Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

На мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей.

На мой взгляд, именно

Из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров. Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несмотря на то что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление чести в них довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.

Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы – понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести… Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести.

Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней – это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева – это долг. Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши. Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь – высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку. Отечество – понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, – Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.

Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация есть в «Дубровском». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского – это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кирилы Петровича Троекурова: «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинною, а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин». Эта чрезмерная гордость позволяет Дубровскому довести дело даже до суда с бывшим другом, а в конце концов и до собственной смерти.

У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Кириле Петровичу, но позднее злое чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери Троекурова. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви. Молодая горячность Владимира Дубровского позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его в конце концов свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью. Таково было понимание чести в произведениях Пушкина, в начале XIX века. В принципе, в большинстве случаев это пушкинское понимание чести, на мой взгляд, сохранилось и поныне.

Абсолютно другой взгляд на понятие чести мы встречаем у Лермонтова. Герой Лермонтова Печорин вообще не типичный персонаж, а исключительный. Это можно выяснить даже из самого названия романа. Герои всегда редки и исключительны, это – единицы. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Печорин знает и предвидит все, он образован и неплохо разбирается в человеческих отношениях… Печорин позволяет себе многое, и единственное, что сдерживает свободу его действий, – это остатки былой души и совести. После дуэли с Грушницкиму Печорина что-то немного дрожит внутри. «Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза… У меня на сердце был камень». Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются, как мне кажется, ощущением исключительности собственного предназначения. Поэтому я бы сказала, что главной и единственной составной частью чести у Печорина является его исключительность. Вернее, чести в обычном понимании нет! Есть только остатки совести, которые в совокупности с осознанием важности собственного предназначения образуют как бы «бесчестие в чести».

По-моему, отсюда можно сделать вывод, что Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова. У него тоже понятие чести очень личностно и своеобразно, оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает общества и хочет жить лишь по собственным, им самим придуманным и взлелеянным законам. Но существовать ему приходится именно в обществе, а оно обычно не принимает людей, отрицающих его законы, поэтому наличие своеобразного и довольно необычного понимания чести и то, что Раскольников не думает вначале о людях вокруг него вообще, позволяет ему совершить убийство старухи. Но совесть заставляет его в итоге сдаться в полицию. Эта придуманная им самим разновидность чести позволяет Раскольникову лгать следователю Порфирию Петровичу, отпираться, не признаваться в совершении преступления: «Лжете вы все!.. Я не знаю ваших целей, но вы все лжете… Вы лжете!».

Другое понимание чести встречается у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести. Совесть же Свидригайлова – это исключительно его память, в частности привидения, его посещающие. Память пробуждает в нем доброту, участие, сострадание, понимание людских бед. И, как мне кажется, в первую очередь совесть и любовь заставили его «уехать в Америку», не позволили жить дальше… Любовь и честь…

Таким образом, я могу сказать, что во всех заявленных в начале сочинения произведениях так или иначе прослеживается мотив чести и совести. У Пушкина честь и совесть взаимосвязаны и, на мой взгляд, обыкновенно присутствуют у любого человека, возможно, в разных проявлениях. У Достоевского, пожалуй понятие общественной чести применительно к обычному человеку исчезло полностью.

Честь и совесть – одна из важнейших характеристик души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях почти всех русских писателей XIX и XX века. А понимание чести, как выяснилось, может быть различным. Это объясняется, на мой взгляд, разным мировоззрением писателей. Но, несмотря на внешне различное понимание и проявление чести у героев Достоевского, Пушкина и Лермонтова, всегда остается актуальной важность понятий чести и совести для личности и сила их влияния на душу человека, на его чувства и поступки.

Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века.

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести – одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий – пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет – это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется, наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле.

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.


Тема чести – важная тема в русской литературе 19 века. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Синонимы к слову честь верность справедливость правдивость совесть благородство достоинство Иванова А.В.

3 слайд

Описание слайда:

Тема и проблемы Что такое честь? Что значит быть верным чести, совести? Отчего зависит выбор человеком поступка, жизненного пути? Какую честь можно назвать истинной, какую – ложной? И т.д. Иванова А.В.

4 слайд

Описание слайда:

В основе темы лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия Иванова А.В.

5 слайд

Описание слайда:

Определение понятия Честь Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Целомудрие, непорочность. Почёт, уважение. Иванова А.В.

6 слайд

Описание слайда:

Определение понятия Совесть чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом Иванова А.В.

7 слайд

Описание слайда:

Булат Окуджава «Совесть, благородство и достоинство…» Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=MVREOpCsv8M

8 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» № 6 «Цель и самооценка» Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека… № 25 «По велению совести!» Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно, не думая, не размышляя долго. Безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке… Иванова А.В. Безотчётная душевная потребность делать людям добро – самое ценное в человеке

9 слайд

Описание слайда:

Повесть «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин Иванова А.В. Наказ отца: Справедливость правдивость Носителем нравственных ценностей: чести, верности, совести, благородства и достоинства – в повести является Пётр Гринёв. Отправляясь на службу, Пётр Гринёв получает наказ отца: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Честь воспитывается в семье, в наказе отца передаются основные правила жизни

10 слайд

Описание слайда:

Повесть «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин Иванова А.В. Испытания героя на дороге чести: Дуэль со Швабриным. Гринёв защищает честное имя девушки (её честь). Верность отцовским заветам и долгу перед государством. Гринёв отказывается служить Пугачёву. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». 3. Любовь и честь. Гринёв спасает Машу Миронову от посягательства на неё Швабриным. Отдавая приоритет нравственным ценностям, он обращается за помощью к Пугачёву. И при этом остаётся верен своей чести, своему долгу. 4. Долг и любовь. Несмотря на любовь и желание быть с Марьей Ивановной, Гринёв возвращается на службу, так требовал долг чести. Честь проверяется жизненными испытаниями, когда герой попадает в ситуацию нравственного выбора

11 слайд

Описание слайда:

Дорога чести Петра Гринёва Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=yzrMjEGJNyE&feature=youtu.be

12 слайд

Описание слайда:

Роман «Война и мир» Шенграбенское сражение Лев Николаевич Толстой Иванова А.В. Честь и достоинство присущи герою романа капитану Тушину. Глазами Андрея Болконского мы видим, что человек «геройской стойкости» не только не думал о себе в бою, не только не требовал для себя славы и любви людской, но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. Честь солдата - «геройская стойкость», не требующая награды

13 слайд

Описание слайда:

Шенграбенское сражение. Батарея капитана Тушина Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=8Q8jhl6l21U&feature=youtu.be

14 слайд

Описание слайда:

Роман «Война и мир» Бородинское сражение Для каждого русского патриота Бородинское сражение стало рубежом между смертью и жизнью, позором и славой, бесчестием и честью. Андрей Болконский так сказал о предстоящем сражении: Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже от числа… От того чувства, которое есть во мне, в нем…– в каждом солдате... Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Иванова А.В.

15 слайд

Описание слайда:

Бородинское сражение. Князь Андрей о предстоящем сражении Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=o1iNifXeL_E&feature=youtu.be

16 слайд

Описание слайда:

Война – зло, направленное против человека. Размышления Пьера Безухова Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=qFGpJ0aUGyY&feature=youtu.be

17 слайд

Описание слайда:

Роман «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич Булгаков Иванова А.В. Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918… - так начинается роман. Булгаковские персонажи, оказавшиеся в историческом водовороте, озабочены не столько правотой событий, сколько их нравственной составляющей. Каждый из героев окажется в ситуации нравственного выбора, потому что этого требует экстремальное время – гражданская война. Нравственный выбор жизненного пути – долг каждого человека

18 слайд

Описание слайда:

Роман «Белая гвардия» Главными героями романа являются дворяне, носители культуры и морали. Турбины напоминают нам и Гринёва из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина с его нравственным правилом – «береги честь смолоду», и лучших представителей дворянства из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Иванова А.В. Во время всеобщего социального хаоса Алексею Турбину, одному из главных героев, снится сон, в котором к нему явился «маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку и глумливо сказал: «Святая Русь – страна деревянная, нищая и…опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя». Однако уже во сне герой делает нравственный выбор, грозя кошмару браунингом. Этот выбор приведет молодого врача к гимназии, где будут формироваться отряды для защиты города от Петлюры, хотя, вернувшись с войны, он мечтал устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь.

19 слайд

Описание слайда:

Полковник Най-Турс В образе Най-Турса показано всё лучшее, что было в русских офицерах: честь, доблесть, открытость, прямота, готовность жертвовать собой ради товарищей. Полковник Най-Турс не только чувствует свою ответственность за вверенных в его подчинение мальчишек-юнкеров, не только одевает их в валенки, выбитые у бюрократической власти, но, узнав о том, что нет централизованного командования и поддержки, отдаёт приказ, спасающий жизнь бойцам: «Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, бгосай оружие…всех по догоге гоните с собой…бой кончен! Бегом магш!». Сам же при этом остаётся с пулемётом защищать убегающих. И только отказавшийся убегать со всеми Николка Турбин увидит героическую смерть полковника. Иванова А.В.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Полковник Малышев Решением распустить дивизион полковник Малышев утверждает ценность человеческой жизни. Человеческое в полковнике пересиливает военное, совесть побеждает долг, командирское отношение к дивизиону сменяется отеческим. Иванова А.В. Честь офицера- «утверждение ценности человеческой жизни» https://www.youtube.com/watch?v=jXDtkG6PDRI

22 слайд

Описание слайда:

Роман «Белая гвардия» «Честное слово не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете» Очень юн ещё Николка Турбин, но и он делает свой нравственный выбор: сражается в отряде юнкеров за Город, не оставляет Най-Турса одного, позднее находит его тело, чтобы семья могла с честью похоронить героя. Да и мог ли по-другому поступить Николка, считающий, что «честное слово не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Иванова А.В.

23 слайд

Описание слайда:

Роман «Белая гвардия» Жизнь – это утверждение вечных ценностей Иванова А.В. Звучащая песня на слова Лермонтова «Бородино» …ведь были ж схватки боевые?! Да, говорят, ещё какие!! – Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!! – это не только выражение патриотического подъёма, это знак доблести, отваги, чести - - всего того, что отличает Турбиных, Малышева, Най-Турса и других «господ офицеров», потому что жить – это не существование для своего бытового благополучия, а соединение своей судьбы с судьбой Отечества, утверждение вечных ценностей.

24 слайд

Описание слайда:

Рассказ «Чудесный доктор» (из сочинения Алексея М., 12 кл.) Александр Иванович Куприн Иванова А.В. На примере поступка доктора Пирогова Александр Куприн показывает нам, что такое профессиональная честь. В центре внимания семья Мерцаловых, на которую сыпались безжалостно несчастье за несчастьем. Те, к кому обращались за помощью, отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег. Швейцар бывшего патрона просто-напросто гнал просителей с крыльца. Мерцалов был готов к самоубийству. Помогла неожиданная встреча с пожилым человеком, доктором, лицо которого «спокойное и внушающее доверие», поразило Мерцалова. Мерцалов рассказал незнакомцу свою историю, и тот, не задумываясь, помог семье. Своим ласковым убедительным голосом заставил подняться с постели больную хозяйку. Растопили печь дровами, которые доктор попросил у соседей, на столе появились чай, сахар и булки, купленные на деньги доктора. Для малютки купили лекарства на рецепт, выписанный доктором. После этой встречи всё переменилось. Отец отыскал место, Машутка встала на ноги, мальчиков пристроили в гимназию на казенный счет. «Просто чудо совершил этот святой человек». Один из мальчиков впоследствии стал занимать крупный, ответственный пост в одном из банков, «слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности». Честь врача – бескорыстное оказание помощи нуждающимся

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести - одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий - пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет - это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.

В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны Барашкиной писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий. Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филлиповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом. Настасья Филлиповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.