Богородица или Пресвятая Дева играет ключевую роль в православной вере как мать Христа. Дева Мария, как предпочитают ее называть католики, играет одну из ключевых ролей в становлении христианства.

Житие Пресвятой Богородицы доказывает, сколь важна роль божией матери в христианской культуре. Богоматерь считается одной из основных святых Православной Церкви.

Приветствие Архангела Гавриила принесло Марии весть об ее предназначении - рождении Сына Божьего.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!».

Эти слова стали началом таинства - непорочного зачатия и рождения Иисуса Христа. С похожим приветствием встретила Марию и Святая Елизавета, узнавшая от Святого Духа, что перед ней Матерь Божия.

Чтобы узнать, кто такая Богородица, какова ее роль в христианской культуре, следует ознакомиться с описанием жизни богородицы, ее успения и правила почитания пречистой девы в православной традиции.

Богородица: мать Иисуса Христа, внесшая существенный вклад в развитие христианства.

Жизнь Богородицы до рождения Иисуса

Жизнеописание Священной Девы в Священном Писании Нового Завета эпизодично и ничего не открывает о рождении, о введении во храм и иных важных событиях в жизни Девы Марии. Жизнь Богородицы описывается Церковными Преданиями:

  • древние сказания;
  • раннехристианские сочинения, например Евангелие от Фомы.

Приснодева Мария родилась во время правления царя Ирода, в пригороде Иерусалима.

Как звали родителей: Иоаким и Анна. Родители Богородицы были обеспеченными и знатными людьми. Отец Девы Марии - Иоаким, был из рода, происходящего от царя Давида. Мать Богородицы - Анна, дочь священника из Вифлеема.

Прожив вместе более 40 лет, Анна и Иоаким оставались бездетными.

Несмотря на это, вера супругов не угасала, они приняли бездетность как божью волю. Супруги приняли свой крест и молились только о большем благочестии и возможности помогать немощным.

Спустя 50 лет брака Ангел Господний возвестил им о скором рождении дочери, которую назвали Марией.

Избра́ннии от челове́ческаго ро́да прароди́телие Христо́вы, ро́ждшии Преблагослове́нную Богоотрокови́цу, из Нея́же по пло́ти Сын Бо́жий роди́ся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно!

Я́ко иму́щии дерзнове́ние ве́лие ко Христу́ Бо́гу и вы́ну предстоя́щии Престо́лу Его́ небе́сному, Тому́ приле́жно моли́теся от бед нам избавитися, да вы́ну зове́м вам: Ра́дуйтеся, святи́и и пра́веднии Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно.

Мать Девы Марии дали обет помощи неимущим, поэтому в трехлетнем возрасте была отдана в храм на служение, где жила и обучалась Божьим Законам.

Богородица училась и жила в храме до 12 лет. По наступлению этого возраста девушке следовало вступить в брак. К этому времени родители Марии скончались. Браку препятствовал данный девочкой в детстве обет безбрачия.

Войдя в зрелый возраст Мария:

  • не могла жить одна, иначе она нарушала закон о запрете жизни незамужних девушек одним;
  • выйти замуж.

Священники храма, в котором протекала жизнь Марии, решили выдать ее замуж формально. Отбор кандидатов проводился согласно следующим соображениям:

  • муж должен был быть вдовцом;
  • муж должен быть добродетельным, чтобы уберечь чистоту и целомудрие супруги.

Супруга решили выбрать с помощью жеребьевки, чтобы выразить волю Господа. Одним из кандидатов был Иосиф - плотник из Назарета.

Жеребьевка проводилась следующим образом: - кандидаты собрались в храме, первосвященник забрал у каждого из них посох, священнослужитель возвращал каждому участнику посох, ожидая знака свыше.

Во время жеребьевки в храме, когда священник вернул Иосифу его посох, широкий конец жезла отделился и преобразился в голубку, которая присела на голову Иосифу. Так свершилась божья воля.

В 14 лет Марию обручили с Иосифом, плотником, который также происходил от Давида.

Муж Марии: Иосиф, вдовец.

По преданию известно, что Святая Мария смирилась с уготованной судьбой. Вскоре родители Иисуса Христа узнали о своем предназначении. Иосифу во сне явился ангел, который возвестил, что Мария родит сына, назвать его следует Иисус (Иешуа), что на еврейском означает «Спаситель», который спасет людей от грехов их.

Иосиф покинул дом на несколько месяцев, отправившись трудиться. Мария осталась дома, следила за хозяйством и подолгу молилась. Во время одной из молитв к Богородице снизошел Архангел Гавриил, возвестивший о грядущем рождении сына.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Сын, согласно словам Гавриила, станет спасителем людей на земле, которого иудеи ждут много лет. Богородицу смутила весть, потому что она была девственницей. Ангел ответил, что Пречистая Дева понесет не от мужчины, а от высшей силы.

Явление ангела получило название Благовещения и стало важным праздником в христианской культуре. Благовещение празднуется 7 апреля.

Вернувшись, Иосиф понял, что Мария беременна. Старик не сразу поверил жене, полагая, что девушку обманули и соблазнили. Он не обвинял супругу и хотел позволить ей бежать из города, чтобы спасти ее от кары за измену. Тогда плотнику вновь явился ангел и поведал о непорочном зачатии Богородицы.

Незадолго до родов была объявлена перепись населения. Народу следовало посетить Вифлеем чтобы принять участие в переписи. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем. Прибыв в город, они не смогли устроиться на ночлег. Тогда супруги остались ночевать в пещере пастухов.

В пещере начал свою земную жизнь Иисус Христос. В ночь рождения Марией Сына Божьего над пещерой загорелась Вифлеемская звезда, увидев которую, волхвы направились к пещере, чтобы приветствовать Сына Божьего.

Мария родила Иисуса предположительно между 14 до 16 годами.


Жизнь девы Марии после рождения Христа

Во время нахождения супругов и новорожденного в Вифлееме о рождении посланника Божьего узнал царь Ирод. В поисках Иисуса Ирод велел убить всех младенцев, живущих в Вифлееме. Иосифу во сне явился ангел, который оповестил старика о приближающейся беде. Супруги спрятались в Египте. Когда опасность исчезла, семья вернулась в Назарет.

Дальнейшая жизнь Богоматери описана в Евангелии кратко.

Мария сопровождала сына повсюду, помогая нести Слово Господнее людям. Мария также была свидетелем чуда христова, то есть превращения воды в вино.

Матерь Божья была на Голгофе во время выполнения приказа Пилата о распятии Христа. Богоматерь чувствовала боль сына, потеряла сознание, когда ладони были пронзены гвоздями.

Важные события жизни Богородицы описаны в Евангелии от Луки, который близко знал ее и писал с нее икону, ставшую прообразом всех последующих икон. После смерти сына Богородица вместе с апостолами продолжила нести Слово Божье. Мария никогда не выступала лично перед людьми, за исключением случая во время посещения горы Афон.

Богоматерь отправилась на Кипр, но буря отнесла корабль в Эгейское море, к Афонской горе. Острова были сердцем языческих поклонений.

Сойдя с корабля, Мария столкнулась с толпами людей, которые хотели узнать учение Христа. Богородица поведала им о прощении, о любви к ближнему и Богу - сути учения Христа.

После проповеди люди, жившие на Афоне, решили принять крещение. Покидая Афон, Мария благословила народ и сказала:

Дева Мария

«Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего!

Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего;

с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат,

и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века,

и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем»

Успение Девы Марии

Во время молитвы мама Иисуса Христа вновь увидела Архангела Гавриила, шедшего к ней навстречу с веткой райского финика. Архангел сказал ей, что через три дня кончится срок жизни Богородицы на земле.

По велению Бога апостолы собрались в иерусалимском храме. В час окончания жизни, Мария увидела необыкновенное свечение. Иисус в окружении ангелов явился к Пречистой и забрал ее душу.

Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который не присутствовал на погребении. Фома был глубоко опечален, что не смог попрощаться с Богородицей. Открыв пещеру, апостолы нашли гроб пустым.

Во время вечерней молитвы апостолы услышали ангелов, в окружении которых к ним явилась Дева Мария, сказавшая апостолам:

«Радуйтесь! Я с вами во все дни!»

День смерти Девы Марии относится к основным церковным празднествам и носит название успения Богородицы и празднуется 28 августа. В поисках ответа на вопрос, сколько лет прожила богородица, следует опираться на расчеты древних отцов церкви. Срок земной жизни Святой Деву равняется 72 годам.

Богородица прожила 72 года.

Богородица глубоко почитаема. Существует более 300 икон Божьей Матери. Кафедральные соборы христианских государств носят имя Богоматери. С начала христианства имели место множество явлений Богородицы, в честь которых проводятся крестные ходы, творятся особые молитвы.

Примечательными в православной вере явлениями Девы Марии стали:

  • явление Сергию Радонежскому;
  • явление Серафиму Саровскому;
  • явление Андрею Юродивому;
  • явление Андрею Боголюбскому.

Место захоронения Богородицы

Согласно историческим данным, Мария после смерти Иисуса жила бедно и в одиночестве.

Где похоронена Дева Мария: Гефсиманский сад, усыпальница родителей Богородицы.

По желанию Пречистой Девы, ее похоронили в усыпальнице ее родителей, у подножия Елеонской горы.


В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского , Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дам аскина . Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ар еопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона , епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский .

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Георгий Битбунов

Для понимания христианской традиции и самого Божественного образа Богородицы каждому христианину полезно знать такие истины: Пресвятая Дева Мария есть в прямом смысле - Матерь Господа Иисуса Христа и потому Богородица; Она пребывает Приснодевою до рождения Иисуса Христа, в Рождестве и после Рождества; Богородица следует за Спасителем, как высшая сила всех небесных сил - святых апостолов и святых отцов церкви. К такому обобщению подводят книги Ветхого и Нового Заветов, сама земная жизнь Богородицы.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана."

Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (Здесь и далее в жизнеописании даты приведены по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить Свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате,извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

Современный человек может породить в своем разуме сомнение. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Но самое удивительное, что услышанная Благая Весть перво-наперво усомнила Саму Марию. "Как это будет со мной, когда Я мужа не знаю?" - были первые ее слова.

Факт действительно может показаться сомнительным, если постигать его холодным разумом. Но его надо принять не разумом, а душой. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой Богородицы - есть соединение небесного и земного, духовного и материального. То был момент перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже два тысячелетия.

Проникновенно и возвышенно говорит об этом явлении московский митрополит святитель Филарет (1782-1867 гг.): "Дева готова стать матерью, Она склоняется пред Божественным назначением, но не хочет и не может изведать земного брака, этого общего пути к рождению на Земле... Одною любовью Божественной трепещет это сердце. Все - все помыслы, чувства, стремления - отданы невидимому, неприступному Богу. Он один только и мог быть Ее желанным, Ее нетленным женихом. И в тот миг, как Ей говорили о Сыне, Ее чистейшая душа, испуганная одной возможностью мысли о браке земном, с силою устремилась туда, в высоту, к единственно желанному и жданному Богу. И тогда свершилось таинственное, чудное, непорочное зачатие..."

Так подтвердились слова архангела Гавриила: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; поэтому и Рождаемое свято, и наречется Сыном Божиим".

Материалисты не могут постичь этого чуда. Одни принимают только физику, другие делают шаг более смелый - в метафизику. Но как естественно и закономерно признать Божественное начало! Хотя понятие "начало" применимо к конкретному явлению, а Бог - это Вечность, у которой не может быть начала и конца. Бог это сила, утверждающая гармонию во Вселенной.

Икона "Благовещение" помогает смертному человеку принять эту духовную суть и соединяет нас с Божественным миром. В Назарете, где архангел Гавриил благовестил Деве Марии, в IV веке был воздвигнут храм в память о Благовещении. В алтаре горят неугасимые лампады, бросая свет на слова, в коих заключена суть величайшего таинства: "Yic Verbum caro fuit" ("Здесь слово плоть бысть"). Над престолом - образ Благовещения и рядом вазы с белыми лилиями. Цветок, который был в руках архангела Гавриила, символизирует чистоту.

Надо представлять состояние Девы Марии, которая должна объяснить своему мужу причину уже видимого плодоношения. Возвышенное и греховное стояли на одних весах в ее воображении. В душе земного человека назревала тяжелейшая драма. А каково было состояние Иосифа, который благоговел пред Марией, но видел изменения в Ее фигуре и страдал от терзавших его вопросов?! Конечно, Дева Мария могла рассказать Иосифу все как было... Но поверит ли он, что во чреве Ее сокрыт Божественный плод? И как сказать о Себе, как о Святости? Всем подобным предполагаемым объяснениям, вопросам и ответам Дева Мария предпочла молчаливое страдание. Ведь Она осознавала факт вознесения смертного человека на недосягаемую высоту.

Праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, проявил необыкновенное добросердечие. После долгих терзаний, разных предположений и колебаний, он решает тайно вручить Деве Марии разводное письмо без указания причины развода. Святитель Иоанн Златоуст так поясняет этот поступок: "Иосиф выказал в этом случае удивительную мудрость: не обвинял и не укорял Деву, но думал только отпустить Ее". Он очень хотел сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона, тем самым удовлетворить требование своей совести. И только он решился свой план с письмом осуществить, как явился к нему во сне ангел Господень. Разрешились вмиг все противоречия и недомолвки Господним откровением.

Наиболее полно и многообразно представлены в духовной литературе, в иконописи Рождество Христово и вся дальнейшая Его земная жизнь. О ней за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой непоколебимейшей силой людские души. На протяжении гигантского отрезка времени (в привычном человеческом понимании) в честь Иисуса Христа на Земле не прекращалось горение лампад и свечей. Если черные силы взрывали храм Божий, то свеча горела в какой-нибудь хижине. Если она гасла в одной части света, то неизменно сияла пламенем пред чистым образом - в другой. Во все времена великий духовный подвиг Христа, о котором обязаны знать все люди на свете, оставался высшим идеалом служения Богу-Отцу и служения Бога-Сына - человечеству. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего.

Несоблюдение этих заповедей человечеством ведет его к погибели. Жизнь убеждала в этом неоднократно. Зло как бы мигрирует по планете во времени. История фиксирует: мракобесия язычников разных мастей, свирепость династии Иродов, жестокость Нерона, изуверства иезуитов, пагубные последствия доктрин философов типа Ницше, обман лжепророков и погибельные соблазны новых "царей" и так называемой демократии. Где не соблюдаются заповеди Господни, туда вторгается зло, там процветает ложь, а вера в Бога становится фальшивой; где не соблюдаются заповеди Христа-Спасителя, там постоянны кровопролития, а любовь к ближнему проявляется только на словах; где не соблюдаются заповеди Всевышнего, там власть роскошествует, а народ бедствует. Такое общество обречено на погибель.

Если представить, что на землю не пришел бы Иисус Христос, то в противовес злу не было бы вообще никакой силы, и человечество давно бы закончило свое существование. Спаситель явился на землю в период правления царя Ирода. Что связывают люди с этим именем, ясно. Во все времена и по сей день иродами называют самых гнусных правителей. Кто выступает против них, тот следует заветам Христа.

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже. Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф тоже скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение каждому человеку. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила жить людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть - голос Бога. Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом. И Богоматерь соединяет частицу этого Божественного начала в человеке с Всевышним.

Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр.

Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря, и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону света, словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленными островами и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность буквально кишела идольскими капищами с громадным храмом Аполлона в центре, где свершались разные гадания и языческие волхования.

Но вот Богоматерь сошла с корабля на землю, и отовсюду к Ней стал стекаться народ с вопросами: кто такой Христос и что принес Он на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

Она открыла людям суть учения Иисуса Христа - о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему - как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: "Эго место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и ходатаицей о нем пред Богом Моим".

Дальнейшая история Афона до сего дня подтверждает, что над тем местом во все века ощущается и материализуется Божественное покровительство.

Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. О них рассказ впереди. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовить Свои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..."

Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Митрополит московский святитель Филарет в письмах о почитании Пресвятой Богородицы (М. 1844 г.) так объясняет своим соотечественникам этот торжественный момент перехода от земной жизни к жизни вечной Девы Марии: "И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздание за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни."

На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

В Священном Писании мы нигде не найдем повествования о смерти Девы Марии. Смерти не произошло. Конечно, в том понимании, как это случается с обычным человеком, когда тело предается земле, а душа - Богу. Уход из земной жизни Богоматери святая православная Церковь называет Успением. И воспевает Успение Богородицы так: "Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая, в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасешь всегда, Богородица, наследие Твое".

Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни.

Апостол Фома, как гласит предание, прибыл в Гефсиманию лишь на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Много скорбел и плакал по этому поводу и очень жалел, что не был удостоен Ее благословения. И тогда другие апостолы позволили ему открыть гроб, чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, открыт гроб, но... тела Девы Марии там не оказалось. Апостолы стали молить Господа о том, чтобы Он открыл им Свою тайну.

К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Как было принято между ними, они оставили одно место не занятым, а пред ним положили кусок хлеба, чтобы после трапезы, творя благодарение Господу, прославляя имя Святой Троицы, этот кусок хлеба вкусить всем, как дар благословенный с молитвою: "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!" Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа... Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!".

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Но в то же время сами иконы Пресвятой Богородицы имеют особую жизнь, особую историю, они хранят чудеса и до сих пор благодатно воздействуют на человека.

Перед толкованием икон Пресвятой Богородицы интересно и полезно будет представить Ее земной облик по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: "У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный". Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план.

Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: "Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.".

Святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: "Когда я введен был пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух - не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы".

Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: "В Ней соединялось естество ангельское с человеческим".

Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: "Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные".

Во все времена святые отцы церкви выражали свой неподдельный восторг пред образом Пречистой Богородицы нашей Приснодевы Марии. Например, великий богослов православной церкви святой Иоанн Дамаскин (VII в.) говорит: "Ее столько возлюбил Бог - высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею, и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств".

Именно эти свойства, конкретно определенные и названные почтенными летописцами церкви, святыми отцами и современниками Девы Марии, присутствуют в каждой иконе Богоматери, соответствующей тому или иному событию в Ее жизни, тому или иному празднику Богородицы, тому или иному явлению, связанному с Ней.

Наипервейшим иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помощник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей непосредственно. Она, увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: "Благодать родившагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!". Ее благословление и сделало иконы Божией Матери благодатными - дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

История первой иконы уникальна. Она долгие годы находилась в Антиохии, где верующие впервые назвали себя христианами. Далее святой образ перемещается в Иерусалим, а потом попадает в Константинополь к святой царице Пульхерии (в середине первого тысячелетия). Вместе со своим супругом императором Маркианом они возводят в Константинополе в честь Богородицы три великолепных храма - Халкопратейский, Оди-гитрии и Влахернский. В храме Одигитрии помещают икону, писанную святым евангелистом Лукою.

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний - не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что "умом Россию не понять", он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную "структуру" - божественную сущность русские доверили Богородице.

Более прославленного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются главные кафедральные храмы. Византийские мастера воздвигают по повелению Самой Божией Матери в Киево-Печерской лавре Успенский собор. Воз-желание Богоматери пребывать на Руси засвидетельствовано в Киево-Печерском патерике. И с тех пор люди на Руси стали считать свое Отечество - Домом Пресвятой Богородицы.

Почитание Богородицы свершается в первую очередь через иконы. Только в церковном месяцеслове числится около трехсот почитаемых икон Божией матери. Каждая имеет свое имя. Почти нет дня в году, чтобы этот день не был освещен празднованием той или иной иконы Божией Матери.

Исход великих исторических событий связан с чудотворным влиянием икон Богородицы. В Куликовской битве помогала Донская икона; в спасении Москвы от Тамерлана и при великом стоянии на Угре - Владимирская; в Смутное время при изгнании поляков из Москвы - Казанская; при утверждении правящей династии Романовых - Феодоровская; в Полтавской битве - Каплуновская. В 1917 году, в день отречения царя-мученика Николая II от престола, как бы Сама Божия Матерь, явившись неожиданно в образе Державной, взяла на Себя преемство власти Державы Российской. Но многие люди не сохранили этот святой образ, не сохранили и самих себя.

Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали им часто собственные имена, как человеку.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Супруги, Иоаким и Анна, происходили из знатного рода и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

Своею праведною жизнью Иоаким и Аннатак угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая.

В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16).

Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей.

Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна посчести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры.

Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему.

Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!

Так горько плакала она все те дни.

Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться.

Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рожденя 2.

О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!

Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами 3, ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Иже в законней благодати праведни бывше, младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна: темже днесь светло тожествует, весело празднующи, божественная церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, глас 2:

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети, даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и неискусомужную

С первых времен христианства Пресвятая Дева Мария за Свои великие добродетели, Божие избрание и помощь нуждающимся пользовалась почитанием и благоговением среди христиан.

Слава Девы Марии началась с того времени, когда Архангел Гавриил, приветствуя Ее: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!" возвестил Ей непостижимую для людей тайну воплощения Сына Божия. Этим же приветствием с прибавлением слов: "Благословен плод чрева Твоего," встретила Пречистую праведная Елизавета, которой Дух Святой открыл, что перед нею Матерь Божия (Лк. 1:28-42).

Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы в христианской Церкви выражается многими праздниками, которыми Церковь отмечает воспоминания разных событий из жизни Пресвятой Девы.

Великие подвижники и учители Церкви слагали в честь Девы Марии хвалебные песни, акафисты, произносили вдохновенные слова… При таком благоговейном почитании Пресвятой Девы Марии, конечно, утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова.

Ветхозаветные Писания, предсказывая о воплощении Сына Божия, предсказывали и о святой Деве Марии. Так, первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресв. Деве в словах осуждения змия: "Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее" (Быт. 3:15). Пророчество о Деве Марии заключается в том, что будущий Искупитель называется здесь Семенем Жены, в то время, как во всех других случаях потомки назывались семенем кого-либо из мужских предков. Святой пророк Исаия уточняет это пророчество, указывая, что Жена, имеющая родить Мессию-Эммануила, будет девой: "Сам Господь даст вам знамение," - говорит пророк маловерующим потомкам царя Давида, - "се, Дева (Ис. 7:14). И хотя слово "Дева" казалось неуместным древним евреям, во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог" потому что рождение непременно предполагает супружеское общение, но все же заменить слово "Дева" другим словом, например, "женщина" не посмели.

Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником Он, по преданию, написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Рождество Пресвятой Девы Марии. Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны своим смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. В то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, потому что по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда."

Введение во храм. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются "братьями" Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: "Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) - Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами." Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца." Мария в недоумении спросила Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово." Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему." И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Посещение Праведной Елизаветы. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?" Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: "Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его." Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя "Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их."

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с рождеством Христовым в Вифлееме, потом - обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась "обрести благодать у Бога."

Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво - "Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой." Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: "Что скажет Он вам, то сделайте." Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Бжией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего "уверовали в Него ученики Его" (Иоан. 2:11.).

В дальнейших повествованиях Евангелие изображает нам Божию Матерь, находящуюся в постоянной тревоге за Своего Сына, следовавшую за Его странствованиями, приходящую к Нему в разных трудных случаях, заботящуюся об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он, по-видимому, никогда не соглашался. Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Кратко еще упоминается о Деве Марии в книге Деяний Святых Апостолов, когда на Нее и на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

Успение. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), явился Ей Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Деву Марию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!"

Это обещание быть помощницей и заступницей христиан Она исполняет и по сей день, став нашей небесной Матерью. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью, именуя Ее "Заступница усердная рода христианского," "Радость всех скорбящих," "во успении Своем нас не оставляющая." С древнейших времен, по примеру пророка Исаии и праведной Елизаветы, христиане Ее стали именовать Матерью Господа и Богородицею. Это название вытекает из того факта, что Она дала плоть Тому, Кто всегда был и будет истинным Богом.

Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания всем тем, которые стремятся угодить Богу. Она была первой, кто решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни. Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства, забывая слова Господа: "Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного," добавив при этом: "Кто может вместить, да вместит!" (Мт. 19:1).

Суммируя этот краткий обзор земной жизни Пресвятой Девы Марии, следует сказать, что Она, как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножья креста, по пророчеству праведного Симеона, "оружие прошло Ее душу," проявила полное самообладание. Этим она обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему! Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.