КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ - посёлок городского типа в Костромской области.

Центр Крас-но-сель-ско-го района. Население 7,9 тысяч человек (2008). Рас-по-ло-жен на ле-вом бе-ре-гу реки Вол-га.

Се-ло Крас-ное из-вест-но с XVI веке как вот-чи-на Го-ду-но-вых , яв-ля-лось цен-тром юве-лир-но-го про-мыс-ла. В начале XVII века пе-ре-шло во вла-де-ние Ипать-ев-ско-го мо-на-сты-ря. Ве-ро-ят-но, в свя-зи с се-ку-ля-ри-за-ци-ей 1764 года, ото-шло князь-ям Вя-зем-ским. В 1-й четверти XIX века в се-ле су-ще-ст-во-ва-ла усадь-ба князя П.А. Вя-зем-ско-го, ко-то-рая сго-ре-ла в 1827 году. По-сле это-го по-жа-ра пла-ни-ров-ка се-ла при-об-ре-ла ре-гу-ляр-ный ха-рак-тер, бы-ли спрям-ле-ны ули-цы. Во 2-й половине XIX века се-ло пе-ре-жи-ва-ло рас-цвет бла-го-да-ря раз-ви-тию юве-лир-но-го про-мыс-ла и па-ро-ход-но-го со-об-ще-ния по реке Вол-га. В русско-византийском стиле построен 5-главый собор (снесён в 1930-е годы). В 1897 году при на-чаль-ной народной шко-ле для де-тей кус-та-рей-се-реб-ря-ни-ков от-крыт класс тех-нического ри-со-ва-ния (с 1904 года Ху-до-же-ст-вен-но-ре-мес-лен-ная мас-тер-ская зо-ло-то-се-реб-ря-но-го де-ла с собственной про-бир-ной па-ла-той, т. е. с пра-вом че-кан-ки про-бы ме-тал-ла; ны-не Крас-но-сель-ское училище ху-дожественной об-ра-бот-ки ме-тал-лов). Рай-он-ный центр Ко-ст-ром-ской губернии (1928-1929 годы), Ива-нов-ской про-мыш-лен-ной (с 1936 года Ива-нов-ской) области (1929-1944 годы), с 1944 года Ко-ст-ром-ской области. С 1957 года ра-бо-чий по-сё-лок Крас-ное-на-Вол-ге.

Красное-на-Волге со-хра-ни-ло пла-ни-ро-воч-ную струк-ту-ру XIX века с цен-тром на Крас-ной пло-ща-ди, где рас-по-ло-жен ан-самбль по-стро-ен-ной по за-ка-зу Бо-ри-са Фё-до-ро-ви-ча Го-ду-но-ва шат-ро-вой Бо-го-яв-лен-ской церкви (1592) с дву-мя при-де-ла-ми и двухъ-я-рус-ной га-ле-ре-ей (в начале 1990-х годов ар-ки гале-реи в ниж-нем яру-се за-ло-же-ны кир-пи-чом, в верх-нем - за-стек-ле-ны), а также с ко-ло-коль-ней, по-став-лен-ной на вы-со-ком ароч-ном ос-но-ва-нии (середина XVII века, в 1808 году из-ме-не-но за-вер-ше-ние). Со-хра-ни-лись клад-би-щен-ская церковь Всех Святых (1895), мно-го-численные па-мят-ни-ки гражданской ар-хи-тек-ту-ры конца XVIII - начала XX веков, в т. ч. дом па-ро-хо-дов-ла-дель-ца П.А. Со-ро-ки-на (1870-1880-е годы), усадь-ба па-ро-хо-дов-ла-дель-ца Д.Н. Со-ро-ки-на (1880-е годы), ком-плекс Ху-до-же-ст-вен-но-ре-мес-лен-ной мас-тер-ской (1897-1904 годы; архитектор Л.Н. Бе-нуа, инженер Л.А. Тре-берт), вклю-чаю-щий в се-бя главное зда-ние (ны-не здесь раз-ме-ща-ет-ся Крас-но-сель-ский му-зей юве-лир-но-го и на-род-но-при-клад-но-го искусства; ос-но-ван в 1983 году, фи-ли-ал Ко-ст-ром-ско-го объ-е-ди-нён-но-го ху-дожественного му-зея), про-из-водственный кор-пус и ли-тей-ную мас-тер-скую, до-ма тор-гов-цев юве-лир-ны-ми из-де-лия-ми И.А. Кон-ди-ро-ва (по-след-няя четверть XIX века) и К.И. Мак-ла-ши-на (начало 1900-х годов), зда-ние зем-ской боль-ни-цы (1910-1911 годы, архитектор А.А. Ма-ка-ров; при-строй-ка 1950-х годов) и др.

Красное-на-Волге - один из цен-тров про-из-ва крас-но-сель-ских юве-лир-ных из-де-лий; дей-ст-ву-ют: «Крас-но-сель-ский Юве-лир-пром» (при-над-ле-жит ком-па-нии «Ал-маз-Хол-динг»), «Верх-неволж-ская юве-лир-ная фаб-ри-ка», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Яш-ма», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Диа-мант», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Пла-ти-на». Пред-при-ятия пи-ще-вой промышленности.

На-про-тив Красного-на-Волге, на пра-вом бе-ре-гу реки Вол-га, со-хра-ни-лись: в деревне Гус-то-ме-со-во - Ус-пен-ская церковь в русском сти-ле (1897-1906 годы, пред-по-ло-жи-тель-но архитектор Н.И. Гор-ли-цын), в селе Си-до-ров-ское - церковь Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца (1720-1724 годы) с 5-ярус-ным ико-но-ста-сом (3-я четверть XVIII века), уса-деб-ный дом (середина XIX века).

Продолжение рассказа о поездке в Кострому. часть 3. Собственно Кострома и село Красное на Волге. November 9th, 2015

В субботу утром мы проснулись на воде и из окна у нас было видно такое:

Это отель "Островский причал" (ул.1-го Мая 14), который сделан в бывшем дебаркадере речного порта. Сон на воде - это отдеьное удовольствие. Знаю, что шаманы часто используют его как лекарство. Важно только, что бы течение входило со стороны головы и выходило бы через ноги. Тогда оно уносит с собой внутренний мусор. Если же спать наоборот, что вода собирает весь этот внутренний мусор, но не может вывести из тела и тот остается на уровне головы, которая с утра поэтому болит.)

В самом отеле никакая шумоизоляция, поэтому слышно, как чихают в соседнем номере и как горничные гремят швабрами по утру, но, разумеется все это ничто по сравнению со сном на воде и утренней медитацией, не вставая с постели.

У каждого номера на первом этаже есть балкончик. И с него вот такие вот виды. Наверное и рыбу можно ловить летом.

Насладившись вполне видами из номера, мы отправились в село Красное на Волге - центр ювелирного ремесла. По пути рассматривали Кострому. Город из окна машины увиделся приветливым. Вот, например, с такими домиками. В Кострому я бы еще вернулась.

Село Красное на Волге находится в 35 км от Костромы. И известно как центр ювелирного промысла. На сегодня в селе насчитывается 570 зарегистрированных ювелирных предприятий из 750 по региону. И есть собственная палата, которая ставит пробы на драгметалы.

И что бы разобраться что к чему в этом селе, мы сначала отправились в местный музей (ул.Советская д49а) и заказали экскурсию (350 рублей). Группа музея в контакте: (довольно информативная), сайт музея .

На фото собственно здание музея. Если будете располагать временем, обогните здание с левой стороны (если стоять к нему лицом) и найдите небольшую кирпичную пристройку. Там проводят мастер-классы по скани для детей и взрослых (200- 300 рублей за час)

Итак, музей, Красное село с 9 века было известно как центр ювелирных кустарей, которые творили ювелирку в основном для простонародья. Например такие вот крестики вывозились на ярмарку целыми обозами (по словам нашего экскурсовода).

Или вот такие серьги и брелОки, изначальное назначение которых было.. заменять часы на цепочке, если у человека не хватало на последние средств. (а так вроде что-то тяжеленькое лежало в часовом нагрудном кармане).

Это наш экскурсовод рядом с ремесленным столом, который по её словам был и есть в каждой избе в селе Красное на Волге.

Или такая вот техника "литья по натуральному объекту", что позволяет передать все натуральные "трещинки" объекта. А сам Объект потом изымается из полученной формы.

В советские времена ювелирный завод выпускал значки и брошки. И все равно по-ювелирному.)

А вот такую брошку - ландыш даже я помню. Ностальгия.

В следующем зале музея была представлена техника скань, собственно которой и знаменит местный завод. Это техника скрученной проволоки - медной - серебряной или посеребреной. Изделия от наперстка до огромных вымпелов. В советские времена были в каждом доме. Например такие вазочки.

Или такие ежики.

Ну меня, конечно, больше всего волновали украшения.

Вот такой вот комплект тоже интересный.

А вот это эскизы украшений. Когда я стану большой и займусь ювелирным искусством, я обязательно сделаю вот такие вот серьги - справа сверху - по эскизу Ф.П.Бирбаума.

А вот этот вот комплект не про скань. Он из кости. Но мне созвучен.

В последнем зале была выставка работ студентов КУХОМа - единственного в России училища по обработке металлов. Это их сайт . Здание КУХОМа находится прямо напротив музея и в выставочном зале училища, похоже, тоже проходят интересные выставки (судя по сайту). Среди экспонатов, например вот такая вот декоративная ваза, созданная в качестве дипломной работы.


В следующий раз нужно будет обязательно заглянуть на выставку в это училище. Ну а среди студенческих работ в музее были не только украшения, но и вот такая изумительно декорированная одежда. Уверена, что её можно купить после выставки. И, почему-то мне кажется, что цена будет адекватной. Потому что цены в селе Красное изумляют своей адекватностью.

Еще в музее, который занимает дореволюционное здание, в котором до этого, кстати, располагались классы этого ювелирного училища, так вот в музее есть вот такая вот уникальная чугунная лестница. Которая похожа сама на ювелирное изделие.

Поблагодарив экскурсовода за рассказ и распросив её про то, куда пойти в селе за украшениями, мы за ними и пошли. На самом деле тайных адресов нет. Практически все магазины от основных производителей расположены на центральной улице (Советской), где стоит и сам музей. Так что далеко ходить не нужно - все рядом. Вот это, например, огромный магазин от Красносельского ювелирного завода. Находится справа от музея, если стоять ко входу в музей лицом.

В селе ТРИ ювелирных завода и более 600 ювелирных мастерских. Вот список основных предприятий с адресами и телефонами. Думаю, что некоторые из них не работают с розницей, а только с оптом. Поэтому есть смысл заранее это выяснить. Я бы посетила следующие магазины:
1) магазин "Алмаз Холдинг" в здании завода, рядом с музеем (Советская 49)
2) Магазин "Красноград" (ул.Советская д52). Напротив здания завода и музея. Это магазин сборный - где есть представители многих местных компаний. Да, цены дороже, чем в фирменных магазинах при заводах, но незначительно.
3) магазин при фабрике Sokolov (бывший "Диамант"). Их постройки будут справа при въезде в село (пр-т Ювелиров, 37). их сайт.
4) магазин Т.Д. Красносельский ювелир (будет слева при въезде в село) ул. Советсткая д.86 их сайт.

Еще, я бы с удовольствием нашла бы выход на местных ювелиров, которые делают авторские украшения. Видела некоторые работы на выставке в музее. Очень достойные. Но вот где найти этих мастеров?

Список магазинов совершенно не претендует на полный. Более того - скорее наоборот - отражает лишь небольшую часть. Поэтому буду рада, если в комментариях поделитесь своим опытом посещения села Красное на Волге или выходом на ювелиров. То, что мы в это село еще вернемся - не вызывает сомнений. Мой прозорливый супруг Виталий, пронаблюдав, как я "опьяненная" брожу по этим магазинам, как по пещере Али-Бабы сказал "Теперь я точно знаю, что подарить тебе на следующий день рождения: поездку в село Красное с некоторой суммой денег".)

Ну и про деньги. Все правда. Цены изумляющие. В первом же магазине я даже уточнила у продавца, как читать ценник, потому что в моей голове не укладывалось, как, например, серебряные серьги с довольно крупной вставкой из фионитов, граната, искусственного топаза или изумруда могут стоить... 400 - 600 рублей, а какое-нибудь серебряное колечко без вставок - 150... Теперь представьте, как я захмелела, понимая, что имея всего лишь 1-2 тысячи рублей в кармане я могу купить себе практически любое украшение.

Да, ассортимент довольно однообразный - напоминает те самые "обозы с крестиками и образками", что везлись на ярмарку. Но и среди всего этого разнообразия можно отыскать что-то интересное.

И да, есть, разумеется отдел с бриллиантами и золотом - платиной, но так как я не знаю на них московских цен, то мне не с чем и сравнивать. Но подозреваю, что и они ниже Московских раза в два - три, как и цены на серебро.

Со мной в результате уехали такие вот серебряные серьги с топазами компании Sokolov за 1800 рублей (что было на порядок дороже аналогичных серег других компаний, но мне приглянулись эти.) И кольцо к ним в комплект, тоже с топазом, но другого производителя за 400 рублей.

Одним словом, насладившись по самые крышечки доступным прекрасным, мы наконец покинули это славное село, отправившись к не менее прекрасному - Большой Воде реки Волги. И тут мы наконец поняли истинное значение названия села КРАСНОЕ на Волге. Смотрите сами: Раз:

Смотрите сами: два. (Это я пытаюсь практически "испить шеломом Дону Волгу")

Смотрите сами: три.

Ну а к месту мы выехали изумительному - к паромной переправе, которая действует летом. Летом в село Красное можно приехать без заезда к Кострому и экономя 30 километров.

Ну а солнце меж тем начало клониться и мы повернули колеса свои во обратную дорогу. Мы вновь проехали по селу Красное, мимо храма Богоявления Господня XVII век. Внутрь мы не попали (был закрыт).

И вскоре были уже снова в Костроме (всего 35 км) у ворот Ипатиевского монастыря, который был нашей следующей точкой на этот день. Однако, как я уже упоминала, официальные туристические места в этой поездке нас не принимали. Потому как мы приехали в 15:30, а монастырь был открыт до 16:00, Платить около 1000 рублей за билеты на вход на 30 минут нам показалось неразумным, поэтому мы счастливо выдохнули (ибо были уже наполнены впечатлениями и размышлениями на этот день), зашли в местый магазинчик, купив "льняных полотенец" на сувениры (Кострома - знаменита своими льняными фабриками).

и отправились ужинать уже в знакомое нам "Гастрономическое кафе" в Торговых рядах (В селе Красное еды мы не нашли, только злато-серебно, и потому были голодны). По пути к кафе мы размышляли, а где же в этом городе Кремль. В какой-то момент поняли, что Кремля нет, а есть необозримые по объему Торговые ряды. Ну и правда - город ведь купцов - какой тут Кремль.

Обрадовались этому открытию, вкусно поужинали и направились в Ярославль, в гостиницу "Модерн". Наконец отдыхать в преддверии следующего дня и дороги домой.

А продолжение следует.
Начало рассказа об этом путешествии можно прочитать здесь.

Название поселка (бывшего села) происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань, здесь приставали волжские струги.

Красное упоминается с 1569 г., когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов - потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Он приехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю и основал в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. Впрочем, об этом уже говорилось. Когда костромской уезд в 1567 г. был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова.

Село Красное с деревнями было взято в опричнину, а И.Д.Воронцов в компенсацию получил в Бежецком уезде село Наместково, которое позже отдал в дар Троице-Сергиеву монастырю. В грамоте 1569 г. записано: «Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов, дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде». С тех пор Красное было дворцовым селом и управлялось из приказа Большого Дворца.

В 1648 г. по указу царя дьяк И.С.Языков с подьячим Г.Богдановым отме-жовывали земли дворцового села Красного от соседних поместий: «Лето 7157 (1648 г.- Д.Б.) по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Приско-ково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежовывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Богоявленская церковь

Реконструкция И.Ш. Шевелева

Сохранилось описание села Красного 1717 г.: «В Костромском уезде великого государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего каменная да три церкви деревянные: Похвалы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пророка Ильи.

При тех церквях три двора поповых а людей в них мужского пола 10 человек, женского 16 человек, да двор дьячка, двор пономаря, да 14 келий а в них 6 стариц да 25 вдов и девок кормятся при церквях божиях подаянием мирским. У попа Гаврила на огородней земле в избе живет нищий Петр Вах-рамеев - 76 лет, вдов и у него сын Спиридон 30 лет хром в селе же Красном Конюшенная слобода а в ней живут того села Красного приказчики и Красносельской кобыличьей конюшни подъячие и стадные конюха, два двора подьячих да 13 дворов стадных конюхов в том же селе Красном не пашенных крестьян 63 двора а в них мужского полу 175 человек женского 235.

В том селе Красном рыбных ловцов 6 дворов людей в них мужеского полу 11 человек женского 14. К селу Красному дворцовая Красносельская волость: приселок что слывет деревня Абрамова да деревня Сухари-Выметъ, дер. Руси-ново, дер. Карташиха, дер. Новое-Медведково, дер. Черемисская, дер. Глинищи, дер. Горелово, дер. Ликиново».

Как видно из переписи 1717 г., основное занятие жителей села Красного было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге. Каменная Богоявленская церковь построена в 1592 г.

В 1762 г. указом Сената от 30 ноября Екатерина II пожаловала «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

Пришедший к власти после смерти Екатерины II ее сын Павел в 1797 г. пожаловал тайному советнику Храповицкому, бывшему секретарю Екатерины, 600 душ в Костромском уезде и в том числе село Подольское и деревни Кузнецово, Остафьевское, Даниловское, Ильино - всего 16 деревень и 17 крепостных душ в самом селе Красном.

В начале XIX века село Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С.Пушкина.

Россия, Костромская область, Красносельский район, посёлок Красное на Волге