(1601-1658) - испанский философ, теоретик литературы, писатель, иезуит. Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена. Родился в Испании в 1601 году в семье доктора. С детства Бальтасара готовили к духовной карьере и уже в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена. В 1636 году он переезжает в Уэску (один из культурных центров Арагорна), там он получает должность проповедника и исповедника. Буквально через год он заканчивает своё первое серьёзное произведение - моральный трактат "Герой". В качестве афтора он указал своего двоюродного брата т.к. в те времена существовал запрет на печать книг иезуитов без одобрения ордена. В дальнейшем Бальтасар пишет следующие труды: "Политик" 1640 год, "Остроумие, или Искусство Изощренного Ума" 1642 год, "Благоразумный" 1646 год, "Карманный оракул, или Наука благоразумия" 1647 год, "Размышления о причастии" 1655 год (кстати это единственное произведения подписанное настоящим именем), "Критикон" часть I - 1651; часть II - 1653; часть III - 1657. После издания третей части "Критикон" в 1658 ему объявили публичный выговор и выслали из Сарагосы в маленький город Граус и приговаривают к покаянию. После частичного прощения в апреле 1658 его переводят в коллегию Таррагоны. 6 декабря 1658 - Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Кто скупится, тратит вдвое.

Кто хулит товар, хочет его купить.

Кто слишком благоухает, тот дурно пахнет.

Лучше обманутся в цене, чем в товаре.

Кто владеет всем, не владеет собой.

Человек порядочный в драку не спешит – ему есть что терять.

Худшие враги из бывших друзей.

У лжеца две беды – и ему не верят, и сам он не верит.

Скупому так же мало пользы от своего добра, как от чужого.

Невезение – чаще всего кара за глупость.

Надежда – мастерица подделывать истину.

Забывать – это скорее благодать, чем искусство.

Для кого нет злых, для того нет и добрых.

Короткий путь – самый длинный.

Заранее извиняться – обвинять себя.

Всем приказывающий – всеобщий раб.

Искренних любят, но обманывают.

Важные друзья – для важных дел.

Верный путь не свершить дело – заранее считать его свершенным.

Глуп, кто глупцов не узнаёт, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уходит.

Огласить замысел – погубить его:
Тогда в нем загодя находят недостатки,
А потерпит неудачу – окажется злосчастным в двойне.

Никогда не показывать полдела – пусть любуются в законченном виде.
Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении;
Память о нем мешает насладиться, уже завершенной.

Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими.

Когда владыка передаёт тебе свои тайны – это не милость, а обуза.

Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравный.

Кто принадлежит всем, не принадлежит себе.
Ограничивай себя даже в друзьях.

Многие не теряют разума лишь потому, что его не имеют.

Убедить в дурном может всякий,
дурному охотно верят, даже неправдоподобному.

Не подходи с просьбой, если на твоих глазах кому-то отказали,
- второй раз легче выговорить “нет”.

Фортуна любит смелых и, как красотка, молодых.

Наводить на мысль – это более тонко, чем приводить на память.

Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа,
но чтобы о твоём уходе жалели.

Что прежде всего надо бы забыть, о том что больше всего вспоминаешь.

Лёгким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжелым тому, в кого угодит.

Чтобы не упустить один лакомный кусок, упускаешь сотню.

С утопающим необходима особая осторожность – чтобы и его спасти и самому не утонуть.

Прикидывающийся глухим слышит больше, чем хотел бы.

Половина людей смеётся над другой половиной, и обе равно глупы.

Чрезмерное восхищении сродни лжи;
люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно,
и к уму, что уж совсем плохо.

Увидишь одного льва, ты видел всех;
увидишь одну овцу, тоже видел всех;
но увидеть одного человека – это увидеть одного человека,
да и того не распознать.

Очень учёных легко обмануть – им ведомы вещи необычные,
зато самого обычного и необходимого в жизни не знают.

Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, превращая его в преимущество.
Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

За лёгкое дело берись, как за трудное, а за трудное как за лёгкое.
В первом случае, чтобы уверенность не перешла в беспечность, во втором – неуверенность в робость.

Для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю,
чтобы тот полнее излагал и доказывал истину.

Бальтасар Грасиан - выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность - был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.

Биография

По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.

Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе где готовили проповедников и исповедников.

Литературное окружение

В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением - в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.

Трактат "Герой"

Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» - прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.

"Карманный оракул"

Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:

  • "мертвого льва даже зайцы лягают";
  • "к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени";
  • "скоро свершается - скоро разрушается";
  • "не следует постоянно острить: вечная потеха - для дела помеха";
  • "не справиться с делом - меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная".

Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами - еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.

Вершина таланта

И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.

Наследие Бальтасара

Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.

В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем - Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.

Его лишают права проповедовать и сочинительствовать, отправляют в захолустный городок, где он живет под жестким присмотром братьев-иезуитов. Такую жизнь Грасиан не смог выдержать - он умирает 6 декабря 1658 г., прожив меньше года после иезуитского суда.

Успех - понятие относительное. Он измеряется не количеством денег и даже не качеством жизни, а сознанием того, что ты достиг того, к чему стремился и покоем души.

Парадоксальные изречения Бальтасара Грасиана , испанского священника, мыслителя и писателя Средневековья, не имеют «привязки ко времени». В любую эпоху они удивительно свежи и актуальны. Всегда кажется, что они написаны для современника и каждый может найти что-нибудь в них для себя, чтобы стать свободным от трудностей жизни и счастливым.

  1. Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
  2. Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
  3. Никогда не спеши и не горячись. Научись управлять собой, тогда сможешь управлять другими.
  4. Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума – она-то и достойна личности.
  5. Прилаживайся к каждому. Умен Протей – с ученым ученый, со святым святой. Велико искусство покорять сердца: подобие порождает благосклонность. Изучать характеры и настраивать в лад; идти в ногу с серьезным и весельчаком, политично преображаясь, что особенно важно для подчиненных. Житейское искусство требует больших знаний, оно легче дается человеку универсальному с просвещенным умом и прирожденным вкусом.
  6. Угодничество опаснее ненависти.
  7. Одни друзья хороши вдали, другие – вблизи; тот, кто неловок в беседе, бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
  8. День без ссор – крепкий сон.
  9. Дабы унять злословие, не обращай на него внимания.
  10. Никогда не дерись с тем, кому нечего терять: это неравный поединок.
  11. Не доводи до разрыва – от него всегда страдает доброе имя.
  12. Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
  13. Язык голову бережет.
  14. Много рассуждать – споры затевать.
  15. Молчание – алтарь осторожности.
  16. Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется – от глупости; кто никогда не смеется – от злости.
  17. Притворное сомнение – наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскрывает все, что пожелает.
  18. Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  19. Не всегда возражай на возражения
  20. Неприятных вестей не сообщай и, паче того, не слушай.

Грасиан Бальтасар (1601 – 1658)

Грасиан Бальтазар (Gracián, Baltasar) (1601–1658), испанский писатель. Родился в 1601 в Бельмонте (Арагон), учился в иезуитской школе в Калатаюде и в 1619 вступил в орден Иисуса. Богословское образование получил в Сарагосе, где потом преподавал; монашеский постриг принял в 1635. В 1651 без дозволения ордена опубликовал первую часть своего дидактического романа Критикон (El Criticón); был подвергнут церковному наказанию, от которого его освободила только смерть в 1658.

Помимо Критикона творческое наследие Грасиана состоит главным образом из пяти выходивших под разными псевдонимами трактатов: Герой (El Heroe, 1637), Политик (El Político, 1640), Благоразумный (El Discreto, 1646), Карманный оракул (El Oráculo manual, 1647) и Остроумие, или Искусство изощренного ума (Agudeza y arte de ingenio, 1648).

Грасиан Бальтасар (1601-1658) — испанский философ 17 века. Был рожден в семье лекаря, имел трех братьев и сестру. С самого раннего детства выделялся способностями к наблюдению и рассуждению. В Таррагоне в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена, начинает изучать философию. А в 1623 году в Сарагосе он изучает уже теологию.

Характер у Грасиана был довольно тяжелый, это отмечали и его друзья, и его враги. Что впрочем, не мешало ему впоследствии воспитывать незаконнорожденного ребенка своего приятеля. Грасиан был очень неординарным человеком, его наблюдательность за публичным поведением людей была настолько яркой и точной, что можно сказать, что он положил начало зарождению новой науки о человеке -интригологии.

Его сочинения: «Герой» (моральный трактат), «Политик» , «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума», трактат »Благоразумный» , «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (сборник афоризмов, сентенций, изречений), «Критикон» (философский роман о пути человека в человеческом обществе) в трех частях.

После выхода 3-й части «Критикона» новый ректор сарагосской коллегии пошел на поводу у давнего личного врага Грасиана, генерала ордена Никеля и Грасиану выносят публичный выговор. Ему запрещают преподавать, высылают из Сарагосы в захолустный город Граус с приказом жить в строгом покаянии.

Последний год жизни Грасиана был наполнен сплошными унижениями и отчаянием. По приказу генерала за ним постоянно следили, проверяли, нет ли у него в келье рукописей, даже запретили иметь бумагу и чернила. Потом эти условия немного смягчаются и его переводят исповедником в Таррагону. Но все же к преподаванию и проповедничеству Грасиана не допускают.

Все эти обстоятельства резко подкосили его здоровье, прожил он после этого недолго. Также ему принадлежит «Размышления о причастии» - единственное произведение, подписанное его настоящим именем.

УЧЕНИЕ Грасиана: (актуально в наше время). Да будет первым твоим житейским правилом — пусть в тебе нуждаются:

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые полезнее любезных: утолив жажду, от источника всегда отвернутся. Конец нужде — конец дружбе, а с ней и службе.

Избегай побед над вышестоящим:

Победить — значит вызвать неприязнь, победить же своего хозяина — неразумно, а то и опасно. Ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму — оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить в самом высоком.

Меняй приемы:

Отвлекай внимание, тем паче враждебное. Не держаться начального способа действия — однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее — ту, что кружит. Коварство начеку. Чтобы его провести, нужна немалая изощренность.

Не начинай с чрезмерных надежд:

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.

Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в свои достоинства:

Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

К каждому подбирай отмычку:

В этом искусство управлять людьми. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные данные. Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить ключ к страстям ближнего.

Умей уклоняться:

Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Излишество всегда дурно, особенно в общении с людьми.

Вовремя прекрати удачную игру:

Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно — перемежающееся. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

Будь в мыслях с меньшинством, а в речах с большинством:

По речам на площади не узнаешь мудреца — не своим голосом он там говорит, а голосом людской толпы.

Будь благоразумно отважным: мертвого льва даже зайцы лягают.

Умей ждать: мудро сказано «время да я — на любого врага».

Сдерживай себя: не выставляй напоказ все, что имеешь, — назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас, чем бы вновь блеснуть.

Знай: преимущество за первым:

Иные предпочитают быть первыми во втором ряду, нежели вторыми — в первом.

Умей отказывать: не надо отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа.

Будь решительным: нужно верить в свою звезду.

Научись ускользать: прием людей благоразумных. Изящной шуткой они открывают себе выход из самой сложной ситуации. С улыбкой умеют выйти из ожесточенного спора.

Прилаживайся к каждому: изучать характеры и настраиваться в лад особенно важно для подчиненных. Подобие порождает благосклонность.

Обновляйся: привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Не упорствуй: если талант расточать, он быстро иссякнет.

Дозволяй себе мелкие небрежности: иной огрех — лучшая рекомендация достоинствам.

Будь в обхождении терпим: умей скрывать свои чувства, на многое смотри сквозь пальцы. Особенно на действия своих врагов.

Не жди, пока станешь солнцем заходящим: не жди, когда к тебе повернутся спиною, и ты уже не будешь иметь почета. Уходи вовремя.

Не ввязывайся в соперничество: жар распрей воскрешает древние инстинкты.

Никогда не говори о себе: о себе говорить — слушающим докучать.

Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой: это тактика успеха. Притвориться и бросить приманку, чтобы привести к своей цели.

Краткий обзор мыслей Грасиана:

Жизнь — игра.

Люди — притворщики.

Поступки — плоды помыслов. Были разумны помыслы — будут хороши поступки.

Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.

Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство.

Лучший способ достигнуть желаемого — отвлечься. Когда ищешь чего-то, ни за что не найдешь, а как думать о том забудешь, само идет в руки.

Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных — рано или поздно они находят удачный выход.

За легкое дело берись как за трудное, а за трудное — как за легкое. В первом случае — дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором — неуверенность в робость.

Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.

Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего.

Иные пользуются шуткой как удобной лазейкой. Подобное спокойствие духа — приманка для сердец.

В познании человеческой натуры и его духовных проявлений Грасиану нет равных. Фраза Грасиана «Жизнь человека — борьба с кознями человека» отражает действительность каждой временной эпохи.

или

Наука благоразумия.

Где собраны афоризмы, извлеченные из сочинений
Лоренсо Грасиана(1601-1658)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Имя Бальтасара Грасиана (1601-1658) занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Его творчество вбирает в себя все многообразие испанской литературы XVII века, времени её расцвета, и в то же время стоит в ней особняком.

Убежденный моралист, обладатель мощного, сатирически окрашенного литературного дара, Грасиан формировался в монашеской, иезуитской среде, что, возможно, и привело его к положению отщепенца, маргинала, обреченного на непонимание и осуждение в среде собратьев. Поначалу причинами недоверия к нему руководства ордена были "тяжелый характер" и "склонность к меланхолии", затем - по мере выхода в свет его пронизанных критическим пафосом книг - непримиримый бунтарский дух.

Грасиан был прирожденным проповедником, и это как нельзя лучше подходило для удачной церковной карьеры, однако совершенно не вязался с ней подчеркнуто мирской характер его принципов, которые отточенная риторика превращала в действенное орудие разума. Уже его литературный дебют - моральный трактат "Герой" - был издан самовольно, вопреки запрету для членов ордена печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, вопреки завету самого Игнатия Лойолы. На обложке этого ещё вполне безобидного свода наставлений, в торжественном, по-испански "важном" стиле описывающего двадцать главных качеств подлинного героя, и появилось впервые имя Лоренсо Грасиана, позаимствованное автором у своего кузена, а потому и однофамильца. По-видимому, Грасиан намеренно воспользовался уловкой, которая на деле не могла ввести кого-либо в заблуждение. Вслед за "Героем" выходит "Политик", задуманный как его продолжение, посвященный воплощению начертанного идеала в деле управления государством, а затем - на протяжении 1640-х годов - трактат-антология "Остроумие" и новый этический трактат "Благоразумный". Раз за разом все сильнее проступает в сочинениях Грасиана свободный мирской дух. Подзаголовок к "Остроумию", насыщенному извлечениями из благочестивых проповедей, и всё же обучающему прежде всего мастерству словесного выражения собственной мысли, служит ещё одним определением отнюдь не религиозному таланту Грасиана: "искусство Изощренного ума". В "Благоразумном" же появляется новая, и очень важная его составляющая - нота разочарования в современности, своеобразный сторонний взгляд интеллектуала на больное общество - взгляд, подразумевающий уединение.

Через год после "Благоразумного", в 1647-м году, появляется "Карманный оракул, Или афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана". Уже в подзаголовке, который нынешнему читателю ничем не покажется примечательным, заключена игра слов, столь характерная для барочной литературы.

У современников Грасиана термин "афоризм" ("изречение", "сентенция", "максима" и т.д.) ещё ассоциировался со знаменитыми "Афоризмами" Гиппократа, терапевтическими и гигиеническими предписаниями. Автор же испанских афоризмов намерен выступить в роли врача морального. Ибо в своих нравах современное ему общество уже достигло "кризисной" стадии (и этому, поначалу медицинскому, термину Грасиан придает более широкое - моральное и социальное - значение в "Критиконе", более позднем своем сочинении), когда впервые выясняется, обнаруживает себя природа патологического процесса и уже возможно вмешательство врача. Её-то и констатирует первый афоризм книги, а второй с предельной, подобающей "оракулу", вестнику судьбы, краткостью, формулирует кризисную суть этой зрелости: "Натура и культура - два стержня, на коих красуются все достоинства". Это противопоставление в сжатом виде заключает в себе всё барочное мировоззрение зрелой мысли Грасиана: с одной стороны "натура", - то, что от рождения даётся человеку Природой, его особые силы, способности, возможности, а с другой - "изощренность" ума, изобретательность, то, что надо взрастить, воспитать в себе, чему человек учится, сам формируя свою личность. Грасиан-мыслитель знает, что две эти стихии равновелики по значению, что "одно без другого - полдела", но Грасиан-моралист воспевает в "Оракуле" культуру. Ведь даже мудрость (как способность), а тем более другие таланты, природные силы - это случайный, никем не заслуженный дар, и в их приобретении никто тебе не поможет, в то время как знание, сила понимания именно приобретаются, их наличие зависит от человека, и в их поиске Культура - его советчик, оракул. Потому-то так часто и слышны в книге подсказки "изощренного ума": "действовать скрытно", "пусть в тебе нуждаются", "избегать побед над вышестоящим" и т.д. Однако, самостоятельная мощь одаренной личности, подчас слепая, даже губительная, но великая самим своим порывом, - ценность для Грасиана не меньшая. В этой подчеркнутой напряженности решения, в барочной дисгармоничности, парадоксальной изощренности рассуждения он - сын своей страны.

Вскоре за "Карманным оракулом" последовал "Критикон" - воплощение монументального замысла философского романа о сути человека и человеческом обществе. Вторая его часть под названием "Осень зрелости", пропитанная едкой социальной критикой, переполнила чашу терпения начальства. Не помогли и вышедшие через два года вполне благочестивые "Размышления о причастии". В 1657-м году Грасиан был лишен кафедры проповедника, отстранен от преподавания и приговорен к ссылке и строгому покаянию " на хлебе и воде". Однако, уже при жизни автора его сочинения обрели общеевропейскую интеллектуальную славу, меньше века спустя признали себя его наследниками великие французские моралисты, и уже в 1742-м году, задолго до первых в России публикаций Сервантеса, вышел в свет русский перевод "Карманного оракула".
Вечный отщепенец, "нонконформист" бесславно завершивший свои дни в родной Испании, стал одним из духовных учителей всего европейского Просвещения.