/ / / Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Раневская предстает перед читателем как женщина уже не молодая, но сумевшая сохранить довольно привлекательную внешность. Похоронив много лет назад сына, у нее осталась родная дочь и удочеренная Варя.

Женщина уезжает в Париж, дабы убежать от горя, которое нависло над ней как клеймо. Однако и в другой стране Любовь не находит счастья. Ее избранник сначала сильно заболевает, а позже разоряет Раневскую и находит себе «новую» любовь. Это и заставляет ее вернуться в родное поместье, которое уже выставлено на торги за большой долг.

Чехов показывает и характер Раневской. Женщина добрая, щедрая, возвышенная, очень образованная. Между ней и дочерью Анной чувствуются настоящая привязанность. Все герои пьесы отзываются о ней положительно.

Однако женщина имеет и ряд положительных отрицательных качеств. Она расточительна и невнимательно относится к деньгам. Ее «легкость и воздушность» всего лишь внешняя оболочка бесхарактерности, глупости и жеманства. Все свое время женщина привыкла проводить в свое удовольствие. Ее не беспокоит, чем питаются ее дети, чем она будет расплачиваться за музыкантов, и вообще чем помочь семье в тяжелое время. Пассивное участие в решении судьбы вишневого сада, влечет за собою соответствующие последствия. Но она об этом даже не думает. Женщина свято верит в чудо, и не понимает всей серьезности ситуации.

Все ее мысли направлены в воспоминания о былом времени. Она как бабочка порхает по комнатам, обнимает старую мебель и восхищается цветением вишен.

Раневская абсолютна пустая внутри. Привыкшая иметь всегда много денег, жить в роскоши, носить дорогие украшения, давать балы, женщина абсолютно не приспособлена к реальной жизни. Возможно, из-за этого она подсознательно подбирает себе мужчин, которые так же беззаботно «существуют», за ее счет.

Несколько раз Любовь ловит себя на мысли, о том, что на все экономит, и во всем себе отказывает. И что сейчас не те времена, когда можно «сорить» деньгами, но это лишь временное просветление. Ей немного жаль дочь, но менять свою жизнь она не собирается. Ведь Раневская не знает, с каким трудом достаются «червонцы».

Кошельком Раневской привыкли пользоваться многие, даже ее преданный лакей Яша. Она не задумывается, что такая жизнь ведет ее в нищету, где ей никто уже не поможет, даже .

А пока есть деньги, присланные ее тетушкой, чтобы выкупить имение, но которых катастрофически не хватило, есть лакей Яша, есть Париж, снова распахивающий свои объятия... Впереди безбедная жизнь за границей, раскаявшийся любовник, о чем еще Раневской можно мечтать?! А дочери? Ну да Бог с ними, взрослые же уже, сами как-нибудь проживут…

Любовь настолько обескуражена потерей вишневого сада, что пускает на самотек сватовство Вари. Она опять считает, что без нее эта «проблема» как-нибудь сама собой решится. А в итоге, Лопахин, так и не решается сделать девушке предложение замужества. Варя уезжает работать к «чужим» людям экономкой и это нисколько не волнует беспечную Раневскую. Главное, что у нее все хорошо.

Пьеса "Вишневый сад" стала жемчужиной творчества А. П. Чехова. Литературоведы продолжают спорить о том, что символизировал вишневый сад. А созданные характеры персонажей вызывают противоречивые мнения, но читателей они не оставят равнодушными. Ниже будет представлена характеристика Раневской из "Вишневого сада".

История героини

Начать характеристику Раневской из "Вишневого сада" нужно с ознакомления с историей ее жизни. Это позволит лучше понять характер героини. И в самой пьесе читатель узнает о событиях ее жизни от самой Любови Андреевны. В самом начале говорится, что Раневская возвращается из Парижа вместе со своей младшей дочерью Аней. В этом городе Любовь Андреевна провела пять лет, и вернулась она не от тоски по России.

Ей пришлось вернуться из-за того, что их родовое имение с вишневым садом могли продать за долги. Замуж Раневская вышла за какого-то присяжного поверенного, который не был дворянином. Муж делал только одно - много пил, и умер от злоупотребления алкоголем (а именно - шампанским). Читатель понимает, что замужество с таким человеком едва ли сделало героиню счастливой.

У нее случается скоротечный роман. Ее сын, будучи маленьким, тонет, и, испытывая чувство вины, Любовь Андреевна уезжает за границу. Но любовник уезжает вслед за ней, и после нескольких лет страстного романа он без сожалений бросает ее. При этом он обирает ее, оставляя без средств к существованию. После его предательства Любовь Андреевна пыталась отравиться, но, к счастью, попытка не увенчалась успехом.

За ней отправляется ее дочь Анна. И как бы ни казалось странным, но эта ранимая и впечатлительная девушка понимает и жалеет свою мать. В России Любовь Андреевна прожила всего 5 месяцев, а после продажи имения возвращается в Париж к своему любовнику. Такова печальная история Раневской из "Вишневого сада".

Внутренний мир героини

Давая характеристику Раневской из "Вишневого сада", нужно постараться раскрыть противоречивый характер героини. Любовь Андреевна привлекательная, добрая, имеет чувство юмора, но в то же время ее нельзя назвать умной и рассудительной женщиной. Ведь она никак не стремится изменить то положение, в котором она оказалась. Разумное решение, которое позволило бы не только спасти родовое имение, но и поправить финансовое положение, она отвергает.

Конечно, с ее стороны это было недальновидно, но это показало ее как сентиментальную женщину, которая не могла согласиться на то, чтобы продать дом и вырубить вишневый сад из-за воспоминаний, связанных с ним. Любовь Андреевна - женщина весьма легкомысленная, потому что она не задумывается о будущем, что будет с ее дочерьми, для нее существует любовь, из-за которой она и возвращается в Париж. И это можно рассматривать не только как ветреность и глупость с ее стороны, но и надежду на то, что и у нее будет счастье. Вот поэтому образ Раневской в пьесе "Вишневый сад" получился таким противоречивым.

Взаимоотношения с другими персонажами

В характеристике Раневской из "Вишневого сада" следует дать краткое описание ее отношений с другими героями. Наиболее близкие отношения у нее сложились с младшей дочерью, которая в силу своего возраста натура впечатлительная и понимает и жалеет мать. Близкие отношения у нее с братом, Гаевым, потому что их связывают общие воспоминания и родство. Лопахин - полная противоположность Любови Андреевны, он руководствуется разумом, а она - эмоциями. Несмотря на различие характеров, все сочувствуют Раневской и пытаются ей помочь спасти имение.

Отношение к имению

В характеристике Раневской из "Вишневого сада" следует рассказать и о том, как она относится к самому саду. Для Любовь Андреевны он связан с ее самой счастливой порой в жизни - ее детством, молодостью. Гуляя по нему, Раневская видела себя маленькой девочкой, радующейся жизни. Поэтому она не могла согласиться на его продажу, возможно, это было единственное, что связывало Любовь Андреевну с Россией. Раневская - это один из главных персонажей пьесы с противоречивым характером, поэтому она является одной из ярких чеховских героинь.

Прошлое Раневской

Дворянка. Помещица. В своё время «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и, по словам Гаева, «вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно».

Шесть лет назад умер муж («он страшно пил»), она полюбила другого человека. Через месяц утонул семилетний сын Гриша. Раневская не перенесла этого, уехала. «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки».

Её новый возлюбленный поехал за ней. Пять лет прожила за границей. Купила дачу около Ментоны. Он заболел там, она три года за ним ухаживала. Потом разорилась, дачу продала, уехала в Париж.

Он обобрал её и ушёл к другой. Его любовь, по её собственному признанию, измучила её. Она пробовала отравиться. «Душа моя высохла», — говорит она о себе.

Аня рассказывает Варе: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла её голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом всё ласкалась, плакала … »

Каким контрастом выглядит это французское жилище Раневской по сравнению с её имением: какие-то люди, накурено, неуютно. И посреди всего этого священник!

Вдумаемся: Раневская потеряла сына и, не перенеся этого, как говорит Аня, уехала. Но заметим, что она уехала от двенадцатилетней дочери, оставив её на попечение девятнадцатилетней Вари.

Потеряв одного ребёнка в силу обстоятельств, она покидает второго по собственному желанию. Она оставляет девочку практически сиротой. С двенадцати до семнадцати лет Аня растёт одна. Тогда как именно в этом возрасте (да и не только в этом) девочке нужна мать! Думала ли об этом Раневская?

Считается, что Раневская, возвращаясь в Россию, бежит от своей несчастливой любви, как когда-то бежала от неё же из России. Но ведь она приезжает не сама! За ней (а за чем же ещё?) ездила её дочь. Вернулась бы Раневская в этот дом, к этому так на словах горячo любимому саду, если бы Аня не поехала к ней (за ней) сама? Может, всё-таки там, в прокуренных комнатах, с чередой знакомых и незнакомых лиц ей было не так уж и плохо, как может показаться сейчас?

Может быть, и Варя так несчастна потому, что на ней остался весь дом? Она исполнила свой долг (слишком высоко это звучит), она помогла Ане вырасти, а кто поможет ей? Она не привыкла ни на кого надеяться, только на себя. И на Бога. Может, потому она и стала такой набожной, что от людей помощи не было.

А дядюшка? Помогал ли он? Почему разорилось имение? Ответа нет. Но, с другой стороны, он на поверхности. А кто о нём заботился? Кому оно было нужно? Варе это оказалось не по силам.

Настоящее Раневской

Итак, Раневская возвратилась домой после пятилетнего отсутствия. Рада снова увидеть свой дом, потому что здесь прошло её детство. «Я тут спала, когда была маленькой … И теперь я как маленькая … » (Смеётся.) Мне хочется прыгать, размахивать руками … Я не могу усидеть, не в состоянии … (Вскакивает и ходит в сильном волнении.)

Говорит радостно, сквозь слёзы; плачет, целует Варю, брата, Дуняшу.

Её имение разорено, на 22 августа назначены торги, но она ничего не делает для того, чтобы сохранить его. Более того, несмотря на то, что она разорена, Раневская сорит деньгами. Даёт в долг Пищику, отдаёт сто рублей незнакомцу.

Аня говорит: «У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехала. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям даёт по рублю». Варя: «Если бы ей волю, она бы всё раздала».

Символ Раневской и её жизни — кофе. Дорогой, изысканный напиток. Символ благополучия. Она разорена, но отказаться от кофе не может. И не хочет.

Раневская о саде

«Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо … »; «Сад весь белый. О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя … Если бы снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть своё прошлое!»

Сад для Раневской — последняя отдушина, последнее пристанище, последнее счастье, всё, что у неё осталось. Вырубить сад и уничтожить дом Раневская не может! Вспомним, как она реагирует на предложение Лопахина: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад».

Обратим внимание на символику цвета: сад весь белый. Белый — чистый, нетронутый, духовный, непорочный. «Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом … С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном».

Глядя на сад, Раневская восклицает: «О моё детство, чистота моя!» Белый сад — символ детства и чистоты героини, символ счастья. Но последняя часть монолога Раневской звучит трагично. Она говорит об осени и зиме, которые пережил сад. После осени и зимы в природе неизбежно наступает пробуждение, наступает весна.

Вновь появляются листья, распускаются цветы. «Опять ты молод, полон счастья». А человек? Человек, к сожалению, устроен иначе. И мы никогда не сможем сказать: «Опять Я молодь Детство, молодость вернуть невозможно. Прошлое забыть невозможно. Несчастья и горести не могут уйти бесследно. Абсолютно с чистого листа человек не может, наверное, начать жить. На то он и человек. И последнее восклицание Раневской тому подтверждение.

Это боль о том, что детство прошло, молодость прошла, более того- жизнь прошла, причём не самым лучшим образом. А когда это случилось? Как, где и с кем прошла жизнь?

Раневскую, с одной стороны, очень жаль. Особенно в тот момент, когда Петя Трофимов безжалостно бросает ей в лицо: «Продано ли сегодня имение или не продано — не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза».

Сад для неё — это детство, молодость, счастье, и она не может вычеркнуть этих воспоминаний, не может так легко отказаться от своего сада. «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом … (Обнимает Трофимова, целует его в лоб). Ведь мой сын утонул здесь … (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».

Но в то же время Петя прав! Раневская слишком зависима от своих воспоминаний, от своего прошлого. Она не хочет смотреть правде в глаза, не хочет понять, например, что сад давно стал воспоминанием, а её возлюбленный — негодяй.

Конечно, Трофимов резковат. Но он говорит правду, которую Раневская не желает слушать.

Получается, нет выхода? Выход есть. Нужно только остановиться и задуматься, переосмыслить свою жизнь, свои поступки, прислушаться к себе и сделать какое-то усилие над собой.

Также вспоминаются слова Гаева о том, что его сестра порочна … Что же представляет собой в реальности Раневская? Почему брат так отзывается о ней? По отдельным деталям можно лишь догадываться.

Готова ли меняться Раневская, готова ли осознать, за что ей всё это? Думается, нет. Варя, например, говорит о ней: «Мамочка всё такая же, как была, нисколько не изменилась».

Может ли дом, в котором прошло детство, и сад помочь Раневской обрести покой, вернуть утраченное счастье? Обратим внимание на то, как она реагирует на телеграммы, приходящие ей из Парижа.

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы …
Р а н е в с ка я. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено».

Телеграмму не читает. С прошлым покончено?

Таким образом, каким бы ни был результат торгов, Раневская всё равно уехала бы. Это решение было принято, как видим, гораздо раньше продажи имения. Ни «весь белый сад», ни кто-то ещё не помог бы ей обрести счастье. Она вернулась в свой сад, но в молодость вернуться и начать всё с начала невозможно.

Есть ли выбор у Раневской? Несомненно. Выбор у человека, думается, есть всегда. Жить так же, как и раньше (с негодяем, который её обирает и мучает), или остаться здесь. Да, сад будет продан (если она решится на это), но останется что-то более важное. Например, дочь.

Но, остановившись в определённой точке, она не двинулась к своему счастью, а пошла по тому же кругу: Париж, он, грубая любовь с предательством, изменами, сценами ревности, слёзы, желание покончить с собой, «какие- то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно». После этого кого обвинять в своей неудавшейся жизни?

Будущее Раневской

С будущим Раневской всё понятно. А вот какое будущее готовит Раневская своей дочери Ане, ещё такой юной, открытой и наивной? Некоторые ремарки заставляют думать о том, что Аня очень похожа на свою мать.

Наверное, такая же мечтательная, восторженная, желающая летать и наслаждаться жизнью. Раневская, как и её дочь, мечтала о счастье, любви … И не думалось о плохом, и казалось, что никогда не будет бед и невзгод … Куда же всё делось, если Раневская была точно такая? Думала ли она, что жизнь распорядится именно так?

Аня – один из по-настоящему искренних и открытых персонажей пьесы А.П.Чехова, ставшей классикой русской художественной литературы.

Образ и характеристика Ани Трофимовой в пьесе «Вишневый сад» - это надежда на духовное возрождение России.

Роль героини в пьесе

Аня Раневская не является основным персонажем произведения. Ей отведена роль второстепенного значения, она дополняет сюжет пьесы, помогает понять проблему, поднимаемую автором пьесы. А.П.Чехов в письмах сам пытается дать характеристику роли персонажа. В одном из писем он говорит, что роль Ани «куцая и неинтересная». Это молоденькая и тоненькая девушка – пример ребячества, наивности и жгучих надежд на лучшую жизнь. Для актеров автор упрощает задачу. По его мнению, ее может «играть кто угодно». Главное – внешнее сходство. Молодость, звонкий голос, умение сдерживать слезы и быть веселой и беззаботной. Но если не вдуматься в значение литературы, можно отказать в важности многим незначительным персонажам. Убрать из текста Анну нельзя. Она помогает понять характер многих героев:

  • потерянность и страх жизни Вари;
  • оторванность от настоящего восприятия быта матери;
  • лень и тунеядство представителей дворянства;
  • любовь к болтовне ученого Петра;
  • неискренность слов Гаева;
  • тщеславие Лопахина.
Общаясь с каждым персонажем, Аня оттеняет его отрицательные стороны, выделяет индивидуальность.

Характер девушки

Ане 17 лет, она еще не повзрослела и ощущает себя в душе наивным ребенком. Мать Ани – обедневшая дворянка, не понимающая сложности своего положения. Она витает в воздухе, строя планы, которым не суждено сбыться. Часть ее манеры поведения перешли к дочери. Аня в Париже летала на воздушном шаре, она восхищается обычными вещами, радуется жизни и не разбирается в людях. Большую часть жизни Аня провела за границей. Образованием ее занималась гувернантка французского происхождения с неизвестным прошлым. Гувернантка Шарлотта – циркачка. Нельзя предположить, что ее знаний достаточно для девушки. Аня самостоятельно искала то, что помогло ей стать интересной и образованной. Она много читала, ища в книгах правильны жизненные принципы. Книги сделали свое дело: девушка выросла восторженной и эмоциональной. Она легко поддается идеям Петра, верит каждому его слову. Юноша был учителем погибшего брата, но вероятно, что уроки его были интересны и для Ани.
Дочь очень любит свою мать, она подбирает для нее самые нежные слова: прекрасная, добрая, хорошая. Аня любит сводную сестру Варю, к ней она обращается также ласково, как к матери: красавица, душечка.

Аня и вечный студент Петя

Раневская дружит с Петром Трофимовым. Молодые люди беседуют, ища смысл счастья и свободы. Они не принимают возможность возникновения между ними чувств влюбленности, пытаясь отказать любви в существовании. Их цель – яркая звезда, которая блистает вдали и манит их свои светом. Автор не дает точного содержания их бесед. Читатель вынужден сам догадаться, о чем мечтают герои пьесы. Есть только отрывочные данные их надежд:
  • новый вишневый сад;
  • тихий уютный дом;
  • чтение книг по вечерам;
  • счастливые люди вокруг.
Прекрасное будущее заманчиво, но очень туманно. Ясно, что молодые люди не боятся перемен в жизни. Аня готова к труду, учебе, экзаменам. Но она, надеясь на Петра, не замечает его оторванности от действительности. У вечного студента много слов, но мало действий. Автор надеется, что энергия девушки, его стремление найти смысл жизни помогут «идейным» людям (таким как Петр). Их внутренней силы не хватит для распространения своих знаний, а «Ани» станут движущей силой, «толкачами» и помощниками.

Связь с природой

Пьеса описывает потерю красивого старинного вишневого сада. Немного предметов у автора дают читателю возможность представить настоящую красоту. Аня выросла в тихой усадьбе, среди красивых деревьев. Именно природа позволила девушке сохранить чистоту души и мыслей. Молодая Россия – это новый вишневый сад, это аромат свободы и движение к мечте. Аня поможет близким, она изменит привычный уклад дворянской жизни. Девушка сможет начать трудиться и добиваться поставленных целей не за счет помощи богатых родственников, а самостоятельно, как по-настоящему счастливый человек.

Раневская Любовь Андреевна является главной героиней пьесы «Вишневый сад», написанной Чеховым. Основой сюжета является судьба родового поместья по причине долгов. В пьесе четко видна присущая тому времени расстановка социальных слоев. Дворян представляют Гаев и Раневская, предпринимателей - Лопахин, а будущую и молодую Россию - Аня и Петя.

Все персонажи задействованы в важнейшем деле - продаже «Вишневого сада». Раневская является помещицей и хозяйкой поместья с садом, после гибели мужа и сына она переехала в Париж. Героиня привыкла к роскошной жизни, она растрачивала средства на себя и любовника, без ограничений обедала в ресторанах, и в итоге осталась без денег и жилья.

Характеристика героини

(Актриса Ольга Книппер в роли Раневской Л.А. )

Натура Раневской добрая, ей присуща сентиментальность, но в быту это оборачивается беспомощностью. Она с тоской сморит на бывшую детскую, но ярче всего вспоминает вишневый сад, его судьба расстраивает даму, ей понятно, что живет она не по совести, но сил измениться она не находит. С детских лет она привыкла к роскоши.

К основным качествам можно отнести:

  • сентиментальность. Любит родину, скучает по былому, плачет, увидев детскую;
  • беспомощна и легкомысленна. Героиня не может вести себя правильно, тратит много, грешит;
  • щедрая;
  • отзывчивая. Может отдать последнее;
  • несерьезная. Ей дорого поместье, но понять важность своего поведения не хочет.

По ее вине Варенька плохо питалась, а имение обросло долгами. На идею возведения дач на месте сада она не соглашается, Раневская надеется, что все нормализуется само собой.

(Мария Игнатова в роли Раневской Л.А., Большой Драматический Театр )

Психологические особенности Раневской

Героиня не может отойти от роскоши, ее уклад не меняется даже ради спасения Вишневого сада. Она отказывается от организации дач под сдачу, считая это вульгарным, не хочет рубить сад. Он дорог ей как символ родины, детства и даже дворянства. Вопреки здравому смыслу Раневская надеется, что ей помогут родственники, что все пройдет и сгладится. Хочет жить ярко и насыщенно, она привязана к тому, с кем жила во Франции, и готова вернуться, хотя точно знает, что не будет счастлива. Они имеет черты, присущие русским дворянам той эпохи.

Образ героини в пьесе

(Рената Литвинова в образе Раневской Л.А., Московский Художественный Театр им. Чехова )

Любовь Андреевна уехала за границу после гибели мужа и утопления сына Гриши, и прожила там 5 лет. О ней говорят как о простом и легком человеке, открыто она жила и в Париже, принимая гостей и растрачивая бюджет. Она чувствительна, ласкова к дворецкому и дочерям. Является основным персонажем, поскольку именно ее траты и бездействие привели к продаже особняка за долги, и его покупке Лопахиным в процессе торгов. Надежды дамы не оправдались, она лишилась и сада и имения, и вернулась в Париж убитая горем. Раневская истинная дворянка, и ведет себя соответственно. Даже уезжая, она присваивает присланные ее дочери деньги.

(Галина Низова Раневская Л.А., Студия театра и кино )

Что показывает образ Раневской

Каждый герой в пьесе показывает определенный момент российской действительности. Раневская - символ страны в прошлом, она помнит, как сад давал обильные урожаи, и жалеет, что сейчас уже не так. При этом она старается поддержать прежний уровень, кутить и устраивать балы. В символичных формах Чехов предсказал грядущие события России.