Куприянов Михаил Васильевич

Крылов Порфирий Никитич

Соколов Николай Александрович

(род. в 1903 г.) советские художники

В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Кукрыниксы начинали по-разному. Правда, каждый из них до ВХУТЕМАСа уже имел художественное образование: Крылов закончил художественную школу Г.Шегаля в Туле, Куприянов - аналогичную школу в Ташкенте, а Соколов - изостудию Пролеткульта в Рыбинске.

Во ВХУТЕМАСе они учились у таких известных художников, как А.Осмеркин, П. Митулич и А. Шевченко, а позже и в аспирантуре у П. Кончаловского.

Их творческое содружество сложилось не сразу. Первыми начали работать вместе Куприянов и Крылов. Свои рисунки они подписывали анаграммами Кукры или Крыкуп. Лишь через два года к ним присоединился Николай Соколов, работавший до этого художником в газете «На вахте».

Впервые карикатура за подписью Кукрыниксы появилась в 1923 году в журнале «Комсомолия». Журналом руководил популярный в те годы поэт-песенник А. Жаров, а членом редколлегии был знакомый художников поэт И. Уткин.

Вначале Кукрыниксы работали в жанре карикатуры, но постепенно перешли от иллюстрирования фельетонов к самостоятельным сатирическим рисункам. Они работали все вместе, каждый рисовал на своем листе, а затем передавал его другому. Так последовательно, поправляя друг друга, они доводили работу до конца.

Вместе с Б. Ефимовым Кукрыниксы явились родоначальниками публицистической графики. Их рисунки постепенно стали появляться не только в газетах, но и в разных журналах. Они часто выполняли и заказные работы. Так, по заданию руководства МХАТа нарисовали шаржи на всех работавших там актеров.

В 1928 году Кукрыниксы сделали оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной В.Мейерхольдом. Тем самым они попробовали себя в новом качестве - театральных художников.

Поворотным в судьбе художников стал 1932 год, когда они начали сотрудничать в газете «Правда». С этого времени они стали чем-то вроде официальных сатириков. Карикатуры Кукрыниксов печатались во всех центральных изданиях, их стали размножать в виде плакатов и листовок. Но художники все время стремились выйти за пределы сатирического жанра. Они писали станковые композиции, а также пейзажи или делали книжные иллюстрации.

Первой их совместной большой работой стал акварельный цикл по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Рисунки оказались настолько удачными, что украсили несколько изданий романа, а позже, в конце шестидесятых годов, Кукрыниксы повторили их, но уже в цвете, в соответствии с возросшими возможностями полиграфии. Примечательно, что для образа О. Бендера им позировал известный русский художник Ф. Богородский.

Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве коллектива. Художники занимались ею с каким-то особенным удовольствием, часто использовали технику пера. Очень удачными получились также их иллюстрации к рассказу А.Чехова «Дама с собачкой».

Известно также, что М. Горький советовал художникам расширить художественные рамки своего творчества. Он присылал им из-за границы книги и впервые поставил вопрос об издании альбома художников. Однако в тридцатые годы из этой инициативы ничего не вышло. Также ничего не получилось с попыткой Горького пригласить Кукрыниксов на Капри. О том, что Горький хлопотал об этом, они узнали лишь через пятьдесят лет. Оказалось, что часть письма, в которой он им об этом сообщал, была просто вырезана и спрятана в архиве.

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику. Одно их полотно - «Ленин в Разливе» - было показано на выставке «Сталин и люди Советской страны».

Несмотря на то, что художники много лет работали в главном партийном издании, газете «Правда», никто из Кукрыниксов так и не стал членом партии. По словам Н.Соколова, они боялись, что после этого их могут разъединить и направить в разные издания.

Во время войны Кукрыниксы в числе других советских художников стали работать над антифашистской графикой. Они создали целую серию выразительных портретов-карикатур фашистских руководителей, которые привлекли внимание И.Сталина. По его указанию в 1945 году Кукрыниксы были направлены в Берлин, где должны были собрать материал для большой картины «Подписание акта о капитуляции Германии».

Они ходили по улицам города, делали многочисленные зарисовки, портреты солдат, военачальников, а затем переехали в Нюрнберг, где в течение нескольких месяцев работали на процессе над нацистскими преступниками. В результате появилась серия графических листов под общим названием «Обвинение».

В связи с этим привлекает внимание весьма любопытный факт. Рисунки Кукрыниксов, сделанные на процессе, были настолько выразительными, что в 1946 году, сразу после окончания работы над ними, их положили «под сукно», и они были опубликованы только в конце шестидесятых годов.

По материалам поездки в Германию Кукрыниксы написали также несколько больших картин, наибольшей известностью из которых пользовалось полотно «Конец» - коллективный портрет главарей гитлеровской Германии.

В годы войны яркие, разящие рисунки мастеров распространялись не только в СССР, но и во всех странах антигитлеровской коалиции. Часто они становились наиболее наглядным свидетельством побед Красной Армии. Фактически Кукрыниксы возродили народный жанр лубка, сопровождая каждую свою карикатуру меткой стихотворной фразой, обычно принадлежавшей С. Маршаку или одному из самих художников.

В 1942 году Кукрыниксы создали большую картину «Таня», посвященную подвигу З.Космодемьянской. Эта бесстрашная девушка стала олицетворением народной борьбы с оккупантами еще и потому, что, согласно официальной версии, погибла с именем Сталина на устах.

Большую часть жизни Кукрыниксы не только работали, но и жили вместе в огромной коммунальной квартире. Только после войны они смогли получить комфортабельные квартиры и мастерские.

Четырехтомное собрание работ художников было издано лишь в конце восьмидесятых годов. И дело, наверное, заключалось в том, что они всегда стремились вырваться из рамок навязываемой им положительной сатиры.

В послевоенные годы Кукрыниксам удалось наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию и во Францию. Из поездки они привезли множество картин и рисунков. Примечательно, что в последующие годы в Италии с большим успехом проходили выставки их работ.

Постепенно выявился специфический почерк каждого из трех художников. Так, Крылову гораздо больше удавались пейзажи, а Соколову и Куприянову - портреты.

В своих работах они смогли сохранить традиции реалистической школы XIX века - четкий рисунок, проработанность деталей, прописанность фона и портретных образов. Они как бы выстояли в экспериментальных формах русского авангарда и постмодернизма, с тем чтобы впоследствии создать необычайно динамичную и в то же время (прежде всего в пейзажах и портретах) лирическую живопись.

В послевоенные годы Кукрыниксы постепенно сосредотачивают внимание на карикатуре, занимаясь остальными жанрами, за исключением иллюстрации, отдельно. И тем не менее их творческое сотрудничество не распалось и продолжало существовать до 1990 года, когда скончался один из художников.

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.Поворот к политической сатире был совершен Кукрыниксами под влиянием Горького. В своей статье к каталогу выставки, устроенной в 1932 году в клубе Федерации советских писателей, Алексей Максимович не только воздал должное их таланту, но и определил основное общественное направление развития их будущей работы.К началу Великой Отечественной войны мастерство Кукрыниксов достигло зрелости. Их сатирическая графика стала мощным оружием советской пропаганды, получила всенародное признание, международную известность.Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни свершали позднее - главным в их жизни то, что ими сделано за 1418 дней Великой Отечественной войны.Кукрыниксы вступили в бой вместе с миллионами советских людей сразу же, как только услышали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сами они так вспоминали начало войны и своей военно-художественной службы: «Мы немедленно едем в редакцию «Правды». В автобусе все возбуждены. Какая-то женщина пытается сдержать рыдания. В «Правде» все сотрудники уже в сборе. Нас встречают словами: «Вот вам троим будет теперь работы!»Вернувшись из редакции домой, сразу же сели за работу и сделали два эскиза. Один рисунок изображал красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении на СССР. Другая карикатура - Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.

«Оба наши эскиза были утверждены. Утром следующего дня плакаты ушли в типографию, а на третий день войны расклеивались на улицах различных городов страны». Этот плакат помнят и по сей день миллионы людей. Гневный огненно-красный красноармеец бросается со штыком наперевес на немыслимую по своей мерзости гадину - Гитлера. Плакат призывал: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Он остался в памяти как первое произведение, открывшее эпоху искусства Великой Отечественной войны. Плакат задал верный тон всей советской изосатире и творчеству самих Кукрыниксов.

Враг был изучен в предвоенные годы. И с первых дней войны Кукрыниксы стали «бить» противника, ясно сознавая его преступные цели и бесчеловечную суть.

Вероятно, никогда среди мастеров культуры не было такого всеобщего творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Их вдохновение стало оружием осажденной страны. Художники-сатирики наносили врагу ощутимые удары. Специфическими средствами сатирической графики они воссоздали в фантасмагорических, но объективно точных образах историю фашизма, нанесли по нему, его идеологии и практике сокрушительные удары и поставили «точку» своеобразным репортажем с Нюрнбергского процесса.

Интересам войны и грядущей победы подчинили свою жизнь и Кукрыниксы. Они понимали: для художника, деятеля советской культуры, нет задачи более высокой, чем борьба с фашизмом и зашита Родины. В редакции «Правды» засиживались до глубокой ночи. Выручали и способствовали успешной работе та дисциплина и глубокое взаимопонимание, которые сложились в мирные дни, та удивительная творческая дружба, которая многие годы поражала всех, кто имел дело с Кукрыниксами.

Однажды в их квартиру-коммуну (эвакуировав семьи, Кукрыниксы для удобства работы поселились вместе, как в студенческие годы) вошел Самуил Яковлевич Маршак. «... Очень волнуясь, - вспоминают Кукрыниксы, - стал говорить о том, как хорошо было бы в эти дни объединить стих и рисунок. Разумеется, это предложение пришлось нам по душе, и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером».

Совместная работа Кукрыниксов и Маршака проходила в обстановке взаимной требовательности.

«Самуил Яковлевич смотрит рисунки. Ему нравится, но он боится, не пропала бы тонкость и острота линий при выполнении тушью. Мы взаимно волнуемся: он - за рисунок, мы - за стихи. В карикатурах Маршак хвалит обыгрывание бытовых мелочей. Мы замечаем: чем короче стихи, тем сильнее получается. Их труднее писать. Несколько вариантов сочинил Маршак, пока получились такие стихи:

Днем фашист сказал крестьянам:

- Шапку с головы долой!

Ночью отдал партизанам

Каску вместе с головой.


Или (текст для знаменитого плаката.):

Бьемся мы здорово,

Колем отчаянно -

Внуки Суворова,

Дети Чапаева.


Вот короткие стихи под карикатурами на обертках пищевых концентратов, выпущенных миллионными тиражами:

- Посмотри - у русских каша, Будем кашу есть!

- Извините, каша наша Не про вашу честь.

Или такие строки (на упаковках с табаком.):

Бойцу махорка дорога, Кури и выкури врага!

«Во время воздушных тревог мы втроем выходили на дежурство во двор, надев противогазы. Маршака дежурные обычно пытались отвести в убежище. Он всегда сопротивлялся:

Я хочу быть с Кукрыниксами во дворе!»

Сотрудничество художников с поэтом принесло много творческих удач. Карикатура и плакат были подлинно высокими жанрами в иерархии заданий, сыпавшихся на Кукрыниксов.

Главная идеологическая задача всей их работы в 1941 году - утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры людей в обязательную победу, пробуждение памяти о великих победах предков - определялась требованиями исторического момента.

В августе 1941 года «Правда» «ударила» целым залпом рисунков художников. Были опубликованы

«Золотое дно Геббельса» ,

«Арапские сказки немецкого верховного командования» ,


«Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали» ,


«Фашистская псарня» .


Карикатуры вызывали смех. А смех, - по замечанию одного из героев книги А. Бека «Волоколамское шоссе», - самое серьезное дело на фронте. Когда на поле боя, на передний край приходит смех, страх улепетывает оттуда».

Завершает эпопею 1941-го замечательный плакат «Клещи в клещи» ,


по праву вошедший в число классических произведений советской сатирической публицистики. Плакат лаконичен и выразителен. Лапы Гитлера в виде омерзительных клешней перехвачены красными клещами. Чувствуется, что руки, держащие их, обладают железной хваткой. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой, на победоносное контрнаступление Советской Армии.

Успех под Москвой был для Советской Армии и нашего народа залогом надежды в самые сложные дни 1942 года. После разгрома фашистских полчищ на подступах к столице в сатирических произведениях художников усилились настроения бодрости, уверенности в победе.

Последние месяцы 1942 года стали переломными в ходе войны. В излучине Дона и у стен Сталинграда Советская Армия повернула колесо истории. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок «Есть на Волге утес...»


На мощной скале развевается знамя с победно звучащим словом „Сталинград». Волны фашистского наступления расшибаются об основание гранитной скалы. В водяные брызги обращаются боевая техника и ряды атакующих солдат. В пене прибоя - шестерни машин, железные кресты, сапоги, шпоры, орудийные стволы и очки незадачливых вояк.

Настал 1943 год. Военно-политическая обстановка в начале продолжала оставаться сложной. Было ясно, что гитлеровцы будут стремиться к реваншу за поражение под Сталинградом. В силу этого требовалась дальнейшая мобилизация всех сил советского народа для продолжения борьбы с фашистами, для укрепления духа нашей армии и воодушевления тружеников тыла. Художники-карикатуристы продолжали безупречно выполнять свой долг перед народом и страною.

Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В «Правду», в «Крокодил» приходили письма фронтовиков, самые ценные рецензии, которых Кукрыниксы когда-либо удостаивались. Они бережно хранят эти треугольники. Вот некоторые из них. Федор Васильевич Тюленев пишет: «Здравствуйте, дорогие наши художники Кукрыниксы! Мы получили «Фронтовую иллюстрацию». Там помещена ваша художественная работа «История с географией» .


Мы все, а нас немало, после удачного боя смотрели этот рисунок, и пришлось всем повеселиться. Посмеялись, и были разговоры, что нарисовано очень верно и справедливо». Юрий Пантелеевич Полуях сообщал: «Мы очень полюбили ваши рисунки, которые печатаются в наших газетах и журналах. Когда смотришь на ваши работы, так и хочется плюнуть в мерзкие хари фашистских палачей... И только сознание, что это является произведением сложного искусства, искусства карикатуры, удерживает от такого поступка». Еще один пожелтевший листок: «В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая карикатуры Кукрыниксов. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо». А вот наказ: «Работайте, работайте на благо нашей Родины. Ваши карикатуры доставляют нам особую радость».

Из действующей армии присылали сюжеты для карикатур, тексты подписей, просьбы о рисунках для фронтовой печати. Существовало ли в те времена для художников большее поощрение, чем эти драгоценные листки? Кукрыниксы чувствовали себя подлинно народными художниками, неотделимыми от «человека с ружьем», поднявшегося на ненавистного врага. Их образный художественный комментарий к гитлеровским поражениям и нашим победам в 1943 году поразительно страстен и убедителен. Они придумывали все новые сюжеты, не признавали штампов или облегченных решений, зная, что в каждой ситуации, в каждом событии заложены возможности для оригинальной трактовки.

В августе 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка работ Кукрыниксов. На афише три кисти в руках художников образовали подобие трех штыков, несущих гибель врагу. Основное место в экспозиции - их боевая сатира. Впервые была показана станковая серия графических шаржей на главарей фашистской Германии и их зарубежных приспешников.

Интерес к фигуре Гитлера не был у Кукрыниксов самодовлеющим. Фюрер в карикатурах Кукрыниксов всегда олицетворяет фашизм, агрессивный германский империализм, прусскую спесь, национальное чванство.

Вот почему Гитлер стал символом безумия, промахов и поражений рейха. Гитлер, оседлав Антонеску, мчится к морю по знаменитой одесской лестнице («На одесской лестнице»), он вместе с Геббельсом танцует «Эластичный краковяк» под Краковом, он же аккомпанирует испанскому диктатору («Испанский нейтралиТенор»).

В одной из карикатур «Конец игры»


Кукрыниксы изобразили германский генштаб в роли незадачливых картежников. В соответствии с традициями офицерского собрания один из проигравших стреляется.

На листе «У ворот Восточной Пруссии» ,


где изображен Гитлер, протягивающий бинокль генералу с просьбой выяснить, далеко ли русский фронт, генерал отвечает: «Настолько близок он, увы, Что я уже без головы!». Шашка советского воина сносит с плеч генеральскую голову.

Примечательно, что и в этом гротесковом рисунке Кукрыниксы объективно информируют читателей о складывающейся ситуации в верховном командовании германской армии - оно фактически было обезглавлено.

В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки. Замечательный рисунок - «Пиковое положение» .


На игральной карте «король пик» - Гитлер, образца 1941 года, держит в качестве скипетра голову Муссолини, другая его рука покоится на глобусе. На второй половине карты показан Гитлер 1944 года, низвергнутый, лишенный сателлитов.

23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как мог встретить такой день фюрер? Кукрыниксы это знали. Гитлер прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и прусской фуражкой («Ночь перед судом» ).


У него два варианта выхода из игры - побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб, увязанный ремнями). Третьего пути нет. Об этом говорят и обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.

Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия движет работой Кукрыниксов в последние дни Великой Отечественной войны. «История с географией»


плакат, построенный по принципу: как было и как будет. В верхней части изображен Гитлер, вместо тела у которого - глобус.

Географическую сетку

Он превратить хотел в жилетку.

Чтобы на ней пестрел узор

Бесчисленных морей и гор.

Когда-то французский король Людовик XIV сообщил придворным: «Государство - это я!» Фюрер же претендовал на абсолютное обладание миром: он сам - глобус с рукой, поднятой в фашистском приветствии. Во второй части плаката Кукрыниксы предлагают проект содержания фашистского зверя в клетке, прутья которой повторяют форму параллелей и меридианов.

И сам попал он, точно в клетку,

В географическую сетку.

Ему из клетки не уйти.

Как зверь, сидит он взаперти.

Художники откликаются на финальную операцию войны рисунком «Поверженный Берлин» .


Над дымящимися развалинами Берлина развевается победный красный стяг. Его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье. «Поверженный Берлин» вызывает в памяти другое произведение, оказавшееся пророческим: мы имеем в виду первый плакат Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красный боец наносил удар по фашистской гадине, вторгшейся в пределы нашей Родины.

День Победы Кукрыниксы, говоря словами известной песни, «приближали, как могли». Сколько сделано рисунков, плакатов, листовок - более тысячи! Художники были солдатами, владевшими острым и эффективным оружием. Оно было универсальным по своей природе: их произведения вдохновляли воинов армии и тружеников тыла, проникали на территорию, оккупированную врагом, заряжали верой и надеждой граждан порабощенных стран Европы.

Советское правительство по достоинству оценило работу художников - они были награждены орденом Отечественной войны I степени.

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.

Приближается очередная годовщина победы советского народа в . И мы должны ещё бережнее сохранять память о минувшей войне и передавать её будущим поколениям, чтобы не допустить попыток переписать историю, не дать измазать чёрной краской подвиг советских солдат и офицеров, героев подпольщиков и тружеников тыла. Сегодня мы остановимся на творчестве группы советских художников-карикатуристов, которые весь свой талант отдали нашей Победе.

Политическая карикатура в военные годы стала не только частью пропаганды, но и предстала как настоящее оружие. С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям, принявшим на себя все тяготы войны.

Неразлучная троица

«Кукрыниксы» - эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Ку приянов и Кры лов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди - Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 - 1991), Порфирий Крылов (1902 - 1990) и Николай Соколов (1903 - 2000).

Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете Вхутемаса, а в 1926 году их рисунки стали появляться в журнале «Комсомолия». Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. Безграничные возможности их таланта по достоинству оценил , который посоветовал им не ограничиваться литературой, а шире показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой «Правда», в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для «Истории гражданской войны» карикатуры на контрреволюционеров, интервентов, предателей. В 1937-м на остриё их пера попадают испанские фашисты и их покровители.

«Вставай страна огромная…»

Но особое место, глубокий размах и силу мы видим в творчестве Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года они вступили в бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда». Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все. На одном рисунке красноармеец прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении, а на другом - Гитлера ждёт судьба Наполеона.


«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

На третий день войны на улицах городов появился плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». По сути это было первое подобное произведение, которое задало тон всей советской сатире и творчеству самих карикатуристов. Врага стали «бить» новым оружием, ясно сознавая его преступные намерения и бесчеловечность.

Во многом вдохновение художников стало оружием осаждённой страны. Сатирики в фантасмагорических, но объективных образах воссоздали историю фашизма, нанесли по нему и по его идеологии сокрушительные удары и поставили «точку» в Нюрнберге, где фашизм был осуждён мировым сообществом. Три талантливых художника убивали врага своим оружием-смехом и сатирой, поднимали боевой дух солдат…


Пиковое положение

Каждый день - в бой

Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…

Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.


Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993

В 1942 году художники были удостоены высшей награды - Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная премии.

Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине. Но, наверное, венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны стали картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками - не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года?


Курыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Война завершилась, и в нашей общей Победе есть заслуга и Кукрыниксов…

После Победы

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.


Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»

В списке их работ иллюстрации к таким книгам, как «Фома Гордеев» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Алексея Толстого.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.

Источник иллюстраций: https://www.davno.ru

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.