См.
ТОЛК - БЕСТОЛОЧЬ
Глупый осудит, а умный рассудит.
См.
УМ - ГЛУПОСТЬ
- - Из стихотворения «Происшествие в горах» поэта Сергея Владимировича Михалкова...
Словарь крылатых слов и выражений
- - См. УМ -...
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ОПЛОШНОСТЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. МОЛОДОСТЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПОХВАЛА - ПОХВАЛЬБА См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПОХВАЛА -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ПОХВАЛА -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ТОЛК -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Умный слова боится, глупый - пуги...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. УМ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ДЕТИ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
"Глупый осудит, а умный рассудит." в книгах
Глупый пи́нгвин…
Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский МихаилГлупый пи?нгвин… Глупый пи?нгвин… Горький. «Песня о Буревестнике» Посмотрел-таки этот знаменитый фильм о пингвинах (March of the Penguins). Они напоминают определённую категорию людей, самых пассивных и молча терпящих тяжёлую жизнь, не представляя, что может быть другая, и даже,
Глупый Ларри
Из книги Креативы Старого Семёна автораГлупый Ларри Мне кажется, что чуть ли ни все конфликты в мире происходят из-за взаимного непонимания. Один человек не понимает и не хочет понять другого. Государство не понимает и не хочет понять другое государство. Непонимание приводит ко взаимному недоверию,
Глупый Ясь
Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий ПавловичГлупый Ясь Долгое время это была типичная и характерная фигура львовской улицы. Настоящее имя его было Иван Лиса. Родился он на склонах Каличей горы в бедной семье. Мать его продавала борщ. Дата рождения Яся неизвестна, зато известно, когда он умер, – 19 декабря 1903
Время рассудит
Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторовВремя рассудит Судьба Гедюна Чоки Ньимы сама по себе трагична, но есть еще одно очень важное обстоятельство. На первый взгляд, перед нами продолжение затянувшейся борьбы за политическое влияние в Тибете. Борьбы, случайной жертвой которой стал ребенок, уже окрещенный
«Век будущий рассудит нас»
Из книги Томмазо Кампанелла автора Горфункель Александр Хаимович«Век будущий рассудит нас» Итак, в эпоху подъема национальных государств политический мыслитель выступает с утопической программой наднациональной всемирной монархии, - с программой, реакционность и нереальность которой были очевидны уже в средние века.В эпоху, когда
ГЛУПЫЙ МИФ
Из книги Мифы о Беларуси автора Деружинский Вадим ВладимировичГЛУПЫЙ МИФ Один из самых глупых мифов состоит в том, что беларуский и украинский языки - это якобы русский язык, но «испорченный польским влиянием». Эта концепция была специально разработана по требованию Сталина для обоснования русификации беларусов и украинцев и с
«История нас рассудит»
Из книги Маленков. Третий вождь Страны Советов автора Баландин Рудольф Константинович«История нас рассудит» Такую фразу любили повторять деятели, вынужденные сойти с исторической арены. Возможно, в их числе был и Г. М. Маленков. Он убедился, что победа его недруга Хрущева обернулась для последнего полным поражением. Но и Георгию Максимилиановичу уже не
Умный в гору не пойдет, / Умный гору обойдет
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичУмный в гору не пойдет, / Умный гору обойдет Из стихотворения «Происшествие в горах» (1938) поэта Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913). Лирическому герою стихотворения, впервые приехавшему на Кавказ, посоветовали отправиться в горы, чтобы увидеть настоящую красоту.
Кто рассудит?
Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай АлександровичКто рассудит? На праздновании Дня Москвы мэр города Юрий Лужков сказал: –То, что происходит в области приватизации, - это преступление.По его мнению, приватизированные предприятия не попадают к настоящим хозяевам. В качестве «примера абсурда» мэр привел ситуацию,
Юрий Бондарев: «РАССУДИТ ВРЕМЯ…» К 85-летию писателя
Из книги Газета Завтра 799 (11 2009) автора Завтра ГазетаЮрий Бондарев: «РАССУДИТ ВРЕМЯ…» К 85-летию писателя Дорогой наш Юрий Васильевич! Когда на суровом изломе истории возникла газета "День" - очаг и организатор сопротивления губителям нашей Родины, одним из её первых авторов и горячих сторонников стали Вы, известный
Юрий АНДРЕЙЧУК ГЛУПЫЙ ГАНС И УМНЫЙ ГЕНРИХ
Из книги Газета День Литературы # 101 (2005 1) автора День Литературы ГазетаЮрий АНДРЕЙЧУК ГЛУПЫЙ ГАНС И УМНЫЙ ГЕНРИХ Жили-были в одной деревне два друга-товарища. Оба они были сильными, красивыми и высокими. Одного звали Ганс, а другого Генрих. От рождения не дал им Бог ума. Рубили они дрова в Тевтобурском лесу на склонах гор, а потом
Виктор Смирнов “ЛИШЬ БОГ РАССУДИТ...”
Из книги Газета День Литературы # 67 (2002 3) автора День Литературы ГазетаВиктор Смирнов “ЛИШЬ БОГ РАССУДИТ...” * * * Крути, крути, поэт, свою шарманку - Звёзд и земли движенье повторяй! Легко в пиру, да тяжело похмелье. Крути, поэт, свой шар земной сильней. И, загнанный пургою в подземелье, Славь небеса шарманкою своей.
Глупый
Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор ВладимировичГлупый Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил: «Ты зачем пришёл?» Человек ответил: «Я пришёл учиться у тебя», Нафтали захлопнул дверь и сказал: «Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. (Лк. 11:31). Вместо "на суд с родом сим" у Лк. "с мужами рода сего" (русское "с людьми"); и далее вместо "его" соответствующее
13. Умный и глупый
Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна13. Умный и глупый Глупец отличается от умного человека тем, что слепо следует программам, которые подсовывает ему его неподчиненный ум. Умный же человек живет своим умом. Слово «своим» говорит само за себя - человек является хозяином своего ума, а не наоборот.Качества,
ирина федорова
Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания для детей 4–5 лет «Глупый осудит, а умный - рассудит»
Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию для детей 4 – 5 лет (технология продуктивного чтения-слушания ) .
Глупый осудит , а умный – рассудит .
Возрастная группа : 4 – 5 лет.
Художественная задача текста : Способствовать формированию у детей нравственных качеств : доброжелательности, чувства справедливости; умения оценивать вклад других в общее дело; умение рассуждать по справедливости .
Цель воспитателя : Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
Предполагаемая цель ребенка : Узнать, что произошло в сказке, как решить проблему.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций и пособий, чтение книг , связанных с жадностью, добротой, дружбой.
Методы и приемы : Чтение , вопросы, беседы, словесные игры.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Мотивационный этап (до чтения ) .
Задачи на данном этапе :Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В. Сутеева «Яблоко» .
этапе :Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.
Воспитатель :
Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей : осень) . А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.
А вы любите яблоки? (ответы) .
И я люблю!
Яблоко одно, а нас много? Как же нам быть? (ответы детей )
Ориентировочный этап (до чтения ) .
Задачи на данном этапе : Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос.
Образовательные области на данном этапе : Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко» , на которой медведь с яблоком в руках думает, как разделить яблоко из книги О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М.: Баллас, 2016. – 60с. .
Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко» (рассматривают ) . Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?
Ребята, а вы хотите узнать, как поступили звери в сказке? Что же нам для этого нужно сделать?
Исполнительский этап (до и после чтения )
Задачи на данном этапе :
Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки;
Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
Обогащать словарь по теме;
Создать условия для развития общей моторики.
Создать условия для формирования понятий : «доброжелательность» , «справедливость» ;
Создать условия для формирования умения оценивать вклад других в общее дело и свой.
Создать условия для развития мелкой моторики.
Образовательные области на данном этапе :
Речевое развитие;Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Воспитатель читает текст :
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!
Крра-крра!
Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеется.
Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.
Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются , но не комментируются)
Испугался Заяц, потом понял : яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот, оказывается, что случилось)
Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит :
Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу :
Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит :
Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается : Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет :
Что такое? Что за шум?
Все к нему :
Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный . Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё , как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил :
Кто яблоко нашёл?
Я! - сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе ) Заяц.
А кто яблоко сорвал?
Как р-раз я! - каркнула (взрослый делает паузу, ребенок продолжает сам или вместе со взрослым)Ворона.
Хорошо. А кто его поймал?
Я поймал! - пискнул (пауза – договаривание) Еж.
Вот что, - рассудил Медведь , - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются , но не комментируются)
Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить)
И все хором воскликнули :
Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза – договаривание) Зайцу :
Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек (пауза – договаривание) Вороне отдал :
Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.
Третий кусочек (пауза – договаривание) Ежик себе в рот положил :
Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил :
А это тебе, Михаил Иванович…
Мне-то за что? - удивился Медведь.
А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо , никого не обидел.
Воспитатель :
Теперь, предлагаю поиграть.
Игра «Какое яблоко?» с мячом. (Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом : «Какое яблоко?» . Дети возвращают мяч с ответом.)
Беседа по иллюстрациям книги :
Кто нашел яблоко?
У кого Заяц попросил помощи?
Подумал ли Заяц о том, что за помощь с Вороной придется делиться?
А подумала ли Ворона, что она помогает Зайцу?
Почему яблоко «побежало» ?
А Ёжик знал, что произошло, пока он спал?
Ворона (Заяц, Ёжик) думала, чье яблоко?
Из-за чего лесные жители поссорились?
Кто помог рассудить спор ?
А медведь сильный, мог бы он отобрать яблоко?
А он отобрал?
А о чем Медведь спрашивал лесных жителей?
Что он понял?
Как вы думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)
А кто поделил яблоко? На сколько частей? Кому четвертая часть?
Что значит, поделить по справедливости?
Воспитатель :
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, где звери тоже пытались поделить, только не яблоко, а апельсин.
Игра «Мы делили апельсин…»
Мы делили апельсин, (сложенными ладошками рубим)
Много нас, а он один. (Разводим руки, показываем один палец)
Эта долька - для ежа, (Показываем друг на друга по очереди)
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура. (трем пальчик о пальчик)
Он сердит на нас - беда! (руки к щекам, качаем головой)
Разбегайтесь кто-куда (Убегаем в разные стороны)
Воспитатель :
Ребята, а почему волк сердится? (не угостили)
Рефлексивный этап.
Задачи на данном этапе :
Создать условия для обращения детей к личному опыту .
Образовательные области на данном этапе : Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей .
А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию?
А кто у вас дома умный , мудрый, справедливый?
Перспективный этап
Задачи на данном этапе :
Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Образовательные области на данном этапе : Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель :
Так как же мы поступим с нашим яблоком? (ответы детей , с предложением поделить яблоко на всех)
Воспитатель делит яблоко и угощает всех детей
Выход на самостоятельную деятельность : (деятельность можно предложить на вторую половину дня)
А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней. (заготовка для коллективной аппликации/рисования с изображением яблони без плодов) Но вам я подсказала, а как другие смогут узнать, какое это дерево? Чем мы можем помочь? (Рисуем или наклеиваем яблоки) .
Литература :
О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М.: Баллас, 2016. – 60с.
Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:
А 1 , союз.
1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.
2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся (посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?
3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.
А также (и) , союз выражает присоединение, усилительное или сопоставительное добавление. Умелый водитель, а также и слесарь. Снимается в кино, а также и на телевидении.
А то 1) союз , в противном случае, иначе. Спеши, а то опоздаешь; 2) в действительности же, а на самом деле. Если бы было так, а то всё наоборот;
А то! (а то как же!)
(прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!А не то , союз то же, что а то (в 1 знач. ).
А то и , союз присоединяет сообщение о чёмн. нежелательном или неожиданном. Накричит, а то и побьёт.
А 2 , частица (разг. ).
1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?
2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!
3. . Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!
А 3 [произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!
ГЛУ ПЫЙ , ая, ое; глуп, глупа, глупо, глупы и глупы.
1. С ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. Г. человек.
2. Не обнаруживающий ума, лишённый разумной содержательности, целесообразности. Задать г. вопрос. Глупая статья. Глупое поведение.
| сущ. глупость , и, ж.
ОСУДИ ТЬ , ужу, удишь; уждённый (ён, ена); сов.
1. кого-что. Выразить неодобрение кому-чему-н., признать плохим. О. неблаговидный поступок.
2. кого (что). Приговорить к какому-н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ. ) вывели из зала суда.
3. перен., кого-что на что. То же, что (высок. ). Замысел осуждён на неудачу.
| несов. осуждать , аю, аешь.
| сущ. осуждение , я, ср. (к 1 и 2 знач. ).
| прил. осудительный , ая, ое (к 1 и 2 знач. ).
РАССУДИ ТЬ , ужу, удишь; уженный; сов.
1. кого-что. Разобрав обстоятельства, вынести решение по поводу чего-н. Р. спор, спорщиков.
2. Обдумать, сообразить, заключить. Рассуди сам, прав ли ты.
У МНЫЙ , ая, ое; умён, умна, умно.
1. Обладающий умом, выражающий ум. У. наставник. Умное лицо. У. взгляд. Умная машина (перен. : выполняющая сложную, тонкую работу). Умные книги (перен. : глубокие по содержанию). Умные руки (перен. : о руках умелого человека, мастера).
2. Порождённый ясным умом, разумный. У. поступок. Умно (нареч. ) говорить.
| сущ. умность , и, ж. (ко 2 знач. ).
Толкование пословицы "Глупый осудит, а умный рассудит." по словарю Даля В.И.
Словарь Даля В.И., статья к слову обсуждать :
ОБСУЖДА
ТЬ
и обсужать, обсуди
ть
что, обдумать, или обдумывая перетолковать о чем, рассмотреть умом, размыслить во всех отношениях. Это было надо обдумать толком
, чтобы, после не каяться. Он все вкривь да вкось толкует, ничего здраво не обсудит
. осужда
ться
, быть обсуждену. Обсужде
нье
ср. окончат. обсу
д
м. об. действие по знач. глаг. Обсужда
тель
, обсуди
тель
м. обсуди
тельница
ж. обсу
дчик
, обсу
дчица
, обсуждающий что. Человек
обсуди
тельный
или обсу
дливый (обсу
дчивый)
. Осужда
ть, осуди
ть
кого, обвинять судом, виноватить и приговаривать судебным приговором;
||
кого, что, хулить, хаять, порочить или не одобрять, порицать, охуждать.
||
Твер.
сглазить, изурочить, опризорить, испортить кого словом. Он осужден в ссылку
. Он осужден и людьми и Богом
. Не осуждай, да не осужден будешь
. Нельзя не осудить такого поступка
. Не осудите на этом
, не прогневайтесь, не взыщите. Глупый осудит, а умный рассудит
. Дурак не рассудит, а умный не осудит
. В чужом доме не осуждай
. Сперва рассуди, а там осуди
. Не осуди в лаптях: сапоги в санях
. Осужда
ться, осуди
ться
, быть осуждаему. Не суди других, не осудишься от них.
Осужденье
ср. осу
д
м. осу
да
ж. ср. действ. по глаг. Отдать дело на осуд
. на обсуд, обсужденье, разумея на охужденье. Не в осуд твоей милости
, говор. не соглашаясь на мнение собеседника. Не в осуду сказать
, не в обиду, не в хулу. Не в осуд
(не во гнев
) будь сказано
. Суд не на осуд, а на разсуд
.
||
Осу
да
, новг. твер.
сглаз, призор, порча; уроки. Осужда
тель, осуди
тель
, осужда
тельница, осу
дчик, осу
дчица
, осуждающий кого, что. Осужде
нник
, осужде
нница
церк. осу
женник, осу
женница
, осужденный на кару, присужденный к наказанию: преступник, обвиненный, приговоренный судом. Осудный, осудите
льный
приговор
. Люди
осудливы (осудчивы)
. Осуда
чивать
, осуда
чить
кого, осуждать, хулить, порочить, пересужать, пускаться в пересуды.
Умный не осудит, а глупый не рассудит. См. УМ ГЛУПОСТЬ …
Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Толковый словарь Даля
Муж. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная,… … Толковый словарь Даля
Или рассужать, рассудить кого, что, судить, разбирать, творить суд и правду, чинить расправу. Их по всем начальствам рассужали, да никто не мог рассудить, все с ветру говорят, голословно, бездоказательно. Рассудил Шемякиным судом. Умная голова,… … Толковый словарь Даля
Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Моральное порицание, хула, опорочивание. В сознании человека Святой Руси чаще всего воспринимается отрицательно, как грех, согласно слову Божию: «Не судите да не судимы будете». В «Изборнике 1076 г.» говорится: «Вглядимся в себя, не осуждая… … Русская история