Новость из мира искусства

Ян Брейгель Старший. Райский сад, 1613

Министр культуры Великобритании Эд Вайзей (Ed Vaizey) временно заблокировал экспорт одной из лучших работ фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Jan Brueghel the Elder) "Райский сад со сценой грехопадения" (The Garden of Eden With the Fall of Man). Таким образом, власти Великобритании предпринимают попытку сохранить картину XVII века в Англии.

Картина (23,7х36,8 см, масло) была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июле этого года за 6,8 млн. фунтов стерлингов ($10,6 млн.), что более чем вдвое выше первоначальной оценки. Сразу после продажи картина была признана "выдающимся культурным наследием" и к вывозу запрещена до 4 марта 2015 года. Ранее картина была приобретена в 1853 году Алджерноном Перси (Algernon Percy), четвертым герцогом Нортумберлендским, и долгое время находилась в родовом замке Алнвик (Alnwick). Публично картина выставлялась последний раз в Англии на выставке Festival of Britain Exhibition в 1951 году. Решение продать шедевр принадлежит его нынешним владельцам. Для окончательного решения вопроса необходимо выкупить полотно за 6,9 млн фунтов стерлингов. Таким образом, появился реальный шанс оставить картину в Англии. Прецедент этому был: "Автопортрет" Ван Дейка (1641) благодаря финансовой поддержке публики и супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон был выкуплен и с мая 2014 года экспонируется в Лондонской национальной портретной галерее.

1. Ян Брейгель Старший (1568-1625) вошел в историю живописи с несколькими прозвищами - "Бархатный", "Цветочный" и даже "Райский". Ян был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), братом Питера Брейгеля Младшего (Адского) и отцом Яна Брейгеля Младшего. Картина "Эдемский сад" Яна Брейгеля Старшего из коллекции герцогов Нортумберлендских является одной из шести работ художника на данную тему.


Земля (Первозданный рай), 1607-1608

2. Брейгель получил прозвище "Бархатный" из-за необычайной прелести его палитры, а "Райский" - потому что написал серию картин с райскими пейзажами.


Рай, 1616


Адам и Ева в райском саду

5. Яну Брейгелю в оживлении пейзажей часто помогал великий Рубенс, с которым они были очень дружны. Известна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Рубенса "Рай". В этой картине первый написал ландшафт, а второй - Адама и Еву.


Адам и Ева в райском саду


Вступление животных в Ноев ковчег

7. Ян Брейгель написал большое количество картин на библейские и мифологические темы и аллегорий.


Пейзаж с Товией и ангелом, 1598


Воздух, 1621

9. Ян Брейгель Старший знаменит своими прекрасными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков, поэтому он и получил прозвище Бархатный, или Цветочный. Художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.


Натюрморт с цветами в стеклянной вазе, 1610

10. Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел передать всю их прелесть, яркость, сочетание красок.


Цветы в вазе, 1609-1615

11. Ещё он был знаменит своими многочисленными изображениями Мадонны в гирляндах из цветов и фруктов.


Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со-хранилось также большое число его рисунков.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия.

Брейгеля (1525/30 – 1569 гг.) часто называют продолжателем дела . Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.

Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как и . Оба – авангардисты. Но один – про квадраты, другой – про любовь.

Босх – средневековый сюрреалист. У него . Брейгель – реалист. У него – простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.

У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.

Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.

Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.

Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.

1. Падение Икара. 1558 г.


Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?

На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.

Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.


Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Почему же такое пренебрежение главным героем?

Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.

Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.

Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?

2. Фламандские пословицы. 1559 г.


Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

3. Вавилонская башня. 1563 г.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.

Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.

Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.

А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com

Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.

Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.

Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.

Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.

4. Охотники на снегу. 1565 г.


Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

“Охотники на снегу” – один из главных шедевров . Что же в нем такого особенного?

Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.

Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.

Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.

Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.

В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.

Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.

Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.

Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.

Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.

5. Крестьянская свадьба. 1568 г.


Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Commons.wikimedia.org

“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.

Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!

Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.

Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?

Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.

Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.

Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.

Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.

6. Притча о слепых. 1568 г.


Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

7. Брейгель в России

В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.

Брейгель – гениальный художник.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

00:05 — REGNUM

Ян Брейгель Младший — представитель династии фламандских художников, сделавших свою фамилию брендом, узнаваемым с первого взгляда. Его картины — будь то библейские сюжеты, или изображение вазы с цветами — кинематографичны до мельчайших деталей, а соавторы — не менее гениальны, чем он сам.

«Сорока на виселице»

Ян Брейгель Младший родился 13 сентября 1601 года в Антверпене в семье фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568−1625), — сына основателя династии — Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его дядя — талантливый живописец — Питер Брейгель Младший (Адский).

Все потомки этой семьи настолько связаны между собой, что стоит рассказать о династии, начиная с ее основателя.

Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525 (1530?) году. По одной версии — в городе Бреда в округе Кемпен, по другой — в ближайшей к городку деревушке Брёгел (или Брейгель) в Нидерландах. Так что фамилия Брейгелей происходит именно от места рождения.

О родителях Питера Брейгеля Старшего известно мало. Предполагают, что он был — то ли из семьи крестьян, то ли — не слишком зажиточных горожан. В юности Питер Брейгель переехал в портовый город Антверпен, где начал обучаться графике и живописи в мастерской у известного поклонника итальянской живописи Питера Кука (Кукке) ван Альста, экс-придворного художника короля Карла V.

По окончании обучения Питер Брейгель был принят в Антверпенскую Гильдию художников св. Луки. В 1550 г. Кук ван Альста умер, но Питер Брейгель продолжал общаться с его семьей.

В 1551 Брейгель поступил на работу в мастерскую к предприимчивому издателю Иерониму Кокку, печатавшему и продававшему гравюры. Там он увидел множество эстампов с картин Иеронима Босха, и по заданию Кокка начал делать с них очень точные копии, а затем, и собственные вариации с его картин. Брейгель виртуоз, но освоил стиль и технику великого маэстро, чем охотно пользовался оборотистый Кук. Например, гравюра «Большие рыбы поедают малых» однажды была продана за огромные деньги за подписью «Иеронима Босха». Вскоре авторство опротестовали, и разразился скандал.

В 1561 году художник переехал в Брюссель. В 1563 — женился на юной дочери своего учителя Питера Кука — Майкен (Марии). В этом браке у него родились двое сыновей и дочь Мария: в 1564 году — Питер Брейгель Младший и в 1568 — Ян Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший до поры до времени считался художником — «юмористом», так как часто и с юмором, или с иронией изображал изобилующие точными деталями картины быта простых крестьян. Например, «Крестьянскую свадьбу», «Игры детей», «Охотники на снегу», «Битва Масленицы и Поста». Известно, что он и сам частенько изучал натуру, заявившись на крестьянскую свадьбу со своим приятелем-купцом под видом родственников жениха или невесты, и поднося щедрые дары.

Однако позже за мрачноватым юмором Питера Брейгеля Старшего разглядели сарказм и даже экзистенциальный кризис, отражавший исторические реалии современности эпохи перемен, перекроившей в 16−17 веках границы Европы.

Нидерланды, находившиеся под протекторатом Испании, изнывали от завышенных налогов и религиозных войн. Это было во время правления Филиппа II — наследника Габсбургов.

Его советник — герцог Альба, прозванный «Кровавым», жестоко подавлял любые протесты населения, сжигал проповедников-протестантов, открыл охоту на «ведьм», соревнующуюся по жестокости с «достижениями» Великой инквизиции в самой Испании, расправлялся с людьми по анонимному доносу.

Питер Брейгель Старший никогда не вел дневников, не писал статей об искусстве и даже перед смертью сжег ряд своих набросков, чтоб ничто не намекало на его недовольство режимом и не причинило неприятностей его жене.

Скорее всего маэстро Брейгель использовал эзопов язык и в «крестьянских», и в библейских сюжетах, которые писались, как сцены из жизни Нидерландов. Например, «Избиение младенцев», «Перепись населения в Вифлееме» (снежный среднеевропейский пейзаж на картине ни чем не напоминает север Израиля), «Торжество правды», «Сорока на виселице». Самой знаменитой его картиной стала «Вавилонская башня».

Питер Брейгель Старший скончался от неизвестной болезни 5 сентября 1569 года в Брюсселе, когда младшему — Яну едва исполнился год, а старшему — Питеру Брейгелю Младшему — 5 лет. Он не успел обучить сыновей. А многие его картины были распроданы еще до их рождения. В 1678 году умерла их мать.

Ян Брейгель «Бархатный» — мастер цветочной миниатюры

Заботы о внуках и обучение живописи Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего взяла на себя их бабушка по матери — Мария Верхюлст Бессемерс.

Братья делали копии с гравюр и набросков отца, но Питер Брейгель Младший, хотя и создавал гениальные произведения, так и остался в плену славы и стиля знаменитого предка, а Ян постарался выйти и обрести свой собственный стиль: яркий, утонченный и оптимистичный. Возможно, на его творчество повлияла талантливая бабушка — Мария Верхюлст Бессемерс.

«О Марии Бессемере рассказывали, что она приняла вызов миниатюристки Анны Смейтерс. К изображению мельницы величиной с половинку зерна пшеницы она пририсовала мальчика, державшего в руке игрушечную мельницу — тоже вполне различимую», — пишет Клод Анри Роке. — «Однако, говоря по правде, талант Марии заключался вовсе не в подобных фокусах — не в умении «подковать блоху» или создать другую диковинку, которую не сделаешь без лупы ювелира или часовщика, — а в силе воображения и оригинальности композиционных решений. Если бы я писал научную (хотя и воображаемую) биографию Брейгеля, то, несомненно, отверг бы идею о том, что его обучал живописи Питер Кукке. На эту роль скорее подходит Мария Верхюлст. Именно она могла обучить Питера — как тридцатью годами позднее обучила своего внука Яна. Могла передать Питеру технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту. Ведь Брейгель, как мне представляется, сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры».

Яну Брейгелю Старшему, прозванному за свою любовь к изяществу и роскоши Бархатным или Цветочным довелось также обучаться живописи у художников Питера Гуткинта (Гоэткиндта) и Гиллиса ван Коннинксло в Антверпене. Затем он отправился в Италию совершенствовать мастерство, как и его знаменитый отец.

В Риме он провел 5 лет, объединив вокруг себя художников из Северной Европы. Там же познакомился с большим ценителем искусства — архиепископом Фредериго Боромео, который стал его покровителем до конца жизни, и отправился с ним в Милан.

В 1596 году Ян Брейгель Старший вернулся в Антверпен, был принят в Гильдию св. Луки, а вскоре стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта. В 1606 году он стал деканом гильдии.

Ян Брейгель Старший писал изумительные пейзажи, картины по мотивам библейских сюжетов, а также — удивительные по детализации цветы в вазах. Поговаривали, что с появлением первоцветов он бросал все работы другого жанра до самого начала августа, когда «красивых цветов не дождешься». И только после окончания «цветочного» сезона наступало время пейзажей. Он освоил все стили кабинетной живописи.

Ян Брейгель поставил искусство на коммерческий лад. Он также торговал произведениями искусства, и его мастерская была загружена заказами от меценатов на много лет вперед.

Он много работал и путешествовал, собирал коллекцию картин и других предметов искусства. Его работами восхищался Питер Пауль Рубенс, считавший Яна Брейгеля Старшего — старшим братом в искусстве. Недаром они вместе написали картины «Возвращение с войны», а также — «Земной рай», где перу Брейгеля принадлежит пейзаж, а Рубенсу — Адам и Ева. Говорят, что Ян Брейгель Старший чувствовал душу цветов, а не просто мастерски передавал их колорит, фактуру и форму

Ян Брейгель Младший: под бременем славы

Через два года после его рождения Яна его мать умерла, а отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей.

На фоне успехов деда, отца и дяди Яну Брейгелю Младшему, также проявлявшему художественные способности, ничего не остается, как пойти в ученики к отцу, делая многочисленные копии и «перепевки» сюжетов его картин, вместе с работавшими в мастерской художниками.

Обучившись всем тонкостям ремесла, он в 1622 году отправляется в Италию — совершенствовать мастерство. Ян Брейгель Младший по примеру отца отправляется в Рим, в Милан, затем — в Палермо, где встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

В Италии, во Франции, в Австрии Ян Брейгель Младший, как и его отец, не остался незамеченным высокопоставленными покровителями искусства. В Милане он исполняет заказы покровителя отца — Федерико Борромео. Не без его рекомендации он получает первые заказы от королевских особ, а затем становится известным художником, не уступающим знаменитому Яну Брейгелю Старшему по мастерству, прорисовке деталей, любви к цветочным композициям и оптимистичным пейзажам.

Картины Яна Брейгеля Старшего и Младшего, порой, неразличимы до степени смешения, что ничуть не смущало членов этой талантливой семьи. Зато очень мешало коллекционерам и искусствоведам, исследовавшим их творчество. Неоценимую помощь знатокам оказали лишь современные методы исследования картин.

В отличие от своего отца, Ян Брейгель Младший предпочитает миниатюрам более крупные полотна, изображавшие цветы и пейзажи. Например, «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры».

По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых удачных его творений. Стоит заметить, что цветы, изображенные на ней, никогда не расцветают одновременно. Тюльпаны — в самом начале весны, затем — ирисы, лилии, а уже ближе к осени — пионы. Они олицетворяют торжество природы, а керамические вазы — бренность всего земного. Богини Амфитрита и Церера — самый важный для цветов союз Воды и Земли.

В 1626 году в Антверпене свирепствует холера, которая унесла жизни Яна Брейгеля Старшего и его троих младших детей — Питера, Элизабет и Марии. Его старшему сыну — Яну приходится прервать путешествие по Италии и вернуться в Нидерланды, дабы возглавить мастерскую отца.

Некоторое время он трудится там вместе с другом — детства Антонисом ван Дейком, затем — вместе с младшим братом Амброзием. Многие их картины — пейзажи, аллегории в обрамлении цветов, яркие цветы в вазах — продолжают традиционные темы первых двух поколений Брейгелей. Например, «Рождество», «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде», «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем».

Ян Брейгель Младший — талантливый живописец, долгое время остававшийся в тени славы своего знаменитого отца. На своих некоторых картинах он ставил его подпись, а затем продавал. Возможно, его собственные картины покупали не так охотно.

Ян Брейгель Младший создает такие картины, как «Аллегория войны», «Диана и нимфы после охоты», «Речной пейзаж с птицами». Но цвета их, по оценке критиков, беднее, палитра — более приглушенная, чем у отца. Возможно, это — психологическое давление звездных предков.

В картинах-аллегориях Яна Брейгеля Младшего, как и у его дяди — Питера Брейгеля Младшего, обязательно присутствуют животные. Правда, у Яна Брейгеля Младшего они становятся не просто участниками действа, как в «крестьянских» картинах Питера Брейгеля Младшего, но и главными героями.

Положение дел с признанием и заниженной самооценкой изменилось лишь после того, как сын встал во главе мастерской. Некоторые полагают, что изменилась и палитра.

По возвращении из Италии Ян Брейгель работает в соавторстве с другими знаменитыми художниками Антверпена, в том числе и с Рубенсом, Хендриком ван Бэленом (1575−1632), Лукасом Ван Уденом (1596−1672), Дэвидом Тенирсом Младшим (1610−1690). Замечательная картина «Деревенский пейзаж с колодцем», демонстрировавшая на выставке Брейгелей в ГМИИ им. Пушкина, была выполнена совместно с Йосом Де Момпером Младшим.

Яну Брейгелю Младшему с удовольствием отдают пейзажную часть работы, ведь в изображении природы все Брейгели-живописцы — выдающиеся мастера.

Слава приходит к Яну Брейгелю Младшему вместе с развитием дел в мастерской, и тут он решается на свою собственную подпись: как «Breughel» вместо «Brueghel».

В 1626 году Ян Брейгель Младший женится на Анне-Марии Дженссенс — дочери художника Абрахама Дженссенса (или Jansens) ван Нуиссена (приблизительно 1567 — 1632), с которым он некоторое время сотрудничал, как соавтор. В 1930 становится деканом Гильдии Святого Луки. В тот же год он получает заказы от французского, а затем и австрийского судов.

Широко известна картина Яна Брейгеля Младшего «Аллегория вкуса», изображавшая молодую даму и сатира, поедающих устриц в некой галерее на фоне располагавшегося в отдалении типичного среднеевропейского города. Он пишет также «Аллегорию запаха», «Аллегорию воздуха», «Искушение Адама», «Аллегорию мира и порядка», «Аллегорию искусств».

Наладив работу в мастерской, Ян Брейгель Младший с семейством переезжает в Париж, где и живет до 1657 года. Затем возвращается в Антверпен. Художник умер 1 сентября 1678 года, не дожив 2 недели до своего дня рождения.

У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист, стали его учениками, как и племянник — Ян Кессель, а затем — самостоятельными живописцами. Они также работали в семейной мастерской в Антверпене.

Стоит отметить, что картины младших Брейгелей долгое время не ценились публикой и коллекционерами. Их было значительно больше, чем произведений старшего. К тому же часть картин была написана другими художниками по мотивам их работ.

Однако в ХХ веке неожиданно произошла переоценка ценностей. На выставке 1934 года в амстердамской галерее были выставлены их работы, вызвавшие несомненный интерес у публики. После окончания Второй мировой войны их картины снова выставляются на различных площадках, от Будапешта и Вены до Москвы, Брюсселя и Тель-Авива.

В картинах неожиданно находят глубину, некий двойной, а то и тройной смысл, и художественную ценность, вовсе не свойственную копиям картин великих мастеров.

Ян Брейгель Старший, Бархатный Брюссель, 1568 — Антверпен, 1625
Сын великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), брат художника Питера Брейгеля Младшего (Адского). Работал в Неаполе, Риме и Милане, исполняя заказы известного мецената кардинала Федерико Борромео, в Праге, в Нюрнберге. С 1596 года работал в Антверпене. В этом городе он продолжал жить и после получения в 1609 году почетной должности придворного живописца Альберта и Изабеллы — правителей Южных Нидерландов. Автор пейзажей, натюрмортов, изображений картинных галерей и кунсткамер, картин на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты. Один из создателей и самый яркий представитель чрезвычайно изысканного, рафинированного стиля миниатюрной живописи, пользовавшейся неизменным успехом у современных художнику и последующих поколений коллекционеров. Активно сотрудничал с другими антверпенскими художниками, исполняя в их работах изображения пейзажа и элементов натюрморта (Рубенс, Хендрик ван Бален, Хендрик де Клерк, Себастьян Вранкс, семья художников Франкенов). Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).


Ян Брейгель Старший «Бархатный» «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе»....дерево (дуб) масло

В отличие от работ брата Питера Брейгеля Младшего, произведения Яна Брейгеля Бархатного, одного из создателей и ведущих мастеров «кабинетной» живописи, были адресованы ценителям тонкого живописного мастерства. Великолепные декоративные качества его картин можно по достоинству оценить на примере принадлежащего К. Мауергаузу «Букета из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе», представляющего собой несколько увеличенное по отношению к оригиналу авторское повторение известного «Венского букета ирисов» (около 1607, Вена, Художественно-исторический музей) - одного из первых произведений художника в жанре цветочного натюрморта. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Цветы в букете из разных времен года, в природе вместе никогда не цветут. Тут же увядшие бутоны - символы бренности. «Такие натюрморты он начал писать, когда находился в Милане на службе у кардинала Федерико Борромео, - рассказал Садков. - В письмах своему клиенту он объяснял, что не может натюрморты писать быстро, потому что на них изображал цветы, которые цветут в разное время года и в реальной жизни их нельзя увидеть вместе».


Ян Брейгель Старший «Бархатный» "Обезьяний пир (Шалости обезьян)" 1621 масло, медь,

«Обезьяний пир» - одно из поздних произведений Брейгеля Бархатного - принадлежит к популярным во Фландрии изображениям обезьян за человеческими занятиями, причем Ян Брейгель Бархатный наряду с Франсом Франкеном II был одним из первых, кто начал создавать подобные картины, сочетавшие осуждение человеческих пороков с юмористическим развлечением.

Хендрик ван Бален Антверпен, 1575 — Антверпен, 1632
Профессиональное художественное образование получил в мастерской известного антверпенского исторического живописца Адама ван Норта, у которого учились также Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс. В восемнадцатилетнем возрасте, в 1593 году, стал мастером гильдии св. Луки в Антверпене, в 1609-1610 годах — ее деканом. В молодости совершил путешествие по Италии, в Венеции тесно соприкасался с работавшим там немецким художником Гансом Роттенхаммером. Последний привил художнику интерес к жанру маленьких, исполненных с величайшей тщательностью на меди или досках, «кабинетных» картин на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты. После возвращения из Италии, с 1603 года, работал преимущественно в Антверпене, где возглавлял большую успешную мастерскую. Среди многочисленных учеников Хендрика ван Балена наиболее известны Антонис ван Дейк и Франс Снейдерс, а также сын художника — Ян ван Бален. Также как и Йос де Момпер Младший, художник не приходился родственником семейству Брейгелей, но активно сотрудничал с множеством мастеров, среди которых Ян Брейгель Старший, Йос де Момпер, Франс II Франкен, Себастьян Вранкс, Ян Вильденс, Лукас ван Юден и Ян Тиленс.


Хендрик ван Бален Старший и Ян Брейгель Старший «Бархатный» Нахождение Моисея

Один из самых популярных в живописи ветхозаветных сюжетов. Спасая младенца Моисея от египетского фараона, повелевшего убить всех иудейских детей мужского пола, мать положила его в корзину и пустила по течению реки. Дочь фараона, гуляя в саду, услышала плач в тростниках у берега. Корзину с Моисеем вытащили на берег, и дочь фараона, увидев младенца, решила взять его на воспитание.

Ян Брейгель Младший Антверпен, 1601 — Антверпен, 1678
Сын и ученик известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), внук Питера Брейгеля Мужицкого. В десятилетнем возрасте начал обучение в мастерской отца. В 1622 году, следуя примеру отца и деда, направился в Италию, работал в Милане, исполняя заказы кардинала Федерико Борромео, а также в Палермо, где встретился с другом детства — Антонисом ван Дейком. Возвратился в Антверпен в 1625 году в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. С 1625 по 1651 годы Ян Брейгель Младший был главой большой мастерской, в которой, помимо повторений работ Брейгеля Старшего, создал множество картин в его манере. Работал преимущественно в Антверпене. В начале 1650-х годов некоторое время работал в Париже и Вене. Автор пейзажей, жанровых и исторических сцен, натюрмортов. Был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. Имел одиннадцать детей, пятеро из них — Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист — также были художниками и принимали участие в деятельности семейной мастерской. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был настолько высок, что для нескольких поколений современных исследователей явилось необычайно сложной проблемой разграничение авторства его самого и его отца, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).


Ян Брейгель Младший «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» медь, масло.


Ян Брейгель Младший «Улица в деревне» дерево (дуб) масло


Ян Брейгель МладшийЯн Брейгель Младший (1601—1678) »Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» дерево (дуб) масло.

Сын Брейгеля Бархатного — Ян Брейгель Младший пошел по стопам отца по части детализации и любви к изображению прекрасных цветов. Одно из центральных полотен выставки — «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры», — является настоящим украшением и символом экспозиции. В природе все цветы в таком букете никогда не цветут одновременно, они ведь из «разных времен года». И только на картине Яна Брейгеля Младшего вся красота природы собрана в единую композицию, которую дополняют увядшие бутоны как символ бренности мира, и разнообразные насекомые, слетевшиеся на сладкий аромат цветов. Картина считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза - на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.


Ян Брейгель Младший «Пейзаж с путниками на дороге возле леса» дерево (дуб) масло.


Ян Брейгель Младший. «Аллегория вкуса» медь, масло

Картина "Аллегория вкуса" Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию.

Ян Брейгель Младший. «Аллегория четырех стихий» Совместно с Хендриком ванн Баленом Старшим дерево (дуб) масло.

«Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу», «Улица в деревне», «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» достаточно давно присутствуют на рынке, но до сих пор не опубликованны в научной литературе.

Йос (Иоссе, Иодокус) де Момпер Младший Антверпен, 1564 — Антверпен, 1635
Сын и ученик художника Бартоломеуса де Момпера. В 1581 году принят в антверпенскую гильдию живописцев, в 1611 году — ее декан. Работал преимущественно в Антверпене. Творчество этого мастера — одна из самых интересных страниц в истории старого западноевропейского пейзажа. В его произведениях можно увидеть обобщение опыта пейзажистов XVI столетия, и в то же время он наметил дальнейшие пути развития этого жанра во фламандском искусстве. Художник не являлся родственником кого-либо из семейства Брейгелей, но ему смело можно присвоить звание последователя Питера Брейгеля Старшего. Подобно мастеру, Йос де Момпер Младший в начале своего пути соприкоснулся с итальянизирующей традицией в нидерландском искусстве, но переосмыслил ее, создав индивидуальный стиль. Наконец, неповторимость живописной техники художника, яркость и свежесть красок, прозрачность теней и подвижность мазка позволяют считать творчество Йоса де Момпера Младшего знаменательным явлением в предыстории европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.


Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший "Деревенский пейзаж с колодцем" дерево (дуб) масло.


Йос Де Момпер Младший «Деревенская улица с каменным мостом через реку» дерево (дуб) масло.

Ян ван Кессель Старший (Антверпен, 1626 — Антверпен, 1679)
Сын известного антверпенского живописца Иеронима ван Кесселя и Пасхазии Брейгель (дочери Яна Бархатного), племянник Давида Тенирса Младшего. Профессиональное образование получил в Антверпене в мастерской своего дяди Яна Брейгеля Младшего и Симона де Воса. В 1644 году был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Работал преимущественно в Антверпене, выполнял многочисленные заказы испанского двора. Художник был одним из самых ярких представителей анималистического жанра, который сформировался во фламандской живописи в первой половине XVII века. Он унаследовал склонность своего деда Яна Брейгеля Бархатного к миниатюрной манере живописи на медных пластинах или маленьких дубовых дощечках. И с их помощью создал камерные миниатюры с изображениями животных, рыб, морских гадов, птиц и насекомых. На выставке он был представлен четырьмя анималистическими сценами по мотивам басен Эзопа на маленьких медных пластинах.


Ян ван Кессель Старший "Волк, олень и овечка" медь, масло.


Ян ван Кессель Старший «Лев и вепрь» медь, масло.

«В летнюю пору, когда от зноя всех мучит жажда, лев и вепрь пришли на водопой к маленькому источнику и заспорили, кому из них первому пить. И так распалились, что дело дошло до смертного боя. Но вот они повернули головы, чтобы перевести дух, и увидели коршунов, которые выжидали, кто из них падет, чтобы его сожрать. Тогда, прекратив раздор, они сказали: «Лучше нам стать друзьями, чем снедью для коршунов и воронов». (Дурные раздоры и распри лучше прекращать, потому что они все ведут к опасному концу.)


_Ян ван Кессель Старший "Медведь и пчелы" медь, масло.


Ян ван Кессель Старший «Больная косуля» медь, масло.

Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний.


Питер Брейгель (Младший) «Зимний пейзаж с птичьей западней» 1620-е годы дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина

«Зимний пейзаж с птичьей западней» - одна из самых известных работ Питера Брейгеля Старшего. В мире существует 127 копий, 45 из них - авторские. В основе изображения лежит вид реальной местности, - как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения - реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.



Питер Брейгель Младший «Весна. Работа в саду» Москва, ГМИИ им.Пушкина


«Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего Москва, ГМИИ им.Пушкина

Редкая картина Хендрика ван Балена (1575-1632) и Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) «Крещение Христа» пополнила художественную коллекцию Государственного Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина в декабре 2012 года. Сведения о приобретении полотна разнятся. По одним данным, картину купили у частного лица на деньги, выделенные музею Министерством культуры. Другие источники утверждают, что произведение искусства было преподнесено в дар музею. Шедевр «Крещение Христа» относят ко второй половине 1620 года. Современники Балена и Брейгеля настолько высоко оценили картину, что подмастерья Хендрика ван Балена выполнили копию с «Крещения Христа», которая находится в настоящее время в фондах Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене. Картина, исполненная на известный христианский сюжет, является одним из самых крупных (141 см х 202 см) и амбициозных произведений в творческом наследии живописцев. Внимательное изучение ее художественных особенностей позволяет увидеть различие в трактовке фигур и элементов ландшафта и натюрморта, что свидетельствует об участии в её создании двух мастеров. Такой подход к созданию произведений искусства был достаточно распространенным явлением в творческой практике фламандских и голландских живописцев XVII века, работавших в условиях жесткой рыночной конкуренции. Специалисты «исторического» жанра часто приглашали в соавторы пейзажистов и мастеров натюрморта. В картине «Крещение Христа», как и в ряде других произведений Хендрика ван Балена, изображение элементов натюрморта на первом плане исполнены прославленным антверпенским живописцем Яном Брейгелем Младшим.

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».

«Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Биография

Ян Брейгель родился в 1568 году в городе Брюссель, точная дата рождения неизвестна. Отец Яна – Питер Брейгель Старший – известный фламандский живописец, гравёр и рисовальщик, основатель семейной династии художников. Ян был вторым сыном в семье. Он рано остался без родителей: на следующий год после того, как он появился на свет, умер отец, а мать скончалась в 1578 году. Мальчика воспитывала бабушка Мария Верхюльст, которая занималась созданием миниатюр и слыла талантливой художницей, изображавшей цветы. Именно бабушка научила его рисунку, от неё он перенял тягу к цветам.

Из одной художественной семьи он перебрался в другую, в Антверпен. Живопись маслом он изучал в мастерской, которую возглавлял Питер Гуткинд. Он помимо творческой деятельности торговал произведениями искусства. Такая обстановка благоволила к тому, чтобы юный художник внимательно познакомился с направлениями и жанрами, царящими в нидерландской живописи. Ян рано проявил талант и некоторую самостоятельность, осознанно уйдя от стиля, который был создан отцом. Задавшись целью поближе узнать живопись Западной Европы, Ян решил путешествовать.

В 1589 году Ян изучает образцы национальных школ живописи в Кёльне и Париже. Затем он осел в Италии примерно на пять лет. Большую часть своего пребывания в Италии он жил в Риме, где стал неформальным лидером общины, объединяющей художников с севера Европы. В Милане Брейгель заводит знакомство с кардиналом Федерико Борромео. Последний, большой поклонник и ценитель искусства, по достоинству оценил талант молодого художника. Кардинал стал покровительствовать Яну Брейгелю. Большинство своих цветочных натюрмортов художник писал для кардинала. Сложившиеся дружеские отношения они обоюдно поддерживали до последних дней Яна.

Затем художник снова возвращается в Антверпен. В 1597 году он присоединился к гильдии Святого Луки, через 5 лет Ян получает пост декана гильдии.

С 1606 года он получает назначение придворного художника в Брюсселе. Благодаря этому посту он может открыть и держать собственную художественную мастерскую. Ян пользовался популярностью: меценаты выстраивались в очередь, чтобы заказать у него произведения, художники искали его сотрудничества. Дом Брейгеля, славившийся своими художественными коллекциями, слыл городской достопримечательностью, посетить которую стремились все приезжающие мастера и именитые иностранцы.

За годы работы мастерская Яна выросла за счет заказов, которые приходили к нему со всей Европы. В последние годы жизни художника в мастерской было создано огромное количество реплик его знаменитых цветочных натюрмортов.

В 1625 году в Антверпене разразилась эпидемия холеры, которая унесла с собой художника и трёх его младших сыновей. Мастерская перешла к старшему сыну, к Яну Брейгелю Младшему, который стал продолжателем дела отца.

Бархатный и Цветочный

Доподлинно неизвестно, почему Яна Брейгеля прозвали Бархатным. Одни исследователи считают, что прозвищем он обязан тяге к бархатным одеждам. Другие приписывают прозвище особому почерку его произведений – «бархатистости» полотна. Ян создавал такой эффект, мастерски соединяя и сопоставляя разнообразные тона в «цветочную» гармонию.

Ян Брейгель имеет ещё прозвище «Цветочный». Оно честно заслужено за поразительное мастерство художника в изображении цветов. А.Бенуа говорил, что в полотнах художник передавал душу цветов, а не только их яркие и свежие краски и формы.

Творчество

Брейгелю были подвластны все жанры «кабинетной» живописи. Натюрморт, особенно цветочный, анималистический жанр, пейзаж, аллегория, сюжеты, посвященные религии и мифам. Фантастический сюжет Ян подкреплял реалистичными деталями. Художник всей душой любил природу. Сохранилось великое множество этюдов и набросков, где изображены во всевозможных вариантах травы и цветы, животные и птицы. С цветами он работал как профессиональный ботаник. В феврале художник начинал свои вылазки в окрестности города в поисках первых или редких цветов. До середины лета Ян Брейгель отдавал себя натюрмортам с цветами. Затем он переходил на пейзажи.

Пейзажи Яна характеризуются тонкой цветовой гармонией. Он часто разбавлял нежную зелень яркими вкраплениями человеческих фигур, но пейзажи не становились пестрыми.

Особый успех у современников художника вызвали аллегории, изображающие 5 чувств. Благодаря этой популярности на свет появились различные вариации этих аллегорий. Эти аллегории были выполнены в соавторстве с Рубенсом. Рубенс называл Яна своим старшим братом.