Урок 89. Тема: Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста»

Цели урока:

1.Показать значение рассказа «Невеста»и «Дама с собачкой» в творчестве Чехова; дать представление о художественных особенностях произведения: расширить понятие о нравственных категориях.

2.Обучение анализу произведения.

3. Воспитание эстетического вкуса, бережного отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.

Ход урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа:
Слово учителя .
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского

о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества,- уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство-«реализм символизма или символизм реализма».


Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».


Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

2. Беседа с учащимися:


    • что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти накануне свадьбы ?


(Примерный ответ:

Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)


    • Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра »?


(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.


    • Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич ? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

3 . Сообщение учащихся об Андрее Андреевиче, Надином женихе . (Примерный ответ.

На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».

Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».

« О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф»!)


    Беседа с учащимися :


Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд ?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)


    Письменные ответы :

    Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

    Как меняется отношение Нади к окружающим людям?


Индивидуальное задание . Способна ли Надя любить по-настоящему?

- Выборочное чтение письменных ответов .


4 . Заключительная беседа с учащимися :

    что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?


    Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? (У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)


5. Слово учителя . На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

6. Беседа по тексту рассказа «Дама с собачкой»

Где происходят события, описанные в рассказе?

Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?

Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?

На чем строятся их семейные отношения?

С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?

2) Работа с текстом:

Какой «горький опыт» имел Гуров?

Какое впечатление Гуров производил на женщин?

Как о них отзывался?

Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»

С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?

Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

(« Что-то в ней есть жалкое всё-таки»)

Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

(По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.

Гуров – растерян (а ведь он опытен в делах с женщинами!)

Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)

Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

(ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)

Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.

(обратить внимание на богатый внутренний мир Гурова, в котором открывается его способность

Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).

Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.

(что случилось? Уже говорит себе о своей любви, хочет кому-то открыться)

Диалог с чиновником про «осетрину с душком» -

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ!

Всё его нутро отвергает существующий уклад его жизни – он хочет большего. Происходит перерождение героя. Понял, что ведет двойную жизнь: скрывает не только свой «роман», но и «настоящую человеческую жизнь».

Зачитайте эпизод от слов «Приехал он в С…» до «Он соображал…».

Расскажите про встречу героев в театре.

Опишите поведение Гурова в гостинице, когда Анна Сергеевна плачет.

(заказал чай! – символ дома, повседневности, покоя)

Слово учителя.

Чехов – тонкий психолог, мастер кратко и лаконично сказать о многом, о важном. Использовал такие приемы, как подтекст, художественная деталь, символ.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

Символ – условный знак, намек.

В рассказе «Дама с собачкой» можно проследить за возникновением подлинной, внутренней близости двух личностей, которую автор подчеркивал художественными деталями, символизирующими важное, существенное, характерное. Надеялся на вдумчивого читателя. Вспоминайте эпизоды: арбуз в Ялте и чай в Москве! От безразличия – к атмосфере домашней интимности, когда Гуров уже любит, понимает, поддерживает.

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

6. Обобщение материала:

Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».

(главное событие рассказа – перемена, которая происходит под влиянием любви. Дама с собачкой – символ того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине)

А какое название дали бы вы этому рассказу?

Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?

Слово учителя.

Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Такой финал называется открытым. Что хотел этим подчеркнуть Чехов?

Таким образом, можно подвести итог:

Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.

Судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.

Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека, приобретение истинного смысла жизни, желание людей уйти от тех правил, которые делают их несчастными. По Чехову – можно уважать людей за способность любить!

7. Домашнее задание на выбор:

«Дама с собачкой» — рассказ А.П. Чехова. Первые записи этого рассказа относятся к 1896 г. Впервые в Кисловодске в августе 1896 г. в записных книжках Чехова появляется название «Дама с мопсом», в 1897 г. — наброски к рассказу из жизни губернского города, затем замысел корректируется в сторону «курортного романа». Между тем осуществление замысла откладывалось, и только в 1899 г. рассказ был окончен и опубликован в XII книжке «Русской мысли». Впоследствии рассказ был включен во второе издание сочинений А.П. Чехова (приложение к журналу «Нива» за 1903 г.). В процессе подготовки нового варианта «Дамы с собачкой» Чехов во многом изменил образ главного героя — Дмитрия Гурова, снял некоторые черты циничного отношения к женщинам, показал его способность к высоким чувствам.

В основу этого общепризнанного шедевра Чехова положены некоторые обстоятельства его личной биографии. В частности, в рассказе нашел отражение факт пребывания Чехова с О.Л. Книппер в Ялте в 1899 г. и некоторые «интимные отголоски» их романа. Однажды встретил Чехов в Ялте и некую «даму с собачкой», дочь Е.А. Роггенбау, что в конечном счете дало название рассказу. Известны и другие прототипы персонажей «Дамы с собачкой».

Несмотря на то, что рассказ Чехова построен на конкретных узнаваемых деталях (сюда следует отнести документальность описаний Ялты, ее природы, достопримечательностей, отдельных зданий, набережной и проч.), изобилует точными наблюдениями и портретными зарисовками, он носит характер притчи и именно это, «экзистенциальное измерение» рассказа обеспечило ему широчайшее признание в мире. С другой стороны, рассказ является в определенном смысле кульминацией чеховских новелл «о любви», где, в частности, находят гармоничное разрешение многие противоречия его отношения к женщинам. Не случайно героиня рассказа, Анна Сергеевна фон Дидериц, нисколько не похожа ни на Ариадну, ни на героинь рассказов «Анна на шее», «Дочь Альбиона» — женские типы, иронически обрисованные Чеховым. В этом смысле «Дама с собачкой» является важным этапом духовной эволюции самого автора. В «Даме с собачкой» ярко проявилась способность зрелого Чехова не разделять и не противопоставлять житейски пошлое и романтически-возвышенное, но как бы являть их в неразрывном единстве жизненной правды: привыкший жить двойной жизнью, начинавший «от нечего делать» и по заведенному обычаю очередной курортный роман, Дмитрий Дмитриевич Гуров вряд ли задумывался о последствиях, перевернувших его представления о мире и о себе самом. (В.Б. Катаев обратил внимание на некоторое сходство самих типов Анны Сергеевны и Гурова с такими «вечными образами» мировой литературы, как Дон Жуан и Донна Анна). Изменение самооценки героя, нарастание отвращения к прежнему существованию обретает у Чехова емкую афористическую форму (напомним лишь известную реплику чиновника об осетрине с душком, услышанную Гуровым «в ответ» на свое искреннее признание в увлечении женщиной). В свою очередь обрисовка романа Гурова с Анной Сергеевной — романа «неправильного», запретного, тайного — несмотря на ноты возвышенного (мотив расставания перелетных птиц, «которых поймали и заставили жить в отдельных клетках», встречающийся и в других произведениях Чехова этого времени, в частности, « Трех сестрах»), нигде не отрывается от земли. Взгляд автора падает на недоеденный арбуз на столе после описания сцены первой физической близости, на серый забор дома, за которым живет Анна Сергеевна, и на надпись «ход в амфитеатр» в сцене неожиданной встречи в городе С. Мастерство Чехова сплавляет возвышенное и низменное воедино, придавая повествованию черты сказа: «Гуров ходил к ней, и никто в Москве не знал об этом».

Как и большинство произведений Чехова, рассказ не имеет благополучного финала. Герои, казалось бы, обретшие счастье, так и не находят ответ на всегдашний чеховский вопрос: как освободиться им, которых «судьба предназначила друг для друга», от нелепых «пут жизни». Любовь обнаруживает себя как длительное, всесторонне изменяющее человека испытание и труд души: «И обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Рассказ Чехова вызвал противоречивые оценки двух ближайших к Чехову современных писателей, М. Горького и Л.Н. Толстого. Горький писал: «Читал «Даму» вашу. Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм, и убьете Вы его скоро — насмерть, надолго... Дальше Вас — никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто и о таких простых вещах, как Вы это умеете». Толстой выразил несогласие с позицией автора, не разделяющего, по его мнению, добра и зла, и остающегося в отсутствии «ясного миросозерцания» под влиянием Ницше. Осуждением моральной позиции автора была занята и часть литературной критики (А.М. Скабический, Н.К. Михайловский). Однако целый ряд рецензентов объяснял беспощадность позиции автора тем, что «живой бог его необычайно высок» (А.С. Глинка), находя в рассказе черты «созревшего таланта» (А. Измайлов) и даже «таланта титанической мощи» (И. П-ский). Последний обнаруживал общее у рассказа Чехова с новеллой Мопассана «Лунный свет».

Чеховский рассказ вдохновил деятелей других искусств: в 1956 г. И. Хейфицем был поставлен по нему одноименный кинофильм с А. Баталовым и И. Саввиной в главных ролях, а в 1985 г. Р.К. Щедриным для М.М. Плисецкой был сочинен балет «Дама с собачкой», с успехом шедший на сцене Большого театра (Москва).

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.
Тема, изложенная в произведении проста - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю, как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.

Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства.

Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.

Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.
Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.
И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.
Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.
Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

В рассказе А. П.Чехова “Дама с собачкой” происходит постепенное расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, великая и хрупкая любовь.

Гуров, главный герой, внешне благополучен: у него есть и семья; и работа, да и сам жив-здоров. Но все это не жизнь — жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности. Любовь возвращает человека в мир духовности.

На курорте встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке. Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет. Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.

Гуров, полюбив, начинает осознавать красоту окружающего мира: когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. А как контрастирует описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в Москве!

Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”. И еще у меня долго не укладывалось в голове: “с вульгарною лорнеткой в руках.”, и это огромное настоящее чувство. Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни. В конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, что “до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. То есть самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две.

Образный анализ произведения А. Чехова «Дама с собачкой»

А. П. Чехов - писатель психологического жанра с романтическим уклоном. В своих произведениях он показывает устроенных людей, живущих эгоистичной жизнью самодовольных буржуа. Видимая сторона их бытия скрывает не богатый духовный мир, как любят повторять светские сластолюбцы, пытаясь угодить устоявшимся стереотипам. Это все напускное и искусственное состояние имеет в своей основе глубочайшее истощение подлинной духовности. Люди, привыкшие осознавать себя хозяевами жизни, перестали понимать смысл существования. Главными для них стали пустые разговоры о том же смысле бытия, поездки на воды, где можно позабавиться курортным романом, осознав вдруг, что раньше никогда не любил или не любила. Понятие "любовь" стало синонимом слова измена, потеряв свое изначальное содержание. Так называемые страсти стали желанным свойством курортных приключений.
В рассказе "Дама с собачкой" два главных героя - Анна Сергеевна и Гуров встречаются на отдыхе на морском побережье. Оба эти человека устали от скучной и надоевшей им жизни в большом городе. Семья и все, что связано с ответственностью и долгом, перестало восприниматься как святое и незыблемое. Европейские ценности вошли в плоть и кровь русского человека, рвущегося к идеям свободы, равенства и братства. Но, что самое парадоксальное, забыв о сути православия, наш соотечественник глубоко убежден в своем духовном превосходстве перед западным братом. И главная героиня считает себя таковой, уточняя Гурову, что немецкая фамилия мужа - это только происхождение, так как он православный. Но в тоже время, Анна Сергеевна может назвать своего мужа лакеем, ей ненавистен даже ученый значок, словно лакейский номер, который тот носит, в петлице. И бакены, и маленькая лысина стали ей ненавистны. А та "любовь", воспеваемая поэтами высокого слога, которой женщина воспылала к случайному курортному знакомому, Гурову, стала для нее настоящей нескучной жизнью.
Для Дмитрия Дмитриевича Гурова все женщины были представительницами "низшей расы". Ему было лет сорок, он был давно женат и имел трех детей. Но это все стало обузой и тяжкой долей. Жену давно не любил, часто ей изменял, и вообще считал недалекой. Поэтому поездки на курорт его увлекали приключениями с высокими порывами страсти и возбуждением "духовности".
И вот встречаются два человека, для которых все существование превратилось в нелепость, искривление реальности и скуку. Им только невдомек, что реальность существует помимо их. А все ощущения - это только извращенное представление не утружденного сознания. Их жизнь превратилась в бесконечную ложь, на которую обрекают себя люди, а не реальность. Отсутствие желания преодоления трудностей, претерпевания недостатков родных и близких, не говоря уже о посторонних людях, стали нелепостью и одиночеством. Жизнь ради удовольствий и получения всевозможных материальных благ - главный смысл не иначе, как животного состояния. А если такой представитель посещает рестораны, театры и разбирается в современных тенденциях, то это совершенно «духовно» богатый человек. Такое опасное фантазирование приводит Гурова к полному душевному тупику. После приезда в Москву, он не может забыть свою курортную пассию. Все окружающие раздражают и нервируют. Замечание товарища об осетрине во время его очередного воспоминания об Анне Сергеевне просто выводит Гурова из себя. Такая экстремальная не успокоенность и трагические переживания о своей несчастной судьбе заставляют лелеять собственный эгоизм, жалеть себя. Родные люди стали изгоями и отверженными из-за страсти и возросшей "духовности".
Как сам автор относится к подобным противоречиям, возникшим в современном "просвещенном" обществе, трудно сказать. Он описывает характеры и образ мышления того времени, жившего на переломе исторического мировоззрения. Возможно, инфантильная душевность, упадок семейных ценностей, гегемония пролетариата и прочие революции стали причиной трагедии, разразившейся вскоре в нашей стране.
Если многие образованные люди, а других сейчас нет, искренне считают страстные чувства и желания настоящей духовной жизнью, то что ждет тех, кто фактически подвержен животным инстинктам. Вот настоящая трагедия, преследующая человеческое общество, а не мнимые переживания по поводу курортного романа или еще какой-нибудь глупости. Мечтательность и воображение, приводящие человека к душевной пустоте, внутреннему ослеплению и глухоте, станут настоящими демонами, будоражащими бесчувственное сердце, озабоченное только эгоистичными намерениями. Такое сердце не способно к участию в беде, к жертвенности и милосердию. Гуров и Анна Сергеевна замкнулись друг на друге, страсть поглотила их. Это чувство - не богатство, как пытаются преподнести современному молодому поколению, а катастрофическое падение, разрушающее все, на чем зиждется человеческое общество.
Сам Гуров, провожая дочь в гимназию и разговаривая с ней, чувствовал свою двойственность. Ведь на самом деле он шел на свидание с молодой женщиной, и вынужденное лицемерие разрывало его душу. Ни он, ни его возлюбленная, также обманывавшая своего мужа, не были по-настоящему счастливы. Обоих мучило лживость положения, необходимость прятаться от людских глаз в номере гостиницы. Мужчина, видя свое отражение в зеркале, изумлялся, как он постарел. А в это время женское сердце разрывалось от надоевшей неопределенности, ведь любовь Гурова не распространялась далее жалости о появившейся на висках седины. Пока она тихо плакала, он спокойно заказал в номер стакан чая, решив подождать пока женщина успокоится. Но решение не было найдено, потому что обманом счастлив не будешь. Осталась лишь пустая мечтательность о новой и прекрасной жизни.
А. П. Чехов оставил финал рассказа недоговоренным. Писатель понимал, как и любой человек, двусмысленное положение своих героев, которое сама Анна Сергеевна определила "устаревшим" для образованного человека понятием - грехом.

За повседневными делами трудно заметить, как быстро летит время. Не успеешь оглянуться, а уже половина жизни оказалась позади. Какой же она была, эта половина? Сложно сказать, да и подумать некогда, ведь повседневные хлопоты сами себя не решат. В такие моменты хочется сделать что-то выходящее за установленные рамки. Как и в рассказе «Дама с собачкой», хочется, подобно главным героям, иметь свою тайную жизнь и хрупкое счастье, которое нужно беречь от общественных правил.

Время написания рассказа

Годы жизни Чехова припали на переломное для страны время. Россия конца 18-го - начала 19-го века представляла собой государство предреволюционных настроений. Люди, уставшие от вековых идей о том, «как нужно жить правильно», начали понимать, насколько незначительное место занимает человек. Он сам, его чувства и мысли никого не волнуют, главное, чтобы он поступал так, как предписано правилами. В рассказах Чехова много сказано об этом времени. Здесь есть и простое описание повседневности, и откровенная критика, и герои, которые хотели стать людьми, а не простыми винтиками слаженной, но уже заржавевшей системы.

Особенно стоит отметить произведение «Дама с собачкой» (автор А. П. Чехов.). Оно было написано в 1898 году, как раз в то время, когда устоявшаяся система доживала свои последние дни, а человек хотел начать жить по-настоящему.

Тема

Но пока революционные взгляды не превратились в открытое противостояние, люди жили как раньше. Все так же избавлялись от прозорливости бесчисленными повседневными хлопотами. Как и прежде, богатые отдыхали во Франции, а те, кому повезло меньше - в Ялте. Мужья изменяли женам, а владельцы гостиниц делали на этом деньги.

В рассказе Чехова основная тема, знакомая для большинства, - курортный роман. Но писатель не хотел создавать историю о простом мимолетном увлечении. Чехов на примере героев хочет показать читателю, как безнадежное положение, страх перед критикой и неспособность двигаться навстречу своему счастью рождают безнравственное, бесчувственное, пассивное и безучастное общество, которое видит в курортном романе тему очередной сплетни.

Общественные порядки устроены таким образом, что проще отказаться от любви, ведь чтобы быть с любимым человеком, придется пойти против народа, против устоявшихся взглядов и сражаться за свое настоящее, а не навязанное кем-то счастье.

Равнодушие

При анализе «Дамы с собачкой» можно заметить, что автор обращает внимание на равнодушное отношение человека к окружающим. К примеру, когда Гуров не смог держать в тайне свое знакомство с Анной Сергеевной, он говорит об этом своему партнеру. Тот на это никак не реагирует, лишь сев в сани, он говорит, что Дмитрий Дмитриевич Гуров был прав относительно осетрины с душком.

Это показывает, насколько слеп и глух партнер главного героя «Дамы с собачкой». К тому же у него напрочь отсутствует чувство такта. Ведь ни одни мужчина с хорошим воспитанием никогда не позволит себе ответить подобным образом на фразу о прекрасной даме.

Часть 1: Курортный роман

Анализ «Дамы с собачкой» показывает, что сам рассказ состоит из двух частей, которые связаны друг с другом. Изначально читатель знакомится с манерами поведения людей на курорте, вдали от наскучивших семей и обязанностей. Не выделяется из общей массы и Гуров, которому импонирует идея о мимолетной связи с прелестной незнакомкой. И только глубокий анализ «Дамы с собачкой» дает возможность понять, что Гурову не просто так захотелось познакомиться с кем-то, его желания имеют предпосылки. Как и поведение Анны Сергеевны.

Нелюбимая жена, нелюбимый муж - вот те причины, которые стали мотивом знакомства и близости. Недостача любви и острое чувство одиночества подтолкнули мужчину и женщину друг к другу.

Как соединялись сердца?

Возможно, нашему поколению не до конца понятно содержание «Дамы с собачкой». Ведь как можно было жить с тем, кого не любишь? Но в 19-м веке судьбы людей соединялись вне зависимости от того, любят они друг друга или нет. Причиной брака мог быть бизнес, обязанности перед обществом или договоренность между родителями будущих молодоженов. С разводом тоже все было не так просто - брак мог быть расторгнут только при наличии строго оговоренных условий.

Потому неглупо предположить, что А. П. Чехов в «Даме с собачкой» пытался показать, насколько такая позиция неправильная по отношению к человеку. Семья не должна строиться без взаимной любви и уважения, в противном случае это может привести к трагическим последствиям.

Часть 2: Положительные изменения

После встречи с Анной Сергеевной Дмитрий Дмитриевич понял, что только сейчас, когда его волос уже коснулась седина, он первый раз влюбился по-настоящему, словно мальчишка. А вместе с новым, неведомым доселе чувством пришло ясное понимание того, насколько бесцельно он прожигал свою жизнь. Бессмысленные игры в карты, разговоры об одном и том же, пьянство, никому не нужные дела. Все это отнимало так много времени, а вмести с ним - лучшие годы жизни. Гуров начинает осознавать, что в итоге ничего не остается, а жизнь превращается в нелепую бессмыслицу, от которой, однако, не сбежать.

Влюбившись, Гуров начинает меняться. Автор рассказа словно хочет сказать, что любовь может все, в этом, пожалуй, и заключена еще одна тема произведения «Дама с собачкой». Гуров перестает бесцельно прожигать жизнь, а становится человеком способным на сострадание, нежность, искренность.

Сюжетная линия

Рассказ Чехова «Дама с собачкой» начинается с описания экспозиции (набережной), и только потом идет завязка сюжета (появляется дама с собачкой). Спустя некоторое время с этой особой знакомится Дмитрий Дмитриевич Гуров, и они вместе начинают прогуливаться по набережной, посещать ботанический сад, да и просто проводить вместе все свободное время. Они привязываются друг к другу, хотя у Гурова для этого был свой мотив - курортный роман.

Спустя неделю после знакомства в номере Анны Сергеевны произошло «ее падение», как она изволила выразиться. По сути, на этом все должно закончиться, ведь именно так заканчивается каждый курортный роман. Но после этого они продолжили встречаться ежедневно на набережной и проводить совместный досуг.

Героям пришлось расстаться только после того, как пришла телеграмма от мужа Анны Сергеевны, в которой он просил ее вернуться. Немного позже и Гуров поехал назад в Москву.

Ломая стереотипы

Так и заканчиваются курортные романы: после нескольких ярких моментов, проведенных вместе, герои отправляются домой, и жизнь продолжает свой неизменный бег, а люди больше никогда не видятся. Так думал и Гуров.

Но вернувшись домой, он все еще не может забыть свою знакомую. Яркие воспоминания о проведенном вместе времени, словно тень, преследуют его. Гуров меняется внутренне и становится готовым к новой встрече со своей возлюбленной. На зимние праздники он едет в город С., где должна жить Анна Сергеевна. Гуров идет в театр с надеждой встретиться с ней.

Финал

Чехов описывает город С. как серое и унылое пристанище, в котором не выживают чистые и светлые чувства. Роковое стечение обстоятельств ставит героев перед выбором. Но невозможно превозмочь искренние и светлые чувства, поэтому Дмитрий и Анна решают продолжить свои встречи в московской гостинице.

Повествование заканчивается историями о том, как главные герои продолжают встречаться в Москве. По сути, это сложно назвать «счастливым концом» или закрытым финалом. В последнем абзаце рассказа Чехов предполагает, что в будущем встречи Анны и Дмитрия могут иметь развитие.

Техническая сторона

Анализ «Дамы с собачкой» показал, что это обычный рассказ - небольшой по объему и количеству описываемых явлений. Героями являются уже полностью сформировавшиеся личности, у которых есть устоявшийся взгляд на мир. История персонажей имеет свое начало и конец и наиболее емко раскрывает характер действующих лиц. Все действующие лица описаны «смазано», кроме главных героев.

На протяжении всего произведения автор использует литературный язык, показывая этим интеллигентность главных героев и принадлежность к «высшему обществу». Чтобы точно выразить переживания персонажей и их душевное состояние, Чехов применяет описание пейзажей.

О героях

При анализе «Дамы с собачкой» может сложиться впечатление, что никого из персонажей, кроме главных действующих лиц, в рассказе не существует. В этом есть доля правды. Автор специально выделил лишь двух героев, которые способны измениться под благотворным влиянием любви.

Чехов таким образом пытается акцентировать внимание на том, что люди в обществе не понимают друг друга, более того, они потеряли свои уникальные личности. Даже в огромной толпе сложно обнаружить присутствие человека. В рассказе описывается только два второстепенных персонажа - супруги Дмитрия и Анны. Они не обладают привлекательной внешностью или хорошим характером, к тому же они играют в этой истории отрицательных персонажей. «Дама с собачкой» - история об отношениях двух влюбленных.

Анна - невысокая блондинка с резковатым смехом, у нее серые глаза, изящная и тонкая шея. Но есть в ее образе, по словам Гурова, что-то «жалостливое». Стоит на нее посмотреть, как сразу возникает желание пожалеть и защитить. Дмитрий тоже обладает приятной внешностью, которая привлекает к нему женщин. К тому же это единственный герой истории, который подвержен изменениям. Только он в корне поменял свои взгляды на жизнь. Анна лишь приобрела немного больше сил и смелости для борьбы за свое счастье.

Перелетные птицы

События, что происходят в рассказе, длятся около года. За этот временной промежуток герои, словно перелетные птицы, успевают побывать в Ялте, Москве, городе С. и снова вернуться в Москву. Но даже находясь за сотни километров, они продолжали думать друг о друге.

Ханжеское настроение общественности не заставило Чехова пересмотреть свою работу. Он симпатизирует своим персонажам, что сложно не заметить при их описании. Автор игнорирует принятые условности, и сюжет его произведения движется по своему, еще никем не изведанному пути. Герои курортных романов не могут быть такими несчастными, более того, они не должны быть вместе после того, как вернутся с отдыха.

И Гуров вынужден вести двойную жизнь: одна из них явная и принятая обществом, другая - тайная, пропитана самолично заслуженным счастьем.

Автор не задается вопросом о том, какое будущее будет у этих героев. Может, их встречи скоро закончатся, не принеся ничего большего. Возможно, их осудит общество, а может, они уедут в другой город и начнут жить вместе, ни от кого не прячась. Чехову это неинтересно. Он просто пишет о том, как любовь меняет человека.

Антону Павловичу Чехову всегда удавалось создавать необычные произведения, в которых заложен глубокий смысл. Все зависит от человека, что открывает книгу знаменитого писателя. Если читателю интересно изучать жизнь, её законы, значит, мимо творчества Чехова он не смеет пройти мимо.

Рассказ, поднимающий проблему любви, это, несомненно, «Дама с собачкой», где влюбленными оказываются Анна Семеновна и Дмитрий Дмитриевич, знакомятся они на курорте. Примечательно то, что оба героя состоят в браке. У дамы с собачкой есть муж, которого она называет лакеем. Вышла героиня за него замуж чисто ради любопытства, так и не обретя истинное счастье. Видно, как за годы, что она прожила с мужем, радости и веселия в её жизни не было. Гуров же Дмитрий Дмитриевич не только женат, но и имеет трех детей, тем самым понимается, что тот в ответе за тех, кого он сотворил. Ведет персонаж обычную жизнь, крепких чувств к семье не питает. Но как только Анна Семеновна и Гуров встречаются, их, будто молнией, пронзает любовь. Счастье приходит в их обыденную и рутинную жизнь.

Главных героев такое чувство, как любовь, окрыляет, переворачивает жизнь. Получается, что Чехов показывает: любовь способна на многое. Она может изменить человека к лучшему, если чувства действительно взаимные. Когда есть тот, кто к тебе проявляет внимательность, заботу, теплоту, хочется начать не просто существовать, а жить! Так и герои, они обрели друг друга, но обязательства не ждут. У одного семья и дети, у другой свои дела. Дороги расходятся…

Но Дмитрий Дмитриевич осознает, как трудно ему без дамы с собачкой, ибо в ней он нашел то, что искал изначально: поддержку, внимательность, взаимность. Герой не выдерживает разлуки и едет к Анне Семеновне. Найдя ее, они договариваются о том, как видеться чаще, ибо накал чувств невозможно погасить.

Но в итоге, когда персонажи объединились, поняли, что есть друг у друга, Антон Павлович не показывает ясное будущее для героев. Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна считают, что обязательно «начнется новая, прекрасная жизнь», однако до этого момента ещё очень далеко… И неизвестно, что ждет персонажей дальше…

Чехов показывает нам, как важно любить здесь и сейчас, не откладывать чувства в долгий ящик. Если любить то, как в последний раз, не задумываясь о том, что будет завтра, через месяц, год. Главное понять: нельзя быть равнодушным существом. Обретя любовь, держись за неё, ибо потом, когда не останется ничего и придет конец, ты будешь жалеть о том, что не испробовал свежие чувства, не принял в своем сердце теплоту. Такую трагедию ни в коем случае не стоит допускать!

Анализ произведения Дама с собачкой 2

Кто только из писателей не затрагивал тему любви. Про любовь можно писать безконечно это вечная проблема возникающая между женщиной и мужчиной.

Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Дама с собачкой» написал про любовь, которая обречена на страдания и вот почему. Чехов повествует о мимолетном курортном романе, который перерос в любовь.

В начале девятнадцатого века интеллегенция предпочитала отдыхать на водах и на морском побережье. Сюжет развивается в Ялте. Сравнительно еще молодой мужчина Гуров приехал отдыхать. Он уже давно томился с нелюбимой женщиной. Она его раздражала тем, что старалась быть феминисткой, что по тому времени было модно. Так же она мало считалась с мнением своего супруга. Соответственно ни о каких нежных отношениях в этом случае не приходится. Он с этим смирился, но при любом удобном случае старался завязать ни к чему не обязывающие любовные отношения.

По соседству отдыхала дама, которая гуляла постоянно с собачкой. По ее внешнему виду было понятно, что она замужем, но не давно. Своим положением она тяготитсяи оставшись одна ждет чего-то хорошего и интересного, что сможет разнообразить ее жизнь. Мужчина с опытом сразу почувствует, что женщина не против отношений. События как всгда на курорте разворачивались стремительно. Гуров не ошибся, через неделю после знакомства он предложил Анне Сергеевне, так звали даму с собачкой посетить его номер, она согласилась. Дальнейшие события Дмитрия Гурова очень удивили, он никак не мог такого ожидать. В его любовной практике еще такого не было.

Анну Сергеевну не устраивала семейная жизнь, ей ненравился ее муж. Она не стала долго упираться и с радостью ответила на ухаживания Дмитрия. Как и полагается в курортных романах все происходит быстро. Для Гурова это обычная вещь он привык изменять жене, а для дамы с собачкой это оказалось настоящим стрессом, хотя на это она шла осознанно. Анне Сергеевне хотелось перемен, но когда они произошли, она понимает, что это не просто измена, а нравственное падение. Эти размышления вовсе не трогают грубую душу любовника, он просто удивляется мышлению очередной пассии.

Пришло время расстаться, но Дмитрий Гуров не смог забыть эту наивную женщину, его тянуло к ней и он стал искать с ней встречи. Самое интересное то, что именно с этой женщиной он понял что такое любовь. Оба они понимали, что самое сложное начинается теперь.

Антон Павлович Чехов в произведении описал не просто курортный роман, а куда могут завести отношения людей. Для того времени достаточно актуальная проблема. Рассказ произвел на читателей неизгладимое впечатление, его еще долго обсуждали в обществе.

Несколько интересных сочинений

    Тема «маленького человека» – одна из тем, характерных для русской литературы. К ней обращались многие писатели и поэты, в том числе и А.С. Пушкин. В «Станционном смотрителе» он рассказывает о Самсоне Вырине

    Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом.

  • Сочинение Пальчики оближешь со словами кофе какао желе суфле 4 класс

    Несколько дней назад, вечером, я возвращался домой. Было не очень поздно, но уже стемнело, на улицах зажглись фонари. Я шел по тому же пути, по которому хожу домой каждый день, поэтому не ожидал увидеть для себя, что-то новое.

  • Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

    Существует версия, что написать сказку по народным мотивам предложил Петру Ершову сам великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, возможно, написал поэтическое вступление к произведению.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.