и т д. А ещё хочется верить, что в ваших сердцах навсегда останется частичка света и добра «Солнечного маэстро».


«Rondo alla turca» («Рондо в турецком стиле») из Сонаты № 11 ля мажор Моцарта, исполняет Владимир Горовиц

Все знают Турецкий марш, но лишь немногие — что это не отдельная пьеса, а третья часть фортепианной Сонаты № 11 ля мажор Моцарта под названием «Rondo alla turca» («Рондо в турецком стиле»). В форме рондо Рондо — музыкальная форма, в которой основной раздел (рефрен) чередуется с несколькими разными эпизодами. часто писали финалы классических сонат и симфоний, да и турецкая тема в европейской музыке XVIII века не редкость. В эту эпоху в операх — «Галантных Индиях» Рамо Жан-Филипп Рамо — француский компози-тор и теоретик музыки эпохи барокко. , «По-хищении из сераля» Моцарта — действуют «великодушные турки», а в орке-стры входит «янычарская музыка» — группа инструментов, позаим-ствованная из турец-кой военной музыки: большой барабан, тарелки, треуголь-ник. Их-то и слышали в рондо Моцарта его современники: в бара-банной дроби и звоне тарелок, которые изображает клавишный инструмент. Некоторые фор-тепиано в Вене того времени оснащались специальными «яны-чар-скими педа-лями»: они создавали спецэффекты барабанов и колоколь-чиков; иногда так играют и Мо-цар-та, но «Турецкое рондо» прекрасно обходится и без них. В во-каль-ном вари-анте турецкий колорит исчезает, как показы-вают The Swingle Singers . На самом деле Турецкий марш совсем не марш. Эта ошибка возникла из-за ассоциа-тивно-го ряда: турецкое и ударное — значит, военное; военное — значит, марш. Но турецкий кофе есть, турецкий ковер тоже. А турецкого мар-ша Моцарта нет.

Продолжаем говорить о самых известных и популярных произведениях [классической] музыки. Сегодня у нас Турецкий марш Вольфганга Амадея Моцарта. Одно из самых известных произведений композитора. На сайте Заходи в интернет утверждается, что Турецкий марш - это самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта.

Постоянно обсуждаемый парадокс - название произведения. Сам композитор не называл эту музыку маршем, он назвал её так: "Rondo Alla Turca" или - рондо в турецком стиле. Рондо - это такая форма музыкального произведения, при которой постоянно повторяется главная музыкальная тема (мелодия). Как бы музыка идёт по кругу.

Рондо а-ля турка Моцарта - это не самостоятельное произведение, а третья часть клавирной (фортепьянной) сонаты. Сонату Ля мажор №11 Моцарт написал в 1783 году. Она написана "по французским стандартам" - поэтому она больше похожа на сюиту, а не на сонату. Все ее три части написаны в одной тональности - ля мажор, ни в одной из них нет сонатной формы. Первая часть - популярная в то время тема с вариациями "Andante grazioso" вместо сонатной формы, вторая часть - французский менуэт (вместо медленной части Adagio или Andante), а третья часть - "наше" рондо.

Партитура сонаты была опубликована в Вене музыкальным издательством "Artaria & Co" в 1784 году. Практически сразу же после этого рондо а-ля турка, третья часть сонаты, приобрела гигантскую [и самостоятельную] популярность. При этом и музыканты и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали её в привычный нам "Турецкий марш" и так это название и стало общепринятым.

Турецкий марш Моцарта в исполнении выдающегося итальянского пианиста Массимилиано Феррати :

Восточный рейх, т.е. Австрия (Osterreich) и Восточная империя (Османская империя, Турция) были давними и злейшими врагами и воевали с перерывами с начала XVI по конец XVIII веков. Следы этих войн можно встретить почти во всех старнах Восточной Европы - замки, сторожевые башни, сигнальные посты. Турецкая (и вообще ближневосточная) культура и музыка обладала для европейцев некоей изюминкой, привлекательностью. Как "трофейные" немецкие фильмы с Марлен Дитрих для советских людей в конце сороковых - начале пятидесятых лет прошлого века.

Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены. Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрияки надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах. В 1741 году австрийское правительство обратилось к турецкому султану с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Кроме того, фортепиано в Австрии стали делать со специальной "янычарской педалью", позволявшей приблизительно имитировать звучание турецкого барабана.

Здесь следует отметить, что янычары первыми ввели в боевую практику ведение войны под ритм большого барабана (само слово "барабан", обратите внимание, тюркского происхождения). Однако эта музыка была ритмической основой жизни, а не парадного хождения строем. Стиль турецко-янычарской военной музыки называется по-турецки "мехтер", янычарский военный оркестр - "мехтер такими", военные музыканты - "мехтеран", руководитель оркестра - "мехтербаши" (во всех словах ударение на последний слог). В состав янычарского оркестра "мехтер такими" входили следующие музыкальные инструменты: большой турецкий барабан; маленькие барабаны; "бору" (турецкие медные трубы); тарелки; "кос" (огромные литавры); зурна (восточный вариант флейты); треугольник (самозвучащий ударный инструмент треугольной формы); "чевген" (специфический турецкий инструмент, представляющий собой палку, увешанную множеством колокольчиков). Мехтербаши вместо дирижёрской палочки держал в руке бунчук - длинную палку с конским хвостом на конце.

Количество музыкантов в оркестре варьировалось. Не менее девяти. В больших оркестрах - несколько десятков, до сотни человек. Известно, что в 1453 году, когда турецкий султан Мехмет II торжественно въезжал в захваченный Константинополь, играл гигантский военный оркестр в составе 300 музыкантов. Красивые церемонии и прекрасная музыка янычарских оркестров производили настолько мощное впечатление на австрийцев, да и на других европейцев, что даже после того, как в 1826 году турецкий султан Махмуд II по внутриполитическим соображениям ликвидировал янычарский корпус (вместе с оркестрами "мехтер такими"), и запретил музыку "мехтер", в Европе продолжали выступать псевдо-"янычарские оркестры" вплоть до конца XIX века, и европейская публика с удовольствием собиралась послушать зажигательные турецкие марши.

Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал своё Турецкое рондо, переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя, конечно, есть и аранжировки "Турецкого марша" для оркестрового исполнения. Учитывая, что современные турецкие военные оркестры, восстановленные в турецкой армии в 1952 году, играют в основном в европейском стиле, представить себе звучание настоящего янычарского оркестра хотя бы приблизительно можно только прослушав рондо а-ля турк Моцарта. Но при этом всё же следует учитывать, что на современных фортепиано нет "янычарской педали", которая была на фортепиано во времена Моцарта, поэтому в ту пору "Турецкий марш" в фортепианном исполнении звучал всё же не много иначе.

У нас нет сведений, как отнёсся композитор к народному переименованию рондо в марш. В конце жизни Моцарт очень много работал, и скорее всего, ему было не до этого, ведь "Rondo Alla Turca" он никогда не считал своим главным произведением, это был всего лишь незначительный эпизод в его творческой деятельности.

Неожиданный результат - Моцарта очень любят в Турции. Он - самый известный среди западных композиторов-классиков среди турков. В Стамбуле проводится ежегодный Фестиваль классической музыки имени Моцарта. Очень часто в стамбульских школах мелодию "Турецкого марша" используют вместо школьного звонка - считается, что у музыки Моцарта есть лечебный эффект, и она помогает предотвращать стрессы у детей. Я не знаю как изменилось положение за последние годы, после прихода к власти исламистской партии, но многие турки на полном серьёзе считают "турецкий марш" Моцарта своей национальной народной музыкой.

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш»

Великий Моцарт. Учёные уже более двух веков стараются разгадать феномен этого гениального композитора. Почему его поистине божественная музыка так благотворно влияет на здоровье и энергетику человека? Почему она проясняет сознание и повышает интеллект? Вопросов много и возможно люди всё-таки когда-нибудь смогут найти на них ответ. Ну а пока человечество выражает огромную благодарность маэстро за то, что он оставил потомкам столь драгоценное творческое наследие, включающее в себя более шестисот бесценных шедевров, в самых разных музыкальных жанрах. Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо » или «Турецким маршем ».

Историю «Турецкого марша» , содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев. К числу диковин, вызывающих особое внимание европейцев, относилась музыка турецких янычар. Дело в том, что все военные действия османов сопровождались музыкой в исполнении странного, непривычного для австрийцев оркестра, состоящего из особенных ударных и духовых инструментов. Их специфическое, необычное звучание воспринималось европейцами как нечто варварское, рычащее и гремящее. Тем не менее заинтересованность необычными инструментами была настолько велика, что они стали входить в моду.


Следуя всеобщему повальному увлечению ко всему восточному, тоже не оставался в стороне. В 1779 году у композитора была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему, причем по заказу самого императора, однако, это произведение так и осталось незавершённым. Впрочем, в 1782 году он всё же написал оперу, использовав в ней турецкий сюжет. Этот комический музыкальный спектакль, получивший название «Похищение из сераля» вошёл в историю культуры, как первая опера на немецком языке.

Спустя год, в июле 1783 года, двадцатисемилетний Моцарт после рождения первенца вместе с женой Констанцией отправился в Зальцбург чтобы помириться с отцом, который даже после свадьбы противился их союзу. Несмотря на все усилия молодой четы, Леопольд своего мнения по этому поводу так и не изменил. По стечению некоторых обстоятельств в Зальцбурге молодая семья Моцартов оставалась до октября, и существуют предположения, что именно в это время композитор в числе других произведений написал фортепианную сонату под номером одиннадцать, третью часть которой он назвал «Rondo alla turca».


Важно отметить, что Моцарт к тому времени, несмотря на то, что был уже автором многочисленных произведений, в Вене был более известен не как композитор, а как виртуозный пианист. Поэтому в первые годы жизни в австрийской столице он в основном зарабатывал на жизнь тем, что занимался преподавательской деятельностью. И работая над своим прекрасным творением, Вольфганг в первую очередь учитывал исполнительские возможности своих учеников.



Интересные факты

  • Существует несколько версий о времени сочинения Моцартом фортепианной сонаты № 11, одной из частей которой является знаменитое «Турецкое рондо». Например, австрийский музыковед Людвиг фон Кёхель предполагает, что композитор написал это произведение в Париже в 1778 году.
  • Свою первую сонату для фортепиано Моцарт сочинил в 1775 году, а последнюю летом 1789 года. Всего из-под пера композитора вышло 18 фортепианных сонат.
  • Помимо оперы «Похищение из Сераля» и «Rondo alla turca» из Ля мажорной сонаты, Моцарт озвучил восточную тему в Концерте для скрипки № 5, также именуемым «Турецким концертом».
  • До 2014 года считалось, что от Ля мажорной сонаты Моцарта сохранилась только последняя страница, которая находилась в музее Зальцбурга. Однако в том же году заведующий музыкальным архивом Национальной библиотеки имени Сеченьи города Будапешта Балаш Микуси обнаружил в запасниках ещё четыре рукописные страницы «Турецкого рондо». Эксперты подтвердили, что это почерк самого Моцарта, однако теперь они стараются ответить на вопрос, как произведение попало в Венгрию? Существует предположение, что рукопись была разорвана, и каждая её страница преподносилась композитором его богатым покровителям как сувенир.


  • Музыкальный материал «Турецкого рондо», найденного в 2014 году в Венгрии, имеет отличие от нот, напечатанных в 1784 году. В авторской редакции произведение было впервые исполнено в Будапеште 26 сентября 2014 года.
  • Венцы впервые увидели и услышали военный оркестр янычар в 1699 году: тогда был заключён Карловицкий мир. Интерес к диковинному музыкальному коллективу был настолько велик, что ему пришлось сделать несколько публичных выступлений, собравших большое количество любопытной публики.
  • На самом деле турецкие военные строем под музыку никогда не ходили. Звуки оркестра вдохновляли их перед боем и поддерживали во время баталий. На парадных смотрах янычары никогда не маршировали, а ходили обычным и даже пританцовывающим шагом, при этом они выкрикивали возгласы, прославляющие Аллаха. Вероятно поэтому их военная музыка весьма отличается от наших бравурных маршей.
  • В Турецкой Республике в нынешнее время Моцарт является одним из самых любимых классических композиторов. В Стамбуле каждый год проводится музыкальный фестиваль, который носит имя великого маэстро. В школах города мелодия «Турецкого рондо» звучит как учебный звонок, а популярный турецкий рэпер Джеза придумал слова на музыку этого произведения и снял забавный клип.
  • В нынешнее время музыка произведения Моцарта «Rondo alla turca» является визитной карточкой Турции и поэтому всегда звучит на правительственных приёмах этой страны.

  • «Турецкое рондо» со временем приобрело такую любовь и популярность, что его музыку в нынешнее время часто используют в саундтреках многих кинолент. Их так много, что перечислить просто невозможно, например, она звучит в вышедшем в прокат в 2019 году биографическом музыкальном фильме «Рокетмен» режиссёра Декстера Флетчера, рассказывающем о жизни, становлении и творчестве музыканта Элтона Джона .
  • В анимации музыку «Турецкого марша» можно услышать в таких всеми любимых мультфильмах, как «Рио 2» и « Гриффины», а кроме того она звучит в популярной компьютерной игре Civilization (1991), где представляет немецкую цивилизацию.

Как было указано выше, «Rondo alla turca» является финалом Ля - мажорной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта. Однако из-за возросшей популярности данная часть фортепианного сочинения композитора стала существовать как самостоятельная пьеса.

Уже само название произведения говорит о том, что автор задумал заключить его в форму рондо, то есть оно должно иметь главную тему – рефрен, который постоянно чередуется с эпизодами, отличающимися друг от друга музыкальным материалом. Помимо этого следует заметить, что «Rondo alla turca» также можно представить как произведение, написанное в сложной трёхчастной форме с кодой. И тем не менее всё строение композиции в результате укладывается в следующую схему:

|: A: ||: B - A ": ||: C: ||: D: ||: E - D": ||: C: ||: A: ||: B - A ": ||: C": | F.

«Турецкий марш», как в народе называется это замечательное творение Моцарта - это пьеса, музыка которой отличается жизнерадостностью, бодростью, торжественностью и в то же время необычайной нежностью. Она подходит для весёлого танца, и совершенно не понятно, как под неё можно строем маршировать на плацу.


Основная тема (a-moll), в схеме обозначенная буквой «А», весьма изящна, празднична и задорна, к тому же совершенно непохожа на марш. Она начинается с восходящей мелодии шестнадцатых нот, а затем меняется на озорной мотив, украшенный форшлагами. В следующем разделе – «В» (C-dur), который называют средней частью рефрена, характер музыки становится более уверенным, ярким и игривым. Далее, после повторения главной темы, настроение тематического материала произведения меняется на восторженно-радостный и ликующий. Это говорит о начале второй части произведения или первого эпизода формы рондо: в схеме он отмечен буквой «С». Торжественная мелодия (A-dur) здесь сопровождается чётким, похожим на барабанные удары, энергичным аккомпанементом. Затем решительный и праздничный настрой композиции вновь преображается. На смену торжественной приходит лёгкая и нежная мелодическая линия, состоящая из струящихся в непрерывном движении звуков. В схеме данный контрастный раздел включает в себя буквы «D» и «E». Вслед за этим, согласно вышеуказанному плану, идёт повторение ранее уже звучащих фрагментов. Заканчивается композиция радостной и энергичной кодой.

«Турецкий марш » - это ставшее классическим шлягером фортепианное произведение и сегодня всё также привлекает своим изяществом, блеском, жизнерадостностью как слушателей, так и музыкантов. Его популярность достигла такой вершины, что переложения и аранжировки гениального шедевра можно услышать в исполнении самых разных инструментов, рок ансамблей, хоровых и симфонических коллективов.

Видео: слушать «Турецкий марш» Моцарта

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с формой рондо.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.

Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал). Название «Турецкий марш» появилось из-за того, что эта музыка очень ритмичная и напоминает марш, хотя в ней чувствуется и танцевальность.

Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и скажите, какая это музыка по характеру. («Турецкое рондо» исполняется на фортепиано или звучит в записи.)

Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда громкая, торжественная.

П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая, полетная, но в рондо есть эпизод другого характера - торжественный, ликующий. (Исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка).

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы познакомились с «Турецким рондо» В. А. Моцарта. Как меняется характер музыки? (Звучит рондо.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом торжественная, громкая.

П е д а г о г. Основная тема (она называется рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с эпизодом другого характера. В этом рондо и основная тема, и эпизод состоят из трех частей. Основная тема нежная, воздушная, изящная (исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка, которая звучит ярче, звонче, увереннее (исполняет фрагмент, 9-16-й такты). На каком инструменте можно сыграть начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый, радостный характер музыки?

Д е т и. На металлофонах, колокольчиках.

П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит ярче, звонче?

Д е т и. На треугольнике.

П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую, основную тему - рефрен. (Дети оркеструют рефрен.)

В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей. Он начинается и заканчивается яркой, решительной, призывной, торжественной, праздничной мелодией, сопровождающейся аккомпанементом, который похож на удары турецкого барабана - четкие и энергичные. (Исполняет фрагмент, 25-32-й такты.)

А середина эпизода, какого характера? (Исполняет фрагмент, 33-56-й такты.)

Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая.

Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых, стремительных, летящих звуков в непрерывном движении. Она легкая, живая, полетная, лучистая. (Исполняет фрагмент повторно.) Но вот опять турецкий барабан настойчиво, сильно, решительно сопровождает торжественную мелодию. (Звучит фрагмент, 57-64-й такты.)

Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт музыке, в начале и конце эпизода, когда звучит торжественная мелодия? (Дети оркеструют начало эпизода.)

А в середине эпизода, на каких инструментах можно подыграть лёгкой и воздушной мелодии?

Д е т и. На колокольчиках, треугольнике.

П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я - на фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, а в середине – на колокольчиках и треугольнике. (Дети оркеструют эпизод.)

Потом первая тема - рефрен и эпизод - повторяются ещё раз, но эпизод «теряет» свою серединку, лёгкую, воздушную, ажурную, подвижную мелодию. Он звучит не полностью, а только его начало (с сопровождением турецкого барабана). Эта торжественная, праздничная музыка как бы утверждается. Заключительная часть рондо, которая называется кода, звучит радостно, решительно, энергично. Подыграйте мне на всех инструментах сразу в конце рондо. (Дети оркеструют коду, потом все рондо целиком.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать контрастные части рондо, оркестровать пьесу, передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо произошло от древних хороводных песен, в которых хор повторял главную тему, а солисты исполняли разные куплеты. Давайте встанем в круг, в хоровод. Под звучание первой, главной темы - рефрена вы будете маршировать, легко и изящно, как подсказывает вам музыка. В средней части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в ладоши - звонко или легко, а солисты внутри круга будут импровизировать свои движения, соответствующие характеру музыки. (Одни дети двигаются под музыку, другие оркеструют пьесу.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Соната № 11. Часть III. Alla turca («Турецкий марш»). Allegretto - 2 варианта исполнения: симфонический оркестр и фортепиано, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.