Мыловарение – изготовление эксклюзивного мыла своими руками. Мыловарение – это увлекательное занятие, которое помогает проявить креативность, отвлечься от бытовых проблем, получить удовольствие от самого процесса и, конечно же, создать ароматное и необычной красоты мыло, которое станет оригинальным и очень полезным подарком .

История

Мыло – это средство гигиены, ставшее для человечества неотъемлемой частью повседневной жизни. Каждый человек хотя бы раз в день моет руки с мылом. История мыла началась шесть тысяч лет назад, трудно поверить, но это так. Когда-то люди, не знавшие что такое мыло, пытались использовать для мытья своего тела различные средства. Например, в Древней Греции люди обтирали тело песком, который они привозили с берегов Нила. Галльские племена изготавливали специальную мазь, состоящую из золы букового дерева и сала. Скифы ароматизировали свое тело и соскребали с него грязь с помощью порошка древесины кипариса и кедра, растворенного в воде и ладане. Часто вместо мыла люди использовали различные травы, соединенные с животным жиром, тем самым, положив начало процессу мыловарения.

Историки и ученые до сих пор спорят, где именно появилось первое мыло, и какой народ стал родоначальником мыловарения. По одной из версий, считается, что первое мыло было изготовлено в древнейшей цивилизации Шумер, существовавшей еще в IV-III веках до н.э. Много лет назад археологи обнаружили шумерские таблички, на которых были записаны процессы, очень похожие на изготовление современного мыла. Вторая версия гласит о том, что впервые мыловарением стали заниматься древние египтяне около шести тысяч лет назад.

В современном значении слово «мыло» появилось в Древнем Риме. По легенде, латинское слово «sapo» (мыло) происходит от названия горы Сапо, на которой тысячи лет назад люди совершали жертвоприношения. При сжигании жертвы вытапливался жир, который смешивался с золой от костров. Когда начинались дожди, эта смесь стекала в реку Тибр, где жители стирали белье. Со временем они поняли, что благодаря растворению смеси в воде белье отстирывалось лучше.

Много лет спустя при археологических раскопках в Помпеях были обнаружены разрушенные помещения мыловарен, и даже куски сохранившегося мыла. Известно, что мыло по назначению стали использовать лишь с ІІ века. Веком позже была выделена профессия мыловар (сапонариус). В тот же период в арабских странах мыло использовали в косметических и лечебных целях.

С наступлением Средневековья личной гигиене и чистоте перестали уделять должное внимание. Мыло стало доступно лишь высшим слоям общества. В XII мыльные шарики благодаря рыцарям-крестоносцам попали в Западную Европу, однако «мода» на чистоту вернулась лишь в XVII веке. Особенно масштабно мыловарением занималась Англия, именно в этой стране находилось несколько крупных мыловарен. В 1399 году король Генрих IV утвердил Орден, привилегией которого было мытье в бане с мылом. В 1662 году в Англии был выдан первый патент на производство мыла. Несколькими годами позже мыловарение стало развиваться в Испании, Греции и Италии. Кстати, именно в Италии впервые промышленным способом было выпущено твердое мыло, причем при его изготовлении жиры соединяли не с золой, а с кальцинированной содой, что снизило себестоимость продукта.

Когда мыловарни стали появляться в Германии, немцы внесли в рецептуру продукта свои коррективы. Теперь для создания мыла стали использовать не только животные жиры, но и китовый, рыбий и костяной жир и различные растительные масла. В Россию мыло попало XVІІІ веке. В тот же период началось повсеместное строительство мыловарен, кроме того, улучшилась техника мыловарения. В 1808 году французский химик Эжен Шеврель изучил состав мыла, и развил химию жиров, тем самым, сделав производство мыла еще более простым. Конечно, эволюция мыловарения на этом не остановилась, ученые развивали технологию производства мыла, а также разрабатывали более современное оборудование, упрощающее процесс мыловарения.

Совсем недавно начался новый виток в производстве мыла, люди вновь осознали, что лучший подарок – подарок, сделанный своими руками. И мыловарение стало пользоваться популярностью среди обычных женщин и мужчин. Изготовление мыла стало настоящим искусством, увлечением творческих личностей, которые получили возможность создавать невероятные мыльные шедевры любых размеров, форм и ароматов.

Принадлежности для мыловарения в домашних условиях

В последние годы среди россиян мыловарение становится одним из самых популярных хобби . Тысячи форумов, сайтов и блогов предлагают рецепты мыла, обсуждают их составляющие, формы, ароматы и прочее. Мыловарение в домашних условиях – простор для творчества, который с легкостью можно превратить из увлечения в бизнес. Стоит помнить, что мыловарение довольно дорогостоящее удовольствие.

Для приготовления мыла в домашних условиях необходимы следующие принадлежности:

  • эфирные масла (лимон, лаванда, пихта, чайное дерево и пр.);
  • базовые масла для мыловарения (оливковое, миндальное, облепиховое, кедровое и др.);
  • красители (возможно использование пищевых красителей);
  • посуда для паровой бани;
  • формочки (возможно использование силиконовых формочек, пластмассы, резины, не рекомендуется использовать стекло и металл).

Технология мыловарения в домашних условиях

Технология мыловарения для начинающих выглядит следующим образом. Сначала необходимо потереть детское мыло на мелкой терке. Далее на дно кастрюльки выкладывают 2-3 чайных ложки базового масла и одну чайную ложку глицерина. Полученную смесь ставят на паровую баню и порциями вводят мыльную стружку. Для того чтобы мыло быстрее растапливалось, необходимо периодически подливать горячую воду.

Как только мыло и масла по консистенции примут вид жидкого теста, необходимо добавить несколько капель эфирного масла. Если есть желание получить мыло-скраб, то на этой стадии в массу можно добавить молотый кофе или кашицу из перетертых фруктов. Тщательно перемешав и проварив на водяной бане еще минуту, массу разливают по формочкам, немного остужают и убирают в холодильник. Как только мыло затвердеет, нужно вынуть его из формочек и подсушить в течение 1-2 дней. Мыло готово.

Технология мыловарения с использованием щелочи

При изготовлении мыла с использованием щелочи необходимо быть осторожными, ведь щелочь довольно едкая, поэтому при работе с ней необходимо надевать резиновые перчатки, маску для лица и клеенчатый передник, очки по возможности. Все ингредиенты можно приобрести в магазинах, так, щелочь продается в хозяйственном магазине, а натуральные масла – в аптеках.

В общих чертах классический способ изготовления мыла в домашних условиях выглядит так:

  • Сначала растапливают твердые масла и смешивают их с жидкими.
  • Затем в массу вливают заранее подготовленный раствор щелочи. Стоит помнить, что щелочь и смесь масел должны быть одной температуры. Для приготовления раствора щелочи нужно растворить щелочь в дистиллированной воде, но не наоборот! Не стоит вливать щелочь в воду на открытом воздухе, поскольку данный процесс очень опасен. Лучше всего произвести данную процедуру в кухонной мойке. После введения щелочи в воду раствор сильно нагреется, необходимо накрыть его крышкой и поставить в безопасное место для остывания.
  • Далее готовят мыло на водяной бане, и следят, чтобы температура массы не превышала 70-80 С.
  • Помешивать массу необходимо деревянной лопаткой до появления «мыльного следа».
  • После чего добавляют несколько капель ароматических масел.
  • По желанию можно ввести натуральные или химические красители.
  • Готовую массу выливают в форму, прикрывают целлофаном, укутывают и оставляют остывать на сутки.

Интересные рецепты мыла для начинающих

Розовая мечта

Для приготовления такого мыла необходимо иметь:

  • 100 г мыльной стружки (1 кусок детского мыла);
  • 1 ст.л. розовой глины;
  • 1 ч.л. эфирного масла абрикоса;
  • 5 капель ванильного масла;
  • формочка в виде цветка.

Данное мыло прекрасно подойдет людям, обладающим очень сухой и чувствительной кожей. Готовится по технологии для начинающих.

Морское дно

Для приготовления мыла-скраба «Морское дно» необходимо иметь следующие ингредиенты:

  • 100 г мыльной стружки;
  • 2 капли синего пищевого красителя;
  • по 0, 5 ч.л. оливкового и виноградного масел;
  • ароматизатор «морской»;
  • 1 ч.л. рубленных водорослей.

Мыло, приготовленное по этому рецепту, довольно универсально. Подойдет для всех типов кожи. Особенно полезно людям, страдающим угревой сыпью или фурункулами.

Клубника со сливками

Для приготовления такого мыло необходимо иметь:

  • 100 г мыльной стружки;
  • по 0,5 ч.л. оливкового масла и мала семян клубники;
  • розовый или красный пищевой краситель;
  • 2 ст.л. сливок;
  • ароматизаторы «сливки » и «клубника».

Все вышеперечисленные компоненты можно видоизменять в зависимости от собственных предпочтений. Мыло «Клубника со сливками» идеально подойдет для людей, имеющих сухую кожу.

Ссылки

  • Эксклюзивное мыло своими руками , женский журнал myJane.ru
  • Мыловарение , социальная сеть для родителей Stranamam.ru

Пришло время почувствовать себя создателем уникального мыла ручной работы! В этом занятии нет ничего сложного.

В любом супермаркете витрины с мылом ломятся от изобилия, а в специализированных магазинах косметики можно купить мыло для любой цели. Но разве может сравниться удовольствие от изготовления мыла с тем секундным подъемом настроения, когда из рук продавца покупка переходит в ваши руки? Предлагаем вам узнать все о мыловарении и как можно скорее внести это увлекательное занятие в список своих хобби!

Откуда корни: немного истории об изготовлении мыла

История мыловарения берет начало со времен шумеров – древнейшей цивилизации, живущей на земле в IV-III тысячелетиях до нашей эры. Чтобы получить моющее средство, шумеры смешивали воду с древесной золой, кипятили смесь на касторе и добавляли в нее жир животных.

По своему рецепту готовили мыло и древние египтяне. Жители страны пирамид варили мыло из смеси жиров животных, соды и щелочи. В древнем Риме мыло открыли случайно – жир, стекающий с алтаря, на котором приносили в жертву животных, смешивался с золой и стекал в дождливую погоду в реку, образуя мыльную воду, удивительные свойства которой понравились древним римлянам, стирающим в этой реке белье.

Домашнее мыловарение: преимущества и приятности

В последние годы мыловарение дома из необходимости превратилось в красивое и , с помощью которого можно почувствовать себя парфюмером, колдующим над новыми ароматами дорогих духов.

Мыло, приготовленное собственными руками, можно смело назвать экологически чистым продуктом, ведь в его составе будут только те ингредиенты, которые вы сами захотите туда положить. В домашнее мыло необязательно добавлять едкие красители и консерванты, продлевающие его срок хранения на годы. Натуральная основа – первое преимущество хобби мыловарение.

Второй полезный аспект увлечения мыловарением – недорогие и оригинальные подарки, которые можно дарить друзьям на такие праздники, как 8 Марта, Новый год и День влюбленных. Набравшись немного навыков, несложно научиться делать настоящие шедевры!

Конечно, красивое мыло ручной работы сейчас не составляет труда купить в специализированных лавках, но сделав его самостоятельно можно существенно сэкономить, к тому же, добавив при оформлении персональные изюминки, получится порадовать и удивить получателя подарка. Кстати, мыло можно подарить потенциальной , удивив ее своими способностями.

Если поразмыслить еще немного глубже, то можно догадаться, что хобби мыловарение со временем может приносить . Сырье для мыла стоит копейки, а продать его вполне реально с очень приличной наценкой. Где продать? Да хотя бы в интернете, в любимых соцетях или на сайте бесплатных объявлений.

Что нужно иметь для изготовления домашнего мыла

Глядя на цены готового мыла в магазинах, не спешите с выводами о том, что для этого хобби придется тратить приличные суммы. Для начала вам предстоят буквально копеечные траты. Для домашнего мыловарения потребуются ингредиенты:

  • мыльная основа или самое простое детское мыло без добавок;
  • глицерин – аптечный препарат;
  • растительное масло для придания мылу питательных свойств (например, масло ши, карите, миндальное, лесного ореха);
  • , которые придадут продукту аромат и дополнительно обогатят его нужным косметическим эффектом (например, иланг-иланг или масло сладкого апельсина);
  • красители, которые подарят домашнему мылу приятный оттенок (можно использовать пищевые красители из магазина или такие продукты, как шоколад, куркума);

Также при желании в мыло можно добавить кофейную гущу, оставшуюся от , сухоцветы, отравы трав, хлопья геркулес, цедру от цитрусовых – это сделает мыло еще привлекательнее и полезнее. Если подарок готовится мужчине, то желательно добавлять и здоровья.

В качестве формочек в первый раз можно использовать фигурные силиконовые формочки для выпечки . Помимо всего перечисленного нужна будет теплая вода, спирт, сахар и молоко, а также бутылочка с пульверизатором для обработки готового изделия спиртом.

Как сделать свое первое мыло: инструкция и мастер-классы

А теперь немного о главном, о том, как варить мыло ручной работы в домашних условиях. Для начала усвойте основное: пропорции ингредиентов . На 100 граммов мыльной основы берут три чайных ложки базового масла, одну чайную ложку глицерина и несколько капелек аромамасла.

  1. Мыльную основу следует мелко порезать, а если используется детское мыло, то его лучше измельчить на крупной терке.
  2. Для приготовления потребуется антипригарная или стеклянная посуда, которую нагревают вместе с мыльной основой на водяной бане.
  3. Чтобы ускорить процесс плавления, к мылу рекомендуется добавить немного сахара или меда.
  4. Когда смесь начнет плавиться, в нее вливают воду или молоко, постоянно помешивая, чтобы получить однородную массу, по консистенции напоминающую густую сметану.
  5. После этого мыльную основу обогащают маслами и добавками, тщательно размешивают и разливают по приготовленным формочкам.
  6. Через несколько часов аппетитные кусочки извлекают из форм и оставляют для просушки.

Доступно о том, как сделать мыло своими руками, рассказано и показано в наших пошаговых мастер-классах с фото.

Не стоит пугаться и расстраиваться, если в первый раз что-то не получится или после высыхания мыло слегка изменит форму. Все приходит с опытом! Позже можно будет не только готовить изделия по чужим рецептам мыловарения в домашних условиях, но и придумывать свои уникальные варианты! Обязательно поделитесь с нами своими победами!

Идеи для вдохновения: поделки опытных мастериц

Если вы до сих пор не заразились мыловарением в домашних условиях и рецепты не произвели на вас впечатления, полюбуйтесь этими фотографиями. На них – шедевры тех, кто уже освоил этот увлекательный процесс!

И не говорите, что у вас нет времени на новое хобби, почитайте о том, как найти его в другой нашей , а также обязательно прочтите советы о том, . Поверьте, с приходом нового рукоделия в вашу жизнь, в ней обязательно появится время, а вы неожиданно обнаружите в себе новые танталаты.

Если вам хочется показать эту красоту подругам, нажмите на кнопку социальных сетей!

Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства.

Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек.

Особенно заметим эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.

Для восточной музыки характерно монодийное мышление : развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений /свыше восьмидесяти/, четвертитоновые, одновосьмитоновые, глиссандирующие мелодические обороты, богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков, тембровое и мелодическое разнообразие.

Для европейской музыкальной культуры характерно гомофонно-гармоническое мышление : развитие музыкальной мысли по вертикали, связанное с логикой движения гармонических последовательностей и развитием на этом основании хоровых и оркестровых жанров.

Музыкальное мышление изучается с древнейших времен. Так система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, можно сказать, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.

2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

В музыкальном искусстве к наглядно-действительному мышлению можно отнести деятельность исполнителя, педагога, просветителя.

Наглядно-образное мышление связано со спецификой слушательского восприятия.

Отвлеченное /теоретическое, абстрактно-логическое/ мышление связано с деятельностью композитора, музыковеда. В связи со спецификой музыкального искусства можно выделить еще один вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление.

Все эти виды музыкального мышления имеют также общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определенной исторической эпохе. Так появляется стиль различных эпох : стиль старинных полифонистов, стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и др. Еще большую индивидуализацию музыкального мышления мы можем наблюдать в творчестве, в манере выражения музыкальной мысли, характерную для того или иного композитора, исполнителя. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую индивидуальность /личность/.

Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному началу относят:

– нотный текст,

Акустические параметры,

Мелодию,

Гармонию,

Метроритм,

Динамику,

Регистр,

Фактуру;

к духовному началу:

– настроения,

Ассоциации,

Выражение,

Чувства;

к логическому началу :

Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.

В музыкальной деятельности мышление сконцентрировано главным образом на следующих аспектах:

Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих над ними мыслей;

Обдумывание музыкальной ткани произведения – логика развития мысли в гармоническом построении, особенностей мелодий, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования;

Нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.

По мнению многих музыкантов-педагогов в современном музыкальном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обогащающего и теоретического характера происходит медленно.

Вывод: Расширение музыкального и общего интеллектуального кругозора, активно способствующего развитию музыкального мышления, должно быть постоянной заботой молодого музыканта, ибо это повышает его профессиональные возможности.

3. Логика развития музыкальной мысли

В самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит, согласно известной формуле Б.В.Асафьева, – первоначальный импульс, движение и завершение.

Начальный импульс дается в первичном проведении темы или двух тем, что получило название экспозиции или изложения.

После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых примеров, используемых здесь – повтор и сопоставление.

Другим примером развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования.

Продвижение – это такой тип сопоставления, в котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего и присоединения к нему нового продолжения по формуле ab-bc-cd.

Прогрессирующее сжатие – это когда повышается динамика, ускоряется темп, более частая смена гармоний к концу части или всего произведения.

Компенсация – когда одна часть произведения компенсирует, уравновешивает другую в характере, темпе и динамике.

4. Развитие музыкального мышления

Согласно общепедагогической концепции известного педагога М.И.Махмутова , для развития у учащихся навыков мышления важно использовать проблемные ситуации. ПС могут быть смоделированы через:

Столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

Организацию практических работ;

Предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;

Формулирование гипотез;

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

Исследовательские задания.

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

Выявить в произведении главное интонационное зерно;

Определить на слух стилевые направления музыкального произведения;

Найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;

Выявить особенности исполнительского стиля;

Определить на слух гармонические последовательности;

Подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

Сравнить исполнительский план различных редакций;



Найти ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

Составить несколько исполнительских планов произведения;

Исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;

Исполнить произведение в различном воображаемом цвете.

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

Мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса, бурдона, ритмо-остинато;

Подобрать на слух знакомые песни;

Импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ;

Воплощение речевых, житейских диалогов в музыкальном материале;

Импровизация на различные эпохи, стили, характеры;

Стилистическое, жанровое разнообразие одного и того же произведения.

5.Педагогические предпосылки формирования музыкального мышления у школьников подросткового возраста (в условиях уроков музыки)

Музыкальное мышление является важным компонентом музыкальной культуры. Поэтому уровень его развития во многом определяет музыкальную культуру и учащихся подросткового возраста. Задачи, выдвигаемые программой по музыке:

Использовать музыку в развитии эмоциональной культуры учащихся;

Формировать у них способность сознательно воспринимать музыкальные произведения;

Творчески размышлять об их содержании;

Влиять через музыку на субъекта;

Развивать у учащихся исполнительские навыки.

В соответствии с этим формулируются и требования к музыкальному урокуобщеобразовательной школе, в музыкальной школе и др.), который должен быть целостным, направленным на эмоционально осмысленное общение учащихся с музыкой.

Восприятие музыкальных произведений учащимися подросткового возраста предполагает:

- осознание ими своих эмоциональных наблюдений, переживаний;

- выяснение степени их соответствия содержанию музыкального произведения, т.е. его осмысления, оценки на основе усвоения определенной системы знаний и представлений о музыке как искусстве.

Исходя из анализа программ по музыке, учитывая психолого-педагогические аспекты музыкальной деятельности школьников-подростков, можно выделить ряд факторов, определенным образом обусловливающих уровни сформированности у них навыков музыкального мышления.

1. Психолого-педагогические факторы:

Природные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, сенсорные способности: мелодический, гармонический и другие виды музыкального слуха, чувство музыкального ритма, позволяющие учащимся успешно заниматься музыкальной деятельностью;

Индивидуально-характерологические особенности ребенка, способствующие выявлению качества его эмоциональной и волевой сферы (умение концентрировать внимание, навыки логического и абстрактного мышления, восприимчивость, впечатлительность, развитие представлений, фантазии, музыкальной памяти);

Особенности мотивации музыкальной деятельности (удовлетворение от общения с музыкой, выявление музыкальных интересов, потребностей);

2. Аналитико-технологические факторы:

Наличие у учащихся определенного объема музыкально-теоретических и исторических знаний, навыков понимания особенностей музыкального языка, умение оперировать ими в процессе музыкальной деятельности.

3. Художественно-эстетические факторы:

Наличие определенного художественного опыта, уровень эстетического развития, достаточная сформированность музыкального вкуса, умение анализировать и оценивать музыкальные произведения с позиции их художественно-эстетической ценности и значения.

Наличие у учащихся подросткового возраста тех или иных компонентов музыкального мышления, уровней его сформированности можно установить, используя в процессе исследовательской педагогической деятельности следующие критерии.

1. Характеристика репродуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие интереса к музыкальной деятельности;

Знание специфики элементов музыкального языка, их выразительных возможностей, умение оперировать музыкальными знаниями в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений (по указанию учителя).

2. Характеристика репродуктивно-продуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие интереса к исполнению народных и классических произведений песенных жанров;

Способность адекватно воспринимать и интерпретировать художественный образ песни;

Умение создать собственный план ее исполнения, аранжировки;

Умение объективно оценивать собственное исполнение песни;

Умение целостного анализа музыкального произведения с точки зрения его драматургии, жанрово-стилевых черт, художественно-эстетической ценности.

3. Характеристика продуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие потребности в творчестве в разных видах музыкальной деятельности;

Развития система музыкально-слуховых представлений, умение использовать их в практической музыкальной деятельности;

Специальные художественные способности (художественно-образное видение и др.);

Умение оперировать средствами музыкального языка (речи) в процессе создания собственных музыкальных образцов.

Литература

1.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки – М.: Изд-во Русский книжник, 1923. – 115 с.

2. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. – М.: Знание, 1981. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике; Сер. «Эстетика»; № 10)

3. Блудова В.В. Два рода перцепции и особенности восприятия произведений искусства // Проблемы этики и эстетики. – Л., 1975. – Вып. 2. – С. 147-154.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О.В. Овчинниковой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

5. Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии. – 1964. - № 3. – С. 140-154.

6. Воєводіна Л.П., Шевченко О.О. Педагогічні передумови формування музичного мислення у школярів підліткового віку // Вісник Луганського державного педагогічного університету ім. Т. Шевченка Науковий журнал № 8 (18) (За матеріалами Всеукраїнської науково-методичної конференції «Художня культура в системі вищої освіти» 20-23 травня 1999 року). – Луганськ, 1999. – С. 97-98.

7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии – М., 1966.

8. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. – М., 1980. – С.

9. Днепров В.Д. О музыкальных эмоциях: Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Л., 1972. – Вып. 5. – С. 99-174.

10. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии. – 1975. - № 5. – С. 63-70.

11. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема музыкально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности. – Киев, 1982. – С. 18-20.

12. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. – М., 1977. – Вып. 4. – С. 79-113.

13. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 354 с.

14. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. Сб. статей. / Сост. В. Максимов. – М., 1980. – С. 178-194.

15. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.: черт. и нот. ил.

16. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. - М., 1974.

17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

18. Юзбашан Ю.А., Вайс П.Ф. Развитие музыкального мышления младших школьников. М., 1983.

Музыка - искусство звукового высказывания, особого рода мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, например живописи, скульптуре, хореографии, музыка воспроизводит дущевные переживания людей и окружающую их действительность в живой, образной форме.

Произведения великих композиторов зовут к борьбе за лучшее будущее, пробуждают благородные душевные порывы и стремления. Такая музыка не всем понятна. Не все могут понять значительность ее замысла, и красоту художественных образов.

В известном романе Джека Лондона описано, как рабочий парень Мартин Иден, впервые услышав исполнение произведений классической фортепианной музыки, был обескуражен.

Игра Руфи "ошеломила Мартина, подействовала на него, как жесткий удар по говове, но ошеломив и сокрушив, в то же время всколыхнула его душу."

Способность музыки с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства в движении, в процессе непрерывного развития составляет одну из наиболее могущественных и привлекательных ее сторон.

Характеризуя музыку как область в первую очередь эмоциональных переживаний, нельзя сказать, что содержание всякого музыкального произведения целиком ограничено кругом глубоко личных настроений и чувств. Посредством выражения чувства в музыкальных произведениях с большой художественной силой воспроизводится все многообразие окружающей действительности. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества видно, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьезное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, больших социальных конфликтов.

Одним из выдающихся "живописцев" в музыке был Н.А. Римский-Корсаков.

Как и во всяком искусстве, содержание музыкального произведения притворено в художественный образ, а нередко и в целую систему образов. Образы музыкального искусства воспринимаются слухом. Вот почему никакое, даже самое яркое словесно-литературное описание музыкального произведения не может дать настоящего представления о его непосредственном звучании.

И во всяком музыкальном образе - будь то простой напев народной песни или лирический романс, музыкальная характеристика героя или основная мысль инструментального произведения - явления действительности воспроизведены специфическими выразительными средствами музыкального языка.

Понятие музыкальный язык охватывает разнообразные составные элементы и выразительные средства музыкального искусства. Сюда относятся интонационно-методическая природа музыки, ритм, ладовая организованность звуков музыкальной речи, многоголосное изложение, темп исполнения, высокие или низкие регистры звучания, тембр и многое другое.

Важная сторона музыки - ритмическая организованность. Выразительными средствами музыкального ритма воссоздаются различные стороны действительности. Развитию музыкально-ритмического чувства у людей способствовали разнообразные проявления ритмической периодичности, начиная от жизнедеятельности самого человеческого организма: равномерного дыхания и ударов сердца, пульса, размеренности естественного шага при ходьбе, упорядоченности рабочих движений при ударах топора, лопаты, взмаха косы. Не случайно одним из древнейших по происхождению видов песен были так называемые трудовые припевки, которые способствовали установлению размеренного трудового ритма рабочего коллектива. Припевные возгласы таких песен ("Еще раз", "Взяли", "Двинем", "Ух") служили как бы сигналами к совершению совместного трудового усилия.

В современном мире много видов музыки. И каждый человек выбирает подходящую для себя. Но главное, чтоб музыкальные произведения не утратили свою миссию - улучшить жизнь, совершенствовать человечество, открывать ему путь в будущее - лучезарное и прекрасное.

Музыка - высшее в мире искусство. (Лев Николаевич Толстой)

Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость". (Михаил Казиник)

Творческий вечер М.Казиника-Тайные знаки культуры

“Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!”

(А.С. Пушкин)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка - истинная всеобщая человеческая речь . (Карл Юлиус Вебер)

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - поэзия воздуха. (Ж.П. Рихтер)

Музыка - универсальный язык человечества. (Генри Лонгфелло)

Музыка - это искусство печалить и радовать без причины. (Тадеуш Котарбиньский)

Музыка - это мыслящий шум. (Виктор Мари Гюго)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - это стенография чувств. (Лев Николаевич Толстой)

Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. (В.Ф. Одоевский)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка глушит печаль. (Вильям Шекспир)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой. (Вольфганг Амадей Моцарт)

Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
(Ромен Роллан)

Музыка должна высекать огонь из людских сердец. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей. (Ромен Роллан)

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)

Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение... (Лев Николаевич Толстой)

Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная. (Ф. Шопен)

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. (Р. Вагнер)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная бессмыслица.
(Антони Берджесс)

Музыка облагораживает нравы, но нравы развращают музыку. (Кшиштоф Билица)

Музыка облагораживает нравы. (Аристотель)

Музыка образует середину между мыслью и явлением. (Генрих Гейне)

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. (Василий Александрович Сухомлинский)

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Авербах)

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем. (Роберт Шуман)

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
(Ральф Уолдо Эмерсон)

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течении нескольких минут постичь ее величие. (Томас Карлейль)

Музыка создает чувства, которых нет в жизни. (Станислав Виткевич)

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. (Аристотель)

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Григорьевич Рубинштейн)

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием. (Владимир Васильевич Стасов)

Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет. (Вильям Шекспир)

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
(Ромен Роллан)

Музыкальное невежество всегда любило хвататься за дирижерскую палочку. (Борис Андреев)


(П.И. Чайковский)

Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед. (Дмитрий Шостакович)

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи. (Дмитрий Шостакович)

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат" (Д.Д. Шостакович).

Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (В.Ф. Одоевский)

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. (Карл Барт)

Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас. (Теодор Адорно)

Не стреляйте в пианиста - он делает все, что может. (Оскар Уайльд)

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом. (Жермена де Сталь)

Нужны новые уши для новой музыки. (Фридрих Ницше)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

О музыке нужно писать нотами. (Болеслав Пашковский)

Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими. (Жорж Санд)

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух,
всегда оставаться музыкой.
(Вольфганг Амадей Моцарт

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
(П.И. Чайковский)
Музыка - это стенография чувств.
(Л. Толстой)