СТАНК О ВОЕ ИСКУССТВО - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение. Идейное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин "станковое искусство" произошёл от "станка", на котором создаются многие произведения искусства (в живописи, например, им является мольберт). Станковое искусство получило широкое развитие начиная с эпохи Возрождения.

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ – род искусства включающий архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые дополняют архитектуру. Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа. Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. Свойства: лаконизм, броскость, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво. «Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Росписи Альтамиры и Ласко, камни Стоунхенджа, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение («менгиры»). Расцветы монумент. искусства совпадают с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному.

4. Виды изобразительного искусства.

1.Архитектура или зодчество - это одновременно наука и искусство проектирования зданий. В широком смысле слова архитектура - это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.

2.живопись : монументальная-живопись на арх сооруж и др стационарных основаниях(фреска, мозайка, витраж). станковая жив(пейзаж,портрет,натюрморт, бытовая жив, историч жив)

3.графика -вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль).

4.театрально-декоративное искусство

5.ДПИ -область декор искусства:создание худож изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и худож обработка утилитарных предметов(батик, гобелен, нитяная графика, керамика, вышивка)

6.скульптура -вид изоб искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов.

5. Скульптура как вид искусства.

Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре : она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность. Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия. Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи. Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности . Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Станковая жи́вопись - один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись , созданная на станке мольберте.

Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной живописи) и неутилитарной (в отличие от декоративной живописи) основе (холсте , картоне , доске , бумаге , шёлке) и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие .

Основные материалы станковой живописи - масляные , темперные и акварельные краски, гуашь , пастель , акрил . На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью , (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию .

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются в Петербурге , Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и в Москве .

Напишите отзыв о статье "Станковая живопись"

Отрывок, характеризующий Станковая живопись

И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.

Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.) . Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.) . Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств. Монументальная живопись, кроме связи с архитектурой (стилистической, композиционной и тематической) , должна обладать обобщенностью образов, стилизацией, соответствующей ситуации цветовой гаммой и сомасштабностью с окружающими объектами.

Станковая живопись - разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер, самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения.. Произведения станковой живописи (картины) можно переносить из одного интерьера в другой, показывать в др. странах. Термин «станковая живопись» произошёл от станка (мольберта), на котором создаются картины.

Миниатюра (от лат. minium - красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) - в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Портретная миниатюра - портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.

Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, на металле и фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Изображение в соответствии с композиционным решением автора (или с пожеланием заказчика) может быть вписано в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т.д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости.

Как и живописный, миниатюрный портрет может быть камерным или парадным; одно-, двух- или многофигурным; иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом, «взрослом», портрете изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, однако же, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения - миниатюра всегда носит более интимный характер.

Иллюминирование (от лат. illumino - освещаю, делаю ярким, украшаю) - процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.

Иллюминированные рукописи - рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.

Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото.

Виды Монументальная Станковая Монументально декоративная Иконопись Миниатюрная Живопись Жанры Стили Мифологический Батальный Исторический Пейзаж Портрет Натюрморт Анималистически й Бытовой Ню

Оглянись, как красиво вокруг! Люди всегда искали способы сохранить и запомнить увиденное. Можно сфотографировать мир вокруг себя, но раньше не было фотоаппаратов, да и рисовать гораздо увлекательнее!

Живописец может творить чудеса – показать события далёкого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок, перенестись в будущее и представить нам несуществующих персонажей.

Главное выразительное средство живописи - цвет. Художник обычно составляет цвет на палитре, а затем переносит краску на полотно картины, создавая цветовой порядок - колорит.

Колорит может быть тёплым и холодным, весёлым и грустным, спокойным и напряжённым, светлым и тёмным. Цвет создаёт настроение картины.

Для создания картины, кроме цвета, необходима композиция, то есть, расположение деталей рисунка. Художник начинает работу над полотном с набросков - эскизов.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на мольберте, который также называется станком. Отсюда и название "станковая живопись".

А слово "монументальная" говорит о чём-то большом и значительном. Монументальная живопись - это большие картины на стенах зданий в метро, аэропортах, церквях. Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания.

К монументальной живописи относятся мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов.

Витраж – это картина на стекле или из кусочков разноцветного стекла. Витражи вставляют вместо окон или в дверь.

Фреска - техника росписи водяными красками по сырой штукатурке на стенах, требует очень быстрой работы, пока не высохла штукатурка.

Чем только не писали картины! Краски делали с помощью яичного белка, клея или сока фигового дерева. Потом появились масляные краски, на основе растительного масла.

Живопись на основе яичного желтка или белка называется темперой. Пользуясь темперной техникой, художник не должен смешивать краски, их надо накладывать очень тонким слоем, одну рядом с другой, без переходов. Смешанные тона можно получить только накладывая один слой на другой.

Восковая живопись Живопись на основе клея называется гуашью. Гуашевые краски плотные, матовые. Ими рисуют на бумаге, картоне, полотне, шёлке, кости.

Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги или картона специальными карандашами. При этом начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими, а красочный порошок растирают пальцами.

Акварель - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге, растворяя краски в воде. Акварельная живопись прозрачная и мягкая.

Мастихин - инструмент в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Жанры живописи появились тогда, когда художники начали на своих картинах отображать разные темы. Главная задача художникапейзажиста – показать природу во всей её красоте.

В переводе с французского языка слово «натюрморт» означает «мёртвая природа» . Натюрмортом называют изображение вещей, которые окружают человека – посуда, ткани, цветы, овощи и фрукты, дары моря и дичь.

Портрет – это изображение человека или группы людей. В портрете художник не только передаёт внешнее сходство, но и старается рассказать о жизни, занятиях человека.

В античную эпоху человек стремился изобразить на картинах мир таким, каким он сам его видел. Живопись служила для украшения храмов, жилищ и гробниц.

В эпоху Возрождения появились жанры живописи, которые мы с тобой уже рассмотрели - пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, мифологический, исторический, батальный.

Классицизм - художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего, греческой классики. Особое внимание художники отдавали светотени. Обрати внимание на то, как точно автор с помощью теней изобразил складки на тканях. А ещё художники классицизма в своих картинах использовали всего три краски – красную, синюю и жёлтую, - а для получения других цветов смешивали их.

Слово «барокко» означает «странный» , «причудливый» . Картины в стиле барокко - причудливые, пышные. Они часто сочетают в себе очень крупные и – наоборот – очень мелкие детали, а свет и тени не плавно переходят друг в друга, а резко очерчены.

Живопись романтизма часто отображала события истории и современности, использовала контраст света и тени, насыщенный колорит.

Переворотом в живописи было появление импрессионизма, стремившегося передать мимолётное впечатление, избегая всяких подробностей в рисунке. Такие картины писали на свежем воздухе, а смотреть их лучше, отойдя на несколько шагов.

Если художников-импрессионистов интересовало всё мимолётное, случайное, то представители направления постимпрессионизм искали постоянное, устойчивое. Картины писались не по мгновенному впечатлению, а с учётом хода световых лучей, расчётом теней.

Модернизм стремился утвердить свои основы искусства. Модернизм объединял множество художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт. Экспрессионизм - направление в искусстве, для которого характерны броскость, гротескность.

Картины в стиле кубизм изображают реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырёхугольников, треугольников, полуокружностей).

Абстрактная живопись, её иногда называют авангардизмом, абстракционизмом или андеграундом, использует смелые, необычные цвета, правильные, как по линейке очерченные фигуры.

Посмотри на произведение автора, работающего в стиле фовизм. Он использует немного цветов, совсем как в твоей коробочке с красками. Ещё он использует чёткие контуры, как будто сначала рисовал карандашом, а потом только красками. Фигуры на рисунке - без теней, без объёма.

Примитивизм - направление в изобразительном искусстве, картины которого напоминают произведения первобытного, средневекового, народного и детского творчества.

Как много всяких «-измов» ! Даже страшно браться за кисточку или карандаш! Но не бойся, каждый из художников, картины которых ты сейчас увидел, когда-то взялся за краски и бумагу впервые. И у него тоже не всё сразу получилось. Смелее – фантазируй, твори, рисуй!

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», - писал Ф. М. Достоевский.

Действительно, история свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира сохранились древние наскальные изображения. Эти выразительные рисунки животных и охотников были сделаны еще в те времена, когда люди не умели писать.

Памятники искусства говорят нам, какое огромное значение оно имело в жизни человека и человеческого общества. Древние греки создали прекрасный миф о музах - вечно юных сестрах, олицетворяющих искусства и науки. Мельпомена - муза трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танцев, Клио - муза истории… Миф рассказывает, что когда бог Аполлон - покровитель искусства, поэзии и музыки - появлялся в сопровождении муз, то вся природа внимала их пению… Музыка, музей - эти слова произошли от слова Муза.

Поэтический миф о музах-сестрах не утратил своего смысла. У каждого вида искусства свои выразительные средства: в музыке - это звук, в изобразительном искусстве - цвет, линия и т. д., в литературе - слово. Но родственная сущность всех видов заключается в том, что искусство - это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности.

К изобразительным искусствам, связанным со зрительным восприятием, относятся: живопись, графика и скульптура. Эти искусства создают изображение на плоскости (живопись и графика) и в пространстве (скульптура).

Картину, рисунок, эстамп, скульптуру, которые имеют самостоятельное значение, то есть не связаны с каким-либо художественным ансамблем или с чисто практическим назначением, мы называем станковыми произведениями . Определение это происходит от слова «станок» (в данном случае - мольберт), на который ставится холст, когда пишется картина. И даже то, что картина обязательно вставляется в раму, подчеркивает независимость, то есть отъединенность станковой живописи от окружающей среды. Рама отделяет картину, создает возможность воспринимать ее как самостоятельное художественное целое. Некоторые станковые живописные произведения репродуцированы в книге.

В отличие от станковой монументальная живопись по своему назначению и характеру связана с архитектурным ансамблем. Фреска, мозаика, панно, витражи органично входят в архитектуру, дополняя и обогащая художественное оформление интерьера или всего здания. Прекрасными образцами монументальной живописи являются фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Высочайшего уровня монументальная живопись достигла в византийском и древнерусском искусстве.

В наше время монументальная живопись находит широкое применение в дворцах культуры, клубах, театрах, станциях метрополитена, вокзалах и т. д. Многие из вас видели мозаики в метро, созданные по эскизам П. Корина, А. Дейнеки и других советских мастеров. Росписи интерьера Автовокзала и Музея Вооруженных Сил в Москве (художник Ю. Королев), росписи Музея Циолковского в Калуге (группа художников во главе с А. Васнецовым), витражи литовских мастеров, чеканные панно грузинских художников украсили многие новостройки наших городов.

Международную известность завоевало монументальное искусство современной Мексики. Мозаики Сикейроса и других крупных художников отражают героическую борьбу мексиканского народа за свою независимость.

Не всегда можно провести резкую грань между станковым и монументальным произведением искусства. Это объясняется тем, что качеством монументальности обладает нередко и станковая живопись. А монументальные произведения иногда имеют и самостоятельное значение, воспринимаясь как законченные станковые картины.

Существует еще очень большая область декоративно-прикладного искусства. Это художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ткани, ковры, вышивки, ювелирные изделия и т. д. Однако некоторые виды декоративно-прикладного искусства (гобелен, чеканка, декоративная скульптура) можно также рассматривать как самостоятельные произведения. Живопись, которая предназначена для украшения или выявления конструкции и назначения предмета и не имеющая явно самостоятельного значения, называется декоративной.

Таким образом, живопись разделяется на станковую, монументальную и декоративную.