Татары - титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан - 320 000;
  • Казахстан - 200 000;
  • Украина - 73 000;
  • Киргизия - 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань - столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации - татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат , означающий «испытывать», плюс суффикс ар - «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы - «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда - могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.


Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.


До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они - продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым - выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески - турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет - кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.


Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары - нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан - это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй - праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.


Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз - приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране - священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим - великодушный;
  • Камиль - совершенный;
  • Анвар - лучистый;
  • Арслан - лев;
  • Динар - драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера - звезда;
  • Гульнара - украшенная цветами;
  • Камалия - совершенная;
  • Люция - светлая;
  • Рамиля - чудодейственная;
  • Фирюза - лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа - жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш - печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма - домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак - тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава - угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак - сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия - закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.


Из напитков популярны:

  • айран - кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет - прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова - актриса.
  2. Марат Башаров - актер.
  3. Рудольф Нуреев - танцор балета.
  4. Муса Джалиль - знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев - классик татарской литературы.
  6. Алсу - певица.
  7. Азат Аббасов - оперный певец.
  8. Гата Камский - гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов - олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова - пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость - важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Ещё из

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

В разделе на вопрос Какое место по численности занимают татары? В России, в мире? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает - 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс.чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место.
Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане 327,9 тыс.чел., Узбекистане - 467,8 тыс.чел., Таджикистане - 72,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел., Туркмении - 39,2 тыс.чел., Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине - 86,9 тыс.чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс.чел.).
Источник: В мире - очень много. Сунитов - запад тоже считает татарским этносом

Ответ от Просо [новичек]
и чё ты тут националист что ли? нехуй за чужую нацию чё то рассказывать когда не знаешь правды


Ответ от Просачиваться [новичек]
1 место занимают татары


Ответ от Ђихонов Роман [новичек]
Да да и наместников ВЫ назначали из рода Русских князей даже если отец приговорен, то сына все равно к правлению допускали. Не надо себе льстить. Вы довольно таки умелые партнеры Росенов - не больше и не меньше. В США после заселения испанцами через 300 лет все говорили на их языках, а через 300 лет никто не знает ни одного Татарского слова))


Ответ от Jq [новичек]
Такое создается впечатление, что никто ничего не знает, сколько в РФ проживает русских, татар, мигрантов как легальных и нелегалов и др. народностей. Все на глазок и обман. США лучше знает о нас, нежели наши правилы


Ответ от Желтков Алексей [активный]
В России татары занимают второе место (около 6 миллионов). В мире сложно сказать. В целом в мире проживает около 8 млн. татар. В Москве татарская диаспора является наиболее многочиленной и считается наиболее влиятельной. Различают крымских, астраханских, нижегородских и т.д. татар. В самом Татарстане татары по численности стоят на втором месте после русских (разрыв минимален).

Меня часто просят рассказать историю того или иного народа. В том числе часто задают вопрос о татарах. Вероятно, и сами татары, и другие народы чувствуют, что школьная история лукавила про них, что-то врала в угоду политической конъюнктуре.
Самое сложное при описании истории народов - определить точку, с которой следует начинать. Понятно же, что все в конце концов происходят от Адама и Евы и все народы родственники. Но все же… Историю татар, вероятно, следует начинать с 375 года, когда в южных степях Руси случилась большая война между гуннами и славянами с одной стороны и готами - с другой. В конце концов гунны победили и на плечах отступающих готов ушли в Западную Европу, где растворились в рыцарских замках нарождающейся средневековой Европы.

Предки татар – это гунны и булгары.

Часто гуннами считают каких-то мифических кочевников, пришедших из Монголии. Это не так. Гунны – это религиозно-военное образование, возникшее как ответ на разложение античного мира в монастырях Сарматии на средней Волге и Каме. Идеология гуннов базировалась на возвращении к исконным традициям ведийской философии древнего мира и кодексе чести. Именно они стали основой кодекса рыцарской чести в Европе. По расовым признакам это были белокурые и рыжие великаны с голубыми глазами, потомки древних ариев, которые испокон веков жили на пространстве от Днепра до Урала. Собственно «тата – ары» с санскрита, языка наших предков, и переводится как «отцы ариев». После ухода армии гуннов из Южной Руси в Западную Европу оставшееся сарматско-скифское население нижнего Дона и Днепра стало именовать себя булгарами.

Византийские историки не различают булгар и гуннов. Это говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были схожи по обычаям, языкам, расе. Булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа в качестве наемников.
Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, "Римские хроники" неизвестного автора (Th. Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene.
Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Западной Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й половине IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Можно предположить, что булгары не совсем гунны. По нашей версии гунны – это религиозно-военное образование по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона. Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами, очевидно, в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами. Гуннами называло себя определенное сословие военных монахов, которые были хранителя миособой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Все гуннские племена пришли в Западную Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, как реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.

В начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Pannonia были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно, булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но общины их породившие остались на берегах Дона и Днепра.
К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.
Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступают на службу к императору Византии. В 537 г. отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны случаи и вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
Около 558 г. булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.

Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия всего около 20 тыс. всадников, она несет все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Тому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
В 566 г. передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 г. появляются под стенами Херсонеса.

Возрождение

После ухода войска авар в Паннонию и начала междоусобиц в Тюркском каганате булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - древняя ставка легендарного Хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру

Однако после смерти Кубрата (665 год) его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.
Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) - ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.

Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину – в Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем, население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.
В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжская Болгария. На основе этих племен в этих местах в последствии возникло Казанское ханство.
В 922 г. правитель волжских булгар Альмас принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Алмуса отправился в паломничество в Мекку и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдатом. Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Алмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
Кроме того, византийско-русские договоры XX в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

Волжская Булгария

БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ, государство волжско-камских, финно-угорских народов в XX-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К XX веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата - Северную Булгарию и южную Хазарию.
Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми, финнов и эстонцев.
Булгария к времени становления булгарского государства (нач. XX в.), центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии), была в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
Булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 г. закрепил фактическую независимость Булгарии.
Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси. Пересечение торговых путей, обилие черноземов в отсутствии войн делало этот край быстро процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозились пшеница, меха, скот, рыба, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с XX в. чеканилась собственная монета - дирхем.
Помимо Булгара были известны и другие города, такие как Сувар, Биляр, Ошель и др.
Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.

Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма "Кысса и Йусуф", широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 г. некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу, предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века различают булгар волжских, серебряных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
Естественно, велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогли хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 г. князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 г. захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри покровительствуе
мые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего, именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 г. русскими дружинами были взяты Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорение столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных. Военные столкновения между белыми русами и булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218). При этом во всех трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так, русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в э
том году в Суздале свирепствовал голод и что булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

Потеря независимости

В 1223 г. ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану те же самые философию и религию, которые в свое время породили гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз через разрушение оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весною 1236 г. ордынский хан Субутай взял столицу Булгар. Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Город привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. В нем были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековых Европе и Азии.

Гибель Волжской Булгарии и рождение народа Татарстана

С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 г. князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское - с центром в городе Жукотин. После начала междоусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско новгородцев овладело Жукотином. Русские князья Дмитрий Иоаннович и Василий Дмитриевич овладевали другими городами Булгарии и ставили в них своих "таможенников".
Во второй половине XIV–начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 г., когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул "государя Болгарии" носил еще дед его, Иоанн Ш. С этого времени, можно считать, начинается формирование этноса современных татар, которое происходит уже в объединившейся Руси. Татарские князья образуют многие выдающиеся рода государства Российского, становя
тся знаменитыми военачальниками, государственными деятелями, учеными, деятелями культуры. Собственно, история татар, русских, украинцев, белорусов – это история одного российского народа, кони которого уходят в самую древность. Последние исследования показали, что все европейские народы так или иначе выходцы из Волжско-Окско-Донского ареола. Часть некогда единого народа расселилась по миру, но некоторые народы всегда оставались в исконных землях. Татары как раз из таких.

Геннадий Климов

Подробнее в моем ЖЖ