2. Жанр «Бедной Лизы»:

А) очерк; Б) повесть;

В) рассказ.

5. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

А) описывая их внешность;

Б) с иронией;

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

В) передают настроение Лизы.

Тест. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»:

А) очерк; Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать; Б) Эраст; В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования; Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»; В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая; Б) обездоленная; В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

В русской литературе имеется множество авторов, которые писали свои работы в разном стиле, используя особенности и богатство русского языка. Несмотря на то, что большинство писателей придерживались существующих канонов, не выходя за рамки принятых стандартов, были и такие, что выступали новаторами, даря читателям произведения совершенно другого направления. Например, новатором в литературе можно назвать Николая Михайловича Карамзина. В чем же заключается новаторство в творчестве данного писателя? Ответить на этот вопрос несложно, достаточно познакомиться с произведениями его современников и сравнить их с работами Карамзина, что мы и сделали на одном из уроков литературы.

В чем заключается новаторство Карамзина

Изучив повести автора, мы можем ответить на вопрос, в чем же заключается его новаторство. Оказывается, до Карамзина писатели в своих произведениях никогда не затрагивали чувств своих героев, их внутренний мир, в то время как Карамзин наделяет героев чувствительной натурой. Его герои умеют анализировать свои ощущения. Такие работы были в диковинку для читателей восемнадцатого века, которые привыкли к строгому классицизму. Карамзин же, в свои работы привнес сентиментализм. Так, произведение рассказывает о бедной крестьянке и ее любви. История о том, как она была соблазнена, брошена, история ее самоубийства, становится настоящей сенсацией в литературе 18 века. Повесть потрясла публику своей новаторской стороной, где герои оказались чувственными натурами. При этом новаторством Карамзина в Бедной Лизе явилось и то, что писатель впервые открывает тему женской судьбы. И Карамзину удалось показать, что и крестьянки имеют душу, чувства, и умеют любить. Да и в остальных работах Карамзину удается раскрыть внутренний мир своих героев, создавая образы чувствительных людей. Сам же рассказчик относится к персонажам с сочувствием, выражая свои эмоции по отношению к главным героям произведений.

Новаторским был и язык повествования в повестях Карамзина. Он был приближен к разговорным речам образованных людей, где местами прослеживалась и простота разговора, что делало работы писателя ясными и легкими. С помощью сравнений и других приемов Карамзину удается лучше передать чувственный мир людей и их внутренние переживания. После Карамзина с помощью естественного языка начинает говорить вся литература девятнадцатого века. В этом и заключается новаторство Карамзина, которое проявилось в его произведениях.

Тест. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»:

А) очерк; Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и

чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце

светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать; Б) Эраст; В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования; Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»; В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая; Б) обездоленная; В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

Контрольная работа по балладам.

Выполнил (а)______________________________
Выберите признаки баллады:


  1. Прозаическая форма.

  2. Стихотворная форма.

  3. Есть сюжет

  4. Происходят волшебные превращения

  5. Главный герой – богатырь

  6. Может быть трагический финал

  7. Добро побеждает зло

  8. Действие часто переносится в старинное время.

  9. Действуют животные, под маской которых скрываются люди

  10. Используется гипербола

  11. Описывается правление русских князей.

  12. Присутствует таинственность, мистика.

  13. Есть диалог.

  14. Герою помогает волшебный помощник.

  15. Используется юмор.
Задание с развёрнутым ответом:

В чём проявилось мастерство В.А. Жуковского в балладе «Светлана»? Как он вызывает у читателя настроение таинственности, страха, радости?

Ответить на вопросы:


  1. В каком образе является Светлане "ангел-утешитель"?

  2. Что Светлану "страшит" в ее сне?

  3. Как раскрывается тема гадания в балладе?

  4. Назови пять фольклорных элементов, использованных автором.

  5. Каковы жанровые черты баллады Жуковского?

  6. Основные идеи баллады

  7. Какие черты характера Светланы создают ее романтический образ?

  8. Какую роль играет в балладе цвет?

  9. В каком месте Светлана переживает наиболее сильные чувства?

  10. Какое и кому дает наставление автор в эпилоге?

Тест по литературе «Карамзин Н.М. Бедная Лиза»

Начало формы

1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

1) рассказ
2) роман
3) повесть
4) поэма

3. Укажите главную тему произведения.

1) тема любви
2) тема природы
3) тема предательства
4) тема материнства

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

1) в Петербурге и его предместье
2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье
4) в Воронеже и его предместье

5. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная
2) безграничная
3) случайная
4) героиня не любила Эраста

6. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?

1) надёжной
2) сильной
3) ничтожной
4) не способной выдержать испытания

1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

8. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

1) презирает его
2) осуждает предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

9. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

10. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

1) несчастная
2) нищая
3) обездоленная
4) безденежная

11. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?

1) «лишний человек»
2) «маленький человек»
3) резонёр
4) «обиженные и оскорблённые»

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


  1. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
а) автора;

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринёва;

а) композиции

б) эпиграфов

д) выбора героя

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй

б) граф Миних

в) Григорий Орлов

г) Екатерина первая

д) Елизавета первая

е) Екатерина вторая

4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.

б) портрет

в) эпиграфы

г) речевая характеристика

д) отношение других персонажей

е) вставные элементы

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

а) единственный женский персонаж повести

б) стоит в центре сюжета

в) носительница высокой нравственности и чести

г) дочь погибшего русского офицера

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

а) характеризует Гринёва

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва

г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй

в) Петруше Гринёву

д) Савельичу

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачёв 1) оренбургские генералы

б) Швабрин 2) Екатерина вторая

в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины г) песни

б) загадки д) пословицы, поговорки

в) сказки е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-

спросил он ласково». (А.Сумароков)

а) «Суд» г) «Незваный гость»

б) «Арест» д) «Мятежная слобода»

в) «Приступ»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а)проблема любви

б)проблема чести, долга и милосердия

в)проблема роли народа в развитии общества

г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич?

а)забитым, безгласным крепостным

б)послушным, рабски преданным своим господам

в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Отметить верное суждение. Литературный характер – это…

а)образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени

б)художественное изображение человека

в)персональные черты, присущие герою

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а)путь, дорога д)кинжал

б)могила е)виселица

в)буря, буран

г)орёл, ворон

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

а)ум, сметливость

б)лень, бездеятельность

в)удальство, широта натуры

г)склонность к пьянству

д)память на добро, благодарность

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а)Марии Мироновой

б)Василисы Егоровны

в)Екатерины второй

г)Авдотьи Васильевны

Тест по литературе «Пушкин А.С. Капитанская дочка» №1 для 8 класса

Начало формы

1. Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?

1) после того, как ему исполнилось 18 лет
2) после того, как ему исполнилось 16 лет
3) ещё до рождения
4) сразу после рождения

2. Кем приходился герою Савельич?

1) родным отцом
2) крестным отцом
3) дядькой
4) другом

3. За что Бопре был разжалован отцом Гринёва?

1) он не имел диплома учителя
2) не знал никаких наук
3) много спал и пил
4) волочился за женщинами

4. О ком идет речь?

«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

1) Петр Гринёв
2) Алексей Швабрин
3) Зурин
4) француз Бопре

5. Узнайте героя по описанию.

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

1) Емельян Пугачёв
2) Савельич
3) Алексей Швабрин
4) Зурин

6. Узнай героя по описанию.

«…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

1) Зурин
2) Алексей Швабрин
3) Емельян Пугачёв
4) капитан Миронов

7. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

1) интерьер
2) пейзаж
3) ремарка
4) портрет

8. Как называется приём, используемый автором в приведённом ниже отрывке?

«Я вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

1) пейзаж
2) портрет
3) интерьер
4) символ

9. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа ко всему произведению?

1) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём.
2) Сторона ль моя, сторонушка. Сторона незнакомая!
3) Береги честь смолоду.
4) Береги платье снову, а честь смолоду.

10. Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»? Укажите неверное утверждение.

1) Маша – человек сильной воли. На её долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала.
2) Капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
3) Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную.
4) Маша – самый важный герой в произведении.

Конец формы

1 вариант


  1. Укажите годы жизни Пушкина
А) 1798-1837 в) 1799-1837

Б) 1801-1837 г) 1799-1835

3) Укажите, какой факт не относится к биографии Пушкина

А) Участвовал в литературном обществе «Арзамас»

Б) Издавал журнал «Современник»

В) Планировал написать «Историю Украины»

Г) Погиб в результате дуэли с поклонником своей жены

4) К какому жанру относится «Песнь о вещем Олеге»

А) Песнь в) Баллада

Б) поэма г) ода

5) «Песнь о вещем Олеге» написана

А) в годы обучения в Царскосельском лицее

В) во время «Болдинской осени»

6) Кому собирался отомстить вещий Олег

А) печенегам в) половцам

Б) хазарам г) татарам

7) Кто присутствовал на «тризне плачевной Олега»

А) Игорь В) Ольга

Б) Владимир г) Святослав

8) С кем воевал Петр в «Полтаве»

А) с немцами В) с англичанами

Б) со шведами г) с литовцами

9) Какое первоначальное название было у поэмы

А) «Полтавский бой» в) «Мазепа»

Б) «Петр» г) «Кочубей»

10) Какой прием использует Пушкин в сравнении Петра и Карла

А) аллегория В) контраст

Б) метафора г) олицетворение

12) Сколько раз Григорий видит один и тот же сон

А) 4 раза в) 3 раза

Б) 2 раза г) 5 раз

13) О чем просит Пимена Григорий, проснувшись

А) помолиться за него В) благословить его

Б) помочь ему спрятаться г) помочь ему бежать

14) Сколько убийц было поймано сразу после убийства Димитрия

А) двое в) пятеро

Б) трое г) один

15) Укажите, какая пословица служит эпиграфом к повести

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

а) «Назвался груздем -полезай в кузов»

Б) «Береги честь смолоду»

В) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

Г) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

16) Петр Грине был записан на военную службу

А) по достижении совершеннолетия

Б) в 14 лет

Г) до рождения

17) Как звали воспитателя и верного спутника Гринева

А) Семёныч В) Степаныч

Б) Савельич г) Архипыч

18) Сообщение оо участии Гринева в дуэли его родители получили от

А) Савельича в) Маши Мироновой

Б) Швабрина г) капитана Миронова

19) Как повел себя Швабрин после захвата крепости

А) откупился

Б) перешёл на сторону Пугачева

В) сбежал из крепости

Г) спрятался в дома попадьи

20) Укажите название любимой песни Пугачева

А) «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

Б) «Дубинушка»

В) «Вниз по матушке по Волге»

Г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»

А) Степан Разин и Александр I

Б) Емельян Пугачев и Екатерина II

В) Екатерина II и Степан Разин

Г) Николай I и Емельян Пугачев

В 1 На берегу какой реки лежали кости коня Олега?

В 2 Какого цвета были мундиры у армии противника Петра (по поэме «Полтава»)

В 3 В каком городе находился Пимен в момент смерти царевича Димитрия

(по трагедии «Борис Годунов»)

В 4 К какой главе повести «Капитанская дочка» в качестве

эпиграфа взята поговорка «Мирская молва - морская волна»

Тест по творчеству А.С.Пушкина

2 вариант


  1. В каком городе родился А.С.Пушкин
А) Москва Б) В Киеве В) Петербург г) Ярославле

2) Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея

3) Укажите, какой факт не относится в биографии А.С.Пушкина

А) Написал «Историю пугачевского бунта»

Б) участвовал в восстании декабристов

В) Учился в Царскосельском лицее

Г) Погиб от руки поклонника жены.

4) В основу «Песни о вещем Олеге» лежит сюжет, заимствованный

А) из «Жития Сергия Радонежского»

Б) из «Поучения Владимира Мономаха»

В) из «Слова о полку Игореве»

Г) из «Повести временных лет»

Б) поэтическим передовом древнерусского текста

В) частью большого произведения А.С.Пушкина

Г) самостоятельным литературным произведением

6) Что предлагал Олег в награду, когда просил предсказателя

о пророчестве

А) коня Б) деньги В) исполнения любого желания

Г) перстень

7) Когда Олег вспомнил о своем коне

А) в бою Б) на берегу реки В) на пиру

Г) встретив снова предсказателя

8) Какое первоначальное название было у поэмы «Полтава»

А) «Полтавский бой» Б) «Мазепа» в) «Петр» г) «Кочубей»

9) Кто возглавлял войско противника в «Полтаве»

А) Наполеон Б) Карл XII в) Вильгельм II Г) Фридрих II

10) В чью честь поднимал на пиру «заздравный кубок» Петр

А) за своих друзей В) за врагов

Б) за своих учителей г) за себя

11) Трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил памяти

А) Н.М.Карамзина В) В.К. Тредиаковского

Б) Г.Р.Державина г) М.В.Ломоносова

12) Где разворачивается сцена беседы Григория и Пимена

А) В Киево-Печерском монастыре

Б) В Чудовом монастыре

В) В Троице-Сергиевой Лавре

Г) В Выдубицком монастыре

13) При каком правителе, по словам Пимена, Русь

«утешилась во славе безмятежной»?

А) при Иване Грозном В) при Федоре

Б) при Василии III Г) при Иване III

14) Что советует Пимен Григорию

А) смирять себя постом в) не прекращать борьбу

Б) уйти в монахи г) собрать войско против Бориса

15) Петра Гринева решили отправить на военную службу

По достижении им

А) 16 лет б) 20 лет в) 18 лет г) 22 года

6) Укажите, какая печатная продукция» всегда имела сильное

влияние» на Андрея Петровича Гринева

а) «Домострой» В) «Придворный календарь»

б) «Псалтырь» г) «Юности честное зерцало»

17) Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения

русского выражения

а) «Береги честь смолоду»

б) «Держать в ежовых рукавицах»

в) «Работать спустя рукава»

Г) « От тюрьмы и от сумы не зарекайся»

18) Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина

А) Карточный долг

Б) Нечестная игра в бильярд

В) Переход Швабрина на сторону Пугачева

Г) Оскорбление, нанесенное Маше Мироновой

19) Почему Гринев был заключен под стражу

А) Пугачев сообщил, что Гринев- его шпион

Б) его оговорил Швабрин

В) самовольно отлучился из Оренбурга

Г) Его оболгали неизвестные ему перебежчики

20) Укажите, какую пословицу на страницах повести

употребляет Пугачев

А) «Господь не выдаст - свинья не съест

Б) «Долг платежом красен»

В) «Конь о четырех ногах, да спотыкается»

Г) «С паршивой овцы хоть шерсти клок»

21) Какие исторические персонажи действуют в повести

А) Степан Разин и Александр I В) Екатерина II и Степан Разин

Б) Емельян Пугачев и Екатерина II Г) Николай I и Емельян Пугачев
В 1 На воротах какого города Олег прибил свой щит

В 2 В какое время дня начался Полтавский бой

В 3 Кто жил в келье Пимена до него

В 4 Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую

рассказал Пугачев Гриневу

Выполнил(а)

Итоговый тест по литературе 8 класс

1 вариант




  1. Расскажите об особенностях развития УНТ (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  2. Творческое задание:

2 вариант


  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Древнерусской литературы (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое задание:

  5. Мини-сочинение на тему: «Мой любимый герой» (за курс 8 класса)

3 вариант


  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Литературы 18 века (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое задание:

  5. Мини-сочинение на тему: «Мой любимый герой» (за курс 8 класса)

4 вариант


  1. Назовите роды и соответствующие им жанры литературы

  2. Перечислите основные разделы развития литературы

  3. Расскажите об особенностях развития Литературы 19 века (особенности возникновения, жанры, авторы, основные произведения)

  4. Творческое задание:

  5. Мини-сочинение на тему: «Мой любимый герой» (за курс 8 класса)

Тесты по литературе для 8 класса (входящий контроль).

Тест №1.


  1. Какое определение фольклора кажется вам наиболее полным?
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы;

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского;

а) поэт; в) певец-сказатель;

б) летописец; г) народ;

4. Назовите виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора.

а) архитектура; в) танец;

б) живопись; г) литература;

5. Что такое загадка?

а) детская игра; в) короткий рассказ с остроумным концом;

б) фольклорный жанр; г) образное сочетание слов;

6.Какое стихотворение принесло известность М.Ю. Лермонтову?

а) «Парус»; б) «Дума»;

в) «Бородино»; г) «Смерть поэта»;

15. Кто был самым близким другом А.С. Пушкина?

а) К. Данзас; б) И. Пущин;

в) П. Юдин; г) А. Илличевский;

16. Где находился Лицей, в котором учился А.С. Пушкин?

а) в Москве; б) в Петербурге;

в) в Царском селе; г) в Михайловском;

17. Как звали героиню из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

а) Настя; б) Лиза;

в) Ольга; г) Катерина;

18. Как называется сборник, куда вошёл рассказ «Бежин луг»?

а) «Записки путешественника»; б) «Записки рыбака»;

в) «Записки охотника»; г) «Записки Тургенева».

Проверочная работа по зарубежной литературе
Дать развернутые ответы на вопросы:


    1. Композиция комедии Данте. Символика чисел в комедии.

    2. Дайте определение сонета. Строение сонета.

    3. В чем заключается гуманизм Франсуа Рабле?

    4. Главные герои романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    5. Шекспировский вопрос.

    6. Внешний и внутренний конфликт героя трагедии Шекспира «Гамлет».

    7. Вечные образы романа Сервантеса «Дон Кихот».

    8. Театр эпохи классицизма.

    9. Композиция романа «Путешествие Гулливера».

    10. Главная идея романа «Путешествие Гулливера».

    11. История создания романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

    12. Образ главного героя романа Гете «Страдания юного Вертера».

    13. Образная антитеза Фауст – Маргарита в трагедии Гете «Фауст».

Эстетические принципы Карамзина, легшие в основу его прозы, нашли отражение и в программных произведениях, и в теоретических статьях писателя. По мнению Карамзина, чувство, а не рационалистическое задание, свойственное поэтике классицизма, должно преобладать в литературном произведении. Изображая жизнь человека со всеми ее радостями и горестями, передавая его интимные переживания, писатель должен уметь «трогать наше сердце», «наполнять его горестными или сладостными чувствами», вести читателя к нравственному совершенству.

Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.

Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, Карамзин опирался и на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувствительность, психологизм и тонкое понимание природы. Однако критика Руссо лжепросвещенного абсолютизма и его революционные проповеди были чужды Карамзину. «Руссоизм» стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики» Умеренный либерализм, стремление социальные вопросы решать в морально-этическом плане, стремление достичь «всеобщего блага» путем постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.

Окружающая действительность, объективный мир преломлялись через призму авторского, субъективного «я» писателя. Карамзин считал, что только истинно гуманный человек, способный сострадать чужим несчастьям, может браться за перо. Писатель утверждал, что только приятное, «изящное в действительности достойно изображения, ибо только оно способно доставить читателю эстетическое наслаждение.

Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык - проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к анализу любовных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы.

Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести «Бедная Лиза» было утверждение писателя «и крестьянки любить умеют». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно-эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян. Лиза, подобно героиням сентиментальных идиллий, живет в хижине.

Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия. Читатели повести поверили в достоверность рассказа, и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.

Успех прозаических произведений Карамзина в значительной степени зависел от стилистической реформы писателя. Левин, говоря о лексике Карамзина, пишет: «Стилистическая окраска слова здесь не определяется предметом, а накладывается на предмет, поэтизирует его - и нередко чем ближе предмет к бытовой жизни, тем менее поэтичен он сам по себе, тем необходимей оказывается поэтизация его при помощи отображенного слова».

В чем же сущность литературной реформы Карамзина? Стремясь создать новый русский литературный язык взамен принятых классицизмом трех «штилей», Карамзин ставил своей задачей приблизить литературный язык к языку разговорному. Он считал, что любые идеи и «даже обыкновенные мысли» можно выражать ясно и «приятно».

Карамзин выдвинул требование - писать «как говорят», но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счет усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения. Карамзин внес много новых слов: влюбленность, человечный, общественность, промышленность и др., которые остались и обогатили словарный состав русского языка.

Он стремится создать единый слог «для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут». И в противоположность Тредиаковскому Карамзин осуществляет это. Он освобождает лексику от излишней книжности, замечательно упрощает синтаксис, создаёт логически и вместе с тем лёгкий, изящный, одинаково удобный и в произношении и на письме «новый слог». Всё это имело очень важные последствия. «Слог его изумил всех читателей, подействовал на них, как удар электрический»,- пишет по горячим следам Н. И. Греч. «Схоластическая величавость, полуславянская, полулатинская,- замечает Пушкин о Ломоносовском языке,- сделалась было необходимостью: к счастью Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка - в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого

Недостатком реформы литературного языка Карамзина был отход от сближения русского литературного языка с языком простого народа. Ограниченность реформы Карамзина была связана с тем, что язык его был далек от народной основы. Это сумел понять и исправить Пушкин. Вместе с тем заслугой Карамзина явилось стремление, осуществленное им в своей литературной практике, к расширению границ литературного языка, освобождению его от архаизмов, сближению литературного языка с живой разговорной речью образованного общества.