Это мистический роман. Булгаков практически в этом роман вложил свое мировоззрение. Он писал не выдуманную историю, а настоящую жизнь наших дней. И сейчас существует эта Маргарита.Ведь высшие силы существуют. В одном лице она же Иисус и Воланд, а остальная энергия Божья как бы распространилась во вселенной и кто также знает как Булгаков и Мастер то имеет именно ту Божественную суть, но не яв-ся той самой Маргаритой и Воландом и Люци и Источником и Абсолютом. 😉 .Эта Маргарита известна многим кто имеет такого рода знания и более того о ней везде упоминают- в фильмах, песнях, и т.д. Мастер, Иван Бездомный, Матвей, Иешуа. Маргарита, ПП, собака Бинго, Матвей, Воланд, это одни и те же лица. Ииуда, Алоизий Магарыч, Латунский, сосед снизу Маргариты, это своего рода Иуды. Пока Мастер отсижывается в больнице как ПП в аду 2000 лет за трусость, Маргарита как Иисус на кресте страдает за тех кто ей кажется добрым Иисусом живя в неведении. Свита Воланда как и сам Воланд самая настоящая темная сторона этого мира. Ведь Азазель, Бегемот это демоны. И если поразмышлять, вот Воланд в романе хоть и участвует как гипнотизер, маг, но по сути это нечистая сила явившаяся из ниоткуда. Почему именно эта Маргарита? Поверьте высшие силы не делают ничего просто так, этому всегда есть разумное действие и Маргарита именно та часть высших сил. Они ее нашли и начали действо именно с ее знакомства. Мастер как и писатель писали то что имели в знаниях, но о настоящей сути не догадывались. Ведь свою судьбу и миссию человеку даже со сверх способностями знать не ведомо. Маргарита же ничего не знала, но к ней явилась вся темная сторона вселенной. Повторю, Маргарита на балу у сатаны страдала также как и Иешуа на кресте, из-за людских грехов. Заметили в этом сходство? Мастер это реинкарнация Иешуа. А Иисус это Маргарита. Высшие силы перплетены между собой, и это говорит о том что это единая сила. А мое личное мнение в том что Маргарита являясь светлой королевой у темной силы и есть та самая высшая сила и Иисус, а сам мастер по средствам знаний как Левий Матвей, помощник, чья миссия заключена в том чтобы быть ей верным слугой, помощником. Мастер пишет роман, Маргарита как Воланд спасает его от предательства людей. Но не забываем что Маргарита также вместе с ним страдает, и выпивает кровь предателей Иисуса, будучи свидетелем смерти Иуды, который реинкарнировал. Если Мастер Иешуа, то почему же Маргарита на балу пьет кровь того кто загубил Иисус и рушится мир, бал? Это рушатся все построенные воздушные замки предателей высших сил. Воланд уже надет не в рванину, а костюме воина, защитника, кто его породил. И Маргарита ликует. Она живет двойной жизнью, и поэтому в подвальчики она говорит мысленно с тем кем считает по не знанию Иисусом, но это по сути Иуда который предал ее, и опять погубила темная сила опять Иисуса-Маргариту по причине людских грешных дел. Вобщем это Космос)))

Рецензия на книгу «Мастер и Маргарита» – М. А. Булгаков, написанная в рамках конкурса «Ни дня без книг». Автор рецензии: Брезгина Ивета.

Какими качествами должна обладать книга, чтобы быть достойной носить гордое звание «самой любимой»?.. Безусловно, она должна иметь захватывающий сюжет и быть непохожей на все остальные книги. Кроме того, что более важно, любимая книга должна быть мудрым другом и советчиком своему читателю, обладающим сверхспособностью появляться в его жизни в самый нужный момент. Все это – неоспоримые истины. Но в жизни каждого человека всегда есть одна не просто любимая, а ОСОБЕННАЯ книга, которая являет собой нечто гораздо большее, нежели просто набор вышеперечисленных качеств. В такой ОСОБЕННОЙ книге каждая строчка, каждое слово для ее читателя – словно глоток живительного свежего воздуха: опьяняющий, заставляющий сердце биться чаще и дарящий ощущение абсолютного счастья и блаженства. Для меня такой ОСОБЕННОЙ книгой стал роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Мое знакомство с «Мастером и Маргаритой», как и у большинства из нас, произошло в школьные годы. И, как и все, перед прочтением я уже была наслышана об этом легендарном романе, мнения о котором у разных людей кардинально разнятся: одни его боготворят, другие презирают, а третьи, по их собственному признанию, просто не понимают. Такие противоречивые отзывы, безусловно, только подогревают интерес к этому литературному произведению: на мой взгляд, они значительно усиливают желание прочитать его и сформировать о нем собственное мнение.

Скажу честно: первая попытка осилить «Мастера и Маргариту» у меня с треском провалилась. Приступив ко второй главе, в которой действие из Москвы 1930-х годов переносится в древний Ершалаим времен Понтия Пилата, я осознала, что просто перестала понимать суть происходящего. По прошествии почти восьми лет я вижу, что в шестнадцатилетнем возрасте роман «Мастер и Маргарита» невероятно сложен для восприятия, поэтому неудача при первой моей попытке прочесть его вполне объяснима. Книга была отложена в сторону, благо до обсуждения произведения на уроках литературы времени еще было достаточно.

Спустя пару месяцев я случайно увидела несколько эпизодов из сериала, снятого на основе романа «Мастер и Маргарита» российским кинорежиссером Владимиром Бортко. Харизматичные булгаковские персонажи, которых на экране воплотили Олег Басилашвили (Воланд), Александр Абдулов (Коровьев), Александр Филиппенко (Азазелло), Анна Ковальчук (Маргарита) и другие талантливые актеры, вдохновили меня на вторую попытку «штурма» книги. И, о чудо, на этот раз «неприступная крепость» была взята! Я с головой погрузилась в два параллельных мира, которые Михаил Афанасьевич создал на страницах своего романа – советскую Москву и древний Ершалаим. В течение нескольких дней я сопереживала пронзительной истории любви Мастера и Маргариты, сострадала Иешуа, смеялась над проделками Воланда и его свиты, а дочитав последние слова, поняла, что влюбилась в это великое произведение на всю жизнь.

Думаю, что основные перипетии «Мастера и Маргариты» известны многим, даже тем, кто этот роман еще не читал. Пересказывать сюжет в рецензии не имеет смысла, поэтому ограничусь лишь некоторыми ключевыми моментами. Ранее я уже несколько раз писала о том, что события романа параллельно разворачиваются в двух мирах – Москве 1930-х годов и Ершалаиме первого века н.э. Это – одна из главных «изюминок» романа. Но при повторных прочтениях пытливый читатель может заметить, что эти два мира не так уж параллельны, а имеют точки соприкосновения. Их объединяет, в первую очередь, личность пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который в советской Москве предстает в качестве главного героя романа, написанного Мастером. Таким образом, «Мастер и Маргарита» – это «роман в романе». Менее заметным является тот факт, что некоторые герои, живущие в Москве 1930-х годов, имеют своих прототипов в древнем Ершалаиме: Мастер – Иешуа и их последователи – Иван Бездомный и Левий Матфей соответственно.

Особое место в романе отведено истории любви героев, чьи имена вынесены в название произведения – Мастера и Маргариты. Отрывок, где Мастер рассказывает Ивану Бездомному о первой встрече с Маргаритой (во время которой, по словам главного героя, он «внезапно понял, что всю жизнь любил именно эту женщину») – один из самых любимых моих моментов во всей книге. Каждый раз, когда перечитываю его, сердце замирает от восхищения величайшим литературным талантом Булгакова и от нежности к книге!

Особенным роман Булгакова делает и наличие такого необычного героя как Воланд – дьявола во плоти. На примере этого персонажа Михаил Афанасьевич демонстрирует читателям, что мир состоит не из абсолютных добра и зла, а из их бесчисленных смешений, из полутонов. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?» – вопрошает Воланд Левия Матвея. «Ведь тени получаются от предметов и людей», – продолжает он. «Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?». В этих строчках, на мой взгляд, и заключена самая суть романа. Воландовский фонтан «наказующего зла» – ярчайший пример тому, как на первый взгляд абсолютное зло может вершить правосудие, карая за дурные поступки и помогая тем, кто это заслужил.

Свою ОСОБЕННУЮ книгу я перечитываю каждый год на рубеже апреля и мая – ведь именно в это время года Воланд посетил Москву, а Понтий Пилат вынес смертный приговор Иешуа. Так окружающая обстановка помогает мне еще больше погрузиться в роман и прочувствовать его. Но зачастую ждать этого времени сил уже нет, и я читаю «Мастера и Маргариту» еще один-два раза в год.

В одной из последних глав романа приближенный Воланда – Бегемот – восклицает в ответ на заявление о том, что умер: «Протестую, Достоевский бессмертен!». Я считаю, что эта цитата так же применима к Михаилу Афанасьевичу Булгакову, бессмертие которому даровало главное произведение его жизни – роман «Мастер и Маргарита».

Рецензия написана в рамках конкурса «Ни дня без книг»,
автор рецензии: Брезгина Ивета.

Изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Учебная презентация по литературе Преподаватель: Щепило Н. А.

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940 Томас Манн: «Вообще говоря, талант – очень сложное и трудное понятие, и дело здесь не столько в том, что представляет человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу…»

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940 М. А. Булгаков в телефонном разговоре со И. В. Сталиным: « Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может…»

1919 год «В 1919 году, проживая в городе Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город…» М. А. Булгаков

Роман «Белая гвардия» - роман о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Герои романа с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй, ни в какой мере не пытались удержать его, но пренебрежение вечными устоями жизни воспринималось ими как катастрофа с тяжелейшими последствиями для страны.

Первичное восприятие романа: Продолжите предложение в тетради: «Роман «Мастер и Маргарита» – это роман о…»

Как связаны между собой I и II главы романа «Мастер и Маргарита» ? ВРЕМЯ: действие разворачивается во время Пасхи. Иудейская пасха – 14 нисана – выпала в год смерти Иисуса Христа на пятницу. «Первый день опресноков» начинался в среду вечером. В среду днем Воланд появляется на Патриарших прудах.

Патриаршие пруды Роман “Мастер и Маргарита” начинается на Патриарших прудах, то есть на бывшем Козьем болоте. Не зря Воланд является именно сюда, ибо болото - лучшее место для чёрта, а его новое наименование - Патриаршие пруды - подаёт сигнал к спору о том, существовал ли Христос или не существовал.

Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и Маргарита» ? ГЕРОИ: в период со среды по пятницу Иисус Христос три раза предсказывает свою смерть, Воланд – чужую.

Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и Маргарита» ? СПОР О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА: Воланд: Позвольте вас спросить, как же может управлять человек (жизнью человеческой и все распорядком на земле), если он не только лишен возможности ставить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? – Чем хочешь, чтобы я поклялся? – Ну, хотя бы жизнью твоею, ею клясться самое время, так как она висит на волоске. – Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? Если это так, то ты очень ошибаешься. – Я могу перерезать этот волосок. – И в этом ты ошибаешься. Согласись, что перерезать волосок может лишь тот, кто повесил?

Сопоставление образов Воланда и Иешуа ВОЛАНД Рот какой-то кривой. Правый глаз – черный, левый – зеленый. ИЕШУА ГА-НОЦРИ Под левым глазом у человека был синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. «Один, один, я всегда один» , - горько ответил -Родные есть? профессор. - Нет никого. Я один в мире. - Вы где остановились? - Я? Нигде. У меня нет постоянного жилища Сведение, которое мне, как путешественнику, Я путешествую из города в город. чрезвычайно интересно. Я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков. - Знаешь ли ты какой-нибудь язык, кроме арамейского? - Знаю. Греческий. - Ты, может быть, знаешь и латинский язык? - Да, знаю. Приехал сумасшедший немец или только что Бродячий философ оказался спятил на Патриарших. душевнобольным.

Анатоль Франс «Сад Эпикура» (1894): «На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия. Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым истребленным пороком исчезает и соответствующая ему добродетель» .

Домашнее задание: 1. Перечитать главы романа, посвященные жизни Москвы 1930 -х годов. 2. Письменная работа «Смысл эпиграфа Булгакова «Мастер и Маргарита» .

Булгаковская Москва « - Какой интересный город, не правда ли? Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: - Мессир, мне больше нравится Рим» .

«Черная магия и ее разоблачение» Разоблачить – раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь, злоупотребления… Воланда совершенно не интересует то обстоятельство, что со времени его прошлого визита на Землю люди «научились шибче ездить по дорогам. И сами бреются. И радио понимать умеют. И стали летать под самые небеса» . Что интересует Воланда? - задача эксперимента Сам эксперимент: –Прошу глядеть вверх!. . Раз – в руке у него оказался пистолет, он крикнул: - Два! – Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: - Три! – Сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зале белые бумажки… Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки… всюду гудело слово «червонцы, червонцы…»

Выводы эксперимента: - Ну что же, они люди как люди… любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота… Обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… ТОЛЬКО…

Подведение итогов: Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что характерно для Москвы Булгакова? Какими средствами создается ее образ?

Москва в романе «Мастер и Маргарита» Москва как место действия реальных исторических событий Нравственноэстетическая модель общества Москва как граница миров Москва как локальное пространство советской действительности Москва как художественный объект Индивидуальнохудожественная картина мира Социальнобытовая модель общества Москва как семиотическое пространство

Семиотическое пространство - Система географических, исторических, политических, социальных, культурных и т. д. кодов, позволяющих расшифровывать любой текст, созданный в данном пространстве. В семиотическом пространстве постоянно идет процесс накопления информации. Новые языки появляются, но старые не исчезают насовсем. И произведения искусства никогда не становятся мертвыми экспонатами. Они продолжают активно участвовать в развитии культуры как живые факторы. В любой момент произведение искусства, казавшееся устаревшим, может вновь сделаться ультрасовременным. На каждое новое понимание культурной ситуации работает не последний временной срез, а вся толща текстов культуры. Это касается и смысловых кодов. Так, в последнее время вновь оказался востребованным слоган Москва – Третий Рим.

И. Золотусский «Заметки о двух романах Булгакова»: «Булгаковский смех разит и убивает. Он артистичен, этот убийственный смех. Он даже легок и шипуч, как шампанское. Но в это шампанское подмешан яд…»

М. Булгаков Письмо к Правительству «М. Булгаков стал сатириком и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима»

Домашнее задание: 1. Выбрать из романа описание нравов современной Булгакову писательской среды. 2. Перечитать 13 главу романа.

«Но ты, художник, твёрдо веруй…» Тема художественного творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

МАССОЛИТ «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом» .

Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа? Однодневная творческая путевка Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной КАССА Личные вопросы скетчистов Правление МАССОЛИТа Перелыгино Рыбно-дачная секция Редакционная коллегия Председатель МАССОЛИТа БИЛЬЯРД Квартирный вопрос

О чем спорят Воланд и Берлиоз? Воланд: Позвольте вас спросить, как же может управлять человек (жизнью человеческой и все распорядком на земле), если он не только лишен возможности ставить какойнибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

«Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна» Точное суждение о Новом Завете: Иисуса Христа никогда не было на свете. Так что некому было умирать и воскресать, Не о ком было Евангелия писать.

Вина Берлиоза, его страшный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, и даже не только дьявола, но и вообще чего бы то ни было. Суть концепции, проповедником которой является Берлиоз, состоит в том, что на свете вообще ничего нет, кроме той грубой реальности, которая доступна нашему человеческому зрению. Именно поэтому Берлиоз получает НИЧТО, полное и абсолютное небытие

Иван Бездомный Н. С. Трубецкой «Мы и другие» «Положительное значение большевизма может быть в том, что, сняв маску и показав всем сатану в его неприкрытом виде, он многих через уверенность в реальность сатаны привел к вере в Бога. Но, помимо этого, большевизм своим бессмысленным (вследствие неспособности к творчеству) ковырянием жизни глубоко перепахал русскую целину, вывернул на поверхность пласты, лежавшие внизу, а вниз – пласты, прежде лежавшие на поверхности. И, быть может, когда для созидания новой национальной культуры понадобятся новые люди, такие люди найдутся именно в тех слоях, которые большевизм случайно поднял на поверхность русской жизни…» ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ОТРЫВОК СТАТЬИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРАЗУ ИВАНА БЕЗДОМНОГО

Иван Бездомный – положительный герой? 1. «Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью» . 2. «Несмотря на то, что Иван был малограмотным человеком, он догадался, где нужно искать сведений о Пилате» . 3. «Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали? – Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился…» 4. «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!» 5. Знакомство Мастера с языками вызывает у Ивана зависть.

Образ Мастера Мастер – лицо, достигшее высокой степени в овладении какимнибудь искусством, а также (в древности) – магистр, причастный высшей власти и тайне.

Александр Блок (по воспоминаниям поэтессы Н. Павлович) «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером… Мастер – тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе…» «Большевики мешают чувствовать себя Мастером, ибо Мастеру надо иметь ось, органическую, бесспорную, в себе…»

История Мастера «Ах, какая у меня Подвал Мастера была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу… и я уже знал, что последними словами романа будут: «…Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» » .

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет…. Розы- один из символов Иисуса Христа. Для поколения М. А. Булгакова розы ассоциировались с учением Христа - Вы вообще не любите цветов? . . - Я розы люблю…

Src="https://сайт/presentation/3987339_23495120/image-53.jpg" alt=" был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала"> был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах… «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась» , - прошептал мастер и поник головой…

« - Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди!… Но никто не шел. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее» . «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно» .

Кто организовал травлю Мастера? Письмо М. А. Булгакова Правительству СССР от 28 марта 1930 г. – «Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них похвальных было 3, враждебно-ругательных – 298» .

Почему рукопись, которая была сожжена Мастером, не сгорела? «Рукописи не горят» – это знаменитая реплика Воланда, давно уже вошедшая в повседневную речь и ставшая даже чуть ли не пословицей, имеет совершенно определенный смысл

Как заканчивается глава 24 романа? А как начинается глава 25? Почему? Глава 24 … И сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова: - Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Да, тьма… Глава 25 Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом…

Глава «Казнь» – сон, привидевшийся Ивану Бездомному. Первая встреча прокуратора Иудеи Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри – рассказ Воланда. ПОЧЕМУ?

Таким образом, нам сразу дают понять, что сейчас мы узнаем не еще одну версию событий, а как все это было на самом деле. История, описанная Мастером, была не выдумана им, она была им угадана. При чем, как видно, угадана верно, вплоть до самых подробностей…

Зачем тогда Воланд начинает свой рассказ с реплики из романа Мастера? «И доказательств никаких не требуется, - ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал. – Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана…»

Почему? Очевидно, нам хотят намекнуть, что история, которую рассказывает Воланд, не только соответствует тому, что было в жизни, но и будет рассказана теми единственными словами, которыми она только и может быть изложена.

Объяснение этому может быть одно: очевидно, Мастер в своем романе угадал и зафиксировал на бумаге нечто такое, что существует объективно, следовательно, не только сама история, но и все ее словесное выражение представляет собой угаданную Мастером реальность. Рукопись – листы бумаги, испещренные буквами, - лишь внешнее отражение этой реальности. Сама же реальность существует где-то еще, вне рукописи и независимо от нее.

Домашнее задание: 1. Письменная работа «Своеобразие изображения литературного мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . 2. Перечитать главы 19 – 31 романа. 3. Прочитать I часть «Фауста» Гёте.

Какой эпиграф выбрал для своего романа Булгаков? Почему именно эти слова Мефистофеля? Как связаны эпиграф и поступки Воланда?

Сравните появление Воланда в романе Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гёте?

Сопоставьте слова Воланда о человеке в I и XII главах «Мастера и Маргариты» со словами Мефистофеля из «Пролога на небесах» трагедии Гёте. Что придает убедительность рассуждениям обоих персонажей? Мефистофель Воланд Человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер… Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… ну легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… Сказать мне нечего о солнцах и мирах: Лишь муки вижу я и корчи человека. Смешной божок земли, на тризнах и пирах Чудак такой же он, как был в начале века! Ему, возможно, легче бы жилось, Когда бы завладеть не довелось Тем отблеском божественного света, Что разумом зовет он: свойство это Лишь на одно сумел употребить – Чтоб из скотов скотиной главной быть! Позвольте мне – хоть этикет здесь строгий – Сравненьем речь украсить: он на вид – Ни дать ни взять кузнечик долгоногий, - То по траве поскачет, то взлетит, Одну и ту же песенку твердит. И нет чтобы в цветах сидеть уютно, - Он прямо в грязь ныряет поминутно…

Почему в романе М. А. Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал нечистую силу?

Сравните Мастера и Фауста: что мы узнаем о них при первом знакомстве? Каковы их занятия? Как они относятся к результатам своей деятельности? Какие вопросы их мучают? Как они пытаются их решать? Каковы их стремления? В чем они видят выход?

Формула Лессинга: «Трагический герой должен быть виновен и невиновен одновременно» . Поэтому и Мастер, и Фауст вынуждены вечно расплачиваться, потому что стали искать помощи у потусторонних сил и тем самым связали свою дальнейшую судьбу с сатаной.

Почему Мастер не заслужил света? В русской литературной традиции свет и покой едины. Булгаков даже для эпиграфа письма к Сталину избрал некрасовское стихотворение, в котором была строка: «ВДРУГ АНГЕЛ СВЕТА И ПОКОЯ МНЕ ПЕСНЮ ЧУДНУЮ ЗАПЕЛ…»

Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Мандельштам О. Э.

Елена Сергеевна Булгакова: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. »

Сопоставьте характеры и образы главных героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты»: чем они привлекли главных героев? Как произошли их встречи с любимыми? Каковы их чувства по отношению к Мастеру и Фаусту? Чем завершаются их судьбы? Каково их отношение к Воланду и Мефистофелю?

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Для чего Булгакову понадобилось сравнение любви с убийцей в переулке, с финским ножом? Что это доказывает?

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас» . Никого – значит, и Бога. Ну а поскольку любой человек считает Бога сильнее себя, то запрет Воланда оказывается еще более конкретным. Красота сатанинской формулы блокирует саму возможность молитвы.

Домашнее задание 1. Перечитать «ершалаимские» главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» 2. Письменная работа на выбор: Смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . Анализ эпизода «Великий бал сатаны» из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» .

Для чего писателю понадобились «ершалаимские» главы? Первоначально Булгаков не счел возможным поместить добро в современную ему действительность, отнеся его к далекому прошлому. Иешуа задуман сразу, этот персонаж есть уже в ранних редакциях романа, и лишь после появления в жизни писателя Елены Сергеевны и их взаимной любви возникают образы Мастера и Маргариты.

Для Пилата слова о должности – только попытка успокоить больную совесть. В финале, когда Мастер и Маргарита видят сидящего в кресле Пилата, Воланд сообщает им, что прокуратор все время говорит «одно и то же. Он говорит, что при луне ему нет покоя и что у него плохая должность» .

ВСЕПРОЩЕНИЕ – полное прощение всего и всех. МИЛОСЕРДИЕ - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям.

Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, в котором находят отражения философские, а значит вечные темы. Любовь и предательство, добро и зло, истина и ложь, поражают своей дуальностью, отражая противоречивость и, вместе с тем, полноту человеческой природы. Мистификация и романтизм, оформленные изящным языком писателя, подкупают глубиной мысли, требующей неоднократного прочтения.

Трагично и безжалостно предстаёт в романе сложный период Российской истории, разворачиваясь таким сермяжным боком, что сам дьявол посещает чертоги столицы, чтобы вновь стать пленником фаустовского тезиса о силе, что вечно хочет зла, но совершает благо.

История создания

В первой редакции 1928 г. (по некоторым данным 1929 г.) роман был более плоским, и выделить конкретные темы не представляло труда, но за прошествием почти десятка лет и в результате непростой работы, Булгаков пришёл к сложно структурированному, фантастичному, но от оттого не менее жизненному повествованию.

Наряду с этим, будучи человеком преодолевающим трудности рука об руку с любимой женщиной, писатель сумел найти место для природы чувств более тонких, чем тщеславие. Светлячками надежды проведя главных героев через дьявольские испытания. Так роману в 1937 году было дано окончательное название: «Мастер и Маргарита». И это была третья редакция.

Но работа продолжалась практически до самой смерти Михаила Афанасьевича, последнюю правку он внёс 13 февраля 1940 года, а 10 марта того же года скончался. Роман считается незаконченным, о чём свидетельствуют многочисленные заметки в черновиках, сохранённых третьей женой писателя. Именно благодаря ей мир увидел произведение, пусть и в сокращённом журнальном варианте, в 1966 году.

Попытки автора довести роман до логического завершения свидетельствуют о том, насколько важен он был для него. Булгаков выгорел последними своими силами в идею создания чудесной и трагичной фантасмагории. В ней чётко и слаженно отразилась его собственная жизнь в узкой, словно чулок, комнатёнке, где он боролся с болезнью и пришёл к осознанию истинных ценностей человеческого бытия.

Анализ произведения

Описание произведения

(Берлиоз, Иван бездомный и Воланд между ними )

Действие начинается с описания встречи двух московских литераторов с дьяволом. Разумеется, ни Михаил Александрович Берлиоз, ни Иван бездомный даже не подозревают, с кем беседуют майским днём на патриарших прудах. В дальнейшем Берлиоз погибает согласно пророчеству Воланда, а сам мессир занимает его квартиру, чтобы продолжить свои розыгрыши и мистификации.

Иван бездомный, в свою очередь, становится пациентом психиатрической больницы, не справившись с впечатлениями от встречи с Воландом и его свитой. В доме скорби поэт знакомится с Мастером, написавшим роман о прокураторе Иудеи, Пилате. Иван узнаёт, что столичный мир критиков жестоко обходится с неугодными писателями и начинает понимать толк в литературе.

По исчезнувшему Мастеру тоскует Маргарита - бездетная женщина тридцати лет, жена крупного специалиста. Неведение доводит её до отчаяния, в котором она признаётся себе в готовности отдать душу дьяволу, лишь бы узнать о судьбе возлюбленного. Один из членов свиты Воланда, демон безводной пустыни Азазелло, доставляет Маргарите чудодейственный крем, благодаря которому героиня превращается в ведьму, чтобы исполнить роль королевы на балу сатаны. С достоинством преодолев некоторые мучения, женщина получает исполнение своего желания - встречу с Мастером. Воланд возвращает писателю сожжённую во время травли рукопись, провозглашая глубоко философский тезис о том, что «рукописи не горят».

Параллельно развивается сюжетная линия о Пилате, романе, написанном Мастером. История повествует об арестованном странствующем философе Иешуа Га-Ноцри, которого предал Иуда из Кириафа, сдав властям. Прокуратор Иудеи вершит суд в стенах дворца Ирода Великого и вынужден казнить человека, чьи пренебрежительные к власти кесаря, и власти вообще, идеи кажутся ему интересными и достойными обсуждения, если не справедливыми. Справившись с долгом, Пилат приказывает Афранию - начальнику тайной службы - убить Иуду.

Сюжетные линии совмещаются в последних главах романа. Один из учеников Иешуа, Левий Матвей, посещает Воланда с ходатайством даровать влюблённым покой. Той же ночью сатана и его свита покидают столицу, а Мастеру и Маргарите дьявол дарит вечный приют.

Главные герои

Начнём с тёмных сил, появляющихся в первых главах.

Персонаж Воланда несколько отличается от каноничного воплощения зла в чистом виде, хотя в первых редакция ему была отведена роль искусителя. В процессе обработки материала по сатанинской тематике, Булгаков слепил образ игрока с беспредельной силой вершить судьбы, наделённого, вместе с тем, всезнанием, скепсисом и толикой игривого любопытства. Автор лишил героя всякой бутафории, вроде копыт или рогов, изъял также большую часть описания внешности, имевшей место быть во второй редакции.

Москва служит Воланду сценой, на которой он, к слову, не оставляет никаких фатальных разрушений. Воланд призван Булгаковым, как высшая сила, мерило человеческих поступков. Он есть зеркало, отражающее суть остальных персонажей и общества, погрязшего в доносах, коварстве, жадности и лицемерии. И, как всякое зеркало, мессир даёт возможность людям, думающим и склонным к справедливости, измениться в лучшую сторону.

Образ с ускользающим портретом. Внешне в нём сплелись черты Фауста, Гоголя и самого Булгакова, поскольку душевная боль, причинённая жёсткой критикой и непризнанием, доставила писателю немало проблем. Мастер задуман автором, как персонаж, которого читатель скорее чувствует, словно имеет дело с близким, родным человеком, а не видит, как постороннего, через призму обманчивой внешности.

Мастер мало что помнит о жизни до встречи с любовью - Маргаритой, словно и не жил по-настоящему. Биография героя несёт чёткий отпечаток событий жизни Михаила Афанасьевича. Только финал писатель придумал для героя более светлый, нежели испытал сам.

Собирательный образ, воплощающий в себе женскую смелость любить вопреки обстоятельствам. Маргарита привлекательна, дерзка и отчаянна в своём стремлении воссоединиться с Мастером. Без неё ничего и не случилось бы, ведь её молитвами, если можно так выразиться, состоялась встреча с сатаной, её решительностью случился великий бал и только благодаря её непреклонному достоинству случилась встреча двух главных трагических героев.
Если снова оглянуться на жизнь Булгакова, несложно отметить, что без Елены Сергеевны, третьей жены писателя, двадцать лет прорабатывавшей его рукописи и следовавшей за ним при жизни, словно верная, но экспрессивная тень, готовая сжить со свету врагов и недоброжелателей, тоже не случилось бы публикации романа.

Свита Воланда

(Воланд и его свита )

В свиту входят Азазелло, Коровьёв-Фагот, Кот бегемот и Гелла. Последняя является женщиной-вампиром и занимает нижнюю ступень в демонической иерархии, второстепенный персонаж.
Первому служит прообразом демон пустыни, он исполняет роль правой руки Воланда. Так Азазелло безжалостно убивает барона Майгеля. Помимо способности к убийству, Азазелло умело обольщает Маргариту. В некотором роде, этот персонаж, введён Булгаковым для того, чтобы изъять из образа сатаны характерные поведенческие повадки. В первой редакции автор хотел назвать Воланда Азазель, но передумал.

(Нехорошая квартира )

Коровьёв-Фагот тоже демон, причём старший, но фигляр и клоун. В его задачу входит смущать и воодить в заблуждение достопочтенную публику.Персонаж помогает автору обеспечить роман сатирической составляющей, высмеивая пороки общества, пролезая в такие щели, куда не доберётся обольститель Азазелло. При этом в финале он оказывается вовсе не хохмачом по своей сути, а наказанным за неудачный каламбур рыцарем.

Кот Бегемот - лучший из шутов, оборотень, склонный к чревоугодию демон, то и дело вносящий переполох в жизнь москвичей своими комичными похождениями. Прообразами определённо послужили коты, как мифологические, так и вполне реальные. Например, Флюшка, живший в доме Булгаковых. Любовь писателя к животному, от имени которого он порой писал записки второй жене, перекочевала на страницы романа. Оборотень отражает склонность интеллигенции преображаться, как это делал и сам писатель, получая гонорар и тратя его на покупки деликатесов в магазине Торгсин.


«Мастер и маргарита» - уникальное литературное детище, ставшее оружием в руках писателя. С его помощью Булгаков расправился над ненавистными социальными пороками, в том числе, которым был подвержен сам. Он смог выразить свой опыт переживаний через фразы героев, ставшими нарицательными. В частности, утверждение о рукописях восходит к латинской пословице «Verba volant, scripta manent» - «слова улетают, написанное остаётся». Ведь сжигая рукопись романа, Михаил Афанасьевич не смог позабыть ранее созданное и вернулся к работе над произведением.

Идея романа в романе позволяет автору вести две большие сюжетные линии, постепенно сближая их во временной ленте покуда те не пересекутся «за гранью», где вымысел и реальность уже неотличимы. Что, в свою очередь, поднимает философский вопрос о значимости помыслов человека, на фоне пустоты слов, что разлетаются с шумом птичьих крыльев во время партии Бегемота и Воланда.

Роману Булгакова суждено пройти сквозь время, как и самим героям, чтобы вновь и вновь затрагивать важные аспекты социальной жизни человека, религии, вопросов морально-этического выбора и вечной борьбы добра и зла.