Античная Греция создала много прекрасных мифов, среди них и предания о Гелиосе, боге солнца. В античной мифологии за небесные светила отвечали дети титанов Гипериона и Тейи: Гелиос, Селена и Эос. Подробнее о Гелиосе - ниже.

Гелиос — это Солнце

В течение суток дети Гипериона сменяли друг друга на небосводе. Первой появлялась Эос — утренняя заря, затем целый по небосводу путешествовал Гелиос — это солнце, а Селена — это луна, которая вступала в свои права, когда Гелиос скрывался за горизонтом. Каждый из этих троих отличается своенравной и страстной натурой.

Юный и златокудрый бог

Гелиос во многом соотносится с Аполлоном — оба этих солярных божества являются всевидящими и всезнающими покровителями светлой стороны человеческой натуры. Гелиос также отвечает за ход времени, хранит множество секретов — ничто не укроется от его глаз, когда он проезжает по небосводу.

Обитает Гелиос в роскошном дворце на востоке за Океаном. Каждое утро он выезжает из своего дворца на колеснице, запряженной четырьмя огненными лошадьми, и тогда Эос передает ему бразды правления. За день он доезжает на другой край мира, где, спустившись с небес, садится в золотую чашу и возвращается домой на восток по океану.

Возлюбленные и потомство

Солнечный бог отличается пылким нравом — многочисленны как его возлюбленные, так и его потомство. Со многими связаны довольно грустные предания, ведь, кроме страстности и ослепительности, сущность Гелиоса — это непомерное эго. Для того чтобы добиться благосклонности предмета обожания, он мог принять чужой облик (из-за чего потом страдала жертва его страсти). Другая легенда рассказывает, что он превратил свою возлюбленную в собаку из-за того, что та во время охоты на оленя воскликнула, что сможет догнать зверя, даже если тот бежит быстрее, чем солнце.

Гелиос — отец печально известного Фаэтона. По легенде юноша то ли выпросил у могущественного отца покататься на колеснице, то ли без спроса взял ее. Увлекшись поездкой, Фаэтон не заметил, как кони отклонились от курса и приблизились к земле. Пламя охватило все вокруг, и Гея, богиня земли, воззвала к Зевсу с просьбой усмирить негодника. Зевс, особо не церемонясь, метнул молнией в Фаэтона, оборвав его жизнь.

Колосс Родосский: предыстория

Одно из семи чудес света, знаменитая статуя Колосса на острове Родос — это бог Гелиос, чего многие на самом деле не знают. По легенде, этот остров солнечный бог собственноручно вынес прямо из морской пучины, так как нигде на Земле еще не было места, где бы его почитали. И действительно, нигде в пределах античной Греции не был так распространен культ Гелиоса, как на Родосе.

Установлению статуи предшествовали следующие события. В 305-304 году остров целый год пробыл в осаде: правитель Македонии Деметрий Полиоркет с множеством осадных орудий и войском в 40 тысяч человек пытался захватить Родос, но все равно потерпел неудачу. Деметрий Македонский настолько разуверился в победе, что даже бросил все осадные орудия и отплыл с острова. Жители Родоса, обрадованные тем, что судьба оказалась к ним благосклонна, решили сделать богам невиданное подношение. Продав орудия, оставленные Деметрием, на вырученные деньги родосцы заказали скульптору Харесу огромную статую Гелиоса — это была своего рода благодарность самому почитаемому богу за победу.

Седьмое чудо света

Изначально статую планировалось создать в 10 раз выше человеческого роста, но затем жители Родоса захотели, чтобы скульптура была еще в два раза больше, и заплатили скульптору в два раза выше ожидаемого. Это оказалось роковой ошибкой для самого скульптора — ведь увеличение роста повлекло за собой и увеличение объема, однако не в два раза, а в восемь. Харес заканчивал статую уже за свой счет, влез в огромное количество долгов и обанкротился, когда закончил проект, а затем покончил жизнь самоубийством.

Работа над статуей велась 12 лет. Основным материалом была глина с металлическим каркасом в основе, а сверху скульптуру покрывали листы бронзы. Сам внешний вид соответствовал типичному изображению бога Гелиоса — это был статный юноша в венце, напоминающем солнечные лучи. Относительно места расположения статуи до сих пор ведутся дискуссии среди историков. На большинстве изображений Колосса Родосского помещают прямо на входе кораблей в гавань. Но современные исследования показывают, что у берега просто не было места для такой огромной статуи. Скорее всего, статуя располагалась где-то в глубине города.

Колосса постигла печальная судьба: он простоял всего 50 лет и был разрушен землетрясением. Жители острова собирались восстановить достояние города, но дельфийский оракул предсказал, что этим они разгневают своего любимого бога Гелиоса. Это напугало родосцев, от восстановления было решено отказаться. Статуя пролежала на земле еще почти целое тысячелетие, удивляя своими размерами поколение за поколением. Но в итоге остров захватили арабы и распродали то, что осталось от некогда величественного творения рук человеческих.

И Фейи, брат Селены и Эос , отец Фаэтона и гелиад , дед Медеи . Гелиос воплощение солнца, а солнце это Жизнь. Гелиос дарует всем жизнь, находясь высоко в небе, он все видит: и дурное, и хорошее. Его призывают в свидетели и мстители те, кто стал жертвой преступников, и Гелиос наказывает последних слепотой. Днем Гелиос мчится по небу в золотом шлеме и на золотой колеснице, запряженной четырьмя огненными конями, а ночью склоняется к западу и в золотом челне переплывает к месту своего восхода, где находится его великолепный дворец. Там, окруженный четырьмя временами года, он восседает на троне из драгоценных камней. На следующее утро, предвещенный розовоперстой богиней Эос, он вновь появляется на горизонте. Ему принадлежат тучные стада белоснежных быков, которые пасутся на острове Тринакрия. Когда Одиссей покусился на этих быков , Гелиос попросил Зевса жестоко наказать смельчака, и Зевс разбил молнией корабль отважного мореплавателя. Гомер написал гимн в честь Гелиоса: О Каллиопв, о-в Зевса рождённая муза! Восславь мне
Гелия: был он рождён волоокою Эйрифаессой
Сыну Геи -Земли и звёздного Неба-Урана .
Эйрифаессу, родную сестру Гиперион в супруги
Взял, и его подарила богиня потомством прекрасным:
Эос-Зарей розорукои» кудрявой Селеной-Луною
И богоравным, не знающим устали Гелием-Солнцем.
Свет с высоты посылает бессмертным богам он и людям,
На колесницу взойдя. Из-под шлема глядят золотого
Страшные очи его. И блестящими сам ов лучами
Светится весь. От висков же бессмертной главы ниспадают
Волосы ярко блестящие, лик обрамляя приятный,
Складки прекрасных и тонких одежд...

Там, задержавши коней с колесницею златояремной, к вечеру с неба на них
В Океан опускается Гелий.

Радуйся, царь! Благосклонно счастливую жизнь подари нам!
Песню начавши с тебя, воспою я людей говорящих,
Полубогов. Их дела показали бессмертные людям.


Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще всего дурные. Г. «всевидящего» призывают в свидетели и мстители. Это Гелиос сообщил Деметре , что Персефону похитил Аид . Гелиос изображается в ослепительном свете и сиянии, с горящими страшными глазами, в золотом шлеме, на золотой колеснице. Он обитает в великолепном дворце в окружении четырёх времён года, на престоле из драгоценных камней. На мифическом острове Тринакрия пасутся тучные стада белоснежных быков Гелиоса., на которых, несмотря на запрет, покусились спутники Одиссея. Дочь бога немедленно донесла об этом отцу, и Зевс в ответ на просьбу Гелиоса разбил корабль Одиссея молнией. Гелиос днём мчится по небу на огненной четвёрке коней, а ночью склоняется к западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Гелиоса породили океанида Персеида колхидского царя

Гелиос обитает по Овидию в великолепном дворце в окружении четырех времен года, сидит на престоле из драгоценных камней. Гелиос поднимался с криком петуха, считавшегося его священной птицей, и сопровождаемый своей дочерью Эос, богиней утренней зари, садился в огненную колесницу. Ежедневно он проделывал путь от своего блистательного дворца на востоке до не менее великолепного дворца на западе. В его колесницу были впряжены четыре белоснежных огнедышащих коня – Свет, Блеск, Гром, Молния. В конце дня Гелиос распрягал их и отпускал пастись на Островах Блаженных. Затем ночью по Стесихору он переплывал по потоку Океана в золотой чаше, сделанной Гефестом, к восточному жилищу.

Однако не всегда Гелиосу удавалось соблюдать этот строгий распорядок. Однажды по приказу Зевса он три дня не покидал своего дворца и трое суток над землей не поднималось солнце. Столько длилась брачная ночь Зевса и Алкмены, в которую был зачат Геракл. В другой раз на полпути Гелиоса по небу Зевс приказал ему повернуть вспять свою колесницу, чтобы помочь Атрею взойти на трон в Микенах. Обычно Гелиоса изображали едущим в колеснице с лучами солнца над головой. В гомеровских гимнах Гелиос предстает в ослепительном сиянии, с горящими страшными глазами в золотом шлеме. Находясь высоко в небе он каждый день видел все происходящее на земле, знал все дела людей и богов. Его часто призывали в свидетели не только смертные, но и боги. Так Деметра и Геката призвали его засвидетельствовать, что Персефону похитил Аид.

Иногда Гелиос сам рассказывал богам о неблаговидных поступках других. Он донес Гефесту об измене его жены Афродиты с Аресом, что обернулось для любовников неприятным конфузом; поставил в известность Артемиду, что царь Ойней не включил ее в число богов – та в сердцах наслала на его царство огромного калидонского вепря. На мифическом о. Тринакрия паслись тучные стада белоснежных быков, принадлежащих Гелиосу. В каждом стаде было 350 голов, правда, по Гомеру (zip, 127) у него было 7 стад коровьих и 7 стад овечьих по 50 голов в каждом. Причем быки Гелиоса не плодились, но и никогда не умирали. Пасли эти стада дочери бога солнца – Фаэтуса и Лампетия. У Гомера (zip, 340) на этих быков осмелились покуситься голодные спутники Одиссея. Лампетия немедленно донесла об этом отцу и тот потребовал у Зевса кары для нечестивцев, угрожая в противном случае скрыться в Аиде. Громовержец удовлетворил просьбу бога солнца и разбил молнией корабль Одиссея. Однажды Геракл, пытая добраться до острова, на котором паслись великолепные коровы Гериона, попал в пустыню, где очень страдал от палящих лучей солнца. Не выдержав, он направил свой лук на Гелиоса, но вовремя опомнился, опустил оружие и принес богу свои извинения. Гелиос оценил вежливость героя и даже одолжил ему свой золотой челн, на котором Геракл смог добраться до острова Эрифии.

Было у Гелиоса многочисленное потомство. От Гирмины – Актор и Авгий; от Климены – Феба, Гелия, Этерия, Лампетия и Фаэтон; от Нееры – Лампетия и Фаэтуса; от Персеиды – Ээт, Перс, Кирка и Пасифая; от Роды – семь сыновей, который прославились как великие астрологи. Павсаний сообщает, что Гелиос был отцом харит от своей связи с Эглой. Поклонялись ему во многих местах, в Коринфе, в Аргосе, в Элиде, на Родосе. В римской мифологии ему соответствует Соль (лат. Sol). Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса – Феб. Культ Гелиоса был особенно распространен в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображается Гелиос почти так же, как и Аполлон.

Образ матрёшки символичен и многозначен

Имя красавицы таит великую МУДРОСТЬ.

Открываешь матрёшку - рождается новая, что символизирует непрерывность человеческого рода.

Матрёшка олицетворяет жизненный путь человека от самого рождения.

Изначально она была семикукольной.

Каждая матрёшка олицетворяет одну из оболочек человека.

- физическое тело ,

- эфирное тело (психика), эмоции,

- астральное тело , (эмоций и желаний),

- ментальное тело (мыслеформы),

- кармическое тело (совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта),

- разум (душа - смысл, самоосознание),

- ДУХ (человеческий стержень). Духовное начало.

Волхвы заложили тайный смысл в структуру матрёшек, который передавался детям в виде игрушек.

Каждая следующая кукла была больше, красочнее, чем предыдущая.

Однако существует такая версия происхождения нашей русской матрёшки:

«Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) - японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку - даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии.

Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он - пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).»

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрёшка - это тепло и уют в доме

С последним трудно не согласиться - чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполнятся)) Это, своего рода, игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Мы знаем, что в традициях наших Предков различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт - но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Также удивительным, мне кажется, совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами. В Мифологическом словаре написано следующее:«МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог - в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве»

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка - она же «мать», материя или физическое тело, с последующими тонкими оболочками, заканчивающимися Духом (Живой). Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение к славяно-ариям.

Отсюда можно сделать следующий вывод: если «путешествие» этой деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России - утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, является несостоятельным. ИсТорики, как всегда, всеми силами скрывают факт влияния культуры Расы на другие народы, а также общую для индоевропейской цивилизации основу.

Скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, нашими народными сказками.

Например, сказка о Кощее, смерть которого сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти Истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки».

Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - это напоминание нам, потомкам, о необходимости вспомнить - кем мы являемся на самом деле…