Мастер эпической многоактной формы Лев Додин давно заслужил право обходиться с классикой как с расходным материалом. Он легко может себе позволить выбрасывать целые сюжетные линии, сокращать текст, переставлять местами реплики, вводить новые монологи из других пьес. В «Гамлете» он пошел даже на то, чтобы в программках значилось: «Сочинение для сцены Льва Додина по Грамматику, Холиншеду, Шекспиру, Пастернаку». Два первых имени принадлежат авторам хроник, послуживших когда-то драматургическим подспорьем самому Шекспиру.

По формату все это больше похоже на дайджест, без которого теперь не обходится подготовка к ЕГЭ в российских школах. Заведомо известно, что всего «Гамлета» никто не осилит, но что-то про него надо знать. Например, что сам Принц Датский был еще тот отморозок- больной на всю голову. Мучил мать, доставал отчима, довел до суицида свою девушку Офелию, рвался к власти, куда его, конечно, никто не пустил. А в перерывах между приступами безумия играл на флейте. Потом его убрали, а на смену пришел нормальный мужик в штатском по именем Фортинбрасс. Все!

Конечно, такого рода прочтение вряд ли могло бы вдохновить Льва Додина на эпохальную постановку «Гамлета». Но дело в том, что спрямляя, сокращая и перформатируя трагедию Шекспира под жесткий action, режиссер сам того не желая, получал искомый примитив дайджеста. Последовательно и целеустремленно изгоняя с подмостков всякую поэзию, он оставляет своих актеров один на один с черно-белой схемой. Пустая, задрапированная белыми тканями сцена. Костюмы сугубо современные. Все сплошь в футболках. У Клавдия на груди собственное изображение. У других — разного рода месседжи. Например, на майке у Офелии — «This is my prince», у Гертруды — «This is my king». А у Гамлета — двойной портрет, составленных из двух половин лица — молодого человека и старика. Расшифровывать все эти послания можно бесконечно, но лично мне больше всего запомнился парик Гертруды, в котором она в начале спектакля танцует танго с Гамлетом. Такой аккуратный паричок, вроде тех причесок, которые были раньше у дикторш программы «Время». И сама Гертруда в исполнении Ксении Рапоппорт совсем не femme fatale, не королева. Внутренне сломленная, истерзанная страхами, запутавшаяся, несчастная. Цепляется из последних сил за трон, за свой брак, за иллюзию счастья с таким уже усталым и немолодым интеллигентом Клавдием (актер Игорь Черневич). Видно, что оба нашли друг друга, что эта любовь — последний шанс. Пусть поздно, пусть все сложно, но живут, как умеют, держатся друг друга. Зато все вокруг мешают, не уставая напоминать, что счастье просто противопоказано тьме вокруг, из которой нет выхода кроме как прямиком в могильную яму. И прежде всего об этом ей напоминает родный сын Гамлет.

Додин поставил перед исполнителем главной роли Данилой Козловским невероятную по сложности задачу — освободиться от всех романтических плащей, шпаг и хоккейных клюшек. Стереть и забыть всякое напоминание о сложившемся имидже народного любимца и всероссийского секс-символа. Этот Гамлет родом из бедных, хмурых пригородов. В его крови бродит злая энергия люмпена, которому нечего терять и ничего не жалко. Несчастное и опасное животное в дешевой куртке с капюшоном, надвинутым на глаза. При этом, как любому слабаку, отбившемуся от стаи, ему нужна идея, фетиш, кумир. Им и стал покойный отец король, злодей и подонок почище Гамлета, но чьим именем сын будет вершить свои преступления.

Понятно, что играть все это Козловскому как нож острый. Ему бы сейчас вдарить во всю мощь роскошного баритона: «Так гибнут замыслы с размахом…», как это делал Владимир Семенович Высоцкий. Ему бы так пошел черный бархат и белый кружевной воротник, как у Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Ему бы хотя бы одну любовную сцену с Офелией — Лизой Боярской, чтобы разогреть партер, расшевелить балкон. Чтобы люди вспомнили, что «Гамлет» еще и про любовь!

Но нет, скупой рыцарь Додин держит своего любимого актера на скудном пайке, не подарив его Гамлету ни одной романтической слезы, не одного червонца с гербом Принца Датского. И впрямь, какой это принц? Демагог, псих, убийца. А там, где не проходят демагогия и истерика, в ход пускается оружие — последний аргумент в любой схватке, логическая точка в любом сюжетном построении. С этой концепцией режиссера Данила Козловский справляется мужественно и честно. И только в финале на считанные мгновенья позволяет себе вырваться из заданного рисунка. Вначале он возьмет несколько чистых, пронзительных нот на флейте, а потом сделает два-три па, никак не предусмотренных сценической логикой. Попытка танца, попытка свободы, попытка как-то извернуться и взлететь над предлагаемыми обстоятельствами. Ничего не получится. Попытка не удастся. «Дальше — молчание», — объявит Гамлет бесцветным, мертвым голосом. Хотя никакого молчания не будет, всю дорогу на сцене стоит какой-то непонятный подземный шум. То и дело слышен грохот опускаемых могильных плит. Со скрежетом разбираются железные конструкции. А в довершении всего в финале медленно через всю сцену проплывет огромный телеэкран, по которому будет транслироваться речь президента Фортинбрасса — обращение к нации. Собственно, главные герои нового спектакля МДТ не принц, не король с королевой, а вот эти люди в черных спецовках с безразличными лицами, орудующие спокойно, громко, нагло. Это для нас театр — забава, игра и развлечение, а для них — тяжелая, монотонная работа. И это их безмолвное, безымянное и угрожающее присутствие, может быть, самый сильный шекспировский ход в спектакле Льва Додина.

В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром». Шесть ведущих российских театров до 1 июня покажут спектакли, ориентированные на семейную аудиторию. Впервые программа полностью составлена из отмеченных высокими наградами детских и юношеских спектаклей, премьеры которых состоялись в основном в 2015 году.

Директор Красноярского филиала Фонда Михаила Прохорова Наталия Троицкая рассказала:

«Этот фестиваль существует уже тринадцать лет, но проходящий в этом году отличается от всех. Это первый детский фестиваль: мы привозим шесть российских знаменитых театров с прекрасными, специально подобранными спектаклями для семейного просмотра. Они отличаются инновационностью постановок, различными жанрами — это все лучшее, что сейчас есть в России. Одной из целей этого фестиваля для нас является воспитание подрастающего поколения, мы выращиваем правильного зрителя. Дети — самое ценное, что у нас есть, и, конечно, они достойны самого лучшего».

Фестиваль открылся показом спектакля Московского академического театра им. Владимира Маяковского. Постановка «Фабрика слов» основана на книге современной французской сказочницы Аньес де Лестрад о мире, где каждое слово приходится покупать. Этот спектакль, а также спектакль «Когда я снова стану маленьким» Большого драматического театра им. Георгия Александровича Товстоногова полностью благотворительные. Билеты на них бесплатно получили дети из детских домов и интернатов, малоимущие и социально незащищенные ребята.

Актер Алексей Сергеев, исполнитель роли Филлеас в спектакле «Фабрика слов», рассказал:

«Эта постановка о значимости слов — нужны ли они вообще, о том, что такое семья в жизни человека, что она всегда поддержит, и про любовь. Здесь не обязательны слова — все равно все случится. По-моему, это совершенно взрослый спектакль, взрослые приходят и тоже начинают задумываться».

Также на фестивале Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова представит свою главную премьеру для детей — волшебную сказку «Питер Пэн» . Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» представит самый «взрослый» спектакль фестиваля «Король Матиуш» . Постановка московского режиссера Полины Стружковой в афише значится как «живая лекция». В легкой игровой форме спектакль поднимает важные темы политики, принятия решений и ответственности за свои поступки.

Р егиональный фестиваль «Театральный синдром», который ежегодно проводит Фонд Михаила Прохорова, в этот раз станет праздником детского театра. С 21 мая по 1 июня в Красноярске будут представлены шесть лучших спектаклей российских театров для семейной аудитории. Два из них - на сцене ТЮЗа.



26 и 27 мая в Красноярском театре юного зрителя будет гостить Челябинский государственный театр кукол имени Валерия Вольховского. На фестивале «Театральный синдром» он покажет сентиментальную сказку для детей и их родителей «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по книге современной американской писательницы Кейт ДиКамилло.

Спектакль стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях: «Лучшая работа режиссёра» (Александр Борок) и «Лучшая работа художника» (Захар Давыдов) . В этом кукольном представлении множество театральных чудес: игра масштабами, превращения, анимация. Но главное, что увлекательное зрелище наполнено смыслом и никого не оставит равнодушным.

Главный герой истории - кролик по имени Эдвард Тюлейн, детская игрушка в семье аристократов. Однажды его маленькая хозяйка, девочка Абилин, вместе с родителями отправилась в морское путешествие. И вот посреди океана кролик Эдвард случайно оказался за бортом корабля. Так начинаются его приключения...

«…Это история про воспитание чувств, в которой кролик Эдвард, начинающий свой монолог-жизнеописание с фразы «Я никогда не устаю восхищаться собственным совершенством» (прямо Оскар Уайльд!), через страдания, странствия, потери и обретения хозяев, друзей и врагов, через приступы совсем не кукольного отчаяния («Я покончил с любовью. Это слишком больно») обретает настоящее сердце.»

Владимир Спешков, «Петербургский театральный журнал»

Спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

Второй спектакль, который будет показан на фестивале «Театральный синдром-2016» в Театре юного зрителя - «Волшебник страны Оз» Театра-студии «Небольшой Драматический театр» из Санкт-Петербурга. Постановка Евгения Карпова и Кирилла Семина по мотивам сказки Лаймена Фрэнка Баума адресована детям от 6-ти лет и непременно их родителям, а также всем, кто не забыл в себе ребенка.

История всем знакома. Бесстрашная девочка Дороти по дороге из жёлтого кирпича идёт в далёкую страну Оз к великому волшебнику. По пути к ней присоединяются забавные и странные спутники, у которых тоже есть дело к волшебнику. Компанию Дороти ждёт много испытаний: ураган, таинственный лес, путешествие над пропастью! Зрителям обещаны удивительные превращения и самые настоящие фокусы, иллюзии и неожиданности, а также чехарда остроумных шуток, смешные танцы и акробатические трюки, мелодии старых пластинок и самобытный фолк-рок (живая музыка).

«У Небольшого драматического театра получился жизнерадостный спектакль, в котором нет фантастических декораций и костюмов, но есть обаятельные неудачники, которые по законам сказки обязательно достигают своих целей».

Алексей Гончаренко

В этом году на Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» спектакль «Волшебник страны Оз» Театра-студии «Небольшой Драматический театр» стал лауреатом в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля» и получил Специальную премию «За лучший актёрский ансамбль».

Спектакль «Волшебник страны Оз»

будет идти на большой сцене Красноярского ТЮЗа