План пересказа

1. Образ жизни Ильи Ильича Обломова.
2. История Штольца, друга Обломова.
3. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в нее.
4. Он узнает о ее любви к нему и счастлив.
5. Герой романа переезжает на Выборгскую сторону к Агафье Матвеевне Пшеницыной.
6. Илья Ильич отказывается от мечты жениться на Ольге. Объяснение с ней.
7. Ольга соглашается выйти замуж за Штольца.
8. Обломов находит свое счастье, женившись на Агафье Матвеевне. У них рождается сын Андрей.
9. Обломов умирает. Штольцы берут на воспитание его сына.

Пересказ

Часть I
Глава 1

В Петербурге, на Гороховой улице, в одном из больших домов, в такое же, как всегда, утро лежит в постели Илья Ильич Обломов - «человек лет тридцати двух-трех от роду, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Лежание - это обычное состояние Обломова. Его обычная одежда - старый халат, который, кажется, прирос к Обломову. Этим утром Обломов проснулся раньше обычного. Он озабочен: накануне получил «от старосты письмо неприятного содержания». Обломов собирается встать, но сначала решает напиться чаю. Его слуга Захар привык жить так же, как и барин: как живется. Захар стар, ходит постоянно в рваном сером сюртуке и в сером жилете. Эта одежда нравится ему, потому что напоминает ливрею, которую «он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости». «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами».

Захар сообщает, что надо уплатить по счетам, и владелец дома требует, - и уже не в первый раз - чтоб Обломов съехал с квартиры.

Глава 2

В передней раздается звонок, и к Обломову один за другим приходят несколько посетителей. Все они зовут Илью Ильича кататься в Екатерингоф, где первого мая собирается петербургское светское общество. Обломов пытается заговорить с каждым из них о своих проблемах, но это никого не интересует. Только один Алексеев слушает его.

Глава 3

«...Раздается отчаянный звонок в передней... Вошел человек лет сорока... высокий... с крупными чертами лица... с большими навыкате глазами, толстогубый... Это был Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова». Тарантьев боек и хитер, все знает, но при этом «как двадцать пять лет назад определился в какую-то канцелярию писцом, так в этой должности и дожил до седых волос. Дело в том, что Тарантьев мастер был только говорить...»

Алексеев и Тарантьев - самые частые посетители Обломова. Они приходят к нему пить, есть и курить хорошие сигары. Другие гости заходят на минуту. Обломову же «по сердцу один человек» -это Андрей Иванович Штольц, которого он ждет с нетерпением.

Глава 4

Тарантьев, зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трехсот пятидесяти душ, совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжет значительно больше разумных пределов. Он предлагает Илье Ильичу переехать к его куме, на Выборгскую сторону. Обломов вспоминает о письме старосты, и Тарантьев называет того мошенником и лгуном, советует немедленно заменить его, поехать в деревню и со всем разобраться самому. «Ах, хоть бы Андрей поскорей приехал! - вздыхает Обломов. - Он бы все уладил...» Тарантьев возмущенно выговаривает Илье Ильичу, что тот готов русского человека променять на немца. Но Обломов его резко обрывает и не позволяет ругать Штольца, близкого для него человека, с которым они вместе росли и учились. Тарантьев, а затем и Алексеев уходят.

Главы 5 и 6

Обломов «почти улегся в кресло и, пригорюнившись, погрузился не то в дремоту, не то в задумчивость». Автор рассказывает о жизни Обломова: «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». Первое время, приехав в Петербург, он как-то пытался влиться в столичную жизнь, «...был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого... Но дни шли за днями... стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще... Но он все... готовился начать жизнь... Жизнь у него разделялась на две половины; одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья... Он полагал, что... посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка...»

Обломов кое-как прослужил два года и подал в отставку. Так и улегся Илья Ильич на свой диван. Лишь Штольцу удавалось расшевелить его. Но Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов «опять ввергался весь по уши в свое одиночество и уныние».

Глава 7

Захару за пятьдесят, он страстно предан своему хозяину, но при этом лжет ему постоянно, понемножку его обворовывает, -наговаривает на него, иногда распускает «про барина какую-нибудь небывальщину». Он неопрятен, неловок, ленив. В молодости Захар служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был приставлен дядькой к Илье. Он вконец обленился и заважничал.

Глава 8

Обломова опять клонит к «неге и мечтам». Он представляет себе переустройство своего деревенского дома, свою жизнь там. Но тут снова раздается звонок. Это пришел доктор справиться о здоровье Ильи Ильича. Обломов жалуется на несварение желудка, тяжесть под ложечкой, изжогу. Доктор говорит, что если он будет по-прежнему лежать, есть жирную и тяжелую пищу, то его скоро хватит удар. Он советует Обломову поехать за границу, «развлекать себя движеньями на чистом воздухе». Доктор уходит, а Обломов снова принимается браниться с Захаром. Наконец Обломов, усталый и измученный, решает вздремнуть до обеда.

Глава 9

Сон Обломова. В своем сладостном сне Илья Ильич видит прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где все дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, которые в этот край приходят с большим опозданием; жизнь течет плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Все мирно, тихо и покойно в этом благословенном краю - никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, где протекало детство Ильи Ильича. Перед ним чередой проходят в сновидении, как живые картины, три главных акта жизни: рождения, свадьбы, похороны, потом тянется пестрая процессия веселых и печальных крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, официальных слез и улыбок.

Все свершается по установленным правилам, но правила эти затрагивают лишь внешнюю сторону жизни. Родится ребенок - все заботы о том, чтобы он вырос здоровым, не болел, хорошо кушал; затем ищут невесту и справляют веселую свадьбу. Жизнь идет своим чередом, пока не обрывается могилой.

Главы 10, 11

Пока Обломов спит, Захар отправляется посплетничать и отвести душу у ворот с соседскими лакеями, кучерами, бабами и мальчишками. Он сначала ругает своего барина, потом встает на его защиту и, рассорившись со всеми, отправляется в пивнушку. В начале пятого Захар возвращается домой и начинает будить Илью Ильича. Едва проснувшись, Обломов видит Штольца.

Часть II
Глава 1

Андрей Штольц рос в селе Верхлеве, некогда бывшем частью Обломовки. Отец его, управляющий в селе, был агроном, технолог, учитель, обучался в университете в Германии, много странствовал, двадцать лет назад попал в Россию. Мать Андрея была русская; веру он исповедовал православную. Штольц сформировался в личность во многом необычную благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепиано.

Глава 2

Штольц ровесник Обломову, но он являет полную противоположность своему приятелю: «...он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает - Бог весть». Он идет к своей цели, «отважно шагая через все преграды». Что же влечет такого человека к Обломову? Это «чистое, светлое и доброе начало», которое лежит в основании натуры Обломова.

Глава 3

Штольц расспрашивает друга о здоровье, о делах. Жалобы Ильи Ильича на «два несчастья» он слушает с улыбкой, советует дать вольную крестьянам, говорит, что ему надо самому поехать в деревню. Интересуется, где Обломов бывает, что читает, чем занят. Сам Штольц приехал из Киева и недели через две поедет за границу.

Глава 4

Штольц хочет растормошить Обломова и целую неделю возит его с собой повсюду. Тот протестует, жалуется, спорит, но подчиняется. Обломова поражают легковерность и незначительность мыслей и забот людей, которых он видит, суета и пустота. Он подмечает все очень тонко, критикует умело, но... «Где же наша скромная, трудовая тропинка?» - спросил Штольц. Обломов ответил: «Да вот я кончу только... план...»

Глава 5

Через две недели Штольц уезжает в Англию, взяв с Обломова слово, что он приедет в Париж и там они встретятся. Но Илья Ильич «не уехал ни через месяц, ни через три». Штольц пишет ему письмо за письмом, но не получает ответа. Обломов не едет из-за Ольги Ильинской, с которой его познакомил перед своим отъездом Штольц, приведя его в дом к Ольгиной тетке. В этой девушке Штольца подкупают «простота и естественная свобода взгляда, слова, поступка», Ольга же считает его своим другом, хотя и побаивается - слишком он умен, «слишком выше ее».

Глава 6

Во время визита Обломов вызывает у Ольги благожелательное любопытство. Сам же он стесняется, теряется от ее взглядов. Вернувшись домой, он все время думает о ней, рисует в памяти ее портрет. Обломов влюблен, он ездит к ней каждый день, снимает дачу напротив той, где живет Ольга со своей теткой. Он признается Ольге в любви.

Глава 7

Тем временем и Захар нашел свое счастье, женившись на Анисье, простой и доброй бабе. Он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.

Несколько дней Илья Ильич сидит дома, страдает.

Глава 8

Штольц, уезжая, «завещал» Обломова Ольге, просил приглядывать за ним, не давая ему сидеть дома. И девушка составляет подробный план, как она отучит Обломова спать после обеда, заставит его читать оставленные Штольцем книги, газеты, укажет ему цель. И вдруг это признание в любви. Ольга не знает, как ей поступить. Но при следующей встрече Обломов просит прощение за свое признание и даже просит, чтобы Ольга забыла о нем, потому что это неправда...

Эти слова ранят самолюбие Ольги. Она чувствует себя оскорбленной. И тут Обломов, не сдержавшись, снова заговаривает о своих чувствах. Она рада, она счастлива. Обломову кажется, что Ольга его любит, хотя его охватывают сомнения.

Глава 9

Несколько дней Илья Ильич сидит дома, страдает. И вот Ольга присылает письмо с приглашением прийти. Она подает ему надежду. Обломов оживает. «В две-три недели они объездили все петербургские окрестности». Ольга сама не понимает, влюблена ли она в Обломова, знает только, что «так не любила ни отца, ни мать, ни няньку».

Глава 10

Обломов опять сомневается, а что, «если чувство Ольги - это не любовь, а всего лишь предчувствие любви?» Он пишет ей письмо о своих сомнениях, но Ольга убеждает его, что любит. Обломов счастлив.

Главы 11 и 12

Приходит очередное письмо от Штольца, но Обломов на него опять не отвечает. Обломов замечает, что соседи смотрят на него и Ольгу как-то странно. Его охватывает страх, что он погубит репутацию девушки. Он делает ей предложение, но замечает, что она встречает предложение без слез от неожиданного счастья. Ольга же убеждает его, что не захочет расстаться с ним никогда. Обломов безмерно счастлив.

Часть III
Глава 1

Когда Илья Ильич возвращается домой, он застает там Тарантьева. Еще до того как Обломов снял дачу, Тарантьев перевез все его пожитки к своей куме на Выборгскую сторону. Он спрашивает, почему тот до сих пор не наведался на новую квартиру, напоминает Обломову о подписанном на целый год контракте и требует восемьсот рублей - за полгода вперед. Обломов не хочет ни селиться у кумы Тарантьева, ни платить. Выпроваживает ставшего ему неприятным гостя.

Глава 2

Илья Ильич идет к Ольге. Он хочет рассказать Ольгиной тетке о помолвке. Но Ольга требует, чтобы прежде он разделался с делами, нашел новую квартиру, написал Штольцу.

Глава 3

Кончается август, пошли дожди, а Обломов все живет на даче. Переезжать некуда, и приходится селиться на Выборгской стороне у Агафьи Матвеевны Пшеницыной, вдовы коллежского секретаря. Хозяйке «было лет тридцать. Она была очень полна и бела в лице... Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица». Три дня Обломов ездит к Ольге, на четвертый ему кажется ехать как-то неудобно. В доме Агафьи Матвеевны перед ним, сначала незаметно, а потом все более и более отчетливо разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.

Главы 4, 5 и 6

Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пше-ницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Только изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой, которая постепенно разочаровывается в своем избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже обсуждаются между прислугой двух домов. Узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего еще, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдет.

Главы 7 и 8

Дни текут за днями, и вот Ольга, не выдержав, сама приезжает к Обломову. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит его от медленного погружения в окончательный сон.

Глава 9 и 10

Тем временем Иван Матвеевич Мухояров, брат Агафьи Матвеевны, с помощью Тарантьева прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих махинациях, что вряд ли тот уже сможет из них выбраться.

Главы 11 и 12

Происходит тяжелый разговор Ильи Ильича с Ольгой, прощание. А в этот момент еще и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках все еще душевно сопротивлявшегося Ильи Ильича - он заболевает горячкой.

Часть IV
Глава 1

Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила для него собственноручно кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день... И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина.

Глава 2

На Выборгскую сторону приезжает Андрей Штольц и разоблачает темные дела Мухоярова. Пшеницына отрекается от своего брата, которого еще совсем недавно так почитала и даже побаивалась. Штольц пытается расшевелить Обломова, но ему это не удается, и они прощаются.

Глава 3

Тарантьев и Иван Матвеевич опять сговариваются против Обломова.

Глава 4

Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что ее отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием...

Главы 5, 6 и 7

Спустя полгода Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Снова помогает Илье Ильичу избавиться от Тарантьева. Потом, так и не расшевелив Обломова, вновь уезжает.

Главы 8 и 9

Спустя несколько лет Штольц приезжает в Петербург. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать...» Обломов нашел свое тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу. Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу.

«Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался по-видимо-му, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Глава 10

А спустя еще пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны и первую роль в нем стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна, Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы.

Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «Она поняла, что проиграла, и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда». Она просит только беречь деньги для Андрюши.

Глава 11

А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню. Его выжил из дома Агафьи Матвеевны Тарантьев, а он не нашел постоянного места, вот и вынужден побираться.

Эта статья представляет собой краткое содержание «Обломова» по главам. Десять лет своей жизни Иван Александрович Гончаров посвятил созданию сюжета романа. Об очевидном парадоксе говорили еще современники писателя: главный герой, наделенный автором ленью, доведенной до высших пределов, привлек к себе пристальное внимание всего российского общества.

Первая часть

Описанием интерьера жилища начинается роман, о чем нам и ведает краткое содержание. «Обломов» (1 глава произведения, в частности) подробно освещает читателям один день из жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Съемная петербуржская четырехкомнатная квартира. Три комнаты из четырех - нежилые. Илья Ильич почти не выходит из комнаты, в которой расположены два дивана, трюмо красного дерева и несколько ширм. Свой день он проводит на одном из диванов: ест, принимает гостей. После обеда впадает в дремотное состояние. Слуга Захар - немного менее ленив, чем хозяин. В квартире - пыль, грязь, пятна, но этим нисколько не тягоится сам Обломов.

Краткое содержание «Обломова» по главам III и IV знакомит нас с еще одним гостем помещика - Михеем Андреевичем Тарантьевым. Он - одновременно болтун и мошенник, стремящийся к завладению имуществом Ильи Ильича. На кону - имущество в десятки тысяч рублей. Якобы заботясь о благосостоянии Обломова, Тарантьев убеждает его переехать на Выборгскую сторону и обещает познакомить со своей кумой Агафьей Пшеницыной. На самом же деле он осуществляет совместный с Мухояровым, братом Агафьи, замысел разорения Ильи Ильича.

Пятая и шестая главы возвращают нас на двенадцать лет назад - к попыткам молодого Обломова сделать карьеру в Петербурге. Потомственный дворянин имел чин Однако боялся начальства до такой степени, что, ошибочно отправив письмо вместо Астрахани в Архангельск, испугался и уволился со службы. И вот уже более десяти лет он бездельничает. С деревни Обломовки, своей вотчины, он получает все меньший доход - приказчик ворует. Но реорганизовать свое хозяйство, чтоб оно стало рентабельным, у Обломова не хватает решительности.

Седьмая и восьмая главы рассказывают подробней о слуге Обломова - Захаре. Это лакей старой закалки. Он честен, предан своему хозяину, как это было принято у дворовых в прошлом веке. Заботясь об интересах Обломова, Захар не миндальничает с плутом Тарантьевым. Но в то же время лень барина, как в зеркале, отразилась в нем.

Девятая глава романа «Обломов» - особенная, ключевая. Ведь в ней фрагментально показана ущербность воспитания ребенка родителями-помещиками. Сон состоит из трех видений. Первое: семилетний мальчик в обломовском поместье родителей. Он окружен мелочной опекой, ему прививают культ безделия. Второй эпизод сна - рассказ няней сказок и былин. В их виртуальном мире живет помещик Обломов, мир реальных дел для него уже с детства становится скучным. Третий эпизод сна: учеба в начальной школе. Учитель - Иван Богданович Штольц, немец, приказчик. Вместе с Ильюшей учится сын педагога - Андрей. Они оба - активные и динамичные. Учеба не воспитала из помещичьего сына деятельного человека, поскольку все остальные люди в его окружении, кроме Штольцев, ведут ленивый, дремотный образ жизни.

Десятая, одиннадцатая главы иронизируют о грязи в квартире Обломова. Пока тот спит, слуга Захар или сплетничает с соседями, или идет пить пиво. Причем, воротясь, застает хозяина еще спящим.

Вторая часть

Пред читателем является Андрей Иванович Штольц. В краткое содержание «Обломова» по главам (как, естественно, и в сам роман) наконец-то вливается динамичный и положительный персонаж. Андрей закончил университет, получив чин, эквивалентный чину полковника, согласно табелю о рангах служил юристом. Выйдя на пенсию в возрасте тридцати лет, занялся коммерческой деятельностью. Его командируют с особо важными миссиями в Европу, поручают разработку проектов.

Третья-пятая главы второй части посвящены усилиям Штольца расшевелить Обломова, пробудиь у него интерес к жизни. Андрей Иванович составил план помощи другу: сначала поехать с ним за границу, затем наладить дела в деревне, потом похлопотать о должности и службе. Он познакомил друга с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбился в эту женщину. Штольц поехал в служебную командировку, договорившись с Обломовым встретиться в Лондоне, а затем вместе попутешествовать. Но Обломов не выехал из России. Шестая и седьмая главы прослеживают развитие чувств Обломова к Ольге Ильинской, признание ей в любви и предложение пожениться. И тут краткое содержание «Обломова» по главам описывает классический любовный сюжет.

Третья часть

Разгорается взаимное чувство Ильи Обломова и Ольги Ильиной. Ольга готова выйти замуж. Но когда настает время решительных поступков, любви Обломова начинает противодействовать присущая ему инертность, в мыслях проскальзывают нотки страха, «а что другие подумают». В это же время Михей Андреевич Тарантьев, «обхаживая» главного героя, заполучает его подпись под кабальным контрактом для снятия новой квартиры на Выборгской стороне. Он же знакомит Обломова со своей кумой Агафьей Пшеницыной. Брат Агафьи, Иван Матвеевич Мухояров, на деле «играет одну игру» с Тарантьевым, желая обманом нажиться на имуществе главного героя. Мухояров убеждает гостящего у сестры Илью Ильича в необходимости поездки в свою вотчину - деревню Обломовку, чтобы поправить хозяйственные дела. Обломов заболевает.

Четвертая часть

Заболев, Обломов остается в доме Агафьи Пшеницыной, полюбившей его и от души ухаживающей за ним. Влюбленная женщина даже закладывает свои драгоценности, чтоб Илья Ильич питался и укреплялся. Сговорившись, Иван Матвеевич Мухояров и Михей Андреевич Тарантьев решаются на обман и подлог. Напугав Обломова компрометацией его внебрачных отношений с Пшеницыной, берут с него расписку на 10 000 рублей. Агафья же, слепо веря брату, подписывает сама на его имя долговую на эти же 10 000 рублей.

Штольц в Париже встречается с Ильинской, ухаживает за ней. Вспыхивает взаимное чувство, влюбленные женятся. Затем Штольц возвращается в Россию, приезжает на Выборгскую сторону к Обломову и деятельно помогает другу. Берет временно в аренду Обломовку, выгоняет вора-приказчика Затертого, ставленника Мухоярова. Он узнает и о расписке Обломова. На следующий же день генерал, проинформированный им, выгоняет Мухоярова со службы. Тарантьев бросается в бега.

Благосостояние Обломова улучшилось, но болезнь прогрессирует. Вскоре его постигает а затем - смерть. О воспитании общего с Агафьей сына - Андрюши, он перед самой своей кончиной просит Штольца. Для Агафьи с уходом Ильи Ильича жизнь утратила смысл, словно «сердце из груди вынули». Верный слуга Захар предпочел нищенствовать, навещая могилу барина, но не возвращаться в Обломовку. В доме Агафьи хозяйничает супруга Мухоярова. Однако проблеск надежды все же озаряет концовку романа. Андрюша Обломов, обретя вторую семью, несомненно получит должное воспитание, и жизнь его станет содержательней.

Бубнов – картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых, предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора “сошедшей краски” обозначает нынешнее положение персонажей пьесы – “бывших” людей, лишившихся какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди врут из желания “подкрасить душу”, а следует без стеснения говорить правду. Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он “не богатый”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Актер – один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что “потерял имя”. Сценический псевдоним А. в прошлом – Сверчков-Заволжский. А. – пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в Read More ......
  2. Бубнов вдумчивый и меткий на слово, он отрицает возможность всякой маскировки: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Больше того, утверждает в себе и других “бедолагах”, лишенных “приукрашиваний”, обнажение человеческой сущности: “… все слиняло, один голый человек остался”. Горький не Read More ......
  3. Губошлеп – блатной авторитет, наставник Егора в его юности. “Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой”. Чувствует в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к Read More ......
  4. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  5. Бегемот – один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот – одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает Read More ......
  6. Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку. Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем Read More ......
  7. Сатин Константин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. – карточный Read More ......
  8. Коровьев (Фагот) – один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского. Характерная деталь облика К. – пенсне или монокль с треснувшим стеклом; ср. Read More ......
Характеристика образа Бубнова

И. Каплан

В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждёт от жизни: «Всё уже… было! Прошло… кончено!..»

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. «Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь...» Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки – прочь...» По мнению Бубнова, «все люди на земле – лишние...»

Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своё положение. А ведь ему – сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, – его пожизненный дом.

Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки – спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём не разочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге – равнодушие» (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968. С.62).

Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: "… Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит: «Шум – смерти не помеха...»

Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!» (отстрадала. – И.К.) – тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потеряла имя!» – слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял своё имя.

«Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» – с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» – такова реакция Бубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жил человек?» – холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.

Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Барон смеются над её выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.

Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь...» И далее следует рассказ Луки о человеке, «который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лука убеждён, что мечта тешит, греет душу человека.

Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Учёный, который развеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в её существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»

Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворён игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… Он врал… но – это из жалости к вам...» Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.

Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который «и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё». Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром – не отдаст… баба – лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.

Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведёт себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:

Василиса (Бубнову).… Чтобы ноги его (Алёшки. – И.К.) здесь не было! Слышишь?

Бубнов. Я тут не сторож тебе...

Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живёшь – не забудь! Сколько должен мне?

Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса.… Если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!

Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?

Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом – хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большая война». Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремя спохватился...»

Среди многих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.

В пособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем: «Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» (с. 74). Противопоставление аристократ Барон – шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.

В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно, сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём: «Ты – только пьяный и похож на человека...»

Обстановка всё ж гнетёт Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:

Мнеихочетсянаволю… Эх!

Цепьпорватьянемогу...

В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения к нему отдаст весь свой «капитал» – рубль с лишним. И на замечание Медведева: «Я – свидетель… отданы деньги на сохранение… числом – сколько?» – Бубнов отвечает: «Ты – верблюд… Нам свидетелей не надо...»

Оказывается, этот скептик не обделён мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу! Бедняк человек… айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.

Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздник души» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актёр… удавился!» Видавший виды герой потрясён. Об этом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.

Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру: «Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает: «Испортил песню… дур-рак»» (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки. Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр! Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив это влиянием Луки: "… всё старик… навинтил Актёра". Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.

Несколько по-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёра ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: «Дурак!» Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёра соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.

Горький стремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной...» Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной – весной. На замечание Луки «Житьё ваше – о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё» (житьё – вытьё). Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» (порядка – нехватка); «И одна (дамка. – И.К.) – не бедна, коли умна...» (одна – бедна – умна).

Очевидно, и пословица «Кто пьян да умён, два угодья в нём» привлекла Бубнова своим благозвучием (умён – внём).

В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь (в подвале Костылёва. – И.К.) господ нету… всё слиняло, один голый человек»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся»; «Вовремя уйти всегда лучше».

В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй, мелешь (болтаешь), рожа, всяко, тяпнуть (ударить), эдак, укокошить (убить), заливать (много пить), ротзаткнуть, айда (областное) и другие. В его речи не к месту употреблена частица -то (старик-то) и просторечная частица -ка (поди-ка).

Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.

Вопросы и задания

1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?

2. Что не приемлет Бубнов в Луке?

3. Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?

4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.