Тема любви и образ Родины в поэзии С. Есенина

Родные. Родители. Родина. Эти слова знакомы каждому. И взрослые, и дети с трепетом относятся ко всему, что связано с этими словами. Теплом, нежностью и, конечно же, любовью наполняют они сердце любого из нас. А как об этом говорят известные поэты и писатели? Я хочу поразмышлять о том, как тема любви и Родины звучит в произведениях великого русского поэта Сергея Есенина.

Сергей Есенин – поэт неординарного дарования, творящий на рубеже двух эпох. Будучи рождённым в крестьянской семье, он воспринимает мир по-особенному, с крестьянским уклоном. Он не может представить себя без Родины, без родных мест. Родина для Есенина – это средняя полоса России, село Константиново. Есенин называет родину кроткой, милой:

Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу!

Не может Есенин жить вне родных мест. Он считает, что деревня – это духовное единение, это тот счастливый мир, без которого нет жизни. Деревянная Русь любима поэтом до сердечной боли:

Гой ты, Русь моя родная.

Хаты – в ризах образа...

Христианские идеалы – неотъемлемая часть восприятия Есениным Родины, это живая связь между прошлым и настоящим.

Красота родных русских раздолий, язык людей, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звучит народная душа, - всё это было для поэта органически родным и близким.

Русь в дореволюционном поэтическом мире у Есенина многолика: задумчивая и нежная, нищая и весёлая. Для Есенина Русь – и царевна, и обычная крестьянка. В одном верен Есенин: ни на что не поменяет он свою дорогую страну:

«Не надо рая. Дайте Родину мою…»

Но творчество Есенина пропитано ещё одним высоким чувством – любовью, душа поэта не может не метаться и не сгорать от этой страсти. Первая любовь великого поэта вылилась в стихи, написанные в начале ХХ века…Эти стихи похожи на народные песни по своему настроению, они также полны деревенского фольклора, мелодичности и нежности. Поэтому первые творения молодого поэта переполнены «жизнью»: в них он описывает и мягкую зелень полей, и багряные краски зари, и белизну дыма черёмухи, и песок неба, который поражает своей голубизной.

С.А. Есенин через стихотворения смог передать все душевные переживания, которые ему пришлось перенести. Это и радостные встречи с возлюбленной, и та тоска от разлуки с ней, и грусть, разрывающая его сердце, и отчаяние, переполнявшее сознание. Но опять же, по словам поэта, его лирика «полна только одним – любовью к Родине». Любовь к девушке, женщине у него раскрывается в любви к родным местам. Образ березки – любимого дерева всего нашего народа - это одушевленный образ, через который ощущается и связь с родиной, и связь с женщиной. И вот мы уже видим березку, ставшую собеседником, другом, доверителем тайн.

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Берёза является любимым образом поэта, она метафорически становится его возлюбленной: берёзка-девушка с зелёным подолом платья, с которым играет лёгкий ветерок... Мир любви Есенина – это мир одушевлённой, живой природы, это тот мир, в котором жил сам поэт. В свои стихи из поэзии природы он привнёс целомудренность весны и чувственность лета. Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа…

Но после революции Родина представляется уже совсем иной. Меняется есенинский мир, меняется восприятие. Край кажется осиротелым, и слова «Вот так страна!» - звучат уже неоднозначно.

Привычный мир родной природы похож уже на какую-то загадочную картину, но картину из прошлого: «Я уходящих в грусти не виню» - скажет поэт.

Рядом с поэтическими деталями земного мира – образ мифологический, образ розового коня, весны, жизни, нового. Это и тоска по уходящему, и затаённый страх о будущем: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…»

Там, в далеком яблочном дыму, остаётся счастливое прошлое, и зовёт таинственное будущее. Есенин, пытаясь понять новую Русь, тоскует по прошлой, уходящей жизни, по той стране и укладу, которых больше никогда не будет.

В поэме «Анна Снегина» тесно переплелись тема Родины, тема природы, тема любви. В душе остались «золотые далёкие дали», но родные сердцу образы трансформируются в менее привлекательные, будущее Родины туманно и в душе поэта поселяется неопределённость… Образ Родины для Есенина становится уже не таким привлекательным.

Мне сложно принять «нового» Есенина… Моему сердцу ближе прежний настрой его произведений, тогда каждая строчка его поэм, стихов «дышала» добротой, нежностью, любовью, читая их, ты в душе соглашался с тем девизом, которым были пропитаны все строчки его стихотворений… Есенин «кричал»:

«Я люблю тебя, Родина милая…»

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою

С.Есенин.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: каждый ведь любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабакисловом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Очень точно об этом сказал Пушкин: "Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Чувствуя, что значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым, как и героине поэмы "Анна Снегина", так часто снились ограда, калитка, береза и ель.

Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Не раз он гордился мощью своей страны, ее необъятностью. "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь",пишет он в стихотворении "Русь советская". Он счастлив тем, что сын великого народа, великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце жизни в "Письме к женщине" он восклицает:

Теперь в советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитаты. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выбрать! Это, верно, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В "Стансах" он сам объясняет особенность своего творчества: "Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла".

Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике "Персидские мотивы":

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому, что с севера, что ли

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Наверное, тема моего сочинения годится для большого литературного исследования. Мне же остается сказать о самом, самом главном, как я его понимаю.

Родинаэто прежде всего ее природа, так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворить. Вообще же ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способности одушевлять природу. Любимый образберезкастановится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер. Клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других, не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мирмир живой и думающей природы, в котором всю жизнь жил поэт, и который он гостеприимно распахнул для нас. В городе все было по-иному. Поэтому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, "каждый раз приезжая в Константиново, был по-настоящему счастлив, что... вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь". Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое то, что очень ему дорого. В начале 20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении "Я последний поэт деревни..." он пишет: "Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!" Он горюет, что "стальная конница победила живых коней". Эта боль отболела, видимо, только после посещения заграницы, ибо поэт восклицает: "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!"

Не один год "железный гость", "каменные руки шоссе", сдавившие "за шею деревни", и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в "Русь кабацкую". Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное умственное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они-часть России. Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение: "Снова пьют здесь, дерутся и плачут..." горечью:

Ты, Рассея моя... Рас...сея...

Азиатская сторона!

1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше верил в будущее страны:

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непониманиевсе это и другое привели к трагическому концу. Но для нас поэт остается живым, всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений дивный свет".

Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н.А.Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру..." Тогда бы заглохла лиричность и поэтичность светлые родники человеческой души.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема Родины в поэзии Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер - вся красота русской природы отразилась в стихах Есенина, наполненных любовью к родной земле:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли,

Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Край любимый…»). В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «…голубую оставил Русь», «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку…».

В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Россия - единственная любовь Есенина: «Чувство Родины - основное в моем творчестве - она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».

Образ Родины в поэзии Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с род­ной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константи­ново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная…». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая фило­софия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особен­но это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная дерев­ня в России - это нечто цельное, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью оду­шевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический гелой - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и за­бытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам…

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драмати­ческими и даже трагическими событиями. На памяти его поколе­ния - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие ху­дожники его круга-Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков - с надеж­дами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и про­тиворечивы - это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тре­вога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разу­ма, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным ста­новится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы вопло­щает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, тех­нического прогресса сливается с размышлениями о судьбах Рос­сии. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины пе­реплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезнен­но переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти об­щий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» - Библию. Осо­бенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна*. Это тем более грус­тно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким- то там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есе­нина отказаться от своего призвания российского поэта; он пи­шет:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его призна­ние:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере», С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти, Одним из програм­мных, важных для понимания темы родины, является стихотво­рение «Спит ковыль».

Спит ковыяь. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зре­лой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотво­рение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, по­лынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак раз­луки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением по­эзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противовес ему звучит признание лирического героя в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». Это один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина эпитетов, обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада де­ревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревен­ская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есени­на он воспринимается как глубокое и искреннее признание авто­ра. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается из безотчет­ной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.

Образ родины в поэзии С. А. Есенина. С. А. Есенин был и остается одним из немногих, подлинно народных поэтов нашей страны. Уже в ранних стихах поэта определились основные темы его творчества. И одной из главных тем в лирике Есенина навсегда стала родина. Россия, Русь встает со страниц всех его стихов, даже тех, в которых не говорится о ней прямо.

Всюду мы видим картины русской природы:

Край любимый! сердцу сняться

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четкм

Ивы - кроткие монашки.

Его родина - это березы у пруда, придорожные травы, зеленые леса и бескрайние поля без конца и без края:

Я пастух, мои палаты -

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым - скаты

С гарком гулких дупелей.

Во всей русской поэзии не найти больше таких прекрасных и удивительно емких картин родной природы. Это целые художественные полотна, заключенные в нескольких стихотворных строчках, удивительные по своей простоте и прелести. Подчас его стихи о природе кажутся строчками чудесной народной сказки:

Поет зима-аукает,

Мохнатый снег баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А теплота, с который поэт говорит даже об озябших «малых птахах» выдает чувство огромной нежности Есенина к родной природе. Мы чувствуем, как бесконечно дороги крестьянскому поэту родные места.

Но пейзажи Есенина - это не только поля и леса, это и хаты и деревенские церквушки и околицы:

Гэй ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

В эти картины природы органично вплетаются и картины народного быта, гуляний, празднеств, народных обрядов:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит над корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Русская природа так или иначе присутствует в большей части произведений поэта. Она нередко выступает фоном в его любовной лирике. Даже далекой персиянке он рассказывает о красоте родной земли:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Но не только картины родной природы служат для Есенина источником вдохновения. Россия уже в раннем творчестве поэта предстает перёд нами с самых разных сторон. Это не только прекрасная страна полей и лугов, которую он любит «до радости и боли», это и нищий, скудный заброшенный край:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились В заревую гать.

Но Россия - это еще и кладезь духовности, край странников, богомольцев, молебнов с хоругвями. Край простых и смиренных людей, бесхитростных и религиозных:

По дороге идут богомолки,

Под ногами полынь, да комли.

Раздвигая щипульные колки,

На канавах звенят костыли.

Но появляется в творчестве поэта и еще один образ - родины, страны разбойной и мятежной. По дорогам ее бредут не богомолки и калики, а «люди в кандалах»:

Все они убийцы или воры,

Как судил им рок.

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щек.

Есенин не отвергает и такую Россию - преступножестокую, он признает свое родство с ней:

Я одну мечту, скрывая нежу,

Что я сердцем чист.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

И меня по ветреному свею,

По тому ль песку,

Поведут с веревкою на шее

Полюбить тоску.

Новый этап в творчестве Есенина и в его восприятии образа родины наступил после событий 1917 года. Есенин прошел не простой путь от полного отрицания всех своих прежних убеждений, идеалов православия и Святой Руси, до мечты о «крестьянском рае», в конечном счете соединившей в себе идеалы христианства с идеями социальной справедливости. Он освящает революцию образом Христа, его спасительной жертвы:

Но вдруг огни сверкнули…

Залаял медный груз.

И пал, сраженный пулей,

Младенец Иисус.

Но постепенно под влиянием реальной жизни, гражданской войны, голода, разрухи, конфликтов власти с крестьянами, поэт расстается с утопическими мечтаниями, душу его заполняет смятение и неуверенность и образ родины соединяет в себе тоску по «соломенной избяной России» и бессилия уходящей жизни перед лицом гибели:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Поэта глубоко волнует судьба родины. Как Блок и многие другие поэты и философы, Есенин был убежден в том, что России не следует идти по западному европейско-американскому пути, что у нее своя собственная, особая дорога. Он напряженно, вглядывался в те изменения, которые происходили в стране, в различных сферах жизни, пытался понять их суть и предугадать, «куда несет нас рок событий». В 20-х годах XX века поэт побывал за границей и увидел еще одну Россию - эмигрантскую. Россию, без родины. Увидел всю тоску и безысходность людей оказавшихся на чужбине. Они еще надеются, что большевики скоро падут и все вернется на «круги своя». Но надежды эти все иллюзорнее, а жизнь беспросветней: Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи.

Вспоминают Московскую Русь.

Созданный Есениным в этот период цикл стихов

«Москва кабацкая» - свидетельство глубочайшего духовного кризиса, переживаемого поэтом.

И все же он чувствует, что возврата к старому нет, он пытается принять естественный ход событий, увидеть зарождающуюся новую Россию:

Есть другие люди,

Те, что верят,

Что тянут в будущее робкий взгляд.

Почесывая зад и перед,

Они о новой жизни говорят.

И он пытается смотреть их глазами, пытается принять Русь Советскую:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Несмотря на все искреннее желание оценить эту новую Россию, поэт чувствует себя в ней чужим. Даже родная деревня уже не принимает его:

А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и моложе лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах «е нахожу приют.

Но эта боль и обита от собственной бесприютности и одиночества поднимает поэта на новый философский уровень восприятия жизни. Он сам обрывает свою жалобу:

Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Такой озаренной светом новой жизни пытается увидеть поэт свою родину.

Следовательно, мы видим что в восприятии родины Есенин прошел долгий и сложный путь от трогательного восхищения до глубоких раздумий и сомнений, разрешившихся в итоге принятием неизбежных изменений и надеждой на новую жизнь.