16 июля 2014 русский мир постигла невосполнимая утрата - на сорок четвёртом году жизни скончался один из величайших творцов 20 века - художник Павел Рыженко, причина смерти которого - инсульт - в двадцатом веке является преобладающей среди молодых талантливых людей.

Павел Рыженко - гениальный творец исторической композиции

На просторах Европы в современном мире очень сложно найти талантливого художника, работающего в стиле классического реализма. Характер такого творца должен быть раскрыт под стать эпохе - противоречивой в своём революционном стремлении к развитию и одновременному пассивному бездействию. Именно из-за этого греховного бездействия, несущего в себе довольствующееся уныние, и вырос гений русского реализма - Павел Рыженко, картины которого написаны исключительно в этом классическом стиле.

Художник прожил недолгую, но чрезвычайно плодотворную жизнь, являя собой икону богоизбранного творца и образец подражания для художников реалистических традиций. Смерть Павла Рыженко ознаменовала окончательный переход современного искусства из русла реализма в рамки авангардизма, уход классических канонов построения и цветовой оранжировки композиции из области изобразительного искусства в экспрессивное плавание футуристической краткости идеи и прямолинейности композиционного образа.

Биографическая заметка

Павел Рыженко, биография которого не отличается от нескольких сотен подобных биографий художников, предугадывая интерес поклонников к этой теме, оставил несколько заметок о своём прошлом.

Будущий художник появился на свет в 1970 году, в городе Калуге. В своих автобиографических текстах Павел Рыженко, предугадывая то, насколько его поклонников заинтересует его биография, вспоминал, что детство его было целиком и полностью наполнено радостью от общения с бабушкой и мамой. Творческий путь был начат Павлом Викторовичем неслучайно - с самых ранних лет ему были свойственны живость ума и отличная память: "Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."

С 1988 года Павел является выпускником Московской при институте имени Сурикова. Он пошёл в армию, где, по его словам, уже чётко осознал своё призвание в живописи. После неё, с 1990 года, обучался в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был профессор, народный художник России И. С. Глазунов.

Павла Рыженко

С 1997 года, после в 1996, Павел Рыженко начинает активную педагогическую деятельность на кафедре архитектуры, а затем реставрации и ещё позже - композиции родной академии. Там он преподавал до самой кончины. Павел Рыженко - художник, причина смерти которого явилась результатом плодотворной творческой деятельности.

Особенности духовного наполнения композиции

Павел Викторович Рыженко мгновенно был прославлен как гений общероссийского масштаба после защиты своей дипломной работы - полотна "Калка", где смысловым центром композиции является связанная верёвками фигура князя Мстислава Старого, гордо стоящего напротив отдыхающего после боя монгольского воеводы. Павел Рыженко, картины которого напонены этим несгибаемым, честным, но простым и смиренным характером, как нельзя лучше показал черты русского народа.

Художник - проповедник божественной идеи

О своих духовных и практических исканиях художник всегда рассказывал очень открыто. Встать на благодарственный путь православного художника, погружающего своим искусством зрителя в прекрасный мир одухотворённой Богом земли и русской нации в целом, по его словам, ему помогло именно обучение в академии и знакомство со священниками. Он боготворил православную национальную идею и невольно стал её рупором, благовестом. "Ослябя", "Благословение Сергия", "Победа Пересвета", "Молитва Пересвета" - во всех этих образах с их непоколебимым спокойствием и рассудительностью незримо присутствует облик святого человека, нисколько не похожего на канонический иконописный образ. Сам Павел объяснял эту особенность своих образов тем, что считает классическую православную иконопись монструозным гибридом восточной и византийской живописи, с их европейскими стандартами и манерой письма, а не самобытной русской культовой живописью.

Павел Рыженко много сотрудничал с монастырями и высшими священнослужителями, занимаясь написанием для них религиозных полотен и портретов. Его последняя работа - диорама Заказчиком являлась Калужская Свято-Тихонова пустынь. К сожалению, Павел Рыженко, художник, причина смерти которого заставила своей внезапностью содрогнуться русский мир, не смог присутствовать на её открытии.

Павел Рыженко и его картины в историческом жанре живописи

В течение всей своей жизни, всем сердцем и сознанием излучая сыновью любовь к своей отчизне и наполняя этой любовью каждый штрих и каждый мазок на своих полотнах, Павел Рыженко целиком и полностью "пропитывал" свои картины небывалой силы величием. Это было величие Русского Духа, заключённого в образах богатыря Пересвета, в величественной, но покорившейся позе императора Николая Второго, монументальном трагическом величии битв прошлого и солнечном свете монастырских пасек.

Как мастер баталистических сцен, композиция и цветовая гамма которых была пропитана идеей Божественной битвы с Тьмой, художник принимал активное участие в военно-патриотических действиях на территории России. Он был вхож в Студию военных художников имени М. Б. Грекова в качестве одного из ведущих мастеров-живописцев, и первая опубликованная информация о том, что скончался Павел Рыженко, причина смерти, обнародованная спустя несколько дней, были сообщены прессе именно Управлением культуры Министерства обороны.

Во время политического переворота весной 2014 года в Украине Павел Рыженко не раз высказывал свою поддержку зарождавшимся государствам Новороссии. Кроме того, в процессе написания своего полотна "Стоход" художник непрерывно консультировался с Игорем Ивановичем Стрелковым по поводу формы русских офицеров и очень сдружился с ним, даже запечатлев того на полотне в главном треугольнике композиции. Узнав, что Павел Рыженко, причина смерти которого напрямую зависела от огромной умственной активности, скончался, Стрелков написал: «Скорблю. Светлый был человек. Когда консультировал его — он уже тогда жаловался на то, что руки немеют».

Народный художник

Павел Рыженко искренне верил в просвещённую, нравственно чистую и духовно богатую Россию, всем сердцем болел за образование Новороссии и политическое обустройство её в русле русского государства, при этом всегда оставаясь монархистом. Огромное число полотен его, созданных с начала 1990-х годов, посвящено Куликовской Битве, эпохе Николая Второго, а также Первой Мировой войне. В его мастерской находилось шесть готовых диорам, которые периодически выдвигались на выставки.

Напутствие потомкам

Когда умер Павел Рыженко, причина смерти была озвучена не сразу. Только спустя несколько дней стало известно, что вследствие напряжённой профессиональной деятельности у него произошёл инсульт.

Художник был похоронен на Ждамировском кладище в одноимённой деревне под Калугой.

При жизни он был очень прогрессивно-ориентированным человеком, адептом православной мысли как исторически меняющегося наполнения человеческого бытия, суть которого превосходно может отражаться в принципах классического живописного реализма.

Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
1988-1990 гг. – служба в армии.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.
В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка».
С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции)

О себе

“Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету - Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом.” (павел-рыженко.рф)

О генетической памяти

У каждого человека есть точка невозврата. Он проходит её и уже боли не чувствует. Допустим, пошел «погулять», пришел – сифилис получил; хлопнул один раз марихуаны, а там смотришь – уже и на «геру» сел. Совесть свою один раз придушил, а больше и не надо. Вот как сегодня из «пипла» с семечками и уже с наркотой опять сделать витязя? Очень просто – включить генетическую память. Как это сделать? Сказать правду о том, что было, и сказать: «Всё, дальше ни шагу. Ни шагу назад! Восстанавливаемся». 80% скажут: «Да пошел ты!», а 20% – нет. Эти 20% и будут солью земли русской, а 80% -исчезнут с лица земли, но эти 20% – процветут. Я так думаю. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)

О своих картинах

“Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу”. (“Честный разговор с самим собой”. Русский мир, 16 марта 2011 г.)

О монархии

“Я не просто манифестирую сугубо монархические убеждения, я только Государю и служу, а как иначе? Я живу, не изменяя присяге Государю императору Николаю Александровичу”. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)

Об истории

“Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи.
Чтобы ответить на вопрос “как же дальше быть?”, я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими”. (Павел Рыженко: Искусство – это лишь ступени. “Элита”, 3 ноября 2005 г.)

О России

“Я за Россию говорить не могу, я не пророк, не святой, я не знаю. Но я знаю одно, что если Россия не устоит в ближайшие несколько лет, то, несомненно, мир рухнет следом за ней. Он держится, конечно, не на каких-то газовых трубах, не на Западе, не на его внешней цивилизации несомненной, а на глубоком благочестии, которое есть в каких-то отдельных русских людях, молящихся и делающих еще очень важные дела. Очень важные дела для того, чтобы этот мир не рухнул. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)”.

Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка.
2013 г. Холст, масло.

По материалам сайта павел-рыженко.рф

– российский живописец, представитель «классического русского реализма», мастер исторической картины, заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени Грекова.

Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. Закончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, затем Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова.

С 1999 года преподавал в Российской академии живописи на кафедре композиции.

В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам.

В 2012 году Рыженко было присвоено звание “Заслуженный художник Российской Федерации”.

Диорама “Стояние на Угре”, последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Двадцатидвухметровая диорама была закончена незадолго до смерти художника. Павел Рыженко скоропостижно скончался 16 июля, 2014 года.

В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II…

Прощание Государя с войсками.

Главная тема в творчестве Павла Рыженко – историческая картина. По мнению живописца, обращение к прошлому позволяет найти ответы на вопросы настоящего.

Богатая палитра, реалистичность, детализация, передача достоверных событий через видение автора, масштабность полотен, говорят о таланте художника.

Невская битва (1240 г.) – один из ключевых моментов русской истории. Пример мужества, доблести, и веры русских войнов и простого народа, примкнувшего к боевой дружине Александра Невского, в тот тяжелый момент, когда шведская армия значительно превосходила русскую по числу воинов и вооружению.

Князь Александр Невский причислен к лику святых Русской православной церковью.

Царский указ. Малюта Скуратов.

Царский опричник, лютый палач, прославившийся своей беспредельной жестокостью, держит в руке царев указ. Отправляет его Царь Иван Грозный на верную смерть, на войну с ливонцами, где и суждено Малюте погибнуть, как простому солдату, во искупление тяжких грехов своих.

Тайна царева. Царь Федор Иоаннович.

Царь русский, как ни трудно ему было, мог в величии своей от Бога данной славы склониться к народу своему, как к котенку, и пожалеть его. И делали так цари наши, хоть и были среди них не только святые, но и терзаемые страстями, и грешники великие… Но все они любили свой народ, а не превозносились над ним.
Так, может быть, и нам не стоит уподобляться спесивым истуканам - боярам, а суметь увидеть величие в добре и снисхождении?

Фотография на память из триптихи “Русский век”.

Удар колокола. (№1 из триптиха “Покаяние”.

Триптих «Покаяние» о судьбе большевика, который из простого солдата революции становится комдивом, а из комдива - через горе утрат и переосмысление своей жизни - иноком-старцем.

Триптих “Покаяние”

“Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом.”- Павел Рыженко.

Светлая память великому художнику!!!

выкроить время. К сожалению, не все найденые в сети картины удалось идентифицировать, поэтому если отыщу недостающие названия, обязательно дополню текст.

Несколько последних лет я наслаждался работами этого художника. Друзья рассказывали, что он ещё сравнительно молод. «Это здорово», - думал я, «Сколько он ещё создаст прекрасных картин».

01. Выбор Веры


Помню, 15 октября прошлого года я как раз рассматривал его картины и подумал, "-Я же толком ничего о нём не знаю, интересно будет почитать". Набрал в поисковике "Павел Рыженко" и внезапно узнал, что почти три месяца назад, 16 июля 2014 года его не стало. С момента смерти художника прошло уже полгода, но всё равно не верится, что его нет. Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком. Я искренне считаю, что такие художники рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.

Всю свою недолгую жизнь человек самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти успел открыть музей-диораму " Стояние на Угре".

Павел Рыженко родился в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1988 по 1990 год отслужил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка».

С 1997 преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, кафедры архитектуры, затем - реставрации, затем композиции.

Всё это - сухие факты. К счастью, есть возможность почитать рассказ о себе самого Павла Рыженко. Он ниже.


"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя».

"Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ."

"Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно."


"Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."

"После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…"

"Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца."


"Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать»."

"Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной."

"Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых."

"Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси."


37. За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война)


38. Триптих "Наследник"


39.


40. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век»)


41. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век») фрагмент


42. Фотография на память (№2 из триптиха Русский век)


43. Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»)


44. Отречение


45. Ветеран

"Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас."


"Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?"

"Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."

Павел Рыженко



54. Братия


55. Зонтик


56. Зонтик (фрагмент, первоначальный вариант)


57. Прощание с конвоем (№1 из Триптиха «Царская Голгофа»)


58. Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение)


59. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2)


60. Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка


61. Афон (Есаул)


62. Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»)


63. Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»)


64. Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»)


65. Победитель


66. Как пришел солдат во родной дом


67.


68. Метеоры


69. Валаам


70.


71.