Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока :

    познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

    продолжить работу со схемами, таблицами;

    воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

    развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока : Проектор, 3 презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.(Обеспечение людей продовольствием)
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? (три основных звена)
– Что относится к 3 звену АПК? (Пищевая и легкая промышленность)
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК? (отрасли, использующие необработанное сырье-- крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная; и отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку-- чаеразвесочная, кондитерская,хлебопекарная, макаронная)

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой и легкой промышленности проведем небольшой тест из 8 вопросов.

1. Основным звеном АПК является:

А) растениеводство; Б) животноводство; В) сельское хозяйство.

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы(плодородия),называются:

А) рекультивация Б) мелиорация; В) рентабельность.

3. К первому звену АПК относится:

А) производство удобрений; Б) пищевая промышленность; В) торговля.

4. Основная часть картофеля(90%) в стране выращивается на:

А)фермерских хозяйствах; Б) в колхозах; В) личных подсобных хозяйствах.

5. Важнейшей зерновой культурой России является:

А) гречиха; Б) овес; В) пшеница.

6. Полеводство занимается возделыванием:

А) овощей; Б) зерновых культур; В) технических культур.

7. В Нечерноземной зоне выращивают:

А) лен-долгунец; Б) сахарную свеклу; В) подсолнечник.

8. найдите соответствие:

1 тундра Б. рожь, ячмень, лен

2 лесная зона А. оленеводство

3 лесостепи и степи Г. Овцеводство. 4 полупустыни В. пшеница, кукуруза, сахарная свекла.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса. Познакомимся с инфраструктурным комплексом поселка Излучинск и города Сочи.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника и найдите таблицу 31.
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу(нематериальные), на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32. .(слайд 13)
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос : А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

Что такое инфраструктура? (Инфра - - ( infra -) - приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 131 (в сноске внизу страницы)

Каково же значение этого комплекса? .(слайд 15)

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Вся инфраструктура подразделяется на несколько видов. Посмотрим на слайде какие виды инфраструктур бывают. .(слайд 15)

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

(Внимание! Проблема! Стр.137) - прочитать вслух.

А сейчас посмотрим какую долю инфраструктурный комплекс занимает в экономике отдельных стран в процентах к внутреннему валовому продукту

Что такое внутренний валовый продукт? .(слайд 16)

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

А сейчас давайте обратимся к социальной инфраструктуре. Что она собой представляет у нас в Излучинске?

Запишите в тетрадь это определение.

Социальная инфраструктура - это система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли , культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
- А сейчас Валя Степаненко представит вашему вниманию инфраструктурный комплекс нашего поселка.

Презентация "Излучинск"

Вы все прекрасно знаете, что в нашей стране сейчас проходят 22 зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Для проведения этой Олимпиады наше государство выделило колосальную сумму денежных средств для создания уникальной во всем мире инфраструктуры. Было построено свыше 300 различных зданий и сооружений. Бакаев Тимур познакомит вас с некоторыми из них. Он потрудился и сделал выборку самых значимых объектов.

Презентация "Сочи"

5. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

6. Домашнее задание.

§ 31 страница 131 – 137

Приготовить презентации по видам транспорта.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.


Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.


Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.

Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.



Что такое услуга?

  • Новый учебник - стр.131
  • Старый учебник - стр. 172.

Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.


  • Что такое инфраструктурный комплекс?
  • Какова его главная задача?

Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.

Главная задача - оказание разнообразных услуг населению


Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»


  • Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
  • Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
  • К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?

  • От чего зависит развитие инфраструктуры?
  • Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?

  • Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.

  • Какие виды транспорта есть в совхозе?
  • Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  • Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?

  • Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
  • Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  • Как решить проблемы?

  • Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  • Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  • Как решить проблему?

  • Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
  • Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
  • В чем проблемы? Как их решить?

  • Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
  • Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
  • Есть ли проблемы? Как их решить?

Развитие нематериальной сферы в п. Восход

Виды услуг

Виды учреждений

Торговые

Общее число

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Другие


  • Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
  • На какой возрастной состав они ориентированы?

  • С каким комплексом познакомились сегодня?
  • Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
  • Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…

Домашнее задание.

  • Новый учебник параграф 31.
  • Старый учебник параграф 34.
  • Подготовить сообщения о видах транспорта:

водный транспорт

воздушный транспорт

наземный транспорт

План:

1.Общая характеристика

2.Достоинства транспорта

3.Недостатки транспорта

4.Перспективы развития.


Учитель географии

МКОУ Скатинская СОШ

В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.

Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.

Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.

Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.

Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.

Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.

Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.

В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.

В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.

Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.

Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.

Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Данный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей, разнообразных веществ. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Все виды транспорта взаимодействуя, образуют транспортную систему совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами и пассажирами. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России (протяженность 150 тыс. км). Главная задача железных дорог — обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Следует отметить, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития народного хозяйства. Поэтому важнейшие транспортные магистрали перегружены. Основные черты географии российских дорог определились еще в дореволюционный период. В европейской части их конфигурация напоминает колесо, центр которого — Москва, от которой отходят "спицы" — радиусы, пересекающиеся кольцевыми дорогами.

На восток от европейского "колеса" протянулись широтные магистрали, и чем восточнее, тем их меньше. Это создает серьезные проблемы, так как особенно быстро возрастают перевозки между Сибирью, Уралом и европейской Россией. Поэтому важнейшей задачей стала необходимость строительства новых железных дорог на востоке России. Уже построена, но слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В отдаленной перспективе возможно продолжение на восток Печорской магистрали (Салехард – Воркута — Коноша), которая объединила бы территории европейского Севера. Особым направлением является создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, первая из которых — между Москвой и Санкт-Петербургом.

Автомобильный транспорт - один из самых дорогих в стране, с протяженность около 949 тыс. км. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребит елям и осуществлять перевозки в местах, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. География автомобильных дорог (из них только 73 % — с твердым покрытием) сходна с географией железнодорожных магистралей. В восточных районах число дорог резко снижается, и до сих пор нет автомобильной дороги, пересекающей всю Россию с востока на запад.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются дороги в сельской местности, совершенствуются выпускаемые модели автомобилей и автобусов, а также повышается доля автомобилей с дизельными двигателями, снижающими расход топлива, по сравнению с бензиновыми, на 30 %.

Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.


Большая часть судов России физически устарела (более 10 лет эксплуатации), поэтому эти суда не могут заходить в иностранные порты. Флоту недостает многих типов судов: газо- и лихтеровозов, мало рефрижераторов и паромов. В России имеется 39 портов различной величины, но относительно крупных среди них — только 11, что недопустимо мало, и к тому же 60 % портов мелководны и не могут принимать большие суда.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского побережья, второе портам Балтийского бассейна. Через порты Черного моря, в основном, ведется экспорт нефти, а по морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.

Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а строительство дорог для сухопутного транспорта требует больших средств и времени. Протяженность внутренних водных судоходных путей более 85 тыс. км. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них — Волго-Камский, являющийся стержнем Единой глубоководной системы европейской части России. При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Значительную часть расстояния суда проходят в режиме постоянной скорости, при котором вырабатывается минимум токсичных веществ.

Авиационный транспорт — единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны, но относительный объем перевозимых грузов невелик. Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Авиационный транспорт загрязняет атмосферу в значительной степени, например, за один час реактивный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, сохраняющихся в атмосфере 2 года.

Трубопроводный транспорт по величине выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз дешевле и осуществляется

быстрее, чем железных дорог. В перспективе по трубопроводам, кроме нефти и газа, будут транспортироваться с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руда). На сегодняшний день протяженность магистральных трубопроводов более 212 тыс. км.

Связь . Основная задача этого звена коммуникационной системы — передача разнообразной информации, объем и роль которой в современный период возрастают. Из-за несоответствия уровня развития российской системы связи Россия практически выпадает из глобальной системы связи. В городах телефонами обеспечено лишь 30 %, а на селе — только 10 % семей. Несколько лучше положение с радиофикацией населения. Наиболее благоприятное подразделение — телевидение, с помощью которого телевизионным вещанием охвачено 96 % населения страны. Но в области многоканального и спутникового телевидения Россия отстает от стран Запада.

Сфера обслуживания имеет сложный характер. Важная роль в ней принадлежитрекреационному хозяйству . Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер России создает благоприятные условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. В России насчитывается более 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и лечебных грязей. В стране сформировались крупные санаторно-курортные и рекреационные районы. Среди них выделяют районы, образовавшиеся: 1) на основе природных ресурсов и условий; 2) вокруг крупных городов; 3) районы ценных и культурных исторических объектов. 4) районы давнего пользования — Минеральные воды, Сочи и другие.

Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.

Транспорт

Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.

Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.

Плотность транспортной системы

Районы России значительно отличаются друг от друга. Если рассматривать развитие транспортной системы, иногда плотность километража путей сообщения на тысячу квадратных километров отличается более чем в десять раз. Например, в среднем по России плотность автомобильных дорог - 28 километров на 1 тыс. кв км, но в Дальневосточном районе она равна пяти на тысячу квадратных километров, а в Центрально-Чернозёмном - 172. Инфраструктурный комплекс России 9 класс может изучать в его транспортной ипостаси, просто открывая карту автомобильных или железных дорог. Сразу видно, где пути гуще.

Субъекты Федерации, имеющие самую плотную систему автодорог, таковы: Московская, Тульская, Владимирская, Белгородская, Липецкая, Калининградская области, достаточно хорошо она развита и в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Поволжском и Волго-Вятском районах. Здесь можно обособить три магистральных направления всей транспортной системы России: восток-запад (широтное), север-юг (центральноевропейское меридиональное - с выездом в Молдову, на Украину и на Кавказ), север-юг (вдоль Волги и около). Инфраструктурный комплекс в сфере транспорта значительно менее развит за Уралом.

Железная дорога

Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.

Но это касается только европейской части. На восток тянутся широтные магистрали - к Екатеринбургу, Оренбургу и Челябинску, далее - в Сибирь, которые после распада Советского Союза частично оказались за границей. По Сибири идёт всего один полностью российский участок - Омск-Тюмень-Екатеринбург, и он не в состоянии обеспечивать достаточную транспортную связь между восточными и западными районами страны.

Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.

По шоссе

Одним из самых дорогих по себестоимости видов транспорта является автомобильный. Среди его достоинств - маневренность и скорость. Эффективность же зависит как от качества дорог, так и от густоты потока. Если учесть, что одна десятая от числа всех российских дорог - грунтовка, а треть имеет низкокачественное твёрдое покрытие, то и этот вид транспорта в отрасли инфраструктурного комплекса требует развития.

Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.

По морям

Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.

В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.

Порты

Лидирует в грузообороте Тихоокеанский бассейн, где расположены крупные порты - Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, а также четверть всего российского флота сосредоточена здесь. На втором месте - Балтийский бассейн с портами Калининграда, Выборга, Санкт-Петербурга. Географическое положение очень выгодное, но мало портов, да и мощность их невелика. В любом случае морской транспорт очень украшает состав инфраструктурного комплекса.

Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.

Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.

По рекам

Там, где протекают полноводные реки, речной транспорт - надежда и опора инфраструктурного комплекса. Этот транспорт выгоден, особенно если грузы не требуют скорой доставки. Например, зерно, нефть, лес и многое другое. На карте видно, где наиболее развит речной транспорт: это в основном реки северные, сибирские и, конечно, Волга с притоками.

Основной из судоходных бассейнов - Волго-Камский, он словно стержень всей глубоководной речной системы европейской части России. Самые крупные порты: все три московских, Нижегородский, Самарский, Казанский, Астраханский и Волгоградский. Немаловажен для функционирования транспортной инфраструктуры и водный бассейн северной части России, где по рекам Вычегде, Сухоне и Северной Двине осуществляются грузоперевозки.

Великие сибирские реки

Несмотря на то что объёмы выполняемых работ выводят Обь, Енисей и Лену только на второе место, значение их в инфраструктуре чрезвычайно велико. Сама навигация здесь короче, всего 120-200 суток в году, а вот зимы длиннее. Среди великих сибирских рек самая важная (да и самая большая в стране) - Обь с притоком Иртышом. Основные порты и пристани, по которым идут грузы и пассажиропотоки: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Развитая сеть железных дорог в Сибири отсутствует, да и автомобильных дорог тоже, поэтому перевалка и отправка грузов по водным артериям Сибири чрезвычайно важна.

Енисей - зачастую единственный путь по Красноярскому краю, где регулярное судоходство осуществляется на трёх тысячах километров. Грузопоток следует от Красноярска до Дудинки. Порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до самой Игарки. В Туве по Енисею идут грузы и пассажиропоток посредством местного судоходства со своей главной пристанью - Кызылом. Река Лена и сегодня главная транспортная артерия всей Якутии, весь северный завоз происходит с её помощью. Основные порты: Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси, Бодайбо, Хандыга, Джебарики-Хая.

На крыльях

На внушительных расстояниях воздушный транспорт даёт большой выигрыш по времени, также он незаменим в молоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока, зачастую являясь единственным средством сообщения. Существует пять наиболее массовых пассажиропотоков из Москвы: Кавказский, Южный, Восточный, Центрально-Азиатский и Западный. Тридцать процентов всех отправлений страны производится из четырёх аэропортов Москвы: Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Также крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Минеральные Воды, Екатеринбург, Нижневартовск, Сочи, Тюмень, Сургут, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. Во времена Советского Союза небольшие аэропорты ежедневно функционировали в каждом районном центре края или области и во всех городах. В отличие от сегодняшнего, этот транспорт не был дорог для пассажиров. Теперь, например, в огромном - величиной с Францию - Алтайском крае действует только один - в Барнауле, и тот требует реконструкции.

Связь

Самые важные виды связи в РФ - телефонная и почтовая. Почта России - довольно разветвлённая сеть: более 50 000 предприятий, из них две трети в сёлах. А вот в обеспечении населения телефонными услугами Россия всегда существенно уступала другим странам, да и теперь уступает.

С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.

Сфера обслуживания

В эту сферу входят торговля и общепит - магазины, столовые, кафе; бытовое обслуживание - ателье, ремонтные мастерские, бани, парикмахерские; ЖКХ - предоставление жилья и его благоустройство; искусство и культура - выставочные и концертные залы, библиотеки, театры, телевидение и радио; наука и образование - вузы, школы; физкультура и здравоохранение - больницы и поликлиники, стадионы и спорткомплексы; социальное обеспечение - детские дома и дома престарелых, интернаты, пенсионное обеспечение и страхование; кредитно-финансовая сфера - страховые организации и банки, инвестиционные фонды; государственное управление - охрана правопорядка и оборона. Весь этот инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, предоставляющих услуги.