Процессы радикальных изменений в культуре, известные как Возрождение, Реформация и Просвещение, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций . Они разделяют Средние века и последующую эпоху, завершая развитие средневековья и открывая Новое время.

Революциями эти бурные, часто катастрофические в ряде своих проявлений процессы названы потому, что их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического). Господствующим классом, определяющим всё развитие общества, здесь является буржуазия.

Напомню, что в Новое время буржуа можно определить как людей, работающих не по найму. Такой социальный статус требует особого менталитета. Буржуа, прежде всего, свободны в выборе занятий. Но эта свобода требует активизма, предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и экономности. Протестантская трудовая этика добавляет к этому религиозность и честность.

Ведущая роль буржуазии и господство буржуазного менталитета («духа капитализма») привели к коренным радикальным изменениям в жизни людей, во всей культуре - начиная с культуры хозяйственной , где господствующей окончательно стала капиталистическая форма собственности, политической , где власть в обществе перешла в руки буржуазии, до научной , где полностью изменилась парадигма научного познания, и философской , где ведущей доктриной стал рационализм и соответствующий ему позитивизм. Аналогичные изменения произошли и в правовой культуре, и в трансляционной сфере культуры. В политической и правовой сферах культуры определенно стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации . Очень заметными оказались изменения в художественной культуре.

Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализации производства, активное развитие предпринимательства, необычайно быстрые преобразования и прогресс культуры в целом, всех её специализированных сфер. Фактически облик современного мира и основные тенденции его развития, начиная с массового индустриального производства и завершая наукой, системами коммуникаций (транспортных и связи), массовой культурой, созданы буржуазией. Именно буржуазное общество обеспечило бурное развитие современной промышленной цивилизации, сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира.

Поэтому начавшийся период стали называть Новым временем. Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце XVI в., последующие - в Англии в XVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции (середина ХХ века). С этого времени начинается время новейшее .

Конечно, это общество и его культура далеко не идеальны. Дух капитализма, как назвал буржуазный менталитет М. Вебер, несёт серьёзные опасности: индивидуализм может перерождаться в эгоизм, экономность - в скупость, расчётливость - в стяжательство. Очень большая часть искусства, особенно литературы XIX и XX веков, полна обличениями этих часто реализовывавшихся опасностей. Европейцы более трёхсот лет учились жить при демократии и использовать возможности буржуазного строя, прежде чем в первой трети ХХ века в ведущих странах Запада не возникли достаточно достойные человека условия жизни.

Уже в первые века Нового времени самой характерной тенденцией развития хозяйственной культуры стало формирование на капиталистической основе индустриального общества. Начало было положено промышленной, или индустриальной, революцией (промышленным переворотом) .

Промышленная (индустриальная) революция , или промышленный переворот - процесс исторического преобразования общества из традиционного в модернизированное посредством индустриализации экономики. Главное содержание революции - механизация ручных операций и других производственных процессов на крупных мануфактурах, в результате чего они стали фабриками и заводами, то естьвозникновение фабричной системы, крупного машинного производства, вершиной развития которого стало индустриальное массовое производство. Важнейшей отличительной чертой индустриальной техники является необходимость оперативного управления, осуществляемого человеком. Иначе говоря, станки и машины не могут работать сами, без управляющего ими человека (токаря, фрезеровщика, прессовщика, водителя и т.д.).

В это время необычайно быстро развивались многие отрасли промышленности, такие, как химическая, горная, машиностроительная. Это потребовало создания системы образования по техническим специальностям (подготовка техников и инженеров). Результатом стало резкое увеличение производства продукции на душу населения и повышение доступности промышленных товаров для самых широких слоёв граждан.

В новом обществе относительно небольшое количество сельскохозяйственных работников должно обеспечить пропитание большой массы промышленных рабочих. Необходимо было увеличивать производительность сельского хозяйства. Основным результатом промышленной (индустриальной) революции явилось превращение аграрного общества в городское индустриальное, что в сфере обыденной культуры повлекло за собой резкое повышение качества жизни основной массы населения.

Промышленная революция в отдельных странах происходила в разное время. Однако процесс, известный как индустриализация, еще продолжается, особенно в развивающихся странах.

Самая первая промышленная революция произошла в Англии. В континентальной Европе индустриализацию начала в 1820-х годах богатая железом и углем Бельгия. С 1830-х годов началась французская индустриальная революция. Пруссия, еще более богатая наиболее важными полезными ископаемыми, чем Франция, быстро развивалась с 1840-х гг. Ко времени объединения Германии в 1871 году она была уже мощной индустриальной нацией.

Идеальные условия для индустриализации были в американском обществе. Период бума американской индустриализации пришелся на вторую половину XIX века, причем большую роль в этом сыграло быстрое строительство сети железных дорог. В XX столетии возникла новая отрасль промышленности - автомобильная, и США заняли в ней ведущие позиции. Важнейшую роль в этом сыграли революционные нововведения Генри Форда, который применил систему конвейерного производства. Успех Форда повлёк за собой широкое распространение методов массового производства в промышленности.

В первые десятилетия ХХ века начали индустриализироваться другие европейские страны - Италия, Нидерланды, процесс индустриализации распространился в Японию. Быстрая индустриализация сделала небольшой островной народ мировой силой, точно так же, как это произошло в XVIII веке в Британии.

В России индустриальная революция началась задолго до 1914 г., но экономическое развитие было остановлено первой мировой войной и большевистской революцией 1917 года. Когда индустриализация в СССР около 1930 года возобновилась, это был процесс не рыночный, но плановое экономическое развитие большевистского государства. Советская индустриализация основывалась на государственных капиталовложениях. Средства получались за счет прямого порабощения и ограбления деревни, а также принудительного ограничения уровня жизни населения (карточная система).

В 1950-ые годы коммунистический Китай по инициативе Мао Цзэдуна также предпринял запланированную индустриальную революцию («Великий скачок»), пытаясь за десять лет проделать тот путь, который в Англии занял столетия. Результат был плачевным. Положение изменилось в последние десятилетия, когда правители Китая отказались от коммунистических догм в экономике и де-факто перешли к капиталистическим методам хозяйствования.

Следующие главы подробнее рассматривают развитие культуры в рамках отдельных столетий Нового времени в Европе.


Похожая информация.


Эпоху Возрождения называют еще Ренессансом. Это период развития науки, культуры, нравственности и просвещения. Такой период Средняя Азия переживала в IX - XII и XIV - XV веках.

В странах Западной Европы расцвет эпохи Возрождения приходится в основном на XIV-XVII века. Ученые считают Ренессанс эпохой перехода от средневекового застоя к периоду Нового времени. Эпоха Возрождения в Западной Европе возникла не сама по себе.

Непосредственное влияние на развитие мировой культуры и научной мысли оказал среднеазиатский Восточный Ренессанс. Возрождение возникло в Италии, так как там свойственные капиталистическому обществу особенности возникли раньше. Основными отличительными чертами эпохи Возрождения в Западной Европе являлись:
- отрицание невежества, фанатизма, консерватизма;
- утверждение гуманистического мировоззрения, вера в безграничные возможности человека, его волю и разум;
- обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его, отсюда и название эпохи;
- воспевание в литературе и искусстве красоты земной, а не загробной жизни;
- борьба за свободу и достоинство человека.

Литература эпохи Возрождения.

В литературе и искусстве эпохи Возрождения творили выдающиеся таланты.

Одним из гениев литературы этой эпохи был Вильям Шекспир (1564 1616). Он считал, что «человек - это величайшее чудо природы!». Шекспир был влюблен в театр. Он творил как актер и драматург. Окружающий мир представлялся ему сценой, а люди - актерами. Он глубоко верил, что театр станет для людей школой, которая научит их сопротивляться ударам судьбы, пробудит чувство ненависти к предательству, двуличию, низости. В. Шекспир оставил человечеству такие шедевры как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта» и другие произведения.

Мигель де Сервантес (1547 - 1616), испанский писатель, один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Главный герой его знаменитого романа «Дон Кихот» последний из благородных странствующих рыцарей в мире несправедливости. Дон Кихот борется в силу своих возможностей с несправедливостью. Его поступки - отражение его девиза: «За свободу, как за славу, нужно подвергать свою жизнь опасности».

Изобразительное искусство. Еще одним выдающимся представителем эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он был одновременно и художником, и поэтом, и зодчим, и скульптором, и музыкантом, и изобретателем. Леонардо да Винчи называл живопись «принцессой искусств».

Героями его живописных произведений были не боги и не ангелы,а обыкновенные люди. Такова его картина «Мадонна с младенцем», где мать бережно прижимает к груди младенца. Обнимая его, она глядит с нежной полуулыбкой. Земля же отражает бесконечную материнскую любовь к ребенку. Знаменита настенная роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечерня».

Другой великий художник этого периода Рафаэль Санти (1483 - 1520). Он прожил всего 37 лет. Но за этот короткий период успел создать шедевры мировой живописи, одним из которых является «Сикстинская мадонна».

Современники художника оценивали это полотно «как единственное в своем роде». На нем босая Святая Мария будто не стоит на облаках, а парит по ним навстречу своей судьбе.
Взгляд, еще младенца Иисуса, серьезен как у взрослого. Будто он чувствует будущие страдания и неминуемую смерть. Во взгляде матери тоже печаль и беспокойство. Она все знает наперед. Тем не менее, идет навстречу к людям, которым откроется путь истины за счет жизни ее сына.

Самое знаменитое произведение голландского художника Рембрандта (1606 - 1669) - картина «Возвращение блудного сына». Он создал его в самые тяжелые для него годы - после смерти сына. Библейская легенда рассказывает о том, как сын долгие годы блуждал по миру и, истратив все свои богатства, возвращается в отчий дом, где его принимают обратно.
Рембрандт изобразил в своем произведении минуту встречи отца и сына. Заблудший сын стоит на коленях у порога дома. Ветхая одежда и облысевшая голова свидетельствуют о перенесенных горестях жизни. Застывшее движение рук слепого отца выражает светлую радость отчаявшегося человека и его бесконечную любовь.

Искусствоваяния.

Ваятели этого периода считали скульптуру наилучшим видом изобразительного искусства, как ничто другое воспевающее человека и его красоту.

Самым прославившимся среди творцов этого периода был итальянец Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564).
Своими бессмертными произведениями он оставил неизгладимый след в истории.

Вот, что он сказал об искусстве в своем трехстишии:

«Что жизнь, что бытие
Пред вечностью искусства,
Его не победят ни мудрец,
ни время».

Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы эпохи Возрождения. Созданная им статуя Давида утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это произведение великого скульптора отражает образ библейского героя, пастуха Давида, сразившегося с мифическим великаном Голиафом. Согласно легенде, Давид убивает в единоборстве Голиафа и становится впоследствии царем. Величие и красота этой скульптуры не знает себе равных.
Собор святого Петра является главным католическим храмом Рима и Европы. Его строительство завершил Микеланджело. Храм строился на протяжении ста лет.

Ренессанс - термин, обозначающий эпоху Возрождения

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Средние века – период, который находится между закатом античной культуры и возрождением ее элементов в ранее Новое время. В основе культуры этого периода лежит диалог наследия античности и «варварских» культур франков, бриттов, саксов, готов и других племен Европы.

Основные черты культуры:

Феодализм – условная собственность на землю. Король наделял нижестоящих в иерархии титулов феодалов переходящим по наследству правом пользоваться и распоряжаться «феодом» (землей с крестьянами), взамен получая их помощь в войне или иное участие в придворной жизни

Теоцентризм – доминирование религиозной картины мира во всех областях жизни. Время, пространство, телесность, отношение к смерти формируются через призму христианской догматики.

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Традционализм – ориентированность на устоявшиеся формы поведения во всех областях жизни

Символизм - стремление к метафорическому истолкованию всего, с чем сталкивается человек.

А так же догматизм и идейная нетерпимость.

Мир представляется как устроенный по одному и тому же иерархическому образцу: небесная иерархия воспроизводилась как в церковной (Папа Римский, кардиналы, епископы и т.д.), так и в светской (король, герцоги, графы, бароны и т.д.), в цеховой структуре (Великий Мастер, мастера, подмастерья, ученики) и даже в представлениях об устройстве ада. Человек - рассматривается как представитель своего сословия, с рождения до смерти занимающий одно место в рамках иерархической системы, к которой относится.



В соответствии с христианскими представлениями тело воспринимается как грешная и искушающая душу плоть, которую ради духовной посмертной жизни необходимо обуздывать и умертвлять. Такой взгляд сказывается на всех аспектах повседневной жизни: от медицины до церковной обрядовости, от науки до придворной медицина, религия, мировосприятие.

Культура элитарная (аристократическая) и народная. Идея религиозно-общественного единства мира как основа европоцентрического мировоззрения.

Особенности средневековой науки: схоластическая философия, алхимия, медицина.

Основные понятия: теоцентризм, феодализм, феод, сословия, катехизис, католицизм.

36. Культура Нового Времени XVIII век – Эпоха Просвещения.

Просвещение XVIII в. характеризуется утверждением рационального познания и верой в способности человеческого разума. Важнейшую мировоззренческую роль начинает играть философия, обобщая все новые и новые данные, получаемые разными науками и выстраивая новое представление о мироустройстве и месте в нем человека. Французская Энциклопедия как первая попытка сделать знания, собранные человечеством, общедоступными.

Начинается изучение этики, экономики, психологии, зарождается педагогика. Развиваются опытные и описательные дисциплины: физика, биология, географии, медицина. Рождаются концепции прав и обязанностей человека как гражданина, правового государства, первые социальные утопии.

Великая Французской революция и Первая Империя на рубеже веков окончательно меняет историю Европы, создавая условия для миграции, взаимопроникновения европейских культур через переселение их носителей.

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни. Тайное общество масонов - вольных каменщиков и распространение идей Просвещения. Искусство Барокко и Рококо. Архитектура барокко в Италии.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    презентация , добавлен 14.05.2013

    Интенсивное развитие культуры и науки в XVII-XVIII веках. Проявление рационализма во всех аспектах деятельности. Интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся в художественном творчестве. Становление ценностей европейского Просвещения.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Формирование нового костюма при французском дворе в XVII веке и его влияние на одежду в других европейских странах. Орнаментация ткани под воздействием стиля барокко. Совершенствование каркасной формы и подчинение фигуры целесообразности конструкции.

    контрольная работа , добавлен 05.07.2015

    Политическое состояние Италии в XIV-XV веках. Причины и этапы возрождения государства. Развитие литературы, живописи, античной и ренессансной архитектуры в эпоху Возрождения. Расцвет культуры, искусства, музыки, науки, философии, этики и педагогики.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Возникновение барокко и процесс распространения стиля в европейских странах. Стимулирование развития перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения. Строительные особенности и основные черты барокко, взаимосвязь конструкции и формы.

    презентация , добавлен 30.01.2013

    Культура как целостная система. Анализ основных культурологических школ. Отличительные черты культуры Древнего Египта, Древней Индии, античной цивилизации, эпохи эллинизма. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма (XVII и XVIII вв.).

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

ВОПРОСЫ

1. Назовите предпосылки возникновения культуры Возрождения. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?

Предпосылками возникновения культуры возрождения стали:

Расцвет итальянских городов-республик,

Возникновение новых сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух,

Появление культуры гуманизма, прославлявшей человека-творца, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность,

Развитие книгопечатания,

Деятельность университетов и развитие светского образования.

В основе творчества писателей и художников Возрождения лежала идея человека – как высшего творения природы, как центра мироздания. Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями

2. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на культуру других европейских стран?

Искусство итальянского Возрождения в значительной степени повлияло на культуру других европейских стран. Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.

3. Назовите характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приведите примеры художественных произведений этих стилей.

Для стиля барокко (название произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный») была характерна грандиозностью, пышностью и вычурностью форм, создание пространственной иллюзии, оптических эффектов. Примеры стиля барокко:

в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);

в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;

литература и театр – работы У. Шекспира.

Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.

Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.

«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.

Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.

художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в

литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.

архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале

4. Что свидетельствовало о том, что в XVII-XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?

В XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы, на что указывает, что именно здесь возникают два стиля – классицизм и рококо. Франция оказал значительное влияние на живопись, архитектуру, моду всей Европы. Примером классического дворцового ансамбля стал Версаль. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Именно во Франции появляется первый журнал мод.

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции XVIII в.?

И итальянское Возрождение и искусство Франции XVIII в. было обращено к античному наследию. Однако главной идеей итальянского Возрождения был гуманизм и изображение христианских и мифологических сюжетов. Искусство Франции XVIII века носило более светский характер. Главным для художника было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством.