В этом видео я расскажу про азы устройства электрогитары для начинающих.

Электрогитара издает звуки при помощи струн, поэтому, конечно же, основной компонент - это струны . Большинство гитар - шестиструнные, хотя бывают семи- и восьмиструнные модели, и они в основном используются для очень тяжелых стилей музыки, про них я запишу отдельное видео. Бас-гитара - это тоже отдельная тема, и о ней мы поговорим позже.

Звук образуется при вибрации струны, которую мы приводим в движение при помощи медиатора или пальцев. Шесть струн электрогитары отличаются своей толщиной. Самая тонкая струна находится в самом низу и называется первой струной , на ней мы играем более высокие ноты. Следом идет вторая, третья, четвертая, пятая и шестая. Соответственно высота звука уменьшается, звук становится ниже, по мере того, как мы идем вверх [от первой струны к шестой] .

Струны расположены вдоль грифа  - это такой длинный кусок дерева с металлическим стержнем внутри. Они крепятся к голове грифа при помощи колков . Затягивая и ослабляя колки, мы меняем натяжение струны и, соответственно, меняем её высоту. Сейчас я её расслабляю и вы слышите, как звук меняется в более низкую сторону. При натяжении, звук меняется в более высокую сторону [показываю пример] .

[показываю лады на грифе] Вот эти участки грифа называются ладами , а металлические полоски между ними называются порожками . Прижимая струну к порожку, мы меняем её длину, и, соответственно, меняется высота звучания струны. Чем короче струна, тем выше её звук. Например, первая струна звучит вот так, когда она открытая, а зажимая её на двенадцатом ладу, мы получаем звук на октаву выше [показываю пример] .

На большинстве гитар 22 или 24 лада, что позволяет покрыть полных четыре октавы. Двенадцатый лад находится посередине струны и делит её на две равные части. На большинстве гитар есть метки на 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 21 и, если есть, на 24-м ладах. Они позволяют ориентироваться на грифе и лучше видеть, где находятся какие ноты. Так же сверху есть дополнительные метки, которые позволяют нам видеть, где мы находимся на грифе при игре стоя, так как стоя передние метки видно не очень хорошо [показываю метки на ребре грифа] .

С другой стороны струны крепятся к струнодержателю, который мы называем бриджем . Бридж бывает фиксированный как на этой гитаре, то есть он неподвижный и никуда не двигается, и бывают подвижные бриджи с системой Floyd Rose или Whammy Bar. У них есть ручка, и, когда её двигаешь меняется длина сразу всех струн и создается эффект уаувау [не передается словами, смотрите видео 😀] . Новичкам я советую брать гитару с фиксированным бриджем, так как с ним меньше мороки, это я знаю на своем опыте [две мои первые гитары были с системой Floyd Rose] .

При извлечении звука струна начинает вибрировать, и дерево гитары, которое мы называем декой , позволяет эти вибрации усилить и придать им дополнительный окрас. Конкретно на этой гитаре дека состоит из трёх кусков красного дерева, склеенных вместе, что позволяет создать низкий и глубокий звук.

Вибрация струны активирует магниты внутри звукоснимателей , которые преобразуют колебания струн в электрический сигнал [оговорился в видео] и передают их на усилитель при помощи кабеля [показываю звук через усилитель]. В каждой гитаре есть гнездо, куда мы втыкаем кабель [показываю гнездо] .

На большинстве гитар либо два либо три звукоснимателя. Один звукосниматель всегда находится у бриджа, и он создает более яркий, звонкий звук [показываю пример] . Второй звукосниматель находится у грифа и он создает более низкий и мрачный (или темный) звук. Это намного лучше слышно, когда мы играем аккорды. Сейчас играет бридж [показываю пример] , а сейчас мы играем на звукоснимателе у грифа [показываю пример] . Слышно, что здесь звук более глубокий и низкий.

Мы можем переключаться между звукоснимателями при помощи специальной ручки. На моей гитаре при нижнем положении активируется звукосниматель у бриджа, а при положении вверху - звукосниматель у грифа. В средней позиции оба звукоснимателя активированы, что создает микс из звуков [показываю пример] .

Мы также можем контролировать звукосниматели при помощи ручек, расположенных на деке. Есть ручка громкости , с ней всё понятно - она меняет громкость звучания через конкретный звукосниматель [показываю пример] . Вторая ручка - это ручка тембра . При тембре, выкрученном на максимум, звук получается громкий и насыщенный [показываю пример] . Если тембр убираем на минимум, звук получается задавленный и приглушенный [показываю пример] . На моей гитаре две отдельных ручки громкости на каждый звукосниматель и две отдельных ручки тембра.

[играю аккорд] Звук, который мы сейчас слышим, - это классический звук чистой электрогитары. Для этого видео я использую недорогой усилитель Roland, но надо отметить, что усилитель играет большую роль в формировании звука электрогитары. В последнее время стали популярны программные эмуляторы усилителей и при игре через компьютер можно купить эмулятор и получить доступ к огромному количеству дорогих усилителей, не тратя при этом тысячи и тысячи долларов.

Чтобы создать роковый или металлюжный звук, нам необходим эффект перегруза (или дисторшн, distortion). Для этого мы используем педальку типа вот такой [показываю педаль Metal Muff] либо встроенный перегруз в усилителе. Просто нажимаем на кнопку и теперь мы можем рубить металл 🤘 [играю рифф из Sad But True (Metallica) и кусочек соло из Nothing Else Matters (Metallica)] .


Перевод: Оксана Константинова

«Свою» гитару приятно держать в руках она становится с Вами одним целым, воспринимается как часть тела. Ее тайны и секреты полностью доступны только Вам - неважно, насколько Вы разделяете ее уникальное звучание с другими.

Неудивительно, что гитара определила ход мировой музыкальной истории последних 60-ти лет. День за днем, она вносит огромный вклад в мир музыки и сегодня.

Гитара обозначает «класс» априори. Если же копнуть глубже, во многом это заслуга применяемых для ее изготовления технологий.
Принцип работы электрогитары не так сложен для понимания. Тем, кто влюблен в гитару, несомненно, будет интересно узнать об устройстве инструмента.

Корпус электрогитары бывает двух видов: пустой и полупустой.

Пустой корпус: название говорит само за себя. Корпус этой электрогитары внутри пуст, в точности как у акустической. Пустой корпус сам по себе является хорошим акустическим резонатором и позволяет получить громкий, гулкий, протяжный звук..

Полупустой корпус: очевидно, что в нем больше заполнений, которые делают звук плотным. Электрогитара не предназначена для того, чтобы полностью копировать звучание акустической. Фактически, полупустой корпус позволяет получить более насыщенный, теплый, и, при этом, чистый звук.

Электрогитары «выдают» звук посредством звукоснимателей: системы из нескольких магнитов, и катушки проволоки, намотанной рядом или вокруг них. Визуально - это металлические пластинки на корпусе гитары; впрочем, в некоторых моделях они скрыты от глаз.

Звукосниматели преобразуют колебания струн в электрический сигнал переменного тока. Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Когда гитара подключена, но не используется, магнитное поле, взаимодействующее со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Как только Вы прикоснетесь к струнам (возникнет колебание струны в поле, создаваемом магнитами датчика), внутри катушки проволоки возникнет электрический ток, который через провода подается в усилитель.

На головке грифа гитары расположен колковый механизм. На него крепятся струны. Закручивая колки туже, увеличивая натяжение струн, Вы получаете более высокий звук. Поворачивая колок в противоположную сторону и уменьшая натяжение - более низкий и глубокий. Таким образом, осуществляется настройка инструмента. Этот принцип применим также к виолончели и скрипке.

Гриф гитары разделен на отрезки, которые размечены линиями или небольшими выступами (порожками). Эти отрезки называются лады. Прижимая струну к определенному ладу, гитарист вызывает сокращение ее рабочей поверхности. Таким образом, извлекаются нужные ноты. К примеру, сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву. Разумеется, знание музыкальной теории станет здесь хорошим подспорьем.

Регуляторы, которые обычно располагаются на корпусе электрической гитары, изменяют яркость тона при использовании простого фильтра, который понижает или поднимает частоту звукоснимателя.

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Они подключены к звукоснимателям.

Таким образом, магия гитары и ее уникальный звук обеспечиваются простым набором из магнитов, проводов, дерева и стали.

Качество, простота в использовании и надежность инструмента, однако, зависят от марки, изготовителя и используемой электроники. Впрочем, располагая знаниями о внутреннем устройстве гитары своей мечты, найти таковую нетрудно.

Электрогитара впервые появилась в XX веке и сразу же завоевала популярность благодаря необычному звуку. С помощью звукоснимателя и электрического усиления создаются разнообразные мелодии.

Каково устройство электрогитары? Она имеет три составные части: корпус, гриф и головка . На корпусе расположены: струнодержатель (бридж или машинка), различные звукосниматели и переключатель, накладка, регуляторы тембра и громкости, рычаг (тремоло), гнездо для подключения шнура, крепление ремня.

Гриф состоит из двух частей: сам гриф и накладка, на которой располагаются лады, метки, порожки. Немаловажная деталь – анкерный стержень. Его назначение – регулировать прогиб грифа.

На головке располагаются колковый механизм. Натяжение колка определяет натяжение струн. С их помощью производится настройка электрогитары. В некоторых случаях на верхнем порожке устанавливают специальные пластины, блокирующие регулировку струн (топ-лок). Тогда в бридже для микронастройки устанавливают мини-колковый механизм.

Типы корпуса

  • Цельный . Изготовленный из одного куска дерева, цельный корпус считается самым дорогим и качественным. Характеризуется извлечением чистого, яркого звука . Склеенный из нескольких кусков дерева одной породы, корпус теряет резонанс древесины, и качество звука ухудшается. Исключение – корпус, состоящий из разных пород дерева. Такая хитрость обеспечивает извлечение резкого, жесткого звука, характерного для тяжелой музыки.
  • Полый . Извлекаемый звук теплый, насыщенный, мягкий, но быстро угасает и скрипит, если игра производится на высокой громкости.

Изучая устройство электрогитары, важно обратить внимание на материал, из которого изготавливается корпус. Длительность колебания струн и траектория движения напрямую зависят от породы древесины . Вибрация звукоснимателей также определяется материалом корпуса и накладками: клен, ольха, палисандр, орех, ясень.

Соло партия с верхними частотами будет прекрасно звучать на гитаре из ясеня, ольхи, тополя, липы. Ритм будет ярко выражен на гитарах из махагони, липы, ясеня. Мощная ритм-партия будет восхитительна на гитаре из ореха, палисандра, венге, махогони.

Гриф

Существует несколько видов крепления грифа к корпусу:

  • Болты . В этом случае достаточно легко при необходимости поменять гриф, но длительность звучания нот сокращается.
  • Вклеенный . Он лучше передает вибрации, используется чаще всего.
  • Сквозной . Дека представляет собой две половины, которые крепятся к грифу. Звук продолжительный, теплый.
  • Беспяточный . Преимущество – облегчение доступа к высоким позициям.

Ширина и толщина грифа определяют стиль звучания. Те, кто предпочитают быструю жесткую музыку (легато, тэппинг), выбирают тонкие, но широкие грифы . Приверженцы классики останавливают выбор на округлых грифах. Производители нашли компромисс и предложили гриф, у которого изменяется радиус накладки. Возле деки он плоский, а ближе к головке – круглый.

Материал грифа и накладки также немаловажен. Именно накладка отражает или передает получаемые вибрации , поэтому для ее производства используется черное дерево, клен или палисандр. Клен обеспечивает яркое звучание, черное дерево – плотность и глубину, а палисандр – тепло, мягкость. Гриф изготавливается из красного дерева, клена или композитного материала. Твердое, красивое дерево не только эффектно выглядит, но и придает жесткости, чтобы держать струны.

Анкер и мензура


Анкер устанавливается двумя способами: под накладкой или с тыльной стороны грифа, ближе к колковому механизму. Второй вариант предпочтительнее и надежнее. Для регулировки используется специальный ключ.

Мензура – это расстояние от струнодержателя до верхнего порожка грифа, если струна открыта. Мензура определяет места расстановки ладов . Расстояние, равное ½ длине мензуры находится между 12 и 13 ладами. А ¼ длины – между 5 и 6 ладами. В зависимости от длины извлекается различный звук: певучий, теплый, мягкий или жесткий, резкий, агрессивный.

Звукосниматели

Роль звукоснимателей – преобразовывать струнные колебания в электрический сигнал. От качества звукоснимателя напрямую зависит качество звучания. Производятся двух видов: электромагнитные и пьезоэлектрические . Электромагнитные классифицируются на пассивные и активные, а также Single и Hambacker . Пассивные звукосниматели не нуждаются в дополнительном питании, а активные используют подпитку от батарейки. Поэтому звучание последних гораздо качественней.

Синглы (имеют одну катушку) отличаются чистым и ярким звуком, но могут фонить. Поэтому производители нашли выход: синглы, обладающие эффектом хамбкера. Они обеспечивают чистый звук без посторонних шумов, используются в джазе, блюзе. Хамбакеры (имеют две катушки) производят мощный, но неяркий звук, лишенный низких частот, при перегрузе звучат четко и агрессивно.

Пьезоэлектрические звукосниматели выпускаются в виде небольшого диска или узкой полоски, устанавливающейся под нижний порожек. Можно установить и под каждую струну, добиваясь необычных эффектов. А для устранения шумов целесообразно использовать буфер предусилителя.


Бриджи и переключатели

Бриджи выпускаются как с системой тремоло, так и без нее. Машинка (система тремоло) позволяет понижать и повышать высоту нот прямо на гитаре с помощью специального рычага, но «съедает» сустэйн . В этом случае используется система микроподстройки колков. Бриджи без тремоло имеют более плавный звук, реже расстраиваются .

Если звукосниматель располагается ближе к струнодержателю, он называется бриджевый. Ближе к грифу – нековый. Специальный переключатель позволяет бриджевый звукосниматель использовать на соло, а нековый – при игре аккордами.

Используется трех- или пятипозиционный переключатель. Позиции активизируют различные комбинации звукоснимателей: бриджевого, среднего, возле грифа.

Теперь, зная устройство электрогитары, гораздо проще начать обучение и наслаждаться качественной музыкой.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Электрогитары отличаются друг от друга и внешним видом, и внутренним строением, но все же в них присутствует ряд основных элементов, без которых музыкальный инструмент не может называться гитарой будь то гитара Yamaha, Fender или любая другая. Рассмотрим подробнее эти составляющие:


  1. Гриф – длинный брусок из дерева, на котором располагается плоская накладка, и на нее нанесены металлические порожки. Он может отличаться по длине и форме в каждой электрогитаре в зависимости от модели.
  2. Стержень анкерный - применяется для того, чтобы не ломался гриф, поскольку на него оказывается сильнейшее давление.
  3. Колки - служат для регулирования натяжения струн (натягивать их или расслаблять). Они расположены на головке грифа, бывают одиночные, спаренные, закрытые или открытые.
  4. Лад нулевой - находится между самим грифом и его головкой, производится из высокопрочного пластика.
  5. Лады - изготавливаются из стали и отличаются между собой по износостойкости и цвету. Если струны в гитаре приходят в негодность быстрее всего остального, то лады по износу занимают второе место. Поэтому при выборе электрогитары следует обратить особое внимание на качество изготовления ладовых порожков.
  6. Маркеры – предназначены для удобства ориентации музыканта на грифе. Могут наноситься на него как точками, так и другими своеобразными символами.
  7. Звукосниматели – устройства, помогающие модифицировать колебания струн из металла в электрические сигналы.
  8. Переключатель звукоснимателей – предназначен для переключения с одного звукоснимателя на другой (как бы комбинируя звуки), тем самым создавая своеобразное новое звучание электрогитары.
  9. Регуляторы – используются для регулирования громкости и тембра звука.
  10. Бридж или струнодержатель - предназначен для крепления струн непосредственно к корпусу электрогитары. Помогает изменять высоту звука и создавать звучание «тремоло».
  11. Гнездо для подведения электрического кабеля обязательно присутствует на любой электрогитаре.
  12. Корпус гитары. Чаще всего он цельный, но в редких случаях может быть клееный из нескольких частей. Конечно, более качественным считается цельный корпус, так как из него исходит более качественное звучание, однако все зависит еще и от того, какую музыку вы собираетесь играть на своей электрогитаре. Например, если корпус состоит из нескольких составляющих, то звучание получается резким, с агрессией, поэтому такие инструменты чаще используют для создания более тяжелой музыки. От корпуса акустической гитары он отличается тем, что может быть как полым, так и цельным внутри. На самом корпусе крепится накладка для скрытия электроприборов гитары и для более привлекательного внешнего вида.
  13. Также на каждой гитаре присутствуют держатели ремня. Находятся они на задней части корпуса. Особенно полезными они будут музыканту при выступлениях на сцене.

Немаловажной частью в любой электрогитаре является электрическое составляющее. Как правило, оно спрятано от посторонних глаз внутри ее корпуса.

Данных составляющих гитары вполне хватит, чтобы на ней было комфортно играть. Но не забывайте, что под каждый стиль музыки необходимо докупать дополнительное оборудование, которое сделает звучание более приятным как для исполнителя, так и для слушателей. Поэтому выбирайте гитару по основным деталям, но одновременно обращайте внимание и на дополнительные комплектующие.