Пожалуй, самая разрекламированная мужская личность в Вене — это Моцарт. Конфеты в виде шоколадных шариков, маленькие фигурки из полиэстера, китайского производства,изображающие музыканта в белом кудрявом паричке со скрипкой, салфетки, чашки, магниты, диски, куклы... этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому будучи в Вене про Моцарта вам будет напоминать все и вся;) Его образ будет преследовать повсюду, не удивляйтесь.;)Для истинных же почитателей этого музыкального гения в Вене существует, как минимум два места, куда следует заглянуть. Во-первых, это дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) (не путать с Домом Моцарта в Зальцбурге, где он родился) и во-вторых, могила Моцарта на кладбище Санкт Маркс (St. Marxer Freidhof). А теперь подробности...


Дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) находиться сразу же позади собора Св. Стефана, в Соборном переулке (или Домгассе (Domgasse)) в доме № 5, известном как «Дом Фигаро». Моцарт жил здесь с 1784 по 1787 г., здесь он написал «Женитьбу Фигаро». Сегодня в этой самой большой венской квартире композитора, единственной из сохранившихся, расположен Музей Моцарта. Кстати, он был вновь открыт после основательной реконструкции в 2006 г.

Как известно, до самой смерти (5 декабря 1791 г.) Моцарт жил в другом уже доме по адресу Rauhensteingasse 8 . Здесь были созданы его последние произведения: фортепианный концерт B- Dur KV 595, концерт для кларнета KV 622, части " Волшебной флейты", части " Реквиема". Здесь в Вене родился его шестой и последний ребенок- Franz Xavier.
Со смертью великого гения связано большое количество легенд. Вопрос о причине смерти Моцарта не разгадан по сегодняшний день. К сожалению, однозначного ответа на него нет. Очевидно одно - господин Сальери тут ни причем!
Но очевидно на сегодня только одно - Моцарт был похоронен на кладбище St. Marxer Freidhof, как у нас это называется, в «братской могиле», что соответствовало указу императора Иосифа II , который распорядился об общих захоронениях бедных жителей за чертой города. Только немногие из привилегированных удостаивались чести быть погребенными в отдельных фамильных захоронениях. Моцарт к ним не принадлежал, и немногие из его современников осознавали все величие его гения. На таких могилах не ставились кресты или надгробные плиты.

Когда через много лет попытались установить могилу, где был захоронен Моцарт, сделать это оказалось не просто. Могильщик уже умер, а такие захоронения использовались много раз. Примерное месторасположение могилы было установлено при помощи человека по имени Karl Hirsch. Будучи внуком известного капельмейстера, он приходил на могилу своего дедушки. Он знал, что рядом с ней находится могила Моцарта. По его словам было установлено примерное захоронение великого музыканта. Кстати, говорят, что к ладбищенские служители сами поставили памятник, собрав его по частям на других могилах. Кусок мраморной колонны и сиротливо присоединившийся к ней ангелок...

Кроме того, здесь погребено только тело великого композитора... голова его, или вернее, череп, храниться в музее, в Зальцбурге.

Отравил или не отравил Сальери Моцарта уже никто и никогда не узнает. Существует несколько самых разнообразных версий о его смерти вплоть до того, что он был отравлен женой Констанцией и её любовником. В заметке не планируется обсуждение этих версий. Постараюсь познакомить вас с тем, как развивались события уже после его смерти.


Легенда о том, что Моцарт был похоронен вместе с бродягами и нищими не соответствует действительности. Для таких категорий были предусмотрены бесплатные похороны.

Погребением Моцарта руководил его друг и покровитель, член масонской ложи барон Готфрид ван Свитен. Он заказал похороны по третьему разряду, который относился к одному из самых дешевых, но все же не бесплатному.

Такой разряд предполагал захоронение на кладбище Святого Марка в могиле, которая была рассчитана на четверых взрослых и двоих детей.

02. Когда-то кладбище Святого Марка находилось на окраине Вены, а сейчас оно окружено жилыми кварталами и найти его оказалось не такой простой задачей, но мы справились.

03. Моцарт был похоронен в декабре 1791 года, и его жена не присутствовала на похоронах, сославшись на болезнь. Через много лет Констанция объяснила свое отсутствие на погребении мужа суровой зимой, однако по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков.

04. Первое время могилу Моцарта посещали его друзья, ученики и композиторы, но постепенно её место затерялось. Через 17 лет после смерти Моцарта на его могилу впервые приехала жена, но точного места его захоронения найти уже не удалось.

05. Лишь в 1859 году был обнаружен план кладбища Святого Марка, по которому удалось определить примерное место его захоронения.

06. Тогда же на месте предполагаемого захоронения был установлен памятник работы фон Гассера. Но простоял он там недолго. Местные чиновники, которые не смогли принять участие в достойном захоронении великого композитора в 1791 году, решили перенести этот памятник на другое кладбище сто лет спустя.

07. Для того, чтобы в очередной раз не потерять место реального захоронения Моцарта смотритель кладбища соорудил из остатков надгробий временный памятник. Однако спустя какое-то время справедливость восторжествовала, и "Плачущий ангел" фон Гассера был возвращен на свое законное место.

08. Давайте посмотрим, куда пытались перенести памятник с могилы Моцарта. Для этого нам нужно сесть в трамвай и переместиться на Центральное кладбище Вены.

09. В отличии от кладбища Святого Марка, найти Центральное кладбище не составляет труда. Остановка трамвая расположена непосредственно перед входом на кладбище.

10. Слева от входа на кладбище находятся православные захоронения, но никого из наших известных соотечественников там нет. Церковь была закрыта.

11. Так почему же решено было перенести памятник Моцарту на Центральное кладбище?

12. Дело в том, что в начале XIX века начинает резко возрастать статус музыкантов в обществе. Похороны Бетховена в 1827 году проходили уже совершенно в другой обстановке. Он бы похоронен на новом Центральном кладбище Вены.

13. К 1891 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти Моцарта, на Центральном кладбище уже сформировался "музыкальный уголок", где были похоронены композиторы мировой известности.

14. Памятник Моцарту был установлен в окружении могил Бетховена, Шуберта, Штрауса, Шуберта и Сальери.

15. Интересно, что на кладбище Святого Марка мы были одни. На Центральном кладбище посетителей тоже было немного. В "музыкальном уголке" встретили китаянку, которая попросила меня сфотографировать её напротив памятника Бетховену.

16. В заключение можно сказать, что точное место захоронение великого композитора так и осталось неизвестно, однако поклонники его творчества имеют возможность возложить цветы к обоим памятникам.

Посещение Вены состоялось в ноябре 2017 года. Ожидается ещё несколько заметок по результатам этой поездки.

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Центральное кладбище в Вене или кладбище святого Марка уже давно и прочно вошло в список достопримечательностей города и места, обязательного к посещению. Сюда стоит поехать по многим причинам. Во-первых, месторасположение. 11-й округ Вены – смесь турецкого и арабского колорита на европейском фоне. Маленькие китайские магазинчики, наполненные мишурой, могут порадовать какой-нибудь сувенирной безделушкой.

Во-вторых, кладбище является вторым по величине в Европе. Приведу лишь цифры – 3 миллиона захоронений. Это место уже давно превратилось в огромный парк со старыми могучими деревьями, ровными дорожками, посыпанными гравием, полянками, клумбами, с разгуливающими косулями, прыгающими белками. В-третьих, здесь лежат очень почтенные люди, знаменитые на весь мир.

Таким образом, даже если вы не тафофил (любитель кладбищ), стоит сюда заглянуть. У центральных ворот №2 можно получить отпечатанную план-карту. На большом стенде по участкам расписаны захоронения – еврейские, буддистские, католические, православные, болгарские, сербские и многие другие. Места хватает всем вне зависимости от религиозных убеждений, рода занятий и национальности.

Музыкальная аллея

Самые живописные памятники находятся вдоль главной аллеи. На участке композиторов можно стоять около каждого памятника, любоваться скульптурами, здороваясь с каждым. Здесь и Людвиг Бетховен с красивой золотой пчелкой (символ масонов) на обелиске. Как не вспомнить, что в день похорон этого великого человека в Вене были закрыты все учебные заведения в знак почтения к композитору. За его гробом шли двести тысяч человек. Здесь же рядом и могила Иоганна Брамса. И другого Иоганна – Штрауса, которого венцы окрестили королем вальсов. И Штрауса-отца. В самом центре этого участка находится символическое захоронение Моцарта. Ведь когда-то он был брошен в братскую могилу для нищих. Поэтому точное место неизвестно.

Иногда здесь можно попасть на концерт, ведь сюда часто приходят музыканты поклониться учителям и кумирам. Поэтому Венское кладбище называют «музыкальным» кладбищем Европы.

Кстати, могила Сальери тоже на этом кладбище, только находится у одной из оград.

Иногда по кладбищу ездит автобус, развозит по участкам. Но можно передвигаться и на фиакрах. Достаточно заказать экскурсию. Выглядит весьма романтично. Катится по кладбищу фиакр, возничий (или как его назвать, не знаю) машет кнутом, показывая по сторонам.

Православная часть

На кладбище есть и небольшая Православная Церковь. Вокруг могилки с русскими надписями, с «ятями». Лежат себе рядком целые семейства.

По кладбищу гуляют не только туристы, но на аллейках можно встретить и целые семейные группы. Воздух здесь чист, на ветвях распевают птицы, белки, сидя на мраморных или гранитных плитах, чинно грызут орешки. Готовые зарисовки к сельским пасторалям.



Кладбище Святого Марка изначально предназначалось для бедных горожан и даже название своё получило от близлежащей богадельни. На кладбище есть могила Вольфганга Моцарта. Сегодня это романтичный каштановый парк с уникальными старинными захоронениями.

Изначально кладбище Святого Марка (Sankt Marxer Friedhof) считалось непрестижным. Оно предназначалось для бедных горожан и даже название своё получило от близлежащей богадельни.

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов.

В XIX веке Вена расширилась, кладбище вошло в её территорию. Здесь уже хоронили не только бедных простолюдинов, но и людей других сословий — в том числе и дворян. К именам покойных на плитах добавлялись названия профессий и, зачастую, определение «бюргерский». Большая часть здешних захоронений принадлежат эпохе бидермайера.

Религиозных различий в то время на кладбище не было – католиков хоронили рядом с протестантами, рядом могли покоиться православные и иудеи. Здесь есть немало русских могил — надписи на них, зачастую, стёрты.

Могилы периода 1784-1874 гг. очень живописны. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) — греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть могила Вольфганга Моцарта . Это захоронение – символическое. Никто не знает точно, где покоится прах великого композитора. Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками. Даже вдова композитора не смогла найти место его упокоения и проститься с мужем.

В 1859 году был найден план захоронений. По нему определили примерное расположение последнего пристанища Моцарта. На выбранной могиле поставили мраморный памятник по проекту Гассера . (Его пытались перенести в Музыкальный уголок Центрального кладбища, но позже вернули на прежнее место.)

После открытия Центрального кладбища в Вене, кладбище Святого Марка было закрыто. Постепенно оно превратилось в романтичный каштановый парк с уникальными старинными захоронениями. Здесь повсюду упавшие обелиски, мраморные распятия и печальные ангелы. Захоронения запрещены с 1874 года. С 1937 года сюда допускают туристов.

Кладбище Святого Марка (Sankt Marxer Friedhof)
Leberstraße 6-8 1030 Wien, Österreich
wien.gv.at‎

Ехать до остановки Грасбергергассе‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.