Пыпин (Александр Николаевич)

Известный исследователь русской литературы и общественности. Родился в 1833 году в Саратове, в дворянской семье. Учился в саратовской гимназии, в Казанском (первый курс) и Санкт-Петербургском университетах, где окончил курс в 1853 году кандидатом историко-филологического факультета. Еще студентом напечатал свой первый труд - "Словарь к новгородской летописи", в "Сборнике Академии Наук" (1852, No 3). Это было участие в работе над словарем древнего русского языка, предпринятой И.И. Срезневским, и где другими участниками были , П.А. Лавровский и др. Первой журнальной статьей Пыпина было исследование о драматурге XVIII века Лукине ("Отечественные Записки", 1853 год; повторено при собрании соч. Лукина и Ельчанинова, Санкт-Петербург, 1868); это был отрывок из его кандидатской диссертации. С тех пор он принимал довольно деятельное участие в "Отечественных Записках" рецензиями и статьями по истории литературы. Сосредоточив свои занятия на древней русской повести, Пыпин в 1857 году защитил магистерскую диссертацию "Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских". Здесь впервые дана история русской повести, начиная с заимствований из византийских и южнославянских источников и кончая повестями, сложившимися под западным влиянием, и первыми попытками оригинальной бытовой повести XVII века. Автор пользовался рукописными сборниками Публичной библиотеки и Румянцевского музея, в то время еще мало известными. Некоторые старинные повести впервые исследованы Пыпиным, а некоторые ("Девгениево Деяние", "Повесть о Горе-злосчастии") даже впервые открыты им при изучении сборников. "Очерк" Пыпина составил эпоху в области разработки истории русский повести. Дальнейшие работы в этой области весьма расширили изучение предмета, но труд Пыпина был исходным пунктом для новых исследователей. В 1858 году Пыпин был послан на два года за границу для приготовление к кафедре истории европейских литератур. Во время этого путешествия он побывал, между прочим, и в славянских землях (2 путевых очерка - "Из Венеции" и "Из Флоренции" появились в "Современнике" в 1859 году). По возвращении он был назначен исполняющим должность экстраординарного профессора и в 1860/61 учебном году читал лекции по истории провансальской и средневековой французской литературы. В ноябре 1861 года он подал в отставку (одновременно с , Спасовичем, Стасюлевичем и Борисом Утиным), вследствие нарушения нормальной жизни университета после студенческих волнений, вызванных введением новых правил (матрикул) и обязательного для всех студентов взноса за слушание лекций. С 1863 года Пыпин принял ближайшее участие в "Современнике". Он был членом редакции журнала, а несколько позднее (с 1865 года до приостановки в 1866 году) - ответственным редактором его (вместе с Некрасовым). К началу 60-х годов относятся работы Пыпина над апокрифами, на которые он один из первых русских ученых обратил внимание. Плодом изучения их явилось издание "Ложных и отреченных книг русской старины" (1861), в III т. "Памятников старинной русской литературы". Объяснение к изданию помещены в "Русском Слове" 1862 года, а исследование о древней статье о книгах истинных и ложных напечатаны в "Летописи занятий Археографической Комиссии" (1862, вып. 1). Этим закончились научные работы Пыпина в области старой русской письменности, к которым он только мимоходом вернулся в 80-х годах, издав книжки: "Сводный старообрядческий Синодик" (Санкт-Петербург, 1883), "Из истории народной повести" (Санкт-Петербург, 1887), "Для любителей книжной старины" (Москва, 1888) и "Подделки рукописей и народных песен" (Санкт-Петербург, 1898). С середины 60-х годов, и особенно после закрытия "Современника", Пыпин некоторое время усердно занялся переводческой деятельностью. Частью под его редакцией, частью в его переводе появились историко-литературные и исторические сочинения Шерра, Геттнера, Дрэпера, Лекки, Тэна, Рохау, Бентама. Вместе с он перевел "Историю индуктивных наук" Уэвеля. В 90-х годах под редакцией Пыпина вышли "История немецкой литературы" Шерера и "Искусство с точки зрения социологии" Гюйо. В 1865 году вышел первоначально составлявший дополнение к "Всеобщей истории литературы" Шерра, совместный труд Пыпина и В.Д. Спасовича (последнему принадлежит очерк истории польской литературы), "Обзор истории славянских литератур". В 1874-1881 гг. эта книга появилась 2-м изданием в значительно переработанном и расширенном виде, под заглавием "История славянских литератур". Этот капитальный труд (переведен на немецкий, чешский и французский языки), представляющий собой единственное до сих пор обстоятельное изложение судеб тысячелетней истории литературы западных и южных славян, чрезвычайно замечателен не только как свод того, что сделано в области изучения духовной жизни славянства, но и по истинно научному методу своему. В то время как значительная часть наших славистов, охотно называя себя в теории славянофилами, в действительности впадает в русофильство и крайне одностороннее навязывание всему славянству одной веры и одного "общеславянского" (а на самом деле византийского) миросозерцания, Пыпин относится с величайшим уважением и с полной терпимостью к духовному складу каждой из отдельных славянских народностей. Он является решительным противником поглощения одной народности другой и исходит из идеала совместного развития общечеловеческой культуры и национальных индивидуальностей. С основанием "Вестника Европы" Пыпин (с 1867 года) становится одним из главнейших и виднейших деятелей его, и как член редакции журнала, и как самый плодовитый сотрудник журнала. В редкой книжке, на всем протяжении более чем 30-летнего существования "Вестника Европы", нет одной или нескольких статей Пыпина. Значительная часть этих статей, в переработанном виде, вошла в состав отдельно изданных сочинений Пыпина: "Общественное движение в России при Александре I" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е изд., 1885), "Характеристики литературных мнений от 1820 до 50-х годов" (Санкт-Петербург, 2-е изд., 1890), "Белинский, его жизнь и переписка" (Санкт-Петербург, 1876), "История русской этнографии" (4 т., Санкт-Петербург, 1890-91), "История русской литературы" (Санкт-Петербург, 1898; пока вышло 3 т., всех будет 4). Особо издан, в виде рукописи и в небольшом числе экземпляров, "Хронологический указатель русских лож, от первого введения масонства до запрещения его" (Санкт-Петербург, 1873). Из статей Пыпина в "Вестнике Европы", не вошедших в отдельные сочинения, более замечательны: "Русское масонство в XVIII веке" (1867, т. II - IV), "Русское масонство до Новикова" (1868, No 6 и 7), "Крылов и Радищев" (1868, No 5), "Феофан Прокопович и его противники" (1869, Љ 6), "Панславизм в прошлом и настоящем" (1878, No 9-12), "Литературный панславизм" (1879, No 6, 8, 9), "Польский вопрос в русской литературе" (1880, No 2, 4, 5, 10, 11), "История текста сочинений Пушкина" (1887, No 2), "Новые объяснения Пушкина" (1887, No 8, 9), "Обзор русских изучений славянства" (1889, No 4-6), "Идеализм М.Е. Салтыкова" (1889, No 6), "Русское славяноведение в XIX ст." (1889, No 7-9), "Журнальная деятельность М.Е. Салтыкова" (1889, No 10-12), "Литературные воспоминания" и "Переписка" (1890, No 10-12), "Гердер" (1890, No 3 и 4), "Новые данные о славянских делах" (1893, No 6-8). Ряд статей и заметок по поводу текущих явлений литературной жизни напечатан Пыпиным в литературных обозрениях "Вестника Европы". Все перечисленные труды Пыпина являются ценным вкладом в нашу литературу. "Общественное движение при Александре I" богато новыми материалами и впервые дало цельную картину эпохи, до того известной по отрывочным данным и официально-безличным документам. Здесь ярко обрисована смена светлых надежд начала Александровского времени реакционно-пиэтическими стремлениями эпохи баронессы Крюденер, князя Голицына и Аракчеева. В начале 1870-х годов Академия Наук избрала Пыпина своим сочленом по кафедре русской истории. Но вследствие энергического противодействия тогдашнего министра народного просвещения графа Д.А. Толстого - противодействия, доведенного до высших сфер, - утверждение замедлилось, и Пыпин, чтобы прекратить неловкое положение учреждения, отказался от избрания. "Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов" представляют собой историю русских литературно-общественных направлений. Поэтому здесь рассмотрены, главным образом, представители нашей теоретической мысли: безусловные апологеты русского государственного уклада, затем , славянофилы, . Из художников автор анализирует только деятельность Жуковского, Пушкина и Гоголя, но не с точки зрения эстетической, а со стороны их общественно-политических взглядов. Заслугой "Характеристик" является систематизация славянофильского учения и освещение теории "официальной народности". Этот термин создан Пыпиным и утвердился в нашей исторической литературе для определения ведущей свое начало от министра народного просвещения Уварова теории полной обособленности России, составляющей как бы особую часть света, к которой совершенно неприложимы требования и стремления европейской жизни и которая сильна неподвижностью основ своего государственного строя. Главное возражение, которое автор противопоставляет односторонностям славянофильства и теории "официальной народности", заключается в том, что "национальность, как стихия историческая, способна к видоизменению и усовершенствованию, и в этом именно возможность и надежда национального успеха". При неподвижности основ Россия не заимствовала бы из Византии христианства, а московское самодержавие не сменило бы собой удельно-вечевой быт. Биография , по частям печатавшаяся в "Вестнике Европы" 1874-1875 гг., в свое время привлекла к себе чрезвычайное внимание. Она дает подробные и совершенно новые сведения не только о самом , но и друзьях его - , и многих других, извлеченные из их переписки, впервые здесь обнародованной. Разыскание и систематизация переписки составляют крупную заслугу перед историей русской литературы. Письма , разысканные Пыпиным, вводили в мир небывалой душевной красоты и произвели сильное впечатление. Все знали до сих пор -критика, теперь же вырисовался такой лучезарный образ человека-борца за свои идеи, который нельзя было не полюбить даже больше -писателя. Создалось мнение, что разысканных Пыпиным писем, свободно отразившийся здесь во всей чистоте и идеальности своего высокого духа, едва ли не ценнее, чем в своих статьях, где его стесняли условия печати того времени. - "История русской этнографии" дает гораздо больше своего специального заглавия. Автор включает в свой поражающий эрудицией труд не только этнографов в узком смысле этого слова, но и всех исследователей русского народного творчества - Сахарова, Буслаева, Афанасьева, Веселовского и др., и даже всех теоретиков вопроса о народности, вплоть до публицистов-"народников" 80-х и 90-х годов, вроде покойного Каблица-Юзова. В соединении с тем, что здесь даны обстоятельные биографии и характеристики длинного ряда русских ученых и публицистов, труд Пыпина является одним из самых капитальных историко-литературных пособий наших. В "Истории русской литературы" нет обычного в сочинениях подобного рода повествовательного элемента. Краткие биографические данные приведены только в примечаниях к отдельным главам. Задача сочинения - отметить главные литературные течения. Заслуга его в том, что это первый свод огромного количества специальных исследований последних 20 - 30 лет, часто не приходящих ни к каким общим выводам. Пыпин интересуется только общими контурами, общей картиной хода русской литературы, впервые здесь представленной с такой рельефностью. Многое, ускользавшее от внимания специальных исследований, углублявшихся в детали, здесь выдвинуто на первый план. Такова, например, в III т. картина умственного возбуждения в Москве накануне Петровской реформы, показывающая, что эта реформа вовсе не была резким переломом, что она представляет собой только эффектное завершение целого ряда подготовительных попыток. Каждого из 7 капитальных сочинений Пыпина, в совокупности составляющих 15 томов (собранные вместе журнальные статьи Пыпина составят не меньшее количество томов), было бы совершенно достаточно, чтобы обеспечить ему очень видное место в истории русской учености. Принадлежность же всех этих сочинений, столь высоко авторитетных, одному лицу представляет собой явление почти беспримерное в нашем ученом мире. Вот почему общественное мнение, без различия направлений, с особым сочувствием встретило в конце 1897 года известие, что Академия Наук, по прошествии 26 лет, снова избрала Пыпина своим сочленом. На этот раз избрание Пыпина ординарным академиком (отделение русского языка и словесности) получило утверждение. Умер в 1904 году.

ПЫПИН Александр Николаевич

(25.III.1833 - 26.XI.1904) - историк рус. обществ. мысли, исследователь рус. и зарубежной лит-ры и фольклора. Академик (с 1896). Из дворян Двоюродный брат . В 1853 окончил Петерб. ун-т. С нач. 60-х гг. стал сотрудничать в "Отечественных записках" и "Современнике", с 1866 - в "Вестнике Европы", в редакции к-рого состоял ок. 40 лет. Работы П. 60-х гг. посвящены гл. обр. исследованию др.-рус. повести. В 70-х гг. написал ряд работ по истории обществ. мысли. Лит-ру П. рассматривал как часть обществ. истории, как иллюстрацию к обществ. движениям. Социально-политич. воззрения П. в целом не выходили за рамки либерального просветительства и умеренного демократизма. Интерес П. к народу и нар. быту нашел отражение в этнографич. работах П., представляющих интерес как сводный труд, в к-ром изложены взгляды всех видных писателей, критиков, ученых, публицистов по проблеме народа и народности. Под предметом этнографии П. понимал нар.-поэтич. воззрения и обрядовый быт народа.

Соч.: Очерк лит. истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Историч. очерки. Обществ. движение в России при Александре I, 2 изд., СПБ, 1885; Характеристики лит. мнений от двадцатых до пятидесятых гг., СПБ, 1906; Белинский, его жизнь и переписка, т. 1-2, СПБ, 1876; История рус. лит-ры, т. 1-4, 2 изд., СПБ, 1902-03; История рус. этнографии, т. 1-4, СПБ, 1890-92; M. E. Салтыков, СПБ, 1899; Рус. масонство XVIII и первой четв. XIX в., П., 1916; Религ. движения при Александре I, П., 1916; Некрасов, СПБ, 1905.

Лит.: ., А. Н. Пыпин. Его науч. заслуги и обществ. взгляды, "Вестник воспитания", 1905, No 4; Глаголев Н., К критике историко-культурной школы (Пыпин, Геттнер, Тэн), "Рус. яз. в сов. школе", 1931, No 4, 5; Стеклов Ю. М., Записка Пыпина по делу Чернышевского, "КА", 1927, т. 3(22); Список трудов акад. Пыпина, 1853-1903, сост. Я. Л. Барсков, СПБ, 1903.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.

Пыпин Александр Николаевич

Русский учёный, литературовед, этнограф, академик Петербургской АН (1898). Из дворян. Окончил Петербургский университет (1853). С 1863 активно сотрудничал в «Современнике»; с 1867 - в «Вестнике Европы». В молодости испытал идейное влияние (См. Чернышевский) (его двоюродного брата), впоследствии - сторонник умеренно либеральных, просветительских взглядов. Как представителя культурно-исторической школы (См. Культурно-историческая школа) художественная литература интересовала П. исключительно в связи с историей общественной мысли. Автор фундаментальных работ: «История русской литературы» (4 изд., т. 1-4, 1911-1913), «История русской этнографии» (т. 1-4, 1890-92), «История славянских литератур» (2 изд., т. 1-2, 1879-81, совместно с В. Д. Спасовичем), вобравших в себя громадный, во многих случаях совершенно оригинальный фактический материал. Своими научными изысканиями П. внёс значительный вклад в исследование старо-русской повести, масонства, литературно-общественного движения в России 1-й половины 19 в.

Соч.: Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; М. Е. Салтыков. Идеализм Салтыкова. Журнальная деятельность. 1863-1864, СПБ, 1899; Н. А. Некрасов, СПБ, 1905; Общественное движение в России при Александре I, 4 изд., СПБ, 1908; Белинский. Его жизнь и переписка, 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1908; Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х годов, 4 изд., СПБ, 1909.

Лит.: Список трудов академика А. Н. Пыпина. Сост. Я. Л. Барсков, СПБ, 1903; Пятидесятилетие научно-литературной деятельности А. Н. Пыпина, «Литературный вестник», 1903, № 3; Веселовский А. Н., А. Н. Пыпин, СПБ, 1905; , А. Н. Пыпин, М., 1905; Ткаченко П. С., Новые материалы о А. Н. Пыпине, «Русская литература», 1967, № 4.

В. И. Масловский.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.


Тихомиров
Павел Владимирович, родился в 1980 году. Приехал в Санкт-Петербург и в 2001 г. поступил в РГПУ им А. И. Герцена на факультет Изобразительного Искусства. Учился скульптуре у Н.А. Карповой и в 2007 г. защитил диплом «Портрет
С. Д. Довлатова». В 2007-2009 г. учился в магистратуре у Заслуженного
Художника России Б. М. Сергеева.
Защитил диплом «Проект памятника В. Т. Шаламову в городе Вологде» в 2009
В 2011 вступил в союз художников.
г.

С 2007 начал активно принимать участие в выставках и конкурсах, проводимых в Санкт-Петербурге.

В 2010 принимал участие в симпозиуме по камню в Финляндии.

Скульптор любит работать в камне, чувствует его природу, особую пластику. В основном работает в стиле условный реализм.

Участие в выставках :

1. «Осень-2007», залы Союза
гранит, 65х50.

2., «Весна-2008», залы Союза
Художников, Портрет С. Д. Довлатова,
гипс, 45х50.

3. «Надежда-2009», залы Союза
Художников, «Торс», гранит, 37х12.

4. Выставка «Тело», галерея
Пу-эр, 2009, «Торс», гранит, 37х12

5. «Осень-2009», залы Союза
Художников, Портрет В. Т. Шаламова, гипс
тон., 40х35.

6. Выставка, посвященная
50-летию ФИИ РГПУ им. Герцена, галерея
«Толстой сквер», «Торс», гранит, 37х12.

7. «Зоокультура-2010», залы
Союза Художников, «Рыба», мрамор, 40х30.

8. «Весна-2010», залы Союза

9. «65 лет Победы», залы Союза
Художников, «Война», гранит, 60х20.

Участие в конкурсах :

1. конкурс на проект
памятника «Жертвам концлагерей» в Красном селе, 2007.

2. конкурс на проект
памятника «Детям блокады» на площади Мужества, 2008.

Тихомиров Павел Васильевич Тихомиров (Павел Васильевич, родился в 1868 г.) - писатель. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занимал сначала кафедру еврейского языка и библейской археологии, а теперь занимает кафедру истории философии. Главные труды Тихомирова: "Художественное творчество и религиозной познание" (Сергиев Посад, 1897); "Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия" (Харьков, 1899); "Вечный мир в философском проекте Канта" (Сергиев Посад, 1899); "История философии, как процесса постепенной выработки научно-обоснованного и истинного мировоззрения" (ib., 1899); "Православная догматика и религиозно-философское умозрение" (Харьков, 1897); "Логический характер экзистенциальных суждений" ("Вопросы философии и психологии", кн. 42); "Гносеология Риля" (ib., кн. 58); "Значение философских наук в системе семинарского образования" ("Богословский Вестник", 1896, кн. 3); "К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах России" (ib., 1897, кн. 3); "Типы гносеологических учений" (ib., 1900, кн. 7); "Изложение и критический разбор оснований Спенсерова релятивизма" ("Вера и Разум", 1894, май, кн. 2, и сентябрь, кн. 1); "Научное и философское значение эволюционной теории" (ib., 1899); "Проблема и метод Кантовой критики познания" (ib., 1899); "Реализм Спенсера" (ib., 1900); "История Силома и его значение" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1890, август); "Философия В.Д. Кудрявцева" (ib., 1894, январь); "Вера и знание" (ib., 1895, май, июль). С 1896 г. Тихомиров ежегодно помещает в "Богословском Вестнике" обзоры новых книг и статей по философии на русском и иностранных языках. Примечание: профессор философии в историко-филологическом институте кн. Безбородко в Нежине. Главные его новейшие труды: "Гносеология Риля" (1901); "Пророк Малахия" (Сергиев-Посад, 1903, магистерская диссертация); "Математический проект реформы социологии на началах философского идеализма" (1903); "Иудейство в V веке до Р. Хр." (1903); "Каноническое достоинство реформы Петра Великого по церковному управлению" (1904); "Академическая свобода и развитие философии в Германии" (Сергиев Посад, 1905).

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Тихомиров Павел Васильевич" в других словарях:

    - (род. в 1868 г.) писатель. Окончил курс в Московской дух. акад., в которой занимал сначала кафедру еврейского языка и библейской археологии, а теперь занимает кафедру истории философии. Главные труды Т.: "Художественное творчество и… … Большая биографическая энциклопедия

    I (род. в 1868 г.) писатель. Окончил курс в Московской дух. акад., в которой занимал сначала кафедру еврейского языка и библейской археологии, а теперь занимает кафедру истории философии. Главные труды Т.: Художественное творчество и религиозное… …

    Тихомиров Павел Васильевич - – писатель, род. в 1868 г., образование получил в моск. дух. акад. и ныне состоит в ней профессором по кафедре истории философии. Т. написал: Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия, Значение философских наук в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Писатель, профессор философии в Историко филологическом институте кн. Безбородко в Нежине. Главные его новейшие труды: Гносеология Риля (1901); Пророк Малахия (Сергиев Посад, 1903, магистер. диссерт.); Математический проект реформы социологии на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ТИХОМИРОВ П.В. - Павел Васильевич (1868–1920–е), рус. правосл. *ГЕБРАИСТ и историк философии. Род. в Тульской губернии в семье священника. Окончил МДА (1893), где сначала занимал каф. евр. языка и библ. *археологии, а затем истории философии (1895–1906). С 1906… … Библиологический словарь

Тихомиров Павел Евгеньевич

Актёр, режиссёр.

Окончил ГИТИС.

Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики (Указ №134 от 26.05.2005).
Народный артист Чеченской Республики (Указ № 228 от 17.12.2013).
Заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики (Указ № 71-УГ 22.05.2015).

В 1981-1989 гг. работал в Московском драматическом театре "Сфера".
В 1989-1992 гг. - в театре "Персонаж".
В 1994-2002 гг. - актёр и художественный руководитель Московской драматической труппы "Блуждающие звёзды".
С 2002 года - режиссёр Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной.

Автор книг: "Последние Камерного театра" (2009), "Дом актера. Последние аплодисменты" (2012), "Есть такой театр…: Грозненский русский театр им. М.Ю. Лермонтова" (2013), "Камерный театр. Книга воспоминаний" (2016).

театральные работы

Московский театр "Сфера":
Гость и Милиционер - "Комедии" ("Неудачный день", "Свадьба") М. Зощенко (реж. Е. Еланская)
Петя, Самокатчик - "Моль" Н. Погодин (реж. Е. Еланская)
Помощник режиссёра - "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери (реж. Е. Еланская)
Маэстро, "золотая молодёжь", Ленский, Слуга Бабы-яги - "До третьих петухов" В. Шукшин (реж. Е. Еланская)
Санитар - "Театр ОЛби" ("Смерть Бесси Смит") Э. Олби (реж. Г. Бортников)
Глашатай, Малыш, Главный леший, Певец-гусляр, Отрок "Весенняя сказка" - ("Снегурочка") А. Н. Островский (реж. Е. Еланская)
Миша Панин, Фома Стриж - "Театральный роман" М. Булгаков (реж. Е. Еланская)
Участник - "Нездешний вечер" М. Цветаева (реж. Е. Еланская)
Участник дискотеки, варвик - "На чём держится мир?!. М. Алигер, Ж. Ануй - (реж. Е. Еланская)
Медведенко - "Чайка" А. П. Чехов (реж. Е. Еланская)

Режиссер-ассистент спектаклей:
А. Моруа, А. Моравиа "Письма к незнакомке"
М. Цветаева "Нездешний вечер"
М. Цветаева, С. Есенин "Россия моя, Россия…" (моноспектакль Татьяны Дорониной)
Э. Олби "Театр Олби"

Московская драматическая труппа "Блуждающие звёзды":
режиссерские работы
1994 - А. Н. Островский "Не сошлись характерами" (первая постановка в России в 20-м веке)
1995 - П. Тихомиров "Листки из сожженной тетради"
1996 - А. Платонов "Солдат и царица"
1997 - П. Тихомиров "Театральная фантазия"
1998 - Ж. Ануй "Оркестр" (постановка Н. П. Красноярской, режиссёр П. Е. Тихомиров)

Актерские работы:
Он (Поэт) - "Листки из сожженной тетради"
Автор, Мсье Пеше, Толстогораздов, кучер - "Не сошлись характерами"
Жозеф, Старая актриса с "тараканами", Филя - "Театральная фантазия"
Боярыня - "Солдат и царица"

Концертный зал им. П.И.Чайковского:
2011-2012 "Три вечера с Татьяной Дорониной"
2012 - "…Такие разные любовные признанья" С.Есенин, Б.Пастернак, А.Блок, В.Маяковский, Д.Кедрин, И.Сельвинский
2012 - "Россия, моя Россия" М.Цветаева, С.Есенин
2013 - "О, одиночество! Как твой характер крут…" А.Ахматова, М.Цветаева, О.Берггольц, Б.Ахмадулина, Р.Казакова, Н.Матвеева

Центральный Дом актера им. А. А. Яблочкиной:
"Театральная фантазия", "Был такой театр…", "Однокамерники", "Парад планет", "Есть такой театр…", цикл вечеров "Разные судьбы" с участием Т. Пилецкой, Н. Корнеевой, А. Антоненко-Лукониной, В. Бродской, И. Соколовой, М. Кнушевицкой, Н. Пшённой, Н. Марушиной, Л. Титовой, Н. Перцевой…
2007 - П. Тихомиров "Листки из сожжённой тетради"
2010 - Ф. М. Достоевский "Достоевские страсти"
2013 - А. Н. Островский "Один день из жизни девицы Любы Отрадиной" ("Без вины виноватые")
2013 - А. Н. Островский "На всякого мудреца довольно простоты"
2014 "Играем Лермонтова" (200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова)
2014 "Век Камерного театра" (100 лет Камерному театру)
2015 - "В шесть часов вечера после войны" А. Садовская, П. Тихомиров (режиссер П.Е. Тихомиров)
2015 - "Эхо Эльбруса" (вечер артистов московских театров, театров Нальчика и выпускников Кабардинской национальной студии ТИ им. Б. Щукина, курс Л.С. Ворошиловой) П. Тихомиров (режиссер П.Е. Тихомиров)
2016 - Партнер "Просто - Нина Агапова!" (Бенефис заслуженной артистки России Нины Агаповой) (режисёр П.Е. Тихомиров)
2016 - Воспоминания "Под крылом мхатовской чайки…" В. Калинина, Л. Кошукова, Е. Ханаева (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2017 - "Цыганочка"; "Кони"; "Место встречи..." (песни репертуара Владимира Высоцкого) (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2017 - "Старые слова"; "Молитва" - "Песни от Главной!" (песни из репертуара Людмилы Гурченко) (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2017 - Поэт (Стихи и проза Марины Цветаевой) «Сны о Москве» А. Садовская (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 - Жаворонок; Старая актриса; Тараканы; Цветок о трёх лепестках; Муж «Без антракта» (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 - Друг и партнёр Героини «Наташа! Наталочка! Наталия Петровна!» (Режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 - Партнёр по спектаклю «Нуреев» «Большой балет Игоря Цвирко» (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2019 - «Три сестры и дядя Ваня» М. Гаврилова (режиссёры-постановщики Н.П. Красноярская, П.Е. Тихомиров)

Режиссёрские работы:
"Играем Чехова" по произведениям А. П. Чехова
"Достоевские страсти" Ф. М. Достоевский
"Семь рассказов Тэффи" Н. Тэффи
"Говорит Ленинград!" П. Тихомиров
"Есть такой театр…"
"Играем Лермонтова" М. Ю. Лермонтов
"Однокамерники"
"На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский
"Метель" А.С. Пушкин, музыка Г.В. Свиридова (автор композиции О. Зеленцова)
2015 - "Столичная провинциалка" (Наталья Мелихова)
2015 - "Дарю тебе жизнь" (Ольга Фомичева)
2015 - "Фамусовский бал" А.С. Грибоедов
2016 - "Этот мир мой!.." (Театральный роман) М.А. Булгаков
2016 - "Капитанская дочка" А.С. Пушкин (режиссеры Н.П. Красноярская и П.Е. Тихомиров)
2017 - "Цыганочка"; "Кони"; "Место встречи…" (песни репертуара Владимира Высоцкого) (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2017 - "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" А.С. Пушкин (ЦДА им. А.А. Яблочкиной)
2017 - "Супруги Каренины" инсценировка Р.А. Сироты по главам романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"
2017 - «Рождество с Дмитрием Гудановым"
2018 - «Оркестр» Ж. Ануй (постановка Н.П.Красноярской)
2018 - «Про что знаю только я...» (Про що знаю тiльки я...) Л. Мамыкина (Независимый театральный проект)

Большой театр России:
1999-2000 - Поэт Серебряного века - "Бал в Большом" (режиссёр Наталия Красноярская)
2003 - Мышиный король "Новогодняя Елка в Большом театре" В. Сидорова и Л. Новикова (постановка Наталии Красноярской)
2005 - Священник с иконой - "Борис Годунов" М. Мусоргского (постановка Л. В. Баратова)
2006 - Скоморорх - "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (постановка Г. П. Ансимова)
2007 - Швейцарец - "Тоска" Д, Пуччини (постановка Б. А. Покровского)
2012 - Гусляр - "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова (постановка О.М.Моралёва)
2017 - Француз на аукционе "Нуреев" И.Демуцкий (балетмейстер-постановщик Ю.Посохов, режиссёр-постановщик К.С.Серебренников)
2018 - Лакей «Оперный бал» (постановщик Х.-Й. Фрай (Германия), режиссёр М.С.Кисляров)

Московский Литературно-драматический театр ВТО:
Курт Герберт - "Берег" Ю. Бондарева (постановка Е. И. Еланской)
Пастушок - "Любовь - книга золотая" А. Н. Толстого (постановка Е. И. Еланской)
Петя - "Четыре капли" (Праздник) В. Розова (постановка П. О. Хомского, режиссёр С. Г. Соколов)

Театр-студия "Персонаж":
Михо - "Приют странника" (Последняя женщина синьора Хуана) Л.Жуховицкого (режиссеры Г.Д. Столяров, П.И. Иванов)
Изящный чёрт, Ленский - "До третьих петухов) В.М. Шукшина
Профессор Преображенский - "Собачье сердце" М.А. Булгакова (режиссёр М. Лакшин)

призы и награды

Почётная медаль МГУ им. М.В. Ломоносова (1995)
Юбилейная медаль "100 лет МХАТ им. М. Горького" (1998)
Медаль Министерства культуры Чеченской Республики "За выдающиеся достижения" (12.12.2013)
Диплом комитета по культуре г. Коломны "IV Коломенский поэтический марафон" посвященный году российской истории и 835-летию Коломны (2012)
Диплом комитета по культуре г. Коломны "VI Коломенский поэтический марафон", посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (2014)
Благодарность комитета по культуре администрации городского округа Коломна "За участие в Открытом фестивале творческих проектов, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (2014)
Благодарственное письмо Министерства культуры Самарской области (2014)
Благодарственное письмо СТД РФ (2014)
Благодарность Настоятеля Пересветовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Протоиерея Константина Харитонова (За участие в Рождественском вечере) (9.1.2015)
Благодарственное письмо Министерства культуры Омской области (2015)
2015 - Благодарственное письмо Митрополита Курского и Рыльского Германа (10.12.2015)
Благодарственное письмо Российского представительства в Румынии, Российского центра науки и культуры (2015)
Орден общественного признания граждан РФ "Польза честь и слава" (17.12.2015)
Медаль "Ветеран труда"
Диплом V Всероссийского театрального фестиваля "Золотая провинция" (за спектакль "Один день из жизни девицы Любы Отрадиной" (Без вины виноватые; пролог) (2016)
Почётная грамота СТД Российской Федерации (председатель А.А. Калягин) - 2016
Благодарность Правительства Республики Калмыкия (27.05.2016)
Лауреат I премии Всероссийского театрального фестиваля "Золотая провинция" (спектакль "Один день из жизни девицы Любы Отрадиной" (Без вины виноватые; пролог) А.Н. Островский) проект Центрального Дома актёра им. А.А. Яблочкиной (2016)
Диплом лауреата XIV-го Международного фестиваля-конкурса "Москва - город мира" (спектакль "Листки из сожжённой тетради" автор и режиссёр П. Тихомиров, проект Центрального Дома актёра им. А.А. Яблочкиной) (2017)
2017 - Диплом III-го Международного фестиваля "Перекрёсток" (г. Друскининкай, Литва) - "За Высокое служение театру" исполнители - Людмила Чурсина и Евгений Князев спектакль "Супруги Каренины" Л.Н. Толстой, режиссёр П. Тихомиров)
2017 - Нагрудный знак «Московская ассоциация предпринимателей"
2017 - премия «Театральный роман» («Камерный театр. Книга воспоминаний» составитель А. Я. Филиппова)
2016 - Благодарственное письмо Митрополита Курского и Рыльского (спектакль «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, режиссёры Н.П. Красноярская и П.Е. Тихомиров).
2018 - Диплом VII Международного театрального фестиваля «Золотая провинция» им. Б.М.Тенина «За сохранение русской классики на отечественной сцене» (спектакль «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкин; проект Центрального Дома актёра им. А.А. Яблочкиной (режиссёр П.Е.Тихомиров)
Благодарственное письмо департамента по культуре и спорту г. Ростова (за организацию и проведение I Межрегионального театрального фестиваля «Лепота!») (2017)
2018 - Диплом XV Международного фестиваля-конкурса «Москва - город мира» (спектакль «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкин, режиссёр П.Е.Тихомиров, проект ЦДА им. А.А.Яблочкиной)
2018 - Нагрудный знак «120 лет МХАТ им. М. Горького"
2018 - Благодарственное письмо управления туризма, культуры, молодёжи и спорта г. Ростова (за организацию и проведение II Межрегионального театрального фестиваля «Лепота!»).
2018 - Нагрудный знак «За трудолюбие и талант".

(род. в 1868 г.) - писатель. Окончил курс в Московской дух. акад., в которой занимал сначала кафедру еврейского языка и библейской археологии, а теперь занимает кафедру истории философии. Главные труды Т.: "Художественное творчество и религиозное познание" (Сергиев-Посад, 1897); "Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия" (Харьков, 1899); "Вечный мир в философском проекте Канта" (Сергиев-Посад, 1899); "История философии как процесса постепенной выработки научно обоснованного и истинного мировоззрения" (ib., 1899); "Православная догматика и религиозно-философское умозрение" (Харьков, 1897); "Логический характер экзистенциальных суждений" ("Вопросы философии и психологии", кн. 42); "Гносеология Риля" (ib., кн. 58); "Значение философских наук в системе семинарского образования" ("Богословский вестник", 1898, кн. 3); "К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах России" (ib., 1897, кн. 3); "Типы гносеологических учений" (ib., 1900, кн. 7); "Изложение и критический разбор оснований Спенсерова релятивизма" ("Вера и разум", 1894, май, кн. 2 и сент., кн. 1); "Научное и философское значение эволюционной теории" (ib., 1899); "Проблема и метод Кантовой критики познания" (ib., 1899); "Реализм Спенсера" (ib., 1900); "История Силома и его значение" ("Чтения в Общ. любит. духовн. просв.". 1890, авг.); "Философия В. Д. Кудрявцева" (ib., 1894, январь); "Вера и знание" (ib., 1895, май, июль). С 1896 г. Т. ежегодно помещает в "Богословском вестнике" обзоры новых книг и статей по философии на русском и иностранных языках.

{Брокгауз}

Тихомиров, Павел Васильевич (дополнение к статье)

Писатель, профессор философии в Историко-филологическом институте кн. Безбородко в Нежине. Главные его новейшие труды: "Гносеология Риля" (1901); "Пророк Малахия" (Сергиев Посад, 1903, магистер. диссерт.); "Математический проект реформы социологии на началах философского идеализма" (1903); "Иудейство в V веке до Р. Х." (1903); "Каноническое достоинство реформы Петра Вел. по церковному управлению" (1904); "Академическая свобода и развитие философии в Германии" (Сергиев Посад, 1905).

{Брокгауз}

Тихомиров, Павел Васильевич

[р. 02(14)01.1868 - ?] - богослов, философ. Род. в с. Изволи Алек-синского уезда Тульской губ. Сын священника. Окончил Моск. Дух. академию (1893). Слушал лекции по естеств. наукам в Моск. ун-те. С конца 1897 по сентябрь 1906 - на кафедре филос. Моск. Дух. академии. Выезжал в Германию в 1903-1904 (Берлин, Лейпциг, Галле). С осени 1905 - приват-доц. по кафедре филос. в Моск. ун-те. С 1906 - экстраординарный проф. Нежинского ист.-филол. ин-та, читал логику, историю филос., психол. Одновременно с 1907 - приват-доц. Киевского ун-та по кафедре филос.

Соч.: Возможна ли метафизика ума? // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893 ; Философия В Д. Кудрявцева // Там же. 1894 ; Литературный спор ПА.Каленова и проф. А.И.Введенского о вере и знании. М. , 1894 ; Изложение и критический разбор оснований Спенсерова релятивизма // Вера и разум. 1894. № 10 ,17 ; Разбор логики Минто // Богословский В. Сергиев Посад , 1895 ; Православная догматика и религиозно-философское умозрение. Харьков , 1897 ; Логический характер экзистенциальных суждений // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн.42 ; Научное и философское значение эволюционной теории // Вера и разум. 1899 ; Проблема и метод Кантовой критики познания // Там же ; Вечный мир в философском проекте Канта. Сергиев Посад , 1899 ; Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия. Харьков , 1899 ; История философии как процесс постепенной выработки научно обоснованного и истинного мировоззрения. Сергиев Посад , 1899 ; Реализм Спенсера. Критический этюд. Харьков , 1900 ; Вл.С.Соловьев // Богословский В. 1900. № 8 ; Математический проект реформы социологии на началах философского идеализма // Там же. 1903 ; К столетию со дня смерти Канта. Личность Канта по воспоминаниям его современников // Там же. 1904. № 1 , 2 , 6 ; Состояние философии к началу XX столетия // Там же. 1905. № 7-9 ; Научные задачи и методы истории философии. Сергиев Посад , 1907 ; Очерки по гносеологии // Богословский В. 1908. № 4.