Игра как один из методов развития способствует развитию интеллекта, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции. Это способствует всестороннему развитию личности. Игра – способ активного получения знания о чем-либо. Проявляя активность, субъект формирует свое “Я”, свои взгляды на жизненные ситуации, учится сотрудничать.
Игра в тренинге является главным “оружием”. Через шутки, метафоры, постановку и обыгрывание определенной ситуации мы можем найти пути решения проблем, выхода из тупиковых и некомфортных для нас ситуаций, просто позитивный отзыв о своих действиях и получить варианты альтернативных решений.
Леванова Е.А., в своей книге “Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия” гл.1 стр. 11(2-е издание, Питер, 2008) пишет: “Гросс видел в игре первичную форму приобщения человека к социуму через добровольное подчинение общим правилам/лидеру. Так же в игре воспитываются чувства ответственности за себя (свом поступки) и группу…”.
В игре развиваются лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры снимается напряжение и человек становится менее скованным, что позволяет ему раскрыться в широком смысле. Он получает свободу для самовыражения, по сути, становится тем, кто он есть, не боясь пересудов, стремясь к своему совершенствованию.
Игра в психологическом тренинге, с точки зрения Вачкова И.В., выполняет две самые важные функции: диагностическую и развивающую.
Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая психологическая деятельность, во-первых, потому что человек ведет себя в игре “по максимуму” (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе – особое поле “самовыражения”, в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт.
Игровые методыможноразделить на операционные и ролевые .
Операционные (деловые, управленческие) игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В таких играх подчеркнут аспект инструментального обучения, и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект. Таким образом, имитационная игровая модель неизбежно упрощает реальную действительность.
Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставит перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, и пр.).
Развивающая функция ролевой игры определяется тем очевидным фактом, что значения игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно.
И.В. Вачков в своей книге “Психология тренинговой работы” приводит классификацию игр используемых в тренинговой работе.
Операциональные игры определяются активностью, направленной на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий- хотя опять через взаимодействие с другими (иными словами, являются методом формирования технологических умений). К операциональным играм могут быть отнесены два типа игр: деловые и поступочные.
Деловая игра характеризуется моделированием предметного и социального содержания профессиональной деятельности, включая системы отношений, характерных для этой профессиональной области. В ней обрабатываются новые технологические умения, необходимые в будущем в конкретной профессии, скажем, умение продавать тот или иной товар.
Поступочная игра выходит за рамки деловых отношений. В ней “репетируются” такие действия, которые могут быть оценены как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе, к миру в целом. Фактически идет работа с будущими событиями очень широкого диапазона.
Иногда, к деловой игре относят такие типы игр как дидактические, управленческие и профориентационные.
Дидактические игры имеют цель преподнести некоторые новые знания и изменить представления участников. Такие игры раскрывают смысл и важность определенных знаний и, как правило, содержит задание учебного характера.
Управленческие игры – метод тренировки профессиональных умений менеджеров разного уровня(в образовательном учреждении,например, завучей или директоров).
Профориентационные игры помогают участникам в выборе сферы возможной профессионализации и соответствующего самоопределения.
Игра подразумевает, что полученная роль в процессе деятельности, точнее, человек, ее исполняющий, сможет отразить все особенности и черты человека, свойственные только ему одному, таким образом, проявить индивидуальность.
Интерактивные игры, по утверждению А.Грецова, - это игровая деятельность участников тренинга, структурированная в соответствии с целями и задачами работы, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия. Они делятся на: разогревающие, сюжетные и ролевые, деловые и имитационные .
Разогревающие игры (подвижные) помогают познакомиться с участниками тренинга, снять скованность, напряжение, настроить на работу и дают положительный эмоциональный заряд.
Ролевая игра – примеряемая роль (социальная), которую человек играет в течение своей жизни, например, врач, учитель.
С помощью этого вида игры, участник получает возможность увидеть себя в роли, которую либо выбрал сам, либо ту, которая досталась по жребию, и понять сможет ли он в жизни, а не в игре, взять на себя ответственность за действия, которые будет выполняться в связи с выбранной профессией.
К игровым методам можно отнести:
1. Социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения.
2.Технику психодрамы , которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности.
3. Контригру (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Контригровая задача группы состоит в том, чтобы в условиях откровенного общения под руководством психолога-тренера разобраться в преобладающих эго-состояниях и специфике своих скрытых игр, манипуляций, “ролей-по-жизни”, и так далее.
Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной.
Ролевые игры, по А.Грецову, делятся на:
- Игры-тренировки конкретных социальных навыков;
- Игры-драматизации;
- Игры со скрытыми целями сторон;
- Игры-делемы;
- Игры со свободным сюжетом;
Задача тренера при этом состоит в:
- Описании ролей, задействованных в игре;
- Введение в ситуацию ролевой игры;
- Распределении ролей;
- Проведении инструктажа;
- Организации деятельности (контроль за игрой - соблюдение правил);
- Обсуждение игры (обратная связь, рефлексия);
В момент игры важно придерживаться правил, если они были озвучены, не ущемлять права участников тренинга, не комментировать действия других (для этого специально будет отведено время).
Исторический взгляд на игровое взаимодействие открыл Даниил Борисович Эльконин. Он связывал возникновение игры на ранних этапах формирования личности с исторически сложившимся положением ребенка в обществе. Он утверждал, что игра возникла в результате разделения возрастного и полового труда с целью подготовки будущего ремесленника (скотовод, охотник, землевладелец). Так возникли игры - упражнения. Ролевая игра возникла уже позднее и связано это с усовершенствованием и усложнением орудий труда и структурой общества.
Игра - исторически сложившаяся форма взаимодействия членов коллектива, в результате которого происходит усвоение жизненного опыта, принятие различных стратегий поведения и выбор желаемого жизненного сценария.
В процессе игры можно проследить манеру и способ общения каждого человека с коллективом (коллеги, одноклассники), выявить потребности играющего человека, например: желание быть активнее, больше общаться, проявить себя в другом амплуа, попробовать себя в другой профессиональной области, стремление к лидерским позициям или, наоборот, желании сбросить с себя путы руководителя и почувствовать себя обычным, спокойным и умиротворенным членом общества).
Так же в игре очень важно как ты играешь, на сколько удалось вжиться в отведенную именно тебе роль и только от актера зависит доведет он до совершенства свой образ или предпочтет только поверхностно перевоплотиться, ведь о успешности выполнения работы можно судить по результатам группового взаимодействия либо по “индивидуальному зачету”.
В игре мы получаем возможность корректировать свою манеру поведения, свои взгляды на различные события, учимся самоанализу, самопониманию, рефлексии. Игра помогает добиться совершенства в том, что человек считает для себя наиболее важным, приобрести необходимые знания и навыки.
Игра - история, сказка со своим сюжетом и с правилами, которые устанавливаются внутри группы и которым желательно следовать для установления лучшего контакта между членами группы.
Через игровое взаимодействие мы получаем новые знания и делимся тем, что знаем сами. Проявляя активность, мы открываем каналы доступа информации к нам, учимся сотрудничать.
Шутки, игры, метафоры, сказки помогают людям общаться, интересоваться, рассуждать, интриговать, заинтересовывать, так же познается прелесть коллективной работы. Не следует забывать, что по окончании занятия каждый из участников(по желанию) может высказаться, озвучить плюсы и минусы занятия, общую оценку проделанной работы, свои пожелания на будущее.
Список литературы:
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы- М.: Эксмо, 2008.- 416 с.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.
- Эльконин Д.Б. Монография
- Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия. 2-е издание, Питер, 2008.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е года 20 века. Игра - древнее изобретение человека, но многие дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того требует современный учебно-воспитательный процесс. В связи с этим педагогу необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно применять ее современную технологию. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
- инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
-гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
-социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, последняя - в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
- игра должна соответствовать целям обучения;
-имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую ситуацию;
- необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
-возможность использования творческих элементов в игре; -преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и
как корректор и консультант в процессе игры. Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов.
Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников.
Организация игрового процесса, включающаяся инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них.
Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача.
Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и экспертами (педагогом).
В обучающих играх используется не только игровой метод. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:
Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков;
-сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры;
-инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение знаний с использованием новейших педагогических и информационных технологий;
-организационно-деятельностные. В них акцент ставиться на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другими формами групповой работы;
-деловые тренинги.
Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга - например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т. д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В традиционной системе обучения иностранному языку форма, как правило, дидактическая: обучение осуществляется с помощью специально адаптированных и оригинальных учебных материалов (текстов). По сравнению с традиционным обучением иностранному языку, нацеленным на освоение набора знаний, навыков и умений, обучение на основе учебной игровой модели ориентировано не только на научение чему-либо, но и на осознание того, какие дополнительные возможности открываются перед студентами благодаря полученным знаниям. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенствование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на иностранном языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.
Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация, и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах. Важное значение деловых игр заключается также в том, что они способствуют установлению отношений сотрудничества преподавателя и студентов, обуславливают формирование положительного эмоционально-психологического климата на занятиях. В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т. к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения, ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.
Отметим, что деловые игры обучают:
- сопоставлять свое мнение с мнением других;
-оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;
находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;
осознавать свои поведенческие установки;
выполнять различные функциональные роли и др.
Итак, роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике она является неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитие активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный педагог и психолог М. И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение, как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждении творческого начала учащихся.
Литература
- Селевко, Г. КСовременные образовательные технологии Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие Под. ред. Л. К. Гребенкиной, Л. АБайковой. -М.: Пед. Общ. Россия, 2000.
- Слепцов, Л. Л. Деловые игры! в процессе методической работы! школы! и повышения квалификации педагогов Л. Л. Слепцов Аналитические материалы по актуальным проблемам реформируемого образования: исследования молодых учены!х. Сб. науч. тр.: В3ч. - Минск, 1999. - Ч. 3.: Гомельская группа.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие человека трудно переоценить. Игра органически присуща любому возрасту и при умелом руководстве со стороны специалиста - квалифицированного аниматора - способна творить чудеса. Она помогает аниматору сплотить группу, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых туристов, работать как со взрослыми, так и с детьми.
Существуют разные игры: подвижные, сюжетные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны, но особое место среди них занимают подвижные игры, характерной чертой которых является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, человек испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
Важное значение игровой деятельности в туризме состоит в активном приобщении туристов посредством игры к участию в творческом процессе, а также в снятии психологического напряжения, раскрепощении скрытых резервных сил и выявлении интеллектуальных возможностей личности.
Процесс развития различных форм игровой деятельности в туризме сложен, многогранен и зависит от влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому отдельные параграфы в учебно-методическом пособии посвящены характеристике основных функций игры, художественным принципам моделирования зрелищно-игровых и конкурсных программ, сценарно-режиссерским основам технологии игровой деятельности.
1. ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1. Определение и структура игры
Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенклатурные). Лексический потенциал этих понятий и их производных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шаловливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно послушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы говорим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подразумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произведение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шахматах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть - рисковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренебрегать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.
Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многообразны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употребляется в значении притворства (играть комедию) или раздражающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо положение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и переносное значения этих слов, их различие не представляется достаточно ясным.
Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Длительно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.
В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.
«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.
Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жизнедеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практикой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.
В обыденном сознании людей игра остается легковерной забавой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.
В общественной практике и науке последних лет понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серьезная категория.
В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактовки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспитательный потенциал игры.
Для понимания сущности игры важно различать субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физических и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.
Игра - это школа общения, действенное средство нравственного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.
Игра - это особая модель поведения, которая помогает адаптироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.
Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Инновационное идет от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры.
Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы.
Сюжет игры
-
это непосредственное действие, воспроизводящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочитанной (прослушанной) сказки.
Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
1.2. Основные функции игры
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориента ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
развивающая - корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Широко используются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвижные, географические, литературные, математические, познавательные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.
Широта кругозора человека, его творческая активность, эмоциональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепощение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.
1.3. Игра как фактор развития и воспитания творческой личности
История свидетельствует о древнем происхождении игр. Они являются средством развлечения, общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, поэтому является также средством воспитания, обучения, формирования мироощущения человека.
Игра в качестве средства общения особо ценна: человек замкнутый в игре чувствует себя свободно, а импульсивный, подчиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее; между незнакомыми людьми налаживаются дружеские отношения.
Каждая игра обладает набором правил, которые предусматривают получение игроком выигрыша или проигрыш. Каждый игрок стремится выиграть.
Характерная особенность игр - постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки и др.). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переоснащение игр придает им новый импульс. Так, в популярных компьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.
Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует. Определение факторов игровой деятельности человека имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.
Следует анализировать не только сам процесс игры, но и период жизни человека, предшествующий игре. Важны периоды формирования личности игрока, мотивации игры, принятия решения об игре, непосредственной игры. На протяжении различных периодов жизни человек взаимодействует с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воздействия человека на игровую среду. Окружающая среда в сочетании с особым внутренним миром человека детерминирует его поведение как участника игры. Изучение периода жизни игрока, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие его игрового поведения.
Существуют игры-упражнения, главное назначение которых - воспроизведение предметных действий, и ролевые игры, в которых на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Игра является хорошим методом обучения и воспитания. Она социальна по своему происхождению, своей природе и именно поэтому она социальна по своему содержанию. С помощью игры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, » вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Благодаря игре люди легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать с окружающими.
Игры оказывают большое влияние на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие человека. Они учат соотносить свою позицию с позициями других игроков и доставляют радость творчества, победы.
Менеджеру туризма, организующему досуг, необходимо знать все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные, народные. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.
Игра имеет определенные задачи, решение которых требует необходимых знаний и умений. Для подвижных игр с правилами оформление игровой задачи имеет важное значение. Во многих из них игровая задача оформляется в виде ролей.
Разнообразные дидактические и подвижные игры способствуют уточнению восприятия отдельных качеств вещей, развитию наблюдательности, формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, а также развитию быстроты, силы, меткости, ловкости.
Почти все эти игры, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определенных правил поведения, имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче.
Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить авторство многих из них невозможно.
Моделей игры не так-то уж много, а вот разновидностей забав великое множество. Вся педагогическая мудрость игры -в ее простых или чуть усложненных (заданных) правилах, в обычном ее описании. Взяв игру как заготовку, менеджер-аниматор продумывает сам, какому возрасту детей она подходит, усложняет или облегчает правила и технологию той или иной игровой миниатюры. Таким образом, игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости. Игры могут с успехом применяться при организации детского, подросткового, молодежного и семейного досуга на туристских объектах, маршрутах.
Игру необходимо рассматривать как явление культуры, процесс творческой деятельности личности с целью самореализации. Являясь сокровищницей человеческой культуры, они отражают все области материального и духовного творчества людей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
В литературе рассматриваются: роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности, функции и предназначение игр и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считают игру весьма полезной для воспитания. Например, в игровой деятельности туриста объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, туристы практически включаются в трудовые действия, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать, с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от игры, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих туристов.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата.
Понятие «игра» включает множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию туристов: физическому, психологическому, интеллектуальному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.
Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Постепенно это понятие расширялось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими. Дети, например, выбирают игру сообразно опыту взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры.
Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем адаптировалась к местным условиям.
Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте.
Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.
В культурно-историческом развитии любого народа игра является важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежат особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит человека в жизнь, в общение с окружающими людьми, природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности, активности, мышления, развития фантазии.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, что способствует формированию двигательных навыков, развитию и совершенствованию жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.
Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общим из них является требование соответствия: а) игры - образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; б) сложности сюжета и содержания - уровню развития, знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту, а также задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, способствующим успешному осуществлению педагогического процесса.
Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.
Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближению и взаимообогащению национальных культур.
Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий широко используются игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, сюжетные и массовые.
С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие педагогические цели.
Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности, выделялись так называемые организованные, подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других - сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих - сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимаются прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее игровые действия, образовательную и воспитательную значимость. От содержания зависят и своеобразие организации, и характер выполнения двигательных заданий.
Игра - одна из первичных форм человеческой активности, важнейший элемент онто- и филогенеза. Ребёнок без игры, культура без игровых форм - исторический и бытовой нонсенс, порождённый экстремальными ситуациями выживания. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций .
Игра и общественная жизнь настолько тесно взаимосвязаны, что некоторые учёные говорят о прямой взаимосвязи между характером господствующих игр и социально-экономическими структурами. Например, распространённость бриджа и шахмат характерна для обществ с развитой коммерцией, а такая игра, как авеле, в которую играют дети африканского народа бауле, напоминает о меновой торговле .
Игра является показателем цивилизационного и культурного развития. Ребёнок не подозревает, что вид "оружия", с которым он играет, определён уровнем технического развития: роли, исполняемые его куклами, соответствуют социальной формации. Приступая к игре, взрослый человек не думает о её компенсаторской функции, дефиците игры в его детстве, коммуникативном "голоде", прочих психологических и социальных детерминантах .
Игра - стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию ещё до появления школы и выполняет её до сих пор. Ребёнок был бы безнадёжно оторван от социума, если бы не было игры, где он приобретает не только умения и знания, но и систему ценностей, навыки общения, где развиваются механизмы творческого сознания. Не случайно детская игра является объектом самого пристального научного анализа, поток исследований и диссертаций не прекращается.
Игра выполняла и выполняет до сих пор важную функцию при переходе из одной возрастной группы в другую. В архаических и традиционных обществах игра - важный фрагмент ритуала инициализации: проверка готовности ребёнка к взрослой жизни, элемент общественного праздника. В экономически развитых странах, где ритуалы отвергаются или игнорируются, сами юноши и девушки подвергают себя стихийным испытаниям: в соперничестве, доходящем до драк, мотогонках, спорте, альпинизме, авантюрно-приключенческом сафари; наконец, авантюрный жанр кино, компьютерные игры - симуляция, испытание понарошку .
Особое "игровое" сознание молодёжи, живущей "взаймы", зависимой от своих родителей и общества, накладывает решающий отпечаток на самые серьёзные молодёжные акции, такие как контркультура и вспышки молодёжного протеста. Стихия карнавала и праздника, игровое обращение с господствующими представлениями и нормами дали повод говорить о "великой игре, имя которой революция" (один из популярных лозунгов молодёжных акций на Западе в 60-е годы ХХ века, получивших название "студенческой революции").
Игра - отводной канал молодёжной энергии, к тому же выполняющий воспитательные задачи. Это хорошо понимали древние общества, достаточно напомнить об Элладе с её многочисленными агонами .
Всё интенсивнее игра внедряется в практику психоанализа и психотерапии, способствует восстановлению психического равновесия с помощью активной самореализации индивида. Игра интенсифицирует его познавательные, творческие, коммуникативные силы; имеет группообразующий и сплачивающий характер. Ролевая игра - эффективное средство корректировки своего и чужого опыта .
Игра, как пишет К.Б.Сигов, - реализация "человека возможного". В ней "человек устремлён к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции" .
Игра - стратегическое поведение с планируемым результатом. Она широко внедряется в логику, математику, моделирование. Игровые модели используются для определения наиболее оптимальной стратегии и тактики военных действий .
Всё более значительное место игра занимает в семантике и семиологии. Игровой подход позволяет не только открывать новые смыслы и значения, но и популяризировать теории, малодоступные сознанию "среднего" человека. Б.Рассел на примерах "Алисы в стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье", игры понятиями, объяснял в радиолекциях общую и специальную теорию относительности А. Эйнштейна.
Известна теория общественного поведения как набора игр, ведущихся по конкретным правилам. "Деловые игры" стали обязательным элементом стратегического планирования, подготовки специалистов .
Таким образом, можно сделать вывод, что игра является сложным, многоликим явлением. Она сама выступает как вид деятельности и присутствует в роли игрового момента других видов деятельности. Игра является формой проведения досуга и выхода избыточной энергии, институтом воспитания и творчества, служит самореализации личности и общению, выполняет гедонистическую, рекреативную, компенсаторскую функции. Поистине удивительно, что к определению основных функций игры неоднократно обращались учёные различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги, математики и экономисты), что говорит об универсальности игровой деятельности. В этом и состоит феномен игры.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове дением.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный ха рактер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Функции игры … Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их игровой деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений. Функции игры - это её разнообразная полезность.
Эмоциогенная |
Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемая игрой, чрезвычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности… Но игра не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности |
Диагностическая |
Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры. Существуют даже специально разработанные педагогами и психологами игры, которые позволяют сделать некоторые выводы относительно личностных особенностей игроков и особенностей группы в целом. |
Релаксационная (восстанавливающая) |
Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и в процессе игры напряжение отступает, силы восстанавливаются. |
Компенсаторная |
В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый "пробует", "переживает" в игре уже неиспользованные возможности; ребёнок "примеривает" ещё недоступные, не выбранные возможности. "Инобытие" позволяет человеку компенсировать то, чего нет в его жизни. Но некоторые вещи становятся доступными со временем, другие остаются недоступными навсегда (например, девочка в игре пробует мужскую роль, а мальчик - женскую, или девочка играет в принцессу, хотя никогда ею не станет, так же, как не дано ей стать мужчиной). |
Коммуникативная |
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь. |
Самореализации |
Процесс игры - это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. |
Социокультурная |
Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка. |
Терапевтическая |
Опираясь на вывод Бёрна, интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие; игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. |
Виды игр и их клафсификации. Приступая к попыткам классификации игр, необходимо учесть, что, начиная с игры природы до глобальных компьютерных игр, вся игровая деятельность протекает в двух основных типах: естественной (игры, возникшие без сознательного вмешательства, таковыми являются игры животных и детей до 3 лет) и искусственной игры (все остальные игры), причем первое обуславливает второе, являясь как бы источником последующего "древа" игр. Дальше классификация касается собственно искусственных игр, то есть игр, созданных при участии человека. Тогда основанием для классификаций могут, прежде всего, служить основные константы игры - внешне очевидные ее признаки. Основанием для классификации могут стать: 1. Пространство А) Размер: игры на ладошке (сорока-ворона, ладушки); настольные; у стены; напольные; кабинетные (одно помещение); несколько помещений; дворовые (один двор); уличные (пространство, ограниченное несколькими улицами); городские; на пересечённой местности. Б) Качество: статическое и динамическое В) Качество покрытия: земля, песок, трава, воздух, вода, асфальт 2. Реквизит: А) без реквизита Б) простой реквизит (мяч, лист бумаги и ручка) В) специально изготовленный (технические приспособления) Г) компьютер Д) аттракционы 3. Время А) суток (дневные, ночные) Б) сезон (лето, зима, межсезонье) 4. Участники А) По количеству: индивидуальные, парные, групповые (малая группа 3-7, большая 8-15), коллективные (16-40), организационные (больше 40), планетарные. Б) По половой принадлежности: женские (традиционно мода), мужские (война, политика), унисексные (игры с отодвинутым полом) многие спортивные В) Уровень участников: новичок, любитель, профессионал 5. Правила: жёсткие, вольные, условности 6. По игровой стратегии А) Стратегия состязательности. Игры на выигрыш. Обязательно есть то, на чём состязаются игроки, и это можно тренировать (все спортивные игры). Б) Стратегия шанса. Работа с неопределённостями, в том числе числовыми. (Казино, карты, гадания.) В) Стратегия драматизации (подражания). Исполнение ролей. Театрализации, центр - понятие роли (ролевые игры). Г) Стратегия движения. Главное - удовольствие от движения, нет цели выиграть. (Качели, карусели, горки, волны, лыжи, коньки, велосипед.) Д) Стратегия позиционности. Анализ ситуации из позиции, оргдеятельностные игры, предполагается вступление в игру из определённой позиции, роли прописанной нет, есть лишь ценностная позиция (дебаты). Е) Стратегия розыгрыша. 7. По ведущему типу деятельности: игры для тела (физические), игры для ума (интеллектуальные), игры для души (социальные). |
ИГРЫ ДЛЯ ТЕЛА. 1. Двигательные игры. а) подвижные игры (поворот, Али- баба, казаки-разбойники…) б) спортивные игры (футбол, волейбол, теннис…) в) моторные (узоры, ткани, типография, буковка, завод) 2. Экстатические игры - экстаз от движения, которое совершаешь сам, или которое наблюдаешь. (Сюда относится наблюдение за огнём и водой, Игра девочек, которые берутся за руки и начинают кружиться, а потм отпускают руки и красиво разлетаюся в стороны... |
ИГРЫ ДЛЯ УМА 1. Игры-манипуляции (кубик-рубик, пирамидка, …) 2. Игры-путешествия ("Гусёк" 1560 год) 3. Конструкторские игры (мозаики, конструкторы, слова) 4. Психотехнические игры (направлены на развитие логики, памяти, внимания) (Пишущая машинка, диктант наоборот, найди ошибку, снежный ком) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Эти игры нацелены на решение дидактических задач. 1. Сбор релевантной информации а) Конкурсы (генерация идей, нет предела конкурсным единицам) б) Аукционы (есть предел конкурсным единицам) в) Диалог (невозможность изначальной правоты) 2. Принятие решения на основе информации а) Выбор, принятие решения на основе имеющейся информации б) Создание текста (резюме по теме - символ, словесный текст, графика и т.д. |
ИГРЫ ДЛЯ ДУШИ (Социальные игры) Социальные игры обязательно требуют партнёра. 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Деловые игры 3. Комплексные игры (клубная деятельность). 5 признаков комплексных игр: - Наличие ведущей идеи - Наличие разнообразных видов деятельности игровых и неигровых (туризм, путешествия, поиск, финансы). - Выделенность в пространстве и времени - Разнообразие ролей и возможностей. - Достаточная продолжительность (не менее семи дней) |
Природа игры - это её"атмосфера" ,реальные ценности , всё, что так или иначе связано с настроением, возникающим в ходе игры:бодрость , радостное самочувствие ,активный жизненный тонус . Элементами природы игры являются и присущие игреинтуиция, импровизация, эмоциональность, символизм . Одним из основных компонентов природы игры является еёдвуплановость . Личность в игре находится в двух планах: реальном и условном. С одной стороны, игрок выполняет реальные действия в реальных условиях для решения разнообразных творческих или утилитарных игровых задач. С другой стороны, в этой реальности есть обязательно условность, иррациональность. При нарушении одного из планов игра всегда расстраивается. Нарушение игрового, условного плана делает игру бессмысленной, слишком похожей на обыденную жизнь. Утрата же реального плана переводит игру в чисто фантазийный план. Человек добровольно погружается в условный игровой мир, чтобы начать смотреть на реальные предметы глазами игрока, задумавшего свою игру и подбирающего для неё необходимый инвентарь.Структура игры - это композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение. Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: "Без чего игра невозможна?" И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать: -Участника или участников , выразивших желание и готовность играть -Правила игры , определяющие данность и смысл игры; в самом простом виде - правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого могут присваиваться очки -Игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время) -Сюжет игры - то, что игра отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры. -Игровой реквизит (от незатейливого до весьма сложного) -Итог игры как наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам.
Сегодня существует довольно большое количество сборников игр, но каждый, кто ими пользуется, наверное, заметил, что зачастую, пытаясь провести игру по такому сборнику сталкиваешься с некоторыми проблемами. Они связаны с тем, что при описании автор упустил какие-либо мелочи, которые во время игры оказываютя важными. И игра "тормозит", ведущий старается "на ходу" придумать ответы на возникающие в процессе игры вопросы. Поэтому прежде, чем начать игру, подумайте, всё ли вам понятно в её описании, нет ли вопросов относительно оценки игровых действий, момента окончания игры, количества игроков и их занятости в каждый момент игрового действия и т.д. Преподавателям, которые используют игру как инструмент обучения, воспитания, развития, важно понимать, для чего игра предназначена, когда её целесообразно проводить, с каким количеством участников и какого возраста, что стоит обсудить с игроками по окончании игры. Помнить обо всём этом поможет
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИГРЫ 1. Польза игры (чему учит, что развивает). 2. Функции игры. 3. Реквизит. 4. Ход игры, игровая задача, правила, правило хода и правило счёта, цель, результат. 5. Вопросы для обсуждения с участниками, которые позволят им понять, чему научила их игра. 6. Место игры в различных классификациях. 7. Количество и возраст участников.
Очень важно!!! Выполнив методическое описание, убедитесь, что по нему сможет провести игру даже человек, который никогда раньше о ней не слышал!
Игровое проектирование!!
Эти варианты помогут вам придумать не только игру, а вообще что то, просто взять эти способы, как метод активизации мозга!!!
МЕТОД АББРЕВИАТУРЫ
Работа по созданию игры этим методом начинается с выбора аббревиатуры. Это может быть любая известная буквенная аббревиатура (например, ГАИ, КПД, СССР, КГБ, ЧП, ООН и т.д.) или короткое (трех - четырёхбуквенное) слово. 1. Расшифровываем известную аббревиатуру максимальным количеством способов. Например, мы взяли аббревиатуру ГАИ. Расшифровывая, получаем следующие варианты: Героический Авангард Идёт Гротескное Альтернативное Интервью Грустная Альтернативная История Герб Аристократа Изумлённого Голос Академика Иванова Горит, Аж Искры Гордый Авантюрист Интересуется Грациозный Адам Исчез Горькая Азбучная Истина Гопник Арго Использует Группа Анонимных Иностранцев Гвоздь Аккуратно Изогнут ГАзетная Иллюстрация Город Абсолютной Идиллии Государство Азартных Идей Город: Архивы Истории Гость из Античной Истории Граница Америки Исследована Государственное Агентство Информации Гласные А и И Гениальный, Артистичный, Индивидуальный Где-то Ангелы Играют Город Абсолютно Иностранный 2. Второй шаг - выбрать из записанных вариантов название будущей игры, которое кажется нам наиболее интересным и перспективным (мы можем иметь при этом в виду обучающие цели, которые будем ставить, возможности развлекательные, которые заложены в игре, воспитательный аспект и т.д.) Например, название Гадание Авантюрной Идиотки - позволяет придумать неплохую развлекательную программу для дружеской вечеринки; Горькая азбучная Истина - игру, направленную на воспитание; Город: Архивы Истории, Граница Америки Исследована, Группа Анонимных Иностранцев - игры, которые позволят решить некоторые учебные задачи. 3. Третий шаг - попробовать решить, что именно мы хотим заложить в игру. Какие цели будем ставить, какими путями идти к их достижению, какие правила будут регулировать действия игроков, чем должна закончиться игра. Здесь тоже важно учитывать, что игра может не получиться, как бы нам ни нравилось выбранное название. В таком случае начинаем всё сначала
МЕТОД РЕКВИЗИТА
Создавая игру этим методом, мы можем начать несколькими способами: записать наименования трёх небольших предметов, которые могут оказаться в сумке; вытащить из своей сумки три любые предмета или попросить кого-нибудь сделать это для нас. Допустим, перед нами оказались ручка, мобильный телефон и тюбик губной помады. 2. Теперь наша задача - выбрать из этих трёх предметов тот, который, по нашему мнению, таит в себе наибольшие возможности с точки зрения построения игры вокруг этого предмета (мы не учитываем при этом уже существующие игры с этими предметами, а также стараемся придумать игровые идеи, для которых важны качества именно этого предмета… Можно играть яблоком, как мячом, но нам интересна игра, в которой мяч не смог бы заменить яблоко, раз уж мы вытащили его из сумки.) 3. Затем мы придумываем как можно больше вариантов игрового использования попавшегося нам предмета, записывая пришедшие в голову идеи. (Например, ручка: - крутить её между пальцами; - взять ручку в рот и написать что-нибудь; - собрать ручку из деталей на скорость; - узнать свою ручку среди чужих с завязанными глазами; - плеваться жёваной бумагой на дальность… мобильный телефон: - прятки с мобильниками; - узнать по голосу, кто тебе позвонил - сыграть "Угадай мелодию" помада: - нарисовать что-нибудь помадой, например, хорошо всем известный пейзаж "Белая берёза под моим окном" - построить цветовую гамму от самого светлого тона к самому тёмному - картина с центральной красной фигурой ("Купание красного коня") 4. Из записанных идей выбираем наиболее нам симпатичные и сулящие наиболее интересные игровые возможности и пробуем смоделировать игру. Ручка: мне нравится идея написания чего-либо, когда ручку держишь не рукой, а во рту. Сначала ведущий берёт ручку в рот, все участники тоже делают это, и повторяют движения головой, которые показывает ведущий, запоминая их. Например - ведущий показывает движение вверх-вниз, затем вправо-влево, затем рисует в воздухе три концентрических круга. Участники повторяют. Запомнили? Отлично! Подходим к стенам аудитории, на которых закреплены листы бумаги и каждый повторяет эти движения так, чтобы след ручки оставался на бумаге. Должен получиться задуманный ведущим рисунок, в данном случае - мишень. Можно похвалить тех, у кого получился рисунок, задуманный ведущим, а также тех, у кого получилось сделать это наиболее аккуратно. Можно записывать на листе слова. Словарные, английские, правило, которое нужно было выучить, ответы на примеры устного счёта и так далее… Тогда оценивается правильность записанного и аккуратность. Вместе или по отдельности… 5. Когда идея оформилась в некую игровую затею - мы продумываем ход игры более детально, думаем, чем будет занят каждый участник, каковы будут правила, которые должны регламентировать деятельность игроков, правило хода и правило счёта, результаты… И оформляем идею окончательно в виде методического описания игры. Примечание: нужно помнить, что в любой момент наша работа может забуксовать - например, не удалось придумать к предмету игровые идеи, которые нам понравились, или из идеи получить более-менее интересную игровую затею - не опускаем руки, а начинаем по новой либо с другим предметом, либо с дугой идеей.)))
МЕТОД КАТАЛОГА
1. В любом случайно выбранном печатном издании на произвольно открытой странице найти первое попавшееся слово - существительное (нарицательное в именительном падеже единственного числа). Выпишем его. Например, в учебнике химии наш взгляд упал на слово "раствор". 2. Придумаем и запишем любые несколько ассоциаций к этому слову и словосочетаний с ним. Здесь возник следующий ряд: химический раствор, мутный раствор, насыщенный раствор, молоко, растворитель для краски… 3. Теперь нужно попробовать использовать полученные ассоциации как подсказки на пути создания игровой идеи, пытаясь истолковать возможные действия, которые можно делать, отталкиваясь от каждой из них. Химический раствор - смешивать реактивы, искать среди них нужный по его свойствам… Мутный раствор - из множества деталей вытаскивать соответствующие каким-либо параметрам, создать множество деталей, отличающихся друг от друга какими-то параметрами… Насыщенный раствор - посмотреть, какое количество чего-либо становится критическим для остальной массы настолько, что эта масса больше не может принять в себя подобного… и т.д. 4. Отдельно по каждой ассоциации ищем игровую фабулу, основное игровое правило, форму (индивидуальную, парную, групповую) игры, подумаем, в чём будет состоять игровой результат, как будут подсчитываться баллы в процессе игры и т.д. 5. Если результат Вас не устраивает, не отчаивайтесь и начните сначала)
Каким бы методом создания игровой идеи вы ни воспользовались, всегда следует учитывать некоторые аспекты: например, название игры должно быть приятным и не вызывать отрицательных ассоциаций (следовательно, над названием подумаем после того, как игра будет придумана), игроки не должны скучать, а значит, нужно внимательно отнестись к их игровым задачам, и во всяком случае игра может оказаться не столь интересной по объективным причинам, например, если в игре задействованы мобильные телефоны, то они быстро садятся, о чём вы узнаете только во время игры, так что всегда следует попробовать сыграть в игру со своими знакомыми и только потом переносить её в школу.