Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.

Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.

Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.

Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:

  • иконографию;
  • символизм;
  • гармоничность.

Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.

Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.

История картины

Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.

Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.

Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.

Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.

Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.

Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.

Описание картины «Рождение Венеры»

Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.

Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.

Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.


Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.

Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.

Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.

Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.

Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.

Категория

C середины XVI века картина вместе с "Весной" находилась на вилле Кастелло.

Большинство картин Боттичелли с изображением обнаженных женщин, о которых пишет Вазари, погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы. «Рождение Венеры» - одна из таких немногочисленных картин сохранившаяся до наших дней.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли, несколькими годами позже" Весны". Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера.

На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент. Афродитa Урания - небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду ("Теогония", 188-200), Венера родилась из моря - из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (САТУРН), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением Бога западного ветра - Зефира. Выходит она на Пафосе (на Кипре) - одном из главных мест почитания ее, культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит "пена". По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души. Идею картины часто связывают также со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи:

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды проплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом, с людьми несходная, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали б: море истинное тут.
И раковина с пеной - как живые,
И видно - блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии

Годы создания: 1482-1486
Техника: Темпера, холст
Размеры полотна: 172,5 х 278,5 сантиметров
Место хранения: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина «Рождение Венеры » представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Её подгоняет западный ветер, источник которого - бог Зефир, изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Его дыхание наполняет ветер цветами. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица - древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло - покровительствовала весне, поэтому именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.

Мифологическая справка:

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена, из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отсюда пошло второе имя богини - Пенорождённая. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь»

«Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун

По факту, в картине «Рождение Венеры » Боттичелли синтезировал христианство и язычество. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте - как духовной, так и телесной. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. «Душа её - суть Любовь и Милосердие, глаза её - Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие, ноги - Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.

Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Девушку считали первой красавицей эпохи Возрождения во Флоренции. Её называли Несравненной и Прекрасной.

В 1987-м году картину отреставрировали, сняли слой потемневшего лака времён Боттичелли. В основе лака был яичный желток, что надёжно законсервировало работу и сохранило её до наших дней. После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Рождение Венеры

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Сандро Боттичелли Рождение Венеры

    Дневник одного Гения. Сандро Боттичелли. Часть I. Diary of a Genius. Sandro Botticelli. Part I.

    Боттичелли, Весна

    Субтитры

    Мы в Уффици, смотрим на «Рождение Венеры» Боттичелли. Это, конечно, одна из самых знаковых картин в истории западного искусства. Венера сказочно красива. Как же иначе? Она стоит, совершенно обнажённая, на картине эпохи Возрождения, не в христианском контексте. По сути, до этого момента эпохи Возрождения, обнажённой на картинах можно было видеть только Еву. Но здесь... Это не Ева. Не Ева. Боттичелли изобразил античную богиню любви, Венеру. И он написал её... по сути, взяв в основу картины древнеримскую скульптуру Венеры. Которая, в свою очередь, является копией ещё более ранней греческой статуи, которую иногда называют скромной Венерой. Она находится, кстати, в коллекции Медичи. Мы думаем, что эта картина могла быть написана для кого-то из дома Медичи, возможно, даже для кузена Лоренцо Медичи. Итак, Венера стоит в центре. Она родилась из моря и, похоже, её подталкивают ветра, зефиры, которые изображены в человеческом обличии слева. Она стоит на ракушке, точнее почти стоит на ракушке. В этой картине так много невозможного. А когда она выйдет на берег, её встретит служанка, готовая одеть её обнажённое тело. Но, я думаю, все рады видеть, что до этого дело ещё не дошло. Потому что её тело настолько прекрасно, настолько чувственно. И поза Венеры как бы нереальна. Это не совсем контрапост. Видите, какой необычный изгиб тела, по-моему, он предполагает, очень гибкую структуру скелета. И даже зефиры, ветра, которые несут её к берегу, переплетаются невозможным образом. И каждая фигура здесь парит. Глядя на картины Ренессанса, мы обычно ожидаем увидеть натурализм. Ожидаем видеть фигуры, имеющие вес, тела, похожи на настоящие, в реалистичном пространстве. Это - первое, что мы представляем себе, когда говорим о Ренессансе. Но Боттичелли показывает нам совсем не это. Некоторые историки искусства предполагают, что Боттичелли обратился к древнегреческим картинам. А единственными примерами, которые Боттичелли мог найти, и которые относились к античной греческой традиции, это были росписи на вазах, где фигуры часто написаны изолированно на общем фоне. По сути это фриз. Все фигуры, это очень характерно для Боттичелли, выдаются вперёд... И словно бы занимают одну плоскость. Именно. И они как будто изолированы, эти три группы. Можно легко представить, что это линейная роспись по вазе. На самом деле, эта картина действительно линейна. И узор композиции, качество этой линейности как бы определяют пространство. То есть, мы можем заглянуть вглубь. Но это не Мазаччо. Здесь целью было наоборот, убрать ощущение глубины. И вместо этого создать ощущение стиля, ощущение красоты. Эта картина, вероятно - мы просто предполагаем, мы не знаем, - на самом деле говорит о красоте, может, в неоплатоническом смысле, красота физическая, чувственная, эротическая, которая ведёт нас к мысли о божественной красоте. Да. Есть два вида красоты. И идея в том, что любуясь физической красотой, мы можем представить божественную. Боттичелли создаёт красоту, которая является результатом его мастерства. Её задаёт изящество самой фигуры. Но также - использование узоров, исключительно декоративного характера. Мы это видим, в особенности, в золотом цвете на её волосах и на деревьях справа. Здесь есть чувственность, которой невозможно сопротивляться. Не так ли? Розовые цветы в воздухе между Венерой и зефиром. Прекрасные линии, которыми написаны волны, линии её волос, развевающейся ткани. Это прекрасный мир, который манит к себе. Subtitles by the Amara.org community

История

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ ] .

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ ] .

Розы изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом

История

Венера. Фрагмент картины.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли).

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

См. также

Литература

  • Burke, Peter Culture and society in Renaissance Italy. - London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l"Annunziazione del Botticelli ristaurate. - Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 146-151. -