Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.


Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу. Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним. Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной...
Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Характеристика героя

Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

Поиски счастливого человека приводят странников поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» к порогу дома Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Счастливая жизнь

Описанию судьбы Матрены Тимофеевны посвящена глава «Крестьянка». Губернаторша, как называют ее крестьяне, радостно вспоминает детские годы, когда чувствовала себя свободной, счастливой, окруженной заботой.

Последующие события — череда несчастий. Замужняя жизнь полна унижений. Женщина выслушивает нарекания свекрови, считающей трудолюбивую невестку «сонливой», «дремливой». Терпит придирки заловки, побои мужа. Счастливым событием стало рождение сына Демушки. Только радость была недолгой. Уснул дед Савелий — погиб маленький мальчик.

Оправившись, Матрена продолжает жертвовать собой ради близких людей. Ложится под розги вместо сына Федотушки (ребенок пожалел щенную волчицу, скормив ей овцу). Спасает мужа от службы. Беременная, зимой отправляется просить помощи губернатора. Счастье женщины — преодоление испытаний судьбы.

Бабья притча

Не найти мужикам счастливую женщину, считает Матрена Тимофеевна. Ключ от женского счастья «заброшен», «потерян» гласит бабья притча. Ратниками божьими найдены только ключи, делающие крестьянку рабыней.

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».

К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!

» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению