Статья из журнала художник 1961 года. И. Изаксон

Один из самых популярных материалов для рисо-вания — уголь. Им выполняют рисунки-штудии и на-броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Такова, например, серия панно «Хиросима» японских художников Тосико Акамацу и Ири Маруки, за кото-рую они были удостоены Всемирной премии мира. Значительная часть этих панно выполнена углем, не-сколько панно — углем в сочетании с гуашью и тушью.

Популярность этого материала не случайна. Уголь как бы соединяет в себе преимущества нескольких различных материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри-ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли-чается красотой и бархатистостью цвета.

Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож-ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро рабо-тать даже тогда, когда приходится покрывать на бума-ге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).

Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком-поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав-ляя следов.

Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них яв-ляется то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису-нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников недостатком может стать и сама красота материала, так же как и легкость пользова-ния им. Рисунки углем часто получаются очень эф-фектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые про-махи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — при-стальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни каза-лось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.

Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ-ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра-батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож-ник может начинать работу,

нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи-нающим художникам рекомендую в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон-структивное построение рисунка.

Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо-средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры-вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест-венным произведением.

Наброски углем можно, так же как и рисунки, де-лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез-но выполнять быстрые наброски, основанные на силу-этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за-тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю-щего художника понимания силуэта в рисунке и уме-ния передавать движение.

РАСТУШЕВКА И СТИРАНИЕ УГЛЯ.

Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят-но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту-шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран-дашу.

Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо

достигнуть особо тонких тональных гра-даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват-ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.

Смахивают уголь тряюкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз-давая определенный тон.

Если после смахивания угля на поверхности бума-ги остаются следы — их стирают карандашной резин-кой.

Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.

ФИКСИРОВАНИЕ.

Как уже было сказано, рисунки, выполненные уг-лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это-го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю-щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав-ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова-ния раствор канифоли в денатурате.

Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве-ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи-таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу-щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.

РИСУНОК под живопись.

Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.

После окончания рисунка все нужные для дальней-шей работы контуры прописывают кистью с раство-рителем — лучшим из них является лак со скипида-ром, так как он быстро высыхает. Если холст готовит-ся под темперную живопись, линии прорисовывают.

какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас-творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.

Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи-вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.

БУМАГА, УГОЛЬ.

Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель-ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за-крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж-ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.

Уголь продается готовый, но его легко можно на-учиться приготовлять самому.

Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг-лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.

Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за-фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере-кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что-бы как можно меньше один лист терся о другой.

Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.

Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.

Распространенные техники рисования углем и инструменты

Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними.

Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь

Древесный уголь

Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания.

Прессованный уголь

Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень.
Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов.

Клячка — ластик для угля



Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком!

5 древесных углей, которые вы должны знать

Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге.

Смешивание древесного угля



Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.

Рисунок линиями прессованным углем



Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть.

Рисование клячкой


Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями.
Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш.

Слои прессованным и древесным углем



Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь.

Комбинирование всех методов в одну композицию

Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие линию и блики.

Координатная сетка поможет вам расположить предметы на бумаге. Сделав набросок, попробуйте рисовать угольным карандашом.

Оглянитесь в своем доме по сторонам - и вы непременно увидите вещи, из которых получится интересная композиция.

Расположение предметов на рисунке
Иногда даже профессиональному художнику бывает сложно правильно определить относительные размеры и пропорции предметов. Решением проблемы может стать координатная сетка, нанесенная на лист бумаги, который помещается позади натюрморта. На другой лист приготовленный для рисунка, также наносится эта сечка. Поскольку координатная сетка, размещенная за натюрмортом, нанесена на белый фон, не только сами предметы будут четкими, но и отбрасываемые ими тени. Однако на этом занятии нас в первую очередь будет интересовать объем предметов, а тенями мы займемся на следующих уроках рисования.

Для урока рисования вам понадобятся :
Лист белого картона размером 43 см в высоту и 1 м или больше в ширину
Большой лист бумаги
Клейкая маскировочная лента
Металлическая линейка
Ластик
Карандаши: 2В и угольный карандаш
Нож или точилка для карандашей

Разметка координатной сетки
Отметьте вертикальные линии, отступив по 20 см от каждого края картона. Обрежьте лист по этим линиям, а затем приклейте отрезанные полоски на место с помощью клейкой ленты. У вас получатся две сгибаемые стороны, с помощью которых можно будет установить этот экран. Теперь возьмите карандаш 2В и начертите в центральной части экрана рамку, расположив ее как можно ближе к нижнему краю картона.

Проведите горизонтальные и вертикальные линии, разбивая рамку на квадраты. В нашем случае получаются квадраты 8×8 см. Теперь установите отобранные для рисунка предметы и позади них- экран с координатной сеткой.

Сглаживание тонов
Уголь имеет порошкообразную структуру, поэтому им лучше всего рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка, Когда вы освоите новый материал, попробуйте рисовать углем на бумаге с сильно выраженной фактурой. Крупное зерно такой бумаги придаст вашему рисунку больше выразительности.

Как пользоваться угольным карандашом
Контуры нашего рисунка нанесены карандашом 2В, который легко стирается ластиком, а вот собственные тени сделаны с помощью угольного карандаша, позволяющего проводить жирные темные линии.

Возьмите угольный карандаш и поводите ИМ по бумаге, чтобы посмотреть, какие линии он оставляет. Сначала не нажимайте на карандаш, затем немного нажмите и сравните проведенные линии. Попробуйте штриховать угольным карандашом в разных направлениях, проследите, как меняется фактура штриха. Скоро вы освоите штриховку угольным карандашом и начнете пользоваться им так же, как и графитовым

1 Начертим координатную сетку на листе бумаги

Возьмите карандаш 2В и начертите еще одну координатную сетку на листе бумаги. Вам нужно разбить лист на такое же количество квадратов, как и на экране с координатной сеткой. Только квадраты на листе будут меньше - в нашем случае 6×6 см.

2 Начнем рисунок с бутылки

Поскольку бутылка - самый высокий предмет в нашей композиции, то начнем рисунок именно с нее. Используйте карандаш 2В. Хорошо рассмотрите, в каких местах и как пересекаются контуры бутылки с квадратами стоящей позади координатной сетки. Проверяйте правильность каждой линии, нанося ее на лист бумаги.

3 Соотносим рисунок с натюрмортом

Продолжайте рисовать бутылку - не забудьте про ее откидную пробку, - постоянно сверяясь с координатной сеткой. Рисуйте контур мелкими штрихами, а не одной сплошной линией, чтобы не ошибиться.

Добавляем остальные предметы
Наметив расположение на бумаге первою предмета - в нашем случае это бутылка, - вы можете теперь добавить другие, стоящие рядом предметы. Продолжайте рисовать контуры, используя координатную сетку, и тогда вам удастся сохранить правильные пропорции всех предметов.

4 Рисуем стакан

Наметьте контур стакана, по-прежнему сверяясь с координатной сеткой. Стакан стоит перед бутылкой, то есть ближе к вам, поэтому на бумаге его донышко будет расположено чуть ниже донышка бутылки.

5 Намечаем кофейник

Следуя, как и прежде, координатной сетке, набросайте контур кофейника. Внимательно изучите его форму и сделайте линии более четкими в тех местах, где легла тень. Исправляя ластиком контур кофейника, вы могли случайно стереть и линии координатной сетки - не забудьте восстановить их.

6 Заканчиваем набросок карандашом

Нарисуйте детали кофейника. Теперь у вас готов предварительный набросок, группа предметов с правильными пропорциями, а значит, можно перейти к угольному карандашу.

Работа водорастворимым карандашом
Если вы хотите добавить в свой рисунок цвет, можно сделать это с помощью водорастворимого карандаша. Готовый рисунок в этом случае будет напоминать акварель. Когда бумага высохнет, вернитесь к водорастворимому карандашу и добавьте новые штрихи

7 Наносим тени на бутылку

Посмотрите, с какой стороны падает свет на ваш натюрморт. Затем возьмите остро заточенный угольный карандаш и нанесите на бутылку несколько легких толстых штрихов, не трогая те части, где должны быть блики (о том, как распределять светлые и темные тона, рассказывалось в выпуске № 1 нашего журнала).

8 Придаем объем стакану

Вначале прорисуйте острым кончиком карандаша откидную пробку бутылки, затем перейдите к стакану. Частыми линиями заштрихуйте тень на правой стороне стакана и на его нижней части. Остальную поверхность покройте более легкими штрихами. Не закрашивайте те участки, на которые падает свет.

9 Вырисовываем кофейник

Прикройте законченную половину рисунка листом бумаги, чтобы не смазать его. Затем начните заштриховывать кофейник, оставляя белыми вертикальные полосы бликов.

10 Усиливаем тени на кофейнике

Постепенно усиливайте тени на кофейнике. Легкими штрихами покройте белые полосы - у вас должны выделяться только узкие сверкающие блики.


А Координатная сетка
Координатная сетка помогает расположить предметы именно так, как они расположены в действительности, и сохранить их пропорции. Когда рисунок готов, координатную сетку на листе бумаги можно удалить ластиком.

Б Уголь
Контуры, проведенные карандашом 2В, полностью скрыты под штриховкой, нанесенной угольным карандашом. Тени, сделанные углем, глубже и интенсивнее теней, сделанных графитовым карандашом.

В Объемность
Набросав предметы, художник на следующем этапе работы старается придать им объем и подчеркнуть округлую форму, выпуклую поверхность предметов. Это достигается за счет сочетания теней, полутонов и бликов.

Категории: 22 августа 2011

Осязание помогает нам воспринимать различные качества предметов: гладкость и шероховатость, твердость и мягкость, сухость и влажность. Наша цель – передать эти тактильные ощущения на рисунке.

„Дайте слово вашему рисунку – возможно, он подскажет вам такие способы рисования, о которых вы никогда бы и не подумали”.

Конечно, в отличие от настоящих, нарисованные предметы не потрогаешь и не возьмешь в руки. Поэтому нужен исключительно визуальный способ передачи осязательных ощущений. Несмотря на кажущуюся сложность этой задачи, она вполне выполнима. В самом деле, не надо прикасаться к фарфоровой чашке, чтобы понять: она твердая и хрупкая. Тонкий фарфор – гладкий, изящный, блестящий; он выглядит твердым и хрупким. Передайте это на рисунке, и зритель «почувствует» изысканность изображенной чашки так, будто держит ее в руках!

Очень важен в этом случае выбор принадлежностей для рисования. Я остановился на угле и белом восковом карандаше Conte. Уголь передаст темные и средние тона, а более светлые тени «изобразит» серая бумага. Карандашом же мы нарисуем отблески, благодаря которым предметы будут выглядеть твердыми.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

  1. серая оберточная бумага формата А2
  2. несколько угольных стержней разной толщины
  3. белый восковой карандаш Conte 2В
  4. мнущаяся резинка (клячка) и хлопковая ткань
  5. фиксирующий раствор или лак для волос (без блесток)

Композиция.
Выберите несколько твердых предметов. Расположите их в произвольном порядке и посмотрите на композицию под разными углами. Попробуйте поменять предметы местами, повернуть другой стороной, заполнить свободное пространство.
Обратите внимание на общие очертания композиции. Не расставляйте предметы симметрично – это неинтересно, лучше немного сместите некоторые из
них.

1 Рисуя от плеча, наметьте основные очертания (они могут быть достаточно небрежными). Руководствуйтесь тем, что вы уже знаете о свете и тенях. Взгляните на композицию – источник света находится вверху и перед ней. Поэтому тени располагаются практически по центру, под предметами.

2 Прищурьтесь, чтобы оценить тона предметов. В нашем случае тарелка выделяется на темном фоне. Ее оттенок приближается к серому цвету бумаги, поэтому я просто очертил диск фоновой штриховкой, положив угольный стержень на бок, чтобы работа шла быстрее.

3 Посмотрите на оловянный кувшин. Он состоит из нескольких эллипсов. Обратите внимание, что я нарисовол полные эллипсы, как будто кувшин прозрачен, хотя на самом деле мне не видно его дальняя сторона. Советую так же поступить и вам: этот прием облегчает геометрическое построение рисунка. Постарайтесь в точности передать изгибы ручки и носика кувшина.

4 Горлышко лежащего на боку глиняного кувшина напоминает изумленно раскрытый рот. Хотя кувшин достаточно массивен, зритель видит в основном только пустоту внутри него. Поэтому внутреннюю часть кувшина изобразите с помощью эллипсов. А его вес передаст толщина ободка и носика.

5 Преимуществом угля является то, что он легко стирается мнущейся резинкой и даже пальцем. Благодаря этому рисунок получается более живым и непосредственным. Орехи, которые я слегка наметил в начале работы, требуют дальнейшей прорисовки, но, заметьте, не детализации – этим мы займемся позже. Фоновой ткани я уделил не меньше внимания, чем гранатам и орехам на первом плане

.

6 Постоянно возвращайтесь к элементом композиции, поправляя их по ходу работы. Ручку глиняного кувшина нелегко нарисовать правильно, так кок мы смотрим на нее сверху. Зато если у вас это получится, все изображение станет более правдоподобным. Представьте, что ручка – это полоска глины, свернутая, как лента. А теперь попробуйте изобразить ее изнутри. Обратите внимание, что в том месте, где ручка соприкасается со столом, линии более толстые. Ток создается впечатление, что кувшин лежит на твердой поверхности.

7 Не бойтесь использовать по ходу работы пальцы – самую универсальную принадлежность для рисования. Тем более что их потом можно вымыть! Закрашивая большие участки бумаги, мы клали стержень на бок. И вот теперь пришло время растушевать этот слой пальцами. Старайтесь передать мягкость бархатного фона, а также светлые и темные оттенки в складках ткани

Совет.
Соблюдаем чистоту
Углем легко и интересно работать, в то же время он очень пачкается. Если у вас нет желания долго и нудно отмывать руки от въедливой угольной пыли, оберните стержень фольгой. А вместо того чтобы растушевывать рисунок пальцами, используйте ватную палочку или торшон. Наконец, все кусочки угля, упавшие на пол, нужно сразу подмести, чтобы не растоптать их!


8 Когда все предметы займут свои места, пройдитесь по рисунку чистой хлопковой тканью. Изображение станет бледнее, но ток и было задумано! Теперь, когда рисунок вдруг «отступил» назад, вам будет намного легче переоценить тона, свет и тени.

9 Обратите внимание на светлые тона -не на самые яркие отблески, а, скажем, на мягкое сияние оловянной тарелки и отражение света от разрезанных и целых гранатов. С помощью резинки сотрите уголь на поверхностях этих предметов там, где необходимо: серый цвет бумаги создаст нужный тон. Представьте, что вы рисуете резинкой, а не просто стираете.

10 Мне хотелось немного детализировать поверхность разрезанных гранатов. Легко перекатывая заостренный конец угольного стержня по бумаге, я наметил гранатовые зерна насыщенными штрихами. Кстати, эти штрихи были открыты мной в результате многочисленных экспериментов. Но, возможно, вы придумаете свой способ для изображения гранатовых зернышек.

Орехи, гранаты, оловянная посуда и керамический кувшин оказались прекрасными моделями.

Хотя цветовая палитра этого натюрморта очень богата – как на картинах старых голландских мастеров, – мы сосредоточили свое внимание на фактуре предметов. Итак, отложим в сторону уголь и возьмем белый восковой карандаш Conte.

11 Отсветы на керамическом кувшине неодинаковы по яркости. Так, тонкий и четкий отсвет на ободке, носике и ручке создает контур предмета. Изобразите его уголком воскового карандаша. На коричневой части кувшина светлое пятно выглядит более рассеянным. Это место легонько заштрихуйте.

12 Если отсветов очень много, они привлекают внимание не к рисунку в целом, а, так сказать, тянут одеяло на себя, поэтому будьте с ними осторожны.
Обратите внимание: небольшие блики, нарисованные белым карандашом, не только передают фактуру предметов, но и подчеркивают их форму. Легкое прикосновение карандаша к грецким орехам на первом плане – и вот они уже смотрятся более выразительно, чем остальные элементы композиции.
Стараясь передать фактуру предмета, обычно обращают внимание на то, как отражается от его поверхности свет. У нас наиболее твердый предмет – керамический кувшин, поэтому он дает самые яркие отсветы. Оловянная посуда мягче даже на вид, и отсветы на ней более приглушенные. Однако, пытаясь оценить твердость предметов, не стоит полагаться исключительно на блеск. Грецкий орех с его матовой поверхностью явно тверже, чем мягкий гранат с блестящей кожурой, и в этом случае твердость ореха передает бугристая скорлупа.

13 Используйте те приемы, которыми вы уже владеете. Особое внимание уделяйте свету, оттенкам и тени. Взгляд зрителя должен проникать в глубь рисунка, скользя от грецких орехов к разрезанному гранату, затем к целому, потом к оловянному кубку и кувшину, тарелке на втором плане и, наконец, «к удивленно раскрытому рту» керамического кувшина – самому темному тону на рисунке (создается впечатление, будто протянешь руку – и она окажется в кувшине!).
Уголь и восковой карандаш легко стираются, поэтому не забудьте закрепить рисунок фиксирующим раствором.

Рисование углем относится к древнейшим техникам изображения композиции и фиксации важных событий. Древние люди использовали обожженные веточки деревьев, чтобы запечатлеть на каменных сводах своих жилищ сцены из жизни. И в настоящее время не утратил своей актуальности уголь в качестве средства рисования.

Виды угля

Как рисовать углем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, каким углем можно создавать художественные образы. Этот материал в качестве графического инструмента представляет собой обожженную палочку либо угольный карандаш. Палочка изготавливается путем герметичного обжига виноградных, ивовых или буковых веточек в специальной печи. Этот инструмент подобен обычному карандашу, но внутри у него угольный грифель, который имеет разные степени твердости (от твердого к мягкому).

Существует также прессованный уголь. Он производится из остатков после процесса переработки каменного угля. Получаемая при этом угольная крошка подвергается прессованию и смешивается с клеем, имеющим растительную основу. Создаваемые таким способом угольные палочки отличаются от тех, которые делают путем обжига тем, что они более плотные. Рисунок таким инструментом получается более точным, меньше подвержен осыпанию. Основой для рисования всеми видами угля служит специальная бумага, которая имеет шероховатую поверхность. Можно также использовать акварельные листы, даже простую упаковочную бумагу. Гладкая бумага не подходит, так как угольная крошка будет активно осыпаться. В результате рисунок станет блеклым и невыразительным.

Как рисовать углем поэтапно?

Для начала следует отметить, что рисование углем требует дополнительных предметов. К ним относятся клячка и фиксатор. Клячкой называют специальный ластик, которым лишний уголь удаляется с листа. Вместо клячки можно использовать обычный хлебный мякиш или мягкую тряпочку. Фиксатор - это специальный спрей для закрепления рисунка. Для этих целей можно использовать обычный лак для волос сильной фиксации.

Таким образом, первым этапом является подготовка инструментов: специальная бумага, угольные палочки, прессованный уголь, клячка и фиксатор.

Процесс рисования

Как рисовать углем? Для начинающих следует отметить еще один важный нюанс. Это правило левой руки. Оно гласит, что при рисовании углем очень легко оставить на бумаге лишние отпечатки и темные пятна, поэтому левая рука (та, которой художник не работает) должна всегда оставаться чистой, чтобы ненароком не испортить композицию.

Как рисовать углем? Создавать композицию следует, как и обычным карандашом. От целого к частному, а от частного к целому. Уголь удобен тем, что при различной степени нажатия есть возможность сделать интересные полутона и переходы. Существуют две основные техники такого процесса.

Техники рисования углем

Первая очень подходит для знакомства с углем детей. Она заключается в том, что угольной палочкой заштриховывается полностью лист бумаги. Далее клячкой делается рисунок. После этого основные элементы выделяются угольным карандашом или угольной палочкой. Ярким примером такой техники является картина, изображающая морозные узоры на темном окне или рисование зимнего пейзажа на фоне ночного неба.

Суть этой техники очень проста. Рабочую плоскость следует тщательно заштриховать угольной палочкой. После этого растереть мягкой тряпочкой угольную пыль. В результате получится однотонный темный фон. Далее клячкой можно выводить силуэты заснеженных деревьев, звезд, снежинок. Если клячки нет, то можно использовать обычный ластик. Таким же образом можно изобразить морозное окно, ночную реку с лунной дорожной, горный пейзаж и многое другое.

При желании, помимо угля, в рисовании зимних пейзажей можно использовать обычный белый мел, которым проставляют блики и делают акценты. Совмещение мела и угля придает особую контрастность рисунку, позволяют выделить композиционный центр. Когда мы рисуем углем с детьми, следует помнить о том, что данный рабочий инструмент имеет свойство оставлять следы не только на рабочей поверхности, но и на руках и одежде. Поэтому творить лучше в специальном фартуке и нарукавниках.

Техника рисунка линиями

При выполнении работ в этой технике уголь используется сначала как карандаш, а после им же выполняется растушевка. Рисунок наносится обычным способом. Здесь лучше комбинировать использование угольных палочек, угольного карандаша и прессованного угля. Рисунок следует начинать с центра композиции, чтобы поверхность листа покрывалась постепенно и желательно в один слой. Это необходимо, чтобы избежать ненужных пятен. Тени и полутени можно выполнить в технике растушевки. Глубины тона легче достичь, используя угольные палочки. Прорисовка деталей и нюансов лучше удается при использовании прессованного угля. Фактуру изображаемого предмета желательно выполнять угольным карандашом. В этой технике можно рисовать как углем, так и мелом, который идеально подходит для создания ярких бликов.